Тест основы теории систем. Тестирование

Подробности Тесты по информатике с ответами 15 Октябрь 2015 Просмотров: 10961

Страница 1 из 2

Тема: «Системы и закономерности их функционирования и развития»

1. Совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на системы, а также тух объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы, это:

a) среда;
b) подсистема;
c) компоненты.

2. Простейшая, неделимая часть системы, определяемая в зависимости от цели построения и анализа системы:

a) компонент;
b) наблюдатель;
c) элемент;
d) атом.

3. Компонент системы- это:

a) часть системы, обладающая свойствами системы и имеющая собственную подцель;
b) предел членения системы с точки зрения аспекта рассмотрения;
c) средство достижения цели;
d) совокупность однородных элементов системы.

4. Ограничение системы свободы элементов определяют понятием

a) критерий;
b) цель;
c) связь;
d) страта.

5. Способность системы в отсутствии внешних воздействий сохранять своё состояние сколь угодно долго определяется понятием

a) устойчивость;
b) развитие;
c) равновесие;
d) поведение.

6. Объединение некоторых параметров системы в параметре более высокого уровня - это

a) синергия;
b) агрегирование;
c) иерархия.

7. Сетевая структура представляет собой

a) декомпозицию системы во времени;
b) декомпозицию системы в пространстве;
c) относительно независимые, взаимодействующие между собой подсистемы;
d) взаимоотношения элементов в пределах определённого уровня;

8. Уровень иерархической структуры, при которой система представлена в виде взаимодействующих подсистем, называется

a) стратой;
b) эшелоном;
c) слоем.

9. Какого вида структуры систем не существует

a) с произвольными связями;
b) горизонтальной;
c) смешанной;
d) матричной.

3. ТЕСТЫ ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ»


1. Что подразумевается под составом элементов и связями между ними?

  1. Структура

  2. Целостность

  3. Элемент

  4. Эмерджентность
2. Что такое множество значений существенных характеристик системы в данный момент времени?

1. Поведение

2. Развитие

3. Состояние

4. Функционирование

3. Что такое термы?

1. Имена и члены предложений, определенные объекты исследования

2. Состав свойств системы

3. То, что связывает элементы в системе

4. Часть объекта, обладающая определенной самостоятельностью по отношению к всему объекту

4. Что из ниже перечисленного не входит в динамическое описание системы?

1. Процесс

2. Функторы

3. Система

5. Какой из принципов системного подхода предполагает необходимость исследования объекта как сложной совокупности составляющих его элементов?

1. Принцип цели

2. Принцип сложности

3. Принцип целостности

4. Принцип историзма

6. Что не является стадией жизненного цикла?

1. Функционирование

2. Создание

3. Развитие

4. Управление

7. Что такое системный анализ?

1. Методология решения проблем

2. Передача функций управления техническим средствам

3. Общая теория систем

4. Совокупность научных методов и практических приемов решения разнообразных проблем на основе системного подхода

8. Что является научной основой автоматизации?

1. Теория автоматов

2. Философия

3. Информатика

4. Общая теория систем

9. Что такое принципы?

1. Система знаний о некоторой области реального мира

2. Совокупность свойств системы

3. Установление соответствия между требованиями объективных законов и субъективной деятельностью

4. Состав элементов системы и связей между ними

10. Что такое система?

1. Целостная совокупность связанных элементов

2. Часть объекта, обладающая определенной самостоятельностью по отношению ко всему объекту

3. Множество объектов

4. Целостная совокупность связанных объектов

11. Какие виды связей бывают?

1. Существенные и несущественные

2. С управлением, без управления

3. Динамические, статические

4. Внутренние, внешние

12. Что такое абстрактные системы?

1. Системы с материальными элементами

2. Системы, состоящие из абстрактных элементов, не имеющих аналогов в реальном мире

3. Системы, состоящие из абстрактных элементов, и имеющие аналоги в реальном мире

4. Системы с биологическими элементами

13. На какие группы делятся системы по отношению к среде?

1. Естественные, искусственные

2. Статические, динамические

3. Открытые, замкнутые

4. Активные, пассивные

14. Какие основные этапы жизненного цикла системы Вы знаете?

1. Создание, рост зрелость, разрушение

2. Создание, функционирование, разрушение

3. Создание, отладка, функционирование, разрушение

4. Создание, отладка, функционирование

15. В рамках какой научной дисциплины решаются хорошо структуризованные проблемы?

1. Теория принятия решений

2. Системный анализ

3. Исследование операций

4. Теория игр

16. В рамках какой научной дисциплины решаются слабо структуризованные проблемы?

1. Теория принятия решений

2. Системный анализ

3. Исследование операций

4. Теория эффективности

17. Что является атрибутом проблемы?

1. Место и время возникновения проблемы

2. Сложность

3. Масштаб (размеры несоответствия)

4. Важность

18. В системном анализе система строится для:

1. Изучения состава входящих в нее элементов

2. Выявления проблемы

3. Определения взаимодействия с другими системами

4. Выделения подсистем системы

19. Технологическая схема системного исследования включает в себя:

1. Определение назначения системы, построение системы, анализ системы

2. Определение цели исследования, выявление проблемы, решение проблемы

3. Общий анализ исследуемой системы, выявление проблемы, определение направлений и путей решения проблемы

4. Выявление подсистем системы, выделение системы, анализ системы

20. Необходимыми компонентами системного анализа выступают:

1. Надежность, проблемность, решаемость, целостность

2. Целостность, качество, структурированность, модель

3. Цель, альтернативы, ресурсы, критерий, модель

4. Множество решений, ресурсы, модель

21. Какие из аксиом являются аксиомами теории управления?

1. Наличие наблюдаемости и управляемости объекта управления

2. Наличие свободы действий управляющего органа при выработке управляющих воздействий

3. Наличие свободы выбора управляющих воздействий из множества допустимых альтернатив и ресурсов для реализации принятых решений

4. Наличие цели и критерия эффективности управления

22. Система с управлением это:

1. Система принятия решений

2. Система, в которой реализуется управление

3. Кибернетическая система

4. Система выработки управляющих воздействий

23. Принципами управления являются:

1. Оперативное управление, регулирование, планирование

2. Иерархическое управление, текущее управление, формальное управление

3. Централизованное управление, децентрализованное управление, комбинированное управление

4. Планирование, оперативное управление, контроль

24. Функциями управления являются:

1. Учет, контроль, планирование, оперативное управление

2. Регулирование, прогнозирование, организация, оценка

3. Оценивание, прогнозирование, регулирование, формализация

4. Планирование, оперативное управление, организация, прогнозирование, учет, контроль

25. Принцип необходимого разнообразия У.Р.Эшби формулируется следующим образом:

1. Разнообразие объекта управления должно быть больше разнообразия управляющей системы

2. Разнообразие управляющей системы должно быть больше разнообразия объекта управления

3. Разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия объекта управления

4. Разнообразие управляющей системы должно быть меньше разнообразия объекта управления

26. Задача анализа это:

1. Оптимизация системы

2. Оценка эффективности функционирования системы

3. Выявление структуры системы и принципов ее функционирования

4. Определение состава параметров и элементов системы

27. Задача синтеза это:

1. Определение структуры и параметров системы, исходя из заданных требований к показателям эффективности ее функционирования

2. Выявление принципов построения системы

3. Определение оптимальных значений параметров системы

4. Отыскание оптимальных принципов построения системы

28. Определить назначение шкал измерений

1. Сопоставление значений качественных и количественных характеристик объектов

2. Отождествление альтернатив

3. Измерение состояний объектов, процессов, явлений

4. Установление предпочтений характеристик сравниваемых объектов

29. Понятие «измерение» это:

1. Операция, которая данному наблюдаемому состоянию объекта, процесса, явления ставит в соответствие определенное обозначение

2. Совокупность действий по сбору исходных данных для оценивания объектов

3. Получение исходных данных об объекте с использованием прибора

4. Совокупность правил по сбору сведений о состояниях объектов

30. Сущность задачи парного сравнения состоит в:

1. Определение качественных характеристик сравниваемых объектов

2. Выявлении объекта с большей полезностью

3. Выявлении лучшего из двух сравниваемых объектов

4. Определение параметров сравниваемых объектов

31. Задача ранжирования заключается в:

1. Упорядочении объектов системы по убыванию (возрастанию) значения некоторого признака

2. Присвоении объектам системы ранга

3. Расстановке объектов системы по месту и времени их возникновения

4. Сортировке объектов системы по увеличению частости обращения к ним

32. Сущность задачи классификации заключается в:

1. Измерении параметров системы с помощью шкалы классификации

2. Отнесении заданного элемента системы к одному из подмножеств

3. Упорядочении объектов системы

4. Присвоении объектам системы определенного количественного признака

33. Сущность задачи численной оценки состоит в:

1. Сопоставлении системе одного или нескольких чисел

2. Измерении качественных характеристик объектов системы

3. Оценке существенных характеристик системы

4. Оптимизации параметров системы по выбранному критерию

34. Задача оценивания называется экспертизой, если она:

1 . Решается с помощью специалистов в исследуемой области

2. Решается с помощью консультантов

3. Решается с помощью лица, принимающего решение

4. Решается с помощью экспертов

35. Какие из перечисленных этапов являются этапами проведения экспертизы?

1. Упорядочение множества исходов операции по их предпочтительности

2. Определение полезности каждого исхода

3. Проверка полученных оценок на непротиворечивость путем сравнения оценок предпочтительности полезностей исходов

4. Устранение противоречий в оценках путем корректировки любого варианта упорядочения исходов, либо полезностей, либо того и другого вместе

36. Какие из перечисленных методов являются методами качественного оценивания систем?

1. Морфологические методы

2. Методы векторной оптимизации

3. Методы типа сценариев

4. Метод типа «дерева целей»

37. Какие из перечисленных правил необходимо соблюдать при использовании метода типа «мозговая атака»?

1. Не допускать критики любой идеи, не объявлять ее ложной и не прекращать обсуждение

2. Желательно не высказывать нетривиальные идеи

3. Обеспечить большую свободу мышления участников «мозгового штурма» и высказывания ими новых идей

4. Приветствовать любые идеи, даже если вначале они кажутся сомнительными или абсурдными

38. Метод типа сценариев позволяет:

1. Помочь исследователю составить представление о проблеме

2. Помочь исследователю решить проблему

3. Получить исследователю содержательные рассуждения о проблеме

4. Изучить исследователем проблему с использованием ЭВМ

39. Какие проблемы решаются с использованием методов экспертных оценок?

1. Проблемы, в отношении которых имеется достаточное обеспечение информацией

2. Проблемы, в отношении которых не имеется достаточное обеспечение информацией

3. Проблемы, в отношении которых знаний для уверенности и справедливости указанных гипотез не достаточно

4. Проблемы, в отношении которых знаний для уверенности и справедливости указанных гипотез достаточно

40. Какие из перечисленных этапов не являются этапами экспертизы?

1. Формирование цели и разработка процедуры экспертизы

2. Формирование группы экспертов и проведение опроса

3 . Сбор экспертами статистических данных

4. Анализ и обработка информации

41. Какие из перечисленных процедур не являются процедурами экспертных измерений?

1. Метод Черчмена-Акоффа

2. Метод фон Неймана-Моргенштерна

3. Метод Лагранжа

4. Метод Терстоуна

42. Какие из перечисленных процедур не являются процедурами Дельфи-метода?

1. Последовательность циклов «мозговой атаки»

2. Разработка индивидуальных опросов типа «сценарий»

3. Введение коэффициентов значимости мнений экспертов

4. Разработка программы последовательных индивидуальных опросов

43. Какие из перечисленных процедур не являются составляющими метода ^ PATTERN ?

1. Развертывание дерева целей с рядом критериев для каждого уровня

2. Определение экспертами весов критериев и коэффициентов значимости целей

3. Выявление связей между уровнями дерева целей

4. Определение коэффициента связи целей

44. В чем состоит сущность морфологических методов качественного оценивания систем?

1. Систематическое нахождение всех мыслимых вариантов решения проблемы комбинированием выделенных элементов или их признаков

2. Систематическое нахождение всех мыслимых вариантов реализации системы комбинированием выделенных элементов или их признаков

3. Систематическое нахождение наиболее существенных вариантов решения проблемы или реализации системы комбинированием выделенных элементов или их признаков

4. Систематическое нахождение всех мыслимых вариантов построения системы комбинированием выделенных элементов или их признаков

45. Что является предметом изучения теории принятия решений?

1. Закономерности построения сложных систем

2. Закономерности выделения и принятия решений

3. Закономерности переработки командной (управляющей) информации

4. Закономерности переработки информации состояния в командную информацию

46. Определить основную задачу исследования операций

1. Количественное и качественное обоснование решений

2. Качественное обоснование решений

3. Предварительное количественное обоснование решений

4. Предварительное качественное обоснование решений

47. Операция в теории принятия решений это:

1. Процесс выполнения последовательности действий в системе

2. Этап функционирования системы, ограниченный выполнением определенной цели

3. Совокупность правил построения системы

4. Этап функционирования системы

48. Неуправляемые характеристики системы это:

1. Часть характеристик, которые управляющий орган может менять с помощью объекта управления и должен учитывать при выборе решений

2. Часть характеристик, которые управляющий орган может менять с помощью объекта управления

3. Часть характеристик, которые может изменять объект управления

4. Часть характеристик, которые управляющий орган не может менять с помощью объекта управления, но должен учитывать при выборе решений

49. Управляемые характеристики системы это:

1. Характеристики системы, которые могут меняться управляющим органом

2. Характеристики системы, которые могут меняться объектом управления

3. Выбираемые характеристики

4. Задаваемые характеристики

50. Принятие решения это:

1. Акт задания значений управляемых характеристик

2. Определение состава управляемых и неуправляемых характеристик системы

3. Определение управляющим органом количества, качества, места и времени использования ресурсов для достижения цели

4. Акт задания значений неуправляемых характеристик

51. Допустимыми называются решения:

1. Для которых определены неуправляемые характеристики

2. Принимаемые управляющим органом

3. Удовлетворяющие наложенным ограничениям

4. Для которых определены управляемые характеристики

52. Оптимальным называется решение, которое:

1. Предпочтительнее других решений в области допустимых решений

2. Предпочтительнее других решений с точки зрения определенного признака

3. Является лучшим с точки зрения использования ресурсов системы

4. Имеет лучшие значения неуправляемых характеристик

53. Стратегией в теории принятия решений называется:

1. Совокупность неуправляемых характеристик, принимаемых для выполнения операции

2. Совокупность управляемых характеристик, принимаемых для выполнения операции

3. Совокупность решений, принимаемых для выполнения операции

4. Решение, принимаемое для выполнения операции

54. Сатисфакционный выбор в теории принятия решений это:

1. Выбор множества решений из области допустимых решений

2. Выбор любого решения из области допустимых решений

3. Выбор оптимального решения

4. Выбор допустимых решений

55. Исход операции это:

1. Результат достижения цели операции

2. Реализация того или иного решения

3. Ситуация, сложившаяся (прогнозируемая) на момент завершения операции

4. Заключительный этап реализации операции

56. Эффективность решения это:

1. Свойство решения соответствовать цели операции

2. Свойство системы соответствовать цели, поставленной перед системой

3. Свойство решения, заключающееся в достижении цели операции

4. Совокупность действий по выделению значений управляемых параметров

57. Какие из терминов являются синонимами термина «эффективность»?

1. Результативность

2. Оптимальность

3. Приспособленность

4. Действенность

58. Показатель эффективности решения это:

1. Параметр, значение которого удовлетворяет допустимому решению

2. Показатели исходов операции, на основе которых формируется критерий эффективности

3. Функции показателей исходов операции, на основе которых формируется критерий эффективности

4. Критерий эффективности решения

59. Полезность исхода операции это:

1. Числовая ограниченная функция

2. Действительное число, приписываемое исходу операции и характеризующее его предпочтительность по сравнению с другими показателями относительно цели

3. Показатель исхода операции, служащий для сравнения исходов

4. Действительное число, приписываемое исходу операции

60. Функция полезности это:

1. Линейная функция для определения вида критерия эффективности

2. Числовая ограниченная функция, определенная на множестве исходов

3. Пороговая функция для определения вида критерия эффективности

4. Ограниченная функция, применяемая для оценки эффективности решений

61. Процедура определения функции полезности включает следующие этапы:

1. Выявление показателей исходов операции

2. Определение множества допустимых исходов операции

3. Определение полезностей исходов операции

4. Определение полезности системы

62. Способами определения функции полезности являются следующие:

1. Анализ влияния исходов исследуемой операции на операцию более высокого уровня иерархии

2. Экспертные оценки

3. Аппроксимация

4. Интерпретация

63. Критерий эффективности это:

1. То, по чему сравнивают решения при выборе

2. Параметр, с помощью которого сравниваются решения при выборе

3. Мера, выражающая количественно эффективность каждого решения и служащая основой для выбора одного из них

4. Характеристика, выражающая количественно эффективность каждого решения и служащая основой для выбора одного из них

64. Целевая функция это:

1. Эффективность решения

2. Математическое выражение критерия эффективности решений

3. Один из способов записи критерия эффективности решения

4. Результаты оценки эффективности решения

65. Детерминированная операция это:

1. Операция в которой для каждого решения существует множество исходов операции с известными законами распределения

2. Операция, в которой для каждого решения существует множество исходов операции

3. Операция, в которой для каждого решения существует один вполне определенный исход операции

4. Операция в которой для каждого решения существует один исход операции с известным законом распределения

66. Вероятностная операция это:

1. Операция, в которой каждому решению ставится в соответствие множество исходов операции

2. Операция, в которой каждому решению ставится в соответствие множество исходов операции с известными законами распределения вероятностей на исходах

3. Операция, в которой каждому решению ставится в соответствие множество исходов операции с неизвестными законами распределения вероятностей на исходах

4. Операция в условиях риска

67. Неопределенная операция это:

1. Операция, в которой каждому решению соответствует определенный исход с неизвестным законом распределения вероятностей

2. Операция, в которой каждому решению могут соответствовать различные исходы

3. Операция, в которой каждому решению ставится в соответствие множество исходов операции с известными законами распределения вероятностей на исходах

4. Операция, в которой каждому решению могут соответствовать различные исходы с неизвестными законами распределения вероятностей на исходах

68. Какие из перечисленных этапов составляют процесс выработки решения?

1. Анализ условий проведения операции

2. Построение модели функционирования системы при проведении операции

3. Выбор оптимального решения в рамках построенной модели

4. Формирование принимаемого решения

69. В чем сущность метода комиссий?

1. В организации работы группы экспертов путем открытой дискуссии

2. В организации работы группы экспертов путем закрытой дискуссии

3. В проведении «мозгового штурма»

4. Во всесторонней оценке изучаемого явления, события, процесса
70. Основными свойствами экспертов при проведении групповой экспертизы должны быть:

1. Порядочность

2. Компетентность

3. Креативность

Система - слово греческое, буквально означает целое, составленное из частей. В другом значении - порядок, определенный правильным расположением частей и их взаимосвязями.

Система есть множество связанных между собой элементов, которое рассматривается как целое.

Системой является любой объект, имеющий какие-то свойства, находящиеся в некотором заранее заданном отношении .

Система - обособленная сознанием часть реальности, элементы которой обнаруживают свою общность в процессе взаимодействия .

Структура - относительно устойчивая фиксация связей между элементами системы.

Целостность системы - это ее относительная независимость от среды и других аналогичных систем.

Эмерджентность - несводимость (степень несводимости) свойств системы к свойствам элементов системы.

Под поведением (функционированием) системы будем понимать ее действие во времени. Изменение структуры системы во времени можно рассматривать как эволюцию системы.

Цель системы - предпочтительное для нее состояние.

Целенаправленное поведение - стремление достичь цели.

Обратная связь - воздействие результатов функционирования системы на характер этого функционирования.

Кибернетика (древнегреч. kybernetike - «искусство управления») - отрасль знания, суть которого была сформулирована Н. Винером как наука «о связи, управлении и контроле в машинах и живых организмах» в книге «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине» (1948).

Кибернетика занимается изучением систем любой природы, способных воспринимать, хранить и перерабатывать информацию и использовать ее для управления и регулирования. При этом кибернетика широко пользуется математическим методом и стремится к получению конкретных специальных результатов, позволяющих как анализировать такого рода системы (восстанавливать их устройство на основании опыта обращения с ними), так и синтезировать их (рассчитывать схемы систем, способных осуществлять заданные действия).

В рамках кибернетики Винера произошло дальнейшее развитие системных представлений, а именно:

1) типизация моделей систем;

2) выявление значения обратных связей в системе;

3) подчеркивание принципа оптимальности в управлении и синтезе систем;

4) понятие информации как всеобщего свойства материи, осознание возможности ее количественного описания;

5) развитие методологии моделирования вообще и в особенности машинного эксперимента , т.е. математическая экспертиза с помощью ЭВМ.

ОТКРЫТЫЕ СИСТЕМЫ 3

Устойчивость 4

МОДЕЛИ, ФОРМАЛИЗАЦИЯ – 23

3. КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ

В системном анализе классификация занимает особое место, учитывая множество критериев, которые характеризуют структуру системы, ее назначение, особенности функционирования и т.д. Наиболее часто применяются при классификации систем такие критерии.

По субстациональныму признаку системы делятся на три класса:

естественные, которые существуют в объективной действительности (неживая и живая природа, общество). Примеры систем - атом, молекула, живая клетка, организм, популяция, общество;

концептуальные, или идеальные системы, которые отображают реальную действительность, объективный мир. Сюда относят научные теории, литературные произведения, т.е. системы, которые с разной степенью полноты отображают объективную реальность;

искусственные, которые созданы человеком для достижения конкретной цели (технические или организационные).

При использовании системного анализа для задач синтеза и анализа сложных систем управления используют классификацию систем по:

виду объекта - технические, биологические, организационные и др.;

научным направлением - математические, физические, химические и др.;

виду формализации - детерминированные, стохастические;

типу - открытые и закрытые;

сложности структуры и поведения - простые и сложные;

степени организованности - хорошо организованные, плохо организованные (диффузные), с самоорганизацией.

Хорошо организованные системы - это такие, для которых можно определить отдельные элементы, связи между ними, правила объединения в подсистемы и оценить связи между компонентами системы и ее целями. В этом случае проблемная ситуация может описываться в виде математических зависимостей, которые связывают цель и средства ее достижения, так называемых критериев эффективности или оценок функционирования. Решение задач анализа и синтеза в хорошо организованных системах осуществляется аналитическими методами. Примеры: описание работы электронного устройства с помощью системы уравнений, которые учитывают особенности работы; аналитические модели объектов управления и др.

Для отображения исследуемого объекта в виде хорошо организованной системы выделяют наиболее существенные факторы и отбрасывают второстепенные. В хорошо организованных системах используется, в основном, количественная информация. Плохо организованные системы. Для таких систем характерным является отображения и исследование не всех компонентов, а лишь некоторых наборов макропараметров и закономерностей с помощью определенных правил выборки. Например, при получении статистических закономерностей их переносят на поведение систем с некоторыми показателями вероятности. Характерным для этих систем есть использования

многокритериальных задач с многочисленными предположениями и ограничениями. Примеры: системы массового обслуживания, экономические и организационные системы.

В плохо организованных системах используется, в основном, качественная информация, в частности нечеткие множества.

Системы с самоорганизацией. Такие системы имеют признаки диффузных систем: стохастичностьсть поведения и нестационарность параметров. В тоже время они имеют четко определенную возможность адаптации к смене условий работы. Частным случаем системы с самоорганизацией для управления техническими объектами являются адаптивные системы с эталонными моделями или идентификатором, которые рассматриваются в дисциплине «Теория автоматического управления».

Существует ряд подходов к выделению систем по сложности и масштабу. Например, для систем управления удобно пользоваться классификацией по числу (количеству) элементов:

малые (10-103 элементов);

сложные (104107 элементов);

ультрасложные (108 - 1030 элементов);

суперсистемы (1030 - 10200 элементов).

Большая система - это всегда совокупность материальных и энергетических ресурсов, средств получения, передачи и обработки информации, людей, которые принимают решение на разных уровнях иерархии.

В настоящее время для понятий «сложная система» и «большая система» используют такие определения:

сложная система - упорядоченное множество структурно взаимосвязанных и функционально взаимодействующихразнотипных систем, которые объединены структурно в целостный объект функционально разнородными взаимосвязями для достижения заданных целей в определенных условиях;

большая система объединяет разнотипные сложные системы.

Тогда определение системы можно записать как Система - упорядоченное множество структурно взаимосвязанных и функционально

взаимодействующих однотипных элементов любой природы, объединенных в целостный объект, состав и границы которого определяются целями системного исследования. Характерные особенности больших систем:

значительное количество элементов;

взаимосвязь и взаимодействие между элементами;

иерархичность структуры управления;

наличие человека в контуре управления и необходимость принятия решений в условиях неопределенности.

Модель и моделирование систем: типы,

классификация моделей

Модель объект или описание объекта, системы для замещения (при определенных условиях предложениях, гипотезах) одной системы (т.е. оригинала) другой системой для лучшего изучения оригинала или воспроизведения каких либо его свойств.

Модель результат отображения одной структуры (изученной) на другую (малоизученную).

Типы моделей 1) Познавательная модель форма организации и представления знаний, средство

соединения новых и старых знаний. Познавательная модель, как правило,

подгоняется под реальность и является теоретической моделью.

2) Прагматическая модель средство организации практических действий, рабочего представления целей системы для ее управления. Реальность в них подгоняется под некоторую прагматическую модель. Это, как правило, прикладные модели.

3) Инструментальная модель средство построения, исследования и/или использования прагматических и/или познавательных моделей. Познавательные отражают существующие, а прагматические хоть и не существующие, но желаемые и, возможно, исполнимые отношения и связи. По уровню, "глубине" моделирования модели бывают:

эмпирические на основе эмпирических фактов, зависимостей;теоретические на основе математических описаний;

смешанные, полуэмпирические на основе эмпирических зависимостей и математических описаний.

Моделирование – универсальный метод получения описания и использования знаний.

Проблема моделирования состоит из трех задач:

построение модели (эта задача менее формализуема и конструктивна, в том смысле, что нет алгоритма для построения моделей);исследование модели (эта задача более формализуема, имеются методы исследования различных классов моделей);

использование модели (конструктивная и конкретизируемая задача).

Лекция 9: Классификация видов моделирования систем

Классификация видов моделирования может быть проведена по разным основаниям. Один из вариантов классификации приведен на рисунке.

Рис. - Пример классификации видов моделирования

В соответствии с классификационным признаком полноты моделирование делится на: полное, неполное, приближенное.

При полном моделировании модели идентичны объекту во времени и пространстве.

Для неполного моделирования эта идентичность не сохраняется.

В основе приближенного моделирования лежит подобие, при котором некоторые стороны реального объекта не моделируются совсем. Теория подобия утверждает, что абсолютное подобие возможно лишь при замене одного объекта другим точно таким же. Поэтому при моделировании абсолютное подобие не имеет места. Исследователи стремятся к тому, чтобы модель хорошо отображала только исследуемый аспект системы. Например, для оценки помехоустойчивости дискретных каналов передачи информации функциональная и информационная модели системы могут не разрабатываться. Для достижения цели моделирования вполне достаточна событийная модель,

описываемая матрицей условных вероятностей переходов i-го символа алфавита в j-й.

В зависимости от типа носителя и сигнатуры модели различаются следующие виды моделирования: детерминированное и стохастическое, статическое и динамическое, дискретное, непрерывное и дискретно-непрерывное.

Детерминированное моделирование отображает процессы, в которых предполагается отсутствие случайных воздействий.

Стохастическое моделирование учитывает вероятностные процессы и события.

Статическое моделирование служит для описания состояния объекта в фиксированный момент времени, а динамическое - для исследования объекта во времени. При этом оперируют аналоговыми (непрерывными), дискретными и смешанными моделями.

В зависимости от формы реализации носителя и сигнатуры моделирование классифицируется на мысленное и реальное.

Мысленное моделирование применяется тогда, когда модели не реализуемы в заданном интервале времени либо отсутствуют условия для их физического создания (например, ситуация микромира). Мысленное моделирование реальных систем реализуется в виде наглядного, символического и математического. Для представления функциональных, информационных и событийных моделей этого вида моделирования разработано значительное количество средств и методов.

При наглядном моделировании на базе представлений человека о реальных объектах создаются наглядные модели, отображающие явления и процессы, протекающие в объекте. Примером таких моделей являются учебные плакаты, рисунки, схемы, диаграммы.

В основу гипотетического моделирования закладывается гипотеза о закономерностях протекания процесса в реальном объекте, которая отражает уровень знаний исследователя об объекте и базируется на причинноследственных связях между входом и выходом изучаемого объекта. Этот вид моделирования используется, когда знаний об объекте недостаточно для построения формальных моделей. Аналоговое моделирование основывается на применении аналогий различных уровней. Для достаточно простых объектов наивысшим уровнем является полная аналогия. С усложнением системы используются аналогии последующих уровней, когда аналоговая модель отображает несколько (или только одну) сторон функционирования объекта.

Макетирование применяется, когда протекающие в реальном объекте процессы не поддаются физическому моделированию или могут предшествовать проведению других видов моделирования. В основе построения

мысленных макетов также лежат аналогии, обычно базирующиеся на причинноследственных связях между явлениями и процессами в объекте.

Символическое моделирование представляет собой искусственный процесс создания логического объекта, который замещает реальный и выражает его основные свойства с помощью определенной системы знаков и символов.

В основе языкового моделирования лежит некоторый тезаурус, который образуется из набора понятий исследуемой предметной области, причем этот набор должен быть фиксированным. Под тезаурусом понимается словарь, отражающий связи между словами или иными элементами данного языка, предназначенный для поиска слов по их смыслу.

Традиционный тезаурус состоит из двух частей: списка слов и устойчивых словосочетаний, сгруппированных по смысловым (тематическим) рубрикам; алфавитного словаря ключевых слов, задающих классы условной эквивалентности, указателя отношений между ключевыми словами, где для каждого слова указаны соответствующие рубрики. Такое построение позволяет определить семантические (смысловые) отношения иерархического (род/вид) и неиерархического (синонимия, антонимия, ассоциации) типа.

Между тезаурусом и обычным словарем имеются принципиальные различия. Тезаурус - словарь, который очищен от неоднозначности, т.е. в нем каждому слову может соответствовать лишь единственное понятие, хотя в обычном словаре одному слову может соответствовать несколько понятий.

Если ввести условное обозначение отдельных понятий, т.е. знаки, а также определенные операции между этими знаками, то можно реализовать знаковое моделирование и с помощью знаков отображать набор

понятий - составлять отдельные цепочки из слов и предложений. Используя операции объединения, пересечения и дополнения теории множеств, можно в отдельных символах дать описание какого-то реального объекта.

Математическое моделирование - это процесс установления соответствия данному реальному объекту некоторого математического объекта, называемого математической моделью. В принципе, для исследования характеристик любой системы математическими методами, включая и машинные, должна быть обязательно проведена формализация этого процесса, т.е. построена математическая модель. Вид математической модели зависит как от природы реального объекта, так и от задач исследования объекта, от требуемой достоверности и точности решения задачи. Любая математическая модель, как и всякая другая, описывает реальный объект с некоторой степенью приближения.

Для представления математических моделей могут использоваться различные формы записи. Основными являются инвариантная, аналитическая, алгоритмическая и схемная (графическая).

Инвариантная форма - запись соотношений модели с помощью традиционного математического языка безотносительно к методу решения уравнений модели. В этом случае модель может быть представлена как совокупность входов, выходов, переменных состояния и глобальных уравнений системы. Аналитическая форма - запись модели в виде результата решения исходных уравнений модели. Обычно модели в аналитической форме представляют собой явные выражения выходных параметров как функций входов и переменных состояния.

Для аналитического моделирования характерно то, что в основном моделируется только функциональный аспект системы. При этом глобальные уравнения системы, описывающие закон (алгоритм) ее функционирования, записываются в виде некоторых аналитических соотношений (алгебраических, интегродифференциальных, конечноразностных и т.д.) или логических условий. Аналитическая модель исследуется несколькими методами:

аналитическим, когда стремятся получить в общем виде явные зависимости, связывающие искомые характеристики с начальными условиями, параметрами и переменными состояния системы;

численным, когда, не умея решать уравнения в общем виде, стремятся получить числовые результаты при конкретных начальных данных (напомним, что такие модели называются цифровыми);

качественным, когда, не имея решения в явном виде, можно найти некоторые свойства решения (например, оценить устойчивость решения).

В настоящее время распространены компьютерные методы исследования характеристик процесса функционирования сложных систем. Для реализации математической модели на ЭВМ необходимо построить соответствующий моделирующий алгоритм.

Алгоритмическая форма - запись соотношений модели и выбранного численного метода решения в форме алгоритма. Среди алгоритмических моделей важный класс составляют имитационные модели, предназначенные для имитации физических или информационных процессов при различных внешних воздействиях. Собственно имитацию названных процессов называют имитационным моделированием.

При имитационном моделировании воспроизводится алгоритм функционирования системы во времени - поведение системы, причем имитируются элементарные явления, составляющие процесс, с сохранением их логической структуры и последовательности протекания, что позволяет по исходным данным получить сведения о состояниях процесса в определенные моменты времени, дающие возможность оценить характеристики системы. Основным преимуществом имитационного моделирования по сравнению с аналитическим является возможность решения более сложных задач. Имитационные модели позволяют достаточно просто учитывать такие факторы,

как наличие дискретных и непрерывных элементов, нелинейные характеристики элементов системы, многочисленные случайные воздействия и другие, которые часто создают трудности при аналитических исследованиях. В настоящее время имитационное моделирование - наиболее эффективный метод исследования систем, а часто и единственный практически доступный метод получения информации о поведении системы, особенно на этапе ее проектирования.

В имитационном моделировании различают метод статистических испытаний (Монте-Карло) и метод статистического моделирования.

Метод Монте-Карло - численный метод, который применяется для моделирования случайных величин и функций, вероятностные характеристики которых совпадают с решениями аналитических задач. Состоит в многократном воспроизведении процессов, являющихся реализациями случайных величин и функций, с последующей обработкой информации методами математической статистики.

Если этот прием применяется для машинной имитации в целях исследования характеристик процессов функционирования систем, подверженных случайным воздействиям, то такой метод называется методом статистического моделирования.

Метод имитационного моделирования применяется для оценки вариантов структуры системы, эффективности различных алгоритмов управления системой, влияния изменения различных параметров системы. Имитационное моделирование может быть положено в основу структурного, алгоритмического и параметрического синтеза систем, когда требуется создать систему с заданными характеристиками при определенных ограничениях.

Комбинированное (аналитико-имитационное) моделирование позволяет объединить достоинства аналитического и имитационного моделирования. При построении комбинированных моделей производится предварительная декомпозиция процесса Функционирования объекта на составляющие подпроцессы, и для тех из них, где это возможно, используются аналитические модели, а для остальных подпроцессов строятся имитационные модели. Такой подход дает возможность охватить качественно новые классы систем, которые не могут быть исследованы с использованием аналитического или имитационного моделирования в отдельности.

Информационное (кибернетическое ) моделирование связано с исследованием моделей, в которых отсутствует непосредственное подобие физических процессов, происходящих в моделях, реальным процессам. В этом случае стремятся отобразить лишь некоторую функцию, рассматривают реальный объект как «черный ящик», имеющий ряд входов и выходов, и моделируют некоторые связи между выходами и входами. Таким образом, в основе информационных (кибернетических) моделей лежит отражение некоторых информационных процессов управления, что позволяет оценить поведение

реального объекта. Для построения модели в этом случае необходимо выделить исследуемую функцию реального объекта, попытаться формализовать эту функцию в виде некоторых операторов связи между входом и выходом и воспроизвести данную функцию на имитационной модели, причем на совершенно другом математическом языке и, естественно, иной физической реализации процесса. Так, например, экспертные системы являются моделями ЛПР.

Структурное моделирование системного анализа базируется на некоторых специфических особенностях структур определенного вида, которые используются как средство исследования систем или служат для разработки на их основе специфических подходов к моделированию с применением других методов формализованного представления систем (теоретико-множественных, лингвистических, кибернетических и т.п.). Развитием структурного моделирования является объектно-ориентированное моделирование.

Структурное моделирование системного анализа включает:

методы сетевого моделирования;

сочетание методов структуризации с лингвистическими;

структурный подход в направлении формализации построения и исследования структур разного типа (иерархических, матричных, произвольных графов) на основе теоретико множественных представлений и понятия номинальной шкалы теории измерений.

При этом термин «структура модели» может применяться как функциям, так и к элементам системы. Соответствующие структуры называются функциональными и морфологическими. Объектно-ориентированное моделирование объединяет структуры обоих типов в иерархию классов, включающих как элементы, так и функции.

В структурном моделировании за последнее десятилетие сформировалась новая технология CASE. Аббревиатура CASE имеет двоякое толкование, соответствующее двум направлениям использования CASE-систем. Первое из них - Computer-Aided Software Engineering - переводится как автоматизированное проектирование программного обеспечения. Соответствующие CASE-системы часто называют инструментальными средами быстрой разработки программного обеспечения (RAD - Rapid Application Development). Второе - Computer-Aided System Engineering - подчеркивает направленность на поддержку концептуального моделирования сложных систем, преимущественно слабоструктурированных. Такие CASE-системы часто называют системами BPR (Business Process Reengineering). В целом

CASE-технология представляет собой совокупность методологий анализа, проектирования, разработки и сопровождения сложных автоматизированных систем, поддерживаемую комплексом взаимосвязанных средств автоматизации. CASE - это инструментарий для системных аналитиков, разработчиков и

(Шпаргалка)

  • Краснов Б.И., Авцинова Г.И., Сосина И.А. Политический анализ, прогноз, технологии (Документ)
  • Тест - Планирование на предприятии (Шпаргалка)
  • Бояркин Г.Н., Шевелева О.Г. Теория систем и системный анализ (Документ)
  • Гайдес М.А. Общая теория систем (системы и системный анализ) (Документ)
  • Живицкая Е.Н. Системный анализ и проектирование. Конспект лекций (Документ)
  • Антонов А.В. Системный анализ. Учебник для вузов (Документ)
  • Тест по дисциплине Логика и теория аргументации (Шпаргалка)
  • n1.doc

    Варианты тестовых заданий

    1. Модели по форме бывают:

    а) графические;

    б) стационарные;

    в) вербальные;

    г) каузальные.
    2. Состояние системы определяется:

    а) множеством значений управляющих переменных;

    б) скоростью изменения выходных переменных;

    в) множеством характерных свойств системы

    г) множеством значений возмущающих воздействий.
    3. Равновесие системы определяют как:

    а) способность системы сохранять свое состояние сколь угодно долго в отсутствии внешних возмущений;

    б) способность системы возвращаться в исходное состояние после снятия возмущений;

    в) способность системы двигаться равноускоренно сколь угодно долго при постоянных воздействиях;

    г) способность системы сохранять свое состояние сколь угодно долго при постоянных воздействиях;
    4. Устойчивость можно определить как:

    а) способность системы сохранять свое состояние сколь угодно долго при постоянных воздействиях;

    б) способность системы двигаться равноускоренно сколь угодно долго при постоянных воздействиях;

    в) способность системы возвращаться в исходное состояние после снятия возмущений;

    г) способность системы сохранять свое состояние сколь угодно долго в отсутствии внешних возмущений;
    5. Развитие обязательно связано с:

    а) увеличением в количестве;

    б) увеличением энергетических ресурсов;

    в) увеличением в размерах;

    г) изменением целей.
    6. Энтропия системы возрастает при:

    а) полной изоляции системы от окружающей среды;

    б) получении системой информации;

    в) получении системой материальных ресурсов;

    г) внешних управляющих воздействиях на систему.
    7. В статической системе:

    а) неизменная структура;

    б) неизменны характеристики;

    в) неизменны возмущения;

    г) неизменно состояние.
    8. Динамическая система – это:

    а) система, с изменяющимся во времени состоянием;

    б) система, с изменяющейся во времени структурой;

    в) система, с изменяющимися во времени параметрами;

    г) система, с изменяющимися во времени характеристиками.
    9. Интегрирующее звено описывается уравнением:

    а) y = kx ’;

    б) y = kx ;

    в) y ’ = kx ;

    г) Ty ’+ y = kx ’;
    10. y = kx – это уравнение описывает поведение:

    а) безынерционного звена;

    б) инерционного звена;

    в) колебательного звена;

    г) идеального дифференцирующего звена;
    11. Динамические характеристики:

    а) – характеристики изменяющиеся во времени;

    б) – характеристики не изменяющиеся во времени;

    в) характеризуют зависимость изменения выходных переменных от входных и времени;

    г) характеризуют реакцию системы на изменение входных переменных.
    12. Закономерности функционирования систем;

    а) справедливы для любых систем;

    б) справедливы всегда;

    в) справедливы иногда;

    г) справедливы «как правило».
    13. Закономерность развития во времени – историчность:

    а) справедлива только для технических систем;

    б) справедлива только для биологических систем;

    в) справедлива только для экономических систем;

    г) справедлива для всех систем.
    14. Способность системы достигнуть определенного состояния (эквифинальность) зависит от:

    а) времени;

    б) параметров системы;

    в) начальных условий;

    г) возмущений.
    15. Эмерджентность проявляется в системе в виде:

    а) неравенстве свойств системы сумме свойств, составляющих ее элементов;

    б) изменения во всех элементах системы при воздействии на любой ее элемент;

    в) появлении у системы новых интегративных качеств, не свойственных ее элементам.

    г) равенства свойств системы сумме свойств, составляющих ее элементов.
    16. Аддитивность – это:

    а) разновидность эмерджентности;

    б) противоположность эмерджентности;

    в) модифицированная эмерджентность;

    г) независимость элементов друг от друга.
    17. При прогрессивной систематизации:

    а) поведение системы становится физически суммативным;

    б) элементы систем все больше зависят друг от друга;

    в) система все в большей мере ведет себя как целостность;

    г) элементы систем все больше зависят друг от друга;
    18. Коммуникативность при иерархической упорядоченности систем проявляется в виде:

    а) связи системы с системами одного уровня с рассматриваемой;

    б) обратной связи в системе;

    в) связи системы с надсистемой;

    г) связи системы с подсистемами или элементами.
    19. Технические системы – это:

    а) совокупность технических решений;

    б) совокупность взаимосвязанных технических элементов;

    в) естественная система;

    г) действующая система.
    20. Технологическая система – это:

    а) совокупность взаимосвязанных технических элементов;

    б) искусственная система;

    в) абстрактная система;

    г) совокупность операций (действий).
    21. Экономическая система – это:

    а) совокупность мероприятий;

    б) совокупность экономических отношений;

    в) создаваемая система;

    г) материальная система.
    22. Организационная система обеспечивает:

    а) координацию действий;

    б) развитие основных функциональных элементов системы;

    в) социальное развитие людей;

    г) функционирование основных элементов системы.
    23. Централизованная система – это:

    а) система, в которой некоторый элемент играет главную, доминирующую роль;

    б) система, в которой небольшие изменения в ведущем элементе вызывают значительные изменения всей системы;

    в) система, в которой имеется элемент, значительно отличающийся по размеру от остальных;

    г) детерминированная система.
    24. Открытая система – это система:

    а) способная обмениваться с окружающей средой информацией;

    б) в которой возможно снижение энтропии;

    в) в которой энтропия только повышается;

    г) способная обмениваться с окружающей средой энергией.
    25. Системы, способные к выбору своего поведения, называются:

    а) каузальными;

    б) активными;

    в) целенаправленными;

    г) гетерогенными.
    26. Системы, у которых изменяются параметры, называются:

    а) стационарными;

    б) многомерными;

    в) стохастическими;

    г) нестационарными.
    27. Сложная система:

    а) имеет много элементов;

    б) имеет много связей;

    в) ее нельзя подробно описать;

    г) имеет разветвленную структуру и разнообразие внутренних связей.
    28. Детерминированная система:

    а) имеет предсказуемое поведение на 99%;

    б) имеет предсказуемое поведение на 100%;

    в) непредсказуемая;

    г) имеет предсказуемое поведение с вероятностью более 0,5.
    29. Система, в которой известны все элементы и связи между ними в виде однозначных зависимостей (аналитических или графических), можно отнести к:

    а) детерминированной системе;

    б) хорошо организованной системе;

    в) диффузной системе;

    г) линейной системе.
    30. К особенностям экономических систем, как самоорганизующихся, относятся:

    а) каузальность;

    б) стохастичность;

    в) способность противостоять энтропийным тенденциям;

    г) способность и стремление к целеобразованию.
    31. Главные особенности системного подхода:

    а) подход к любой проблеме как с системе;

    б) мысль движется от элементов к системе;

    в) мысль движется от системы к элементам;

    г) в центре изучения лежит элемент и его свойства.
    32. Исследование и проектирование системы с точки зрения обеспечения ее жизнедеятельности в условиях внешних и внутренних возмущений называется:

    а) системно-информационным подходом;

    б) системно-управленческим подходом;

    в) системно-функциональным подходом;

    г) системно-структурным подходом;
    33. При построении математической модели возникают следующие проблемы:

    а) определение числа параметров модели;

    б) определение значений параметров модели;

    в) выбор структуры модели;

    г) выбор критерия оценки качества модели;
    34. Метод наименьших квадратов применяется при:

    а) определении параметров модели;

    б) выборе структуры модели;

    в) аналитическом подходе;

    г) оценке точности модели.
    35. Аналитический подход к построению математической модели требует наличия:

    а) экспериментальных данных;

    б) нестационарности объекта;

    в) знаний закономерностей, действующих в системе;

    г) стохастичности объекта.
    36. Наилучшей считается модель, которая имеет:

    а) нулевую ошибку на экспериментальных данных;

    б) больше всего параметров (коэффициентов);

    в) наименьшую ошибку на контрольных точках;

    г) включает наибольшее число переменных.

    37. Система – это:

    а) множество элементов;

    б) представление об объекте с точки зрения поставленной цели;

    в) совокупность взаимосвязанных элементов;

    г) объект изучения, описания, проектирования и управления.
    38. Элемент системы:

    а) неделим в рамках поставленной задачи;

    б) неделимая часть системы;

    в) основная часть системы;

    г) обязательно имеет связи с другими элементами системы.
    39. Свойство:

    а) абсолютно;

    б) относительно;

    в) проявляется только при взаимодействии с другим объектом;

    г) сторона объекта, обуславливающее его сходство с другими объектами.
    40. Свойство:

    а) сторона объекта, обуславливающее его отличие от других объектов.

    б) присуще всем объектам;

    в) присуще только системам;

    г) неизменная характеристика объекта.
    41. Связь:

    а) объединяет элементы и свойства в целое;

    б) – это способ взаимодействия входов и выходов элементов;

    в) – это то, без чего нет системы;

    г) ограничивает свободу элементов;
    42. Стратификация системы (проблемы) предназначена для:

    а) более краткого описания системы (проблемы);

    б) детализации описания системы (проблемы);

    в) простоты описания системы (проблемы);

    г) представления системы (проблемы) в виде совокупности моделей разного уровня абстракции.
    43. Проектирование системы в виде слоев производится для:

    а) организации управления и принятия решения в сложных системах;

    б) распределения уровней ответственности при принятии решений;

    в) простоты описания системы управления;

    г) повышения точности управления.
    44. При организации системы в виде эшелонов:

    а) элементы системы всех уровней имеют полную свободу в выборе их собственных решений;

    б) повышается эффективность ее функционирования;

    в) элементы системы принимают решения только на основании целей, заданных вышестоящими элементами;

    г) горизонтальные связи с элементами одного уровня иерархии сильнее вертикальных связей.
    45.Эффективность структур оценивается:

    а) живучестью;

    б) точностью;

    в) оперативностью;

    г) объемом.
    46. Положительная обратная связь:

    а) всегда усиливает влияние входных воздействий на выходные переменные;

    б) всегда увеличивает значение выходной переменной;

    в) ускоряет переходные процессы;

    г) усиливает влияние нестационарности.
    47. Отрицательная обратная связь:

    а) замедляет переходные процессы;

    б) уменьшает влияние помех на систему;

    в) всегда уменьшает отклонение выходных переменных;

    г) всегда уменьшает значение выходной переменной.
    48. Примерами положительной обратной связи являются:

    а) рост живых клеток;

    б) ядерная реакция;

    в) спрос и предложение на рынке;

    г) паника.
    49. Примерами отрицательной обратной связи являются:

    а) температур тела;

    б) езда на велосипеде;

    в) регулирование ассортимента;

    г) уверенность в себе.
    50. Потребность:

    а) является следствием проблемы;

    б) является причиной проблемы;

    в) вытекает из желания;

    г) формируется из цели.
    51. Желание – это:

    а) объективная потребность;

    б) субъективная потребность;

    в) осознанная потребность;

    г) разность между потребностью и действительностью.
    52. Проблема:

    а) является следствием потребности;

    б) является следствием желания;

    в) является следствием цели;

    г) появляется при неизвестном алгоритме решении задачи.
    53. Цель – это:

    а) вариант удовлетворения желания;

    б) любая альтернатива при принятии решения;

    в) то, что позволит снять проблему;

    г) модель будущего результата.
    54. Цель имеет следующие особенности:

    а) цель порождает проблему;

    б) всегда несет в себе элементы неопределенности;

    в) цель является средством оценки будущего результата;

    г) выбор цели сугубо субъективный.
    55. Цель при анализе объекта:

    а) выявить способы устранения проблемы;

    б) выявить наличие противоречий;

    в) выявить причины возникновения проблемной ситуации;

    г) выявить место противоречий.
    56. Цель при описании объекта:

    а) выявить место возникновения проблемной ситуации;

    б) представить проблемную ситуацию в виде, удобном для анализа;

    в) разрешить проблемную ситуацию с помощью нового объекта;

    г) подержание функционирование объекта в соответствии с заданием.
    57. Превращение проблемы в проблематику необходимо:

    а) для оценки ограничений на управление;

    б) при оценке степени достижения цели;

    в) для учета интересов всех окружающих систем;

    г) при формулировке цели.
    58. При формулировке цели возможны следующие опасности:

    а) смешение целей;

    б) замена целей критериями;

    в) подмены целей средствами;

    г) изменение проблемы.
    59. Для цели характерно:

    а) замена ее желанием;

    б) изменение ее во времени;

    в) влияние ценностей на цели;

    г) отказ от достижения цели.
    60. Критерий является:

    а) количественной модель цели;

    б) качественной модель цели;

    в) инструментом оценки альтернатив;

    г) инструментом оценки степени достижения цели.
    61. Входные переменные подразделяются на:

    а) управляющие переменных;

    б) выходные переменные;

    в) помехи;

    г) детерминированные переменные.


    1. Что лежит в основе принципа разомкнутого (программного) управления:
    а) идея автономного воздействия на систему вне зависимости от условий ее работы;

    б) воздействие на конкретный объект внутри системы;

    г) идея компенсации возмущений вызванных воздействием на объект;

    д) идея программирования изменения во времени состояния системы.
    63. Что лежит в основе принципа разомкнутого управления с компенсацией возмущений:

    а) фиксация информации о внешних возмущениях и контроль отклонений параметров системы;

    б) использование корректирующего управления на систему;

    в) ликвидировать нерегулируемое воздействие возмущений на движение;

    г) использование программного управления на систему;

    д) идея автономного воздействия на систему вне зависимости от условий ее работы.
    64. Что лежит в основе принципа замкнутого управления:

    а) выбор оптимального поведения системы при известном её поведении в конкретный момент времени;

    б) реализация управления путем введения обратной связи;

    в) разработка алгоритма программы управления объектом;

    г) решение задач управления путем введения отрицательной обратной связи;

    д) фиксация информации о внешних возмущениях и контроль отклонений параметров системы.
    65. Что лежит в основе метода дуального управления:

    а) использование управляющих сигналов, реакция на которые заранее определена;

    б) использование дополнительных сигналов, реакция на которые заранее определена;

    в) команды управления подаются из разных источников;

    г) использование обратной связи;

    д) использование дуальных идентичных сигналов при воздействии на один объект.
    66. К какому классу систем относятся «Самонастраивающиеся системы»:

    а) аналитические системы;

    б) адаптивные системы;

    в) искусственный интеллект;

    г) экспертные системы;

    д) самоорганизующиеся системы.
    67. Что лежит в основе принципа однократного управления:

    а) однократное использование обратной связи;

    б) принятие некоторого решения, последствия которого длятся недолго;

    в) использование функционала в качестве критерия;

    г) идея однократного воздействия на систему вне зависимости от условий ее работы;

    д) принятие некоторого решения, последствия которого сохраняются длительное время.
    68. Выберите правильную последовательность этапов теоретического исследования системы:


        1. разработка модели системы и изучение ее динамики

        2. определение состава управлений, ресурсов и ограничений

        3. анализ назначения системы и выработка допущений и ограничений

        4. выделение системы из среды и установление их взаимодействий

        5. выработка концепции и алгоритма оптимального управления

        6. назначение цели как требуемого конечного состояния

        7. избрание принципа управления

        8. выбор совокупности критериев и их ранжирование посредством использования системы предпочтений
    а) 3 5 6 4 1 2 7 8;

    б) 1 2 3 4 5 6 7 8;

    в) 4 3 1 7 2 8 6 5;

    г) 8 7 3 2 1 6 5 4;

    д) 7 3 1 2 4 5 6 8.
    69. Каким образом осуществляется структуризация среды:

    а) путем внесения в нее порядка;

    б) путем использования функционала в качестве критерия;

    в) путем внесения в нее дополнительных элементов;

    г) путем внесения в нее обратной связи;

    д) путем внесения в нее алгоритма программы управления объектом.
    70. Что подразумевается под устойчивостью системы:

    а) свойство системы использовать сохраненное состояние для возврата к нему после какого-либо воздействия;

    б) способность системы развиваться в условиях нехватки ресурсов;

    в) степень упорядоченности её элементов;

    г) свойство системы возвращаться в прежнее или близкое к нему состояние после какого-либо воздействия на неё;

    д) внутренне единство элементов системы.
    71. На каком этапе жизненного цикла происходит процесс самоорганизация системы:

    а) внедрение;

    б) проектирование;

    в) планирование и анализ требований;

    г) эксплуатация;

    д) реализация;

    е) во время всего жизненного цикла системы.
    72. Выберите правильную последовательность жизненного цикла системы:


        1. внедрение

        2. проектирование

        3. планирование и анализ требований

        4. эксплуатация

        5. реализация
    а) 3 2 5 1 4;

    д) 5 4 1 2 3.
    73. Что можно предпринять при создании системы в неорганизованной неподготовленной для её существования среде:

    а) использовать корректирующего управления на систему;

    б) можно начать сеять «зубы дракона», которые прорастая, послужат вам элементами будущей системы;

    в) ограничить влияние среды на создаваемую систему;

    г) реализация управления путем введения обратной связи;

    д) можно преобразовать среду, превратив её в организованную, способную воспринять новую систему.
    74. Дайте верное определение системы:

    а) совокупность связей между объектами;

    б) совокупность элементов и связей между ними, приобретающая свойства неприсущие ее элементам по отдельности;

    в) некоторая последовательность элементов;

    г) совокупность объектов, связи между которыми усиливают их свойства;

    д) совокупность не связанных между собой объектов.
    75. В чем суть системного подхода:

    а) рассмотрение объектов как систем;

    б) декомпозиция системы на объекты;

    в) объединение подсистем в единую систему;

    г) рассмотрение систем как объектов;

    д) выявление связей между системами.
    76. Выдерите верное определение целостности системы:

    а) внутреннее единство, принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов;

    б) внесение порядка в систему;

    в) свойство системы возвращаться в прежнее или близкое к нему состояние после какого-либо воздействия на неё;

    г) совокупность элементов;

    д) свойство системы, характеризующее ее соответствие целевому назначению.
    77. Дайте определение эффективности системы:

    а) свойство системы возвращаться в исходное состояние;

    б) свойство системы, характеризующее ее соответствие целевому назначению в определенных условиях использования и с учетом затрат на ее проектирование, изготовление и эксплуатацию;

    в) характеристика системы, указывающая степень воздействия каждого элемента на систему в целом;

    г) характеристика системы, при которой все элементы обладают рядом общих свойств;

    д) внутреннее единство, принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов;
    78. Закончите фразу: «Для поддержания целостности системы в условиях изменяющейся среды и внутренних трансформаций (случайных или преднамеренных) требуется особая организация системы, обеспечивающая ее …»:

    а) самоорганизацию;

    б) бифуркацию;

    в) структуризацию;

    г) устойчивость;

    д) целостность.
    79. Какова цель создания системы:

    а) преобразование окружающей среды;

    б) организация объектов в единое целое;

    в) объединение элементов с общими свойствами;

    г) воплощение определенных свойств в системе;

    д) все указанные выше варианты;
    80. Говоря о системе подразумевают:

    а) только объект управления;

    б) только управляющую систему;

    в) объект управления и управляющую систему;

    г) объект управления и управляющую им систему, предполагая, что система управляется;

    д) локализованную управляющую часть.
    81. Описание системы представляет собой:

    а) выражение ее содержания через выполняемые функции;

    б) назначение системы;

    в) описание свойств ее элементов;

    г) выделение ее элементов;

    д) описание связей элементов.
    82. В каких случаях целесообразно использовать модель:

    а) для отражения планируемых свойств;

    б) когда оригинал заведомо дешевле стоимости модели;

    в) при недоступности оригинала для испытаний;

    г) при необходимости смоделировать поведение системы в длительном периоде;

    д) всегда.
    83. Выберите классификационные признаки модели:

    а) дуальное управление;

    б) степень детализации модели;

    в) способность самоорганизации;

    г) реализация принципа замкнутого управления;

    д) деление по функциональным качествам системы.
    84. Выберите правильное определение состояния системы:

    а) совокупность состояний, обобщающих все возможные изменения системы в процессе функционирования;

    б) набор показателей системы в конкретный момент времени;

    в) связи между объектами системы, однозначно характеризующие их последующие изменения;

    г) совокупность параметров, характеризующих функционирование системы, которая однозначно определяет ее последующие изменения;

    д) ни одно из указанных выше.
    85. В чем заключается основная идея кибернетики:

    а) сходство структур и функций у систем управления различной природы;

    б) сходство элементов системы;

    в) наличие определенной цели у системы;

    г) различие функций у различных систем;

    д) ни один из вариантов неверный.
    86. Каково назначение имитационных моделей?

    а) служат «заместителем» оригинала;

    б) служат для отображения взаимодействия между элементами внутри исследуемого объекта;

    в) описывают в общем виде преобразование информации в системе;

    г) наполняются математическим содержанием;

    д) обеспечивают выдачу выходного сигнала моделируемой системы, если на ее взаимодействующие подсистемы поступает входной сигнал.
    87. Критериями эффективности называют:

    а) количественные критерии, позволяющие оценивать результаты принимаемых решений;

    б) качественные критерии, позволяющие оценивать результаты принимаемых решений;

    в) информация о проделанной системой работе;

    г) показатели, служащие для оценки работы системы;

    д) качественные критерии, позволяющие оценить соответствие модели исследуемому объекту.
    88. Что понимают под структурой системы:

    а) совокупность связей системы;

    б) построение элементов системы;

    в) совокупность функциональных элементов системы, объединенных связями;

    г) совокупность элементов системы;

    д) совокупность выходных параметров.
    89. Дайте определение связи:

    а) свойство (или свойства) множества объектов и (или) событий, которыми они (объекты) не обладают, если взять их по отдельности;

    б) способ объединения объектов системы;

    в) взаимодействие между объектами;

    г) группировка объектов по определенному признаку;

    д) последовательность объектов, определяющая их роль в системе.
    90. Что такое стратификация среды:

    а) принцип использования программного управления на систему;

    б) принцип, в котором к описанию среды следует подходить как к иерархической структуре;

    в) принцип выбора оптимального поведения системы при известном её поведении в конкретный момент времени;

    г) принцип ликвидации нерегулируемого воздействия возмущений на движение;

    д) принцип использования управляющих сигналов, реакция на которые заранее определена.
    91. Простейшая единица системы:

    а) объект, выполняющий определенные функции и не подлежащий разделению в рамках поставленной задачи;

    б) часть системы, состоящая из нескольких подсистем;

    в) объект, служащий для связи подсистем в системе;

    г) функция системы;

    д) объект, обуславливающий различие или сходство системы с другими системами.
    92. Управление – это:

    а) воздействие на возмущающие переменные;

    б) воздействие на объект для достижения заданной цели;

    в) воздействие на выходную переменную;

    г) изменение структуры объекта.
    93. Для управления используются ресурсы:

    а) людские;

    б) финансовые;

    в) информационные;

    г) энергетические.
    94. Цель управления может ставиться:

    а) органом целеполагания;

    б) объектом управления;

    в) субъектом управления

    г) окружающей средой.
    95. Без математической модели можно обойтись при решении задачи:

    а) стабилизации;

    б) программного управления;

    в) поискового управления;

    г) оптимального управления.
    96. Математическая модель обязательно необходима при:

    а) оптимизации;

    в) оптимальном управлении в динамике;

    г) стабилизации.
    97. Что бы система управления считалась автоматизированной необходимо:

    а) наличие компьютеров;

    в) Интернет;

    г) компьютерных сетей.
    98. В автоматизированной системе управления можно обойтись без человека:

    а) при принятии решения;

    б) при сборе данных;

    в) при вводе данных;

    г) при обработке данных.
    99. Без обратной связи можно обойтись при:

    а) стабилизации;

    б) экстремальном регулировании;

    в) оптимизации;

    г) программном управлении.
    100. Разомкнутая система управления отличается:

    а) высокой надежностью;

    г) простотой реализации.
    101. Замкнутая система управления отличается:

    а) высокой надежностью;

    б) высокой точностью управления;

    в) высокой скоростью реакции на возмущение

    г) простотой реализации.
    102. Какой из законов регулирования отличается точностью управления:

    а) позиционный;

    б) пропорциональный;

    в) дифференциальный;

    г) интегральный.
    103. Какой из законов регулирования отличается повышенной чувствительностью:

    а) позиционный;

    б) пропорциональный;

    в) дифференциальный;

    г) интегральный.
    104. Какой из законов регулирования можно использовать при управлении по возмущению:

    а) позиционный;

    б) пропорциональный;

    в) дифференциальный;

    г) интегральный.
    105. Какой из законов регулирования можно использовать при управлении по отклонению:

    а) позиционный;

    б) пропорциональный;

    в) дифференциальный;

    г) интегральный.
    106. Какой из законов регулирования можно использовать при управлении по заданию:

    а) позиционный;

    б) пропорциональный;

    в) дифференциальный;

    г) интегральный.
    107. Задача экстремального регулирования отличается от задачи оптимизации:

    а) отсутствием критерия управления;

    б) отсутствием ограничений;

    в) отсутствием модели объекта;

    г) многократностью определения оптимального значения управления.
    108. Целью задачи оптимального управления является:

    а) определения значения управляющего воздействия, приводящего к оптимуму критерий;

    б) достижение оптимума критерия управления;

    в) выполнение ограничений;

    г) компенсация возмущений.
    109. Ограничения первого рода в оптимальном управлении – это:

    а) ограничения на ресурсы;

    б) ограничения на возмущения;

    в) ограничения, связанные с динамическими свойствами объекта управления;

    г) нижняя граница значения управленческого воздействия.
    110. Ограничения второго рода в оптимальном управлении – это:

    а) верхняя граница значения управленческого воздействия;

    б) ресурсные ограничения;

    в) ограничения на помехи;

    г) физические ограничения

    111. При многокритериальной оптимизации:

    а) имеется единственное решение;

    б) имеются много решений;

    в) нельзя найти решение;

    г) решение можно найти при дополнительной информации заказчика.
    112. Область Парето – это:

    а) множество решений на границе ограничений;

    б) верхняя граница значений критериев;

    в) нижняя граница значений критериев;

    г) наибольшее значение управляющего воздействия.
    113. При решении задачи многокритериальной оптимизации выбирается наиболее важный критерий, а остальные критерии:

    а) отбрасываются;

    б) принимают максимальные значения;

    в) принимают вид ограничений;

    г) принимают минимальные значения.
    114. При решении задачи многокритериальной оптимизации частные критерии суммируются, при этом критерии умножаются на весовые коэффициенты, которые:

    а) показывают важность критерия;

    б) повышают точность решения задачи

    в) масштабируют критерии;

    г) сокращают область ограничений.
    115. Адаптация – это:

    а) процесс изменения параметров системы;

    б) процесс выбора критериев функционирования;

    в) процесс изменения окружающей среды;

    г) процесс изменения структуры системы.
    116. Адаптация – это:

    а) процесс приспособления к окружающей среде;

    б) процесс изменения окружающей среды;

    в) процесс выбора оптимального значения управляющего воздействия;

    г) процесс изменения возмущающего воздействия.
    117. Сложная система отличается:

    а) «нетерпимостью» к управлению;

    б) детерминированостью;

    в) каузальностью;

    г) нестационарностью.
    118. Самонастраивающаяся система связана:

    а) со структурной адаптацией;

    б) с параметрической адаптацией;

    в) с адаптацией целей управления;

    г) с адаптацией объекта управления.
    119. Динамическая система может находиться в следующих режимах:

    а) переходном;

    б) периодическом;

    в) каузальном;

    г) равновесном.
    120. Устойчивая система после снятия возмущения:

    а) возвращается к установившемуся состоянию;

    б) переходит к новому установившему состоянию;

    в) переходит к новому равновесному состоянию;

    г) возвращается к циклическому режиму.
    121. Для то чтобы гомеостатическая систем была устойчивой необходимо:

    а) степень неустойчивости каждого антагониста не должна превышать определенное критическое значение;

    б) стохастичность каждого антагониста не должна превышать определенное пороговое значение;

    в) несимметрия воздействий, прикладываемых к антагонистам, не должна превышать определенного критического предела несимметрии;

    г) несимметрия параметров антагонистов не должна превышать определенного критического предела несимметрии.

    Публикации по теме