Основная суть трудов вернадского в и. Основные труды в

укр. Володи́мир Іва́нович Верна́дський ; рус. дореф. Владиміръ Ивановичъ Вернадскій

украинский и советский учёный-естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель, один из представителей русского космизма, создатель науки биогеохимии

Владимир Вернадский

Краткая биография

Мыслитель, ученый-естествоиспытатель, общественный деятель, основатель ряда научных школ, основоположник учения о биосфере, комплекса современных научных знаний о Земле (биогеохимия, радиогеология, гидрогеология и др.). Родился в Петербурге, в 1863 г., 12 марта (28 февраля по ст. ст.), в дворянской семье. Его родители имели украинское происхождение, поэтому соотечественником Вернадского считают и россияне, и жители Украины.

Неблагоприятный климат вынудил семейство Вернадских в 1868 г. сменить место жительства на Харьков, который в то время был известен как один из главных научных центров. В 1873 г. Владимир поступил в Харьковскую классическую гимназию. С третьего класса мальчик учился уже в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии, т.к. в 1876 г. Вернадские вернулись домой. Это учебное заведение считалось одним из лучших в стране и заложило прекрасный фундамент для интеллектуального багажа будущего знаменитого ученого. В частности, гимназия была известна высоким уровнем преподавания философии, истории, иностранных языков.

Украшением биографии Вернадского стал и такой факт, что он читал научные труды на 15 языках, сам иногда писал на английском, немецком и французском. Продолжил образование юный Вернадский в Петербургском университете, на физико-математическом факультете, который окончил в 1885 г. В этом же году его назначили на должность хранителя минералогического кабинета Московского университета. В 1890 г. В.И. Вернадский уже приват-доцент кафедры минералогии. Защитив докторскую диссертацию в 1897 г., в период с 1898 по 1911 г. являлся профессором Московского университета.

В начале XX в. В.И. Вернадский - заметная фигура не только в мире науки, но и на поприще общественной и политической деятельности. В 1906 г. от Московского университета он становится членом Государственного совета. В этом же году состоялось его избрание на должность заведующего минералогическим отделом Геологического музея имени Петра Великого ; становится он и адъюнктом Императорской Академии наук. Через два года, в 1908-ом, Вернадского избирают экстраординарным академиком, в 1912 г. ученый становится ординарным академиком, академиком Императорской Санкт-Петербургской академии наук. В 1914 г. Вернадский - директор Минералогического и Геологического музея АН. В 1915 г. он выступает с инициативой создать при Академии наук комиссию, которая изучала бы естественные производительные силы России; с года основания и до 1930 г. являлся ее председателем.

После событий октября 1917 г. Вернадскому во избежание ареста (он являлся членом Малого совета министров, заявившего о нелегитимности большевистского Правительства) пришлось уехать на юг страны. Вместе с Н.П. Василенко в 1918 г. он создал Украинскую академию наук, был первым ее президентом, являлся профессором симферопольского Таврического университета, а в 1920-1921 гг. - ректором этого учебного заведения. В 1921 г. состоялось его возвращение в Петроград, где он занялся организацией Радиевого института. Период с 1922 по 1926 г. отмечен в его биографии пребыванием за границей, в Париже и Праге. Именно во Франции впервые увидело свет его фундаментальное исследование «Геохимия».

В СССР академик В.И. Вернадский вернулся в 1926 г., и в этом же году вышла одна из самых известных его работ – книга «Биосфера». Именно тема биосферы, эволюционирования ее в ноосферу, сферу разума, остается для него главной, хотя из-под пера Владимира Ивановича продолжало выходить множество разносторонних исследований. В 1928 г. им была создана Биогеохимическая лаборатория, которой он руководил до конца жизни. Именно биогеохимия была одним из двух главных направлений его деятельности как исследователя наряду с историей наук.

В 1940 г. ученый выступил инициатором развертывания исследований урана с целью получения ядерной энергии. В начале Великой Отечественной его эвакуировали в Казахстан, где Вернадский продолжал интенсивную научную деятельность вплоть до 1943-го – года возвращения домой, где его за выдающиеся заслуги в честь 80-летнего юбилея наградили Сталинской премией I степени. Умер В.И. Вернадский 6 января 1945 г. в Москве. Его во многом новаторское наследие насчитывает более чем 700 опубликованных работ, которые оказали заметное воздействие на создание научной картины мироздания, в которой человеку, его разуму отводится центральная роль не созерцателя природы, окружающей среды, а ее творца.

Биография из Википедии

Владимир Вернадский, гимназист
Первой Петербургской гимназии, 1878

Его отец, Иван Васильевич, согласно семейной легенде, был потомком запорожских казаков; во время рождения сына служил чиновником по особым поручениям при министре внутренних дел, преподавал экономику и имел чин действительного статского советника. Мать, Анна Петровна, происходила из русской дворянской семьи. Крёстным отцом будущего учёного был Пётр Васильевич Гославский - отец писателя и драматурга Евгения Гославского, художника Петра Гославского.

Владимир Вернадский был троюродным братом известного русского писателя Владимира Короленко.

В 1868 году из-за неблагоприятного климата Санкт-Петербурга семья Вернадских переехала в Харьков - один из ведущих научных и культурных центров Российской империи. В 1873 году Владимир поступил в первый класс Харьковской классической гимназии. Под влиянием отца приобрел симпатии к украинскому движению. Специально выучил польский язык, чтобы читать книги про Украину.

Образование

В. И. Вернадский во время стажировки в Париже, 1889

В 1876 году, после возвращения семьи в Санкт-Петербург, В. И. Вернадский поступил в Первую Петербургскую классическую гимназию. В 1881 году он окончил гимназию восьмым в выпуске, что было вовсе не так уж плохо, учитывая очень сильный коллектив.

В 1881-1885 годах обучался на естественном отделении физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, который окончил. Он был участником экспедиций (1882, 1884) и учеником В. В. Докучаева, который дал ему тему кандидатской работы «О физических свойствах изоморфных смесей». Среди его учителей были химик Д. И. Менделеев и ботаник А. Н. Бекетов. Участвовал в студенческой сходке 10 ноября 1882 года, за что был задержан полицией. Был знаком с Александром Ульяновым. Член народнического кружка Д.И.Шаховского («Приютинское братство»), где познакомился со своей будущей женой Натальей Егоровной Старицкой. Был избран председателем Центрального совета объединенных землячеств.

В 1885-1890 годах он стал хранителем Минералогического кабинета Санкт-Петербургского университета.

После провала «Заговора первомартовцев», в 1888-1890 годах В. И. Вернадский был командирован Университетом в Италию, Францию и Германию для продолжения обучения и подготовки к профессорскому званию. В 1889 году он помогал Докучаеву в подготовке и показе почвенной экспозиции на Всемирной выставке в Париже, за которую «Отдел русских почв» выставки был награждён золотой медалью.

В 1897 году В. И. Вернадский защитил докторскую диссертацию в Петербургском университете на тему «Явления скольжения кристаллического вещества».

Преподавательская деятельность

В 1890 году В. И. Вернадский по приглашению профессора А. П. Павлова стал приват-доцентом кафедры кристаллографии и минералогии Императорского Московского университета.

С 1898 года он работал профессором минералогии в Московском университете. Был автором курсов лекций и учебников по минералогии и кристаллографии.

В 1911 году В. И. Вернадский, в знак солидарности с увольняемыми по политическим мотивам профессорами, подал в отставку.

Научная деятельность

Научная работа В. И. Вернадского оказала значительное влияние на развитие наук о Земле, академий наук России, Украины, а также на мировоззрение людей в целом.

В 1906 году В. И. Вернадский был избран действительным членом-адъюнктом Императорской Санкт-Петербургской академии наук. В том же году его избрали членом Государственного совета от Академии наук и университетов, но он из него вышел из-за роспуска Государственной думы I созыва.

В 1908 году избран уже экстраординарным академиком в Академию наук и вторично - в Государственный совет. Был командирован во Францию и Великобританию.

В. И. Вернадский проводил большую работу по организации экспедиций и созданию лабораторной базы по поискам и изучению радиоактивных минералов. В. И. Вернадский был одним из первых, кто понял огромную важность изучения радиоактивных процессов для всех сторон жизни общества. Ход исследований радиоактивных месторождений был отражён в «Трудах Радиевой экспедиции Академии наук», в основном это были экспедиции на Урал, в Предуралье, на Байкал, в Забайкалье, на Туя-Муюнское месторождение в Ферганской области (1915-1916) и Кавказ, но В. И. Вернадский указывал на необходимость подобных исследований в южных регионах, в особенности на побережьях Чёрного и Азовского морей. Он считал, что для успешной работы должны быть организованы постоянные исследовательские станции.

Летом 1917 года В. И. Вернадский приехал в свою усадьбу Шишаки в Полтавской губернии, где его застала Октябрьская революция. По другим данным, работал в министерстве просвещения в Петрограде и после Октябрьской революции сдавал дела наркому просвещения А.В.Луначарскому. 22 ноября по решению физико-математического отделения Академии наук командирован на юг по состоянию здоровья и для продолжения работ.

Признав независимость Украины как «свершившийся факт», В. И. Вернадский в мае 1918 года вышел из Кадетской партии.

27 октября 1918 года Вернадский стал одним из основателей и первым президентом Украинской академии наук, созданной правительством гетмана Павла Скоропадского. При этом, по предварительной договоренности с министром просвещения Н.П.Василенко, он не принимал гражданство Украины. Читал курс геохимии в Киевском университете. Увлечённо занимался биогеохимией.

Весной 1919 года после установления Советской власти в Киев на связь с Вернадским прибыл представитель Российской академии наук, его ученик А.Е.Ферсман. В ходе поездки для переговоров в Ростов-на-Дону через Новороссийск заболел тифом и остался в Крыму, был перевезен родственниками в Симферополь. После выздоровления в феврале 1920 и до 1921 года работал профессором, с сентября 1920 года - ректором Таврического университета в Симферополе.

В середине марта 1921 года семья Вернадских вернулась на родину в Петроград. В. И. Вернадский возглавил Метеоритный отдел Минералогического музея в Петрограде (1921-1939), Радиохимическую лабораторию и КЕПС. Ему удалось организовать экспедицию Л. А. Кулика в Сибирь, на место упавшего в 1908 году Тунгусского метеорита.

14 июля 1921 года Вернадского арестовали и привезли в тюрьму на Шпалерную. На следующий день, на допросе он понял, что его пытаются обвинить в шпионаже. К удивлению охранников, Вернадский был освобождён. Чуть позднее выяснилось, что Карпинский и Ольденбург послали телеграммы Ленину и Луначарскому, - после чего Семашко и помощник Ленина Кузьмин распорядились освободить Вернадского.

Вернадский участвовал в создании в январе 1922 года Радиевого института, который возглавлял по 1939 год. Институт был сформирован путём объединения всех имевшихся к тому времени в Петрограде радиологических учреждений:

  • Радиевой лаборатории Академии наук
  • Радиевого отделения Государственного рентгенологического и радиологического института
  • Радиохимической лаборатории
  • Коллегии по организации радиевого завода.

В плане научного руководства новому институту были подчинены радиевый рудник и недавно созданный завод в Бондюге (Татарстан). На этом заводе В. Г. Хлопиным и М. А. Пасвик в декабре 1921 года были получены первые в России высокообогащённые препараты радия. Комплексный подход к проблеме радиоактивности, характерный для основателей института - академиков Вернадского и Хлопина, предопределил комплексную структуру института, основанную на сочетании физических, химических и радиогеохимических исследований.

В период с 1922 по 1926 год Вернадский был командирован во Францию для чтения курса геохимии в Сорбонне. Работал в Музее естественной истории и Институте Кюри , где исследовал паризий - вещество, ошибочно принятое за новый радиоактивный элемент. В Париже на французском языке вышел его фундаментальный труд «Геохимия».

В 1915-1930 годах председатель Комиссии по изучению естественных производственных сил России, был одним из создателей плана ГОЭЛРО. Комиссия внесла огромный вклад в геологическое изучение Советского Союза и создание его независимой минерально-сырьевой базы.

По возвращении в 1926 году продолжил творческую самостоятельную работу. Сформулировал концепцию биологической структуры океана. Согласно этой концепции, жизнь в океане сконцентрирована в «плёнках» - географических пограничных слоях различного масштаба.

В 1927 году организовал в Академии наук СССР Отдел живого вещества. Однако термин «живое вещество» он употреблял в смысле, отличном от позднейших работ О. Б. Лепешинской - как совокупность живых организмов биосферы.

Слева направо: сидят Н. Д. Зелинский, И. А. Каблуков, Н. М. Кижнер, А. Н. Северцов; стоят Н. Н. Лузин, М. Н. Розанов и В. И. Вернадский. 1934

После перевода академических научных учреждений в Москву в 1934 году Вернадские поселились в маленьком двухэтажном особнячке на Арбате, заняв второй этаж.

Летом 1935 года здоровье Владимира Ивановича ухудшилось, и по рекомендациям кардиолога он уезжает на лечение за границу, в Карловы Вары (Карлсбад). После курса лечения он работал в Париже, Лондоне, в Германии. Это была его последняя зарубежная командировка, в Европе чувствовалось дыхание будущей войны. Вернадский в последний раз встречается с дочерью Ниной (1898-1967; в замужестве Толль), которая вскоре уехала из Чехословакии в США, и поселилась недалеко от брата Георгия (1887-1973), в Нью-Хейвене. Георгий ещё в 1927 году получил приглашение на кафедру русской истории в Йельский университет.

За рубежом Вернадский работает над книгой «Научная мысль как планетное явление», которая была опубликована только в 1977 году.

С А. Е. Ферсманом, 1940

В 1936 году к 75-летию Вернадского вышел под редакцией Ферсмана сборник (в 2-х томах) «Академику В. И. Вернадскому в честь пятидесятилетия научной и педагогической деятельности».

В годы политических репрессий В. И. Вернадский ушёл со всех административных постов, оставаясь только научным консультантом (чтобы не участвовать в «чистках»). В это же время он был избран членом геолого-географического, химического, физико-математического отделений Академии Наук. Вернадский (а также Ферсман, Карпинский) обладали колоссальным практическим и теоретическим опытом в геологии, а недра - это необходимая государству валюта. Кроме того, даже в те трагические времена у Вернадского находились заступники. Да и сам он, когда был арестован геохимик А.М.Симорин, его ученик, неоднократно писал в органы и в Президиум Верховного Совета СССР, требуя освободить «талантливого ученого, прекрасного научного работника». До конца жизни Вернадский продолжал считать Симорина своим сотрудником, вел с ним переписку и отказывался подписывать приказ о его увольнении.

В. И. Вернадский при жизни опубликовал 473 научные работы. Основал новую науку - биогеохимию и внёс огромный вклад в геохимию. С 1927 года до самой смерти занимал должность директора Биогеохимической лаборатории при Академии наук СССР. Был учителем целой плеяды советских геохимиков.

Из философского наследия Вернадского наибольшую известность получило учение о ноосфере; он считается одним из основных мыслителей направления, известного как русский космизм.

Летом 1940 года по инициативе Вернадского начались исследования урана на получение ядерной энергии. С началом войны был эвакуирован в Казахстан, где создал свои книги «О состояниях пространства в геологических явлениях Земли. На фоне роста науки XX столетия» и «Химическое строение биосферы Земли и её окружения».

Последние годы жизни

В. И. Вернадский за работой

Во время войны В. И. Вернадский был эвакуирован в село Боровое в Казахстане. 3 февраля 1943 года там скончалась его жена Наталья Егоровна. Её утрату он тяжело переживал.

В 1943 году к 80-летию со дня рождения «за многолетние выдающиеся работы в области науки и техники» В. И. Вернадский был удостоен Сталинской премии 1 степени. В конце августа 1943 года В. И. Вернадский вернулся из Казахстана в Москву.

25 декабря 1944 года у него произошёл инсульт. Владимир Иванович Вернадский скончался 6 января 1945 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Памятник В. И. Вернадскому, Новодевичье кладбище

Учение о биосфере и ноосфере

В структуре биосферы Вернадский выделял семь видов вещества:

  • Живое;
  • Биогенное (возникшее из живого или подвергшееся переработке);
  • Косное (абиотическое, образованное вне жизни);
  • Биокосное (возникшее на стыке живого и неживого; к биокосному, по Вернадскому, относится почва);
  • Вещество в стадии радиоактивного распада;
  • Рассеянные атомы;
  • Вещество космического происхождения.

В. И. Вернадский рассматривал различные гипотезы панспермии в историческом контексте, он пришёл к заключению лишь об извечности жизни в течение геологического времени. Методы и подходы кристаллографии Вернадский распространял на вещество живых организмов. Живое вещество развивается в реальном пространстве, которое обладает определённой структурой, симметрией и дисимметрией. Строение вещества соответствует некоему пространству, а их разнообразие свидетельствует о разнообразии пространств. Таким образом, живое и косное не могут иметь общее происхождение, они происходят из разных пространств, извечно находящихся рядом в Космосе. Некоторое время Вернадский связывал особенности пространства живого вещества с его предполагаемым неевклидовым характером, но по неясным причинам отказался от этой трактовки и стал объяснять пространство живого как единство пространства-времени.

Важным этапом необратимой эволюции биосферы Вернадский считал её переход в стадию ноосферы.

Основные предпосылки возникновения ноосферы:

  • Расселение Homo sapiens по всей поверхности планеты и его победа в соревновании с другими биологическими видами;
  • Развитие всепланетных систем связи, создание единой для человечества информационной системы;
  • Открытие таких новых источников энергии, как атомная, после чего деятельность человека становится важной геологической силой;
  • Победа демократий и доступ к управлению широких народных масс;
  • Всё более широкое вовлечение людей в занятия наукой, что также делает человечество геологической силой.

Работам Вернадского был свойствен исторический оптимизм: в необратимом развитии научного знания он видел единственное доказательство существования прогресса.

Общественная деятельность

Вернадский принимал участие в учредительном съезде Союза освобождения в 1903 году. В 1904 году был делегатом Земского съезда, потребовавшего введения конституции, гражданских свобод и выборов Государственной Думы. В 1905 году участвовал в создании Конституционно-демократической (кадетской) партии и состоял членом её Центрального комитета до 1918 года, входил от партии в Государственный совет Российской империи (1906, 1907-1911, 1915-1917), а в 1917 году - во Временное правительство России (товарищ министра просвещения). В мае 1918 года вышел из Кадетской партии.

С 1912 года академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук. С 1911 года - действительный статский советник.

Общественные взгляды

В равной мере своим соотечественником его считают и в России, и на Украине. В 1918 году он признал независимость Украинской народной республики, но отказался принять украинское гражданство от гетмана П. П. Скоропадского и считал себя русским человеком, отстаивал единство России и противостоял идеям как украинской независимости, так и проавстрийским и германским идеям.

В 1919 году Вернадский надеялся на поражение большевиков, о жестокостях которых он слышал в Киеве, - то уже в 1920 году, в Крыму, он сделал в своём дневнике запись совершенно в духе будущих «сменовеховцев»:

Я думаю, интересы и спасение России сейчас в победе большевизма на Западе и в Азии. Необходимо ослабление союзников.

Владимир Вернадский негативно отнёсся к кампании по украинизации 1920-1930-х годов, считая её насильственной. Язык украинских вывесок, а также сочинений профессора М. С. Грушевского он называл не иначе, как «язычием». Своим главным культурно-общественным заданием Вернадский считал сохранение главенствующего положения русской культуры в УНР, объединение украинцев, которым дорога русская культура, и развитие связей с российскими научными учреждениями.

Семья

Георгий и Нина Вернадские. Полтава, 1903 г.

В 1886 году Владимир Иванович Вернадский женился на Наталии Егоровне Старицкой (1862-1943), с которой прожил более 56 лет.

В семье было двое детей, оба скончались в эмиграции в США:

  • Сын Георгий (1887-1973) - один из лидеров движения «Евразийство», стал известным в США исследователем русской истории.
  • Дочь Нина (1898-1985) - работала врачом-психиатром.

Членство в организациях

В. И. Вернадский был избран членом различных обществ, организаций и ассоциаций. Это членство подтверждает широту его научных интересов и общественное признание его заслуг:

  • 1886 - действительный член Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей
  • 1886 - действительный член Вольного экономического общества
  • 1888 - действительный член Императорского Русского географического общества
  • 1889 - член-корреспондент Британской ассоциации наук
  • 1889 - член Французского минералогического общества
  • 1890 - член Московского общества испытателей природы, почётный член с 1911 года, вице-президент с 1934 года
  • 1891 - член Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, почётный член с 1913 года
  • 1891 - член Московского общества сельского хозяйства
  • 1893 - член Санкт-Петербургского минералогического общества, почётный член с 1914 года
  • 1893 - член Общества опытных наук при Харьковском университете
  • 1900 - Член Русского Горного общества
  • 1905 - член Всероссийской лиги просвещения
  • 1905-1918 - член Кадетской партии
  • 1906-1906, 1908-1911, 1915 - член Государственного совета от Академии наук и университетов
  • 1908 - экстраординарный академик по минералогии Санкт-Петербургской академии наук, ординарный академик с 1911 года
  • 1909 - член Общества единения народностей России
  • 1909 - член Общества содействия успехам опытных наук имени Х. С. Леденцова
  • 1911 - член Русского географического общества
  • 1911 - почётный член Тифлисского общества естествоиспытателей
  • 1911 - член Общества деятелей периодической печати и литературы
  • 1912 - член Общества изучения Сибири и улучшения быта её населения
  • 1912 - член литературно-художественного кружка имени А. И. Герцена и его ревизионной комиссии
  • 1912 - член Общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным
  • 1913 - почётный член Уральского общества любителей естествознания
  • 1915-1918, 1921-1930 - председатель совета Комиссии по изучению естественных производительных сил России
  • 1917 - председатель Сельскохозяйственного учёного комитета Министерства земледелия
  • 1917 - председатель комиссии по учёным учреждениям и научным предприятиям Министерства народного просвещения
  • 1918 - член Русского общества распространения естественно-научного образования
  • 1918 - председатель Комиссии по изучению естественных производительных сил Украины
  • 1918-1919 - член-основатель и первый президент Украинской академии наук
  • 1921 - глава Комиссии по истории науки, философии и техники в Российской академии наук
  • 1926 - иностранный член Чешской академии наук и искусств
  • 1926 - иностранный член Югославской академии наук и искусств
  • 1926 - член Геологического общества Франции
  • 1926 - член Немецкого химического общества
  • 1926 - член Американского минералогического общества
  • 1926 - председатель Комиссии по истории знаний
  • 1926 - член Общества исследования истории, литературы и языка Украины
  • 1926 - член Таврического общества истории, археологии и этнографии
  • 1928 - член-корреспондент Парижской академии наук, секция минералогии
  • 1929 - член Комиссии по выработки новой структуры и устава АН СССР
  • 1930 - член-корреспондент Чехословацкого минералогического и геологического общества
  • 1930 - президент Ленинградского общества естествоиспытателей
  • 1932 - глава Метеоритной комиссии
  • 1930 - председатель Комиссии по изучению тяжёлой воды, АН СССР
  • 1936 - почётный член Общества биологической химии Индии
  • 1937 - вице-президент Международной комиссии по геологическому времени
  • 1938 - иностранный член-корреспондент Бельгийского геологического общества
  • 1939 - член трёх отделений АН СССР: геолого-географических, химических, физико-математических наук
  • 1939 - в АН СССР председатель: Комиссии по изотопам, Комитета по метеоритам, Комиссии по минеральным водам, Комиссии по изучению вечной мерзлоты, Комиссии по изучению, использованию и охране подземных вод, Комиссии по определению геологического возраста горных пород, Комиссии по проблеме урана
  • 1944 - почётный член Всесоюзного химического общества имени Д. И. Менделеева
  • 1944 - член Комиссии АН СССР по истории биологических наук

Адреса, связанные с В. И. Вернадским

Санкт-Петербург

  • 1881-1897 - учился и работал в Императорском Санкт-Петербургском университете на Университетской набережной;
  • 1911-1914 - дом М. Д. Корнилова, Васильевский остров, 14-я линия, 45;
  • 1914-1934 - дом Академии наук, Васильевский остров, 7-я линия, 2.

Москва

  • 1891-1911 - 20 лет проработал в Императорском Московском Университете на Моховой.
  • 1897-1904 - Борисоглебский переулок, флигель дома № 11.

Симферополь

  • 1920-1921 - «Воронцовский» дом в парке Салгирка.

Казахстан

  • 1941-1943 - село Боровое в Казахской ССР.

Память

Портрет для Большого театра на 125-летие В. И. Вернадского

  • Вернадоведение - наука изучающая биографию, историографию и научное наследие В. И. Вернадского

Юбилеи

  • В 2013 году к 150-летию В. И. Вернадского, под редакцией академика Э. М. Галимова, РАН выпустила наиболее полное 24-томное Собрание сочинений.

Памятники

  • 12 марта 1981 года в 118-ю годовщину со дня рождения в Академгородке (Киев) был открыт памятник Вернадскому
  • 23 апреля 2013 года у главного корпуса Таврического национального университета в Симферополе открыт памятник его ректору Владимиру Вернадскому.
  • 18 ноября 2014 года в Тамбове был открыт памятник В. И. Вернадскому.

Учреждения

  • Институт геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН.
  • Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского в Симферополе.
  • Институт общей и неорганической химии им. В. И. Вернадского Национальной академии наук Украины.
  • Государственный геологический музей им. В. И. Вернадского РАН, назван в 1987 г.
  • Украинская антарктическая станция «Академик Вернадский».
  • Национальная библиотека Академии наук Украины в Киеве.
  • Московский Лицей № 1553 («Лицей на Донской») переименован в Лицей им. В. И. Вернадского.
  • Мемориальный музей акад. В. И. Вернадского (Москва)
  • Общественный фонд «Неправительственный экологический фонд имени В. И. Вернадского в Республике Казахстан»

Мероприятия

  • При Президиуме РАН работает Комиссия по разработке научного наследия академика В. И. Вернадского
  • Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского

Названы именем В. И. Вернадского

  • Гора в хребте Сунтар-Хаята в Якутии
  • Подлёдные горы в Восточной Антарктиде
  • Вулкан на курильском острове Парамушир (1946)
  • Полуостров в море Космонавтов Земли Эндбери в Антарктиде (1957)
  • Проспект Вернадского (станция метро, Сокольническая линия) в Москве
  • Проспект Вернадского (Москва)
  • Проспект Вернадского в Симферополе
  • Бульвар Вернадского в Киеве
  • Улицы Вернадского в различных населённых пунктах государств бывшего СССР, например, в Санкт-Петербурге
  • Железнодорожная станция и село Вернадовка, родовое имение семьи Вернадских (то есть названное не в честь самого учёного, а в честь его предков), в Пичаевском районе Тамбовской области
  • Лунный кратер на обратной стороне Луны (назван в 1970 году)
  • Минералы: вернадит (1936), вернадскит (1910, в настоящее время не рассматривается как самостоятельный минерал)
  • Научно-исследовательское судно «Академик Вернадский» (1968-2010).
  • Вид водоросли - Psammothidium vernadskyi , Bukhtiyarova, Stanislavskaya, 2013.

Награды

  • 1965 - Академией наук СССР была учреждена Золотая медаль имени В. И. Вернадского. Присуждается 12 марта, раз в 3 года, за выдающиеся научные работы в области наук о земле.
  • 1998 - Международным межакадемическим союзом (ММС) был учреждён орден «Звезда Вернадского» I, II и III степени
  • 09.06.2003 - постановлением Президиума НАН Украины учреждена Золотая медаль им. В. И. Вернадского (укр. Золота медаль ім. В. І. Вернадського) - высшая награда Национальной Академии наук Украины
  • 2003 - Европейским геофизическим обществом (позднее Европейский союз наук о Земле) учреждена Медаль им. В. И. Вернадского, вручаемая ежегодно.
  • 2 стипендии имени В. И. Вернадского для молодых учёных РАН.

Монеты

  • 25.02.1993. - Банк России выпустил памятную монету «Владимир Иванович Вернадский» к 130-летию со дня рождения в серии «Выдающиеся личности России»
  • 26.03.2003. - Национальный банк Украины выпустил в оборот памятную монету «Владимир Вернадский»
  • 01.02.2013. - Банк России выпустил памятную монету «Владимир Иванович Вернадский» к 150-летию со дня рождения в серии «Выдающиеся личности России»
  • 25.02.2013. - Национальный банк Украины ввёл в обращение памятную монету «Владимир Вернадский» серии «Выдающиеся личности Украины».

Владимир Иванович Вернадский

Академик В. И. Вернадский о Сталине :

"Мне вспомнились высказывания Ивана Петровича Павлова... Он определенно считал, что самые редкие и самые сложные структуры мозга - государственных деятелей. Божьей милостью, если так можно выразиться, прирожденных. Особенно ясно для меня становится это, когда в радио слышится Сталина речь... такая власть над людьми и такое впечатление на людей..."

Шабалов А. Одиннадцатый удар товарища Сталина. Ростов-на-Дону, 1996, с. 10.

Далее читайте:

Письмо П.А.Столыпина В.И. Вернадскому , 7 мая 1906 г.

Письмо П.А. Столыпина В.И. Вернадскому , 18 мая 1906 г.

Письмо В.И. Вернадского В. В. Водовозову . [О роли народных масс] 88.Х.22

Вернадский Георгий Владимирович (1887-1973), сын Владимира Ивановича.

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа)

Сочинения:

Избр. соч. в 5 т. М., 1954-1960;

Биосфера. М., 1967;

Живое вещество. М., 1978;

Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1987;

Философские мысли натуралиста. М., 1988;

Начало и вечность жизни. М., 1989.

Очерки и речи, вып. 1-2. М., 1922;

Очерки геохимии. M.-Л., 1927 (4-е изд. М., 1983);

Проблемы биогеохимии, ч. 1.Л., 1934 (2-еизд. М. -Л., 1935);

Труды по геохимии. М., 1994;

Труды по всеобщей истории науки (2-е изд.). М., 1988;

Труды по истории науки в России. М., 1988;

Биосфера и ноосфера. М. 1989;

Научная мысль как планетное явление. М., 1991;

Живое вещество и биосфера. М., 1994;

Публицистические статьи. М., 1995;

О науке, т. 1: Научное знание научное творчество; научная мысль. М., 1997.

Литература:

Козиков И.А., Философские воззрения В.И. Вернадского, М., 1983;

Корсунская В.М., Верзилин Н.М., В.И. Вернадский, М., 1975;

Страницы автобиографии В.И. Вернадского, М., 1981;

Письма В.И. Вернадакого А.Е. Ферсману, М., 1985;

Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие: (К 125-летию со дня рождения). М., 1988.

Мочалов И. И. Владимир Иванович Вернадский (1863- 1945). М., 1982;

«Прометеи». Историко-биографический альманах. М., 1938, т. 15;

Научное и социальное значение деятельности В. И. Вернадского. Л., 1989;

Владимир Вернадский. Жизнеописание. Избр. труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. М., 1993;

Яншина Ф. Т. Эволюция взглядов В. И. Вернадского на биосферу и развитие учения о ноосфере. М., 1996.

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945)

Выдающийся естествоиспытатель Владимир Иванович Вернадский был самым крупным минералогом мира. Среди минералогов и геохимиков есть, конечно, много талантливых исследователей, внесших свой вклад в эти дисциплины. Отдельные вопросы ими разрабатывались не менее глубоко, чем В. И. Вернадским, однако по широте и глубине понимания и охвата природных минералообразующих процессов, по силе анализа истории химических элементов земной коры в целом мы не знаем учёных, ему равных.

В. И. Вернадский преобразовал минералогию, создал геохимию, науку об истории химических элементов - атомов Земли и космоса - и наиболее глубоко и правильно определил задачи этого нового течения в геологии. Он был творцом биогеохимии - науки о роли организмов в истории химических элементов Земли и о взаимосвязи организмов с земной корой. В. И. Вернадский работал во многих областях естествознания: минералогии, кристаллографии, геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии, метеоритике, почвоведении и везде оставил глубокий след.

Владимир Иванович Вернадский родился 12 марта 1863 года в Петербурге, в семье профессора-экономиста. В 1881 г. он окончил гимназию. О гимназических годах у Владимира Ивановича остались неприятные воспоминания. Классическая гимназия, по его словам, была классической только по названию. "Главным несчастьем было то, - писал в 1916 г. В. И. Вернадский, - что в общем преподавателями древних языков в это время в России были или, как у нас, чужие люди, сторонние русской жизни и интересов нашей страны и потому бессознательно добросовестно исполнявшие антинациональную официальную программу, или чиновники - полицейские, которым никакого дела не было до идейных заданий школы, более или менее добросовестно исполнявшие предписание такого же, как и они, начальства. Несомненно, других исполнителей для полицейской классической системы и нельзя было найти".

Интересы талантливой части гимназической молодёжи сосредоточивались в различных кружках, работа в которых оставляла глубокий след в жизни их участников. По этому поводу В. И. Вернадский писал: "Странным образом, стремление к естествознанию дала мне изуродованная классическая гимназия, благодаря той внутренней подпольной, неподозревавшейся жизни, какая в ней шла в тех случаях, когда в её среду попадали живые, талантливые юноши-натуралисты". Однако его интересы в гимназический период находились в области истории, философии и славянских языков.

Совершенно по-другому пошла его жизнь после поступления в Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета. Состав профессоров Петербургского университета того времени был блестящим. В нём читали лекции Менделеев, Меншуткин, Докучаев, Сеченов, Костычев, Иностранцев и другие. В воспоминаниях В. И. Вернадского о студенческих годах мы читаем: "На лекциях многих из них - на первом курсе на лекциях Менделеева, Бекетова, Докучаева - открылся перед нами новый мир, и мы все бросились страстно и энергично в научную работу, к которой мы были так несистематично и неполно подготовлены прошлой жизнью. Восемь лет гимназической жизни казались нам напрасно потерянным временем, тем ни к чему ненужным искусом, который заставила нас проходить вызывавшая глухое наше негодование правительственная система". Эти мысли получали яркое выражение в лекциях Д. И. Менделеева... Дмитрий Иванович Менделеев, по словам В. И. Вернадского, возбуждал "глубочайшие стремления человеческой личности к знанию и к его активному приложению".

В 1885 г. В. И. Вернадскому была присвоена степень кандидата естественных наук за исследование физических свойств изоморфных смесей. Начало научной деятельности В. И. Вернадского протекало в кругу лиц, группировавшихся вокруг выдающегося русского учёного-почвоведа В. В. Докучаева, которого он считал своим учителем. В. В. Докучаев в это время создавал новую отрасль естествознания - почвоведение, науку о почве как самостоятельном естественно-историческом теле, возникающем и развивающемся в поверхностных условиях земной коры, где жизнь взаимодействует с неорганической природой.

В связи с изучением эволюции почв у В. В. Докучаева возник огромный интерес к генезису минералов и их истории как составной части истории почв. Докучаев оказал глубокое влияние на будущее развитие научной деятельности В. И. Вернадского как минералога, геохимика и биогеохимика.

После окончания университета, в период с 1886 по 1888 г., В. И. Вернадский был хранителем минералогического музея Петербургского университета. В 1888 г. его командируют за границу для проведения работы по минералогии и кристаллографии. В течение двух лет он работал в Италии, Германии, а главным образом во Франции у профессоров Фукэ и Лешателье, где ознакомился с методами синтеза минералов и их определением.

В 1890 г. В. И. Вернадский возвратился в Россию и принял участие в почвенной экспедиции В. В. Докучаева. Осенью этого же года он был утверждён доцентом Московского университета. В 1891 г. в Петербургском университете В. И. Вернадский защитил диссертацию на звание магистра минералогии и геогнозии на тему "О группе силлиманита и роли глинозёма в силикатах", а в 1897 г. он получил степень доктора за работу "О явлениях скольжения кристаллического вещества".

В 1898 г. В. И. Вернадский был назначен профессором Московского университета, где и работал до 1911 г. За двадцатилетний период работы в Московском университете он создал учебники по минералогии и кристаллографии, в корне перестроил преподавание этих дисциплин, упорядочил и развил одновременно минералогический музей университета.

В 1906 г. В. И. Вернадский был избран адъюнктом Академии наук, а в 1909 г. академиком. В 1911 г. он с группой демократически настроенных профессоров (К. А. Тимирязев и другие), в знак протеста против реакционной политики министра Кассо в отношении высшей школы, оставил Московский университет и переехал в Петербург.

С тех пор по день смерти его научная деятельность протекала преимущественно в Академии наук.

Научная деятельность В. И. Вернадского, постоянным предметом исследования которого была история минералов и химических элементов Земли, может быть условно разделена на три периода. В первый период он разрабатывал преимущественно вопросы минералогии и кристаллографии. Во второй, на основе огромных материалов минералогии, создавал и развивал геохимию. В третий, обнимающий последние 15-20 лет жизни, он создавал биохимию и разрабатывал её проблемы.

До В. И. Вернадского в минералогии существовало описательное направление. Минералы преимущественно изучались с точки зрения их внешних свойств - формы, цвета, твёрдости, размера и т. п. Очень мало внимания уделялось выяснению причин и условий образования минералов, закономерностям их взаимоотношений друг с другом, т. е. их парагенезису, а также их внутренним свойствам, их строению.

В. И. Вернадский развил генетическую минералогию: он учил рассматривать минералы как закономерные продукты физико-химических процессов, происходящих в земной коре и космосе. Он создал минералогию как химию Земли; указал на необходимость изучать не только минералы, но и минералообразующие процессы и выдвинул парагенезис минералов как важный критерий в познании их происхождения.

Он с успехом искал и находил причины процессов минералообразования и изучал сам эти процессы. "Я положил в основу широкое изучение минералогических процессов земной коры, обращая основное внимание на процесс, а не только на исследование продукта процесса (минерала), на динамическое изучение процессов, а не только на статическое изучение их продуктов, причём, - после некоторых колебаний, - остановился для своей исследовательской работы, главным образом, на минералогии, а не на кристаллографии".

При изучении любого процесса В. И. Вернадский искал и находил влияние фактора времени как реального природного фактора всех процессов, т. е. подходил к исследуемому предмету исторически.

В. И. Вернадский дал наиболее полное и правильное определение минералогии как науки и минерала как предмета исследования этой дисциплины. Он писал: "Минералогия представляет собой химию земной коры, она имеет задачей изучение как продуктов природных химических процессов, так называемых минералов, так и самих процессов. Она изучает изменение продуктов и процессов во времени, в различных естественных областях земной коры. Она исследует взаимные естественные ассоциации минералов (их парагенезис) и законности в их образовании".

Наибольшей известностью пользуются работы В. И. Вернадского в области исследования строения важнейшей группы минералов - алюмосиликатов, составляющих большую часть земной коры: полевых шпатов, фельдшпатидов, слюд и других. Работы в этой области были начаты им в 1890-1891 гг. Строением алюмосиликатов он не переставал интересоваться на протяжении всей своей научной деятельности.

До В. И. Вернадского все силикаты, в том числе и алюмосиликаты, рассматривались как соли кремнёвых кислот. В. И. Вернадский установил, что окись алюминия, как и окись кремния, играет кислотную роль и входит в состав сложных алюмокремнёвых кислот.

Обобщив огромный фактический материал по каолинам, слюдам и другим минералам, В. И. Вернадский разработал и выдвинул свою теорию строения алюмосиликатов - теорию каолинового, или слюдяного, ядра, которую впоследствии знаменитый французский химик Лешателье назвал гениальной. Согласно этой теории в основе строения алюмосиликатов лежит общее для этих минералов каолиновое ядро, в состав которого входят два атома алюминия, два атома кремния и семь атомов кислорода. В. И. Вернадский рассматривает полевые шпаты, слюды и другие алюмосиликаты как соли алюмокремнёвой кислоты, т. е. как продукты присоединения к указанному ядру ряда элементов-катионов: натрия, калия, кальция и других.

Теория каолинового ядра явилась исключительно плодотворной при выяснении строения, генезиса и классификации минералов. Взгляды В. И. Вернадского на строение и происхождение минералов стали господствующими и вошли в преподавание. Благодаря применению рентгеноструктурных методов строения ряда минералов, в том числе и алюмосиликатов, внутреннее распределение в них различных элементов изучено довольно хорошо. В своём отчёте о заграничной командировке за 1932 г., т. е. спустя более 40 лет после разработки им своей теории строения алюмосиликатов, В. И. Вернадский мог написать: "В Берлине - Шарлотенбурге (проф. Эйтель и Герлингер) я теперь впервые увидел в моделях, выведенных из рентгенометрических съёмок, в пространстве, то каолиновое ядро, которое теоретически я вывел в 1891 г. и выразил на плоскости".

Интересна оценка положений В. И. Вернадского о строении алюмосиликатов, данная Шибольдом, одним из главных исследователей структуры силикатов рентгеновскими методами. Он пишет: "Большой интерес представляет то обстоятельство, что предугаданное Вернадским с гениальной интуицией четверное кольцо действительно в принципе подтвердилось, и наличие его доказано также в минералах, похожих на полевые шпаты".

Таким образом, современные исследования подтвердили основные положения теории В. И. Вернадского и тем самым показали, что научная мысль минералогов и кристаллохимиков благодаря его трудам, благодаря его поразительной силе научного предвидения шла и идёт правильным путём.

Благодаря работам Владимира Ивановича Вернадского минералогия из сухой эмпирической дисциплины, содержащей бесчисленное количество разрозненных фактов, превратилась в подлинную науку. За время работы в Москве В. И. Вернадский разработал вопросы изоморфизма - одну из интереснейших и важнейших областей генетической минералогии и геохимии. В своей работе "Парагенезис химических элементов земной коры" он разбил все химические элементы, слагающие Землю, на 18 групп - на "природные изоморфные ряды". В каждый ряд им помещены элементы, которые могут заменять друг друга при образовании общих для них минералов. Общим для двух элементов называется такой минерал, который до известных пределов не меняет своей кристаллической структуры при замене этих элементов друг другом. Такие элементы называются изоморфными. При этом он установил очень важное положение о том, что изоморфные ряды не являются постоянными, а "перемещаются и изменяются под влиянием изменения температуры и давления". Он показал, что в условиях низких температур и давлений соединяются в общие минералы и дают изоморфные смеси одни элементы, в условиях высоких давлений и низких температур - другие; а там, где господствуют высокие температуры и давления (зона застывания магм), - третьи. Из рядов В. И. Вернадского видно, что число элементов, способных заменять друг друга при образовании общих минералов, как правило, возрастает с повышением температуры и давления.

Исследования В. И. Вернадского в области изоморфизма устанавливают руководящие принципы, дающие возможность предсказывать, где и какие элементы можно встретить вместе, т. е. позволяют сознательно подходить к изучению распределения химических элементов в породах и минералах как продуктах разных процессов: магматических, метаморфических, осадочных. Это, в свою очередь, ставит на научную основу поиски месторождений полезных ископаемых. Раз эти ряды непостоянны, то при переходе породы, состоящей из тех или иных групп элементов, в обстановку других температур и давлений (что всё время происходит в земной коре) элементы перегруппировываются, происходит их концентрация или рассеяние.

В. И. Вернадский развернул картину, отображающую колоссальные процессы перемещения химических элементов земной коры во времени и пространстве, изменения их сочетаний друг с другом, т. е. представил их историю.

Много внимания уделял В. И. Вернадский изучению химического состава земной коры. Он уточнил имевшиеся данные по её химическому составу, разбил все элементы по их участию в сложении земной коры на 10 групп (декад), установил новые кларки (процентное содержание элемента в земной коре) для ряда редких элементов. Большую работу провёл В. И. Вернадский по изучению редких и рассеянных элементов (рубидия, цезия, таллия и др.).

Характерной чертой В. И. Вернадского как учёного является его поразительная способность подмечать явления, правильно оценивать научную значимость новых открытий и использовать их для дальнейшего развития науки.

Так, например, в связи с открытием радиоактивности Владимир Иванович Вернадский обратил внимание на роль радиоактивных элементов в жизни нашей планеты. В научных кругах геологов и учёных, имеющих дело с Землёй как геологическим телом, шли и идут споры об источниках энергии, обусловливающей процессы, протекающие в земной коре. Ряд исследователей считает, что в основе этой деятельности лежит тепловая энергия, сохранившаяся от той стадии развития Земли, когда Земля была ещё в расплавленном состоянии; другие видят источники этой энергии в процессах сжатия Земли, в силу её остывания и т. п. В. И. Вернадский, в связи с работами Джоли, развил положение, что основной энергетический источник всех геохимических процессов, идущих в земной коре, заключается в процессах радиоактивного распада. "Тепло, - пишет он, - освобождающееся под влиянием непрестанного разрушения атомов определённых радиоактивных элементов (действительно, имеющего место), совершенно достаточно для объяснения всех этих грандиозных явлений".

Изучая минералы, а также процессы их возникновения, изменения и исчезновения, В. И. Вернадский, естественно, перешёл к изучению истории химических элементов, слагающих эти минералы. Это было естественным шагом в сторону углубления его представлений о химических процессах земной коры, поскольку для него было ясно, что каждый минерал представляет собой временную постройку вечно мигрирующих элементов. Перейдя к более систематическому изучению истории химических элементов в земной коре, В. И. Вернадский, таким образом, создал новую науку - геохимию. В. И. Вернадский сформулировал задачи геохимии, установил место этой науки среди других геологических дисциплин и указал проблемы и пути её будущего развития. Владимир Иванович внёс в эту науку много конкретных фактов и эмпирических обобщений.

В. И. Вернадский разбил все элементы Менделеевской системы на шесть групп, в зависимости от их геохимической роли в строении и процессах земной коры: 1) благородные газы, 2) благородные металлы, 3) циклические элементы, 4) рассеянные элементы, 5) элементы сильно радиоактивные, 6) элементы редких земель.

Особое внимание он уделил группе циклических элементов, которые составляют большую часть веса земной коры, и группе сильно радиоактивных элементов, в распаде которых он видел источник энергии почти всех геохимических и геологических процессов, происходящих в земной коре. Циклические элементы названы так им потому, что они неоднократно проходят в своей истории различные области земной коры, образуют в них различные, присущие только этим геосферам соединения и возвращаются вновь в то состояние, с которого начался тот или другой цикл. Здесь мы видим дальнейшее развитие его прежней идеи "природных изоморфных рядов". Вместе с тем, В. И. Вернадский указывает, что все циклические элементы являются органогенными, т. е. они принимают участие в строении живого вещества, которое является весьма важным фактором перемещения химических элементов земной коры.

Не меньшее значение В. И. Вернадский придавал группе сильно радиоактивных элементов. В живом веществе и радиоактивных элементах, несмотря на их относительно незначительное количество, он видел главные факторы геохимических процессов земной коры.

Таким образом, исследуя историю химических элементов в земной коре, В. И. Вернадский впервые в должной мере обратил внимание на роль живого вещества - растительных и животных организмов - в истории химических элементов на Земле. В связи с этим последние 15-20 лет своей жизни В. И. Вернадский отдал изучению химического состава и распространённости животных и растительных организмов. Он исследовал их участие в реакциях и перемещениях химических элементов в земной коре (биосфере) и создал новую науку - биогеохимию, имеющую колоссальное научное и народнохозяйственное значение.

Сейчас проблемы биогеохимии тесно связаны с рядом проблем минералогии, агрохимии, почвоведения, физиологии растений, геоботаники, биохимии и захватывают глубокие вопросы развития жизни на Земле, поскольку они касаются взаимосвязей неорганической и органической природы. В настоящее время эволюция растительного и животного мира, вопросы минерального питания растений, ряд их болезней не могут успешно разрабатываться без решения ряда проблем биогеохимии, без учёта распространения микроэлементов в почвах, водах, растениях той или иной области земной коры. Биогеохимия даёт новое освещение законам изменчивости и наследственности, т. е. основным законам дарвинизма. Исходя из данных биогеохимии, В. И. Вернадский справедливо утверждал, что: "Связь состава организма с химией земной коры и то огромное первенствующее значение, которое имеет живое вещество в механизме земной коры, указывают нам, что разгадка жизни не может быть получена только путём изучения самого живого организма. Для её разрешения надо обратиться к первоисточнику - земной коре".

Изучая геохимическую роль организмов в жизни Земли, Владимир Иванович Вернадский пришёл к выводу, что свободный кислород биосферы и даже "земная газовая оболочка, наш воздух, есть создание жизни".

Для развития биогеохимии В. И. Вернадский организовал в составе Академии наук СССР биогеохимическую лабораторию и стал во главе её. В связи с 80-летием со дня рождения В. И. Вернадского эта лаборатория решением советского правительства была переименована в лабораторию геохимических проблем и ей присвоено имя юбиляра.

Одной из больших заслуг В. И. Вернадского является то, что он учил рассматривать процессы в земной коре и жизнь Земли в целом как части космоса.

Разрабатывая важнейшие теоретические проблемы, В. И. Вернадский никогда не забывал о необходимости практических выводов из достижений своей науки. Горячий патриот своей родины, он заботился о приумножении производительных сил России, о необходимости её самостоятельного развития. В годы первой мировой войны в своих статьях "Из прошлого" и "Война и прогресс науки", вышедших в 1915 г., В. И. Вернадский обвинял царское правительство в том, что оно не охраняло России от иноземного засилья, не могло само использовать производительные силы страны и тем самым увеличивало силы врага - Германии.

"Для нас, - писал В. И. Вернадский, - выяснилось многое во время войны и прежде всего стало ясно всем то, что раньше было ясно немногим - наша экономическая зависимость от Германии, носящая совершенно недопустимый характер при правильном государственном управлении. То, что это сделалось ясным для русского общества, очевидно, является фактом величайшей важности, ибо последствием такого сознания неизбежно будет изменение положения дел.

Одним из главнейших факторов такого освобождения является использование своими силами своего достояния".

Он критиковал положение дел в России с позиций учёного. Он указывал, что в нашей стране добывается только 31 химический элемент из 61, используемых техникой первой мировой войны. Он, как и Менделеев, ратовал за изучение производительных сил России и заявлял, что в недрах России имеются все виды полезных ископаемых. Утверждая это, он исходил из того, что на территории нашей необъятной страны имеются остатки почти всех геологических формаций и что в её недрах протекали и протекают геологические, в том числе и рудообразующие, процессы, присущие всем остальным частям суши земного шара.

Теоретические положения В. И. Вернадского о наличии руд алюминия, калия и других полностью подтвердились послереволюционными геологическими исследованиями.

В. И. Вернадский был прекрасным организатором. Он энергично и настойчиво проводил свои идеи в жизнь, ломая всякие преграды. Для изучения производительных сил России он создал Комиссию по изучению естественных производительных сил страны (КЕПС).

На основе больших работ, проведённых этой Комиссией под руководством В. И. Вернадского и по его инициативе, организовался ряд постоянных учреждений: Институт географии, Институт минералогии и геохимии, Радиевый институт, Керамический институт, Оптический институт, Комиссия по изучению вечной мерзлоты (сейчас Институт имени акад. В. А. Обручева), Комиссия по минеральным водам, Метеоритный комитет, Комиссия по изотопам и другие. Наследником КЕПС остался Совет по изучению производительных сил СССР.

В. И. Вернадский много сделал в области изучения истории русской науки. Он на свои средства провёл большую работу по сбору рукописных материалов М. В. Ломоносова. Собранные материалы он передал Академии наук; он провёл большое исследование по освещению роли и значения М. В. Ломоносова в русской и мировой науке.

В. И. Вернадский уделял исключительное внимание подготовке кадров и был строгим и внимательным учителем. Почти все минералоги и геохимики Советского Союза, а также ряд минералогов и геохимиков в зарубежных странах (Франция, Чехословакия) являются учениками В. И. Вернадского.

В. И. Вернадский пользовался исключительным авторитетом как в СССР, так и за границей.

Одна из главных работ В. И. Вернадского - "Очерки геохимии" - переведена на французский, немецкий, японский языки и выдержала несколько изданий.

В. И. Вернадский был членом Французской и Чехословацкой Академий наук, состоял членом ряда научных заграничных обществ.

Он являлся вице-президентом Международной комиссии по определению возраста Земли радиоактивными методами.

За научные труды В. И. Вернадскому была присуждена премия первой степени им И. В. Сталина, а в день 80-летия он был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В последние годы здоровье В. И. Вернадского начало сильно ухудшаться. Но он никогда не прекращал научной работы, большую часть времени работая дома. Но часто с помощью сопровождающих он приходил на заседания Отделения геолого-географических наук, учёные советы институтов, посещал заседания внеакадемических учреждений и принимал в них активное участие; он много работал над своими воспоминаниями, следил за работой своих многочисленных учеников и созданной им научной школы.

Результатом его последних научных работ был доклад о необходимости изучения минералогии космоса, который он сделал на совещании минералогов в октябре 1944 г.

В 1943 г. умерла Наталья Егоровна - жена Владимира Ивановича, смерть которой он переживал очень тяжело. С ней он прожил более 55 лет и ей, как он сам отмечал, был многим обязан в своей научной деятельности.

Владимир Иванович Вернадский любил свою страну и свой народ; любил и гордился ими, гордился необъятными просторами нашей Родины, неисчерпаемыми природными богатствами, героическим русским народом.

Эта любовь и преданность народу и стране являлись для Владимира Ивановича путеводной звездой его жизни, научной и государственной деятельности.

Главнейшие труды В. И. Вернадского: О группе силлиманита и роли глинозёма в силикатах, "Бюллетень Общества естествоиспытателей природы", М., 1891; Парагенезис химических элементов в земной коре, "Дневник XII съезда русских естествоиспытателей и врачей", 1910, № 10; Минералогия, М., 1910, ч. 1 и 2; опыт описательной минералогии, т. I - Самородные элементы, Спб., 1908, в. 1; 1909, в. 2; 1910, в. 3; 1912, в. 4; 1914, в. 5; т. II - Сернистые и селенистые соединения, Пг., 1918, в. 1; 1922, в. 2; История минералов земной коры, Пг., 1923 (т. I, в. 1), Л., 1927 (т. I, в. 2), 1934 (т. И, в. 1 и 2); Очерки и речи, Пг., 1922; Биосфера, Л., 1926, в. 1 и 2; Очерки геохимии, Л., 1927; Земные силикаты, алюмосиликаты и их аналоги, М. - Л., 1937; Биогеохимическне очерки 1922-1932 гг., М. - Л., 1940.

О В. И. Вернадском: Статьи Обручева В. А., "Известия Академии наук СССР", серия геологическая, 1945, № 2; Власова К. А. и Щербакова Д. И., Записки Всесоюзного минералогического общества", 1945; "Вестник Академии наук СССР", 1945, № 3; Берг Л. С., Очерки по истории русских географических открытий, М.-Л.,. 1946.

Центральным в этой концепции является понятие о живом веществе, которое В.И. Вернадский определяет как совокупность живых организмов. Кроме растений и животных, В.И. Вернадский включает сюда и человечество, влияние которого на геохимические процессы отличается от воздействия остальных живых существ, во-первых, своей интенсивностью, увеличивающейся с ходом геологического времени; во-вторых, тем воздействием, какое деятельность людей оказывает на остальное живое вещество.

Это воздействие сказывается прежде всего в создании многочисленных новых видов культурных растений и домашних животных. Такие виды не существовали раньше и без помощи человека либо погибают, либо превращаются в дикие породы. Поэтому Вернадский рассматривает геохимическую работу живого вещества в неразрывной связи животного, растительного царства и культурного человечества как работу единого целого.

Поскольку живое вещество является определяющим компонентом биосферы, постольку можно утверждать, что оно может существовать и развиваться только в рамках целостной системы биосферы. Неслучайно поэтому В.И. Вернадский считает, что живые организмы являются функцией биосферы и теснейшим образом материально и энергетически с ней связаны, являются огромной геологической силой, ее определяющей.

Исходной основой существования биосферы и происходящих в ней биогеохимических процессов является астрономическое положение нашей планеты и в первую очередь ее расстояние от Солнца и наклон земной оси к эклиптике, или к плоскости земной орбиты. Это пространственное расположение Земли определяет в основном климат на планете, а последний в свою очередь - жизненные циклы всех существующих на ней организмов. Солнце является основным источником энергии биосферы и регулятором всех геологических, химических и биологических процессов на нашей планете. Эту ее роль образно выразил один из авторов закона сохранения и превращения энергии Юлиус Майер (1814 - 1878), отметивший, что жизнь есть создание солнечного луча.

Решающее отличие живого вещества от косного заключается в следующем:

  • 1. изменения и процессы в живом веществе происходят значительно быстрее, чем в косных телах. Поэтому для характеристики изменений в живом веществе используется понятие исторического, а в косных телах - геологического времени. Для сравнения отметим, что секунда геологического времени соответствует примерно ста тысячам лет исторического;
  • 2. в ходе геологического времени возрастают мощь живого вещества и его воздействие на косное вещество биосферы. Это воздействие, указывает В.И. Вернадский, проявляется прежде всего "в непрерывном биогенном токе атомов из живого вещества в косное вещество биосферы и обратно";
  • 3. только в живом веществе происходят качественные изменения организмов в ходе геологического времени. Процесс и механизмы этих изменений впервые нашли объяснение в теории происхождения видов путем естественного отбора Ч. Дарвина (1859 г.);
  • 4. живые организмы изменяются в зависимости от изменения окружающей среды, адаптируются к ней и, согласно теории Дарвина, именно постепенное накопление таких изменений служит источником эволюции.

В.И. Вернадский высказывает предположение, что живое вещество, возможно, имеет и свой процесс эволюции, проявляющийся в изменении с ходом геологического времени, вне зависимости от изменения среды.

Для подтверждения своей мысли он ссылается на непрерывный рост центральной нервной системы животных и ее значение в биосфере, а также на особую организованность самой биосферы. По его мнению, в упрощенной модели эту организованность можно выразить так, что ни одна из точек биосферы "не попадает в то же место, в ту же точку биосферы, в какой когда-нибудь была раньше”. В современных терминах это явление можно описать как необратимость изменений, которые присущи любому процессу эволюции и развития.

Непрерывный процесс эволюции, сопровождающийся появлением новых видов организмов, оказывает воздействие на всю биосферу в целом, в том числе и на природные биокосные тела, например, почвы, наземные и подземные воды и т. д. Это подтверждается тем, что почвы и реки девона совсем другие, чем третичной и тем более нашей эпохи. Таким образом, эволюция видов постепенно распространяется и переходит на всю биосферу.

Поскольку эволюция и возникновение новых видов предполагают существование своего начала, постольку закономерно возникает вопрос: а есть ли такое начало у жизни? Если есть, то где его искать - на Земле или в Космосе? Может ли возникнуть живое из неживого?

Над этими вопросами на протяжении столетий задумывались многие религиозные деятели, представители искусства, философы и ученые. В.И. Вернадский подробно рассматривает наиболее интересные точки зрения, которые выдвигались выдающимися мыслителями разных эпох, и приходит к выводу, что никакого убедительного ответа на эти вопросы пока не существует. Сам он как ученый вначале придерживался эмпирического подхода к решению указанных вопросов, когда утверждал, что многочисленные попытки обнаружить в древних геологических слоях Земли следы присутствия каких-либо переходных форм жизни не увенчались успехом. Во всяком случае некоторые останки жизни были обнаружены даже в докембрийских слоях, насчитывающих 600 миллионов лет. Эти отрицательные результаты, по мнению В.И. Вернадского, дают возможность высказать предположение, что жизнь как материя и энергия существует во Вселенной вечно и поэтому не имеет своего начала. Но такое предположение есть не больше, чем эмпирическое обобщение, основанное на том, что следы живого вещества до сих пор не обнаружены в земных слоях. Чтобы стать научной гипотезой, оно должно быть согласовано с другими результатами научного познания, в том числе и с более широкими концепциями естествознания и философии. Во всяком случае нельзя не считаться со взглядами тех натуралистов и философов, которые защищали тезис о возникновении живой материи из неживой, а в настоящее время даже выдвигают достаточно обоснованные гипотезы и модели происхождения жизни.

Несмотря на некоторые противоречия, учение Вернадского о биосфере представляет собой новый крупный шаг в понимании не только живой природы, но и ее неразрывной связи с исторической деятельностью человечества.

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) - это знаменитый на весь мир российский мыслитель и естествоиспытатель. Принимал активное участие в общественной жизни страны. Является главным основоположником комплексов основных наук о Земле. В сферу его изучения входили такие отрасли, как:

  • биогеохимия;
  • геохимия;
  • радиогеология;
  • гидрогеология.

Является создателем большинства научных школ. С 1917 года является академиком российской АН, а с 1925 - академиком АН СССР.

В 1919 году стал первым резидентом АН Украины, затем - профессором Московского института. Однако ушел в отставку. Этот жест являлся знаком протеста против плохого отношения к студентам.

Изложенные мысли Владимира Ивановича Вернадского стали отправной точкой развития Основной идеей ученого была целостная научная разработка такого понятия, как биосфера. По его словам, данный термин определяет живую земную оболочку Земли. Вернадский Владимир Иванович ("ноосфера" также является введенным термином ученого) изучил целостный комплекс, в котором основную роль играет не только живая оболочка, но и человеческий фактор. Учения столь умного и рассудительного профессора о взаимоотношениях людей и окружающей среды не могли не оказывать значительного влияния на научное формирование естественного сознания каждого здравомыслящего человека.

Академик Вернадский был активным сторонником который базируется на идее единства космоса и всего человечества. Также Владимир Иванович являлся лидером партии конституционалистов-демократов и движения земских либералов. Получил государственную премию СССР в 1943 году.

Детские годы и юность будущего академика

Вернадский Владимир Иванович (биография это подтверждает) родился в Санкт-Петербурге 12 марта 1863 года. Жил в дворянской семье. Его отец был экономистом, а мать - первой российской женщиной-политэкономом. Родители малыша были довольно известными публицистами и экономистами и никогда не забывали о своем происхождении.

Согласно семейному преданию, род Вернадских берет начало с литовского шляхтича Верны, который перешел на сторону казаков и был казнен поляками за поддержку Богдана Хмельницкого.

В 1873 году герой нашего повествования начал учебу в Харьковской гимназии. А в 1877-м его семья вынуждена была переехать в Петербург. В это время Владимир поступил в лицей и впоследствии успешно его окончил. В городе на Неве отец Вернадского - Иван Васильевич - открыл свою издательскую фирму, которая называлась «Славянская печатня», а также заведовал книжным магазином на Невском проспекте.

В тринадцатилетнем возрасте у будущего академика начинают проявляться интересы к природоведению, славянству, а также к активной общественной жизни.

1881 год был богатым на события. Цензура закрыла журнал его отца, которого в то же время еще и парализовало. И был убит Александр Второй. Сам же Вернадский успешно сдал вступительные экзамены и начал свою студенческую жизнь в Петербургском университете.

Желание стать ученым

Вернадский, биография которого столь же популярна, как и его научные достижения, начал свою учебу в Петербургском университете в 1881 году. Ему повезло попасть на лекции Менделеева, который подбадривал студентов, а также укреплял их веру в себя и учил достойно преодолевать трудности.

В 1882 году в университете было создано научно-литературное общество, в котором Вернадский имел честь вести минералогию. Профессор Докучаев обратил внимание на то, что молодой студент учится наблюдать за природными процессами. Большим опытом для Владимира стала организованная профессором экспедиция, которая позволила студенту уже через несколько лет самому пройти первый геологический маршрут.

В 1884 году Вернадский становится сотрудником минералогического кабинета Петербургского университета, воспользовавшись предложением все того же Докучаева. В этом же году вступает во владение имением. А еще через два года женится на прекрасной девушке Наталии Старицкой. Вскоре у них появляется сыночек Георгий, который в будущем станет профессором Йельского университета.

В марте 1888 года Вернадский (биография описывает его жизненный путь) отправляется в командировку и посещает Вену, Неаполь и Мюнхен. Так начинается его работа в лаборатории кристаллографии за границей.

И вот после успешного окончания учебного года в университете Вернадский решает оправиться в путешествие по Европе с целью посещения минералогических музеев. Во время поездки он принял участие в пятой конференции Международного геологического собрания, которое проходило в Англии. Здесь же был принят в Британскую ассоциацию наук.

Московский университет

Владимир Вернадский, приехав в Москву, стал преподавателем в Московском университете, заняв место своего отца. В его распоряжении были отличная химическая лаборатория, а также минералогический кабинет. Вскоре Вернадский Владимир Иванович (биология тогда еще не столь сильно итересовала молодого ученого) стал читать лекции на медицинском и физико-математическом факультетах. Слушатели позитивно отзывались о важных и полезных знаниях, которые давал преподаватель.

Вернадский описывал минералогию как научную дисциплину, позволяющую изучать минералы как природные соединения земной коры.

В 1902 году герой нашего рассказа защитил докторскую диссертацию по кристаллографии и стал ординарным профессором. В это же время принял участие в съезде геологов со всего мира, который состоялся в Москве.

В 1892 году в семье Вернадских появился второй ребенок - дочь Нина. В это время старшему сыну уже было девять лет.

Вскоре профессор замечает, что "вырастил" целую новую науку, отделяющуюся от минералогии. О ее принципах он рассказал на очередном съезде врачей и естествоиспытателей. С тех пор появилась новая отрасль - геохимия.

4 мая 1906 года Владимир Иванович становится адъюнктом по минералогии в Петербургской академии наук. Здесь же избирается заведующим минералогическим отделением Геологического музея. А в 1912-м Вернадский (биография его - прямое тому подтверждение) становится академиком.

Путешествуя по миру, ученый собирает и привозит домой самые разнообразные коллекции камней. А в 1910 году итальянский натуралист назовет открытый Владимиров Ивановичем минерал "вернадскитом".

Свою преподавательскую деятельность в Московском университете профессор закончил в 1911 году. Именно в этот период правительство разгромило кадетское гнездо. В знак протеста из высшего заведения ушла треть преподавателей.

Жизнь в Петербурге

В сентябре 1911 года ученый Владимир Вернадский переезжает в Петербург. Одной из проблем, которые интересовали профессора, было превращение минералогического музея Академии Наук в заведение мирового масштаба. В 1911 году в ассортимент музея поступило рекордное число коллекций минералов - 85. Среди них были и камни неземного происхождения (метеориты). Экспонаты были найдены не только в России, но также завезены из Мадагаскара, Италии и Норвегии. Благодаря новым коллекциям Петербургский музей стал одним из лучших во всем мире. В 1914 году вследствие увеличения штата образуется Минералогический и Геологический музей. Вернадский становится его директором.

Во время пребывания в Петербурге ученый старается создать Ломоносовский институт, который должен был состоять из нескольких отделений: химического, физического и минералогического. Но, к сожалению, российское правительство не захотело выделять на него финансы.

С тех пор как началась Первая мировая война, кредиты на радиевые работы в России стали значительно сокращаться, к тому же стремительно прервались зарубежные связи с со светилами науки. Академик Вернадский придумал создать комитет, который будет изучать естественные России. Совет, который состоял из пятидесяти шести человек, возглавил сам ученый. И в это время Владимир Иванович стал понимать, как строится вся научная и государственная жизнь. Несмотря на то что в России все ухудшалось, комиссия, наоборот, расширялась. И уже в 1916 году он смог организовать четырнадцать научных экспедиций по разным областям страны. В этот же период академик Вернадский смог заложить основы совершенно новой науки - биогеохимии, которая должна была изучать не только окружающую среду, но и природу самого человека.

Роль Вернадского в становлении украинской науки

В 1918 году дом Вернадского, построенный в Полтаве, был разгромлен большевиками. Даже несмотря на то, что в Украину пришли немцы, ученый смог организовать несколько геологических экскурсий, а также выступить с докладом на тему «Живое вещество».

После того как власть сменилась, и править начал гетман Скоропадский, было решено организовать Украинскую академию наук. Это важное задание поручили Вернадскому. Ученый считал, что самым хорошим решением будет взять за пример Российскую АН. Такое заведение должно было способствовать развитию материальной и духовной культуры народа, а также увеличению производительных сил. Вернадский, биография которого является подтверждением многих событий, происходивших тогда в Украине, согласился заняться столь важным делом, но при условии, что он не будет становиться гражданином Украины.

В 1919 году открылась УАН, а также научная библиотека. В это же время ученый работал над открытием в Украине нескольких университетов. Однако даже этого Вернадскому оказалось мало. Он принимает решение проводить эксперименты с живым веществом. И один из таких опытов дал очень интересный и важный результат. Но с приходом большевиков находиться в Киеве становится опасно, поэтому Владимир Иванович переезжает на биологическую станцию в Староселье. Непредвиденная опасность вынуждает его отправиться в Крым, где его ожидали дочь и жена.

Наука и философия

Владимир Вернадский считал, что философия и наука - это два совершенно разных способа познать человеком мир. Они разнятся объектом исследования. Философия же не имеет границ и размышляет обо всем. А наука, наоборот, имеет предел - реальный мир. Но в то же время оба понятия являются неразделимыми. Философия - это своеобразная «питательная» среда для науки. Ученым была высказана мысль, что жизнь - это точно такая же вечная часть вселенной, как энергия или материя.

В последние годы своей жизни Владимир Иванович высказал философскую идею перерастания области жизни в область разума, то есть биосферы в ноосферу. Он считал, что человеческий ум - это направляющая сила эволюции, поэтому стихийные процессы сменяются сознательными.

Геохимия и биосфера

В данном труде ученый обобщает практическую и теоретическую информацию, которая касается атомов земной коры, а также изучает природный состав геосферы. В этом же сочинении было дано понятие «живое вещество» - совокупность организмов, которые можно изучать точно так же, как и любые другие вещества: описывать их вес, химический состав и энергию. Определил геохимию как науку, изучающую химический состав и законы распространения химических элементов на Земле. Геохимические процессы способны охватить все оболочки. Самым грандиозным процессом считается разделение веществ в процессе затвердения или остывания. А вот источником всех геохимических процессов считается энергия Солнца, гравитации и тепла.

Используя законы распределения химических элементов, русские ученые разрабатывают геохимические прогнозы, а также способы поиска полезных ископаемых.

Вернадский сделал умозаключение о том, что любое проявление жизни может существовать только в виде биосферы - огромной системы «области живого». В 1926 году профессор выпустил книгу «Биосфера», в которой изложил все основы своего учения. Издание получилось небольшое, написанное простым творческим языком. Привело в восторг очень многих читателей.

Вернадский сформулировал биогеохимическую концепцию биосферы. В ней данное понятие рассматривалось как живое вещество, состоящее из множества химических элементов, находящихся во всех живых организмах в совокупности.

Биогеохимия

Биогеохимия является наукой, которая изучает состав, строение, суть живого вещества. Ученый определил несколько важных принципов, показывающих модель мира.

О чем же говорил Владимир Вернадский?

Биосфера - живая оболочка Земли - никогда не возвращается в свое прежнее состояние, поэтому все время изменяется. А вот живое вещество оказывает постоянное геохимическое влияние на окружающий мир.

Атмосфера Земли - это биогенное образование, так как борьба за кислород во всем мире намного важнее, чем поединки за пищу.

Самой мощной и разнообразной живой силой на Земле является бактериальная, открытая еще Левенгуком.

В 1943 году ученого наградили орденом и Первую половину денежного вознаграждения профессор отдал в Оборонительный фонд Родины, а вторую потратил на приобретение геологических коллекций для Российской академии наук.

и ноосфере

Ноосфера - целостная геологическая оболочка Земли, которая формируется в результате культурной и технической деятельности человечества, а также природных явлений и процессов. Самым важным постулатом концепции была роль сознательного влияния людей на окружающую среду.

Учение Вернадского о биосфере и ноосфере рассматривает появление сознания как вполне логичный результат эволюции. Также профессор смог предсказать расширение границ ноосферы, подразумевая попадание человека в космос. По Вернадскому, основой ноосферы является гармония естественной красоты и человека. Поэтому существа, наделенные разумом, должны бережно относиться к этой гармонии и не разрушать ее.

Отправной точкой появления ноосферы является возникновение в жизни человека первых орудий труда и огня - так у него оказалось преимущество перед животным и растительным миром, начались активные процессы создания культурных растений и приручения животных. И вот теперь человек начинает действовать не как существо разумное, а как творец.

А вот наука, которая занимается изучением пагубного действия представителя рода человеческого на окружающую среду, появилась уже после смерти Вернадского и называлась экологией. Но эта наука не изучает геологическую деятельность людей и ее последствия.

Вклад в науку

Владимир Иванович сделал множество важнейших открытий. С 1888 по 1897 год ученый разработал концепцию силикатов, определил классификацию кремнеземистых соединений, а также ввел понятие каолинового ядра.

В 1890-1911 гг. стал основателем генетической минералогии, установив особые связи между способом кристаллизации минерала, а также его составом и генезисом образования.

Русские ученые помогли Вернадскому систематизировать и структурировать полученные знания в области геохимии. Ученый впервые провел целостные исследования не только атмосферы Земли, но также литосферы и гидросферы. В 1907 году положил начало радиогеологии.

В 1916-1940 годах определил основные принципы биогеохимии, а также стал автором учения о биосфере и ее эволюции. Вернадский Владимир Иванович, открытия которого поразили весь мир, смог изучить количественное содержание элементов живого тела, а также геохимические функции, которые они выполняют. Ввел понятие перехода биосферы в ноосферу.

Несколько слов о биосфере

По расчетам Владимира Ивановича, составляли семь основных видов вещества:

  1. Рассеянные атомы.
  2. Вещества, возникшие из живого.
  3. Элементы космического происхождения.
  4. Вещества, образованные вне жизни.
  5. Элементы радиоактивного распада.
  6. Биокостные.
  7. Живые вещества.

Что сделал Владимир Иванович Вернадский, знает каждый уважающий себя человек. Он считал, что любое живое вещество может развиваться только в реальном пространстве, для которого характерна определенная структура. Химический состав живого вещества соответствует определенному пространству, поэтому чем больше веществ, тем больше таких пространств.

А вот переходу биосферы в ноосферу сопутствовали несколько факторов:

  1. Заселение человеком разумным всей поверхности планеты Земля, а также его победа и преобладание над другими живыми существами.
  2. Создание единой информационной системы для всего человечества.
  3. Открытие новых источников энергии (особенно таких как атомная). После такого прогресса человечество получило очень важную и мощную геологическую силу.
  4. Умение человека управлять широкими народными массами.
  5. Рост численности людей, которые занимаются наукой. Этот фактор также дает человечеству новую геологическую силу.

Владимир Вернадский, вклад в биологию которого просто неоценим, был оптимистом и считал, что необратимое развитие научного знания - это единственное существенное доказательство существовавшего прогресса.

Заключение

Проспект Вернадского - самая протяженная улица Москвы, которая ведет на юго-запад столицы. Свое начало берет около института Геохимии, основателем которого и являлся ученый, и заканчивается Академией Генерального штаба. Таким образом, она символизирует вклад Вернадского в науку, который отображается в деле обороны страны. На этом проспекте, как и мечтал ученый, находятся несколько научно-исследовательских институтов и учебных университетов.

По широте научного кругозора и разнообразию научных открытий Владимир Иванович Вернадский стоит, пожалуй, особняком среди других великих естествоиспытателей нашего времени. Во многом за свои достижения он благодарил своих учителей. Часто боролся за жизнь своих друзей и учеников, которые становились жертвами карательной системы. Благодаря светлому уму и выдающимся способностям, вместе с другими учеными смог создать сильные научные институты мирового значения.

Жизнь этого человека оборвалась внезапно.

25 декабря 1944 года Владимир Иванович попросил жену принести кофе. И пока та ходила на кухню, у ученого произошло кровоизлияние в мозг. Подобная беда постигла его отца, и сын очень боялся умереть такой же смертью. После случившегося ученый прожил еще тринадцать дней, так и не приходя в сознание. Умер Владимир Иванович Вернадский 6 января 1945 года.

Публикации по теме