Организация уроков изобразительного искусства и дидактическая работа на разных этапах в коррекционной школе VIII вида. Специальной (коррекционной) школе VIII вида название учебников, издательство

Пояснительная записка

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Обучение изобразительному искусству носит элементарно-практический характер. В процессе изобразительного искусства осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, пространственной ориентации, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении заданий.

Основная цель предмета

создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;

Задачи изучения предмета:

    воспитание интереса к изобразительному искусству;

    раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;

    воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса;

    развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них;

    обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;

    обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности;

    формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению;

    развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.

Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:

― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;

― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.

Нормативными и правовыми основаниями разработки рабочей программы являются:

    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

    Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014;

    Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015;

    Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

    Примерные основные образовательные программы, рекомендованные к использованию Министерством образования и науки Российской Федерации;

    Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;

    «Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии», утверждённые Постановлением заместителя Министра здравоохранения СССР, Главным государственным санитарным врачом СССР П.Н. Бургасовым, 6 марта 1986 г., № 4076-86;

    Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с последующими изменениями и дополнениями);

    Устав государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Алапаевская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».

Межпредметные связи

Русский язык. Работа с линейкой в тетради. Вычерчивание таблиц, схем.

Чтение. Рисование картин к прочитанным произведениям.

Математика . Вычерчивание геометрических фигур по заданным размерам на бумаге в клетку, по точкам при помощи линейки, измерение сторон шаблонов и т. д.Определение формы, количества деталей. Разметка по линейке.

Устная речь Связные высказывания. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связи и отношений между реальными объектами.

Живой мир. Описание предметов и явлений.

Занимательный труд. Умение работать с линейкой, карандашом, по шаблонам.

Технологии используемые в обучении: игровые, здоровьесберегающие; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения.

Формы и виды контроля.

Формы контроля: оценивание практических работ учащихся, фронтальные беседы, устные опросы.

Вид контроля: текущий.

Характеристика учащихся 4 класса

1. Темп работы:

Быстрый у учащихся … ;

Средний у учащихся …;

Низкий у учащихся … .

2. Особенности работоспособности:

Быстрая утомляемость при наличии интереса у учащихся …;

Чрезмерно быстрая утомляемость… .

3. Усидчивость:

Средняя…;

Низкая… .

4. Особенности внимания:

Средний… ;

Низкий… .

5. Особенности памяти:

Воспроизводят основные понятия программного материала… ;

Не припоминают учебный материал… .

6. Особенности мышления:

Умения выделять существенные элементы… ;

Низкий уровень… .

7. Способность обобщать и делать выводы, сравнивать:

Средний…;

Низкий… .

Характеристика учебного предмета

В Рабочей программе представлены 4 содержательные линии: «Рисование с натуры», «Декоративное рисование», «Рисование на темы», «Беседы об изобразительном искусстве»

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Беседы об искусстве – важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания. При беседе рекомендуется показывать не более трёх- четырёх произведений живописи, скульптуры, подобранных на одну тему, или 5-6 предметов декоративно-прикладного искусства. Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.

Согласно учебному плану школы на изучение учебного предмета выделяется: 4 класс - 34 учебных часа из расчёта 1 час в неделю.

Количество часов по четвертям

1четверть

2четверть

3четверть

4четверть

Количество часов

    Срок изучения данной программы – 1 год.

Планируемые результаты :

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты должны отражать:

1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

2) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень

Достаточный уровень

    знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения;

    знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.

    умение самостоятельно организо-вывать свое рабочее место в зависи-мости от характера выполняемой работы;

    умение правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.;

    умение следовать инструкциям учителя при выполнении работы;

    умение изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы и конструкции;

    умение применять приемы работы карандашом, акварельными красками.

    умение ориентироваться в пространстве листа;

    знание особенностей некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве;

    знание основных изобразитель-ных, выразительных и гармоничных средств изобразительного искусства;

    знание законов и правил цветове-дения, светотени, построения орнамента;

    следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

    умение оценивать результаты собственной художественно-творческой деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

    умение устанавливать причинно-следственные связи между выполняе-мыми действиями и их результатами;

    умение рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта;

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью

Учебно-тематическое планирование.

Кол-во час

I четверть (9 ч)

Рисование с натуры.

Декоративное рисование.

Рисование на темы.

II четверть (6 ч)

Рисование с натуры.

Декоративное рисование.

Рисование на темы.

Беседы об изобразительном искусстве.

III четверть (10ч)

Рисование с натуры.

Декоративное рисование.

Рисование на темы.

Беседы об изобразительном искусстве.

IV четверть (9ч)

Рисование с натуры.

Декоративное рисование.

Рисование на темы.

Беседы об изобразительном искусстве.

Система оценки достижения планируемых результатов.

При оценке итоговых результатов освоения программы по изобразительному искусству должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая со­путствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формиро­вания знаний и умений учащихся, формируемых на уроках. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недос­татки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.

Критерии оценивания.

Оценка «5 » - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы. Можно оценить, если обучающиеся выполняют свыше 65% заданий

Оценка «4» - выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы. Можно оценить, если обучающиеся выполняют от 50% до 65% заданий

Оценка «3 » - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя. можно оценить, если обучающиеся выполняют от 35% до 50% заданий.

При оценке знаний и умений следует исходить от достигнутого ребёнком минимального уровня. Учащийся может быть не аттестован лишь в случае систематических пропусков уроков.

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы под редакцией В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2004 год.

И. А. Грошенков «Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы». М: «Просвещение» 2003 год.

Наглядные пособия: технологические карты, образцы.

Технические средства обучения : ноутбук.

Интернет ресурсы : http://nsportal . ru /, http :// infourok . ru / , http :// www . uchportal . ru / , http :// pedsovet . su / , http://www.myshared.ru/ , http://www.viki.rdf.ru /, http ://www.festival.1september.ru /.

Календарно-тематическое планирование по предмету изобразительное искусство .

Тема

Кол-во час

Дата

Планируемые предметные результаты

Виды контроля

минимальный уровень

достаточный уровень

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков(4-6 на листе бумаги).

Различать и называть цвета и их оттенки.

Уметь различать и изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги.

практическая работа

Рисование с натуры листа дерева (раздаточный материал).

Правильно сидеть за партой; правильно располагать лист бумаги на парте.

Уметь изображать с натуры лист дерева, анализировать форму и цвет листа дерева, применять среднюю (осевую) линию – главного направления формы листа. Знать названия листьев различных деревьев.

Рисование с натуры ветки рябины.

Уметь правильно держать карандаш.

Уметь обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Уметь видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной формы. Знать строение (конструкцию) изображаемого предмета: части дерева.

Составление узора в квадрате из растительных форм.

Уметь подготавливаться к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место.

Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геом. форме с учётом симметричного расположения элементов.

Рисование геометрического орнамента (крышка для столика квадратной формы).

Уметь анализировать свой рисунок с помощью учителя.

Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части. Уметь проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии. Знать правила построения узора в квадрате.

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля)

Сравнивать предметы по форме, величине, цвету

Уметь изображать объемные предметы цилиндрической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Знать понятие цилиндра.

Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).

Знать приёмы рисования простых геом. узоров (квадратики, крестики, кружочки) и узоров из растительных элементов (веточки, листочки, ягоды).

Уметь воспроизводить в рисунке ранее воспринятые иллюстрации к русским народным сказкам; использовать в работе приёмы декоративного рисования.

Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности.

Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла.

Знать понятие «хохлома»; знать предназначение изделий народного промысла (посуды).

Уметь рассматривать изделия народных мастеров, рассказывать об особенностях рассматриваемых изделий народного промысла (посуды). Узнавать и правиль но называть изображенные предметы.

Рисование на тему «Моя любимая игрушка».

Знать названия игрушек, их предназначение.

Уметь рисовать по памяти на основе наблюдений знакомые предметы – игрушки; повторять освоенные ранее изображения; уметь всесторонне рассматривать несложные по форме предметы.

Уметь анализировать предметы и отмечать особенности формы, строения, цвета и т.д.

практическая работа

Рисование с натуры игрушки – автобуса.

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (автобуса).

Уметь передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры его частей и их взаимное расположение; соблюдать определенную последовательность работы.

Уметь доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности.

Рисование с натуры игрушки – грузовика (фургона).

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (грузовика).

Рисование на тему «Городской транспорт».

Знать виды транспорта, правила уличного движения.

Уметь рисовать по представлению после наблюдения группу предметов, объединив их единым содержанием; располагать предметы на листе бумаги с учётом пространства (земля, небо).

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

Знать правила построения узора в квадрате.

Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части (8 частей). Уметь проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, последовательно выполнять построение сложного геом. орнамента и соблюдать правила раскрашивания, подбирая гармонические цвета.

Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

Использовать акварельные и гуашевые краски. Ровно заливать с соблюдением контуров отдельные элементы орнамента. Подбирать гармоническое сочетание цветов.

Знать правила построения узора в круге.

Чётко и правильно осознавать цель своей работы.

Рисование на тему «Зимние забавы детей»

Знать признаки зимы, зимние забавы детей.

Декоративное рисование панно «Снежинки».

Знать последовательность изображения снежинки.

Уметь передавать в графической форме некоторые природные явления.

Уметь передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного.

Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело» (В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!»).

Знать отличие картины от репродукции.

Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемых репродукций худож. произведений, переданных средствами изобразительного искусства.

Уметь выражать свои мысли.

Рисование с натуры предметов симметричной формы (ваза для цветов)

Передавать в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей.

Знать понятие «осевая линия». Уметь анализировать объект изображения. Определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Использовать осевые линии при построении рисунка. Подбирать соответствующие цвета для изображения предмета, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Уметь выделять главное.

Рисование с натуры раскладной пирамидки.

Уметь определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Знать понятие «конус».

Уметь рисовать предметы конической формы с использованием осевой линии;

Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.

Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура - раздаточный материал).

Знать понятие «осевая линия».

Уметь рисовать предметы, используя осевые линии; выявлять объём предметов средствами светотени.

Распознавать формы простейших плоских фигур

Рисование на тему: «День защитника Отечества».

Знать значение праздника.

Уметь соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием.

Рисование с натуры игрушки сложной конструкции (подъемный кран или экскаватор).

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (подъемного крана или экскаватора).

Уметь передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры его частей и их взаимное расположение; совмещать в изображении предмета несколько геометрических фигур; соблюдать определенную последовательность работы.

Знать правила построения узора на листе бумаги.

Уметь определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги.

Уметь наблюдать, делать выводы и обобщать.

Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).

Знать понятие «осевая линия».

Уметь рисовать предметы прямоугольной, конической формы с использованием осевой линии; определять величину рисунка по отношению к листу бумаги.

Распознавать формы простейших плоских фигур

Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»)

Знать признаки весны.

Уметь компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. Уметь изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше, близких предметов – крупнее дальних.

Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства.

практическая работа

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета, их цвет, форму.

Уметь передавать в рисунке, следуя натуре, расположение кубиков в постройке, их форму, цвет, соблюдать приблизительные пропорции частей.

Уметь рисовать от руки основные геом. фигуры; уметь рисовать по замыслу. Располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Знать значение Дня космонавтики.

Рисование на тему «Космические корабли в полете»

Уметь работать не торопясь, уметь сравнивать.

Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы настольные, напольные, настенные).

Знать части изображаемого предмета (настольных, напольных, настенных часов), виды часов, предназначение часов, значение времени в жизни человека.

Уметь совмещать в изображении несколько геометрических фигур: прямоугольник и круг, квадрат и круг.

Анализировать объекты изображения (определение формы, величины составных частей). Определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Передавать в рисунке строение предметов, формы, пропорции. Наблюдать объекты окружающего мира.

Рисование с натуры в виде набросков(3-4 предмета на одном листе) столярных или слесарных инструментов (молоток, рубанок, гаечный ключ).

Сравнивать предметы по форме, величине, цвету.

Уметь рисовать с натуры предметы несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Сравнивать натуру с рисунком.

Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги.

практическая работа

Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа, зонт)

Знать понятие «осевая линия».

Знать части (конструкцию) изображаемых предметов, их цвет, форму.

Уметь рисовать с натуры предметы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Использовать осевые линии при построении рисунка. Подбирать соответствующие цвета для изображения предметов. Сравнивать натуру с рисунком.

Устно описывать объекты наблюдения.

Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).

Уметь размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям.

Знать правила построения узора в круге. Использовать акварельные и гуашевые краски. Ровно заливать с соблюдением контуров отдельные элементы орнамента. Подбирать гармоническое сочетание цветов.

Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек.

Слушать объяснение учителя и ответы товарищей.

Знать правила построения узора в квадрате.

Знать понятия «симметрия», «ритм». Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геометрической форме с учётом симметричного расположения элементов.

Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).

Уметь выполнять требования учителя

Уметь рассматривать изделия декоративно-прикладного искусства, рассказывать об особенностях рассматриваемых изделий. Узнавать и правильно называть изделия декоративно-прикладного искусства. Знать предназначение изделий декоративно - прикладного искусства.

Рисование на тему «Здравствуй, лето!»

Знать признаки лета.

Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденном. Уметь правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать видимое уменьшение дальних предметов, правило загораживания одних предметов другими.

Значение уроков изобразительного искусства в коррекционных школах

Рисование является одним из самых главных и необходимых моментов в развитии и воспитании ребенка. Но многие люди не придают рисованию особого значения, считают его одной из форм досуга.

В школах же рисование занимает очень скромное место, ведь ему уделяют очень мало времени и считают его дополнительным, а не основным предметом для детей. Хотя рисование дает ребенку очень многое.

В истории развития человечества рисунок играет большую роль, как средство общения, передачи информации, самовыражения, даже прежде чем появилось письменность. Рисование положило основу изобразительному искусству и многим видам других.

В системе обучения и воспитания учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы уроки изобразительного искусства имеют большое значение и являются одним из самых главных и необходимых моментов в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное коррекционно-развивающее действие на учащихся с особенностями в интеллектуальном развитии: влияют на его интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы (главным образом моторику рук), развитие личностных качеств. Способствуют формированию эстетического восприятия, помогают в решении проблем социализации и адаптации «особого» ребенка.

На уроках ИЗО развивается целый комплекс качеств, умений и навыков ребёнка. Во-первых он обращает пристальное внимание на формы, светотени и цветные оттенки. Во-вторых, он развивает у себя глазомер, понимает перспективу и отношение частей целого, их взаимосвязь и общее представление. В-третьих, у ребенка вырабатывается отчетливая зрительная память, которая побуждает его к исследованию, развитию эстетического вкуса и взгляда. Он воспитывает в себе благородный вкус, развивает чувство прекрасного, одухотворяет свои взгляды и свою жизнь. Изобразительная деятельность развивает в нем психологическую оценку выражения лица, значение поз и движений. И, несомненно, школьник получает огромное наслаждение, создавая, фантазируя, осознавая глубокие понятия жизни и творчества.

С точки зрения психологии изобразительное искусство можно рассматривать как изобразительную деятельность (ИЗО деятельность). Изобразительная деятельность является одним из продуктивных видов деятельности и имеет моделирующий характер. Она отражает уровень интеллектуального и эмоционального развития детей. Значительный вклад в ее формирование вносят восприятия, памяти, внимания. Большое значение имеет уровень развития пространственных представлений, мелкой моторики и зрительно-моторной координации.

На занятии по ИЗО деятельности решаются не только традиционные задачи по формированию изобразительных умений и навыков, но и специфические задачи по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребенка. Большое значение ИЗО деятельность имеет для формирования навыков планирования. Проводятся специальные коррекционные занятия, на которых детей учат с помощью карточек наглядно составлять план предстоящей деятельности, проговаривать всю последовательность действий, а затем поэтапно ее выполнять и сравнивать полученный результат с запланированным. Таким образом, ИЗО деятельность можно рассматривать не только как один из любимых детьми видов дошкольной деятельности, но и как инструмент коррекции и развития.

В рамках ИЗО деятельности детей обучают рисованию, лепке, аппликации.

На начальном этапе (в младшей группе) занятия проводят на основе совместной деятельности детей и воспитателя. Целью этих занятий является выработка эмоционально-положительного отношения к ИЗО деятельности.

Операциональные предпосылки ИЗО деятельности формируются на коррекционно-развивающих занятиях учителя-дефектолога.

Сначала проводятся занятия по лепке. Детей учат приемам обследования анализа строения предметов, что способствует развитию сенсорно-перцептивной и аналитико-синтетической деятельности. После лепки предмет изображают в технике аппликации. Детей учат правильно располагать элементы относительно друг друга, выстраивать композицию на листе. Сначала дети работают с готовыми элементами, а затем отбирают необходимые из нескольких предложенных на основе сформированного представления о предмете. На следующем этапе детей учат техническим приемам изображения предмета в рисунке.

Сколько проводить занятий лепкой, аппликацией и рисованием в первом полугодии воспитатель определяет самостоятельно на основе анализа достижений детей. Во втором полугодии воспитатель постепенно переходит на режим проведения одного вида занятия в неделю (лепка, аппликация, рисование), при этом их логическая последовательность сохраняется в ИЗО коррекционной школы. Ребенок, который умеет рисовать, облегчает себе обучение других школьных предметов, ведь от рисования малыш получает огромную пользу, особенно, развитие своего собственного логического мышления. В работу включаются двигательные и зрительные, мускульные и осязаемые анализаторы. Помимо этого, рисование помогает ребенку развивать память и внимание, учит ребенка правильно думать и анализировать ситуацию, сочинять и воображать. Расширение запаса собственных знаний очень хорошо влияет на умственное развитие у детей.

В статье показано, как наиболее эффективно подготовиться учителю к уроку изобразительного искусства: какие материалы использовать, как правильно организовать рабочее место ученика, как воспользоваться тем или иным предметом на уроке, чтобы ребенок осознал его необходимость. Приведены примеры дидактических коррекционных игр на разных этапах урока, чтобы учитель мог легко и увлекательно провести урок даже со скучной темой, а ребенок с удовольствием рисовал, даже если у него нет особенных способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация уроков изобразительного искусства и дидактическая работа на разных этапах в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

При изучении особенностей развития детей, обучающихся в школе VIII вида, становится явным частичное недоразвитие их познавательной и практической деятельности, эмоционально волевой сферы и других качеств личности. В изобразительной деятельности участвуют в большей или меньшей степени все психические процессы. Рисование имеет большое положительное влияние на развитие восприятия формы, цвета, и пространственных отношений, формирует эмоциональную оценку произведений искусства и собственных работ. А правильно организованные уроки по рисованию в еще большей степени помогают ребенку раскрыться, передать суть, точнее и насыщенней изобразить предложенную тему.

На уроке ИЗО учитель ставит общеобразовательные и воспитательные задачи. Неудобства, связанные с плохой подготовкой рабочего места, могут внести серьезные неполадки в учебный процесс. Поломка простого карандаша, побег за водой, отсутствие ластика, все это части кошмарного сна хорошего учителя рисования. Ведь для наилучшего результата при выполнении любой работы, все должно быть под рукой. И под рукой не учителя, а самого мастера, то есть ученика.

НЕОБХОДИМЫЕ УЧЕНИКУ МАТЕРИАЛЫ И ПОДГОТОВКА УЧЕНИКА К УРОКУ.

С первого урока учитель приучает детей с любовью готовиться к предстоящему занятию. Это должно стать настоящим ритуалом. Дети заходят в студию или класс на перемене. Они должны знать, что бегать возле рабочего места категорически запрещено. Дети готовят бумагу или альбом (это как заведено у каждого учителя), рабочую тетрадь, наливают воду, если она понадобится, ставят органайзер с карандашами и кистями, краски.

Почти на каждом уроке изобразительного искусства ученикам необходима бумага. Она может быть белой или цветной, размер и форма листа зависит от темы урока и изобретательности самого учителя, а вот качество бумаги надо хорошо отслеживать. Тонкая, гладкая бумага не подходит для рисования. Хорошо использовать бумагу с крупной зернистой поверхностью. Важно, что при рисовании красками, бумага не должна промокать и мгновенно впитывать воду. Это значительно усложнит работу детей и пострадает качество рисунка.

Хорошо использовать простые карандаши разной твердости. На перемене проверяем, не пострадали ли карандаши на прошлом уроке и сразу исправляем поломку. У каждого ученика должна быть мягкая резинка. Следует постоянно контролировать использование детьми резинок. Важно обращать внимание на то, что при большом количестве исправлений портится не только бумага, но и сам рисунок. При использовании резинок нарушается поверхность бумаги, и наносить краски становится все сложнее, рисунок кажется небрежным и неопрятным.

Программа по изобразительному искусству предусматривает работу акварельными красками. Акварель прозрачна, легко набирается на кисть, наиболее удобна при смешении красок. Акварель бывает твердая, мягкая и полумягкая. Наиболее удобно использовать на уроках полумягкие разновидности красок. Они хорошо смешиваются, размываются на бумаге, ими легче добиться перехода одного оттенка цвета в другой. Детям следует объяснить, что при работе с красками надо быть аккуратными, не пачкать их, не смешивать прямо в чашечках. А для смешения красок используется палитра. Можно использовать в качестве палитры листок плотной бумаги или блюдце.

В практике работы школы могут использоваться и гуашевые краски. Если гуашь начала засыхать, перед уроком ее необходимо замочить. Лучше, если это будет сделано за несколько дней до ее применения. Но в рамках подготовки ученика к уроку, учитель обязательно просит проверить качество всех необходимых на уроке предметов и красок в том числе.

Важную роль при рисовании играют кисти. Их у ребенка должно быть не меньше трех. Это крупные кисти для нанесения основного тона предметов, закрашивания крупных элементов, заливки фона. Средние кисти для уточнения деталей, для передачи светотени и для рисования более густыми красками. Тонкие кисти необходимы для уточнения и прорисовки мелких деталей, рисования линий и орнаментов. За кистями надо тщательно ухаживать. Убирать кисти можно только после того, как ученик промыл их и высушил о салфетку. Кисти лучше хранить стоя, вверх рабочим концом. Неплохо иметь и кисти для клея. Они необходимы не только при выполнении аппликации, но и при рисовании орнаментов.

Рабочее место ученика не должно быть сильно загромождено, поэтому лучше использовать органайзер. В одно отделение ставятся все кисти, в другое все карандаши, в том числе и цветные. В мелкие отделения можно положить резинки, точилки, поставить клей, блюдце, тряпочку, губку или салфетку. При подготовке органайзера следует учитывать количество учеников, сидящих за партой. У меня на уроке дети сидят парами, поэтому мы используем один органайзер на двоих. В нем два комплекта рабочего материала. За счет этого мы экономим место на парте. Краски и баночки под воду ставятся каждому индивидуально. Использование такого приспособления, как органайзер, усложняет и вносит интерес в работу ученика. При рисовании карандашом он самостоятельно анализирует предстоящую работу и берет необходимой твердости карандаш, при рисовании красками он может самостоятельно выбирать и использовать нужные кисти, тряпочку и другие принадлежности, не отвлекая учителя и других учеников. При анализе и оценке работы учитель сразу видит результат своего труда: правильно ли ребенок выбрал средства рисования, правильно ли он их использует. В младших классах необходимо постоянное напоминание о том, как и когда использовать тот или иной предмет на уроке, можно ставить проблемные вопросы закрепляя знания детей или развивая их мыслительную деятельность и память. В средних и старших классах использование всех предметов, находящихся в органайзере, должно проходить самостоятельно.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА

Изобразительная деятельность школьников несет в себе огромный коррекционный заряд. Начало осуществляется уже при организации рабочего места ученика. Но актуальным остается вопрос о том, как организовать на уроках практическую и умственную деятельность. Урок не должен сводиться к скучному рисованию, копированию или раскрашиванию. Ученик должен понимать, что он делает, но вместе с тем, получать положительную энергию, даже если он не может или не умеет рисовать. Для этого необходимо каждый урок превращать в игру. Вот всего лишь несколько легко доступных каждому учителю способов.

Коррекционная игра как организационный момент.

Цель этого этапа – узнать тему урока нетрадиционным способом. Но это только верхушка айсберга. Самое главное-это развитие и коррекция. Мы вспоминаем, думаем, представляем. При решении такого рода задач включается сразу несколько высших психических функций - мышление, воображение, память и другие. Здесь же может быть и связь с другими предметами.

  1. «Что лишнее». Предложите детям рассмотреть ряд предметов, найти среди них лишнее. То, что лишнее, то и будем рисовать. Затем рассмотрите этот предмет в разных ситуациях или с разных ракурсов. Подберите тот, который детям больше нравится или тот, который проще и рисуйте его.
  2. «Разложи цвета». Можно предложить детям разные наборы цветов, в зависимости от темы урока. Это могут быть холодные - теплые, бледные - яркие, по временам года, радуга и другие варианты. Главное, чтобы после того как дети правильно разложат карточки, с обратной стороны можно было прочитать слово-тему урока. Это слово тоже можно собирать. В первом классе мы раскладываем цвета от светлого к темному (белый, голубой, синий), когда карточки переворачиваются, складывается образец рисунка – зимнее дерево. Оно рисуется белыми и голубыми красками на синем листе. Нет предела вашей фантазии.
  3. «Пирамида». Можно предложить детям складывать пирамиду из фигур разного размера. Это могут быть кружки, квадраты, любые другие формы. Можно предложить сложить некую башню из разных геометрических фигур на доске. Главное, чтобы при перевороте этой конструкции на изнаночную сторону читалось слово или предложение-тема урока.

Рассматривание образца как коррекционная игра.

  1. «Найди отличия». Учитель предлагает рассмотреть детям два условно одинаковых рисунка и найти на них отличия или элементы, которых недостает на одном из рисунков. В работу можно пускать оба образца. Один для тех, кто хорошо, быстро справляется с работой, а другой образец для тех, кто успеет нарисовать только самое главное.
  2. «Найди пару». Например, украшение варежки предлагается детям сделать самостоятельно, но на таком уроке необходимо наличие нескольких образцов. Можно предложить несколько различно украшенных варежек и найти для каждой пару. Тогда дети смогут хорошо рассмотреть орнамент, выбрать понравившийся и сложить две варежки вместе. Ведь эту одежду носят только парами! Тут связь с другими предметами.

Еще вариант этого задания: найти пару целому рисунку из вариантов, выполненных схематично или в форме набросков. В младших классах мы рисуем ель и березу, и я предлагаю детям найти пару этим деревьям на рисунках, выполненных в форме геометрических фигур. Ель-треугольник и небольшой прямоугольник в качестве ствола, а береза - длинный прямоугольник и овал. В старших классах можно таким образом рассматривать целые пейзажи из геометрических фигур и натюрморты. Главное, чтобы было несколько вариантов, из которых дети будут выбирать.

  1. «Подбери цвета». Учитель предлагает не раскрашенный вариант рисунка и ряд цветных карточек. Дети подбирают нужные цвета в соответствии с заданной целью (цвета могут реальные или декоративные). После выполнения и обсуждения выполненной работы, учитель предлагает рассмотреть раскрашенный вариант образца.

Развивающие игры на этапе планирования работы.

  1. «Собери картину». Эту игру можно использовать при рисовании натюрморта, пейзажа, орнамента и даже портрета. Учитель предлагает образец рисунка, а затем предлагает собрать рядом такой же, но из разрезанных частей или вырезанных деталей. Дети должны называть предметы в том порядке, в котором они будут их рисовать. Это может быть черно-белый вариант или цветной. Ведь сложные рисунки мы рисуем два урока. Учитель выставляет сам названные предметы на основу или предлагает это сделать детям. Такое задание можно усложнить, предложив детали рисунков разных размеров. Тогда дети должны будут проанализировать расположение предметов в пространстве и выбрать нужный размер.
  2. «Самое простое». На доске рисунок-образец. Учитель предлагает ряд незаконченных рисунков данного образца. Дети должны расположить их по принципу «от простого к сложному». Таким образом, они прослеживают последовательность выполнения рисунка. Разложенные в нужном порядке рисунки с доски можно не убирать. Они будут рисованной инструкцией, схемой.
  3. «Собери мозаику». Такое упражнение можно выполнять коллективно на доске, а можно использовать как раздаточный материал, тогда у каждого ребенка будет своя работа. Дети получают основу для орнамента (круг, квадрат, полоса) и части орнамента. Основа может быть разделена условными линиями для лучшей ориентации в пространстве. Учитель предлагает сложить из элементов предложенный образец. Можно добавить лишние элементы, элементы разного размера. Для слабых детей можно предложить основу с прорисованными элементами или с другими подсказками. Такое упражнение помогает не только понять принцип построения орнамента, но и запомнить его особенности.

Проблемные вопросы на других этапах урока

После того как вся работа спланирована, учитель должен показать на доске, как надо выполнять работу. На данном этапе можно использовать проблемные вопросы. Например: какой карандаш нам необходим, твердый или мягкий; кисть какого размера нам будет нужна и почему; как смешать краски, чтобы получился нужный цвет и другие вопросы. Дети «помогают» рисовать своими ответами, и в процессе того, как учитель с ними советуется, у учеников возникает чувство уверенности в своих способностях и возможностях, они с интересом берутся за работу и менее болезненно переносят свои неудачи при рисовании.

На этапе самостоятельного рисования детьми необходима индивидуальная помощь. Некоторые, менее способные дети, нуждаются в индивидуальной работе. Здесь идет дополнительная работа по упрощению рисунка уже непосредственно на рабочем месте. Можно предложить упрощенный образец, уже прорисованные детали рисунка, можно предложить закончить почти готовый рисунок, некоторые дети с удовольствием обводят сложные элементы по пунктирной линии, соединяют точки. Здесь главное, чтобы ученик принял участие в рисовании и смог объяснить, что он делает.

При подведении итога урока необходимо организовать выставку рисунков. Детям всегда интересно, что нарисовали их соседи. Здесь обязательно нахождение ошибок и наиболее удачных элементов. Важно сравнить рисунки детей с образцом по цвету, по размеру деталей, по аккуратности. Предложите детям самостоятельно оценить свою работу и работу соседей.

От разнообразия игр и организации самого урока зависит не только интерес детей к уроку изобразительного искусства, но и качество рисования. В процессе творчества ребенок развивается, учится смотреть на мир, наблюдать, оценивать себя. Это очень важно. Любой учитель понимает, что скучный рутинный урок не привьет к его предмету интереса и любви. Качество и результативность труда обязательно будут расти, если дети будут стараться и развиваться.

Удачи всем учителям изобразительного искусства!



М.А. Овчинникова
учитель изобразительного искусства
высшей квалификационной категории
Елабуга, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Елабужская школа №7 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Работа с детьми на уроках изобразительного искусства в коррекционной школе VIII вида
Коррекционное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей с отклонениями в интеллектуальном развитии с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
У этих детей отмечаются своеобразные изменения поведения. Они некритичны, неадекватно оценивают ситуацию, лишены элементарных форм застенчивости, иногда чересчур обидчивы. Их поведение лишено стойких мотивов.
В настоящее время преобладает количественный подход в оценке качеств человека. Наука относится к человеку, как к прибору, параметры которого можно измерить и, соответственно, определить его место среди других людей. В психологии возникло понятие норма и ее количественная оценка. Однако, понятие нормы очень условно и чаще всего означает большинство (или около 70%). Все остальное не норма, которая включает в себя и недостаточность и одаренность.

Одаренность - это не просто избыток над нормой, часто она сопровождается недостатком в других областях, а недостаточность (в частности интеллектуальная) может сопровождаться одаренностью в чем-либо другом. Для актуализации компенсаторных возможностей были предложены методы, направленные на выявление этих возможностей и организацию пространства для работы, а также на активизацию элементарных и высших психических функций в комплексе.
У умственно отсталых школьников наблюдается недоразвитие целенаправленности деятельности, что выражается прежде всего в нарушении ориентировки в задаче. При отсутствии необходимого направляющего воздействия со стороны учителя дети-олигофрены приступают к выполнению поставленной задачи без должной предварительной ориентировки в ней.
Это отчетливо обнаруживается у учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида. Так, при выполнении практических действий с предметами по предложенному образцу они приступают обычно сразу к построению объекта, не анализируя предварительно образец, следовательно, появляется множество ошибок.
Рисунки детей до коррекции

Формирование графических навыков
Недоразвитие психики обусловливает вместе с тем различные трудности процесса формирования графических навыков у учеников коррекционной школы VIII вида. При формировании графических навыков обнаруживаются следующие недостатки.
1. Недоразвитие мелких мышц кистей рук, слабая дифференцированность мышечного напряжения.
2. Неточность отдельных ощущений (зрительных, кинестетических, тактильных и др.), недостаточная дифференцированность восприятия и представлений.
3. Недоразвитие аналитико-синтетической деятельности.
4. Грубое (у определенных групп) нарушение моторики, нескоординированность движений, параличи, парезы и др.
В результате этого графические навыки формируются на протяжении гораздо более длительного времени, чем у нормально развивающихся школьников. У умственно отсталых затруднено формирование всех видов навыков: двигательных, интеллектуальных, сенсорных, поведения, общения и др. В структуре речи умственно отсталых наблюдаются нарушения всех ее сторон: информационной, эмоционально-выразительной, регулятивной. Характерны бедный словарный запас, примитивность высказываний. Таким детям трудно действовать по словесной инструкции, они не могут согласовать речь и деятельность, прокомментировать происходящее.
Общие дидактические принципы
1. Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Формирование у школьников познавательных способностей, эмоционально-волевой и поведенческой сфер. В специальной школе он тесно связан с принципом коррекционной направленности обучения.
2. Принцип связи обучения с жизнью. Для этих детей важно знать, зачем нужны те или иные знания, они должны быть закреплены на практике, перенесены в реальную жизнь.
3. Принцип научности и доступности предполагает учет возрастных и психофизических особенностей школьников в процессе привлечения их к научным знаниям. Несмотря на то, что в коррекционной школе содержание учебного материала адаптируется к познавательным возможностям учащихся, преподносимые им знания сохраняют научный характер.
4. Принцип систематичности и последовательности в обучении. Важное значение для систематизации имеют уроки обобщающего повторения.
5. Принцип сознательности и активности в обучении предполагает сознательное усвоение ЗУНов, использование этих знаний в жизни.
6. Принцип наглядности в обучении. Самый важный, с него начинается обучение. Использование игрушек, картинок, иллюстраций. Необходимо правильное соотношение наглядных и словесных методов.
7. Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей предполагает необходимость воспитывать класс как единый учебный коллектив и в то же время индивидуально подходить к каждому ученику.
8. Принцип прочности в обучении. В школе 8 вида необходимо постоянное повторение. Повторение предусмотрено в самой программе школы 8 вида.
Специфические принципы обучения
1. Принцип коррекционной направленности в обучении. В основе лежит учение о первичном и вторичном дефекте, учение о компенсации. Этот принцип отражен в программах каждого учебного предмета. Помимо предметов общей подготовки в программу введены специальные дисциплины (социально-бытовая ориентировка). На таких уроках решаются коррекционные задачи. Коррекционные задачи решаются и на уроках общеобразовательного цикла.
2. Принцип профессионального характера трудового обучения. Школьников обучают доступным профессиям. По окончании коррекционной школы сдают экзамен по труду, на основании которого им присваивают квалификационный разряд. Таким образом, выпускаясь из школы, они уже имеют профессию.
3. Принцип взаимосвязи общеобразовательной и трудовой подготовки в специальной школе. Направленность всех общеобразовательных предметов на обеспечение необходимой базы для успешного усвоения материала по труду.
4. Принцип опоры на сохранные анализаторы. Школьники с нарушением интеллекта часто имеют неполные и неточные знания. Для того, чтобы их сформировать необходимо включать в процесс восприятия все анализаторы.
Работа на уроках, мероприятиях

Развитие ощущений и их коррекционная роль при нарушенном интеллекте
Ощущения представляют собой акт познавательного процесса, возникающий при непосредственном воздействии предметов и явлений окружающей действительности на анализаторы, при этом происходит лишь отражение отдельных свойств предметов.
Наиболее целостным отображением действительности является восприятие. Ощущения и восприятия относятся к чувственному познанию. Развитие чувственного познания у умственно отсталого ребенка является важным аспектом формирования ментальных процессов (умственного воспитания).
Соединение того, что ребенок воспринимает со словом, обозначающим воспринимаемое, помогает закрепить в представлении образы предметов, их свойства и отношения, делает эти образы более четкими, обобщенными. Развитие восприятия во всех случаях идет от различения предметов, их качеств, отношений к их восприятию на основе образа, а затем и к фиксации образа в слове. Сенсорное воспитание осуществляется учителем-дефектологом и воспитателем как на специальных занятиях, так и в процессе повседневной жизни.
Коррекция нарушений, свойственных умственно отсталым школьникам, осуществляется путем избирательного воздействия (по Выготскому) на нарушенные или ослабленные функции детей, путем систематического воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между объектами. Продуктивность такой работы возрастает благодаря целенаправленному использованию вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала.
Среди различных видов деятельности (учебная, трудовая, игровая) умственно отсталые школьники выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Особенно любимым является рисование. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения оно приближается к игре. Изобразительная деятельность требует от ребенка проявления разносторонних качеств и умений. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, его необходимо хорошо рассмотреть: определить его форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве.
Овладение умениями и навыками рисования требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует такому воспитанию. Это достигается путем тщательного изучения учащимися величины, цвета и структуры предметов. При этом в работу включаются зрительные, двигательные и мускульно-осязательные анализаторы.
В результате обучения нечеткие, аморфные, слабо дифференцированные восприятия детей постепенно становятся четкими, конкретными, полными.
В процессе хорошо организованных занятий по изобразительной деятельности у учащихся развиваются наблюдательность, воображение, зрительная память, фантазия. У них формируются и уточняются многие представления, которые служат основой для усвоения знаний, получаемых в общем процессе школьного обучения. Большой запас правильных представлений позволяет учащимся лучше познавать окружающий мир.
Внеурочная деятельность по предмету
Умственно отсталые дети в силу своего интеллектуального и эмоционального недоразвития первоначально воспринимают только элементарные проявления красоты. Под влиянием коррекционно-воспитательной работы расширяется сфера чувственного познания, углубляются эмоциональные переживания школьников. Учителя заботятся о развитии интеллектуальной регуляции чувств, дают им нужное направление.
В результате у детей вырабатывается более или менее адекватная реакция при восприятии картин, узоров, изделий прикладного искусства. Наглядность и конкретность учебного материала, представляющего определенную эстетическую ценность, в сочетании с эмоциональным характером обучения рисованию, обостряют ощущения умственно отсталых детей, особенно ощущение цвета, цветовых сочетаний, ритмичных построений. Хорошо развитое чувство цвета составляет основу для развития способности осознанно воспринимать богатство красок в природе, в окружающей действительности. Чем лучше дети различают цвета и оттенки цвета, тем полнее они могут испытывать радость, рассматривая красивые цветосочетания в предметах быта и произведениях искусства.
Работы детей

Наглядность
На уроках рисования часто используются игрушки, которые служат учебными пособиями при обучении детей различению и называнию величин, цветов, форм. Используя на уроках игрушки и скульптуру малых форм, важно научить детей понимать увиденное, рассказывать не только о том, что изображено, но и как изображено. Значительное место в эстетическом воспитании школьников занимают демонстрации образцов узоров, орнаментов (художественная резьба по дереву, вышивка, вязание, кружева, обои, гобелены и т.п.), которые используются в декоративном рисовании. Это помогает учащимся понимать особенности построения узоров, подбирать нужные элементы, наиболее удачные сочетания цветов. Знакомство учащихся вспомогательной школы с искусством расширяет их кругозор, учит видеть и переживать прекрасное. Восприятие произведений искусства оказывает влияние на эмоции, повышает восприимчивость и активность, оставляет заметный след осознании детей.
Правильное использование наглядности в сочетании со словом обогащает представления детей, делает обучение более доступным, развивает мышление и наблюдательность, способствует углубленному и прочному усвоению учебного материала.
Один из создателей советской вспомогательной школы А. Н. Граборов, подчеркивая значение дидактических средств коррекции, писал: «...Чтобы добиться лучшего усвоения, на каждом уроке с умственно отсталыми детьми необходимо преподносимый материал организовать так, чтобы было мобилизовано возможно большое число рецепторов ребенка. Надо дать возможность ребенку увидеть изучаемый предмет, осязать его, воспроизвести путем лепки, рисования
Среди наглядных средств обучения важное место занимает педагогическое рисование - выполнение рисунков (на доске) учителем. Эффективность этого способа бесспорна и подтверждается как практикой, так и психолого-педагогическими исследованиями.
Результаты деятельности. Грамоты детей.

Использование системы учебно-воспитательных и коррекционно-развивающих мероприятий на протяжении школьного обучения помогает в известной мере преодолеть недостатки эмоционально-эстетического развития учащихся. адаптироваться им в социуме и начать полноценную самостоятельную жизнь.
Примечания
Астафьева О. П., Имашева Е. Г. Коррекционная психология.
Белкин А. С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы. М., 1997.
Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника [Текст]. – М.: Просвещение, 2007.
Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии [Текст]. – М.: Академия, 2002. –207 с.
Воспитание и обучение во вспомогательной школе. / Под ред. В.В. Воронковой– М.: Школа – ПРЕСС, 2004. – 416 с.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций [Текст]. – М.: Просвещение, 2008. – 500 с.

БОУ КМР ВО « Талицкая средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа

по изобразительному искусству

для 3, 5, 7 -9 специальных (коррекционных) классов VIII вида.

на учебный год

Составитель рабочей программы:

учебный год

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по изобразительному искусству С(К)ОУ VIII вида, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников. Она дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, определяет минимальный набор практических работ .

Структура рабочей программы по ИЗО

предусматривает следующие разделы:

I. Пояснительная записка

II. Основное содержание предмета, практические работы

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Нормы оценок

V. Календарно-тематический план реализации рабочей программы по ИЗО

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по ИЗО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

· Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-7 кл./ Под редакцией (раздел «Изобразительное искусство»

· Учебный план БОУ КМР ВО « Талицкая СОШ» на учебный год.


Цель курса изобразительной деятельности: развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства, содействие нравственному и трудовому искусству.

Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Личностными результатами изучения курса являются:

1. Формирование личностных качеств: художественный вкус, аккуратность, терпение, настойчивость, усидчивость;

2. Формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

3. Развитие аналитико - синтетической деятельности, сравнения, обобщения;

4. Улучшение зрительно – двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

5. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)

Метапредметными результатами изучения курса являются:

В результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий - исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

Получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий : целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности

При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Характерными особенностями учебного предмета являются:

Практико-ориентированная направленность содержания обучения;

Применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

Применение полученного опыта практической деятельности для выполнения общественно полезных обязанностей.


Изучение предмета ИЗО в школе обеспечивает работу:

· коррекционно – обучающую;

· коррекционно – развивающую;

· коррекционно – воспитательную;

· воспитание положительных качеств личности;

· развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой и общественно-полезной деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).

Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.

Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов рисунков, анализ и синтез.

В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.

Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самостоятельности, эстетических чувств в процессе выполнения творческих заданий, ориентировки в окружающем, которые помогут им начать самостоятельную жизнь.

Большое значение имеют разделы, направленные на формирование эстетических чувств, умения рисовать с натуры, декоративное рисование и рисование на темы. Кроме того, способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т. д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы

Межпредметные связи:

· ИЗО – математика /глазомер, расположение предмета в проекциях, соотношение частей рисунка/;

· ИЗО – литература /художественный образ, сюжетная линия рисунка/;

· ИЗО – биология /знакомство с внешним строением растений, животных, людей/;

· ИЗО – трудовое обучение /выполнение практических заданий, доведение начатого дела до конца/.

Рабочая программа по ИЗО составлена на основе программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-7 кл./ Под редакцией (раздел «Изобразительное искусство»

Учебно-тематический план по изобразительному искусству

предусматривает следующее распределение по часам:

ü По федеральному учебному плану – 1 ч. в неделю, 34 часа в год в3, 5 и 7 кл.;

ü По школьному учебному плану – 1 ч. в неделю, 34 часа в год в 3, 5 и 7 кл.; в 8-9кл. 1ч. в неделю, 34 часа в год за счет факультатива. ;

ü Количество часов по рабочей программе – 1 ч. в неделю, 34 часа в год

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Рисование с натуры

Декоративное рисование

Рисование на темы

Беседы об изобразительном искусстве

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Рисование с натуры

Декоративное рисование

Рисование на темы

Беседы об изобразительном искусстве

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Рисование с натуры

Декоративное рисование

Рисование на темы

Беседы об изобразительном искусстве

8-9 классы

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Рисование с натуры

Декоративное рисование

Рисование на темы

Школьная газета

Аппликация

Учебно – методическое обеспечение уроков изобразительного искусства

Предмет

название учебников, издательство

Входит в Федеральный перечень учебников

Изобразительное искусство 5 – 7 классы

Специальных учебников нет.

Реализация практической части рабочей программы по ИЗО.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний на уроках ИЗО значительное внимание отводится

Практическому рисованию с натуры предметов быта и явлений окружающей жизни;

Составлению узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, оформления праздничных открыток, плакатов

Составлению сюжетных композиций на тематику «Времена года», к литературным композициям

Демонстрации произведений декоративно-прикладного искусства народных мастеров

- Развитие воображения и творческого мышления

- Развитие аналитико-синтетической деятельности, при определении формы, цвета, сравнении величины составных частей предмета.

Развитие умения соблюдать последовательность при рисовании, глазомер, чувства такта и эстетичности при оформлении работы. Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, в используемой геометрической форме.

Развивать активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства, развитие чувства формы и цвета, развитие эмоционального воображения, чувства красоты.

Развитие наблюдательности, пространственной ориентировки. Развитие художественного вкуса, аналитико-рефлексивной деятельности, умение оценивать и сравнивать свои работы.

Развитие глазомера, чувства такта и эстетичности при оформлении работы.

II . Основное содержание предмета, практические работы по ИЗО

Краткое содержание рабочей программы по ИЗО

(по крупным разделам программы)

I четверть (8 ч)

Декоративное раскрашивание

Рисование

Рисование на темы.

Беседы об

изобразительном

искусстве.

II четверть (8ч)

Декоративное раскрашивание

Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.

Рисование

Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы

Рисование на темы. Беседы об

изобразительном

искусстве

Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года.

III четверть (10ч)

Декоративное раскрашивание

Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.

Рисование

Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы

Рисование на темы Беседы об

изобразительном

искусстве.

Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года.

IV четверть (8ч)

Декоративное раскрашивание

Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.

Рисование

Беседы об

изобразитель-ном

искусстве

Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы

Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года.

Рисование на темы

Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

5 класс

Темы

Краткое содержание тем

Рисование с натуры

Рисование предметов конической, цилиндрической формы. Передача формы, объема, цвета, относительной величины изображаемого предмета. Рисование предметов симметричной формы, используя среднюю (осевую) линию. Подбор красок в соответствии с натуральным цветом предмета.

Декоративное рисование

Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии. Рисование узоров, соблюдая последовательность, сочетание цветов. Использование при рисовании гуашевых и акварельных красок. Ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения.

Рисование на темы

Изображение зрительных представлений на основе прочитанного художественного произведения, на основе наблюдения за природой родного края. Выбор и рисование наиболее существенного. Тематическое рисование приуроченное к традиционным праздникам и временам года. Использование гуашевых и акварельных красок.

Беседы об изобразительном искусстве

Разновидности изобразительного искусства: картины художников, декоративно-прикладное творчество уральских мастеров. Беседы о роли изобразительного искусства в военных баталиях.

7 класс

Публикации по теме

  • Последствия атомной войны Последствия атомной войны

    Массовый голод станет главным последствием любого локального ядерного конфликта на Земле. К такому выводу пришли исследователи из...

  • Краткий пересказ романа Ф Краткий пересказ романа Ф

    «Преступление и наказание» Пересказ Часть первая В 1865 г. бывший студент юридического факультета Родион Раскольников окончательно...