Тест по дисциплине системный анализ и моделирование. Тестирование

Тест по предмету «Моделирование производственных и экономических процессов»

Вариант №3 специальность 3706002

1. Список это - ….

    Упорядоченная информация;

    Структурированные данные;

    Описание сведений об объекте;

    Совокупность объектов, упорядоченных с помощью ссылок.

    Краткая характеристика свойств объекта.

2. Очередью называется …

    Список, который необходимо уменьшить по каким-либо критериям;

    Длина объекта постепенно убывающая

    Упорядоченная совокупность объектов;

    Объективная возможность решения задачи.

    Список, позволяющий реализовать выбор первым из очереди объекта, который был включен в список раньше других;

3. По виду объекта различают модели:

    1. Информационных процессов, технологических процессов.

      Технологических процессов, комплексов работ, предприятий, объединений и отраслей.

      Технологических процессов, массовых процессов.

      Корреляционных процессов, комплексов работ, информационных процессов.

      Математических процессов, оптимизационных процессов.

4. Эффективность операции зависит от двух групп факторов:

    Условия задачи и метода получения.

    Критерия эффективности и элементов решения.

    Оценки их соответствия и эффективности операции.

    Условий проведения операции и способа организации, параметров операции.

    Экстремального значения функции и эффективности операции.

5. Критерием эффективности операции является:

    Функция заданных условий и элементов решения.

    Управляемые и неуправляемые переменные.

    Наличие ограничений.

    Отыскание экстремального значения целевой функции.

    Достижение поставленной цели.

6. Процесс принятия решений состоит из ….. этапов

7. К управляемым переменным относят:

    Возможные значения.

    Элементы решения задачи.

    Величины, значение которых необходимо найти в процессе решения задачи.

    Неизвестные факторы.

    Случайные величины с известными (определенными) законами распределения.

8. Процесс математического моделирования включает …. этапов(этапа)

9. Динамическое программирование – это

    Задачи, которые имеют большую размерность и их решение требует сложных вычислительных действий.

    Решение многомерных и многоэтапных задач.

    Оптимизация целевых функций любого типа.

    Блочное программирование.

    Метод планирования многоступенчатого процесса, который может быть разделен на ряд последовательных этапов.

10. Модель это …

    Использование методов математики для наиболее эффективного решения задач, возникающих в сфере экономики.

    Описание реального объекта.

    Явление или объект.

    Мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что её изучение дает новую информацию об этом объекте.

    Виртуальная среда.

11. Управление это….

    Сигналы, направленные на изменение структуры или множества состояний системы.

    Такое входное воздействие или сигнал, в результате которого система ведет себя заданным образом.

    Структура иерархического склада.

    Система, в которой существует иерархия.

    Взаимосвязь элементов сложной системы.

12. Системный анализ – это …

    Наука, предполагающая различные решения.

    Наука, производящая выбор удобных вариантов решений задач.

    Наука, следующая аналитическому способу мышления.

    Наука, занимающаяся проблемой принятия решения в условиях анализа большого количества информации различной природы.

    Наука, выполняющая все требования модели.

13. Задача линейного целочисленного программирования (ЦЛП) – это …

    Задача математического программирования, в которой переменные могут принимать значения, равные 0 или 1.

    Задача учета условий целочисленности переменных.

    Задача, в которой учитываются различные показатели труда.

    Задача математического вида, предлагающая решения при использовании 3-х переменных.

    Задача математического программирования, в которой все или некоторые переменные должны принимать только целочисленные значения.

14. Транспортная сеть – это …

    Совокупность вершин или узлов и соединяющих их транспортных коммуникаций или звеньев.

    Оперативное управление работой транспорта.

    Совокупность средств и методов, планирования сетевого графика.

    Система, способствующая простому управлению на производстве.

    Совокупность связей, по которым строится работа на предприятии.

15. Если две задачи линейного программирования имеют взаимосвязь, при чём одна из них исходная, а другая:

    Транспортная.

    Распределительная.

    Двойственная.

    Линейная.

    Дифференциальная.

16. Алгоритм решения транспортной задачи методом потенциалов состоит из двух этапов:

    Аналитического и статистического.

    Предварительного и комплексного.

    Комплексного и аналитического.

    Предварительного и общего.

    Общего и группового.

17. Основная идея решения линейных целочисленных задач методом отсечений, первоначально предложенная:

    Дж. Данцигом, Д. Фулкерсоном и С. Джонсоном.

    С. Джонсоном и М. Гауссом.

    Жозефом Луи Лагранжом и Грувицем.

    Дж. Данцигом и Никлаусом Виртом.

    Жозефом Луи Лагранжом и Д. Фулкерсоном.

18. Метод ветвей и границ впервые был предложен для решения линейных целочисленных задач:

    Гурвицем и Дж. Данцигом.

    Вальдом и Жозефом Луи Лагранжем.

    Д. Фулкерсоном.

    А. Дойгом.

    А. Лэндом и А. Дойгом.

19. Теория массового обслуживания – это …

    область прикладной математики, занимающаяся анализом процессов в системах производства, обслуживания, управления, в которых однородные события повторяются многократно.

    Математическая постановка задачи решающая ряд производственных проблем.

    Область применения, которой сфера обслуживания.

    Наука, изучающая потребности на предприятии.

    Наука, помогающая найти ответ на ряд вопросов, касающихся предприятия и планирования на производстве.

20. Метод Монте-Карло - это …

    Метод решения задач управления планированием.

    численный метод решения математических задач при помощи моделирования случайных чисел.

    Метод помогающий найти ответ двойственности в задачах.

    Один из методов решения задач нелинейного программирования.

    Метод создания модели.

21. Главными элементами сетевой модели являются:

    Зависимость и ожидание.

    Фиктивная работа и события.

    Работа и события.

    Событие и ожидание.

    Работа и ожидание.

22. По закону изменения выходных переменных модели классифицируются на:

    Реальные, статические, математические, линейные.

    Динамические, стационарные, экономические.

    Линейные, двойственные, транспортные, экономические.

    Стационарные, нестационарные, динамические, линейные, нелинейные.

    Транспортные, стационарные, линейные, квадратичные.

23. Сетью называется –

    Математические основы сетевых методов.

    Основой сетевых методов планирования и управления.

    Граф, состоящий из вершин – «событий» и направленных дуг – «работ» или «операций».

    Представление программы в виде сетевой модели или сети, которое отражает отношение порядка, существующее на множестве операций программы.

    Ориентированный связанный граф без контура, в котором существует лишь только одна вершина, не имеющая входящих дуг, и только одна вершина, не имеющая выходящих дуг.

24. Метод динамического программирования применяется для решения задач:

    Распределения ресурсов, управление запасами, замена ремонта оборудования.

    Линейные, двойственные.

    Транспортные, игры с природой.

    Управление запасами, игры с природой.

    Распределения ресурсов, двойственные задачи.

25. Решения задачи включает следующие этапы:

    Постановка задачи, системный подход, системный синтез, решение задачи.

    Постановка задачи, системный синтез, системный подход, отладка программы.

    Постановка задачи, системный подход, системный.

    Постановка задачи, системный синтез, решение задачи.

Ответы на тест 3

3. ТЕСТЫ ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ»


1. Что подразумевается под составом элементов и связями между ними?

  1. Структура

  2. Целостность

  3. Элемент

  4. Эмерджентность
2. Что такое множество значений существенных характеристик системы в данный момент времени?

1. Поведение

2. Развитие

3. Состояние

4. Функционирование

3. Что такое термы?

1. Имена и члены предложений, определенные объекты исследования

2. Состав свойств системы

3. То, что связывает элементы в системе

4. Часть объекта, обладающая определенной самостоятельностью по отношению к всему объекту

4. Что из ниже перечисленного не входит в динамическое описание системы?

1. Процесс

2. Функторы

3. Система

5. Какой из принципов системного подхода предполагает необходимость исследования объекта как сложной совокупности составляющих его элементов?

1. Принцип цели

2. Принцип сложности

3. Принцип целостности

4. Принцип историзма

6. Что не является стадией жизненного цикла?

1. Функционирование

2. Создание

3. Развитие

4. Управление

7. Что такое системный анализ?

1. Методология решения проблем

2. Передача функций управления техническим средствам

3. Общая теория систем

4. Совокупность научных методов и практических приемов решения разнообразных проблем на основе системного подхода

8. Что является научной основой автоматизации?

1. Теория автоматов

2. Философия

3. Информатика

4. Общая теория систем

9. Что такое принципы?

1. Система знаний о некоторой области реального мира

2. Совокупность свойств системы

3. Установление соответствия между требованиями объективных законов и субъективной деятельностью

4. Состав элементов системы и связей между ними

10. Что такое система?

1. Целостная совокупность связанных элементов

2. Часть объекта, обладающая определенной самостоятельностью по отношению ко всему объекту

3. Множество объектов

4. Целостная совокупность связанных объектов

11. Какие виды связей бывают?

1. Существенные и несущественные

2. С управлением, без управления

3. Динамические, статические

4. Внутренние, внешние

12. Что такое абстрактные системы?

1. Системы с материальными элементами

2. Системы, состоящие из абстрактных элементов, не имеющих аналогов в реальном мире

3. Системы, состоящие из абстрактных элементов, и имеющие аналоги в реальном мире

4. Системы с биологическими элементами

13. На какие группы делятся системы по отношению к среде?

1. Естественные, искусственные

2. Статические, динамические

3. Открытые, замкнутые

4. Активные, пассивные

14. Какие основные этапы жизненного цикла системы Вы знаете?

1. Создание, рост зрелость, разрушение

2. Создание, функционирование, разрушение

3. Создание, отладка, функционирование, разрушение

4. Создание, отладка, функционирование

15. В рамках какой научной дисциплины решаются хорошо структуризованные проблемы?

1. Теория принятия решений

2. Системный анализ

3. Исследование операций

4. Теория игр

16. В рамках какой научной дисциплины решаются слабо структуризованные проблемы?

1. Теория принятия решений

2. Системный анализ

3. Исследование операций

4. Теория эффективности

17. Что является атрибутом проблемы?

1. Место и время возникновения проблемы

2. Сложность

3. Масштаб (размеры несоответствия)

4. Важность

18. В системном анализе система строится для:

1. Изучения состава входящих в нее элементов

2. Выявления проблемы

3. Определения взаимодействия с другими системами

4. Выделения подсистем системы

19. Технологическая схема системного исследования включает в себя:

1. Определение назначения системы, построение системы, анализ системы

2. Определение цели исследования, выявление проблемы, решение проблемы

3. Общий анализ исследуемой системы, выявление проблемы, определение направлений и путей решения проблемы

4. Выявление подсистем системы, выделение системы, анализ системы

20. Необходимыми компонентами системного анализа выступают:

1. Надежность, проблемность, решаемость, целостность

2. Целостность, качество, структурированность, модель

3. Цель, альтернативы, ресурсы, критерий, модель

4. Множество решений, ресурсы, модель

21. Какие из аксиом являются аксиомами теории управления?

1. Наличие наблюдаемости и управляемости объекта управления

2. Наличие свободы действий управляющего органа при выработке управляющих воздействий

3. Наличие свободы выбора управляющих воздействий из множества допустимых альтернатив и ресурсов для реализации принятых решений

4. Наличие цели и критерия эффективности управления

22. Система с управлением это:

1. Система принятия решений

2. Система, в которой реализуется управление

3. Кибернетическая система

4. Система выработки управляющих воздействий

23. Принципами управления являются:

1. Оперативное управление, регулирование, планирование

2. Иерархическое управление, текущее управление, формальное управление

3. Централизованное управление, децентрализованное управление, комбинированное управление

4. Планирование, оперативное управление, контроль

24. Функциями управления являются:

1. Учет, контроль, планирование, оперативное управление

2. Регулирование, прогнозирование, организация, оценка

3. Оценивание, прогнозирование, регулирование, формализация

4. Планирование, оперативное управление, организация, прогнозирование, учет, контроль

25. Принцип необходимого разнообразия У.Р.Эшби формулируется следующим образом:

1. Разнообразие объекта управления должно быть больше разнообразия управляющей системы

2. Разнообразие управляющей системы должно быть больше разнообразия объекта управления

3. Разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия объекта управления

4. Разнообразие управляющей системы должно быть меньше разнообразия объекта управления

26. Задача анализа это:

1. Оптимизация системы

2. Оценка эффективности функционирования системы

3. Выявление структуры системы и принципов ее функционирования

4. Определение состава параметров и элементов системы

27. Задача синтеза это:

1. Определение структуры и параметров системы, исходя из заданных требований к показателям эффективности ее функционирования

2. Выявление принципов построения системы

3. Определение оптимальных значений параметров системы

4. Отыскание оптимальных принципов построения системы

28. Определить назначение шкал измерений

1. Сопоставление значений качественных и количественных характеристик объектов

2. Отождествление альтернатив

3. Измерение состояний объектов, процессов, явлений

4. Установление предпочтений характеристик сравниваемых объектов

29. Понятие «измерение» это:

1. Операция, которая данному наблюдаемому состоянию объекта, процесса, явления ставит в соответствие определенное обозначение

2. Совокупность действий по сбору исходных данных для оценивания объектов

3. Получение исходных данных об объекте с использованием прибора

4. Совокупность правил по сбору сведений о состояниях объектов

30. Сущность задачи парного сравнения состоит в:

1. Определение качественных характеристик сравниваемых объектов

2. Выявлении объекта с большей полезностью

3. Выявлении лучшего из двух сравниваемых объектов

4. Определение параметров сравниваемых объектов

31. Задача ранжирования заключается в:

1. Упорядочении объектов системы по убыванию (возрастанию) значения некоторого признака

2. Присвоении объектам системы ранга

3. Расстановке объектов системы по месту и времени их возникновения

4. Сортировке объектов системы по увеличению частости обращения к ним

32. Сущность задачи классификации заключается в:

1. Измерении параметров системы с помощью шкалы классификации

2. Отнесении заданного элемента системы к одному из подмножеств

3. Упорядочении объектов системы

4. Присвоении объектам системы определенного количественного признака

33. Сущность задачи численной оценки состоит в:

1. Сопоставлении системе одного или нескольких чисел

2. Измерении качественных характеристик объектов системы

3. Оценке существенных характеристик системы

4. Оптимизации параметров системы по выбранному критерию

34. Задача оценивания называется экспертизой, если она:

1 . Решается с помощью специалистов в исследуемой области

2. Решается с помощью консультантов

3. Решается с помощью лица, принимающего решение

4. Решается с помощью экспертов

35. Какие из перечисленных этапов являются этапами проведения экспертизы?

1. Упорядочение множества исходов операции по их предпочтительности

2. Определение полезности каждого исхода

3. Проверка полученных оценок на непротиворечивость путем сравнения оценок предпочтительности полезностей исходов

4. Устранение противоречий в оценках путем корректировки любого варианта упорядочения исходов, либо полезностей, либо того и другого вместе

36. Какие из перечисленных методов являются методами качественного оценивания систем?

1. Морфологические методы

2. Методы векторной оптимизации

3. Методы типа сценариев

4. Метод типа «дерева целей»

37. Какие из перечисленных правил необходимо соблюдать при использовании метода типа «мозговая атака»?

1. Не допускать критики любой идеи, не объявлять ее ложной и не прекращать обсуждение

2. Желательно не высказывать нетривиальные идеи

3. Обеспечить большую свободу мышления участников «мозгового штурма» и высказывания ими новых идей

4. Приветствовать любые идеи, даже если вначале они кажутся сомнительными или абсурдными

38. Метод типа сценариев позволяет:

1. Помочь исследователю составить представление о проблеме

2. Помочь исследователю решить проблему

3. Получить исследователю содержательные рассуждения о проблеме

4. Изучить исследователем проблему с использованием ЭВМ

39. Какие проблемы решаются с использованием методов экспертных оценок?

1. Проблемы, в отношении которых имеется достаточное обеспечение информацией

2. Проблемы, в отношении которых не имеется достаточное обеспечение информацией

3. Проблемы, в отношении которых знаний для уверенности и справедливости указанных гипотез не достаточно

4. Проблемы, в отношении которых знаний для уверенности и справедливости указанных гипотез достаточно

40. Какие из перечисленных этапов не являются этапами экспертизы?

1. Формирование цели и разработка процедуры экспертизы

2. Формирование группы экспертов и проведение опроса

3 . Сбор экспертами статистических данных

4. Анализ и обработка информации

41. Какие из перечисленных процедур не являются процедурами экспертных измерений?

1. Метод Черчмена-Акоффа

2. Метод фон Неймана-Моргенштерна

3. Метод Лагранжа

4. Метод Терстоуна

42. Какие из перечисленных процедур не являются процедурами Дельфи-метода?

1. Последовательность циклов «мозговой атаки»

2. Разработка индивидуальных опросов типа «сценарий»

3. Введение коэффициентов значимости мнений экспертов

4. Разработка программы последовательных индивидуальных опросов

43. Какие из перечисленных процедур не являются составляющими метода ^ PATTERN ?

1. Развертывание дерева целей с рядом критериев для каждого уровня

2. Определение экспертами весов критериев и коэффициентов значимости целей

3. Выявление связей между уровнями дерева целей

4. Определение коэффициента связи целей

44. В чем состоит сущность морфологических методов качественного оценивания систем?

1. Систематическое нахождение всех мыслимых вариантов решения проблемы комбинированием выделенных элементов или их признаков

2. Систематическое нахождение всех мыслимых вариантов реализации системы комбинированием выделенных элементов или их признаков

3. Систематическое нахождение наиболее существенных вариантов решения проблемы или реализации системы комбинированием выделенных элементов или их признаков

4. Систематическое нахождение всех мыслимых вариантов построения системы комбинированием выделенных элементов или их признаков

45. Что является предметом изучения теории принятия решений?

1. Закономерности построения сложных систем

2. Закономерности выделения и принятия решений

3. Закономерности переработки командной (управляющей) информации

4. Закономерности переработки информации состояния в командную информацию

46. Определить основную задачу исследования операций

1. Количественное и качественное обоснование решений

2. Качественное обоснование решений

3. Предварительное количественное обоснование решений

4. Предварительное качественное обоснование решений

47. Операция в теории принятия решений это:

1. Процесс выполнения последовательности действий в системе

2. Этап функционирования системы, ограниченный выполнением определенной цели

3. Совокупность правил построения системы

4. Этап функционирования системы

48. Неуправляемые характеристики системы это:

1. Часть характеристик, которые управляющий орган может менять с помощью объекта управления и должен учитывать при выборе решений

2. Часть характеристик, которые управляющий орган может менять с помощью объекта управления

3. Часть характеристик, которые может изменять объект управления

4. Часть характеристик, которые управляющий орган не может менять с помощью объекта управления, но должен учитывать при выборе решений

49. Управляемые характеристики системы это:

1. Характеристики системы, которые могут меняться управляющим органом

2. Характеристики системы, которые могут меняться объектом управления

3. Выбираемые характеристики

4. Задаваемые характеристики

50. Принятие решения это:

1. Акт задания значений управляемых характеристик

2. Определение состава управляемых и неуправляемых характеристик системы

3. Определение управляющим органом количества, качества, места и времени использования ресурсов для достижения цели

4. Акт задания значений неуправляемых характеристик

51. Допустимыми называются решения:

1. Для которых определены неуправляемые характеристики

2. Принимаемые управляющим органом

3. Удовлетворяющие наложенным ограничениям

4. Для которых определены управляемые характеристики

52. Оптимальным называется решение, которое:

1. Предпочтительнее других решений в области допустимых решений

2. Предпочтительнее других решений с точки зрения определенного признака

3. Является лучшим с точки зрения использования ресурсов системы

4. Имеет лучшие значения неуправляемых характеристик

53. Стратегией в теории принятия решений называется:

1. Совокупность неуправляемых характеристик, принимаемых для выполнения операции

2. Совокупность управляемых характеристик, принимаемых для выполнения операции

3. Совокупность решений, принимаемых для выполнения операции

4. Решение, принимаемое для выполнения операции

54. Сатисфакционный выбор в теории принятия решений это:

1. Выбор множества решений из области допустимых решений

2. Выбор любого решения из области допустимых решений

3. Выбор оптимального решения

4. Выбор допустимых решений

55. Исход операции это:

1. Результат достижения цели операции

2. Реализация того или иного решения

3. Ситуация, сложившаяся (прогнозируемая) на момент завершения операции

4. Заключительный этап реализации операции

56. Эффективность решения это:

1. Свойство решения соответствовать цели операции

2. Свойство системы соответствовать цели, поставленной перед системой

3. Свойство решения, заключающееся в достижении цели операции

4. Совокупность действий по выделению значений управляемых параметров

57. Какие из терминов являются синонимами термина «эффективность»?

1. Результативность

2. Оптимальность

3. Приспособленность

4. Действенность

58. Показатель эффективности решения это:

1. Параметр, значение которого удовлетворяет допустимому решению

2. Показатели исходов операции, на основе которых формируется критерий эффективности

3. Функции показателей исходов операции, на основе которых формируется критерий эффективности

4. Критерий эффективности решения

59. Полезность исхода операции это:

1. Числовая ограниченная функция

2. Действительное число, приписываемое исходу операции и характеризующее его предпочтительность по сравнению с другими показателями относительно цели

3. Показатель исхода операции, служащий для сравнения исходов

4. Действительное число, приписываемое исходу операции

60. Функция полезности это:

1. Линейная функция для определения вида критерия эффективности

2. Числовая ограниченная функция, определенная на множестве исходов

3. Пороговая функция для определения вида критерия эффективности

4. Ограниченная функция, применяемая для оценки эффективности решений

61. Процедура определения функции полезности включает следующие этапы:

1. Выявление показателей исходов операции

2. Определение множества допустимых исходов операции

3. Определение полезностей исходов операции

4. Определение полезности системы

62. Способами определения функции полезности являются следующие:

1. Анализ влияния исходов исследуемой операции на операцию более высокого уровня иерархии

2. Экспертные оценки

3. Аппроксимация

4. Интерпретация

63. Критерий эффективности это:

1. То, по чему сравнивают решения при выборе

2. Параметр, с помощью которого сравниваются решения при выборе

3. Мера, выражающая количественно эффективность каждого решения и служащая основой для выбора одного из них

4. Характеристика, выражающая количественно эффективность каждого решения и служащая основой для выбора одного из них

64. Целевая функция это:

1. Эффективность решения

2. Математическое выражение критерия эффективности решений

3. Один из способов записи критерия эффективности решения

4. Результаты оценки эффективности решения

65. Детерминированная операция это:

1. Операция в которой для каждого решения существует множество исходов операции с известными законами распределения

2. Операция, в которой для каждого решения существует множество исходов операции

3. Операция, в которой для каждого решения существует один вполне определенный исход операции

4. Операция в которой для каждого решения существует один исход операции с известным законом распределения

66. Вероятностная операция это:

1. Операция, в которой каждому решению ставится в соответствие множество исходов операции

2. Операция, в которой каждому решению ставится в соответствие множество исходов операции с известными законами распределения вероятностей на исходах

3. Операция, в которой каждому решению ставится в соответствие множество исходов операции с неизвестными законами распределения вероятностей на исходах

4. Операция в условиях риска

67. Неопределенная операция это:

1. Операция, в которой каждому решению соответствует определенный исход с неизвестным законом распределения вероятностей

2. Операция, в которой каждому решению могут соответствовать различные исходы

3. Операция, в которой каждому решению ставится в соответствие множество исходов операции с известными законами распределения вероятностей на исходах

4. Операция, в которой каждому решению могут соответствовать различные исходы с неизвестными законами распределения вероятностей на исходах

68. Какие из перечисленных этапов составляют процесс выработки решения?

1. Анализ условий проведения операции

2. Построение модели функционирования системы при проведении операции

3. Выбор оптимального решения в рамках построенной модели

4. Формирование принимаемого решения

69. В чем сущность метода комиссий?

1. В организации работы группы экспертов путем открытой дискуссии

2. В организации работы группы экспертов путем закрытой дискуссии

3. В проведении «мозгового штурма»

4. Во всесторонней оценке изучаемого явления, события, процесса
70. Основными свойствами экспертов при проведении групповой экспертизы должны быть:

1. Порядочность

2. Компетентность

3. Креативность


1. Виды анализов, используемых в системном анализе:

Параметрический;

Структурный;

Генетический;

Компонентный;

Функциональный.

2. Цель системы-это...

Некоторое (возможно, воображаемое) положение дел, к осуществлению которого стремятся.

3. Элементы системы или подсистемы считаются взаимосвязанными, если

По изменению происходящему в одном из элементов можно судить об изменениях, происходящих в связанных с ним элементах;

Если между ними происходит обмен веществом, энергией или информацией, важный с точки зрения функционирования системы.

4. При системном подходе анализ проводится

От целого к составным частям, от системы к элементам, от сложного к простому.

5. Параметрический анализ — это

Установления качественных пределов развития объекта — физических, экономических, экологических и др.

6. Элемент системы - это

Предел членения системы с точки зрения аспекта рассмотрения, решения конкретной задачи, поставленной цели.

7. Качественные методы описания систем используют

Методы типа сценариев, методы экспертных оценок;

Когнитивную структуризацию;

Морфологические методы;

Блочно-иерархический подход.

8. Системы бывают

Ответы 1-3 верны.

9. Устойчивость системы — это

Способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была из этого состояния выведена под влиянием внешних возмущающих действий.

10. Связь в системе — это

Это ограничение степеней свободы элементов;

Любые взаимодействия, обеспечивающие функционирование системы, превышающие по своей силе взаимодействия с внешней средой;

То, что обеспечивает возникновение и сохранение целостных свойств.

11. Открытая система

Способная обмениваться с окружающей средой массой, энергией, информацией.

12. Системные методы исследования наиболее востребованы при решении

Слабо структурированные задачи, имеющие только качественные оценки.

13. Укажите правильные высказывания относительно управления

Для управления нужна обратная связь, которая отражает влияние управляющих воздействий;

Для управления необходимо знать какие параметры мы можем изменять и в каких пределах;

Целенаправленное вмешательство в процесс в системе называется управлением.

14. Техническая система — это

Конечная совокупность элементов некоторого регулирующего устройства, которое устанавливает связи между элементами, управляет этими связями, создавая неделимую единицу функционирования.

15. Самоорганизующиеся системы под действием внешней среды

Изменяют структуру и алгоритм управления;

Имеют в своем составе адаптор.

16. Взаимодействие саморазвивающейся системы с внешней средой

Полезные внешние сигналы поглощаются и используются, вредные отражаются.

17. Развивающаяся система обладает следующими признаками:

Принципиальная неравновесность системы и поддержание своего состояния в неравновесном виде;

Возможность изменить свою структуру, сохранив целостность;

Уменьшающийся уровень энтропии, характеризующий повышение упорядоченности в системе.

18. Закрытая система

Не обменивается с внешней средой массой, энергией, информацией или имеет неизменный обмен, который может не учитываться при моделировании.

19. Связи в системе обладают следующими признаками

Направленными;

Ненаправленными;

Генетическими;

Сильными;

Слабыми.

20. Компонентный анализ-это

Рассмотрение объекта, включающего в себя составные элементы и входящие, в свою очередь, в систему более высокого ранга.

21. Строго иерархической называется система

В которой у подчиненного может быть только один начальник.

22. Развивающаяся система обладает следующими признаками

Непредсказуемость поведения в результате наличия элементов со «свободной воли»;

Нестационарностью (изменчивостью, нестабильностью).

23. Отметьте справедливые высказывания:

Элементы любой системы выступают как системы более низкого порядка;

Системы образуют особое единство со средой;

Любая исследуемая система представляет элемент системы более высокого порядка.

24. Энтропия характеризует

Меру беспорядка системы, состоящей из многих элементов, чем больше энтропия, тем больше неупорядоченность в системе.

25. Подсистема системы — это

Относительно независимая часть системы с точки зрения рассмотрения, решения конкретной задачи, поставленной цели.

26. Синергетическое взаимодействие означает

Совместное взаимодействие.

27. Состояние системы-это

Совокупность значений существенных свойств системы в определенный момент времени; множество последовательно упорядоченных во времени параметров системы.

28. Систему, в которой автоматизированны все процессы называют

Автоматической.

29. Что не относится к основным методам системного анализа?

Специфицирование.

30. Исследованиями начала и прекращения операции и явлениями, возникающими в начале и конце неустановившегося процесса занимается

Теория переключающихся устройств.

31. Цель когнитивной структуризации состоит в том, чтобы выявить

Структурные схемы причинно-следственных связей, их качественной оценки.

32. Понятие «проблема» можно сформулировать следующим образом

Несоответствие между необходимым и фактическим положением дел;

Как противоречие между существующими теориями и фактами.

33. Кибернетическая модель черного ящика предполагает, что

Входные сигналы есть функция от вх. И самого элемента;

Известны только входные и выходные значения сигналов, действующих на систему.

34. Что явилось причинами интенсивного развития системного анализа?

Огромный объем накопленных знаний в различных областях знаний;

Необходимость разработки исследования плохо структурированных задач;

Большая специализация и дифференциация наук, приводящая к затруднению понимания и сложности обсуждения и решения проблем, лежащих на стыке наук.

35. Равновесие системы — это

Способность системы в отсутствие внешних возмущений (или при постоянных воздействиях) сохранять свое состояние сколь угодно долго.

36. Генетический анализ-это

Изучение истории развития исследуемого объекта.

37. Замену труда человека в рабочих организациях называют

Автоматизацией.

38. Функциональный анализ

Рассмотрение объекта как комплекса выполняемых им полезных и вредных функций.

39. Критерии развития системы-это

Снижение энтропии системы;

Увеличение порядка;

увеличение информации.

40. Исследование операций, связанных с контролем значений параметров автоматизированных процессов занимается

Теория автоматического контроля.

41. Сложность системы определяется как

Структурная и функциональная.

42. Если управляющие воздействия не обеспечивают достижения цели, то

Если возможно переместить в область достижимости цели;

Следует расширить диапазон параметров управления.

43. Структурный анализ-это

Определение взаимодействия между компонентами объекта.

44. В процессе управления системы важную роль играют следующие типы связи, обеспечивающие противодействие тенденциям, происходящих изменений

Обратная отрицательная.

45. Структура системы-это

Это устойчивая упорядоченность в пространстве и во времени ее элементов и связей между ними, определяющая компоновку системы и ее взаимодействие с внешней средой;

Это то, что остается неизменным в системе при изменении, ее состояния при реализации различных форм поведения, при совершении системной операции;

Это множество всех возможных отношений между подсистемами и элементами внутри системы.

46. Системы классифицируются по степени определенности функционирования

Вероятностные;

Детерминированные.

47. Компонентный анализ-это

Рассмотрение объекта, включающего в себя составляющие элементы входящего в свою очередь, в систему более высокого ранга.

48. Самонастраивающиеся системы под действием внешней среды

Имеют в своем составе адаптор;

Изменяют свои параметры функционирования.

49. Какое определение системы подходит только для искусственно созданных систем?

Взаимосвязанные элементы, объединенные единством цели (или назначения) и функциональной целостностью. Система — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство.

50. Основными предположениями о характере функционирования системы при построениии модели

Выходной сигнал в данный момент времени определяется состоянием системы и входными сигналами, относящимися к данному и предшествующим моментам времени;

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Тест, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

МОСКОВСК ий ГОСУДАРСТВЕНН ый университет технологий и управления

(образован в 1953 году)

Кафедра физики и высшей математики

А.Р. Садыкова

ТЕОРИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ.

ТЕОРИЯ СИСТЕМ И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

Учебно - практическое пособие

для студентов специальности 2202

всех форм обучения

www . msta . ru

Москва – 2004 4093

© Садыкова А.Р. Теория принятия решения. Теория систем и системный анализ. Учебное пособие для студентов специальности 2202, всех форм обучения. –МГУТУ, 2004 г.

Пособие содержит краткое изложение основных теоретических сведений и конкретных методов принятие решений, необходимых для практического применения в профессиональной деятельности.

Рассматриваемые вопросы соответствуют государственным образовательным стандартам.

Конкретные вопросы и тесты предложенные в пособии помогут студентам самостоятельно изучить разделы «Методы принятия решений» и «Теория систем и системный анализ».

Пособие предназначено для студентов обучающихся по специальности 2202.

Рецензенты: Доц. К.Т.Н. Латышева Е.И., Доц. К.Т.Н. Денискин Ю.Д.

Редактор: Свешникова Н.И.

© Московский государственный университет технологий и управления, 2004

109004, Москва, Земляной вал, 73

Цели и задачи дисциплины 4

  1. Глава I. Основные понятия и определения 4

1.1 Принятие решений как вид человеческой деятельности 4

1.2 Математические модели принятия решений 6

вопросы для самопроверки по главе 9

Тест по главе 9

2. Глава II . Математические модели оптимизации ресурсов и

принятия решений 10

2.1 Общий случай математической постановки задачи оптимизации 10

2.2 Методы оптимизации и распределение ресурсов на основе задачи

линейного программирования 11

2.3 Методы многопараметрической оптимизации в процессах

планирования, управления и принятия решения 12

2.4 Задачи линейного программирования в оперативном управлении

производством и принятии решений 14

вопросы для самопроверки по главе 17

Тест по главе 17

3. Глава III . Задачи нелинейного программирования в процессе оптимизации

ресурсов принятия решений 18

3.1 Аналитические методы решения задач безусловной оптимизации 19

3.2 Задачи условной оптимизации и методы их решений 20

вопросы для самопроверки по главе 21

Тест по главе 21

4. Глава IV . Теоретико – игровые модели принятия решений 22

4.1 Матричные игры 22

4.2 Позиционные игры 25

4.3 Биматричные игры 27

вопросы для самопроверки по главе 30

Тест по главе 31

5. Глава V . Исследование операций 31

5.1 Динамическое программирование 31

5.2 Элементы теории управления запасами 35

5.3 Теория массового обслуживания 37

вопросы для самопроверки по главе 42

Тест по главе 42

6. тест по дисциплине 42

7. Вопросы для самопроверки 43

8. Словарь основных понятий 44

9. Литература 45

10. Ответы к тестам 46

Цели и задачи дисциплины.

Теория принятия решений .

Цели – ознакомление студентов с содержанием задачи принятия решений, его места и роли в процессе управления. Наряду с освоением основных понятий, они изучат базовые, классические задачи теории принятия решений и методы их решения, которые являются фундаментом для дальнейшего развития методов принятия решений, а также служат практическим инструментом при решении многих прикладных задач управления.

Задачи: Иметь представление о понятиях – функция принятия решения; процесс принятия решения; общая задача принятия решения и ее содержание; методы изменения в теории принятия решений; основные задачи; методы решения основных задач.

Знать – основные понятия, методы и правила решения задач принятия решения. Приобрести навыки решения задач и оценки правильности полученных результатов.

Теория систем и системный анализ.

Цели – изучение и освоение основных понятий и законов теории систем и системного анализа.

Студент должен знать:

Основные принципы составления математических моделей принятия оптимальных решений в условиях конфликта;

Математический аппарат теории систем и системного анализа: методы решения дифференциальных и интегральных уравнений; комбинаторику; теорию вероятности и математическую статистику;

Виды и положения теории игр.

Исследовать простейшие задачи теории систем;

Находить связь в задачах анализе систем с методами понятия кибернетики и информатики;

Сводить простейшие задачи теории игр к задачам линейного программирования.

Публикации по теме