Железнодорожная станция козлова засека, тульская область. Ясная Поляна и Козлова Засека

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой никогда не любил железных дорог. В зрелые годы, пережив «светскую» молодость, он был человеком консервативным и в некоторых моментах противился многим нововведениям. Однако, его мнение об активном строительстве железных дорог в Российской Империи было стабильно негативным – он считал, что этот элемент прогресса несет человечеству одни лишь беды.

Совсем скоро – 20 мая, «Усадебный экспресс» совершит свою вторую поездку за пределы Московской области. Мы познакомимся с тульским имением Льва Николаевича Толстого – всемирно известной усадьбой «Ясная Поляна» и постараемся прочувствовать на себе все особенности камерного, яркого и удивительно вдохновляющего родового гнезда великого писателя.

Однако, наше познание достопримечательностей Тульской области, связанных с именем Толстого, не ограничится Ясной Поляной. Пассажиры «Усадебного экспресса» посетят старинную станцию «Козлова Засека», которая на протяжении многих лет играла важную роль в жизни писателя, а впоследствии – стала одной из отправных точек в его пути в вечность.

Я приглашаю вас в путешествие «Усадебного экспресса», которое состоится уже в эти выходные, 20 мая. А в преддверии поездки – представляю вашему вниманию небольшой материал об истории станции «Козлова Засека» и ее роли в судьбе Льва Николаевича Толстого.

Свои доводы про нелюбовь к железной дороге Толстой подтверждал весомыми аргументами: во-первых, при строительстве железнодорожных магистралей всегда использовался «дешевый» путь рабочих и крестьян, многие из которых погибали в ходе осуществления своей работы, во-вторых, Толстой не признавал разделение пассажирских вагонов на различные «классы» комфортности, считая это некрасивым способом самоутверждения богатых людей, и, конечно же, он находил нечто мистическое и даже – зловещее в облике и атмосфере локомотивов, рельс, составов и прочих важнейших составляющих железнодорожной инфраструктуры.

Спустя годы, мы вполне можем заметить, что нелюбовь Льва Николаевича к железной дороги была судьбоносным предчувствием. А главной станцией его жизни стала железнодорожная платформа «Козлова Засека», расположенная в 4,5 километрах от его яснополянского имения. Она начала действовать в 1868 году. Строительство станции стало необходимым логистическим решением после открытия Московско-Курской железной дороги. Запуск железнодорожной станции практически рядом со своим имением Лев Толстой отметил традиционной – скептической, реакцией. Однако, будто бы сама судьба распорядилась таким образом, что «Козлова Засека» сыграла огромную роль в его жизни.
Тем временем, новая станция успешно открылась и стала одним из самых оживленных мест окрестности. Свое необычное название «Козлова Засека» получила в честь засечных лесов, образующих целую оборонительную черту, укрывающую Тульские земли от вражеских набегов. А первую часть своего составного названия станция получила благодаря здешнему воеводе Данилы Козлова.


5.

Архитектурный комплекс станции «Козлова Засека» в XIX веке состоял из товарной конторы, вокзала, летних касс, буфета, путейского домика и других сопутствующих построек. «Козлова Засека» не отличалась богатством декора и причудливыми архитектурными решениями. Однако, у этой станции была одна необычная стилистическая особенность, которую необходимо отметить. Ступени главного здания, ведущие в зал ожидания, были отделаны рельсами, изготовленными на Демидовском заводе в 1881 году. Такой элемент декора был очень символичным: он не только указывал на принадлежность данной постройки, но и увековечил в истории станции имя знаменитой тульской династии промышленников.

В те годы небольшие станции были центрами общественной жизни для жителей и гостей окрестностей. Здесь встречали путешественников и провожали их, отправляли телеграммы и осуществляли телефонные звонки. Со временем активным пользователем станции стал и Лев Николаевич Толстой. На «Козловой Засеке» Толстые получали почту, встречали своих друзей, приехавших погостить в Ясную Поляну, пользовались местным телефоном. «Козлова Засека» регулярно становилась конечным и промежуточным пунктом знаменитых конных и пеших прогулок жителей Ясной Поляны.

10.

Известна «Козлова Засека» и с другой, печальной стороны. Лев Толстой предчувствовал, что железнодорожные станции, возможно, сыграют роковую роль в его судьбе. Мистическому пророчеству было суждено сбыться. 20 ноября 1910 года в результате обострившейся болезни великий писатель скончался в доме начальника станции «Астапово».

9 ноября 1910 года траурный состав с телом Льва Толстого прибыл на станцию «Козлова Засека». Гроб с телом писателя встретили тысячи людей, среди которых были его родственники, друзья, почитатели его таланта и небезразличные жители окрестностей. Этот момент навсегда вошел в российскую историю.

После революции станция продолжала действовать – в 1928 году, к столетней годовщине со дня рождения писателя «Козлова Засека» была переименована в «Ясную Поляну». Постепенно значение этой станции становилось менее значительным, а сами старинные постройки начали разрушаться.

В 2001 году «Козловой Засеке» вернули ее историческое название. А вскоре на территории старинной станции начались масштабные реставрационные работы. Историкам и специалистам-строителям в соответствии с архивными фотографиями и документами удалось вернуть первоначальный внешний вид старинной станции. В наши дни «Козлова Засека» выполняет свою транспортно-логистическую роль, а в помещении станции расположен замечательный музей, посещение которого является обязательной частью наиболее полных и проработанных экскурсионных программ по толстовским местам Тульской области.

Ясная Поляна… Я с трепетом ждала встречи с ней. Просто, как это ни странно, «Война и мир» Толстого одна из трёх самых любимых мной книг (могу добавить в этот список еще «В лесах» и «На горах» Андрея Печерского, и четыре книги Джеймса Хэрриота). Конечно у меня периодически появляются и другие любимые книги, но вот эта «троица» проверена временем. Периодически я достаю их из шкафа и перечитываю, хотя, уже не просто знаю сюжет, а могу цитировать.

Поэтому отношение ко Льву Николаевичу у меня особое. Наверное именно по этой причине я никогда не заскакивала в Ясную Поляну по пути. И вот, наконец-то, я ее увижу. Но как говорится, человек предполагает, а Бог располагает.
Ясной Поляне предстояло стать самым большим разочарованием в тульской поездке.


Идем к кассе.



И тут первое разочарование. Нам объяснили, что если мы хотим экскурсию, либо ждите еще 10 человек (судя по количеству народа вокруг - это еще два человека, ожидание могло затянуться на не определенное время), либо платите 3 750 рублей, что даже для четверых (учитывая, что трое из одной семьи) слишком большая сумма.
Если честно, вот такой подход к индивидуалам в наших музеях меня всегда «убивал»: ощущение, что ты должен обязательно ездить с экскурсией, а если нет – то и экскурсии нет, потому что индивидуальная очень часто стоит «заоблачных» денег и не факт, что тебе ее смогут провести. При этом это скорее правило наших музеев, чем исключение из него. По мне уж лучше назначайте конкретное время экскурсий, чем вести вот такую «просветительную» работа.
Но делать нечего, берем просто билеты, идем гулять. Благо есть сын, который уже ездил с классом в Ясную Поляну, но, как оказалась в дальнейшем, в его голове после этой поездки осталось очень мало (хотя, вспоминая себя уже в институте, то же самое могу сказать и про себя: в таких поездках на первое место выходит общение, а все остальное это так, «декорация»).

Идем гулять по парку. Если положить руку на сердце, обычный среднерусский парк, не будь здесь имени Толстого, второй раз бы не поехала точно, все слишком просто. Это не Константиново, в которое я согласна ездить не за «Есениным», а просто за потрясающими видами. Но свое очарование парк все-таки имеет.





Постепенно подходим к купальне. Она закрыта, так что внутрь заглядываем в «дырочки». С такой «закрытостью» объектов я столкнулась в Ясной Поляне повсеместно. Очень обидно.


Зато живность «не закрывается».

Снегири.


Белочка.


Дети, они и у кошек – дети.

Нашли теплицу, зашли, побродили. Как оказалось, нам повезло – после нас какая-то женщина закрыла калитку, так что «закрытость» продолжилась.


И в таких теплицах растут лимоны.


Прощальный взгляд на огород.

И мы постепенно подходили к дому Толстого.





Около дома есть несколько деревянных построек.




Ну а сам вход в музей расположен за воротами.






Таких музейных бахил я еще не видела.





Истинные хозяева усадьбы.

В доме снимать тоже было нельзя. Так что единственное фото.

Что понравилось в этой части музея, так это рисунки с героями «Войны и мира». Интересно угадывать: вот Наташа Ростова, это Пьер, а это Мария Болконская. В остальном ну как-то никак. Затем путь лежал не могилу Толстого.

По дороге увидели ригу,


И вот такого «красавца».

Могила Толстого. Просто, хорошо, без памятников, как и хотел писатель. Вот так и нужно... без помпезности.




Назад мы прошли через домик кучера. Витя с Лёвкой решили через окна заглянуть внутрь, так их послали, в прямом смысле слова.





Загон с лошадьми.


Общее впечатление от Ясной Поляны

Сама усадьба огромная, относительно ухоженная. Но вот в остальном... Напоминает мне это все «Кощея над златом»: там закрыто, туда не ходи, сюда не смотри. И духа того времени нет. А самое обидное, что ведь есть и имя, и туристы, и богатейшее наследство из произведений Толстого. Ну сделайте из этого что-то такое, чтобы мой сын, приехав домой, потребовал книгу писателя.
Ведь все же есть! Не трудно одеть смотрительниц и сотрудников музея в костюмы этой эпохи. Сделайте историческое ателье, контактную зону с лошадьми и животными. Обыграйте ту же «Войну и мир», сделайте хотя бы по выходным «встречи» с героями. Про военную тему вообще молчу.
Толстой – это школа. Не трудно сделать класс, уроки, дать пописать чернилами. Затраты ведь не очень большие, а какой восторг будет. А так… старый, совковый музей. И если я еще могу быть довольна, то наши дети, воспитанные на интернете и 3D, увы, не очень-то любят ходить по таким. Некоторые это понимают, тот же Дарвиновский в Москве, а некоторые живут по старинке, на имени, и от этого становится грустно…

Я думала, что в Ясной поляне мы проведем день, а тут два часа. Так что поехали на Козлову Засеку, филиал музея Толстого.

Козлова Засека

Филиал музея-усадьбы Толстого Ясная Поляна - уже более современен, и понравился мне гораздо больше. Там мы хотя бы какой-то дух времени почувствовали.
Козлова Засека – действующий вокзал, сделанный под старину. Есть здесь и небольшой музейчик. Эта станция тесно связана с именем Толстого: именно сюда отправляли письма для него, сюда же привезли его тело.







Много лет мы собирались посетить Ясную поляну, но все никак не могли доехать. Наконец, в этом году это случилось.
Первым делом мы заехали на станцию Козлова засека. К козлам она отношения не имеет, и получила название от бывшего воеводы Даниила Козлова.
1.

Название станции восходит в XIV в, когда это место близ Тулы находилось на южной окраине Московского княжества и представляло собой засеку, служившую для защиты от крымско-татарских набегов.
2.

В 1868 году открылась Московско-Курская железная дорога и станция, ближайшая к Ясной Поляне, где жил и работал Лев Толстой, была названа «Козловой Засекой».
3.

Сюда приходила почта писателю, здесь он звонил по телефону. Отсюда он поехал в ноябре 1910 года на юг, где и умер на станции Астапово.
4.

В 1928 году в год столетия со дня рождения писателя станция была переименована в «Ясную Поляну», в 2001г вернули историческое название.
5. Береза, посаженная в честь этого события начальником Московской железной дороги Фадеевым и бывшим губернатором Тульской области Стародубцевым.

К этому событию станцию отреставрировали, стилизовали под конец XIXв, и территорию вокруг вокзала тоже привели в порядок.
6.

7. Зайдемте внутрь. Внутри вполне себе уютно и чисто.

Народу – ни души. Станция мелкая, пассажирские поезда здесь почти не останавливаются. Фирменный поезд, который ходил сюда из Москвы с 2010г, отменен.
8.

9. Простаивают телефонные будки.

10. Можно отправить открытку

11. Можно зайти к начальнику.

12. Пути возле станции

С торца вокзального здания находится выставка «Железная дорога Льва Толстого». Всего одна комната, экспонатов не много, стоит рублей 20.
13. Дорожные швейцарские часы, начало XXв

14. Фонарь обходчика

15. Телеграфный аппарат. Сименс, между прочим.

16. Нехитрое устройство факела.

17. Дорожный чемодан

18. Жетон истопника

19. Прекрасная трость с набалдашником из ноги косули.

20. Рубашка-толстовка

21. Еще один видавший виды дорожный чемодан.

22. Телефон начала прошлого века

23. Путеводитель по Крыму. На злобу дня, так сказать:).

Козлова Засека представляет собой железнодорожную станцию, относящуюся к Тульскому отделению Московской железной дороги и расположенную со стороны южной границы Тулы. Название «Козлова Засека» появилось в 14 столетии – в то время это место находилось в южной стороне от Московского княжества. Данная местность представляла собой так называемую засеку, которая служила для защиты от постоянных набегов врагов. Вторая часть названия «Козлова» была названа в честь местного воеводы по имени Иван Козлов.

В 1860-е годы было начато строительство знаменитой железной дороги. Открытие Московско-Курской железной дороги произошло в 1868 году. Тогда же открылась и станция, расположенная ближе других к Ясной Поляне – здесь жил и трудился Лев Николаевич Толстой. Так образовалось новое название – «Козлова Засека». Здесь располагалось небольшое здание вокзала; в нем размещался начальник станции, а также его помощник, пассажирский зал, отделение почты и касса. Отопление вокзала было печным.

В 1902 году на станции Козлова Засека были выстроены деревянный перрон, багажное отделение, платформа в виде острова, погреб, туалет, путейский дом. Сюда поступала адресованная писателю почта, и здесь же он совершал телефонные звонки. Важно отметить, что поездки Толстого, а также его большой семьи в Москву осуществлялись именно через станцию Козлова Засека. В последний раз Лев Николаевич отправлялся в путь с этой станции летом 1910 года в имение под названием Кочеты, принадлежавшее его старшей дочке, Татьяне Львовне. Из этой местности Лев Николаевич в ноябре-месяце 1910 года уехал в южные земли, но по дороге внезапно заболел и умер на одной из станций под Астапово, по причине чего со станцией были связаны не только хорошие, но и трагические события. В здешние земли приехал траурный поезд с телом покойного Льва Николаевича Толстого.

На указанной станции останавливались поезда дальнего следования, которые направлялись в южную сторону, а в период теплого времени года здесь ходили и дачные поезда. В эту местность приезжали: Короленко, Репин, Страхов, Шишкин и некоторые другие люди из Ясной Поляны. Бывало время, когда семейство Толстых приходило к станции, чтобы встретить гостей.

В столетний юбилей великого русского писателя, в 1928 году, станция стала называться «Ясной Поляной», но в 2001 году ей вернули исторически сложившееся название. В это время при поддержке руководства железной дороги в Москве состоялись глобальные реставрационные работы, а также произошло открытие выставки под названием «Железная дорога Толстого Л.Н.». Предпринятые меры позволили вернуть комплексу свой истинный исторический вид.

На сегодняшний день музейно-привокзальный комплекс, который носит название «Козлова Засека» включает в себя непосредственно привокзальную территорию, оснащенную железнодорожной платформой, сувенирной лавкой, выставкой, посвященной Льву Николаевичу Толстому, и автостоянкой. На выставке были показаны предметы, относящиеся к началу 20 столетия, которые позволили всем посетителям увидеть то, какой именно была работающая станция в свое время. Есть возможность внимательно рассмотреть модели поездов прошлых лет, старинные фотоснимки, многочисленные дорожные вещи, представленные тростью, портфелями и другими распространенными предметами. Особый интерес у посетителей вызывает телефон и телеграф того времени.

Продолжительность любой экскурсии составляет от 45 минут до 1 часа. Есть возможность взять напрокат дорожный костюм, относящийся к концу 19 столетия – началу 20 века. Важно, что на территории проведения выставки не запрещены фото- и видеосъемки, к тому же они бесплатны.

На сегодняшний день станцию Козлова Засека посещает большое количество туристов.

Двигаясь из Тулы по направлению к «Ясной Поляне» - усадьбе Л.Н. Толстого, мы непременно увидим два дорожных указателя. Направо - собственно к Ясной Поляне, налево - к вокзалу-музею «Козлова Засека». Вот мы и подумали, а почему бы не уделить внимание этому не менее интересному месту, которое тоже сыграло определённую роль в жизни Л.Н. Толстого и сделать его логическим продолжением тайника «Ясная Поляна»…
Козлова Засека — железнодорожная станция на Тульском отделении Московской железной дороги. История названия станции восходит в XIV веку, когда это место близ Тулы находилось на южной окраине Московского княжества и представляло из себя засеку, служившую для защиты от вражеских набегов. Она была названа «Козловой» в честь здешнего воеводы Ивана Козлова. В 1868 году открылась Московско-Курская железная дорога и станция, ближайшая к Ясной Поляне была названа «Козловой Засекой», где жил и работал Лев Толстой. Сюда приходила почта писателю, здесь он звонил по телефону. 7 ноября 1910 года жизнь писателя оборвалась: уезжая из Ясной Поляны, Толстой заболел в поезде и умер в доме начальника станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги. 2 дня спустя траурный поезд с гробом Льва Николаевича уже прибывал в Ясную Поляну на станцию Козлова Засека в половине седьмого утра. С тех пор стрелки вокзальных часов навсегда застыли на этой отметке. В 1928 году в год столетия со дня рождения писателя станция была переименована в «Ясную Поляну», в 2001-ом ей было возвращено её историческое название, были проведены реставрационные работы и открыта выставка «Железная дорога Льва Толстого».
Сегодня станционный комплекс-музей включает: вокзал, буфетную, багажный сарай, перрон, стоянку автотранспорта и автобусов, погреб, прилегающую благоустроенную территорию (с газонами, мощеными дорожками), шахтно-питьевой колодец. Внутреннее убранство вокзала - зеркала, часы, шторы, светильники, лавки - выдержаны в стиле эпохи Льва Толстого. По чертежам и эскизам был восстановлен перрон начала прошлого века: построен деревянный навес, на стене вокзала вновь появился колокол, подающий сигнал перед отправлением поезда, платформы оборудованы фонарями и деревянными скамейками. 9 сентября 2001 года - в день рождения великого русского писателя Льва Толстого - состоялась торжественная церемония открытия станции "Козлова Засека" (Ясная Поляна) и пуска в эксплуатацию экспресса "Ясная Поляна"(Москва - Тула - Козлова Засека).
В одном из вокзальных помещений открыта выставка «Железная дорога Льва Толстого».
На выставке представлены предметы начала XX века, позволяющие посетителям представить облик станции на момент отправки Льва Толстого в свой последний путь. Здесь представлены модель поезда тех лет, старые фотографии, дорожные вещи (портфель, зонтик, трость-сиденье), телеграф, телефон.

Публикации по теме

  • Последствия атомной войны Последствия атомной войны

    Массовый голод станет главным последствием любого локального ядерного конфликта на Земле. К такому выводу пришли исследователи из...

  • Краткий пересказ романа Ф Краткий пересказ романа Ф

    «Преступление и наказание» Пересказ Часть первая В 1865 г. бывший студент юридического факультета Родион Раскольников окончательно...