Произведения Михалкова: краткая характеристика. Пять самых известных произведений сергея михалкова Что написал михалков для детей

Поспорила Лягушка с Аистом: - Кто красивее? - Я! - уверенно сказал Аист. - Посмотри, какие у меня красивые ноги! - Зато у меня их четыре, а у тебя только две! - возразила Лягушка. - Да, у меня только две ноги, - сказал Аист, - но они у меня длинные! - А я квакать умею, а ты нет! - А я летаю, а ты только прыгаешь! - Летаешь, а нырять не можешь! - А у меня есть клюв! - Подумаешь, клюв! На что он нужен?! - А вот на что! - рассердился Аист и... проглотил Лягушку. Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не спорить.

МОШКА

Обидел большой Медведь малого Зайца: поймал и ни за что ни про что

отодрал за уши. Одно ухо совсем набок свернул. Выплакался Заяц, отошли у него уши, слезы высохли, а обида не прошла. За что пострадал? Не ровен час, опять на Косолапого налетишь! Этак ушей не напасешься! А кому жаловаться, когда Медведь сильней всех в лесу? Волк с Лисой ему первые дружки-приятели, водой не разольешь! - У кого защиты искать? - вздохнул Заяц. - У меня! - пропищал вдруг чей-то тонкий голосок. Скосил Заяц левый глаз и увидел Комара. - Какой из тебя защитник! - сказал Заяц. - Что ты Медведю сделать можешь? Он зверь, а ты мошка! Какая в тебе сила? - А вот увидишь! - ответил Комар. Намотался Медведь жарким днем по лесу. Разморило его. Устал Косолапый, прилег в малиннике отдохнуть. Только глаза закрыл, слышит - над самым ухом: "Дзю-ю-ю!.. Дзю-ю-ю!.. Дзю-ю-ю!.." Узнал Медведь Комариную песню. Приготовился, стал ждать, когда Комар ему на нос сядет. Кружился, кружился Комар вокруг да около и наконец сел Медведю на кончик носа. Медведь недолго думая развернулся с левой лапы - хвать себя изо всех сил по носу! Будет Комар знать, как Медведю на нос садиться!.. Повернулся Косолапый на правый бок, закрыл глаза, не успел зевнуть, слышит - снова у него над самым ухом: "Дзю-ю-ю! Дзю-ю-ю!.. Дзю-ю-ю!.." Видно, увернулся Комар от Мишкиной лапы! Лежит Медведь, не шевелится, притворяется, будто спит, а сам прислушивается, ждет, когда Комар себе новое место для посадки выберет. Звенел, звенел Комар вокруг Медведя и вдруг перестал. "Улетел, проклятый!" - подумал Медведь и потянулся. А Комар тем временем неслышно на Медвежье ухо опустился, в самое ухо залез да как куснет! Подскочил Медведь. Развернулся с правой лапы и так дал себе по уху, что у него самого искры из глаз посыпались. Забудет Комар, как медведей жалить! Почесал Косолапый в ухе, лег поудобнее - теперь можно спать! Не успел глаза закрыть, слышит - опять над головой: "Дзю-ю-ю!.. Дзю-ю-ю!.." Что за наваждение! До чего живучая мошка! Припустился Медведь бежать. Бежал, бежал, из сил выбился, под куст свалился. Лежит, дух переводит, сам прислушивается: где Комар? Тихо в лесу. Темно, хоть глаз выколи. Все звери и птицы вокруг давно уже седьмой сон видят, один только Медведь не спит, мается. "Вот напасть! - думает Медведь. - Довел меня какой-то глупый Комаришка до того, что теперь я сам не знаю - Медведь я или нет? Хорошо еще, что мне от него удрать удалось. Теперь-то уж я засну..." Забрался Медведь под ореховый куст. Закрыл глаза. Задремал. Начал Медведю сон сниться, будто он в лесу на пчелиный улей набрел, а в улье меду хоть отбавляй! Запустил Мишка в улей лапу и вдруг слышит: "Дзю-ю-ю!.. Дзю-ю-ю!.." Догнал-таки Комар Медведя. Догнал и разбудил! Звенел Комар, звенел и замолчал. Молчит, будто куда провалился. Подождал Медведь, подождал, потом забрался поглубже под ореховый куст, глаза закрыл, только задремал, пригрелся, а Комар тут как тут: "Дзю-ю-ю!.." Вылез Медведь из-под куста. Заплакал. - Вот привязался, проклятый! Ни дна тебе, ни покрышки! Ну погоди же! До утра не засну, а с тобой разделаюсь!.. До самого солнышка не давал Комар Медведю спать. Измучил, извел Косолапого. До самой утренней зорьки не сомкнул Медведь глаз. Всего себя до синяков исколотил, а Комара так и не прикончил! Взошло солнышко. Выспались, проснулись звери и птицы в лесу. Поют, радуются. Только один Медведь не рад новому дню. Утром повстречал его на лесной опушке Заяц. Бредет лохматый Медведь, еле ноги передвигает. Глаза у него слипаются - так спать хочется. Уж и посмеялся же Заяц над Косолапым. От всей души посмеялся. - Ай да Комарик! Ай да молодец! А Комар легок на помине. - Видел Медведя? - Видел! Видел! - ответил Заяц, держась от смеха за бока. - Вот тебе и "мошка"! - сказал Комар и полетел: "Дзю-ю-ю!.."

    ПОРТРЕТ

Написал Заяц-художник портрет Тигра. Очень удачный портрет получился. Тигру понравился. - Как живой! Лучше, чем фотография. Увидел работу Зайца старый Осел. И заказал свой портрет. Взялся Заяц за кисть и краски. Через неделю заказ был готов. Посмотрел Осел на свой портрет и рассердился: - Не то нарисовал, Косой! Совсем не то! И глаза не такие! Этот портрет мне не нравится. Ты меня как Тигра нарисуй! - Ладно! - сказал художник. - Будет сделано! Взялся Заяц за кисть и краски. Изобразил Осла с раскрытой пастью, из которой страшные клыки торчат. Вместо ослиных копыт когти нарисовал. И глаза выразительные, как у Тигра. - Совсем другое дело! Теперь мне нравится! - сказал Осел. - С этого надо было начинать! Взял Осел свой портрет, вставил его в золотую раму и понес всем показывать. Кому ни покажет, всем нравится! - Ну и портрет! Ну и Заяц-художник! Талант! Повстречал Осел Медведя. Показал ему портрет. - Похож? - На кого? - спросил Медведь. - На меня! - ответил Осел. - Это же я! Не узнал? - Кто же это тебя так изуродовал? - покачал головой Медведь. - Ничего ты не понимаешь! Все говорят, что я очень похож! - возмутился Осел и, не сдержавшись, лягнул Медведя. Рассвирепел Медведь. Вырвал у Осла портрет да как двинет им по Ослиной морде... Порвал Осел мордой холст и выглянул из золотой рамы. - Вот теперь ты похож! - проворчал Медведь.

    ХОЧУ БОДАТЬСЯ

Это был ужасно приставучий Козленок с крохотными рожками. Делать ему было нечего, вот он и приставал ко всем: - Хочу бодаться! Давай бодаться!.. - Отстань от меня! - сказал Индюк и важно отошел в сторону. - Давай бодаться! - пристал Козленок к Поросенку. - Отвяжись! - ответил Поросенок и зарылся пятачком в землю. Подбежал Козленок к старой Овце: - Давай бодаться! - Отойди от меня! - попросила Овца. - Оставь меня в покое. Не к лицу мне с тобой бодаться! - А я хочу! Давай пободаемся! Промолчала Овца и сама отошла в сторону. Увидел Козленок Щенка. - А ну! Давай бодаться! - Давай! - обрадовался Щенок и больно укусил Козленка за ногу. - Постой! - заплакал Козленок. - Я хочу бодаться, а ты что делаешь? - А я хочу кусаться! - ответил Щенок и еще раз укусил Козленка.

    ЧТО КОШКА О СЕБЕ ВООБРАЗИЛА

Прослышала где-то Кошка, что Тигр и Пантера принадлежат к семейству кошек. - Ого! - обрадовалась Кошка. - А я-то, дурочка, не знала, какая у меня родня! Ну, теперь я себя покажу... - И недолго думая она прыгнула на спину Осла. - Это еще что за новости? - удивился Осел. - Вези, куда прикажу. Вези и не разговаривай! Знаешь, кто у меня родственники? - воскликнула Кошка, сидя у Осла на загривке. - Кто же? - поинтересовался Осел. - Тигр и Пантера, вот кто! Не веришь - спроси у Ворона. Осел спросил у Ворона. Тот подтвердил: - Да, действительно кошка, тигр, барс, рысь, а также пантера и ягуар и даже лев - из семейства кошачьих! - Теперь ты убедился? - воскликнула Кошка, вонзая когти в Ослиную гриву. - Вези! - Куда? - спокойно спросил Осел. - К Тигру или к Пантере? - Не-е-ет! - неожиданно промяукала Кошка. - Вези меня к этим... как их... к ммм-мы-шам!.. И Осел отвез Кошку туда, где водились мыши. Потому что Кошка - это все-таки кошка.

    ОТВЕТ

Пристал однажды маленький Цыпленок к большому Петуху: - Почему у аиста длинный клюв и предлинные ноги, а у меня совсем маленькие? - Отстань! - Почему у зайца длинные уши, а у меня даже маленьких нету? - Не приставай! - Почему у котенка красивая шерстка, а у меня какой-то противный желтый пух? - Отвяжись! - Почему щенок умеет вертеть хвостиком, а у меня совсем нет никакого хвостика? - Замолчи! - Почему у козленка есть рожки, а у меня даже плохоньких рожек и то нету? - Прекрати! Отстань! - не на шутку рассердился Петух. - Все отстань... отстань! Почему всем маленьким большие отвечают на вопросы, а ты нет? - пропищал Цыпленок. - Потому, что ты не спрашиваешь, а просто всем завидуешь! - серьезно ответил Петух. И это была чистая правда.

    ПЕЛИКАНЬЕ ВОСПИТАНИЕ

Два медвежонка возвращались домой с рыбалки и встретили по дороге Пеликана. - Смотри, Пеликаша, сколько мы рыбки наловили! Приходи к нам в гости, к обеду. На славу угостим! - Приду! - сказал Пеликан. И пришел. Сел к столу. - Не стесняйся, Пеликаша! Ешь на здоровье! - угощали гостя медвежата. - Рыбки много - всю не съедим! Но через минуту рыбки как не бывало: вся она исчезла у Пеликана в глотке. Облизнулись медвежата. - Как вкусно! Мы, кажется, еще бы съели. А ты бы еще съел? - спросил у Пеликана один из медвежат. - Да! - открыл свой большой клюв Пеликан, и при этом у него изо рта выскочила одна рыбка. - Так кушай еще! - насмешливо сказали медвежата. - Вот как раз еще одна рыбка!.. Больше почему-то медвежата к обеду Пеликана не приглашали. Кстати, Пеликан так до сих пор и не понял - почему?

    КТО КОГО?

Построили себе Заяц и Зайчиха небольшой домишко в лесу. Все вокруг прибрали, расчистили и размели. Осталось только большой камень с дороги убрать. - Давай поднатужимся и оттащим его куда-нибудь в сторонку! - предложила Зайчиха. - А ну его! - ответил Заяц. - Пусть лежит, где лежал! Кому надо будет, тот обойдет! И остался камень лежать возле крыльца. Бежал однажды Заяц домой с огорода. Забыл, что камень на дороге лежит, споткнулся и расквасил себе нос. - Давай уберем камень! - предложила опять Зайчиха. - Смотри, как ты разбился. - Охота была! - отвечал Заяц. - Стану я с ним возиться! В другой раз вечером выскочил Заяц по нужде, опять забыл про камень - в темноте на него налетел, так расшибся, что забыл, зачем вышел. - Говорила тебе, уберем этот проклятый камень! - взмолилась Зайчиха. - Пусть лежит, где лежал! - ответил упрямый Заяц. Лежит камень. Бьется об него Заяц, но камня не убирает. А Зайчиха смотрит: кто кого?

    ОСТОРОЖНЫЕ КОЗЛЫ

Забрался Хорек в курятник, подкрался к спящему Петушку, накрыл его мешком, завязал и потащил в лес... Бьется Петушок в мешке, кричит что есть мочи. Тащит Хорек добычу, а навстречу ему два Козла идут, бородами трясут. Испугался Хорек, бросил мешок и - в кусты... Подошли Козлы. - Никак, Петух кричал? - сказал один. - Я тоже слышал, - сказал другой. - Эй, Петя! Где ты? - Я здесь... в мешке... - отозвался Петушок. - Спасите меня, братцы! - Как же ты в мешок попал? - Накрыл меня сзади кто-то мешком и потащил. Спасите меня, голубчики! - Вот оно что... Мешок, стало быть, не твой? - Не мой! Развяжите мешок, братцы! Задумались Козлы. - Гм-м... Это, брат, не так просто... Дело-то вон как оборачивается! Мешок-то, выходит, чужой? - Да-а-а... - замотал бородой второй Козел. - Был бы твой мешок, мы бы тебя живо того... из него... согласно личной просьбе... А то чужой ведь мешок-то! Незаконно вроде без хозяина... - Так меня же самого украли! Разве не ясно? - завопил Петушок. - Так-то оно так... - сказал первый Козел. - Но тут, брат, посоветоваться надо бы... согласовать... - Вот кабы разрешение достать или указание получить, тогда бы мы тебя враз освободили! - подтвердил второй Козел. - Ну хоть отнесите меня к Полкану! - простонал Петушок. - Он поймет! - Чего ж тут не понять? - сказал первый Козел. - Отнести - дело нехитрое... А ну как нас спросят: "Куда это вы чужой мешок тянете?" А? Что тогда? - спросил второй Козел. - Точно, - согласился первый Козел. - Доказывай потом, что ты с рогами, а не с горбом! - Ну хоть сходите к Полкану, скажите ему, что я в беду попал! - взмолился Петушок. - А я пока в мешке подожду... - Это можно, - согласились Козлы. - Правда, не по пути нам, но для тебя сделаем... Ушли Козлы. Остался Петушок в мешке на дороге. Прибежал Полкан выручать Петушка. Прибежал, ан... уже ни мешка, ни Петушка!

    НОС

- Простите за любопытство, но меня очень заинтересовал ваш нос! - обратился к Слону Баран. - Вы, вероятно, хотели сказать - хобот? - вежливо поправил его Слон. - Нет! Именно - нос! - воскликнул Баран. - Ведь ваш так называемый хобот, как по занимаемому им положению относительно глаз и рта, а также по отдельным функциям, присущим только носу, ваш, я повторяю, "хобот" есть не что иное, как нос! Но, с другой стороны, длина и подвижность вашего носа напоминают, извините за сравнение, большой хвост! Слон усмехнулся. - Не поэтому ли, - продолжал Баран, - как внешний вид, так и поведение, если можно так выразиться, вашего органа, являющегося, как я уже отметил выше, носом, похожим на хвост, не могут не вызвать законного недоумения... - Возможно! - перебил Барана Слон. - Но я постараюсь дать вам по этому поводу разъяснение. Видите ли, у нас, слонов, имеется серьезный физический недостаток - короткая шея. Этот наш недостаток компенсируется в известной степени хоботом. Попытаюсь доказать вам это наглядным примером... Слон сорвал хоботом с дерева веточку, затем окунул хобот в ручей, набрал воду и пустил фонтан. - Надеюсь, вам теперь понятно, - сказал Слон, - что мой хобот есть следствие приспособляемости организма. - Благодарю вас! - ответил Баран. - Теперь я могу наконец приступить к работе над своей диссертацией.

    УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС

Увидел Заяц крепко спавшего Тигра, а рядом Змею. - А ну как она его ужалит? Разбужу-ка я Тигра! - решил Заяц и, сам дрожа от страха, сильно дернул Тигра за хвост. - Кто осмелился разбудить меня? - взревел Тигр. - Простите, но это я! - прошептал Заяц. - Берегитесь! Змея! Оглянулся Тигр, увидел гадюку. Отскочил в сторону. - Дай лапу, - сказал Тигр Зайцу. - Ты смел и благороден. Отныне мы будем друзьями, и я беру тебя под свою защиту! Теперь ты можешь никого не бояться!.. Обрадовался Заяц. Вдруг из кустов выглянула Лиса. В ту же секунду Зайца как ветром сдуло. Удивился Тигр. Покачал головой. К вечеру разыскал Зайца. - Чего же ты удрал? - Лису увидел. - Но я же рядом был! Я же обещал тебя защищать! - Обещал. - Ты что же, мне не веришь? - Верю. - Уж не думаешь ли ты, что Лиса сильнее меня? - Нет, ты сильнее! - Так почему же ты тогда удрал? - Условный рефлекс, - смущенно признался Заяц.

    ОСЕЛ И БОБР

Росло посреди полянки молодое, красивое деревцо. Бежал через полянку Осел, зазевался и налетел со всего хода на это деревцо, да так, что искры из глаз посыпались. Обозлился Осел. Пошел к реке, позвал Бобра. - Бобр! Знаешь полянку, на которой одно деревцо растет? - Как не знать! - Свали, Бобр, это деревцо! У тебя зубы острые... - Это еще зачем? - Да я об него лоб расшиб - шишку себе набил! - Куда ж ты смотрел? - "Куда, куда"... Зазевался - и все тут... Свали деревцо! - Жалко валить. Оно полянку украшает. - А мне бегать мешает. Свали, Бобр, деревцо! - Не хочу. - Что тебе, трудно, что ли? - Не трудно, но не стану. - Почему? - А потому, что, если я его свалю, ты на пенек налетишь! - А ты пенек выкорчуй! - Пенек выкорчую, ты в яму свалишься - ноги переломаешь! - Почему? - Потому, что ты Осел! - сказал Бобр.

    ЗАХВАЛЕННАЯ ПЕВУНЬЯ

Жила-была певунья, Канарейка. Желтенькая, с хохолком. Голосок у нее был небольшой, но славный - приятно было послушать, как она поет. Ее слушали и хвалили: - Ах, какая способная! - Какая талантливая! А однажды она даже услышала такое: - О несравненная! Кто это произнес, она так и не поняла, потому что, когда пела, по привычке закрывала глаза, но этого оказалось достаточно, чтобы она окончательно зазналась. Скоро все заметили, что Канарейка уже не поет, а чирикает. И на нее перестали обращать внимание... - Послушай, "несравненная"! - сказал ей однажды Воробей. - Если уж ты взялась чирикать, то подучись у меня. Я тебе с удовольствием помогу! Хорошо чирикать тоже надо уметь!

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

Бежал Заяц по лесу, а Волк спал после сытного обеда у себя в логове. Вот Заяц возьми да и провались в Волчье логово! Проснулся Волк - обомлел: Заяц! А тот стоит перед ним ни жив ни мертв - лапки по швам... Не успел Волк очухаться от неожиданности, как Заяц вдруг преобразился, заднюю ногу вперед выставил да как заорет во все горло: - Вста-а-ать! Вскочил Волк. А Заяц громче прежнего: - Как стоишь, бродяга?! Молчать! Что за кости? Чьи? Отвечай! - Это... я... я... обедал... - окончательно растерявшись, отвечал Волк. - Молчать, когда с тобой разговаривают! Спал на овечьей шкуре? А где сама овца? - Я... я... я... - Ясно! Завтра поговорим! У старого дуба! Ровно в пять! Все! - И Заяц величественно вышел из логова. К старому дубу Волк так и не явился. Ни в пять, ни в шесть, ни позже... После встречи с Зайцем его разбил паралич. А Заяц? Увы! Он слишком часто стал прибегать к этой манере разговаривать. Как бы чего не вышло...

    ЩЕНОК И ЗМЕЯ

Обиделся Щенок на старых друзей и побежал новых искать. Вылезла в лесу из-под гнилого пенька Змея, свернулась кольцом и смотрит Щенку в глаза. - Вот ты на меня смотришь и молчишь... А дома на меня все ворчат, рычат и гавкают! - сказал Щенок Змее. - Все меня учат, прорабатывают: и Барбос, и Шарик, и даже Шавка. Надоело мне их слушать!.. Пока Щенок жаловался, Змея молчала. - Пойдешь ко мне в друзья? - спросил Щенок и спрыгнул с пенька, на котором сидел. Развернулась Змея и ужалила Щенка. Молча. Насмерть.

    ЗEPКАЛО

Жил-был один Носорог. Он имел привычку над всеми издеваться. - Горбун! Горбун! - дразнил он Верблюда. - Это я горбун? - возмущался Верблюд. - Да будь у меня на спине три горба, я был бы еще красивей! - Эй, толстокожий! - кричал Носорог Слону. - Где у тебя нос, а где хвост? Что-то я не разберу! - И чего это он ко мне пристает? - удивлялся добродушный Слон. - Хоботом своим я доволен, и он вовсе не похож на хвост! - Дяденька, достань воробушка! - смеялся Носорог над Жирафом. - Сам-то больно хорош! - откуда-то сверху отвечал Жираф. Однажды Верблюд, Слон и Жираф достали зеркало и пошли искать Носорога. А тот как раз к Страусу приставал: - Эй ты, недощипанный! Голоногий! Летать не умеешь, а птицей называешься! От обиды бедный Страус даже голову под крыло спрятал. - Послушай, друг! - сказал Верблюд, подойдя поближе. - Неужели ты сам себя красавцем считаешь? - Конечно! - ответил Носорог. - Кто же в этом сомневается? - Ну тогда посмотри на себя! - сказал Слон и протянул Носорогу зеркало. Посмотрел Носорог в зеркало и захохотал: - Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! Что это еще за уродина на меня смотрит? Что у него на носу? Хо-хо-хо! Ха-ха-ха! И пока он смеялся, глядя на себя в зеркало, Слон, Жираф, Верблюд и Страус поняли, что Носорог просто глуп, как пробка. И они перестали обижаться.

    ПОСЛЕДНЕЕ ЖЕЛАНИЕ

Волк решил повеситься и раззвонил об этом по всему лесу. - Как же! Повесится он! Дожидайся! - усмехнулся Заяц. - Повесится, повесится! Непременно повесится! Он это твердо решил, - сказала Черепаха. - Может, еще передумает! - поежился Еж. - Не передумает, не передумает! Он уж и дерево выбрал. И сучок облюбовал! - заверещала Сорока. - На осине решил вешаться. Веревку ищет... Шум, толки, пересуды. Одни верят, другие сомневаются. Дошел слух и до деревенского Полкана. Прибежал Полкан в лес, разыскал Волка. Видит: сидит Серый под осиной, грустный такой, на сучок смотрит. Екнуло у доброго Полкана сердце. Недолюбливал он Волка, близко к дворам не подпускал, но тут как-никак - драма... трагедия! - Здравствуй, Серый! - тихо поздоровался Полкан. - Здравствуй и прощай! - ответил Волк, смахивая с носа слезу. - Прощай, Полкаша! Не поминай лихом. Прости, ежели что... - Неужели это правда? - спросил осторожно Полкан. - Просто не верится! Почему? Что случилось? - Опозорен я! Опозорен и в баснях и в сказках... Не хочу больше жить! Помоги достать веревку... Поищи ее в сарае. Сарай у тебя на запоре, да ты в него вхож... тебе доверяют... - Ладно уж... Сделаю... - согласился Полкан, не подумав. - Вот спасибо! - сказал растроганный Волк. - Да заодно уж... вместе с веревочкой... прихвати и козленочка. Выполни мое последнее желание... И выполнил Полкан последнее желание Волка. А тот не повесился. Раздумал.

    ПЬЯНЫЕ ВИШНИ

Наклевался Петух во дворе пьяных вишен из-под сладкой наливки. Наклевался и пошел искать, с кем бы подраться. И подрался... Утром проснулся, глянул на себя в лужицу и ахнул: правый глаз подбит, весь заплыл. Гребешок набоку, распух. От хвоста два пера осталось. И все косточки болят... - С кем же это я вчера сцепился? - стал вспоминать Петух. - С Гусем, что ли? - спросил он Щенка. - Нет, - сказал Щенок. - С Индюком? - Нет, - сказал Щенок. - С Котом? - Нет, - сказал Щенок. - Неужели я на Быка напал? - едва выговорил Петух. - Нет, - сказал Щенок. - Так кто же меня вчера так отделал? - Курица, - сказал Щенок.

    ЖАДНЫЙ ЗАЯЦ

Заприметил Заяц в дупле пчелиный улей. Решил медком посластиться. Раздобыл большую кадушку. Пошел в лес. По пути Медведя встретил. - Куда ты, Косой? - За медом, Косолапый! Я улей в лесу нашел. - Возьми меня с собой. - Не возьму! Мне одному мало будет. - И пчелкам ничего не оставишь? - А зачем им? Они себе еще насобирают... Полез Заяц в дупло. За медом. Забила тревогу сторожевая пчела. Напали пчелы всем роем на незваного гостя. И досталось же ему от пчел! Уж так они его отделали, так нажалили, что он едва ноги унес. - Больно ты, Косой, бессовестный, - сказал Медведь. - Пошел бы ты за медом с кружкой, глядишь, пчелы тебя бы и не тронули. Они народ добрый! - Хотел бы я посмотреть, как они тебя с кружкой встретят!.. - простонал Заяц. Взял Медведь небольшую кружку и полез в дупло. Забила тревогу сторожевая пчела. Налетели пчелы на Медведя и давай жалить. Хуже Зайца искусали. - Все дело ты мне испортил! - сказал Медведь Зайцу. - Не полезь ты к ним со своей кадушкой, они бы меня с кружкой не тронули... Вот что значит жадность!

    ЗАЯЦ-СИМУЛЯНТ

Наступил как-то Медведь Зайцу на любимую мозоль. - Ой, ой! - завопил Заяц. - Спасите! Умираю! Испугался добряк Медведь. Жалко ему стало Зайца. - Извини, пожалуйста! Я ведь не нарочно! Я нечаянно тебе на ногу наступил. - Что мне от твоих извинений!.. - застонал Заяц. - Остался я теперь без ноги! Как я теперь прыгать буду!.. Взял Медведь Зайца и отнес к себе в берлогу. Положил на свою койку. Стал Зайцу лапку перевязывать. - Ой, ой! - громче прежнего завопил Заяц, хотя ему на самом деле было совсем не так больно. - Ой, ой! Я сейчас умру!.. Стал Медведь Зайца лечить, поить и кормить. Утром проснется, первым делом интересуется: - Ну, как лапка, Косой? Заживает? - Еще как болит! - отвечает Заяц. - Вчера вроде лучше стало, а сегодня так ломит, что и вовсе встать не могу. А когда Медведь уходил в лес, Заяц срывал повязку с ноги, скакал по берлоге и распевал во все горло: Мишка кормит, Мишка поит - Ловко я провел его! А меня не беспокоит Ровным счетом ничего! Обленился Заяц, ничего не делая. Стал капризничать, на Медведя ворчать: - Почему ты меня одной морковкой кормишь? Вчера морковка, сегодня опять морковка! Искалечил, а теперь голодом моришь? Хочу сладких груш с медом! Пошел Медведь мед и груши искать. По дороге встретил Лису. - Куда ты, Миша, такой озабоченный? - Мед и груши искать! - ответил Медведь и рассказал все Лисе. - Не за тем идешь! - сказала Лиса. - Тебе за врачом идти надо! - А где его найдешь? - спросил Медведь. - А зачем искать? - ответила Лиса. - Разве ты не знаешь, что я второй месяц при больнице работаю? Проводи меня к Зайцу, я его быстро на ноги поставлю. Привел Медведь Лису в свою берлогу. Увидел Заяц Лису - задрожал. А Лиса посмотрела на Зайца и говорит: - Плохи его дела, Миша! Видишь, какой у него озноб? Заберу-ка я его к себе в больницу. У меня Волк по ножным болезням большой специалист. Мы с ним вместе Зайца лечить будем. Только и видели Зайца в берлоге. - Вот он и здоров! - сказала Лиса. - Век живи - век учись! - ответил добряк Медведь и завалился на свою койку, потому что все время, пока у него жил Заяц, сам он спал на полу.

    ПРОСЧИТАЛСЯ

Жил-был в своем логове один Волк. Свое жилище он никогда не чинил и не чистил. Оно было грязное, старое - того гляди, развалится! Проходил как-то мимо Волчьего логова Слон. Едва-едва задел за крышу, она и покосилась. - Прости меня, пожалуйста, дружище! - сказал Слон Волку. - Я ведь нечаянно! Я ее сейчас починю! Слон был на все руки мастер и не боялся работы. Взял он молоток, гвозди и починил крышу. Стала крыша крепче, чем была. "Ого! - подумал Волк. - Да он меня, видать, испугался! Сперва передо мной извинился, потом сам мне крышу починил. Заставлю-ка я его поставить мне новый дом! Раз боится, значит, послушается!" - Стой! - закричал он на Слона. - Ты что же это? Ты думаешь от меня так легко отделаться? Своротил мне крышу набок, кое-как ее гвоздиками приколотил и хочешь удрать? Изволь построить мне новый дом! Да поживей, а то я тебя так проучу, что ты своих не узнаешь. Ничего не ответил Слон, услышав такие слова. Он легко схватил Волка поперек живота и швырнул его в яму с гнилой водой. А потом сел на Волчий дом и раздавил его. - Вот тебе новый дом! - сказал Слон и ушел. - Ничего не понимаю! - удивился Волк, придя в себя. - То он меня боялся, прощения просил, а потом так поступил... Ничего не понимаю! - Дурачина ты! - прокаркал старый Ворон, который все это видел. - Ты просто не видишь разницы между трусостью и хорошим воспитанием!

    УСЛУЖЛИВЫЙ

Устал Лось бродить по лесу и захотел отдохнуть. Прилег он на полянке и попросил Зайца: - Сделай одолжение - разбуди меня через полчасика! Засуетился Заяц: ведь сам Лось попросил его об одолжении... - Спи-спи! Обязательно разбужу! - пообещал он. Лось потянулся и закрыл глаза. - Может, тебе сена подстелить? - предложил Заяц. Притащил клок сена и давай его Лосю под бок пихать. - Спасибо, не надо! - сквозь сон сказал Лось. - Как - не надо? На сене-то, поди, мягче будет! - Ладно, ладно... я спать хочу... - Может, тебе перед сном напиться принести? Тут ручей неподалеку. Я мигом сбегаю! - Да нет, не надо... я спать хочу... - Спи-спи! Хочешь, я тебе сказку на ухо расскажу? Скорей уснешь! - не унимался услужливый Заяц. - Да нет же... спасибо... я и так засну... - А может, тебе рога мешают?! Вскочил Лось на ноги и, зевая, поплелся прочь. - Куда же ты? - удивился Заяц. - Ведь еще и двадцати минут не прошло!

    НЕ СТОИТ БЛАГОДАРНОСТИ

Тащил на себе старый Медведь здоровенное бревно. Замучился, присел на пенек. - Тяжелое небось бревно-то? - спросил молодой Кабан, что неподалеку грелся на солнцепеке. - Ух, и тяжелое! - ответил Медведь, отдуваясь. - И далеко еще тащить? - До самого леса. - В такую жару! Поди, умаялся? - И не спрашивай! - Такое-то бревно вдвоем бы тащить! - Ясное дело - вдвоем бы сподручнее было! - Ну, я пошел! - сказал Кабан, поднимаясь. - Желаю удачи! Да смотри не надорвись! - Спасибо, - вздохнул Медведь. - Не за что! - ответил Кабан.

Серге́й Влади́мирович Михалко́в - советский русский писатель, поэт, баснописец, драматург, военный корреспондент, автор текстов гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации, председатель Союза писателей РСФСР. Наибольшую известность Михалкову принесли его произведения для детей.

Родился 28 февраля (13 марта) 1913 года в Москве в семье служащего, "одного из зачинателей советского промышленного птицеводства".
Отец привил сыну любовь к русской литературе, познакомил со стихами Маяковского, Бедного, Есенина, влияние поэзии которых сказалось на детских и юношеских поэтических опытах юного Михалкова.
Школьные годы провёл в Пятигорске, окончив в 1930 году среднюю школу.
Первое стихотворение Михалкова "Дорога" было опубликовано в журнале "На подъёме" (Ростов-на-Дону) в 1928 году. В том же году был зачислен в авторский актив Терской ассоциации пролетарских писателей (ТАПП), и его стихи часто печатались на страницах пятигорской газеты "Терек".
В 1930 году переехал в Москву и в течение трёх лет работал чернорабочим на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике. Принимал участие в геологоразведочной экспедиции в Восточный Казахстан и на Волгу. Стихи Михалкова всё чаще публиковались в столичной печати, передавались по радио. С 1933 года появилась возможность жить только на литературный заработок. Михалков принадлежал к объединению молодых писателей при журнале "Огонёк".
В 1935-1937 годах он учился в Литературном институте им. М.Горького.
В 1935 году в журнале "Пионер" Михалков опубликовал стихотворение для детей "Три гражданина" . За ним последовали другие детские стихи: "Весёлый турист", "Упрямый Фома", "Мы с приятелем", "Дядя Стёпа" , вошедшие в первую книгу стихов С.Михалкова (1936). Знакомство, дружеская критика, а потом и творческая дружба с писателями Фадеевым, Маршаком и Чуковским окончательно определили литературную судьбу Михалкова.
В 1939 он был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Украины, впервые попробовав свои силы во фронтовой печати как военный корреспондент, в качестве которого работал весь период Отечественной войны.
Продолжая работать в армейской печати, не забывал и своего маленького читателя: написал для малышей и ребят школьного возраста стихи: "Быль для детей", "Пионерская посылка", "Карта", "Мать" и др.
Один из старейших мастеров русской литературы А.Толстой подал Михалкову мысль обратиться к басне, и первые же написанные им басни получили одобрение Толстого. В газете "Правда" была напечатана "Лиса и Бобёр" . Затем появились "Заяц во хмелю", "Две подруги", "Текущий ремонт" и множество других (перу Михалкова принадлежит около двухсот басен).
Им написаны пьесы для детских театров: "Особое задание" (1945), "Красный галстук" (1946), "Я хочу домой" (1949), "Сомбреро" (1957) и др., а также пьесы для взрослых. Является автором ряда сценариев как игровых художественных, так и мультипликационных фильмов.
В содружестве с военным журналистом Г.А.Урекляном (писавшим под псевдонимом Г.Эль-Регистан), в 1943 создал текст нового Гимна СССР (2-я редакция - 1977, 3-я - 2000, как Гимн России).
С 1962 года Сергей Михалков - организатор и главный редактор сатирического киножурнала "Фитиль".
В 1970-1990 годах он возглавлял Союз писателей СССР. Михалков являлся лауреатом Ленинской и четырёх Государственных премий.
В 2006 году вышла в свет новая книга Сергея Михалкова из серии "Антология сатиры и юмора России XXI века".
В 2008 году писатель был удостоен ордена Святого апостола Андрея Первозванного "за выдающийся вклад в развитие российской литературы, многолетнюю творческую и общественную деятельность".
От первого брака у Михалкова два сына - Андрей Михалков-Кончаловский и Никита Михалков, оба известные кинорежиссёры.
Сергей Михалков скончался 27 августа 2009 года, на 97-м году жизни.

Произведения Михалкова занимают видное место в советской и российской литературе. Его поэмы, детские стихи, басни, пьесы, сценарии к фильмам и, наконец, слова к трем гимнам заслуженно принесли ему всесоюзную и всероссийскую славу и известность.

Краткая биография

Михалков Сергей Владимирович родился в 1913 году в Москве в семье, происходившей из старинного дворянского рода. Его детство прошло в Мальчик получил прекрасное домашнее образование. Уже в раннем детстве он увлекся литературой, поэзией. В детском возрасте он начал писать стихи. Свое первое стихотворение он написал, когда ему было всего девять лет.

Через некоторое время семья переехала в Ставропольский край. В конце 1920-х годов он начал печататься в местных газетах. Потом он переехал в Москву, где вынужден был какое-то время заниматься физической работой. Однако он никогда не бросал свои занятия поэзией. Молодой поэт прославился на всю страну в 1935 году, когда вышла в свет его поэма «Дядя Степа». Затем последовал выход сборника стихов, который укрепил его славу. В годы войны он работал в это же время написал гимн. После победы он продолжил публикации своих произведений, занимался активной общественной деятельностью, основал журнал «Фитиль». сыграл важную роль в развитии отечественной литературы, драматургии, поэзии. Скончался знаменитый поэт в 2009 году.

Ранние сочинения

Первые стихотворения поэта сразу привлекли внимание. Отец заметил талант сына и как-то показал его стихи поэту А. Безыменскому, который одобрил первые опыты юноши. Одно из первых сочинений автора называется «Дорога», в нем он продемонстрировал мастерство владения рифмой и языком.

Произведения Михалкова отличаются краткостью, лаконичностью и необыкновенной выразительностью во многом благодаря тому, что поэт с детства писал в лучших традициях русской классической литературы. Он вырос на стихотворениях Пушкина и баснях Крылова, на сочинениях Маяковского и Есенина. Неудивительно поэтому, что уже первые литературные опыты его были весьма удачны. С 1933 года его произведения регулярно печатались в ведущих отечественных журналах. Одно из наиболее известных произведений данного периода - стихотворение «Светлана».

Успех

Произведения Михалкова пользовались большой популярностью и любовью читателей еще до того, как вышла в свет его самая знаменитая детская поэма. Славу детского писателя укрепил успех нового сочинения - стихотворения «Три гражданина», которое он написал во время своего участия в конкурсе на лучшую пионерскую песню.

После этого автор решил попробовать себя в другом жанре и приступил к созданию своего, наверное, самого известного произведения - поэме «Дядя Степа». Образ доброго, простодушного великана, который в любое время готов прийти на помощь, сразу приобрел всесоюзную любовь.

На создание известной тетралогии у поэта ушло несколько десятков лет. После войны в свет вышла поэма «Дядя Степа - милиционер» и еще две другие. В них главный герой, оставаясь по-прежнему тем же добродушным великаном, постепенно делался более лиричным. Особенно трогательной, пожалуй, является часть «Дядя Степа и Егор», в которую поэт ввел образ сына главного героя.

Другие сочинения

Произведения Михалкова стали популярными во многом благодаря своему оптимизму, живому и веселому языку, а также глубокой житейской мудрости. В довоенное время было опубликовано еще одно его знаменитое стихотворение «А у вас?», которое по форме напоминает считалочку, но тем не менее проникнуто серьезным философским смыслом и звучанием.

Еще одной характерной особенностью творчества Михалкова является то, что он часто создавал героев, которые не всегда могли быть образцом для подражания. Наоборот, довольно часто он в образах своих персонажей высмеивал недостатки, которые присущи детям: лень, изнеженность, грубость, хвастовство. Многие его фразы оказались настолько меткими и остроумными, что превратились в поговорку. Его рифма чрезвычайна проста и запоминается буквально с первого раза (например, его знаменитая «Песенка друзей», которая известна, наверное, каждому ребенку).

Произведения военных лет

В годы войны поэт работал корреспондентом, он побывал на многих передовых, получил ряд высоких наград за храбрость. Его военная лирика, как и произведения Твардовского, отличается простотой и легким языком, напоминает народные песни, что сразу сделало ее популярной. К числу произведений этого периода относятся, например, стихотворения «Боец лежит за хатами…», «Письмо домой» и другие. Примечательно, что именно этому поэту принадлежит эпитафия на

Басни, пьесы, сценарии

В середине 1940-х годов Михалков по совету писателя Толстого решил попробовать себя в новом жанре - в сочинении басен (он с детства любил Крылова). Его первые произведения в данном жанре имели большой успех. Всего он написал около двухсот басен, которые вошли в золотой фонд отечественной литературы. Поэт также выступил автором сценария некоторых известных советских фильмов, один из наиболее значимых - комедия «Три плюс два», снятая по мотивам его пьесы.

Особенностью творчества поэта является то, что он в максимально доступной форме умел выражать очень серьезные и глубокие мысли, при этом развлекая и поучая. Таково, например, его стихотворение «Сашина каша».

Книги Михалкова до сих пор огромными тиражами расходятся в нашей стране.

Все

Что такое Родина?

Это – родной двор, где ты гонял мяч, это – тропинка, по которой ты сбегал к речке.

А ещё – это музыка твоего детства, книги детства, а в книгах – картинки и стихи твоего детства.

Перед Великой Отечественной войной я ходил в детский сад, где мы учили стихи:

Жили три друга-товарища

В маленьком городе ЭН,

Были три друга-товарища

Взяты фашистами в плен…

В этих стихах ощущалось предчувствие грозных перемен в жизни Родины, в жизни семьи, в жизни каждого из нас.

Мы, детсадовцы, хорошо знали, что эти строки написал Сергей Михалков – автор таких произведений, как «Дядя Стёпа», «Мы с приятелем», «Фома», «Песенка друзей» и других.

Началась война, отец ушёл на фронт, мы с мамой оказались в эвакуации на Волге, в селе Крестово-Городище. Книга со стихами Михалкова тоже приехала с нами в эти волжские края.

По вечерам, у коптилки, я читал со своими новыми друзьями:

В одном переулке

Стояли дома.

В одном из домов

Жил упрямый Фома…

Моя жизнь сложилась так, что я никогда не расстаюсь с творчеством Сергея Владимировича, вот уже пятьдесят лет я рисую картинки к его книгам.

Рисую всегда с удовольствием, так как его юмор и безграничная выдумка очень мне близки и понятны.

Виктор ЧИЖИКОВ, художник,

член редколлегии журнала

«Мурзилка»

На сайте опубликованы стихотворения Сергея Михалкова «Дрессированные собачки» , «Котята» , «Щенята» , «Дятел» , «Белые стихи» .

Произведения Сергея Михалкова «Сами виноваты», «Круглый год» и «Настоящие друзья» из журнала «Мурзилка» 1962 (10 выпуск) и 2007 годов (3 выпуск).

Сами виноваты

Построили себе Заяц и Зайчиха не­большой домишко в лесу. Всё вокруг при­брали, расчистили и размели. Осталось только большой камень с дороги убрать.

Давай поднатужимся и отташим его куда-нибудь в сторонку! - предложила Зайчиха.

А ну его! - ответил Заяц. - Пусть лежит, где лежал! Кому надо будет, тог его обойдёт!

И остался камень лежать возле крыльца.

Бежал однажды Заяц домой с огоро­да. Забыл, что камень на дороге лежит, споткнулся об него и расквасил себе нос.

Давай уберём камень, - предложила опять Зайчнха. - Смотри, как ты разбился.

Охота была! - отвечал Заяц.- Стану я с ним возиться!

В другой раз несла Зайчиха кастрюлю с горячими щами. Засмотрелась на Зай­ца, который за столом сидел, по столу ложкой стучал, и забыла про камень. На­летела на него, щи пролила, сама ошпарилась. Горе, и только!

Давай, Заяц, уберём этот проклятый камень! - взмолилась Зайчиха.- Не ровен час, кто-нибудь из-за него голо­ву себе сломает.

Пусть лежит, где лежал! - ответил упрямый Заяц.

Пригласили как-то Заяц и Зайчиха своего старого друга Михаила Ивановича Топтыгина на праздничный пирог.

Приду, - пообещал Михаил Ивано­вич.- Пирог ваш, а уж мёд мой будет.

В назначенный день вышли зайцы на крыльцо - дорогого гостя встречать. Ви­дят: спешит Михаил Иванович, большую кадушку с мёдом к груди обеими лапами прижимает, под ноги себе не смот­рит.

Замахали Заяц с Зайчихой лапками:

Камень! Камень!

Не понял Медведь, что ему зайцы с крыльца кричат, почему лапками ма­шут, и со всего хода налетел на камень. И так он на него налетел, что перевер­нулся через голову и всей своей тушей угодил прямо в заячий домик. Кадушку с мёдом разбил, домик развалил.

Схватился Медведь эа голову. Плачут зайцы от горя.

А зачем плакать? Сани виноваты!

Бесспорно, Сергей Владимирович Михалков еще в зените своего творчества заслужил право называться патриархом русской литературы. Один лишь факт того, что он является автором сразу двух советских (1943, 1977 гг.) а впоследствии и российского (2001 г.) гимнов, доказывает необходимость увековечить его имя в книге рекордов Гиннесса. Его знают не только как талантливого поэта, но и драматурга, сценариста и баснописца.

Михалков Сергей Владимирович, краткая биография которого содержит много интересного и примечательного, происходит из древнего русского рода. Его родословная уникальна. Отец - Владимир Александрович Михалков - являлся выпускником юридического факультета МГУ. Он был религиозным человеком и был готов в любую минуту встать на защиту родного Отечества.

Мать поэта - Ольга Михайловна Глебова - была дочерью уездного предводителя дворянства.

Биографическая справка

Тяга к стихосложению у него появилась еще в детские годы. Уже в возрасте девяти лет будущий автор советского гимна начал сочинять стихи и записывать их на бумаге. Отец поддержал начинания своего сына и даже показал его сочинения поэту А. Безыменскому.

Вскоре семья Михалковых перебирается из Москвы в Пятигорск. Отцу поэта было предложено место в Терселькредсоюзе. Сам Сергей Владимирович Михалков вспоминал, что переезд на новое место жительство был связан еще и с тем, что Владимир Александрович не хотел лишний раз «мозолить глаза» советским органам. После Пятигорска поэт вместе с семьей некоторое время жил в Георгиевске.

Начало творческого пути

Первое литературное произведение Михалков опубликовал в 1928 году в ростовском печатном издании «На подъеме».

Стихотворение называлось «Дорога». Вскоре поэт становится членом Терской ассоциации пролетарских писателей (ТАПП) и его литературные эпосы печатают в пятигорской газете «Терек».

Годы юности

В 1930 году, после школьной скамьи, Сергей Владимирович Михалков возвращается в Москву. Он устраивается разнорабочим на местную ткацко-отделочную фабрику. Затем он пробует себя в качестве младшего наблюдателя геологоразведочной экспедиции Ленинградского геодезического института на Алтае. Затем начинающий поэт побывал на Волге и в восточном Казахстане. Спустя некоторое время он уже является внештатным сотрудником отдела писем газеты «Известия». Так, находясь в поисках самореализации, Михалков Сергей Владимирович, произведения которого знал едва ли каждый советский школьник, вдруг начал осознавать, что настоящее его призвание - это стихосложение.

Признание и слава

В начале 30-х годов прошлого столетия московский поэт становится известен широкому кругу советских читателей. И все потому, что произведения Михалкова стали регулярно помещать на полосы столичных журналов и газет, а также они систематически транслировались по радио.

Так, журнал «Пионер», газеты «Комсомольская правда» и «Известия» первыми опубликовали его бессмертные стихи: «А что у вас?», «Дядя Степа», «Три гражданина», «Упрямый Фома» и прочие. Вот чем прославился Михалков Сергей Владимирович. Стихи для детей он сочинять умел, как никто другой.

В период с 1935 по 1937 годы поэт являлся студентом Литературного института М. Горького. Затем он стал членом Союза писателей и был вынужден оставить альма-матер.

В 1936 году, в серии "Библиотечка «Огонька»", где он состоял в объединении молодых писателей, был выпущен его дебютный сборник «Стихи для детей». Естественно, после этого каждый ребенок страны Советов узнал, кто такой Михалков Сергей Владимирович. «Стихи для детей» у него получились емкие, динамичные и познавательные. Их ценность заключалась в том, что основы детского воспитания преподносились «не напрямую», а ненавязчиво, с учетом психологии малыша.

Перу патриарха русской литературы принадлежит и знаменитая сказка «Три поросенка» (1936 год).

В мир детской литературы Сергей Владимирович вошел уверенно и триумфально. Его тиражи книг вскоре ничуть не уступали тиражам именитых Чуковского и Маршака. Известные советские лицедеи и с удовольствием выступали с произведениями Михалкова на радио.

Поэт с самого начала творческого пути занимался переводом детских стихов, которые были максимально идентичны оригиналам.

В 1939 году Сергей Владимирович за опубликованное ранее в газете «Известия» произведение «Светлана» удостаивается едва ли самой высокой награды - Спустя год ему вручают уже Опять может торжествовать Михалков Сергей Владимирович. Стихи для детей, которые он написал, пришлись по вкусу даже советским чиновникам. Затем поэт еще раз получит Сталинскую премию, но уже за то, что написал сценарий к киноленте «Фронтовые подруги».

В конце 30-х годов Михалков пополняет ряды Советской армии и участвует в освобождении Западной Украины. Весь период борьбы с фашизмом он работает в качестве военного корреспондента.

Гимн

Сергей Владимирович в 1943 году, в соавторстве с журналистом Георгием Эль-Регистаном, придумывает слова гимна СССР, который впервые прозвучал в предстоящую новогоднюю ночь. Спустя 34 года он напишет вторую редакцию «главной песни» страны Советов, а уже в 2001 году представит текст российского гимна.

Баснописец

И уже первые произведения Сергея Владимировича пришлись тому по душе. «Правда» опубликовала сначала басню «Лиса и Бобер», а спустя немного времени - «Заяц во хмелю», «Две подруги» и «Текущий ремонт». Михалков написал в общей сложности порядка двухсот басен.

Автор пьес и сценарист

Сергей Владимирович проявил свой талант и в сочинительстве пьес для детских театров. Из-под пера маэстро вышли такие известные произведения, как «Особое задание» (1945 г.), «Красный галстук» (1946 г.), «Я хочу домой» (1949 г.). Кроме этого, Михалков является автором множества сценариев для мультипликационных фильмов.

Регалии

Перечислять регалии можно очень долго. Как уже подчеркивалось, его награждали орденами Ленина, Сталинской премией. В 1973 году ему присвоено звание Героя Соцтруда. Сергей Владимирович неоднократно являлся лауреатом Государственной премии. Кроме этого, поэт имеет Отечественной войны I степени, орден Дружбы народов, орден Почета, орден Трудового Красного Знамени и многие другие награды.

Личная жизнь

В 1936 году молодой Михалков обручается с внучкой известного художника Василия Сурикова - Натальей Петровной Кончаловской, которая была старше своего избранника на 10 лет.

До встречи с ним у нее уже был определенный опыт семейной жизни: ранее поэтесса была супругой разведчика Алексея Богданова. В браке с ним Кончаловская родила дочь Екатерину, которую впоследствии удочерил Сергей Владимирович. Поэт и Наталья Петровна были счастливы вместе долгое время, прожив целых 53 года. Сначала у них родился сын Андрей, а затем и сын Никита. Дети Михалкова Сергея Владимировича стали известными людьми, выбрав режиссерскую карьеру. Дочь Екатерина стала супругой известного писателя Юлиана Семенова.

Поэт ушел из жизни 27 августа 2009 года, прожив 96 лет. Врачи констатировали у Михалкова отек легких. Похоронили патриарха русской литературы на Новодевичьем кладбище столицы.

Публикации по теме