Конспект открытого занятия планеты солнечной системы. Беседа для детей старшей группы «Планеты солнечной системы

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему «Солнечная система»

Цель: формирование представлений детей о Солнечной системе.

Задачи:

образовательные:

уточнить и расширить знания детей о планетах и Солнце;

познакомить с понятием «орбита».

развивающие:

развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

развивать интерес к выполнению заданий.

воспитательные:

воспитывать у детей сочувствие к ближнему.

здоровьесберегаюшие:

создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Оборудование: ноутбук, проектор, картон черного цвета, Солнце, планеты, глобус, клей.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас. К нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Дети: Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Как хорошо на свете жить! (руки вверх)

Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)

Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)

Как хорошо, что есть и я! (руки к себе)

Воспитатель:

Ребята, вы любите путешествовать?

Дети : Да

Воспитатель: А на чем люди могут путешествовать?

Дети : На самолете, машине, поезде, пароходе.

Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю совершить космическое путешествие. Согласны?

Дети : Да

Воспитатель: А на чем можно полететь в космос?

Дети: На ракете.

Воспитатель: Верно, но чтобы наша ракета взлетела, нам надо ее завести.

Воспитатель проводит с детьми гимнастику:

Не зевай по сторонам, (Руки на пояс)
Ты сегодня – космонавт. (Повороты в стороны)
Начинаем тренировку, (Наклоны вперед)
Чтобы сильным стать и ловким. (Наклоны назад)
Ждет нас быстрая ракета (Приседают)
Для полета на планеты. (Приседают)
Лишь распустит птица хвост – (Руки назад, в стороны)
Мы поднимемся до звезд. (Тянемся вверх)

Воспитатель: Предлагаю всем космонавтам занять места в космическом корабле.

Внимание объявляем готовность №1.

Все системы работают нормально ?

Дети: (Да)

Начинаем отсчет от 10 до 1

(дети считают)

Пуск! Наша ракета поднимается высоко вверх

ВИДЕО 1

А это наша Солнечная система Воспитатель: Ребята, у каждой планеты есть своя дорожка, по которой планета вращается вокруг Солнца. Эта дорожка называется орбита. Обратите внимание на белые дорожки. Это и есть орбиты планет.

Я Земля-голубая планета… Воспитатель: Ребята, подумайте, почему нашу планету называют голубой?

Вы видите как много воды на нашей планете (это моря, океаны, реки, озера).

А что мы видим еще на поверхности Земли?

Верно: это горы, леса, пустыни. Они разные, поэтому Земля кажется разноцветной. Для всех живущих на ней людей Земля - как мама. И люди должны беречь и любить Землю, как любят и берегут маму. Мы должны охранять природу, нас окружающую, потому что больше нигде в Космосе нет такой живой и красивой планеты, как наша Земля.

Как вы думаете, кого земля держит за веревочку?

Правильно. Луна – это спутник земли, ее ближайшая соседка в космосе. Она всегда рядом с нашей планетой. Она вращается вокруг Земли, и вместе с Землей они вращаются вокруг Солнца.

Какую форму имеет Луна?

Правильно, Луна имеет форму шара.

А теперь подумайте, Луна по размеру больше Земли или меньше?

Луна меньше Земли в четыре раза.

На луне всегда холодно и темно. Луна не светится сама, она, как зеркало, лишь отражает падающие на нее солнечные лучи.

Воспитатель: Ребята, попробуйте отгадать космические загадки:

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный ….телескоп.

Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет

Нам расскажет обо всем

умный дядя …астроном

Астроном- он звездочет

Знает все наперечет

Только лучше всех видна

В небе полная …луна

Желтая тарелка на небе висит.

Желтая тарелка всем тепло дарит.

(Солнце)

Планета голубая,

Любимая, родная.

Она твоя, она моя,

А называется…

(Земля)

До луны не может птица

Долететь и прилуниться

Но зато умеет это

Делать быстрая…ракета

У ракеты есть водитель

Невесомости любитель

По-английски: астронавт

А по-русски…космонавт.

ФОТО КОСМОНАВТ

Воспитатель: Ребята, к нам поступило сообщение от заблудившегося космонавта. Он говорит, что все планеты Солнечной системы сошли со своих орбит и сбились в одну кучу. Космонавт сбился с курса и не может вернуться на Землю. Ему срочно нужна ваша помощь: необходимо расставить планеты по местам, чтобы восстановить порядок в Солнечной системе.

Воспитатель: «Ребята, что будем делать? Поможем?»

Воспитатель: Ваша задача расставить планеты на свои орбиты и навести в солнечной системе порядок.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы! Теперь в Солнечной системе полный порядок! Каждая планета движется по своей орбите. Ребята, как вы думаете, каким должен быть космонавт? (смелым, закаленным, трудолюбивым, много знать, здоровым).

Воспитатель: Правильно! Каждый космонавт должен быть сильным и здоровым. А для этого он выполняет много физических упражнений. Вот и мы сейчас с вами проведем разминку для космонавтов:

- Космонавт здоров всегда (руки на поясе, повороты в стороны)

Любит бегать, любит прыгать,

Приседать и отжиматься (движения по тексту на месте)

И как рыбка выгибаться (упражнение «рыбка»)

Космонавт здоров всегда (руки на поясе, повороты в стороны)

Это да, это да! (хлопки в ладоши)

Он гантели поднимает,

По дорожке он шагает,

Встанет на пятки, затем на носки, (движения по тексту)

Победы космонавта очень близки (прыжки ноги вместе-врозь, хлопки рук над головой)

РАЗЛИЧИЯ

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Эти картинки только на первый взгляд кажутся одинаковыми, присмотритесь, найдите и назовите все различия.

Воспитатель: А сейчас нужно помочь космонавту добраться до своей ракеты. Проходите за столы и помогите космонавту.

Воспитатель: Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием! Ребята, нам пора возвращаться на Землю.

Космонавты, займите свои места.

К взлету космического корабля приготовиться!

Обратный отсчет от 10 до 1 начинай

Пуск! Ура! Мы взлетели!

Воспитатель: Ребята, мы приземлились на нашу родную Землю. Вы справились с таким тяжелым и сложным заданием и помогли космонавту. Он вам очень благодарен и шлет вам свой космический привет!

ВИДЕО 2

Воспитатель: Вам понравилось наше космическое путешествие?

Воспитатель: Кто запомнил, как называется дорожка, по которой планеты бегают вокруг Солнца?

Воспитатель: А кто напомнит, как называется спутник Земли?

Воспитатель: А кто управляет ракетой?

Воспитатель: Давайте вспомним, на каких планетах вы побывали?

ПЛАНЕТЫ

Назовет любой из вас:

Раз – Меркурий

Два –Венера

Три –Земля

Четыре –Марс

Пять –Юпитер

Шесть –Сатурн

Семь –Уран

За ним – Нептун.

Воспитатель: Молодцы. Вы показали себя умными, смелыми и дружными ребятами, которые всегда готовы прийти на помощь. На этом наше занятие заканчивается. Спасибо, что пришли, успехов вам, ребята, и до свидания!

Цель:

Объяснить детям, что собой представляет Солнечная система,

Ввести понятия «планеты», «орбита»,

Обогащать и активизировать словарь: звезда, планета, Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Луна, Солнечная система.

Материал:

Планеты Солнечной системы,

Иллюстрации звездного неба, планет,

Пшеничное зёрнышко и большой мяч,

Ход занятия:

Представьте ребята, что ясным морозным вечером вы вышли на улицу и посмотрели на небо, что вы там увидите? (ответы)

Сколько звёзд! Какие они яркие! Звёзд на небе очень, очень много. Все звёзды - это огромные огненные шары. Но температура у этих раскалённых шаров разная, поэтому цвету них разный Самые горячие звёзды - белые, чуть менее горячие -голубые, затем следуют жёлтые, а замыкают ряд красные.

Как вы думаете, почему звёзды кажутся маленькими?

Верно. Звёзды находятся от нас бесконечно далеко.

А какая звезда ближе всех к Земле?

Оно свет на Землю льёт

И тепло нам всем даёт? (Солнце)

Солнце - ближайшая к нам звезда, это центр нашей Солнечной системы. Как вы думаете, Солнце находится далеко или близко?

Очень далеко -150мл. км.

Солнце даёт нам главное - свет и тепло,и именно поэтому на Земле возможна жизнь!

Что общего между Землёй и Солнцем, и чем они отличаются?

И Солнце и Земля имеют форму шара.

Оба небесных тела движутся в космическом пространстве.

Но Солнце - звезда, а Земля-планета.

Солнце очень горячее, а его поверхность газы.

Солнце во много раз больше Земли, Если представить Землю в виде пшеничного зёрнышка, то Солнце рядом с ним будет размером с арбуз (показ).

Почему Солнце называют источником жизни на Земле?

Если бы оно не согревало и не освещало своими лучами Землю, наша планета превратилась бы в мёртвую ледяную пустыню, на ней царила бы вечная ночь. Погибли бы все растения, ведь для жизни им необходимы солнечный свет и тепло. А растениями в свою очередь питаются люди и животные.Кроме того растения выделяют в атмосферу кислород, который нужен для дыхания. Вот и получается, что благодаря Солнцу на Земле есть растения, животные и люди.

Планета Земля вращается вокруг огненной звезды - Солнца. Но кроме Земли вокруг него вращаются восемь других планет. Все вместе они составляют Солнечную систему . Планеты и Солнце напоминают дружную семью. Глава этой семьи - Солнце. Одни из планет находятся ближе к Солнцу, другие - дальше от него. Каждая из планет вращается по своей собственной орбите - (путь движения планет). Ни одна из планет никогда сталкивается с другой и не покидает пределы Солнечной системы.

Физминутка:

Раз-два. стоит ракета - дети поднимают руки вверх

Три-четыре, скоро взлет - разводят руки в стороны

Чтобы долететь до солнца - круг руками

Космонавтам нужен год - берется руками за щеки, качает головой

Но дорогой нам не страшно - руки в стороны, наклоны корпусом вправо- влево

Каждый ведь из нас атлет - сгибают руки в локтях

Пролетая над землею - разводят руки в стороны

Ей передадим привет - поднимают руки вверх и машут на прощание.

Кончен путь приземлилась ракета, перед вами леса и поля.

Здравствуй наша родная планета!

Здравствуй наша родная Земля.

Какие планета вы знаете? Назовите их.

Самая близкая к Солнцу планета - Меркурий. На этой планете очень жарко.

Меркурий - ближайшая к Солнцу планета,

Залит он лучами горячего света.

Так много ему достаётся лучей

Что эта планета других горячей.

Вторая планета Венера. Поверхность Венеры каменистая, У этой планеты есть атмосфера; состоящая из углекислого газа, которым ни люди, ни животные дышать не могут. Назвали её в честь богини красоты Венеры.

Только Солнце и Луна

В небе ярче, чем она.

Да и горячей планеты

В Солнечной системе нету.

Какой по счету в Солнечной системе является наша планета Земля?

Наша Земля - третья от Солнца планета. На ней сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей. Большую часть нашей планеты занимают водоемы. А вода необходима всем живым организмам.

От Солнца третья по счёту планета.

Наша Земля поменьше звезды.

Но ей хватает тепла и света,

Чистого воздуха и воды.

Жизнь на Земле -это разве не чудо?

Бабочки, птицы, жучок на цветке...

Жизнь на Земле вы найдёте повсюду-

В самом, далёком, глухом уголке.

Марс - четвёртая от Солнца планета. Если внимательно посмотреть на ночное небо, можно заметить, что Марс отличается от других планет красноватым светом, поэтому его часто называют «Красной планетой». Марс получил свое название в честь бога войны.

Марс- таинственная планета.

Она по размерам чуть больше Луны.

Из-за кроваво-красного цвета

Назвали планету в честь бога войны.

Пятая от Солнца планета Юпитер . Это самая большая планета Солнечной системы.

Юпитер - больше всех планет,

Но суши на планете нет.

Повсюду жидкий водород,

И лютый холод круглый год!

Шестая планета Сатурн, состоящая из газов, температура низкая. Эта планета окрашена в желто-оранжевый цвет, её окружают кольца, из ледяных глыб и камней.

Сатурн - красивая планета

Желто - оранжевого цвета,

И кольцами камней и льда

Окружена она всегда.

Седьмая планета Уран.

Атмосфера Урана - холодный туман.

Это единственная планета, которая вращается лежа на боку.

Уран - лежебока, и встать ему лень,

Подняться планете невмочь.

Сорокалетие длится там день

И сорокалетие - ночь.

Нептун- восьмая планета от Солнца.

Планета Нептун от Земли далеко,

Увидеть ее в телескоп нелегко,

От Солнца по счету планета восьмая,

Царит на ней вечно зима ледяная.

Плутон самая удаленная планета. Плутон самая холодная планета. Он крошка планета.

Нужно пять часов, чтоб свету

Долететь до той планеты,

И поэтому она

В телескопы не видна.

Подумайте и скажите, чем похожи все планеты Солнечной системы?

Все планеты имеют форму шара и все вращаются вокруг Солнца.

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Вопросы в конце занятия:

Как называется самая близкая к нам звезда? (Солнце)

Какую форму имеет солнце? (Шар)

Что больше Земля или Солнце? (Солнце)

Сколько планет в солнечной системе? (9)

Какая планета самая маленькая? (Меркурий)

Какая планета самая большая? (Юпитер)

Какую планету называют красной? (Марс)

Какую планету окружает кольцо? (Сатурн)

Что такое Солнечная система? (Планеты и Солнце)

Что такое орбита? (Путь движения планет

Солнечная система представляет собой группу планет, вращающихся по определенным орбитам вокруг яркой звезды - Солнца. Это светило является главным источником тепла и света в Солнечной системе.

Считается, что наша система планет образовалась в результате взрыва одной или нескольких звезд и произошло это около 4,5 миллиардов лет назад. Вначале Солнечная система представляла собой скопление газа и частиц пыли, однако, со временем и под воздействием собственной массы, возникло Солнце и другие планеты.

Планеты Солнечной системы

В центре Солнечной системы находится Солнце, вокруг которого по своим орбитам двигаются восемь планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

До 2006 г к этой группе планет относится и Плутон, он считался 9-й планетой от Солнца, однако, из-за его значительной отдаленности от Солнца и небольших размеров, он был исключен из этого списка и назван планетой-карликом. Вернее, это одна из нескольких планет-карликов в поясе Койпера.

Все указанные выше планеты принято делить на две большие группы: земная группа и газовые гиганты.

В земную группу относят такие планеты, как: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Они отличаются небольшими размерами и каменистой поверхностью, а кроме того, расположены ближе остальных к Солнцу.

К газовым гигантам относят: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Для них характерны большие размеры и наличие колец, представляющих собой ледяную пыль и скалистые куски. Состоят эти планеты в основном из газа.

Солнце

Солнце является звездой, вокруг которой вращаются все планеты и спутники в солнечной системе. Оно состоит из водорода и гелия. Возраст Солнца составляет 4,5 миллиарда лет, оно находится только на середине своего жизненного цикла, постепенно увеличивается в размерах. Сейчас диаметр Солнца - 1 391 400 км. Еще через столько же лет эта звезда расширится и достигнет орбиты Земли.

Солнце является источником тепла и света для нашей планеты. Его активность увеличивается или становится слабее раз в 11 лет.

Из-за чрезвычайно высоких температур на его поверхности подробное изучение Солнца крайне затруднено, по попытки запустить специальный аппарат как можно ближе к звезде продолжаются.

Земная группа планет

Меркурий

Эта планета является одной из самых маленьких в Солнечной системе, ее диаметр составляет 4 879 км. Кроме того, она ближе всех расположена к Солнцу. Такое соседство предопределило существенную разницу температур. Средняя температура на Меркурии в дневное время составляет +350 градусов Цельсия, а в ночное время - -170 градусов.

Если ориентироваться на земной год, то Меркурий совершает полный оборот вокруг Солнца за 88 дней, а одни сутки там длятся 59 земных дней. Было замечено, что эта планета периодически может менять скорость своего вращения вокруг Солнца, отдаленность от него и свое положение.

Атмосферы на Меркурии нет, в связи с этим, его часто атакуют астероиды и оставляют после себя на его поверхности очень много кратеров. На этой планете были обнаружены натрий, гелий, аргон, водород, кислород.

Подробное изучение Меркурия представляет большие сложности в связи с его близким соседством с Солнцем. Иногда Меркурий можно увидеть с Земли невооруженным глазом.

По одной из теорий считается, что Меркурий ранее был спутником Венеры, однако, доказать это предположение пока не удалось. Своего спутника у Меркурия нет.

Венера

Эта планета вторая от Солнца. По своим размерам она близка к диаметру Земли, диаметр составляет 12 104 км. По всем остальным показателям Венера существенно отличается от нашей планеты. Сутки здесь длятся 243 земных дня, а год - 255 дней. Атмосфера Венеры на 95% состоит из углекислого газа, который создает на ее поверхности парниковый эффект. Это приводит к тому, что средняя температура на планете составляет 475 градусов Цельсия. Атмосфера также включает в себя 5% азота и 0,1% кислорода.

В отличие от Земли, большая часть поверхности которой покрыта водой, на Венере жидкости нет, а практически вся поверхность занята застывшей базальтовой лавой. По одной из теорий, раньше на этой планете были океаны, однако, в результате внутреннего нагревания они испарились, а пары были унесены солнечным ветром в космическое пространство. Вблизи поверхности Венеры дуют слабые ветры, однако, на высоте 50 км их скорость значительно увеличивается и составляет 300 метров в сек.

На Венере много кратеров и возвышенностей, напоминающих земные материки. Образование кратеров связывают с тем, что ранее на планете была менее плотная атмосфера.

Отличительной особенностью Венеры является то, что в отличие от остальных планет ее движение происходит не с запада на восток, а с востока на запад. Ее можно увидеть с Земли даже без помощи телескопа после заката или перед восходом Солнца. Это происходит благодаря способности ее атмосферы хорошо отражать свет.

Спутник у Венеры отсутствует.

Земля

Наша планета находится на расстоянии 150 млн км от Солнца и это позволяет создавать на ее поверхности температуру, пригодную для существования воды в жидком виде, а, значит, для появления жизни.

Ее поверхность на 70% покрыта водой, и она является единственной из планет, на которой есть такое количество жидкости. Считается, что много тысяч лет назад содержащийся в атмосфере пар создал на поверхности Земли температуру, необходимую для образования воды в жидкой форме, а солнечная радиация способствовала фотосинтезу и рождению жизни на планете.

Особенностью нашей планеты является то, что под земной корой находятся огромные тектонические плиты, которые перемещаясь, сталкиваются друг с другом и приводят к изменению ландшафта.

Диаметр Земли составляет 12 742 км. Земные сутки длятся 23 ч 56 мин 4 сек, а год - 365 дней 6 ч 9 мин 10 сек. Ее атмосфера на 77% состоит из азота, 21% кислорода и небольшого процента остальных газов. Ни одна из атмосфер других планет Солнечной системы не имеет такого количества кислорода.

Согласно исследованиям ученых, возраст Земли составляет 4,5 миллиарда лет, приблизительно столько же существует ее единственный спутник Луна. Она всегда повернута к нашей планете только одной стороной. На поверхности Луны много кратеров, гор и равнин. Она очень слабо отражает солнечный свет, поэтому ее видно с Земли в бледно-лунном сиянии.

Марс

Эта планета является четвертой по счету от Солнца и удалена от него на расстояние в 1,5 раза большего, чем Земля. Диаметр Марса меньше земного и составляет 6 779 км. Средняя температура воздуха на планете колеблется от -155 градусов, до +20 градусов в области экватора. Магнитное поле на Марсе значительно слабее, чем у Земли, а атмосфера довольно разряжена, что позволяет беспрепятственно солнечной радиации воздействовать на поверхность. В связи с этим, если на Марсе и есть жизнь, то не на поверхности.

При обследовании с помощью марсоходов было установлено, что на Марсе много гор, а также высохшие русла рек и ледники. Поверхность планеты покрыта песком красного цвета. Это цвет Марсу придает оксид железа.

Одним из наиболее частых событий на планете являются пылевые бури, которые носят объемный и разрушительный характер. Геологической активности на Марсе обнаружить не удалось, однако, достоверно известно, что ранее на планете происходили значительные геологические события.

Атмосфера Марса состоит на 96% из углекислого газа, 2,7% азота и 1,6% аргона. Кислород и водяной пар находятся в минимальных количествах.

Сутки на Марсе схожи по продолжительности с земными и составляют 24 ч 37 мин 23 с. Год на планете длится вдвое дольше земного - 687 суток.

У планеты есть два спутника Фобос и Деймос. Они имеют небольшие размеры и неровную форму, напоминающую астероиды.

Иногда Марс тоже видно с Земли невооруженным взглядом.

Газовые гиганты

Юпитер

Эта планета является самой большой в Солнечной системе и имеет диаметр 139 822 км, что в 19 раз больше земного. Сутки на Юпитере длятся 10 часов, а год равен приблизительно 12 земным годам. Юпитер в основном состоит из ксенона, аргона и криптона. Если бы он был в 60 раз больше, то мог бы стать звездой благодаря спонтанной термоядерной реакции.

Средняя температура на планете составляет -150 градусов Цельсия. Атмосфера состоит из водорода и гелия. Кислорода и воды на его поверхности нет. Есть предположение, что в атмосфере Юпитера есть лед.

Юпитер имеет огромное количество спутников - 67. Наиболее крупными из них являются Ио, Ганимед, Каллисто и Европа. Ганимед является одним из наиболее крупных спутников в Солнечной системе. Его диаметр составляет 2634 км, что примерно соответствует размерам Меркурия. Кроме того, на его поверхности просматривается толстый слой льда, под которым может находиться вода. Самым древним из спутников считается Каллисто, так как именно его поверхность имеет наибольшее количество кратеров.

Сатурн

Эта планета вторая по размерам в Солнечной системе. Ее диаметр составляет 116 464 км. Она наиболее схожа по своему составу с Солнцем. Год на этой планете длится довольно долго, почти 30 земных лет, а сутки - 10,5 часов. Средняя температура на поверхности составляет -180 градусов.

Его атмосфера состоит в основном из водорода и небольшого количества гелия. В ее верхних слоях часто возникают грозы и полярные сияния.

Сатурн уникален тем, что имеет 65 спутников и несколько колец. Кольца состоят из маленьких частиц льда и каменистых образований. Ледяная пыль прекрасно отражает свет, поэтому кольца Сатурна очень хорошо видно в телескоп. Однако, он не единственная планета, имеющая диадему, просто у других планет она менее заметна.

Уран

Уран является третьей по размеру планетой в солнечной системе и седьмой по счету от Солнца. Он имеет диаметр 50 724 км. Его также называют «ледяной планетой», так как температура на его поверхности составляет -224 градусов. Сутки на Уране длятся 17 часов, а год - 84 земных года. При этом лето длится столько же, сколько и зима - 42 года. Такое природное явление связано с тем, что ось той планеты расположена под углом в 90 градусов к орбите и получается, что Уран как бы «лежит на боку».

У Урана есть 27 спутников. Наиболее известными из них являются: Оберон, Титания, Ариэль, Миранда, Умбриэль.

Нептун

Нептун - восьмая планета от Солнца. По своему составу и размерам он схож со своим соседом Ураном. Диаметр этой планеты составляет 49 244 км. Сутки на Нептуне длятся 16 часов, а год равен 164 земным годам. Нептун относится к ледяным гигантам и долгое время считалось, что на его ледяной поверхности не происходит никаких погодных явлений. Однако, недавно было установлено, что на Нептуне бушую вихри и скорость ветра самая высокая из планет солнечной системе. Она достигает 700 км/час.

Нептун имеет 14 спутников, самым известным из которых является Тритон. Известно, что он обладает собственной атмосферой.

Нептун также имеет кольца. У этой планеты их 6.

Интересные факты о планетах Солнечной системы

По сравнению с Юпитером Меркурий кажется точкой в небе. Вот такие на самом деле пропорции в Солнечной системе:

Венеру часто называют Утренней и Вечерней звездой, так как она первая из звезд видна на небосклоне с началом заката и последней исчезает из видимости с рассветом.

Интересным фактом про Марс является то обстоятельство, что на нем был найдет метан. В связи с разреженной атмосферой он постоянно испаряется, а это означает, что на планете находится постоянный источник этого газа. Таким источником могут быть живые организмы внутри планеты.

На Юпитере нет смены времен года. Самой большой загадкой является так называемое «Большое красное пятно». Его происхождение на поверхности планеты до сих пор до конца не выяснено Ученые предполагают, что оно образовано огромным ураганом, который вращается с очень большой скоростью уже несколько столетий.

Интересным является тот факт, что Уран, как и многие планеты Солнечной системы, имеет свою систему колец. Из-за того, что частицы, входящие в их состав, плохо отражают свет, кольца не удалось обнаружить сразу после открытия планеты.

Нептун отличается насыщенным синим цветом, поэтому его назвали в честь древнеримского бога - хозяина морей. Из-за дальнего расположения эта планета была открыта одной из последних. При этом, ее расположение было вычислена математически, а по прошествии времени ее смогли увидеть, и именно в рассчитанном месте.

Свет от Солнца до поверхности нашей планеты доходит за 8 минут.

Солнечная система, несмотря на ее длительное и тщательное изучение, таит в себе еще множество загадок и тайн, раскрыть которые еще только предстоит. Одной из самых завораживающих гипотез является предположение о присутствии жизни на других планетах, поиски которой активно продолжаются.

Марина Архипова
Конспект занятия в подготовительной группе «Планеты Солнечной системы»

Программные задачи :

Образовательная область «Познание»

Закреплять знания детей о космосе, солнечной системе , об освоении космоса.

Познакомить с последовательностью расположения планет солнечной системы на своих орбитах , обобщать и расширять знания детей об особенностях планет .

Развивать познавательную деятельность, внимание, память, мелкую моторику.

Образовательная область «Коммуникация»

Продолжать учить отвечать полными распространенными предложениями, развивать связную речь.

Образовательная область «Здоровье»

Обеспечить оптимальную двигательную активность детей в течении НОД

Предварительная работа : занятие «Освоение космоса» , беседа «Голубая планета Земля » , рассматривание иллюстраций на тему «Космос» .

Оборудование :

Презентация «Планеты солнечной системы » .

Диск с записью космической музыки, слайды.

Ход занятия.

Ребята, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся!

Давайте все вместе скажем : «Добрый день и добрый час, очень рады видеть вас» . На гостей мы посмотрели, а теперь тихонько сели.

Воспитатель : Ребята вы любите путешествовать? (Ответы детей) .

Сегодня я приглашаю вас в одно неизведанное нами место. Куда?

Догадаться вам помогут загадки. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки :

Жёлтая тарелка на небе висит

Жёлтая тарелка всем тепло дарит (Солнце )

Воспитатель : Послушайте следующую загадку.

На тёмном небе рассыпан горошек

Как карамельки из сахарных крошек

И только тогда, когда утро настанет

Вся карамель та внезапно растает (Звёзды)

С самых давних времён люди смотрели на небо и задумывались о том, как бы подняться выше облаков и узнать, что же там. И конечно, они мечтали полететь в космос (показ слайда) .

Вспомните, как звали первого космонавта полетевшего в космос? (показать портрет) .

Да действительно, 12 апреля 1961 года первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на космическом корабле «Восток» - это было важным событием для ученых всего мира.

Юрий Гагарин – настоящий герой не только нашей страны, но и всей планеты Земля .

Стихотворение о Гагарине.

Покорить простор вселенной

Очень человек хотел

И тогда в далёкий космос

Первый спутник полетел

А потом поднялся в космос

И прославился навек

Вслед за спутником в ракете

Самый первый человек.

А еще мы гордимся Валентиной Владимировной Терешковой. Знаете кто она? Это первая женщина космонавт (показ слайда) .

А кто еще летал в космос кроме людей? (в космос летали собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже обезьяна) (показ слайда) .

А как вы думаете, какими чертами характера должны обладать космонавты?

Космонавт должен быть смелым, сильным, храбрым. Решительным, умным, ловким, выносливым, трудолюбивым, отважным, мужественным, дисциплинированным.

Ребята, давайте скажем, кто же может попасть в отряд космонавтов?

Дидактическая игра «Добавь слово»

Воспитатель : Космонавтом хочешь стать, должен много, много …

Дети : Знать.

В. Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит …

Дети : Труд.

В. Ждут нас быстрые ракеты для полетов на …

Дети : Планеты .

В. Самый дружный будет наш, наш веселый …

Дети : Экипаж.

В. Если в космос мы хотим, значит скоро …

Дети : Полетим.

Я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие.

На чем же мы отправимся в космос? (на ракете) .

Почему именно на ракете мы можем отправиться в космос? (только ракета может преодолеть земное притяжение)

Как называется снаряжение у космонавтов? (скафандр) .

Предлагаю надеть скафандры (дети имитируют движения, пройти в ракету. Как называется отверстие для входа в ракету? (люк) .

Садитесь и пристегните ремни.

Внимание, внимание! Наш экипаж отправляется в полет. Начинаем обратный отсчет 5.4.3,2,1 Старт! (включается космическая музыка, (показывается слайд) .

Вот мы с вами и в космосе!

Какое состояние у человека в космосе?

В космосе невесомость. Вы чувствуете невесомость? Вы стали легкими словно пушинки. (Звучит космическая музыка) .

Давайте встанем и покажем, какие мы легкие стали в невесомости.

Какая наша голова? (Легкая)

Какие наши руки? (Легкие)

Какое тело? (Легкое)

Садитесь.

А как называется окно, в которое смотрят космонавты? (Иллюминатор)

Внимательно посмотрите в иллюминатор что-то видно? (много звезд и планет ) .

Смотрите, летят метеориты, будьте осторожны.

У нас за иллюминатором замечательный вид, (показ слайда) .

Все планеты вращаются вокруг Солнца . Планеты и Солнце напоминают дружную семью, которая называется Солнечной системой . Как вы думаете, почему? (главой этой семьи является Солнце ) .

- Планеты все одинаковые ? (они маленькие и большие, разного цвета) .

Чем они походят друг на друга? (круглые) .

- Планеты все круглые , но, тем не менее, они не похожи друг на друга и находятся на разном расстоянии от Солнца . Каждая планета вращается по своей собственной орбите. А если бы планеты сошли со своей орбиты то, что могло бы произойти? (столкнулись бы друг с другом, покинули бы пределы солнечной системы ).

Можно провести опыт «Шарики на ниточках» . Ребенок – солнце , шарики - планеты , ниточки - орбиты. Если ниточку обрезать шарик – планета упадет .

Кто скажет, сколько же всего планет в солнечной системе ? (9)

Первая, самая близкая к Солнцу планет – Меркурий , (показ слайда)

На этой планете очень жарко , вы не знаете почему? Меркурий торопится за Солнцем , словно боится от него отстать. За земной год Меркурий успевает оббежать вокруг Солнца четыре раза . У древних греков была притча – «кому надо спешить пусть учатся у Меркурия» .

Вторая от Солнца планета – Венера , (показ слайда)

В честь богини красоты,

Названа Венера – ты.

В темных небесах сияешь,

Красотой нас озаряешь.

Эти слова не случайны, ведь Венеру называют утренней или вечерней звездой, потому что она видна на небе то утром, то вечером. Венера светится как горный хрусталик и очень красива.

Вы узнали третью планету ? Почему вы решили, что это Земля? (показ слайда)

Земля - единственная в Солнечной системе планета , на которой есть все условия для жизни животных и людей. Что это за условия? (воздух, вода) . Земля средняя по размеру планета , она находится не слишком близко к Солнцу . Посмотрите, Земля как будто окутана голубоватой дымкой, которая защищает Земля от перегрева или охлаждения, от ударов метеоритов.

От Солнца третья по счету планета ,

Наша Земля меньше звезды,

Но ей хватает тепла и света,

Чистого воздуха и воды.

Следующая планета Марс . (показ слайда)

Марс - Таинственная планета . Она по размерам чуть больше Луны,

Из-за кроваво красного цвета назвали планету в честь бога войны

Марс – это пустыня, покрытая оранжево-красным песком.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять (ходьба на месте)

В космос мы летим опять (соединяем руки над головой)

Отрываюсь от земли (подпрыгнуть)

Долетаю до луны (руки в стороны, покружиться)

На орбите повесим (покачать руками вперед, назад)

И опять домой спешим (ходьба на месте) .

Пятая планета от Солнца называется Юпитер . (показ слайда) .

Она похожа на огромный шар, который в одиннадцать раз больше Земли. Состоит самая большая планета Солнечной системы из жидкости и газа . Эта планета совсем необитаема , потому – что на ней лютый холод».

Сатурн – шестая планета на ней очень холодно. (показ слайда)

Почему? Вы заметили, что она желто-оранжевого цвета? Чем она отличается от других планет ? (кольца) . Эти удивительные кольца состоят изо льда и камней.

Планета , идущая, за Сатурном называется Уран, (показ слайда)

Посчитайте, какая она по счету?

Уран – лежебока и встать ему лень.

Подняться планете не вмочь ,

Сорокалетие длится там день,

Потом сорокалетие ночь.

Как выдумаете, человек смог бы жить на планете где сорок лет день и сорок лет ночь? Вы не хотите здесь остаться?

Восьмая планета – Нептун , (показ слайда)

А девятая – Плутон это самые холодные планеты Солнечной системы . (показ слайда)

Как вы думаете, почему? Увидеть эти планеты с Земля в телескоп невозможно.

Ребята, мы увидели все планеты и нам пора возвращаться на Землю. Приготовились, начинаем обратный отсчет 5,4,3,2,1. Полетели.

Заключительная часть

Пока мы летим, вспомним все планеты .

Пальчиковая игра : «Солнечная система » .

По порядку все планеты

Назовет любой из вас :

Раз…Меркурий,

Два… Венера,

Три…Земля,

Четыре…Марс,

Пять…Юпитер,

Шесть…Сатурн,

Семь…Уран,

За ним…Нептун,

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета под названием …Плутон.

Я хочу проверить, что вы узнали и запомнили в сегодняшнем межпланетном путешествии .

Сколько планет в солнечной системе ?

Как называется самая близкая к солнцу планета ?

Какая планета самая маленькая ?

Какая самая большая?

Какая планета самая холодная ?

Какую планету называют красной ?

Какую планету окружают кольца ?

Назовите обитаемую планету солнечной системы ?

Молодцы, вы ответили на все вопросы.

Внимание, космонавты, мы приближаемся к планете Земля !

Вот мы и дома, как же красиво на нашей планете . Отстегните ремни.

Выходите из ракеты.

У нас получилось замечательное путешествие, мы много узнали о планетах солнечной системы . Но планета Земля , на которой мы живем – самая главная, самая красивая, потому что является нашим домом. Землю надо беречь и любить. И может быть через много лет кто-то из вас станет космонавтом, полетит в космос, увидит нашу планету и скажет : «Как прекрасна наша Земля!»

Программное содержание:

  • формировать у детей элементарные знания о том, что Солнце - самая большая и близкая к Земле звезда;
  • что Земля вертится вокруг своей оси и вокруг Солнца;
  • учить детей ориентироваться в мире физических явлений;
  • дать первоначальные знания о космосе и Солнечной системе;
  • создавать условия для развития воображения;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью; формировать осознание себя частью природы.

Материал: иллюстрации планет Солнечной системы; набор для моделирования Солнечной системы, лампа настольная, глобус, трубочки-«телескопы» из бумаги (картона); шапочки-шлемы.

Ход занятия

В. Ребята, вы знаете свой адрес? Где находится наш город (село)? Какие другие страны вы знаете и где они расположены? (На планете Земля.)

Знаете, где «живет» Земля? Давайте спросим об этом у нее!

Воспитатель надевает шапочку с изображением планеты Земля, берет на себя роль Земли и включает аудиозапись «Я - Земля!».

В. Земля! Земля! Мы дети из детского сада! Расскажи нам о себе!

Земля. Дети! Дети! Я - Земля! Моя родина - Солнечная система. Вы знаете, почему она так названа? (В честь Солнца.)

В. Что такое Солнце? Это большая звезда, очень горячая. Это огненный шар, который находится далеко от Земли. Например, если бы мы полетели к Солнцу на ракете, то полет занял бы 20-30 лет нашей жизни. Зато солнечный луч добирается до нас за 8 минут.

Расскажите, что вы знаете о Солнце? Какое оно? Чем оно вам нравится? Почему все живое на Земле любит Солнце?

Вы хотите узнать побольше о Солнце, звездах и планетах? Тогда отправляемся в космическое путешествие!

Что для этого надо? Какая одежда нам понадобится? (Скафандры.) Для чего нужны скафандры? Они защищают человека от холода, жары, в них подается воздух, которым человек может дышать. Надевайте шлемы!

На чем мы полетим? Как назовем свой космический корабль?

Дети рассаживаются на стульчиках в два ряда.

В. Внимание! Начинаем обратный отсчет готовности! (Все считают хором: 5, 4, 3, 2, 1 - пуск!) Что вы видите над облаками? Как меняется небо? (Воспитатель демонстрирует иллюстрации звездного неба.)

Воспитатель показывает иллюстрацию всей Солнечной системы.

В. Рассмотрите Солнечную систему. Здесь много шариков - планет разной величины.

Ближе всего к Солнцу планета Меркурий (показывает изображение планеты). Возьмите свои телескопы и рассмотрите эту планету. Как вы думаете, можно ли выйти погулять на Меркурий? (Нет.) Потому, что эта планета расположена близко к Солнцу, там температура больше +400 °С. Это много или мало? Может ли человек вытерпеть такую жару? (Нет.)

Тогда полетим дальше! Вторая планета от Солнца - Венера (показ иллюстрации Венеры). На ней дуют сильные ветры, сверкают молнии, воздух очень ядовитый для человека. Люди давно хотят изучить получше эту планету, посылают к ней различные аппараты, но сам человек еще пока не бывал на Венере. Мы пока не готовы ступить на эту красивую планету.

Воспитатель показывает иллюстрацию планеты Земля.

В. Как вы думаете, над какой планетой мы сейчас пролетаем? (Это наша Земля.) Какого она цвета? (Голубая.) Что вы видите вокруг Земли? Ее как бы окутывает слой воздуха - это воздушный океан - атмосфера. Она, как рубашка, окутала Землю.

Вы летали на самолете? Где летают самолеты? (В небе, в воздухе, по воздушному океану.) Этот слой воздуха защищает нашу Землю от опасных солнечных лучей, метеоритов и других вредных воздействий космоса.

Как вы думаете, почему на Земле нам хорошо жить? Потому что Земля получает от Солнца столько тепла и энергии, сколько необходимо для жизни человека, растений, животных. Всегда большее или меньшее количество солнечной энергии опасно для жизни всего живого на нашей планете.

А что случилось бы, если бы не стало солнца? (Все замерзли бы.)

А что бывает, когда солнца слишком много? (Человек получает ожоги.) Какие вы знаете правила поведения в яркий солнечный день? (Нельзя смотреть на солнце незащищенными глазами; нельзя долго загорать и т. д.)

Какие загадки, стихи вы знаете о солнце?

Рассмотрите нашу родную планету: что вы там видите? Точно так космонавты наблюдают из космоса за нашей Землей. Для чего нужны их наблюдения? (Рассказывают о погоде, предупреждают о штормах, вулканах и др.)

Наш космический корабль приближается к следующей планете Солнечной системы - это Марс (показывает иллюстрацию). Какого цвета эта планета? (Красная.) Что вы увидели в свои телескопы? (Пустыни, песок, камни.) На Марсе дуют сильные ветры, но в атмосфере Марса очень мало кислорода. Может ли человек жить на Марсе? Человек пока изучает эту планету с помощью приборов.

Хотел бы кто-нибудь из вас полететь на Марс в настоящее космическое путешествие? Что бы вы хотели там найти?

Направьте свои телескопы на следующую, пятую планету Солнечной системы. Это Юпитер. Какая она по величине? (Очень большая планета.) Эта планета состоит из газов, на ней нет твердого грунта. Человек ее тоже не смог еще изучить. У Юпитера есть красивые кольца, которые, как пояс, украшают эту планету.

На наш космический корабль поступил сигнал опасности - приближается космическое тело. Что еще есть в космосе, кроме звезд и планет? (Метеориты, астероиды и другие космические тела.) Человек не может долго находиться в космическом пространстве. Почему? (Нам нужен воздух, кислород, тепло, солнечный свет и т. д.) Нам пора возвращаться на Землю.

Продолжим наше космическое исследование на Земле!

Дети «выходят из космолета» и переходят в космическую лабораторию.

В. Вспомним наше путешествие и сделаем модель Солнечной системы. (На полу или на столах.) Что находится в центре Солнечной системы? (Солнце.) Что такое Солнце? Какого оно цвета? Величины?

Дети выбирают большой оранжевый круг.

В. Все планеты безостановочно вращаются вокруг Солнца: каждая по своей дороге-орбите.

Давайте сравним Солнечную систему с районом города или села. В ней есть много улиц - это дорожки планет. Они называются орбитами. Каждая планета движется только по своей «улице»-орбите. Вспомните, какая планета «живет» на первой от Солнца «улице»? (Меркурий.) Найдите его модель среди других планет.

Воспитатель с детьми рисует орбиту Меркурия.

В. У Меркурия самая короткая «улица», поэтому на Меркурии год очень короткий.

Дети вместе с воспитателем рисуют мелом круг-орбиту Меркурия вокруг Солнца и «поселяют» модель планеты на ее «улицу».

В. Какая планета «живет» на второй улице? (Венера.) «Улица» Венеры будет больше или меньше, чем у Меркурия? (Больше.) Потому, что Венера немного дальше от Солнца, чем Меркурий, и орбита Венеры будет больше. Венера по размеру чуть больше Меркурия.

Дети рисуют «улицу» Венеры и «поселяют» на орбиту модель планеты.

В. Выберите модель третьей планеты Солнечной системы. Как она называется? (Земля.) Какая она по цвету? А по величине по сравнению с Меркурием и Венерой

Какой путь, «улица» будет у Земли? (Дети рисуют мелом орбиту Земли.)

Затем воспитатель помогает детям смоделировать всю Солнечную систему.

В. Все эти 9 планет (дети называют их по порядку) с их «улицами» и составляют всю Солнечную систему - целый район «города». А как называется этот «город»? Это Галактика!

В Галактике очень много районов: вы ночью можете увидеть множество звезд на небе. Каждая звезда имеет свой «район». Эти звезды кажутся маленькими. А на самом деле они очень большие: бывают горячие и холодные.

Таких «городов», как Галактика, много. Все они находятся в «стране» - Вселенной.

Нашу страну мы можем объехать на машине. А «страну» Вселенную можно? (Нет.) Какая Вселенная? (Огромная, необъятная, громадная и т. д.)

Давайте запишем «адрес» нашей планеты Земля на конверте:

Страна Вселенная,

Город Галактика,

Район Солнечная система,

Третья улица - Земля.

Сейчас мы поиграем в «Солнечную систему»! Наденьте шапочки-планеты и по сигналу займите место своей планеты от Солнца.

Дети делают один круг (хоровод) вокруг Солнца. Затем меняются шапочками и повторяют игру.

В. Не скучно ли Земле двигаться по такому большому пути вокруг Солнца? А Земля вовсе и не одна - у нее, как и у других планет, есть спутник. Как он называется? (Луна.) Луна тоже движется по своей «улице» вокруг Земли.

Какая Луна по величине по сравнению с Землей? (Маленькая.) Да, Луна меньше Земли в четыре раза. «Поселим» Луну на ее маленькую «дорожку» у Земли.

За какое время пробегает Земля свою «улицу» вокруг Солнца? (За один год.) А если бы мы жили на Меркурии, то встречали бы Новый год каждый день!

Сколько месяцев длится год на Земле? (12 месяцев.) Сколько на Земле времен года? (Четыре: зима, весна, лето и осень.)

Сколько вам сейчас лет? (Шесть лет.) Значит, сколько раз вы вместе с Землей повернулись вокруг Солнца? (Шесть раз.)

Все планеты вращаются не только вокруг Солнца, а еще и вокруг себя (воспитатель показывает глобус), поэтому чередуются день и ночь.

Вы чувствуете, как вращается Земля? (Нет, нам кажется, что Земля стоит на месте, а Солнце гуляет вокруг Земли. Но это не так.) Чтобы лучше понять, как это происходит, проведем опыт с настольной лампой и глобусом.

Публикации по теме