Весна освобождения: "Даешь Крым!". Третий сталинский удар

Немцы мало веря в подобную операцию и надеясь на непроходимость Гнилого моря на всякий случай приготовились к отражению вероятного удара советских войск на .

Это было большим просчетом гитлеровского командования. Советские войска прошли через Сиваш и на этот раз на двадцать километров восточнее Литовского полуострова: между на севере и мысом Джангара на юге, ширина Сиваша достигает почти трех километров, а глубина местам доходит до одного метра. Знаменательно, что путь советским воинам указал Иван Иванович Оленчук, двадцать три года назад служивший в проводником фрунзенцам. Разыскал его бывший солдат - посыльный штаба М. В. Фрунзе, а теперь офицер штаба армии лейтенант Черкасов.

Преодолеть его теперь было сложнее, чем в 1920 году. По пояс, а местами и по горло, шли в ледяной воде воины. Понтоны с орудием. Боеприпасами, продовольствием тянули тянули по мелководью волоком, на лямках, на веревках, а кое-где просто на руках.

Немцы заметив продвижение советских войск, открыли бешеный огонь. Но было уже поздно. Передовые отряды, вступив на Крымскую землю за Сивашом на остров Русский, прочно закрепились. Отбив все контратаки, они создали на на острове Русском «Малую землю» — второй плацдарм для штурма крымской группировки врага в восемнадцать километров по фронту и четырнадцать километров в глубину. Эти небольшие клочки земли на Перекопе и острове Русском завоеваны кровью героев, стали исходными районами мощного удара по врагу. Более пяти месяцев здесь велись тяжелые бои.

«Малая земля» на острове Русском была очень важным плацдармом. Отсюда весной 1944 года был нанесен сокрушительный удар войск 4-го Украинского фронта. Бои на этом плацдарме были суровым испытанием даже для тех кто участвовал в Волжской битве.

Чтобы надежно обеспечить войска, боровшиеся на Сивашском плацдарме, и перебросить туда тяжелую артиллерию и танки, потребовалось строительство двух капитальных переправ через Сиваш. Первую переправу саперы начали строить 4 ноября, а 9 декабря она была уже готова. 25 декабря приступили к сооружению второй переправы на мыс Джангара. Саперам приходилось на только по 12-14 часов работать в ледяной воде под артиллерийским обстрелом, под бомбежкой, но и показать небывалые строительные темпы, чтобы переправы были готовы к сроку.

За 135 дней немецкая авиация произвела на переправы 205 групповых вылетов и сбросила свыше 11 тысяч бомб. Однако переправы работали. 44 раза разрушалась одна из них, и столько же раз восстанавливалась. Когда в феврале 1944 года заканчивалось сооружение второй переправы, разразился шторм силою в 10 баллов. Из в Сиваш нанесло массу воды. Огромные волны в три ряда размыли, свели на нет пятидесяти дневную работу тысячи людей. Чтобы ликвидировать последствия стихийного бедствия, солдаты и командиры трудились по 15-18 часов. В марте переправа была восстановлена. По этим артериям на плацдарм шло подкрепление.

Боевые действия советских войск по захвату и удержанию плацдармов в были подготовительным этапом операции по полному освобождению полуострова от немецко-фашистских захватчиков.

Сейчас мемориал на месте переправы заброшен и находится в плачевном состоянии.

Фото

Забытый мемориал Въезд Братские могилы Памятник героической переправы через Сиваш
Воинам 4го украинского фронта Могила героя советского союза Павлова А.Г. Остров Русский Тут была переправа

СИМФЕРОПОЛЬ, 8 апр - РИА Новости (Крым). Весна победы для Крыма наступила за год до Великой Победы Советского союза в Великой Отечественной войне, которую вел советский народ с 22 июня 1941 года.

Семьдесят два года назад, 8 апреля 1944 года советские войска начали победоносную операцию по освобождению Крыма от немецко-фашистских захватчиков. Но Крымская наступательная операция, по сути, началась еще осенью-зимой 1943 года захватом плацдармов в районе Армянского базара (ныне город Армянск - ред.) и Перекопа.

Информация об освобождении Крымского полуострова — в материале .

"Вгрызались в землю"

Освобождение Крыма началось с Нижнеднепровской стратегической операции, в ходе которой была освобождена большая часть правобережной Украины, в частности Запорожье, Днепропетровск, Днепродзержинск, Кривой Рог, Мелитополь, Геническ и занято побережье Сиваша. Сам залив был форсирован 5 ноября 1943 года.

На плацдарм было переброшено несколько частей и подразделений, которые, несмотря на огромные потери, недостаток воды, пищи, регулярные обстрелы, выстояли в течение почти шести месяцев. В частности там практически полностью погиб один из стрелковых полков и кавалерийский эскадрон Красной армии. Бойцам из-за перекрестного обстрела приходилось копать так называемые "лисьи норы" — протяженные углубления в окопах для безопасности. Это было установлено в 2001 году в ходе раскопок, которые проводили крымские следопыты. Кавалерийских лошадей пришлось отправить "в общий котел", поскольку с доставкой пищи были большие проблемы.

Расклад сил и средств

В составе привлекавшихся к операции 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии было около 470 тысяч человек, 560 танков и самоходно-артиллерийских установок, почти 6 тысяч орудий и минометов и свыше одной тысячи самолетов.

По данным, которые приводит главный редактор журнала "Милитари Крым" Сергей Ченнык, ссылаясь на воспоминания лейтенанта артиллерийской разведки Льва Черняховского, "личный состав не раз проявлял мужество, отвагу, выдержку и выносливость при выполнении воинского долга".

Примером может служить форсирование Сиваша зимой 1943-1944 года. Батарея в порядке очереди в полном составе переходила 18 раз его соленые воды (2800 метров), перенося на себе технику, боеприпасы, имущество. Немцы вели прицельный огонь, бомбили переправу, а люди по пояс в соленой холодной воде, до предела нагруженные, шли, проваливаясь в воронки от бомб и снарядов.

Противостоявшая советским войскам 17-я армия вермахта под командованием генерал-полковника Эрвина Йенике и румынские части насчитывали в своем составе более 200 тысяч человек. Группировка имела на вооружении 3600 орудий и минометов, около 200 танков и 148 самолетов. Штаб располагался в Симферополе.

Иван, но не Сусанин

Житель Херсонщины Иван Оленчук стал проводником войск Красной армии через Сиваш, показав наиболее доступные места для форсирования. Интересно, что в 1920 году Оленчук был проводником для армий Южного фронта Михаила Фрунзе, которые в годы Гражданской войны также "брали Крым" барона Врангеля.

И в 1944 году Иван Оленчук показал советскому командованию наиболее выгодный и безопасный путь в Крым.

"Даешь Крым!"

Листовки и газеты с такими заголовками выходили в армейской и фронтовой печати, образцы которых сохранились и в Центральном музее Тавриды в Симферополе.

Крымская операция началась ровно в 8 часов утра 8 апреля с артиллерийской подготовки, длившейся 2,5 часа, с использованием резерва ставки Верховного главнокомандования — мощных 280-мм мортир.

Исследователь этого периода освобождения Крыма Сергей Ченнык отмечает, что прорыв немецко-румынской обороны в "воротах" Крыма прошёл на удивление быстро и результативно. На этот период пришлась меньшая часть и потерь личного состава 4-го Украинского фронта (3923 человека убитыми и 12 166 ранеными), и расхода боеприпасов (с 8 по 10 апреля 1944 года фронт израсходовал их 677 вагонов).

Наступление Красной армии было настолько стремительным, что, когда танки 19-го танкового корпуса ворвались в Джанкой, немцы загружали на железнодорожной станции имущество. Такого натиска они не ожидали.

Штурма Севастополя немцы не выдержали

11 апреля Джанкой был освобожден. Стремительное продвижение 19-го танкового корпуса поставило керченскую группировку противника под угрозу окружения и вынудило командование противника начать поспешный отход на запад.

В ночь на 11 апреля одновременно с 19-м танковым корпусом в наступление перешла Отдельная Приморская армия, которая при поддержке авиации 4-й воздушной армии и Черноморского флота к утру овладела Керчью.

Развивая наступление, советские войска 13 апреля освободили Феодосию, Симферополь, Евпаторию и Саки, 14 апреля — Судак и 15 апреля Алушту, а 16 апреля вышли к Севастополю. Попытка взять город с ходу потерпела неудачу и советские армии стали готовиться к штурму города.

Генеральный штурм Севастополя начался 5 мая, и 9 мая город был освобожден. Последние подразделения оккупантов сложили оружие 12 мая на мысе Херсонес.

Для сравнения: советские войска, демонстрируя мужество и стойкость, защищали Севастополь 250 дней с октября 1941 по июль 1942 года.

В своих воспоминаниях немецкий генерал Курт Типпельскирх отмечал, что остатки трех немецких дивизий и большое число разрозненных групп немецких и румынских солдат бежали к Херсонесскому мысу, подступы к которому они обороняли с отчаянностью обреченных, ни на минуту не переставая надеяться, что за ними будут присланы суда.

"Однако их стойкость оказалась бесполезной. 10 мая они получили ошеломляющее известие, что обещанная погрузка на корабли задерживается на 24 часа. Но и на следующий день напрасно искали они на горизонте спасительные суда. Немецкие войска, потерявшие всякую надежду избавиться от этого ада, не выдержали. Переговоры с противником о сдаче положили конец ставшему бессмысленным ожиданию помощи", — отмечал немецкий генерал.

По оценкам офицеров вермахта, 17-я армия потеряла убитыми и пленными более 100 тысяч человек.

В результате освобождения Крыма была снята угроза южному крылу советско-германского фронта, а также возвращена главная военно-морская база Черноморского флота — Севастополь. Отбив Крым, Советский Союз восстановил контроль над Черным морем, что резко пошатнуло позиции Германии в Румынии, Турции, Болгарии.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости (Крым) и открытых источников

Озеро Сиваш в Крыму на протяжении столетий от всех народов, проживавших вблизи, путешественников, его посещавших, или авторов, о нем писавших, неизменно получало нелестные и нелицеприятные названия. Вот и то имя, под которым все знают его сейчас, в переводе с крымско-татарского языка означает просто – «грязь». Конечно, взглянув на упрямые факты, назвать водоем прекраснейшим местом на Земле невозможно, даже с большой натяжкой. Существенную часть времени он действительно похож на огромную лужу. Но справедливости ради стоит сказать, что далеко не всегда и не весь он бывает таким. Есть в нем свое очарование!

Где находится озеро в Крыму?

Сиваш разлился вовсю ширь на севере полуострова, представляя некий барьер между ним и материковой Украиной. Определить его географическую принадлежность невозможно, во всех справочниках значится, что это своеобразная граница между Крымом и Херсонской областью.

Сиваш на карте Крыма

Водоем в древней географии

Первые письменные упоминания о нем встречаются у Страбона и относятся к I веку нашей эры, где знаменитый римский автор, именуя его Гнилым морем, пишет о его географических и природных особенностях. Во II столетии Клавдий Птолемей с некоторыми погрешностями запечатлел Сиваш на одной из своих карт (тут Арбатская Стрелка вообще отсутствует).

Впрочем, как отмечают отдельные последователи Птолемея, это могла быть и не погрешность: 2000 лет назад даже уровень Черного моря заметно отличался от нынешнего, так и очертания , вероятно, были совершенно иными. Что интересно, даже на генуэзских картах XIV-XV вв., хорошо знакомящих с береговой линией, Арбатки нет, появляется она впервые в атласе французского картографа Левассера де Боплана в конце XVIII столетия.

Озеро Сиваш в истории

Интересно и другое – какую роль в истории Крыма сыграл Сиваш, а место в ней он занял далеко не самое последнее. В 370 г. с Северного Кавказа в Европу ринулись орды гуннов, в первом же сражении разбившие римский легион, базировавшийся в районе нынешнего Мариуполя. Следующим должен был стать Крым. Понимая это, остготы, владевшие тогда им, перекрыли – единственный и хорошо укрепленный сухопутный путь на полуостров.

Но гунны оказались хитрее. Вместо того чтобы атаковать в лоб позиции защитников, они буквально прощупали дно мелководного озера и неожиданно вышли им в тыл, там, где их меньше всего ждали. Спустя 1500 лет, в 1920 г., эту стратегию использовал Нестор Иванович Махно, перебравшийся через Сиваш с 50-тысячной армией «вплавь» и захвативший Крым, а потом точно также улизнувший из него, когда большевики захлопнули ловушку на Перекопе.

Географические особенности озера

Где находится озеро Сиваш – знают, пожалуй, все, но что оно собой представляет – ведают, наверное, немногие. На его происхождение и эволюцию, самым непосредственным образом повлияли Азовское и Черное моря. События эти относятся ко времени последнего ледникового периода, когда в результате таянья огромных масс континентального льда поднявшийся уровень Средиземного моря хлынул в Черноморье, бывшее в то время озером, образовав Босфорский пролив.

Отметка морского побережья поднялась на 100 м, затопив огромные площади суши, а в западной части этот катаклизм образовал неглубокий залив. Им и стал нынешний Сиваш, окончательно сформировавшийся в том виде,
в каком мы знаем его сейчас, относительно недавно, не более 400-500 лет назад.

Сегодня соленый водоем, остающийся заливом Азовского моря, отделенный от него узкой песчаной косой Арбатской Стрелки, образовавшейся намного позже его, имеет только два узких пролива. Лишившись прямого доступа к Азову, в его собственных водах начала моментально повышаться соленость, что сопровождалось замуливанием и отложением толстого слоя осадочных пород. На самом деле это не озеро, а сеть мелководных, очень соленых озерец, но особо выделяют лишь два – Западный и Восточный Сиваш.

Основная часть приходится на Западный Сиваш, его длинна по линии с запада на восток составляет 70 км. Восточный намного меньше и мелководнее, максимальная глубина тут едва достигает 3 м. Их соединяет лишь узкий и мелкий Чонгарский пролив. Общая площадь двуединого водоема составляет более 2500 км 2 , на западе он упирается в Перекопский перешеек, на востоке – в косу Арбатку и имеет незначительный доступ к Азову в виде Генического пролива и Промоины.

Чем туристов привлекает Сиваш?

Озерные воды обладают уникальными, целебными свойствами – это и является наиболее частой причиной посещения его большим количеством людей, приезжающих сюда ради оздоровления.
Приобретаются эти незаменимые качества благодаря особенностям местного сухого и жаркого климата, достигающего в периоды летнего зноя температурных показателей до +40 °C, а нередко и выше. При такой жаре пресная вода в практически не питаемом ничем озере испаряется, остается густой, богато насыщенный солями рассол (соленость в отдельных частях составляет от 20 до 90%).

К соли добавляются образующиеся в больших количествах бром, натрий, магний, калий, хлор и другие химические соединения. В тутошней воде содержатся также провитамины A – каротин, присутствующий в немалых количествах в моркови, выделяемый мельчайшими ракообразными, единственными живыми организмами здесь. Данный компонент, скапливающийся в водах Сиваша, окрашивает их в удивительный, необычный цвет – от багрового до ярко-оранжевого, придавая ему то самое очарование. Все составляющие и соединения образуют чрезвычайно полезные для кожи и организма целебные грязи и рапу – то, ради чего водоем посещают тысячи людей.

Как добраться до озера?

Доехать до озера Сиваш проще всего из – он из крупных населенных пунктов находится к нему ближе всего. В списке сел и деревень, раскинувшихся на его берегах, можно отметить Чайкино, Придорожное и Медведевку. Добраться на машине проще всего, маршрут на карте имеет такой вид:

Туристу на заметку

  • Адрес: с. Чайкино, Джанкойский район, Крым, Россия.
  • Координаты: 45.857834, 34.583209.

Озеро Сиваш в Крыму можно называть как угодно, но это ничего не меняет – оно остается одним из самых известных туристических объектов на полуострове. Может быть, в далеком будущем произойдет еще одна глобальная катастрофа, что снова изменит его облик, превратив из Гнилого моря в прекрасный, глубоководный пресный водоем. Но нужно ли это?!


OCR, правка: Андрей Мятишкин ([email protected])
Дополнительная обработка: Hoaxer ([email protected])

Бои за Крым
Крымский полуостров был свидетелем многочисленных битв в многовековой истории русского народа. Географическое положение полуострова делает его ключевым узлом всей южной России и Закавказья. Его заливы, форты и высоты покрыты громкой боевой славой. Не раз из Крыма начинались и там же заканчивались походы против России. Из-за Крыма, имеющего огромное военно-стратегическое значение, на протяжении веков происходило много кровопролитных битв. Крым был последним убежищем и для белогвардейских генералов, разгромленных Советской Армией в 1920 году.
Пытаясь реализовать свои захватнические планы, гитлеровское военное командование придавало большое значение Крымскому полуострову. Преодолевая упорное сопротивление и неся большие потери, гитлеровцы захватили полуостров в 1942 году. Советская Армия и Черноморский флот героически сражались против многократно превосходивших сил противника и лишь после носьми месяцев осады, в июле 1942 года, по приказу Верховного Главнокомандования оставили Севастополь - последнюю крепость на полуострове.
После прорыва немецкой обороны на реке Молочная и освобождения Мелитополя войска 4-го Украинского фронта развернули стремительное наступление на запад и 5 ноября вышли к нижнему течению Днепра и Перекопскому перешейку. Крымская группировка немцев оказалась отрезанной от остальных сил немецко-фашистской армии. Единственной узкой полоской земли, связывавшей полуостров с материком, был Перекопский перешеек. К нему и устремились части 2-й гвардейской армии под командованием генерала Захарова, однако они натолкнулись на хорошо организованную многополосную и глубоко эшелонированную оборону противника и были остановлены на позициях Турецкого вала.
Слева от 2-й гвардейской армии наступала 51-я армия. Она вышла на северный берег Сиваша в районе мыс Джангар, остров Русский.
Передовые части армии с помощью штурмовых подразделений нашей бригады форсировали «гнилое море» Сиваш и захватили небольшой плацдарм на его южном берегу. Так был повторен легендарный подвиг войск Красной Армии, форсировавших Сиваш в этом же районе в 1920 году под командованием М. В. Фрунзе.
Наступавшим красноармейцам приходилось не раз преодолевать водные преграды, но форсирование с боем горько-соленого Сивашского залива потребовало великого испытания моральных и физических сил. В районе мыса Джангар и острова Русский, где осуществлялось форсирование, Сиваш очень неудобен для этого. Его оба берега очень сильно изрезаны, а расстояние между ними составляет около трех километров. Береговая полоса не везде представляет собой твердую почву. На десятки и сотни метров берег покрыт слоем ила глубиной до пояса. Дно в этих местах тоже илистое и вязкое. Для преодоления вброд этих невероятно трудных трех километров залива Сиваш необходимо не меньше двух часов, и то при условии хорошей погоды и без воздействия со стороны противника.
Бойцы и командиры 51-й армии и наши штурмовые батальоны, преследуя немцев, форсировали в боевых порядках Сивашский залив в районе мыса Джангар и захватили плацдарм на северном берегу Крымского полуострова глубиной до 6 километров и по фронту протяженностью 8–9 километров. Чудеса героизма проявили саперы бригады, обеспечивая необходимые десанту боеприпасы и технику. Гитлеровцы сразу же повели против десанта ожесточенные контратаки. Удержание и расширение плацдарма имело исключительно важное значение, и потому ценой любых усилий нужно было доставить все необходимое для боя высадившимся на северный берег подразделениям. Напряжение возросло до такой степени, что для транспортировки боеприпасов использовались самолеты У-2.
Заместитель командира 57-го штурмового батальона капитан Волынский рассказывал: «Немцы считали Сиваш непроходимым, но это оказалось не так. Русский солдат пройдет даже там, где и олень не всегда может пройти. В ночь на 30 октября 1943 года одна из наших дивизий, преследуя врага, с ходу форсировала Сиваш и вышла на крымский берег. Задача была тяжелой - войска должны были ценой жизни удержать этот клочок земли. Естественно, что такую преграду дивизия преодолела только с легким оружием и минимальным количеством боеприпасов.

Переброска оружия и боевой техники дивизии и частей ее усиления была возложена на 57-й батальон. Я был назначен начальником пункта переправы и прибыл на место ночью 1 ноября. Первой моей мыслью было: «Батальон погибнет!» Да, так и подумал. Два-три дня работы в воде - простуда, госпиталь - и конец. Хоть тут и Крым, но ведь зима! Однако оказалось, как в поговорке: «Глаза боятся, а руки делают». Уже о утра на крымский берег двинулись наши паромы с орудиями, гаубицами, тягачами, боеприпасами и даже «катюшами». Нас обстреливали, бомбили, но переправа работала днем и ночью. Противник был близко. Переправа находилась в зоне огня артиллерии всех калибров. Удары противника нам мешали, но большого вреда причинить не могли. Нас спасали русская земля, Сиваш и наша зенитная и полевая артиллерия. Бойцы хорошо окопались на берегу, где уже была твердая почва. Для меня - шесть дней, а для батальона - десять были горячими боевыми днями. Плацдарм рос, набирался сил. Немцы были вынуждены перейти к обороне.
Закрепившись на плацдарме, советские войска развернули большое, проходившее в исключительно тяжелых условиях сражение за освобождение Крымского полуострова. Наибольшие трудности создавал Сиваш, через который нужно было переправить войска и огромное количество грузов и боевой техники.
В этих условиях встал вопрос о создании для войск более надежной переправы через Сиваш. Этот вопрос занимал и командование фронта. Полковник Р. Г. Уманский в своей книге «На боевых рубежах» приводит разговор командующего фронтом генерала Толбухина с начальником инженерных войск генерал-лейтенантом Петровым:
« - Нужен мост через Сиваш, - сказал Ф. И. Толбухин. - Знаю, трудно будет его построить, но что делать? Понимаете, задыхаемся. - Толбухин отошел к стене, где висела топографическая карта Крымского полуострова.
- Разрешите спросить, товарищ командующий, мост на какую нагрузку нужен?
Толбухин, которого всегда мучила жажда, выпил одним залпом стакан холодного кваса из графина, стоящего у него на столе, и вновь вернулся к Петрову.
- Мост, генерал, нужен под любую нагрузку. Я только думаю, что вы с этим сразу не справитесь. Поначалу сделайте, ну хотя бы, чтобы по мосту прошел автотранспорт с боеприпасами и небольшие орудия. Согласны?
Весь этот разговор стал мне известен этой же ночью из уст самого генерала»{15}.
В период с 30 октября по 6 ноября все батальоны бригады находились на берегу Сиваша. На лодках и паромах мы перевозили орудия, походные кухни, продовольствие, повозки и лошадей для войск, находившихся на плацдарме, численность которых непрерывно росла. Сказал «перевозили», а точнее сказать, перетаскивали, потому что оба берега залива на расстоянии 100–200 метров до воды представляли собой жидкую грязь. Потом тянулась небольшая полоска воды, и только затем начиналась глубина, необходимая для плавания. Вот по этой прибрежной грязи, утопая по пояс в жидкой, солевой и холодной тине, бойцы тянули тяжелые паромы.
В таких трудных условиях 57-й батальон майора Булатова и 84-й легкопереправочный парк капитана Зикрача с 2 по 12 ноября перебросили на южный берег Сиваша 143 76-мм орудия, 15 57-мм орудий, 75 45-мм орудий, 15 гаубиц, 31 пулемет, 15 минометов, 42 автомашины, 84 орудийных зарядных ящика, 16 535 ящиков с боеприпасами, 3400 противотанковых мин, 106 ящиков бутылок с зажигательной смесью, 2 лошадей, 1 тягач, 74 тонны продуктов и вывезли 416 раненых с южного берега. За это время на южный берег были переброшены части 10-го и 67-го стрелковых корпусов.
Тяжелая обстановка у Сиваша настоятельно требовала построить мост через «гнилое море», и командование фронта приняло такое решение.
Мост через Сиваш
5 ноября начальник инженерных войск 4-го Украинского фронта генерал-лейтенант Петров прибыл на командный пункт бригады в село Зентюб и сообщил мне приказ командующего фронтом - немедленно приступить к строительству моста через Сиваш. Я был назначен начальником строительства.
С Иваном Андреевичем Петровым мы познакомились еще в 1931 году. Он участвовал в гражданской войне и имел богатый боевой опыт. В академии был старшим нашей учебной группы. Веселый и жизнерадостный человек, он в то же время умел быть строгим и требовательным командиром. Мы все очень уважали его.
Я спросил Ивана Андреевича, какой тоннаж должен выдерживать мост, где взять материалы и рабочую силу, какие сроки строительства. Генерал Петров ответил коротко:
- Мост должен выдерживать среднюю нагрузку до шестнадцати тонн.
- А как с рабочей силой?
- Кроме вашей бригады в строительстве примет участие шестьдесят третья инженерно-саперная бригада подполковника Поплавского, которая прибудет завтра.
- А материалы?
- Их нет. Организуйте разведку и ищите местные материалы.
Я поручил своим ребятам поискать стройматериалы около Мелитополя: говорили, будто там есть дубовый лес.
После отъезда генерал-лейтенанта Петрова я собрал офицеров штаба, проинформировал их о полученной задаче и поручил техническому отделению заняться разработкой проекта, а начальнику штаба организовать поиски местных материалов.
В тот же день на маленькой резиновой лодке в сопровождении лейтенанта Глухова я переправился через Сиваш по маршруту будущего моста: до острова Русский и от него до северного берега полуострова. Большую часть пролива шириной три километра мы прошли пешком, утопая по пояс в тине. Когда поздно вечером мы возвратились из разведки, начальник штаба подполковник Дмитрий Сергеевич Борисов уже отдал необходимые распоряжения о сосредоточении подразделений, и мы приступили к обсуждению конструкции моста.
Задача была исключительно трудной: ни одна из известных в военном и гражданском мостостроении конструкций не подходила для условий Сиваша.
Главный инженер строительства майор Дуплевский, присланный из штаба фронта, и начальник технического отделения бригады капитан Жадович навели справки и доложили мне, что перед войной специальная комиссия изучала этот вопрос и сделала заключение, что строительство моста через Сиваш невозможно.
У меня не было времени уточнять достоверность этих сведений. Я ответил офицерам-специалистам, что нам приказано построить мост и мы его построим. Сказал, что проверил место, по которому пройдет мост, и у меня есть соображения относительно его конструкции. Опорами моста я предложил сделать рамы, но, чтобы они не тонули в тине, под опорное бревно рамы следовало подложить твердую подушку. О твердой опоре я думал еще тогда, когда мы с Глуховым шагали через Сиваш и по пояс утопали в его тине. Эту подушку мы могли бы сделать, скрепив ряд бревен под опорным бревном рамы. Бревна были единственным материалом, которым мы располагали. Идею все одобрили. Самый главный и наиболее трудный вопрос был решен. Оставалось сделать необходимые расчеты о размерах плоской бревенчатой опоры, которую инженеры назвали «деревянной плитой». Майор Дуплевский и капитан Жадовнч вместе с офицерами из технического отделения до утра подготовили всю техническую документацию этого грандиозного сооружения.
- 6 ноября я был вызван на командный пункт бригады, - рассказывает капитан Волынский. - Здесь состоялся вечер, посвященный 26-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Был зачитан приказ Верховного Главнокомандующего о присвоении бригаде наименования «Мелитопольская». Были вручены награды личному составу. Я получил орден Отечественной войны II степени. Это была большая радость. Однако мы собрались не только ради праздника. После торжественной части командир бригады полковник Павлов (Панчевский) собрал служебное совещание руководящего состава бригады. Присутствовали также офицеры из инженерного отдела армии и весь состав отделов штаба бригады. Обсуждался один вопрос - строительство моста через Сиваш!
Беспрецедентный случай в военном строительстве! По науке - без искусственной основы на сивашском дне мост построить нельзя. Инженерно-геологические исследования свидетельствуют, что толщина слоя ила составляет 15 метров, несущая способность грунта равна нулю.
Однако мы решили рискнуть. Основанием были наши шестидневные наблюдения за сивашским дном с понтонной переправы. Проектирование было поручено капитану Игорю Семеновичу Землянскому и мне.
Вечером 7 ноября проект был готов. Утром занялись организацией «строительного дома», а к сборке моста приступили 10 ноября. Строительство велось днем и ночью. Движение по мосту было открыто 27 ноября 1943 года.
Бойцы проявили невиданный героизм: зима, работа в ледяной воде, обстрел, бомбежки. Немцы бомбили нас по нескольку раз в день фугасными и осколочными бомбами. Мы пережили ужасные дни. Были дни, когда прямые попадания разрушали по три-четыре пролета, то есть 12–16 метров готового моста. Нас доставала и артиллерия, но от нее спасал Сиваш: снаряды уходили глубоко в илистое дно и только обдавали нас с ног до головы грязью. При налетах никто не покидал моста: все равно не успевали добраться до укрытий. Да и времени не было. Что можно еще сказать? Слышал о целебных свойствах сивашской грязи, но не верил. И что же? Мы купались в Сиваше до 20 декабря.
Офицеры штаба бригады встретили 26-го годовщину Великой Октябрьской революции с чувством исполненного долга. Уже 7 ноября 1943 года подразделения бригады широким фронтом приступили к строительству моста, к штурму «гнилого моря» Сиваш.
Командование фронта разрешило использовать рельсы узкоколейной железной дороги Херсон - Джанкой, и таким образом решался вопрос о продольном креплении моста. В качестве строительного материала разрешено было использовать бревна от хозяйственных и даже жилых построек ближайших населенных пунктов. Штаб фронта выделил значительное количество автомашин, которые уже с 7 ноября начали подвозить бревна, срубленные в лесах под Мелитополем.
Местное население тоже оказало нам неоценимую помощь в поисках и подготовке строительного материала.
На другой день по огромной водной поверхности Сиваша поплыли необыкновенные устройства. Это были срубленные на берегу рамные устои моста, прочно прикрепленные к «деревянной плите». Бойцы по пояс в горько-соленой воде, проваливаясь в грязь, тянули собранные на берегу рамные устои и устанавливали их в линию по оси моста.
Установленные на линии моста рамные устои должны были оставаться неподвижными на дне, но они всплывали на поверхность. Требовалась сила, которая могла бы заставить их подчиниться. Бойцы, шлепая по грязи, несли с берега мешки с землей, складывали их на «деревянную плиту», которая медленно погружалась и ложилась на свое место. Мешки готовили местные жители.
Большое оживление на обоих берегах Сиваша и на острове Русский не осталось незамеченным. Противник начал усиленно обстреливать строителей пулеметным и артиллерийским огнем. Пулеметный обстрел прекратился лишь после того, как войска 51-й армии отбросили немцев и расширили плацдарм, однако артиллерийский огонь и бомбежки продолжались до конца строительства и позже.
Командование 4-го Украинского фронта приняло контрмеры, усилив противовоздушную оборону, а специальные артиллерийские части вели контрбатарейную борьбу с артиллерией противника.
Мы широко применяли маскировку. Одновременно с началом строительства моста в 2,5 километра восточнее его шло строительство ложного моста из тростника и камыша. Артиллерия противника усиленно обстреливала ложный мост, а авиация сыпала на него бомбы.
Постоянная забота командования 4-го Украинского фронта об огневом прикрытии строительства моста и хорошая маскировка не позволили гитлеровцам разгадать, что через Сиваш строится мост. Авиационное и артиллерийское воздействие противник направлял в основном на сооружения, строящиеся для переправы на полуостров.
Дамбе, строящейся между островом Русский и крымским берегом, противник не причинил большого ущерба, и разрушения быстро устранялись. В районе насыпи работы велись преимущественно ночью, и там была занята всего одна рота капитана. Ростовцева из 7-й инженерной бригады. На строительстве моста работали две инженерные бригады. При налетах противник бомбил главным образом южную часть строительства (насыпь), а в северной части он сбрасывал бомбовый груз на ложный мост. Эффективным воздушным прикрытием от авиации противника оказалась наша воздушная засада из восьми истребителей, расположенная вблизи строительства.
На протяжении 20 дней и ночей, утопая в грязи Сиваша, почти без отдыха работали под огнем авиации и артиллерии противника несколько тысяч саперов и с честью выполнили боевую задачу.
Когда было завершено строительство моста, из Москвы прибыл профессор полковник Елисеевич, руководитель кафедры военно-мостового строительства Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева. Оценив работу строителей моста, он остался доволен. Мы выдержали экзамен на самое главное - построенный нами мост обеспечивал переброску на крымский берег необходимых сил для разгрома противника.
27 ноября мост был открыт для движения. Позже, после соответствующего усиления, по нему пошли и танки Т-34.
Только благодаря трудовому героизму и самоотверженности саперов удалось так быстро построить это исключительно важное для разгрома врага в Крыму сооружение. Конечно, для этого потребовалась четкая организация работы, и ее умело осуществляли многие офицеры штаба бригады, командования батальонов и рот.
При строительстве моста руководствовались несколькими основными принципами.
На месте самого строительства велась лишь сборка изготовленных и подвезенных элементов. Работа по сборке моста осуществлялась широким фронтом, при этом все строительство шло по участкам, на которых одновременно велись работы по сооружению опор и укладке прогонов.
Широко использовался поточный метод работы во всех звеньях производственного процесса с расчленением комплексной работы на отдельные операции, чем обеспечивалась последовательность их выполнения.
Для каждого вида работы создавались отдельные команды, которые комплектовались в зависимости от трудоемкости операций.
Процесс строительства осуществлялся тремя этапами.
Первый этап - разведка и снабжение строительными материалами, подготовка и сооружение отдельных элементов - рам и подушек для них.
Второй этап - подвозка изготовленных элементов к отдельным участкам моста и переброска через Сиваш необходимых материалов на остров Русский для строительства насыпи до крымского берега.
Третий этап - работа по сборке моста. На этом этапе каждый батальон выполнял работу на своем участке. Независимо от различных условий работы на каждом отдельном участке упомянутые общие принципы строительства оставались в силе.
Несмотря на сжатые сроки и суровые условия, мост был надежно технически обоснован и рассчитан на то, чтобы выдержать большую нагрузку.
Испытание моста мы начали с того, что пустили по нему танк без башни. Затем на определенном расстоянии двинулись два танка один за другим, а потом по мосту пошли танки в полном боевом снаряжении. Результаты были хорошими, и мост использовался на полную нагрузку круглосуточно.
К концу декабря по инициативе начальника инженерных войск 51-й армии генерал-майора Боженова в четырех километрах западнее моста началось строительство второй переправы, представлявшей в основном земляную дамбу длиной свыше 2600 метров.
Это гигантское земляное сооружение возводилось силами 7-й инженерной бригады. В работу на дамбе включались и части нашей бригады, по мере того как они освобождались от строительства моста.
Конструкция дамбы была простой: земля, которую брали сначала на северном берегу, а потом и на южном, тачками подвозилась и ссыпалась на дно моря по оси дамбы. На середине дамбы образовался разрыв, его перекрыли понтонным мостом. К концу января это огромное сооружение было готово и действовало как вторая переправа через Сиваш. Оно состояло из двух дамб (северной - протяженностью 700 метров, южной - 600 метров) и понтонного моста длиной около 1350 метров

КОНКУРС

«ИМЕНА ДЖАНКОЙЦЕВ, ВПИСАННЫЕ В ЛЕТОПИСЬ ВОЙНЫ»

Жанр: очерк

ФОРСИРОВАНИЕ СИВАША

Работу выполнил:

ученик 6-А класса

МОУ «Школа-гимназия №6»

г. Джанкоя Республики Крым

Заруцкий Данил

Руководитель:

Макух Ирина Евгеньевна,

учитель истории

ДЖАНКОЙ – 2015

Подвиг народа бессмертен

Что гибель нам?

Мы даже смерти выше.

В могилах мы построились в отряд,

И ждём приказа нового,

И пусть

Не думают, что мертвые

не слышат,

Когда о них потомки говорят.

Б. Майоров

Я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Война - это горе, слёзы. Но Великая Отечественная война постучалась в каждый дом. Тысячи людей прошли через горнило войны. Одной из них была моя прабабушка.

Я хочу рассказать о своей прабабушке Романенко (в девичестве Шокуленко) Надежде Константиновне, родившейся в далеком 1924 году. Родом она из Новотроицкого района Херсонской области. Прабабушка росла простой деревенской девушкой. Когда началась Великая Отечественная война, ей было неполных 17 лет, и она добровольцем пошла на фронт. Все, чем на тот момент она могла помочь своей Родине,- это стирать гимнастерки солдатам. Маленькая, хрупкая девочка, она вначале стирала белье в ледяной воде, растирая пальцы рук до крови. Через считанные месяцы, повзрослев на войне, она стала примать участие в военных действиях в составе санитарного батальона.

Моя прабабушка участвовала в освобождении Крыма от фашистских захватчиков. По ее рассказам, самый тяжёлый период - это форсирование Сиваша, которое началось 1 ноября 1943 года. До протиположного берега - почти четыре километра. Вода холодная от мороза. Первыми переправлялись солдаты Краснознамённого стрелкового полка, затем другие бойцы 51-й армии 4-го Украинского фронта. Вместе со строевыми частями Сиваш пересёк и санитарный батальон, состоявший практически из одних женщин. Женщины держались с завидным мужеством.

Люди погружались в холодную воду сначала по колено, затем по пояс и даже по грудь. Несли оружие, боеприпасы, ящики с провизией. Сапоги увязали в илистом дне. Случалось, что кто-нибудь неожиданно попадал в глубокие воронки, тогда ему старались помочь. Шли плечом к плечу, тяжело, медленно. Тишина. Только слышится редкий шёпот и всплески воды. Стало светать, но нашим бойцам помогла погода. Густой туман скрыл их от вражеских глаз. Немцы слышали всплеск воды, поэтому стреляли по звуку, наугад, редко. Были раненые, но живы все.

И вот берег, такой же соленый и голый, как Сиваш. Люди, выходя из воды, тут же падали на землю. После четырёх часов пути по «гнилому морю» хотелось хоть минуту отдохнуть, перевести дух.

Но отдыхать было некогда. Бойцы, ступившие на крымскую землю, разожгли костёр - это был условный сигнал к началу всеобщего форсирования. Оккупантов на берегу не оказалось. Позже выяснилось, что они были в 15-ти километрах. Побережье залива в этих местах охранял только патруль.

Форсирование Сиваша не ограничилось одним переходом с херсонского берега на крымский. Одним солдатам приходилось раз за разом преодолевать это расстояние, чтобы перенести всё боевое снаряжение и провиант. Другим бойцам необходимо было занимать оборону. Едва достигнув берега, развернул свою работу медсанбат и приступил к обработке раненых. А их оказалось немало.

Гитлеровцы стали предпринимать все возможные меры, чтобы отбросить советские войска с занятого плацдарма. Уже утром 2 ноября начались атаки врага. Сначала гитлеровская авиация наносила бомбовый удар, затем в наступление переходили танки и цепь автоматчиков. Не раз и не два враг пытался столкнуть защитников в залив. Но это было тщетно. Наши воины сражались стойко и твёрдо удерживали свои позиции.

Зимовать переправившимся войскам пришлось прямо на берегу залива. Ведь наступление на Крым началось только в апреле 1944 года, то есть через пять месяцев после форсирования. Всё это время наши бойцы постоянно отбивали вражеские атаки.

Последствия перехода через Сиваш отразились на здоровье моей прабабушки. Она стала инвалидом 1 группы по слуху и всю оставшуюся жизнь пользовалась слуховым аппаратом.

Сразу после окончания войны, в 1946 году, Надежда Шокуленко вышла замуж за Анатолия Романенко и сменила фамилию. Молодая семья переехала жить в Джанкой, здесь родился мой дедушка Владимир. Прабабушка Романенко Надежда Константиновна долгое время работала завхозом в вечерней школе, а прадедушка Романенко Анатолий Иванович трудился машинистом на железнодорожной станции города. Они начали строительство дома по улице Комсомольской, где и сейчас проживает моя семья.

За проявленные храбрость, стойкость, смелость при освобождении Крыма от немецко-фашистских захватчиков её наградили орденом Отечественной войны и девятью медалями.

Каждый год 9 Мая мы собирались, чтобы поздравить нашу бабушку, прабабушку и маму. Ее память возвращала нас к тем страшным событиям.

Все родные и близкие, затаив дыхание, слушали воспоминания о событиях войны.

Моя прабабушка Надежда Константиновна честно жила, много трудилась, но, к сожалению, 14 июля 2010 года ее не стало. Помню, насколько этот момент был трагическим для всей нашей семьи. Но как и прежде, в светлый праздник Дня Победы мы приходим на ее могилу, чтобы почтить память нашей любимой бабушки. Я думаю, что моя прабабушка была настоящим героем. Таких героев у России много. Их нужно знать, ими нужно гордиться. Я горжусь своей прабабушкой.

Публикации по теме