Каким должен быть идеальный водитель? Профессиональные качества современного водителя Исследование профессионально важных качеств водителей транспортных средств.

Какими профессиональными навыками должен обладать водитель, чтобы он мог стать примером для подражания, выделиться из всеобщей массы и показать личное превосходство над другими участниками дорожного движения? Умом, сообразительностью или чувством опасности, безумностью, оригинальностью или ощущением вседозволенности? — однозначного ответа не предусматривается, ведь кто мы такие, чтобы выступать судьями и оценивать мастерство каждого индивида по отдельности?

Как известно, совершенного ничего не бывает, — вот и картина идеального водителя становится заоблачной, поскольку обладание отличной реакцией, профессиональными навыками или интуицией недостаточно для того, чтобы считаться настоящим ассом.

Звание идеального автомобилиста может заслужить как мужчина, так и женщина, студент или пенсионер, ведь главное — это не возраст или половая классификация, а природный талант управлять транспортным средством, двигаться по запланированной траектории с чувством полного удовлетворения, не останавливаясь ни перед чем.

Садясь за руль, нужно чувствовать машину , ощущать ее дыхание, контролировать техническое состояние, поскольку эти показатели, напрямую зависят от мастерства управления «железным конем», становятся основными критериями при оценке уровня профессионализма и являются определяющими в формировании портрета настоящего автомобилиста. Многие считают, что лишь тот водитель является идеальным, который не попадает в аварии, может с легкостью починить любую поломку или предотвратить возникновение неприятной ситуации в пути, однако не стоит забывать о личных качествах человека, — о его умениях и мастерстве.

Ночь или день, солнце или дождь, тепло или холод, а водитель в любых погодных условиях должен чувствовать себя комфортно , управляя транспортным средством на высшем уровне, не задумываясь о методике вождения и специфике дорожного полотна. Автолюбитель должен знать строение машины, ее особенности и основные характеристики, преимущества и недостатки с целью мгновенного выявления малейших отклонений от нормальной работы транспортного средства, что в дальнейшем, — поможет уверенно чувствовать себя в пути.

Отменное знание правил дорожного движения , целесообразность их применения в сложной ситуации, обезопасит от возникновения Дорожно-Транспортного Происшествия, позволит сохранить не только машину в надлежащем состоянии, но и здоровье пассажиров, ведь одной из важнейших задач водителя — это своевременная доставка людей к месту предназначения, с повышенным уровнем комфорта и низкой степенью риска.

Настоящий водитель должен уметь ездить как на стареньком «Москвиче», так и на новой иномарке, методика управления которых значительно отличается, а технология вождения становится испытанием не только для автомобилиста, но и для пассажиров. При этом важным показателем является внимание индивида, позволяющее определить степень вероятности предотвращения столкновения с другими транспортными средствами. Продолжительность езды не должна прямо пропорционально влиять на профессиональные навыки, а уровень мастерства обязан все время повышаться в результате приобретения неоценимого опыта.

Идеальный водитель в состоянии экономно использовать топливо , поскольку знает, когда переключиться на нижнюю передачу, а где — пойти накатом, ведь многолетний стаж дает возможность здраво оценить ситуацию и сделать полезные выводы.

Утомляемость за рулем проявляется на протяжении нескольких часов движения, однако, полноценное сохранение внимания, быстрота реакции и контроль над ситуацией , постоянно должны быть на соответствующем уровне, позволяющем профессионально управлять автомобилем.


Умение прогнозировать опасность
, является неотъемлемым атрибутом в арсенале идеального водителя, т.к. именно данный критерий, дает возможность правильно оценивать степень риска и обеспечивать безопасные условия движения по автомагистрали.

Асфальтированная дорога или грунтовая, зима или лето, а водитель должен уметь справляться со всеми трудностями , возникшими на пути. Независимо от профессии, интересов и симпатий, автомобилист обязан корректно вести себя на дороге, будь то черта города или тихий поселок в провинции. Идеальный водитель обязан оформить страховку на случай возникновения ДТП, постоянно возить при себе аптечку, огнетушитель и запаску — столь нужные вещи для решения сложных внезапных ситуаций.

Необходимо также обратить внимание на характер поведения автомобилиста в пробке, на скоростном шоссе или при движении по улицам города. Как он ведет себя? Едет тихо и осторожно или гонит как сумасшедший? Обращает ли внимания на предупреждающие знаки, становится ли заложником собственных эмоций? Именно эти наблюдения позволят сформировать общую картину о человеке, его мастерстве и уровне профессионализма.

Так каким же должен быть идеальный водитель?

Сдержанный, тихий, спокойный, любознательный и культурный, умеющий адекватно реагировать на все происходящее в пути. Быть способным верно оценивать сложившуюся ситуацию, придерживаться установленных правил и норм, которые в комплексе обеспечивают безопасные условия езды.

Многолетние исследования ученых довели, что автомобилист, возрастом 35-37 (опыт вождения свыше 10 лет) является наиболее подходящим претендентом на звание идеального водителя, т.к. он уже успел приобрести необходимый опыт, сохранил отменную физическую форму, выучил рекомендации, касательно правил поведения на дороге, а также в силе здраво оценить ситуацию, возникшую на дороге.

Анализ показал, что для достижения подобных результатов, нужны годы тренировок, дополнительных занятий, позволяющих повысить свой уровень профессионализма и лишь потом — можно претендовать на звание настоящего автомобилиста, служащего примером для подражания.

Будем надеяться на качество обучения в автошколах , которые обеспечивают людей специализированными знаниями, необходимыми для уверенного, безопасного и изящного вождения как легковым, так и грузовым транспортом. Ни гвоздя, ни жезла!

Великие гонщики обладают тем редким набором качеств, которые позволяют им добиваться высоких результатов в различных соревнованиях. Но мы все жЫвем не одними гонками и покатушками, не стоит забывать, что основную часть времени ты проводишь на дорогах общего пользования с правилами, ограничениями и, что также немаловажно, с другими участниками движения.

Вот и в таких бытовых ситуацЫях качества настоящих гонщиков помогут ездить более безопасно и при этом никому не мешать. Ведь самый умелый и профессиональный водитель незаметен на дороге, а не выежывается “впереди планеты всей”, стремясь как можно быстрее доехать из пункта А в Б.

Итак, ты отличный водитель, если:

10. Всегда имеешь план выхода

Выход может понадобиться в самых различных ситуацЫях, будь то возможность объезда самой большой пробки, не давая задавить себя огромной фуре, или же тебе нужно как можно быстрее стряхнуть со своего “хвоста” назойливого соперника на треке. В общем, ты всегда должен знать, что делать, если вдруг станет “жарковато”.

9. Имеешь крепкие нервы

Оставаться невозмутимым в самые стрессовые моменты, когда на тебя оказывается максимальное давление. Не паниковать, если машЫна, которая движется перед тобой начинает вилять хвостом и метаться из стороны в сторону. Всегда действовать спокойно, даже если прямо перед тобой случилась авария. В жЫзни огромное количество таких моментов и все они будут казаться намного более простыми, если у тебя “холодная голова”.

8. Просчитываешь ситуацЫю наперед

БольшЫнство водителей смотрят лишь прямо перед своим автомобилем, а великие гонщики смотрят максимально далеко по треку. Ведь они знают, что намного важнее то место, где тебе нужно быть, а не то, где ты находишься сейчас. Это правило примениемо и для движения в потоке, где очень важно учитывать все возможные варианты развития событий, чтобы не попасть в просак или, в худшем случае, в ДТП.

7. Точно знать, где находятся пределы и никогда не выходить за них

Это не просто какие-нибудь занудные скоростные ограничения, все дело в пределах возможностей. Своих, своей машЫны, и этого трека или дороги, по которой ты движешься. Попытаешься выйти за эти пределы и рискуешь познаешь мир боли и ужаса. Конечно, проходить вираж на грани очень интересно и приносит огромное удовольствие, но это ни в коем случае не повод рисковать своей шкурой и жЫзнью окружающих.

6. Водишь плавно

Водитель, который плавно управляет своим автомобилем – успешный водитель. Это качество важно и на треке, где ты спокойно держЫшь свой болид в связке поворотов, меньше управляя рулем и больше газом. И в городе это тоже важно, не вынуждая своих пассажЫров делиться с тобой составляющими недавнего приема пищи. Поменьше резких движений!

5. Ты терпеливый

На самом деле совсем не обязательно висеть в сантиметре от бампера машЫны, которая едет перед тобой. Да и сигналить и орать на зазевавшегося водилу смысла особого тоже нет, ведь это никак не поможет, а наоборот – нервные клетки пойдут в расход. Гонщики-кольцевики прекрасно знают, что иногда приходится выжЫдать несколько кругов, чтобы выйти на позицЫю для обгона, и спешка будет стоить очень дорого. Так что лучше немного подождать.

4. Ни на что не отвлекаешься

Любая вещь, которая тебя отвлекает во время вождения может стать причиной аварии. Сколько было ДТП только из-за того, что кто-то в тянучке набирал смску или настраивал радио и “догнал” впереди идущую машЫну. Так что как только ты садишься за руль, телефон из кармана одежды перемещается в бардачок или нишу. Хэндс-фри – не панацея, ведь на разговор все-таки приходится отвлекаться. Все очень просто – чем меньше отвлечений, тем безопаснее вождение.

3. Отлично владеешь габаритами своего авто

Гонщики могут целыми днями проходить повороты по идеальной траектории через апексы (крайняя внутренняя точка поворота). Самые успешные могут это делать с точностью до сантиметра и при любых погодных условиях. Также и простой водитель, который чувствует габариты своего автомобиля может протиснуться между припаркованными авто в узенькой улочке сможет сэкономить пару минут в подобной ситуацЫи. Если ты можешь держать точную дистанцЫю перед своей машЫной на трассе, сможешь вовремя среагировать на изменение обстановки.

2. Ты выносливый

Множество отлиных гонщиков могли проявить себя лишь на коротких отрезках гонки или продержаться лишь пару гонок в сезоне, с отличным началом года и посредственным его завершением. Но по истине великие гонщики (как Айртон Сенна, например) всегда были “на гребне волны”. У всех могут быть неудачные моменты или периоды времени, но у великих гонщиков таких моментов намного меньше, поэтому и великими могут быть далеко не все.

1. У тебя есть опыт

Здесь даже не нужно ничего объяснять, все и так понятно. Чтобы ездить, нужно ездить. Теория без практики – ничто. Чем больше ты ездишь, тем лучше ты ездишь.

Основными психофизиологическими качествами, по которым определяют пригодность к вождению автомобилями, являются ощущение, восприятие, психомоторная реакция, внимание, эмоционально-волевая реакция, оперативное мышление и специальные личностные факторы:

    ощущение - отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений материального мира, которые непосредственно влияют на органы чувств (различают ощущение зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, двигательные, вибрационные и др.);

    восприятие - уровень развития органов чувств, точность определения пространственных отношений и временных интервалов, скорость переработки информации;

    психомоторная реакция - скорость и точность реакции водителя в критических ситуациях, четкая психомоторная координация;

    внимание - широкий объем и распределение внимания, его скорая переключаемость и стойкость, правильная организация внимания при выполнении маневра;

    эмоционально-волевая реакция - эмоциональная стойкость, высокий уровень развития волевых качеств (самообладание, решительность, настойчивость);

    оперативное мышление - скорость оценки дорожной обстановки и принятия решений, способность к быстрому профессиональному прогнозированию, хорошая оперативная память и ее готовность;

    личностные факторы - активность и направленность личности, склонность к технике, инициативность, смекалка, дисциплинированность, интерес к профессиональной работе водителя. Недостаточное развитие одних психофизиологических особенностей водителя может компенсироваться развитием других и проявляться лишь в сложных дорожных условиях, когда предотвращение аварии и разрядка острой дорожной ситуации зависят от скорости оценки ситуации, умения применить навыки управления автомобилем, от скорости и от точности реакции, самообладания, решительности и настойчивости. Мастером своего дела можно считать только того водителя, который умеет правильно и быстро оценивать дорожную обстановку, предусмотреть ее возможные изменения и никогда не попадать в сложные ситуации, а при невозможности избежать их, - максимально разрядить опасную обстановку.

Опыт и мастерство водитель добывает постепенно, другие же качества характера - чувство ответственности за безопасность других людей, способность сосредоточиться только на управлении автомобилем, выдержка и восприимчивость к информации - он должен воспитывать в себе с самого начала вождение.

Из основных психофизиологических качеств водителя особенно следует выделить внимательность и скорость реакции к соответствующим действиям на воспринятую информацию.

Внимательность - способность сосредоточить внимание на выявленном объекте опасности, сделать его полный обзор и оценить ситуацию. При средних высоких скоростях движения водитель может обозревать десятки объектов, но детально рассмотреть он может только один объект. Водителю важно уметь вовремя сосредоточить свое внимание на основном объекте опасности, который может потребовать принятие срочных мер для предотвращения аварии. При управлении автомобилем необходимо постоянно оценивать переменчивые дорожные условия и обстановку движения, чтобы вовремя определить новый режим движения.

Одним из важнейших навыков водителя, которые обеспечивают безопасность движения, является скорость реакции - закономерный ответ организму на внешнее влияние.

Процесс реакции можно подразделить на три фазы: оценка обстановки, принятия решения и выполнения соответствующих действий. Время реакции водителя при управлении автомобилем измеряется коротким промежутком от момента восприятия опасности к началу действий, направленных на ее устранение. Время реакции зависит от вида реакций - сложной, простой и в опасной зоне.

При движении автомобиля перед водителем могут возникать всевозможные препятствия и опасности. Чтобы предотвратить возникшую опасность, водитель должен правильно оценить ее и выбрать наиболее эффективное действие: остановить автомобиль, объехать объект опасности, проехать мимо него с увеличенной скоростью. Такая оценка в совокупности и выбор способа действия являют собой сложную реакцию.

Время сложной реакции водителя - с момента появления перед водителем опасности (или препятствий) к ответу на него действием, которое загодя не определил и к выполнению которого не был подготовлен, - представляет 0,8с, а при испуге, нездоровье, усталости после многочасовой работы – 1с из и более.

Простые, загодя определенные действия водителя в ответ на какую-либо опасность или препятствие называются простой реакцией.

Водитель может и должен всегда стремиться перевести сложную реакцию в простую. Однако, невзирая на то что простая реакция быстрее, чем сложная, ее время (0,4...0,6 с), потому что содержит в себе и время на мышечное движение водителя - перенос правой ноги из педали дроссельной заслонки на педаль тормоза.

Реакция в опасной зоне занимает особенное место. Она протекает с момента появления перед водителем какой-либо опасности (или препятствия), к восприятию которой водитель заблаговременно подготовился, к ответу на них простым, загодя определенным действием, к осуществлению которого водитель уже подготовлен. В чем заключается подготовка? В том, что водитель, определив место возможного появления опасности (или препятствия), загодя готовится к ее предотвращению. Поскольку такие действия водитель производит на подъезде к возможному месту опасности, то это время (0,2...0,3 с) называется временем реакции в опасной зоне. Реакция в опасной зоне предусматривает заблаговременную подготовку к восприятию и действию. Путь, проходной автомобилем за время разных видов реакций водителя при скорости 36 км/ч, показан на рис. 5.6.

Рис. 5.6. Путь автомобиля, пройденный за время разных видов реакции водителя

Важнейшим условием многолетней успешной работы водителя является его физическая подготовка. Известно, что занятие любым видом спорта положительно влияет на организм человека. Для водителей наиболее благоприятны гимнастика, спортивные игры, лыжи, плавания, гребли, легкая атлетика. Занятие спортом содействуют развитию основных качеств, полезных в профессиональной деятельности водителя. Занятие такими видами спорта, как настольный теннис, большой теннис, стрельба, помогут водителю улучшить периферическое и центральное зрение, повысить его остроту.

Специфические условия работы водителя требуют от него одинаковой работоспособности и хорошего самочувствия в течение всего изменения. Поэтому перед работой он должен хорошо выспаться. Ему необходим непрерывный сон длительностью не менее 7 час, чтобы чувствовать себя бодрым, физически полноценным работником.

Приступая к работе, полезно выполнить сложные упражнения на координацию нервных центров, которые возбуждают, непосредственно управляют важными функциями. Систематическое занятие гимнастикой способствуют укреплению здоровья и улучшению координации движений.

Необходимая физкультурная пауза, выполняемая через 3, 5, 7 час езды. Задание паузы - предупредить развитие усталости, ускорить течение окислительно-восстановительных процессов, способность поддерживать рабочий ритм, темп, концентрацию внимания. Физкультурную паузу нужно проводить с появлением первых признаков снижения работоспособности.

При длительной езде по автомагистрали, где отсутствуют пересечения в одном уровне с другими дорогами, где нет сигнализации (светофоров) и можно двигаться на высоких скоростях, возникает специфический вид усталости - дорожный гипноз. Он характеризуется сонливостью, невнимательностью, недомоганием, отчужденностью, ослаблением рефлексов, замедлением времени реакции. В таком случае необходимо остановить машину, выйти на свежий воздух, пройтись и выполнить несколько физических упражнений: повороты, наклоны, вращения туловища и председателя, прогибания у поясницы, сгибания и разгибания рук и ног.

При выполнении физических упражнений нужно помнить, что малая нагрузка не оказывает никакого влияния на организм. Благоприятный эффект достигается только при нагрузке средней величины. Достаточно объективным показателем для определения степени нагрузки является пульс. При средней нагрузке частота пульса растет на 30 % (при частоте пульса в состоянии покоя 70 ударов в 1 мин число ударов после упражнений средней нагрузки составит 70 + 21 = 91 уд.)

Для того, чтобы водитель в любых условиях мог обеспечить безопасность движения, он должен неуклонно соблюдать режим труда, отдыха и питания. Правилами дорожного движения запрещается управлять транспортным средством в состоянии усталости, если это состояние может повлиять на безопасность движения. Поэтому управлять автомобилем можно до тех пор, пока не наступит усталость.

Удлинение времени поездки более 8 час вызывает изменения в организме даже у опытных водителей. Об этом свидетельствует и статистика несчастных случаев, количество которых особенно резко растет после 10 часов непрерывной работы за рулем.

Между двумя длительными поездками (до 8 ч) должен быть как минимум 10 часовой отдых, который включает 7...8 ч нормального сна. Если поездка была длительной (более 8 ч), то после нее отдых должен быть не менее 12 часов. Усталость резко растет в условиях недосыпания: водители начинают засыпать уже через 3...5 часов движения.

Важный фактор снижения усталости - использование в поездке кратковременных перерывов. Установлено, что более целесообразные кратковременные перерывы после относительно кратковременной езды, чем длительные перерывы после длительной поездки. Поэтому рекомендуется делать 10 минутный перерыв после первых 3 часов движения, а потом через каждые 2 ч. Эти перерывы лучше использовать для активного отдыха. При непрерывном управлении автомобилем более 5 ч необходимый отдых длительностью 30 мин.

Характерным симптомом усталости является сонливость. Сон за рулем приводит к дорожно-транспортным проишествиям с чрезвычайно тяжелыми последствиями. Засыпание при управлении автомобилем быстрее наступает в ночное время, чаще всего между 24 и 5 часами утра. Засыпанию способствует отсутствие нормального сна перед ночной поездкой, например, когда время отправления в туристические поездки назначают на 4-5 часов утра. В этих условиях водитель выезжает в длительную поездку, прервав нормальный сон, и через 3-4 год движения у него наступает опасная сонливость. Выезжать в длительную многочасовую поездку можно только после нормального отдыха и хорошо выспавшись.

В напряженном труде водителя на его психическое состояние влияет этика собственного поведения и поведения других участников движения, а также взаимодействие водителя с пешеходами. Выезжая на линию, водитель с самого начала должен настроить себя на доброжелательное отношение ко всему окружающему: пропустить водителя, который спешит, или пешехода, ехать без спешки и нервозности.

Эмоцией называется переживание человеком своего отношения к тому, что он познает, делает, т. е. к вещам и явлениям окружающего мира, к другим людям и их поступкам, к своей работе, к самому себе и своим действиям. Эмоции являются функцией нервной системы.

По длительности и силе проявления эмоций различают настроение и аффекты. Настроение – это длительная, спокойно протекающая эмоция, которая может иметь положительную или отрицательную окраску и в соответствии с этим по-разному влиять на поведение человека. Аффект – это короткие, бурно протекающие переживания, эмоциональные вспышки.

У водителя помимо переживаний, свойственных вообще каждому человеку, могут возникать выраженные эмоции в связи с его профессиональной деятельностью. Причинами возникающих эмоций за рулем могут быть: опасные аварийные ситуации на автомобильных дорогах, езда в условиях плохой видимости, ответственность за жизнь и здоровье пассажиров, неудовлетворительное состояние дороги, плохие метеорологические условия (гололед, снег, метель, туман), необходимость резкого торможения или внезапное изменение направления движения из-за создавшейся дорожной обстановки.

Указанные ситуации могут вызвать различные по силе проявления, а иногда и противоположные по характеру эмоции: положительные или отрицательные, т. е. приятные или неприятные переживания.

Управление автомобилем является эмоционально насыщенным видом человеческой деятельности. Эмоции, возникающие за рулем автомобиля, во многом определяют степень работоспособности водителя. Так, например, опасная дорожная ситуация может вызвать у водителя отрицательные эмоции, подавляющие его психическую деятельность, снижение работоспособности. Но эта же ситуация может повысить жизненную энергию водителя, обострить его сообразительность и находчивость.

В зависимости от индивидуально-психологических особенностей человека эмоции могут быть устойчивыми или кратковременными. Эмоционально устойчивые водители обычно уравновешенные люди с устойчивыми настроениями, имеющие глубокие устойчивые интересы. Эмоционально неустойчивые водители – эмоционально неуравновешенные люди. Это может проявляться в неустойчивости эмоций, например, в быстрой смене настроений или в быстрой эмоциональной притупляемости.

Специальные исследования показали, что водители эмоционально неуравновешенные значительно чаще являются нарушителями правил движения и участниками дорожно-транспортных происшествий.

Хорошо известно, что для таких профессий, как летчик, машинист, шофер, лица с резко выраженной эмоциональной возбудимостью непригодны, так же как и эмоционально пассивные лица. Отсюда закономерно требование систематического изучения водителей в процессе их профессиональной деятельности с фиксацией внимания на степени эмоциональной возбудимости, устойчивости эмоций, умении владеть эмоциями и проявлении водителем волевых качеств.

Воля – это способность человека управлять своими действиями и поступками. Волевые действия всегда направлены на достижение сознательно поставленной цели и исходят из определенных мотивов. Мотив – это ответ на вопрос: почему и ради чего человек хочет добиться поставленной цели. Воля тесно связана с чувствами и мыслями человека.

Волевые действия всегда связаны с преодолением внутренних или внешних препятствий, т. е. с проявлением волевого усилия, направляемого на достижение сознательно поставленной цели. Во всяком волевом действии необходимо выделить подготовительный период, в течение которого человек внутренне готовит себя к совершению волевого действия. Этот период характеризуется двумя моментами: борьбой мотивов и решением. Если выполнение задачи для человека не является обязательным, то в подготовительном периоде он оценивает значение каждого из мотивов, представляет себе возможные последствия при выборе того или иного мотива и только тогда приходит к окончательному решению.

Так, например, водитель постоянно решает вопросы: обгонять впереди идущий автомобиль или не обгонять, уменьшить скорость перед большим поворотом дороги или не уменьшать, преодолеть подъем «с ходу» или переключить на низкую передачу и т. д. Иногда обстоятельства требуют мгновенного решения.

Борьба мотивов всегда должна заканчиваться решением, но оно является лишь толчком к действию. В волевом акте человека наиболее важное значение имеет исполнение принятого решения. Если решение не твердо, то действие может не последовать.

При выполнении принятого решения могут неожиданно возникнуть трудности. Умение преодолевать их и будет характеризовать силу воли человека.

Основными волевыми качествами водителя являются дисциплинированность, решительность, настойчивость и самообладание.

Дисциплинированность – это подчинение своих действий требованиям общественного долга, добросовестное выполнение своих служебных обязанностей и, в частности, строгое выполнение водителем правил движения. Дисциплина водителя также должна проявляться в уважении к водителям других транспортных средств, в культуре поведения, в опрятности одежды. Недисциплинированность за рулем проявляется прежде всего в нарушении правил движения.

Решительность – это способность быстро оценивать обстановку, принимать решение и без колебаний выполнять его. Решительность является важнейшим условием деятельности водителя в аварийной ситуации, особенно при дефиците времени. Состояние водителя, при котором он не может быстро принять решение и в соответствии с этим действовать, называют растерянностью. В тех случаях, когда для принятия решения достаточно времени, но решение либо не принимается, либо изменяется, говорят о нерешительности.

Настойчивость – это способность длительно и упорно до конца проводить принятое решение. От настойчивости необходимо отличать упрямство, т. е. необоснованную настойчивость, когда человек при выполнении волевого действия не считается с мнением других и с новыми обстоятельствами, требующими нового решения.

Самообладание – умение управлять своей умственной деятельностью, чувствами, действиями и поступками, способность водителя в опасных ситуациях не поддаваться страху. Водитель, умеющий владеть собой, сможет не только мобилизовать свои силы и возможности в неожиданной сложной дорожной обстановке, проявляя при этом энергию и активность, но и сдерживать себя, когда это необходимо. Самообладание, как и другие волевые качества, формируется в коллективе в процессе трудовой деятельности и в быту, т. е. в повседневной жизни человека.


| |

Что формирует водителя? Опыт и мастерство водитель приобретает со временем, но другие качества он должен иметь с самого начала. Это - чувство ответственности за безопасность других людей, способность сосредоточиться на управлении автомобилем, выдержка и восприимчивость к информации. Не всякий от рождения наделен терпением, выдержкой или способен сосредоточиться. Но каждый водитель должен заставить себя выработать эти качества как можно скорее. Это не всем одинаково удается. Но все - и новички, и асы должны воспитать в себе водительский характер. Итак, о чертах характера настоящего водителя.

Концентрация внимания (собранность) - это одно из главных по значению качеств при управлении автомобилем. Вы должны быть постоянно собраны при современном напряженном движении с его быстротой и опасностью. Стоит на миг отвлечься - и риск ошибки многократно возрастает, а ошибка ведет к дорожно-транспортному происшествию. Если вы устали, нездоровы или думаете о чем-то другом, то ваша реакция замедляется. Тогда лучше не садиться за руль, а если все же надо ехать, то особо учтите, что ваше время реакции увеличено.

Предвидение (готовность). Концентрация внимания помогает быть наготове, т.е. быть готовым изменить курс движения или скорость. Это можно связать с автоматизмом движения у любого человека. Опыт и автоматизм действий позволяют нам не попадать в критическую ситуацию.

Выдержка. Очень легко не сдержать себя, например, попав в затор или видя, как другой водитель поступает неверно. Но тогда легко попадете в дорожно-транспортное происшествие. Никогда не поддавайтесь азарту и духу гонок. Видя неразумное поведение других участников движения, никогда сами не теряйте благоразумия. Не пытайтесь «дать урок» этим людям. Лучшим уроком будет ваш хороший пример.

Уверенность - это, конечно, важная черта характера водителя. Новичок, понятно, в себе сначала не уверен, что постепенно проходит. Но хороший водитель не должен быть и самоуверенным. Это ведет к беспечности, к риску и, как следствие, к дорожно-транспортному происшествию.

Инерция скорости. Если вдуматься в причины дорожно-транспортных происшествий, то самое общее в них - это трудность быстрой остановки автомобиля, перехода от состояния движения к неподвижности. Возникает антагонизм инерции движения с состоянием покоя (бездействия). Уже доказано, что есть гипноз автострады, где именно быстрое свободное движение рождает желание ехать все быстрее и быстрее. В таких случаях резкая остановка превращается в сверхзадачу и непосильна ни для автомобиля, ни для человека. Об этом говорит опыт многих групповых столкновений на автомагистралях. А между тем в городах при подъезде к перекресткам в момент загорания желтого сигнала светофора возникает именно такая сверхзадача.

Развивая идею о том, что наиболее опасен резкий перепад скоростей на соседних участках, можно будет прийти к общей идее оптимального плавного движения всего потока (особенно в городах и пригородах), в котором процессы торможения будут или минимальны или вообще исключены. Суть этой идеи в том, что основная задача водителя - это постоянное равномерное движение, а не разгоны и торможения. Инерция вождения - самое сильное чувство у водителей. И просто неправомерно требовать от живого человека быстрой остановки, когда он весь увлечен этим порывом вперед. Именно плавное, равномерное движение - главное условие для общей оптимизации движения, повышения его безопасности.

Оптимизация движения по скорости и направлению намечаемой траектории позволяет водителям лучше усваивать все сигналы, знаки и другую информацию, повышать свой опыт, обучаться сложной, высшей «стратегии» городского движения. Плавность вождения - это понятие уже принято в ряде стран. Вводятся даже нормативы плавности вождения (по ускорениям разгона и торможения, поворотам рулевого колеса и т.д.), т.е. важно не просто уметь водить автомобиль, но уметь водить его экономично и безопасно. Для нас это также имеет большое значение. Наблюдения показывают, что даже водители автобусов и троллейбусов часто тормозят слишком резко, беспокоя этим пассажиров. А для водителей автомобилей-такси резкий скрип тормозов обычен, что, кстати, зимой ведет к заносам и авариям. Очевидно, новое понятие плавности весьма полезно и должно скорее войти в учебник для водителей и в правила движения. Вообще именно плавное вождение должно отличать хороших водителей от неумелых.

Квалификация водителей. Квалификация - понятие многогранное и очень объемное. Самым правильным оценочным параметром мастерства управления автомобилем был бы показатель того, сколько каждый водитель совершит дорожно-транспортных происшествий за определенный пробег. Но пока установить такой показатель практически невозможно, так как нет простой методики и аппаратуры для определения потенциальной аварийности водителя. Поэтому может возникнуть вопрос, а следует ли вообще давать оценку квалификации водителей? Ведь каждый имеет свою индивидуальность. Однако можно выделить некоторые группы водителей, главным образом по методам и манере управления автомобилем, и вместе с вами попробовать разобраться, к какой группе вы относитесь. Рекомендуемая классификация приводится совсем не для того, чтобы навешать всем водителям ярлыки. Главное - найти в ней себя, затем проанализировать свои методы управления, постараться исправить свои ошибки.

Группы водителей. По отношению к участникам движения водителей можно разделить на две группы (прикиньте, к какой группе относитесь вы). Первая группа, преследуя свою стратегическую цель поездки, принимает тактику движения, исходя из общих закономерностей транспортных ситуаций, приспосабливаясь к ним и не нарушая целостности транспортного потока. Вторая группа использует автомобиль, дорожные условия и дорожно-транспортные ситуации для своих личных целей (как мне удобно, так и еду). Можно с уверенностью утверждать, что водители первой группы стоят выше по пониманию смысла Правил дорожного движения, чем второй, которые, кстати, почти всегда управляют автомобилем на пределе физических, а иногда и психических возможностей.

Кроме того, водителей можно классифицировать по методам управления автомобилем и методам (удобству) перевозки пассажиров.

Как видите, характеристик у водителя довольно много. Но в конечном итоге он может и должен оценивать себя по результатам движения. Для того чтобы каждому из вас было легче отыскать себя в многоликом водителе, мы придумали несколько названий, которые ассоциативно связаны с приемами и методами управления. Только убедительно просим вас ни в коем случае не вешайте ярлыков на водителей. Такие названия предназначены лишь для того, чтобы вам было легче отыскать в своих действиях то или иное плохое качество и исправить его.

Публикации по теме