Деятельностно компетентностный подход во внеурочной деятельности. Как я реализую компетентностный подход во внеурочной деятельности

Разделы: Администрирование школы

В настоящее время меняются требования к выпускникам образовательных учреждений, как отмечается в Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г., развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Удовлетворение личности, общества и государства в получении качественного образования в новых условиях невозможно без развития потенциала образовательных учреждений посредством освоения и расширения инновационной деятельности наряду с обеспечением их стабильного функционирования.

Концепция модернизации российского образования до 2010 года.
Цели образования. развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

  • умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);
  • готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
  • толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
  • Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов и в первую очередь системы образования.

    Сегодня необходимо не только совершенствовать свои знания умения и навыки, но и быть психологически готовым к изменившимся социально-экономическим условиям, иному образу существования в обществе. Иначе говоря, условия таковы, что личность (человек) должна занимать активную жизненную позицию, личности необходимо уметь реализовать свой жизненный потенциал, выполняя функции "свободного носителя” социальных услуг, а значит, выступать субъектом деятельности. В настоящее время возрастает ответственность самого человека за его успешное существование в обществе (получение работы, создание семьи и т.д.)

    К примеру : Количество безработных среди высококвалифицированных специалистов позволяет поставить под сомнение гипотезу о том, что существует причинная связь между уровнем образования и возможностью получить работу.

    Функции педагога
    (учителя, классного руководителя, организатора внеурочной деятельности) – создание необходимых условий для "само":

    • САМОактуализации,
    • САМОопределения,
    • САМОсозидания,
    • САМОреализации.

    Ребенок учит, развивает, воспитывает себя САМ!
    Согласно плану развития нашего учебного заведения мы преследуем главную цель :

    Реализация компетентностного подхода на уроке и во внеурочной деятельности.

    Среди многих задач, стоящих перед школой, обозначены следующие:

    • Разработка принципов и форм организации школьного самоуправления на базе клубной деятельности и музейной педагогики, развитие системы воспитательной работы как пространства, в котором должны формироваться социальные компетенции обучающихся.
    • Развитие форм общественной составляющей в соуправлении школой, в том числе через создание молодежных объединений и организаций.

    Технология традиционного обучения не в состоянии отвечать современным требованиям. Поэтому, все чаще и чаще мы сталкиваемся с понятиями “Компетентностное образование” ,“Компетентностный подход”

    Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности.

    1) учащийся осознает процесс управления своей деятельностью;
    2) интеграция различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей), поскольку освоить деятельность (в отличие от действия) через подражание невозможно.

    • формируется персональный “ресурсный пакет”; учащийся понимает, какие средства необходимы для выполнения деятельности.
    • набор осваиваемых способов деятельности должен быть социально востребованным и позволять учащемуся оказываться адекватным типичным ситуациям.
    • набор осваиваемых способов деятельности является предметом запроса работодателей (и других заказчиков), который может быть актуален некоторое количество времени, а затем корректироваться в связи с изменением социально-экономической ситуации.

    Чем компетенции отличаются от других результатов образования?

    • является интегрированной,
    • проявляется ситуативно, в зависимости от задачи.
    • в отличие от элемента функциональной грамотности позволяет решать целый класс задач,
    • в отличие от навыка – осознана,
    • в отличие от умения – переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетенциями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов.
    • в отличие от знания существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней.

    Существует несколько вариантов классификации компетенций, вот одна из них:

    1. Ценностно-смысловая компетенция
    2. Социально-продуктивная компетенция
    3. Коммуникативная компетенция
    4. Общекультурная компетенция
    5. Информационная компетенция
    6. Нравственная компетенция
    7. Автономизационная компетенция

    1. Ценностно-смысловая компетенция

    Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
    Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.
    От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

    2. Общекультурная компетенция

    Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности; это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека, человечества и отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени; сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

    3. Коммуникативная компетенция

    Умение вступать в коммуникацию, с целью быть понятым, овладение умениями общения.

    4. Информационная компетенция

    Владение информационными технологиями, умение работать со всеми средствами информации.

    5. Автономизационная компетенция

    Способность к саморазвитию и самопрезентации, способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность.

    6. социальная компетенция

    Умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в трудовом коллективе, команде

    7. Продуктивная компетенция

    Умение работать, принимать решения и нести за них ответственность.

    8. Нравственная компетенция

    Готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам

    Ключевые компетенции:

    • Компетенции относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей, решения сложных задач в самых разных ситуациях.
    • Ключевые компетенции надпредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и др.

    Уровень овладения ключевыми компетенциями – тот реальный багаж, который в дальнейшей взрослой жизни выпускника будет востребован в первую очередь, и именно от этого багажа зависит не только его дальнейшая жизненная и профессиональная карьера, но и будущее региона, того уголка земли, где он будет жить…

    Воспитательная работа нашей школы строится на системе традиций, воплощающих основные устремления коллектива всесторонне помочь учащимся в нравственном становлении личности.

    Охватывая различные направления воспитательной работы, традиции приобретают статус закона, который не только связывает и упорядочивает деятельность коллектива, но и помогает эту деятельность организовать, найти в своём учебном заведении ту изюминку, которая позволяет ему выгодно отличаться от других, и видеть перспективы развития.

    Сформировавшиеся в учебном заведении традиции – это не просто набор мероприятий, а система. Взаимоотношения, складывающиеся в коллективе под влиянием традиций, характеризуются стабильностью, уважительностью, терпимостью, творчеством, а именно такие отношения и способствуют успешному развитию коллектива.

    Система традиций нашего учебного заведения такова:

    Традиции учебной и профессиональной направленности:

    • День Знаний;
    • Посвящение в гимназисты;
    • Интеллектуальный марафон;
    • Олимпиады по предметам;
    • Конкурс “Ученик года”;
    • Фольклорный праздник “Масленица ”;
    • Праздник “Труда и Талантов” (день рождения школы) “Встреча школьных друзей”;
    • Туристический поход.

    Традиции общественной деятельности:

    • месячник “Осторожно, дети!”;
    • занятия с активом по развитию самоуправления;
    • акция “Поздравь ветерана”;
    • вечера встреч с ветеранами

    Традиции общественно полезного труда:

    • дежурство по школе;
    • субботники по благоустройству школы;
    • организация дежурства в классах;
    • озеленение территории школы и рекреаций.

    Традиции работы с родителями:

    • тематические родительские собрания в классах и общешкольные;
    • родительский всеобуч по ступеням;
    • родительские дни;
    • составление социального паспорта школы;
    • мероприятия по теме “Моя семья”.

    Наиболее тесная интеграция обучения и воспитания возможна именно в условиях компетентностного подхода .

    Средствами внеучебной (воспитательной) деятельности преимущественно формируются:

    • ценности деятельности, общения, самообразования;
    • привычка быть мобилизованным;
    • личностные умения - рефлексивные, оценочные;
    • личностные качества - самостоятельность, ответственность;
    • опыт общения и взаимодействия с людьми, в том числе в коллективе.

    Одним из вариантов такой внеурочной деятельности является наша клубная деятельность, у нас существует много клубов, но полноценно и продуктивно работают два клуба: “Патриот” и “Славянские братья” .
    Все предметы, которым мы обучаем школьников, формируют целостное представление о мире. В этом смысле нам всем повезло: у нас в совокупности есть все знания, которыми должен обладать выпускник школы, поэтому нам не страшны никакие испытания, которые бы могли встретиться в пути.
    И сейчас я предлагаю рассмотреть одно из многих воспитательных мероприятий с точки зрения компетентностного подхода.
    Это мероприятие называлось:

    “Семья – это то, что с тобою всегда!”

    Цель:
    Вложить в сердца детей понятие “Семья”, разъяснить и помочь осознать ценность и важность семьи.

    Мероприятие длилось с октября по ноябрь, включало в себя несколько видов работ:

    • Написание сочинений: “Моя семья”
    • Анализ работ, специально созданной комиссией
    • Проведение классных часов “Ценности семьи”
    • Создание панно на ту же тему
    • Конкурс “Моя семья” (создание коллажей о семье)
    • Создание общего коллажа в школе, как итог проведенной работы
    • Родительское собрание по итогам проведенной работы

    Реакция на данное мероприятие была не однозначна, кто-то с удовольствием взялся за создание яркого образа своей семьи, а кто-то воспринял все происходящее негативно и посчитал, что это его личная жизнь, куда посторонним вход воспрещен. Мы не преследовали цель усмотреть что-то плохое или, наоборот, выставить на показ что-то хорошее, мы хотели создать образ нормальной полноценной семьи, с её плюсами и минусами, хотели вложить в сердца наших детей немного тепла и ярких впечатлений и цель была у нас, как я уже упоминала: “…помочь осознать ценность и важность семьи”.

    По окончании мероприятия мы создали общее панно на 3 этаже, рассказывающее маленькие истории одного большого дома под номером 37

    Анализируя то, какие коллажи создали наши дети, какие выводы они делали на классных часах, то какими вопросами они задавались при написании сочинений и как они излагали свою точку зрения по данной теме, это ли не формирование социальных компетенций, о которых мы уже несколько лет говорим.

    “Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Все бывает в семье беды и радости, но достойно разрешить конфликты удается далеко не всем. – Нужно ли разрешать конфликты? – Какой стратегии придерживаться в возникшей ситуации? – Какие качества делают семью единой крепкой, а какие способствуют её разрушению? Как видим семья – это маленькое солнце, благодаря которому нам тепло и уютно, оно притягивает к себе. И все мы, и взрослые, и дети должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь”.

    По сути дела, так или иначе, мы касаемся понятия “Компетентностный подход” обучая и воспитывая наших детей, иногда не осознавая этого в полной мере.

    В качестве главной цели педагогической организации внеурочной жизнедеятельности класса следует рассматривать формирование ключевых компетенций учащихся. Соответственно, эта цель становится главной целью деятельности классного руководителя и включает как минимум три задачи:

    • собственная деятельность классного руководителя по организации жизни и развития классного коллектива и отдельных учащихся;
    • координация и отслеживание результативности деятельности учителей-предметников, работающих с классом, по формированию ключевых компетенций урочными и внеурочными средствами учебной деятельности по предмету;
    • организация совместных форм работы классного руководителя с учителями-предметниками.

    Установка классного руководителя на формирование ключевых компетенций требует истинно демократического подхода к организации жизни класса. Классный руководитель не вправе навязывать цели развития классного коллектива и совместной жизнедеятельности, формы организации и методы достижения поставленной цели. Его задача - выбрать вместе с учащимися те цели, которые действительно близки, по крайней мере, большинству учеников, и те пути их достижения, которые, согласно общим ощущениям, будут наиболее плодотворными.

    30.12.2015г.

    Выступление на ШМО на тему: «Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности»

    Что же такое компетентностный подход?

    Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний» (а на самом деле суммы сведений) предполагает овладение учащимися умениями, позволяющими действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующие средства. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

    Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения). Это направление возникло из простых вопросов о том, какими результатами школьного образования школьник может воспользоваться вне школы.

    Ключевая мысль этого направления состоит в том, что для обеспечения «отдаленного эффекта» школьного образования все, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования.

    Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть мертвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.

    Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.

    Деятельность - это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности, как «нужде», «необходимости» в чем-либо (С. Л. Рубинштейн).

    Сегодня меняется взгляд на образование: « Обучение не на всю жизнь, а через всю жизнь». В Национальной образовательной инициативе « Наша новая школа», утвержденной президентом РФ, отражены главные направления образования, в которых прописан результат образовательного процесса: « Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий»

    Вопрос традиционного обучения – «Чему учить?», становится сегодня менее актуальным. Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, что требует другой постановки вопроса, а именно «Каким способам деятельности обучать?» В этом случае основным содержанием обучения являются действия, операции, соотносящиеся не столько с объектом приложения усилий, сколько с проблемой, которую нужно разрешить. Не привычные «должен знать» или «должен уметь», а «может».

    В учебных программах деятельностное содержание образования отражается в акценте на способах деятельности, умениях, навыках, которые необходимо сформировать, на опыте деятельности, который должен быть накоплен и осмыслен учащимися, и на учебных достижениях, которые учащиеся должны продемонстрировать.

    Важнейшим признаком компетентностного подхода является способность

    обучающегося к самообучению в дальнейшем, а это невозможно без получения глубоких знаний. Однако роль знаний меняется. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, Интернете, а не в головах учащихся. В то же время, учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем.

    Компетентностный подход применяется при создании КИМов для ЕГЭ, в разработке инструментария исследования PISA. Задания третьей части ЕГЭ используются для проверки умения применять знания из различных разделов учебных предметов в новой ситуации. Что собственно и является (см. таблицу) основным результатом обучения в компетентностном подходе. ЕГЭ – средство проверки и оценки компетенций.

    Подход традиционный:

    результат обучения

    примеры типичных форм контроля результатов обучения

    пример контролирующего задания

    Знаниевый

    Владение знаниями

    Экзамены по билетам

    Дать развернутый ответ на вопрос

    Компетентностный

    Готовность использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации

    ранее не встречавшаяся задача.

    Выполнение и защита исследовательского или практико- ориентированного проекта.

    Основным для компетентностного подхода является новое для отечественной педагогики понятие «компетенция».

    Что же такое компетенция?

    Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсовдля эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.

    Компетенция – это готовность действовать в ситуации неопределенности.

    Компетенции можно подразделить на Ключевые и Профессиональные

    Что такое «ключевые компетенции»?

    Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными,

    применимыми в различных жизненных ситуациях. Это своего рода ключ к успешности. Ключевых компетенций не так уж и мало, но все они складываются из четырех элементарных ключевых компетенций:

    - Информационная компетенция – готовность к работе с информацией;

    - Коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми,

    формируется на основе информационной;

    - Кооперативная компетенция – готовность к сотрудничеству с другими людьми,

    формируется на основе двух предыдущих;

    - Проблемная компетенция – готовность к решению проблем, формируется на

    основе трех предыдущих.

    Что дает компетентностный подход учителю и ученику?

    Компетентностный подход позволяет:

    Согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями

    учащихся;

    Подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе или

    колледже;

    Подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым

    законам;

    Повысить степень мотивации учения, за счет осознания его пользы для

    сегодняшней и последующей жизни учащихся;

    Облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени

    самостоятельности и ответственности учащихся в учении;

    Обеспечить единство учебного и воспитательного процессов, когда одни и те же

    задачи разносторонней подготовки к жизни решаются различными средствами

    урочной и внеурочной деятельности.

    Что должен уметь педагог?

    Чтобы успешно реализовать компетентностный подход, педагог должен уметь:

    Успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу,

    самостоятельность и ответственность;

    Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;

    Проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам, даже если те

    кажутся на первый взгляд трудными и провокационными, а также к их

    самостоятельным пробам и ошибкам;

    Чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;

    Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и интересами учащихся,

    характерными для их возраста;

    Закреплять знания и умения в учебной и во внеучебной практике;

    Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной

    работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и

    индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов;

    Ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;

    В совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха»;

    Привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, создавать новый опыт

    деятельности и организовывать его обсуждение без излишних затрат времени;

    Оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной

    характеристикой;

    Оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по

    предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств;

    Видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.

    Чтобы реализуемый педагогом подход в обучении был действительно

    компетентностным, педагог должен остерегаться:

    учеников;

    Передавать ученикам свой опыт жизни и воспитывать их исходя из того, как был

    воспитан сам;

    Представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы

    «правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных

    проблем;

    Бездоказательно-нормативных высказываний «надо», «должен», «так принято»,

    которые не сопровождаются дальнейшими пояснениями

    2. Цели педагогического процесса

    Цель: Формирование образовательных компетенций учащихся на уроках химии через проблемно-исследовательскую деятельность.

    Задачи:

    Способствовать формированию устойчивой мотивации учащегося к саморазвитию через ситуацию успеха;

    Способствовать формированию навыков решения проблемных ситуаций;

    Формировать навыки исследовательской деятельности;

    Способствовать формированию устойчивой рефлексии своей деятельности;

    Формировать ключевые компетенции.

    3. Принципы педагогической деятельности

    Для успешной реализации компетентностного подхода в обучении необходимо

    владеть принципами организации педагогического процесса.

    Принцип компетентностной ориентации обучения как ориентации на

    формирование обобщенных умений. Формирование познавательных,

    информационно-коммуникативных и рефлексивных компетенций учащихся исходя из Государственных стандартов образования.

    Принцип доступности. По Я. А. Коменскому: от легкого к трудному, от

    известного к неизвестному, от простого к сложному. Проблемный вопрос –

    проблемное изложение – поисковая (эвристическая) беседа – самостоятельная

    исследовательская деятельность.

    Принцип осмысленности. Осмысление проблемы, цели, задачи происходит при

    самостоятельной их формулировке учащимися.

    Принцип естественности. Проблема не должна быть надуманной, а реальной,

    интерес должен быть не искусственным, а настоящим.

    Принцип самодеятельности. Ребенок может овладеть ходом исследования

    только через проживание его, то есть через собственный опыт.

    Принцип экспериментальности. (принцип наглядности Я. А. Коменского, И. Г.

    Песталоции, Ж. Ж. Руссо).

    Принцип культуросообразности. Использование учащимися опыта, методов,

    подходов, накопленных в этой области предыдущими поколениями.

    Принцип обучения в соответствии с индивидуальными способностями и

    возможностями учащихся позволяет создать необходимые условия для развития

    каждого ребенка в отдельности, учитывая при этом их личностные особенности, их

    индивидуальность.

    Принцип рационального сочетания индивидуального и коллективного

    образования. Нацеливает учителя на выбор парных, групповых и

    индивидуальных форм обучения в зависимости от уровня сложности изучаемого

    материала для развития самостоятельности и творчества учащихся.

    Принцип активной деятельности учащихся. Освоение учениками знаний,

    умений, навыков, способов деятельности преимущественно в форме деятельностного, компетентностного подхода.

    Принцип практической направленности обучения литературы. Решение заданий

    прикладного, практического содержания.

    Принцип полного усвоения знаний. Система организации дополнительных

    занятий с учащимися.

    Принцип полного контроля. Применяются три типа контроля: внешний

    контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль.

    Внешний контроль приучает обучающихся добросовестно систематически

    выполнять учебную работу. Значимость функций взаимоконтроля определяется

    более ответственным отношением учащихся к оценке деятельности своих

    одноклассников, нежели своей. При проведении самоконтроля осознается

    правильность своих действий, что выражается в его направленности на

    предупреждение ошибок.

    Принцип обратной связи. Регулярно контролировать процесс обучения с

    помощью приемов обратной связи.

    Принцип систематической рефлексии. Лучший способ учиться – периодически

    анализировать свою работу, отмечать продвижение, выявлять затруднения,

    реагировать на неудачи.

    Принцип систематической рефлексии хода учебной

    работы гласит: всякий цикл работы должен завершаться рефлексией.

    Обучение рефлексии позволяет ученикам учиться на своем опыте, так как допущенные ошибки не страшны, если их учитывают и исправляют.

    4. Методы педагогической деятельности.

    Выбор методов осуществляется на основе целевых установок урока, содержания изучаемого материала и задач развития учащихся в процессе обучения. Для реализации основных принципов компетентностного подхода и рационального сочетания индивидуального и коллективного образования, отбираются наиболее эффективные методы организации обучения.

    Классификация методов по Ю. К. Бабанскому:

    Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

    Перцептивные методы (передача и восприятие учебной информации):

    Словесные методы.

    Проблемная беседа, диспут, дискуссия. На дополнительных занятиях дети

    знакомятся со спецификой монолога-выступления на научно-практической

    конференции.

    Наглядные методы.

    Демонстрация способов деятельности. Формируя образовательные

    компетенции учащихся, учитель сам показывает, как нужно делать, дает

    алгоритм действия (способы решения проблемы, алгоритм размышлений, правило в простой схеме и т.д.).

    Практические методы.

    Самостоятельное выполнение творческих упражнений разноуровневого

    характера, прикладной направленности.

    Самостоятельное проведение учащимися исследовательской деятельности.

    Логические методы (организация осуществления логических операций):

    Индуктивные.

    Дедуктивные (имея общую формулу, составить алгоритм решения однотипных

    конкретных задач).

    Аналитические.

    Синтетические.

    Гносеологические методы (организация и осуществление мыслительных

    операций):

    Проблемно-поисковые методы (формируются проблемные компетенции).

    Проблемное изложение знаний. Применяется, когда учащиеся

    не имеют достаточного запаса знаний, чтобы активно участвовать в

    решении проблемы.

    Эвристический метод. Поисковая (эвристическая беседа).

    Проводится на основе создаваемой учителем проблемной ситуации.

    Например, во что превращается водород, когда забирает электроны у лития? 8 класс. «Степень окисления».

    Исследовательский метод. Применяется, когда учащиеся обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных предположений.

    Методы управления учебными действиями:

    Учащиеся приобретают навыки (информационные или информационно коммуникативные компетенции) работы с дополнительной литературой, с

    учебником, с ИНТЕРНЕТ,

    (решение учебной проблемы, проверка гипотезы, выполнение исследовательской деятельности,

    составление презентации и ее защита).

    Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

    Методы эмоционального стимулирования:

    Создание ситуации успеха в обучении – обязательное условие компетентностного обучения.

    Методы формирования познавательного интереса («хочу»):

    Формирование готовности восприятия учебного материала, выстраивание вокруг

    учебного материала игрового приключенческого сюжета, стимулирование

    занимательным материалом.

    Методы формирования ответственности и обязательности («могу»):

    Формирование понимания личностной значимости учения, предъявление учебных

    требований, оперативный контроль. Организация содеятельности: совместно-

    индивидуальной, совместно-последовательной, совместному взаимодействию.

    Методы организации и взаимодействия учащихся и накопления социального опыта

    Организация работы учащихся - консультантов. Работа консультантов

    используется при подготовке и проведении практических работ, при проведении

    демонстрационного эксперимента.

    Временная работа в группах. В проблемно-исследовательской деятельности

    предпочтение отдаѐтся групповой работе. При этом формируются

    коммуникативная и кооперативная компетенции.

    Организация работы по решению прикладных задач.

    Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся

    Творческие задания. Создание презентаций.

    Постановка проблемы или создание проблемной ситуации. На основе

    прочитанного материала учащиеся сами составляют проблемный вопрос.

    Дискуссия.

    Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития учащихся

    Методы контроля (осуществляет учитель):

    Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся:

    Устный контроль,

    Письменный контроль,

    Проверка домашних работ учащихся,

    Лабораторно-практический контроль.

    Методы самоконтроля (осуществляет ученик):

    Методы устного самоконтроля и взаимоконтроля.

    Контрольные, ЕГЭ, ответы

    Методы письменного самоконтроля и взаимоконтроля.

    Методы практического самоконтроля и взаимоконтроля.

    5. Приемы педагогической деятельности.

    Основными приемами педагогической деятельности являются:

    Прием эвристических вопросов. Разработан древнеримским педагогом

    и оратором Квинтилианом. Для отыскания сведений о каком-либо событии

    задаются восемь ключевых вопросов: кто? что? зачем? где? чем? как?

    когда? почему?

    Прием развития речи учащихся. Успехи учащихся в русского языка и литературы

    находятся в прямой связи с культурой их устной и письменной речи, с

    умением грамотно использовать словарный состав языка. Если ученик

    отвечает грамотно, красиво, в темпе, то он облегчает работу всего класса.

    Организуя проверку домашних заданий, проведение устных упражнений и

    защиты проектов, перед учащимися ставится задача грамотного обоснования каждого этапа.

    Прием конструирования, моделирования. Используется при решении

    проблемной ситуации или в исследовательской деятельности.

    Исследования проводятся по схеме, предложенной учителем или

    выбранной самим учащимся.

    Прием комментированного решения задач. При

    отработке навыков класс выполняет одно и то же упражнение, но к доске

    никто не выходит, учащиеся поочередно вслух комментируют,

    обосновывают выполняемое задание. Учитель в любой момент может

    прервать отвечающего ученика и предложить продолжить ответ другому.

    Такое решение нацеливает школьников на то, что главное не быстрота

    преобразований, а их обоснование.

    Прием проверки домашних задач. К началу урока на доске готовятся

    необходимые схемы к домашним заданиям. На занятии к доске вызывается ученик для изложения решения,

    который может быть в любой момент остановлен, а продолжить пояснение

    выйдет следующий.

    Прием развития навыка составления, решения проблемного

    вопроса, навыка выдвижения рабочих гипотез. Любое исследование,

    любое творчество начинается с постановки проблемы, т. е. умения ставить

    вопрос. Учащиеся приучаются при чтении текста ставить перед собой

    скрытые вопросы, при этом их внимание сосредоточивается на логике

    рассуждений, выполняются основные мыслительные операции: анализ,

    синтез, сравнение, обобщение.

    Прием намеренных ошибок. При объяснении материала учителем

    намеренно допускаются ошибки. Сначала ученики заранее

    предупреждаются об этом. Постепенно школьники учатся мгновенно

    пресекать ошибки условным знаком и пояснением. Происходит отыскание

    взаимосвязей ошибки с правильным ответом. Внимание к ошибке может

    быть не только с целью ее исправления, но и для выяснения причин и

    способов ее получения.

    При организации взаимодействия учащихся и учителя, учащегося и класса

    выделяют такие формы работы как коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

    Индивидуальная применяется при выполнении контрольных,

    самостоятельных, домашних контрольных работ, написании реферата,

    творческой работы, выполнении заданий по индивидуальным траекториям

    (используется для работы, как со слабоуспевающими детьми, так и при

    работе с одаренными).

    - Парная используется при выполнении практических работ, при

    взаимопроверке.

    - Групповая используется при решении проблемных ситуаций, она

    позволяет каждому ребенку чувствовать себя более комфортно на уроке,

    чувствовать сопричастность к происходящему действу. Групповая форма

    работы дает больше возможностей создания ситуации успеха.

    - Коллективная работа всего класса проходит на этапах актуализации

    знаний, умений, навыков, способов деятельности во время лекционной

    подачи материала.

    Формирование компетенций осуществляется по 4-м уровням.

    Компетенции формируются на учебном занятии деятельностного типа.

    Структура учебного занятия на деятельностной (компетентностной) основе:

    1.Самоопределение к деятельности

    2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

    3. Постановка учебной задачи, проблемной ситуации

    4. Организация положительного самоопределения ученика к деятельности

    на учебном занятии:

    Создание условий для возникновения у учащихся потребности

    включения в деятельность («хочу»)

    Выделение содержательной области («могу»)

    Актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий

    Тренировка соответствующих мыслительных операций

    Создание проблемной ситуации, фиксация затруднений учащихся в индивидуальной деятельности

    Соотнесение учащимися своих действий с имеющимсяалгоритмом, способом деятельности по изучению теоретического

    материала, его структурирование, выполнение практического задания

    Выявление учащимися и фиксация ими причин затруднения

    Организация учителем коммуникативной деятельности учащихся

    по исследованию возникшей проблемной ситуации

    Определение цели деятельности и формирование темы урока

    5. Построение проекта выхода из проблемной ситуации, затруднения

    6. Первичное закрепление учебного материала:

    Выполнение учащимися в форме коммуникативного взаимодействия

    типовых заданий на новые способы действия с обсуждением шагов

    действий и полученных результатов

    Выдвижение и проверка гипотез

    Организация коллективной деятельности учащихся, в ходе которой выстраивается и обосновывается новый способ действий

    Фиксация нового способа действий в устной и письменной форме

    7. Самостоятельная работа

    8. Включение новых знаний в систему и повторение

    Отработка ранее изученных алгоритмов

    Подготовка к введению новых знаний на последующих уроках

    Использование индивидуальной формы работы:

    Самостоятельное выполнение учащимися задания на применение нового способа действия

    Осуществление самопроверки, пошагового сравнения с образцом

    Оценивание своей самостоятельной работы

    9. Рефлексия деятельности (итог урока).

    ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Реализация компетентностного подхода в организации внеучебной деятельности учителем начальных классов

    Формирование личности младшего школьника в условиях внедрения компетентностного подхода является актуальной проблемой образовательной практики. Это связано с тем, что, во-первых, необходимо определить набор компетентностей, возможных в этом возрасте, во-вторых, выявить механизмы внедрения компетентностного подхода в деятельность учащихся и педагогов.

    Внедрение компетентностного подхода, начиная с начальной ступени образования затруднено тем, что большинство школьных программ, используемых в современной начальной школе, создавались до появления компетентностного подхода.

    Применительно к системе начального образования ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться:

    искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию;

    думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей средой; оценивать произведения искусства и литературы;

    сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

    приниматься за дело: включаться в работу; нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовывать свою работу; пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;

    адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

    Компетентность не может быть определена через определённую сумму знаний и умений, т.к. значительная роль в её проявлении принадлежит обстоятельствам. Быть компетентным означает мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Именно компетентность позволяет индивиду ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях, что означает успешность социализации. Социализация – это процесс взаимодействия человека и социальной среды. Человек не просто усваивает социальный опыт, а преобразует его в свои ценности, установки, ориентации. Результат социализации – социализированность, т. е. сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом.

    Организация внеучебной деятельности среди учащихся начальной школы

    Наиболее тесная интеграция обучения и воспитания возможна именно в условиях компетентностного подхода.

    Реализация внеучебной деятельности предполагает формирование в каждом ученике нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциала, их развитие и становление.

    Нравственный /ценностный/ потенциал предполагает восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как " семья", " школа", "родина", "учитель", " природа", " дружба со сверстниками", " уважение к старшим". Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и других общественных местах. Наличие опыта участия в подготовке и проведении общественно-полезных дел, осуществления индивидуального и коллективного выполнения поручений и заданий в процессе организации классной и школьной жизни.

    Познавательный потенциал - наблюдательность, активность, прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность основных черт индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе.

    Коммуникативный потенциал - овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Сформированность первичных навыков саморегуляции.

    Эстетический потенциал - эстетическая восприимчивость явлений и предметов окружающей природной и социальной среды, наличие личностного, эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.

    Физический потенциал - соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким, закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой спортом.

    Средствами внеучебной (воспитательной) деятельности преимущественно формируются: ценности деятельности, общения, самообразования; привычка быть мобилизованным; личностные умения - рефлексивные, оценочные; личностные качества - самостоятельность, ответственность; опыт общения и взаимодействия с людьми, в том числе в коллективе.

    В качестве главной цели педагогической организации внеурочной жизнедеятельности класса следует рассматривать формирование ключевых компетенций учащихся. Соответственно, эта цель становится главной целью деятельности классного руководителя и включает как минимум три задачи:

    Собственная деятельность классного руководителя по организации жизни и развития классного коллектива и отдельных учащихся;

    Координация и отслеживание результативности деятельности учителей-предметников, работающих с классом, по формированию ключевых компетенций урочными и внеурочными средствами учебной деятельности по предмету;

    Организация совместных форм работы классного руководителя с учителями-предметниками.

    Установка классного руководителя на формирование ключевых компетенций требует истинно демократического подхода к организации жизни класса. Классный руководитель не вправе навязывать цели развития классного коллектива и совместной жизнедеятельности, формы организации и методы достижения поставленной цели. Его задача - выбрать вместе с учащимися те цели, которые действительно близки по крайней мере большинству учеников, и те пути их достижения, которые, согласно общим ощущениям, будут наиболее плодотворными.

    Необходимым условием жизни класса в условиях компетентностного подхода является открытое выражение учениками:

    Своих переживаний, радостей, разделение чужих чувств для более глубокого понимания человеческих взаимоотношений;

    Своего понимания возникающих в жизни класса проблем и путей для их разрешения;

    Своих оценок учебной и внеучебной деятельности класса в целом и личного вклада отдельных учащихся в эту деятельность.

    Организационно-деятельностный компонент воспитательного процесса включает и такие элементы, как:

    Технологии воспитания: коллективная творческая деятельность, игровая, творческая мастерская, моделирование воспитательной деятельности класса.

    Формы организации воспитательного процесса: праздник, коллективное творческое дело, викторина, конкурс, выставка, экскурсия, устный журнал, беседа и др.

    Ученическое самоуправление, осуществляемое в рамках классного коллектива.

    Оценка сформированности компетентности учащихся

    Содержание общего образования формируется из сочетания многих предметных областей, сфер деятельности, отношений, которые осваивает ребёнок. Комплекс систематических знаний и представлений, умений и навыков, традиций и ценностных ориентаций может быть назван системой культурной компетентности личности. Общекультурная компетентность характеризует человека как носителя ценностей общечеловеческой и национальной культуры, нравственных норм и принципов, обусловленных ими взглядов, действий и поступков, культуросообразного и природосообразного поведения и деятельности, владеющего устной и письменной речью, способами коммуникации с другими людьми. Она предполагает определённую степень автономии человека, которая необходима для формирования личности, способной принимать решения, противостоять внешнему давлению.

    Информационно-познавательный;

    Ценностно-ориентационный;

    Регулятивно-поведенческий. (Приложение 1).

    В построенном таким образом понятии «компетентность» ассимилируются личные и потенциальные познавательно-практические качества, которые должны быть сформированы в процессе обучения и воспитания. Компетентность не привязана жёстко к определённому образовательному содержанию, знаниям или иным способностям.

    Для определения компетентности школьника предлагается перечень показателей в соответствии с выделенными аспектами по трём уровням:

    Примитивно-поведенческий;

    Эмоционально-поведенческий;

    Мотивировано-поведенческий. (Приложение 1).

    Структура общекультурной компетенции отражает основные сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром в процессе социализации.

    Сфера экологической компетентности – отношения между человеческой цивилизацией и природой на различных уровнях. Для младшего школьника характерен следующий объём компетенций: знает правила поведения в лесу, на водоёмах, в местных природных зонах в разное время года; различает живую и неживую природу; знает правила личной гигиены; умеет разводить костёр, собирать грибы и ягоды; наблюдает за явлениями природы, описывает их; принимает участие в озеленении класса, школы, двора; ходит в походы, посещает дендропарки и бережно относится к природе рядом; знает правила поведения при пожаре и других стихийных бедствиях.

    Сфера социальной компетентности – отношения в обществе. Для младшего школьника характерно: знает содержание понятия Родина; знает свои права и обязанности; знаком с профессиями шофёра, продавца, врача, воспитателя, почтальона, швеи, строителя, машиниста; имеет первоначальное представление о собственности; самостоятельно делает покупки; знает законные способы зарабатывания денег; знает безопасный маршрут в школу, в магазин; знает подробный адрес, основные социальные объекты; имеет представление о личностном пространстве человека; умеет соблюдать очередность и правила игры; осуществляет взаимодействие с другими людьми в соответствии с установленными нормами и правилами; умеет принимать на себя частичную ответственность за происходящее; осознаёт, что он может что-то делать без обязательной поддержки взрослых и их одобрения; осуществляет индивидуальный выбор поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и в школе.

    Сфера когнитивной компетентности – объединяет интеллектуальную, информационную культуру и культуру самоорганизации. Для младшего школьника характерен следующий объём компетенций: учится работать вместе с товарищем; учится правильно читать (соблюдать ударения, паузы, интонацию конца предложения, выделять важные по смыслу слова и т.д.); осваивает основные виды письменных работ (запись под диктовку, изложение текста, отзывы и т.д.); планирует учебные занятия в режиме дня; учится контролировать свои действия и действия товарищей; учится правильно работать с учебником; слушает чтение различных текстов, объяснения учителя; выделяет главные факты и мысли в тексте, составляет простой план, пересказывает содержание текста; учится правильно работать с литературой; сформированы навыки самообслуживания; учится правильно излагать мысли, работать в группе.

    Сфера гуманитарной компетенции – ориентация человека в идеях, смыслах, текстах культуры. Для младшего школьника характерен следующий объём компетенций: понимает образный язык сказок, рассказов, стихотворений; проявляет интерес к художественной литературе; знает произведения русских писателей, поэтов; выделяет главную идею произведения; высказывает оценочные суждения, сравнивает и оценивает поступки героев; читает стихи известных поэтов; начинает овладевать иностранным языком; проявляет ценностное отношение к предметам и явлениям окружающей жизни.

    Сфера эстетической компетентности – ориентация человека в мире искусства, в мире изобразительных искусств; воспитание эстетического вкуса. Для младшего школьника характерно: различает виды ИЗО; свободно владеет карандашом и кистью при разных приёмах рисования; лепит скульптуры; знаком с народными инструментами;знает и исполняет русские народные песни, пословицы, поговорки; сформирован навык слушания музыки; узнаёт известные музыкальные произведения русских композиторов; имеет представление о картинах известных художников; участвует в художественной самодеятельности; иллюстрирует.

    Сфера коммуникативной компетентности – повседневные отношения между людьми, отношения в семье, между полами, друзьями, партнёрами, соседями; поведение в разного рода ситуациях. Для младшего школьника характерен следующий объём компетенций: умеет принимать других как данность; умеет работать самостоятельно в большом детском коллективе не требуя к себе внимания учителя; умеет сосредоточенно слушать, не переспрашивать просто так, чтобы привлечь к себе внимание; быстро и точно исполнять требования учителя; умеет самостоятельно проверить себя и не отвлекается; умеет вставать на точку зрения другого, оценивает и контролирует действия другого; проявляет терпимость по отношению к другим; реализует взаимодействие с учителем и другими учениками в соответствии с установленными правилами; знает правила поведения в столовой, в актовом зале; на концерте, в общественных местах; бережно относится к книгам, одежде, имуществу; расширяет знания о формах обращения к старшим, сверстникам, незнакомым людям; знает общие сведения о различных этикетных ситуациях (поздравления, пожелания, просьбы, умеет сопереживать, спорить); осваивает товарищеские нормы отношений (проявляет заботу, оказывает взаимопомощь, сочувствие); проявляет манеры поведения; обладает привычкой быть приветливым, доброжелательным; не приемлет грубую речь; обладает навыками общения с младшими, сверстниками, старшими детьми, взрослыми.

    Сфера рекреативной компетентности – сфера отдыха, здоровья, спорта, питания. Объём компетентности младшего школьника включает в себя: общее понятие о здоровье и факторах на него влияющих; имеет представление о строении и работе органов и систем организма человека; ежедневно ухаживает за телом; соблюдает утренний и вечерний туалет, ухаживает за волосами, руками, лицом в течение дня; занимается закаливанием организма, физической культурой, спортом; соблюдает режим дня, учёбы, отдыха; соблюдает правила самоконтроля за правильной осанкой, походкой, позой; проявляет аккуратность в одежде и обуви, ухаживает за ними; распознаёт признаки утомления, умеет правильно вести себя во время болезни, имеет навык аккуратного обращения с лекарствами; способен адекватно оценивать эмоции окружающих, проявляет свои эмоции и управляет ими.

    Сфера хозяйственной компетентности – повседневные бытовые ситуации и проблемы. Для младшего школьника характерен следующий объём компетентностей: умеет играть в подвижные, интеллектуальные игры; знает и умеет пользоваться утюгом, стиральной машиной, тёркой, мясорубкой, электроплитой, холодильником; использует столовые приборы по назначению, знает правила сервировки стола; умеет готовить простые блюда; знает правила подготовки и уборки мест для учебной, трудовой, досуговой деятельности и отдыха; выращивает комнатные растения; участвует в сельскохозяйственных работах; ухаживает за домашними животными; делает своими руками аппликации из разных материалов; работает простыми инструментами.

    При изучении общекультурной компетентности школьников используется несколько диагностических методов: наблюдение, тестирование, анкетирование. Использование каждого из них происходит в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процедуре применения того или иного метода диагностики.

    Литература

      Алексютина, Н. Зачем ребенку октановое число? Вопросы компетентностного обучения обсуждались в Петербурге [электронный ресурс]/Н. Алексютина // Учительская газета. - 2002. - №51.

      Виноградова, Н.Ф. Модернизация начального образования и проблемы целеполагания [электронный ресурс]/Н. Ф. Виноградова/Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.).

      Голуб, Г. Б., Чуракова, О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетенций учащихся [текст]/Г. Б. Голуб, О. В. Чуракова.- Самара,2003.- 91 с.

      Доманский, Е.В. Рефлексия как элемент ключевой образовательной компетенции [электронный ресурс]/Е. В. Доманский // Интернет–журнал «Эйдос». - 2003. - 24 апреля.

      Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В. Хуторского в РАО [электронный ресурс]/А. В. Хуторской // Интернет–журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля.

      Краевский, В.В. О культурологическом и компетентностном подходах к формированию содержания образования [электронный ресурс]/ В. В. Краевский / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.).

      Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. [текст]/И. Ю. Кулагина.- Учебное пособие. 3-е изд.- М.: Изд-во УРАО, 1997.-176с.

      Лебедева,Г.А. Общекультурная компетентность как показатель социализированности школьника. [текст]/Г. А. Лебедева.- Соликамск, 2006.

      Лобок, А. Главная сложность «компетентностного подхода» [электронный ресурс]/А. Лобок // Первое сентября. - 2005. - №18. -

      Маскин, В.В., Петренко, А. А., Меркулова, Т. К. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу. [текст]/В. В. Маскин, А.А. Петренко, Т. К. Меркулова/ Практическое пособие.- М.: АРКТИ,2006.-64 с.

      Мухина, В.С. Детская психология. [текст]/В. С. Мухина. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.- 352с.

      Пиявский, С.А. Научно-ориентированное обучение [электронный ресурс]/С. А. Пиявский / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.). -

      Перелыгина, Е.А., Фишман, И. С. Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы.[текст]/Е. А. Перелыгина, И. С. Фишман.- Самара,2007.-128 с.

      Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [текст]/Дж. Равен / Пер. с англ. - М.: «Когито–Центр», 2002.

      Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756–р (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).

      Тихоненко, А.В. К вопросу о формировании ключевых математических компетенций младших школьников [текст]/А. В. Тихоненко /Начальная школа. - 2006. - №4. - С. 78–84.

      Фрумин, И. За что в ответе? Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования [текст]/И. Фрумин/ Учительская газета. - 2002. - №36. - http://www.ug.ru/02.36/t24.htm

      Харламова, Т. Компетентное обсуждение [электронный ресурс]/Т. Харламова / Школьный психолог. - 2002. - №20. - http://psy.1september.ru/2002/20/2.htm

      Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [электронный ресурс]/А. В. Хуторской/ Интернет–журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля.

      Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно–ориентированной парадигмы [текст]/А. В. Хуторской / Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58–64.

      Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [электронный ресурс]/ А. В. Хуторской / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.).

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Приложение 1

    Характеристика уровней компетентности

    Информационно-познавательный аспект

    Ценностно-ориентационный аспект

    Регулятивно-поведенческий аспект

    Примитивно- поведенческий

    Знание норм, правил поведения, простейших способов выполнения действий в стандартных ситуациях.

    Понимание необходимости в соблюдении нравственных и правовых норм; способность воспринимать явления, поступающие из окружающего мира; ситуативная восприимчивость к потребностям других людей и общественной жизни; отклик на требование взрослых.

    Выполнение норм и правил поведения по требованию взрослых или сверстников; сделать «как все» или по принуждению; выбор и выполнений способа деятельности с помощью окружающих.

    Эмоционально-поведенческий

    Знание норм, правил поведения и способов деятельности в решении учебных задач; восприятие, интерес, эмоциональная готовность к усвоению новой информации.

    Осознание необходимости правомерного поведения; выражение предпочтений и отстаивание ценностных ориентаций; эмоционально-ситуативный характер реагирования на поступки и действия других людей; проявление устойчивых интересов в отдельных видах деятельности.

    Эмоциональная регуляция деятельности и поведения в зависимости от настроения, от отношения к окружающим людям, от ситуации.

    Мотивировано-поведенческий

    Систематизированные знания об общих принципах, нормах, правилах, регулирующих социальное взаимодействие.

    Осознание ценностей и смысла собственных поступков и действий; потребность в правомерном поведении; сформированность личностных, гуманистических установок и ценностных ориентаций; понимание своих способностей и ограничений.

    Волевая регуляция поведения и деятельности; принятие самостоятельных решений и прогнозирование их последствий; ответственность за свои действия и поступки в различных ситуациях.

    В этом параграфе мы подробно рассмотрим сущность компетентностного подхода, остановимся на экономических (предметных) компетенциях как результатах школьного экономического образования, поговорим о том, какой вклад вносит экономическое образование в формирование ключевых (метапредметных) компетенций.

    Изучаемые вопросы:

    Сущность понятия «компетентностный подход».

    Типология ключевых компетенций.

    Предметные экономические компетенции.

    2.1. Сущность понятия «компетентностный подход»

    Основная идея компетентностного подхода заключается в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально значимых ситуациях Не отрицая значимости знаний, компетентностный подход акцентирует внимание на способности человека использовать полученные знания.

    Начиная с середины 80-х гг. компетентностно-ориентированное образование (competence - based education - С В Е) получило широкое распространение во многих странах мира. В нашей стране основные положения компетентностного подхода были зафиксированы в двух документах: «Стратегия модернизации содержания общего образования» (2001) и «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (2002).

    Как мы уже отмечали, любой подход в образовании центрируется на его основных категориях. Для компетентностного подхода в качестве таких категорий выступают «компетенция» и «компетентность».

    Термины «компетенция» (от лат. competens ) и «компетентность» (от лат. competentis ) не являются новыми. Эти понятия в русском языке широко использовались и раньше, и нам довольно часто приходилось слышать такие выражения: «это вне сферы моей компетенции» или «вам следует обратиться к компетентному специалисту» и др.

    Во многих литературных источниках авторы часто используют термины «компетентность» и «компетенция» по существу как синонимы. Мы же будем разделять данные понятия. В толковом словаре С.И. Ожегова понятие «компетенция» – это «круг вопросов в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг полномочий, прав» Понятие «компетентный» означает «знающий, осведомленный авторитетный в какой-либо области». В русском языке значение суффикса «-ность» указывает на меру овладения определенным качеством (например, внимание – внимательность, вина – виновность, честь – честность и т. п.). По аналогии с этим компетентность – это выраженность у конкретного человека какой-то компетенции, мера овладения ею. Таким образом, компетенции являются определенным набором требований к образовательной подготовке ученика.

    Компетенция совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности и системы ценностей) , задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

    Компетентность – владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность предполагает наличие минимального опыта применения компетенции. Компетентность – это деятельностная категория, т.е. проявляется только в определенной деятельности.

    Компетентность интегральная характеристика личности, определяющая ее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

    Формирование компетенций осуществляется средствами содержания образования. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета) выделяют три уровня компетенций:

                    ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

                    общепредметные компетенции – принадлежат к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

                    предметные компетенции – имеют конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

    Новикова И.С.

    Компетентностный подход во внеурочной деятельности.

    Новикова Инна Сергеевна,

    учитель начальных классов

    МБОУ «Основная общеобразовательная

    Сорокинская школа» Старооскольского

    городского округа Белгородской области

    В современном динамично развивающемся мире актуален процесс изменения образа жизни, образа мысли, личностных установок. При этом человек вынужден не просто приспосабливаться к условиям современного общества, он должен постоянно самоутверждаться, творить самого себя. Меняется и задача современной школы: формировать всесторонне развитую личность, которая способна решать проблемы и типичные задачи, возни­кающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта.

    Все эти идеи в педагогической науке легли в основу принципиально нового подхода – компетентностного, который развивает определённые способности. Основой формирования компетенций является опыт учащихся (компетенция = знание + опыт).

    Во внеурочной работе я активно внедряю один из методов формирования коммуникативной компетенции метод проектного обучения, потому что эта педагогическая технология ориентирована на применение имеющихся и приобретение новых знаний, и реализация, которой даёт возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. В идее проектной методики меня привлекает то, что учащиеся сами участвуют в первоначальном выборе предмета деятельности, в обсуждении подходящих рабочих методов, в расписании работы над проектом и в представлении «конечного продукта». На разных этапах работы над проектом развиваются разные компетентности: способность к целеполаганию, умение обрабатывать, анализировать информацию, формируются умения публичного выступления, развиваются умения работать в команде и отвечать за результаты своего труда.

    Проектная работа предоставляет учащимся возможность использования известных знаний, умений и навыков в реальных ситуациях и предполагает расширение активности учащихся. Она развивает способность определять ресурсы, использовать рациональные способы учебной и другой деятельности, а также даёт возможность использования исследовательских методов в обучении.

    Организация проектной деятельности во внеурочной работе очень эффективна, так как во второй половине дня у ребят больше времени для разработки проекта, здесь естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной.

    Важнейшая задача современной школы - научить человека жить в информационном мире. Внедрение информационно-коммуникативных технологий на элективном курсе во внеурочное время необходимо для создания познавательной среды, актуализации учебной деятельности, повышения интереса учащихся к приобретению новых знаний, внесения элемента новизны, у учащихся развиваются коммуникативные и информационные компетентности. Мне импонирует то, что компьютерные технологии облегчают задачу вовлечения учащихся в активную деятельность, помогают развивать интерес к предмету. Легко реализуется принцип наглядности в обучении, увеличивается доступность объяснения, так как у учащихся работает образное воображение. Это достигается за счёт увеличения доли информации, представляемой в визуальной и звуковой форме, скорости доставления информации.

    Наилучшим воспитателем выступает любая значимая и привлекательная для детей деятельность. В младшем и среднем школьном возрасте дети очень любят мастерить, создавать что-то новое. На занятиях кружка «Сотвори своими руками» ребята выполняют удивительные вещи из доступных материалов. Особенно здесь раскрываются творческие способности учеников, которым тяжело даётся учеба. На занятиях кружка такие дети показывают себя с другой стороны, чувствуют свои силы, видят свой результат, и эти успехи мы всем коллективом поддерживаем, организуя выставки рисунков и творческих работ. На занятиях формируются такие компетентности как самостоятельность, инициатива, аккуратность, трудолюбие, целеустремлённость.

    В современных условиях развития российского общества не приемлемы решения вчерашнего дня. Сегодня нужны ясные, земные цели, совпадающие с реальными устремлениями развивающегося человека. Реализация компетентностного подхода во внеурочное время - интересная и актуальная работа, которая должна быть направлена на развитие личности, через раскрытие творческого потенциала, через формирование креативного мышления, развитие самостоятельности и инициативности.

    Важно подобрать такой материал и преподнести его так, чтобы он имел не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывал у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»

    Список литературы:

      Голуб, Г. Б., Чуракова, О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетенций учащихся [текст]/Г. Б. Голуб, О. В. Чуракова.- Самара,2003.- 91 с.

      Доманский, Е.В. Рефлексия как элемент ключевой образовательной компетенции [электронный ресурс]/Е. В. Доманский // Интернет–журнал «Эйдос». - 2003. - 24 апреля.

      Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В. Хуторского в РАО [электронный ресурс]/А. В. Хуторской // Интернет–журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля.

      Краевский, В.В. О культурологическом и компетентностном подходах к формированию содержания образования [электронный ресурс]/ В. В. Краевский / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.).

      Лобок, А. Главная сложность «компетентностного подхода» [электронный ресурс]/А. Лобок // Первое сентября. - 2005. - №18. -

      Перелыгина, Е.А., Фишман, И. С. Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы.[текст]/Е. А. Перелыгина, И. С. Фишман.- Самара,2007.-128 с.

      Фрумин, И. За что в ответе? Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования [текст]/И. Фрумин/ Учительская газета. - 2002. - №36. - http://www.ug.ru/02.36/t24.htm

    Публикации по теме