Василий теркин настоящий русский солдат. Предыдущее

Русский солдат в поэме Твардовского "Василий Теркин"

Поэма Александра Твардовского "Василий Теркин" с газетного листа шагнула в ряд бессмертных произведений русской литературы. Как и всякое великое произведение, поэма Твардовского дает правдивую картину эпохи, картину жизни своего народа.

В образе Василия Теркина поэт сумел выразить главное в русском национальном характере, выявить его лучшие черты. "Книга про бойца" - это произведение "без особого сюжета", "без начала, без конца", так как на войне, когда в любую минуту можно погибнуть, "кто доскажет, кто дослышит - угадать вперед нельзя..." Сознавая свою большую ответственность очевидца, Твардовский размышляет о своем герое и говорит:

В чем-то я его богаче, -

Я ступал в тот след горячий,

Я там был. Я жил тогда...

А всего иного пуще

Не прожить наверняка -

Без чего? Без правды сущей,

Правды, прямо в душу бьющей,

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька.

События поэмы происходят на фронте, то есть на той полосе земли, где непосредственно готовились и шли сражения. Сюжет "Теркина" дает ответ на всенародный вопрос: как победить, что для этого нужно? Есть в поэме и героизм, и человечность, и та "скрытая теплота патриотизма", которая была у Льва Толстого при описании другой Отечественной войны - 1812 года. Эта параллель не случайна. Ведь эпический герой Твардовского - русский солдат, наследник своих героических предков:

Тем путем идем суровым,

Что и двести лет назад.

Проходил с ружьем кремневым

Русский труженик-солдат.

Путь русского труженика-солдата, советского солдата печальных дней отступления, возникает в главе "Перед боем":

Вслед за властью за советской,

Вслед за фронтом шел наш брат...

Но в этой горькой картине больше оптимизма и веры в конечную победу, чем в иных бравурных маршах. В знаменитой главе "Переправа" трагическое переходит в героическое:

Бой идет - святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Обычное, "мирное" слово "переправа" приобретает трагическое звучание:

Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый,

Снег шершавый, кромка льда...

Кому память, кому слава,

Кому темная вода, -

Ни приметы, ни следа...

Динамичные, скупые, точные в описании событий строки поэмы потрясают читателя. Твардовский разворачивает картину трагической гибели русских солдат. Глубокая скорбь звучит в этих строчках:

И увиделось впервые,

Не забудется оно:

Люди теплые, живые

Шли на дно, на дно, на дно...

В центре поэмы - народный характер, обобщенный в образе Василия Теркина. Это не просто балагур и весельчак, каким он кажется с первого взгляда. В главе "На привале", где он впервые рассказывает о себе - молодом бойце, мы узнаем, что ему уже порядком досталось от войны. Он был трижды в окружении: "Был рассеян я частично, А частично истреблен... Но, однако, жив вояка".

И вот приходит к солдатам Теркин со своей "политбеседой", короткой и простой:

Я одну политбеседу повторял: - не унывай,

Не зарвемся, так прорвемся.

Будем живы - не помрем.

Срок придет, назад вернемся,

Что отдали - все вернем.

Тяжела война, страшны потери, но самый большой урон - это уныние, отчаяние, безверие. Солдату нужно крепиться. Вот и вся теркинская "пропаганда" , но сколько в ней спрессовано народной мудрости и уверенности в том, что зло не может быть бесконечным и безнаказанным.

Теркин встает перед всеми как бывалый солдат, для которого жизнь - это оставшийся от отца дом, милый, обжитой и находящийся в опасности. Он - работник, хозяин и защитник этого дома. В Теркине чувствуется большая душевная сила, стойкость, умение подниматься после каждого удара. Вот он шуткой смягчает рассказ о трех "сабантуях"; вот он ест "со смаком" солдатскую пищу; вот невозмутимо укладывается на сырой земле под дождем, укрывшись "одной шинелькой".

Мечта Теркина о награде ("Я согласен на медаль") - это не тщеславное желание прославиться или выделиться. На самом деле это желание увидеть родные края и родных людей свободными. В главе "О горе", когда Теркин с любовью, с "дрожью сердечной" вспомнил смоленскую родную землю, глотнул ее воздух, услышал ее голос, восклицает от всей души:

Мне не надо, братцы, ордена,

Мне слава не нужна,

А нужна, больна мне Родина,

Родная сторона!

Не раз смерть встает в "книге про бойца" в самых различных обстоятельствах и обличиях. О ней сказано без смягчений, в прямых словах и точных подробностях:

Ждут, молчат, глядят ребята,

Зубы сжав, чтоб дрожь унять...

Ты лежишь ничком, парнишка

Двадцати неполных лет.

Вот сейчас тебе и крышка.

Вот тебя уже и нет.

Смерть тушит все краски жизни, она подло обкрадывает человека. Инстинктивному страху смерти нужно уметь по-человечески противостоять, если не можешь ее одолеть.

Нет, товарищ, зло и гордо,

Как закон велит бойцу,

Смерть встречай лицом к лицу

И хотя бы плюнь ей в морду,

Если все пришло к концу...

Знаменательно то, что Теркин живет как бы в двух измерениях: с одной стороны, это вполне реальный солдат, стойкий боец Советской Армии. С другой стороны, это русский сказочный солдат-богатырь, который в огне не горит и в воде не тонет.

Богатырь не тот, что в сказке -

Беззаботный великан, -

А в походной запояске,

Человек простой закваски...

В муках тверд и в горе горд

Теркин жив и весел, черт!

Василий Теркин стал любимейшим героем; он раньше автора, создавшего его, был воплощен в скульптуру, установленную на Смоленщине. Твардовский нигде не описал внешность Теркина, но этот боец узнаваем.

То серьезный, то потешный,

Нипочем, что дождь, что снег, -

В бой, вперед, в огонь кромешный,

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек.

Так и уходит Василий Теркин сквозь все стихии мира в бой, в будущее, в духовную историю нашего общества.

Меню статьи:

Произведение на военную тематику часто встречаются в культуре и литературе всех без исключения стран и народностей. И это не удивительно, именно война стала в жизни многих людей бесповоротным рубежом, кардинально поменявшим их жизни. В большинстве случаев такие произведения печальны и настраивают читателя на определенную трагедию. Однако это не касается произведения А. Твардовского «Василий Теркин».

Собирательность образа Василия Теркина

Александр Трифонович Твардовский в военные годы был корреспондентом на фронте, поэтому он много общался с рядовыми солдатами, и соответственно, много времени проводил на полях сражений. Такая деятельность позволила Твардовскому подмечать характерные черты солдат, особенности их поведения, а также узнавать о некоторых необычных, геройских поступках защитников Родины.

В скором времени все эти наблюдения и материалы воплотились в образе Василия Теркина – центрального персонажа одноименной поэмы Твардовского.

Биография Василия Теркина

О биографических данных Теркина известно крайне мало, Зовут его Василий Иванович. Его родина – Смоленщина. На этом информация заканчивается. Данные о внешности героя также скудны – его внешность не была запоминающейся: он не был ни высок, ни низок, не был Теркин ни красавцем, ни уродом.
Пожалуй, это связано с желанием автора изобразить типичного солдата из простой семьи. Именно благодаря таким незначительным данным создается впечатление о типичности героя – его можно подстроить под любую биографию человека реально принимавшего участие в военных событиях.

Символичность фамилии

В то время как о символичности имени главного героя поэмы говорить сложно – скорее всего, оно было взято из разряда самых распространенных имен, то его фамилия не лишена символизма и подтекста.

В первую очередь символизм фамилии Василия объясняется его оптимистическим отношением к войне и верой в победу войск, к которым принадлежит Василий.

Теркин постоянно поддерживает сослуживцев, особенно тех, которые впервые оказались на фронте и с ужасом воспринимают все происходящее. Он неоднократно говорит, что все пройдет, перетрется. Именно здесь и заключен основной посыл, объясняющий его фамилию – жизнь все время «трет» Василия, но, несмотря на все неприятности и сложности, он не теряет оптимизма и усердия.

Военная служба Теркина

Основную массу повествования занимают описание различных военных ситуаций и роль в их разрешении Василия Теркина.

Вторая мировая война – не первая война в жизни Теркина, до этого он уже побывал на фронтах финской войны, поэтому все тяжести, противоречия и сложности военной жизни Теркин не воспринимает как нечто ужасное и необычное, для него уже привычна жизнь военного человека.


Судя по всему, в Финскую войну Теркин был простым, рядовым солдатом и не был произведен в офицерское звание. Вторую мировую Теркин также начинает в звании рядового, однако, благодаря своим неоднократным подвигам, он получает значительные награды и офицерское звание.

Однажды Теркин сумел сбить винтовкой вражеский самолет. За этот поступок он был награжден генералом орденом. Однако это не единственный подвиг Теркина – он также помогает переправиться своим войскам через речку. Для этого он переплывает зимой реку, смело и самоотверженно сражается с противниками и даже был ранен, но отлеживаться не собирается, а сразу же после улучшения состояния опять порывается на фронт.

Характеристика личности

Первое, что бросается в образе Теркина – это его оптимизм. Он веселый человек и старается не унывать даже в самые печальные моменты жизни. Даже тогда, когда кажется, что надежды на благополучный исход нет, Теркин находит возможность пошутить и в такой образ поддержать своих товарищей.


Василий добрый и бескорыстный человек, у него большое сердце и щедрая душа. Теркин помнит все добрые поступки по отношению к нему и старается отплатить добром в ответ. Так, например, он помнит, как после ранения потерял шапку, а медсестра ему отдала свою. Эту шапку Теркин бережно хранит – она напоминает ему о человеческой отзывчивости и доброте. Когда его сослуживец теряет кисет, Теркин ему отдает свой. Василий считает, что на войне можно потерять все, что угодно – как материальные вещи, так и не материальные, вплоть до совей жизни. Единственное, что нельзя потерять, по мнению Теркина – это Родину.

Василий очень любит жизнь, в такой степени, что ради жизни других людей готов рискнуть своей жизнью. Однако при этом не упускает возможности в шутливой форме ответить, что он бы хотел дожить лет до 90.

Теркин – человек чести, он считает, что на войне нужно забыть о личных интересах и руководствоваться понятием чести.

Теркин умеет хорошо играть на гармошке. Своей игрой он умеет и развеселить людей, и заставить их взгрустнуть.

Кроме этого, Теркин знает много забавных историй и обладает талантом их рассказывать. Василий всегда увлекает сослуживцев своим рассказом, умеет надолго удержать их внимание на своем рассказе.

Чтобы развеять тоску товарищей, Теркин смешно умеет перекривлять пение немцев. Одним словом, Теркин, который сам не любит грустить и печалиться знает множество способов, как развеселить солдат и ободрить их. Именно поэтому, он любимчик всех солдат.

Однако не только веселые рассказы в арсенале Теркина. Так, например, он рассказывает историю о солдате, который, придя к себе в деревню с освободительной армией обнаружил, что вся его семья погибла, а дом разрушился. Теркин говорит, что, нужно помнить о таких людях и не забывать о них в то время, когда вражеская армия будет повержена.
Теркин – мастер на все руки. Он умеет делать любую работу. Так, например, пребывая в одной из деревень, Теркин чинит старикам часы и пилу.

Таким образом, образ Василия Теркина – собирательный. Он основан на множестве воспоминаний солдат Второй мировой войны и обличает наилучшие характеристики людей.

Василий всегда готов прийти на помощь другим, он честный и бескорыстный человек. Теркин во всем происходящем, в первую очередь, готов увидеть что-то позитивное, это связанно с его жизнеутверждающим настроем и верой в восстановление справедливости и победы добра.

Поэма “Василий Теркин” в жанровом отношении — свободное повествование- хроника (“Книга про бойца, без начала, без конца...”), которое охватывает всю историю войны — от трагического отступления до Победы. Главы поэмы связаны с различными событиями войны: “На привале”, “Перед боем”, “Переправа”, “Гармонь”, “В наступлении”, “На Днепре”. В основе поэмы — образ главного героя — рядового Василия Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный образ, соединяющий в себе типичные черты духовного облика и характера обыкновенного русского солдата.
Теркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда,
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.

Образ Теркина имеет фольклорные корни, это “богатырь, сажень в плечах”, “весельчак”, “человек бывалый”. За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой момент. Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжкий ратный труд и бой, и переход на новые позиции, и ночлег в окопе или прямо на земле, “заслонясь от смерти черной только собственной спиной...”. А герой, совершающий этот подвиг, — обыкновенный, простой солдат:

Человек простой закваски,
Что в бою не чужд опаски...
То серьезный, то потешный,
...Он идет — святой и грешный...

В образе Теркина Твардовский изображает лучшие черты русского характера — смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность своей родной земле.
Мать-земля родная наша,
В дни беды и в дни побед
Нет тебя светлей и краше,
И желанней сердцу нет...

Именно в защите Родины, жизни на земле заключается справедливость народной Отечественной войны: “Бой идет святой и правый, смертный бой не ради славы — ради жизни на земле”. И последнее, что можно сказать: вся поэзия Твардовского - это служение высокому долгу, включающего в себя вечное служение военной теме. III. Как неоднократно отмечено критиками, Твардовский первый из поэтов затронул тему ответственности живых перед павшими, той высокой ответственности, без которой жизнь вообще теряет свой смысл, ибо каково человеку переносить все невзгоды бытия, если знать, что потомки никак не оценят сделанное им и его поколением и не только предадут их забвению, но могут даже растоптать все их завоевания, как это, увы, не раз бывало за многовековую историю человечества... Нет, погибающий должен хотя бы за мгновение до смерти увидеть, пусть мысленно, тех, «кто из рук наших знамя подхватил на бегу», как выразился поэт еще в 1946 году («Я убит подо Ржевом»). «А иначе даже мертвому - как?»

>Сочинения по произведению Василий Теркин

Образ русского солдата

Несмотря на то, что это вымышленный образ, он был изображен настолько реалистично, что люди воспринимали его, как живущего рядом с ними человека. Ведущую роль в этом сыграли, конечно же, фольклорные мотивы, использованные в поэме.

Образ Василия Тёркина – это собирательный образ неунывающего весельчака, балагура и просто смелого солдата. В нем воплощены характерные черты русского национального характера. При этом автор подчеркивает его «обыкновенность». Это обычный русский солдат из смоленского села, который встречался, чуть ли не в каждой роте, только под разными именами. Такие как он не только отчаянно сражались за родину, но и поддерживали товарищей в трудную минуту, поднимали им боевой дух.

Отважность героя, его находчивость и умение приспособиться к любой даже самой трудной ситуации проявляются на протяжении всей поэмы. Если сначала он кажется каким-то несерьезным, беззаботным весельчаком, которому только песни петь, то в следующих главах раскрывается его настоящий характер. На самом деле, он просто считает, что с шуткой и воевать легче.

Он не раз совершает подвиг, на который другие не решаются. Так, например, по ледяной воде он переправляется на другой берег, чтобы доложить командиру о ситуации. Затем из «погребушки» убивает немецкого офицера, в рукопашном бою побеждает другого немца. Когда над ним и его товарищами кружит вражеский самолет, он единственный решается выстрелить в него из винтовки. Смелое поведение героя не остается незамеченным. Его награждает орденом сам генерал. А со временем обычный солдат становится офицером.

Задача автора – показать, что такие как Тёркин нужны в каждом полку. Ведь дело не только в военных сражениях и подвигах, а в настоящем русском характере, который может перенести любые невзгоды и победить в любой схватке. По этой причине образ Василия Тёркина укоренился в русской литературе и стал воплощением национального характера.

В поле вьюга-завируха,
В трех верстах гудит война.
На печи в избе старуха,
Дед-хозяин у окна.

Рвутся мины. Звук знакомый
Отзывается в спине.
Это значит - Теркин дома,
Теркин снова на войне.

А старик как будто ухом
По привычке не ведет.
- Перелет! Лежи, старуха.-
Или скажет:
- Недолет...

На печи, забившись в угол,
Та следит исподтишка
С уважительным испугом
За повадкой старика,

С кем жила - не уважала,
С кем бранилась на печи,
От кого вдали держала
По хозяйству все ключи.

А старик, одевшись в шубу
И в очках подсев к столу,
Как от клюквы, кривит губы -
Точит старую пилу.

Вот не режет, точишь, точишь,
Не берет, ну что ты хочешь!..-
Теркин встал:
- А может, дед,
У нее развода нет?

Сам пилу берет:
- А ну-ка... -
И в руках его пила,
Точно поднятая щука,
Острой спинкой повела.

Повела, повисла кротко.
Теркин щурится:
- Ну, вот.
Поищи-ка, дед, разводку,
Мы ей сделаем развод.

Посмотреть - и то отрадно:
Завалящая пила
Так-то ладно, так-то складно
У него в руках прошла.

Обернулась - и готово.
- На-ко, дед, бери, смотри.
Будет резать лучше новой,
Зря инструмент не кори.

И хозяин виновато
У бойца берет пилу.

Ставит бережно в углу.

А старуха:
- Слаб глазами.
Стар годами мой солдат.
Поглядел бы, что с часами,
С той войны еще стоят...

Снял часы, глядит: машина,
Точно мельница, в пыли.
Паутинами пружины
Пауки обволокли.

Их повесил в хате новой
Дед-солдат давным-давно:
На стене простой сосновой
Так и светится пятно.

Осмотрев часы детально,-
Все ж часы, а не пила,-
Мастер тихо и печально
Посвистел:
- Плохи дела...

Но куда-то шильцем сунул,
Что-то высмотрел в пыли,
Внутрь куда-то дунул, плюнул,
Что ты думаешь,- пошли!

Крутит стрелку, ставит пятый,
Час - другой, вперед - назад.
- Вот что значит мы, солдаты.-
Прослезился дед-солдат.

Дед растроган, а старуха,
Отслонив ладонью ухо,
С печки слушает:
- Идут!
- Ну и парень, ну и шут...

Удивляется. А парень
Услужить еще не прочь.
- Может, сало надо жарить?
Так опять могу помочь.

Тут старуха застонала:
- Сало, сало! Где там сало...

Теркин:
- Бабка, сало здесь.
Не был немец - значит, есть!

Бабка охнула тревожно.
Завозилась на печи.
- Бог с тобою, разве можно...
Помолчи уж, помолчи.

А хозяин плутовато
Гостя под локоть тишком:
- Вот что значит мы, солдаты,
А ведь сало под замком.

Ключ старуха долго шарит,
Лезет с печки, сало жарит
И, страдая до конца,
Разбивает два яйца.

Эх, яичница! Закуски
Нет полезней и прочней.
Полагается по-русски
Выпить чарку перед ней.

Ну, хозяин, понемножку,
По одной, как на войне.
Это доктор на дорожку
Для здоровья выдал мне.

Отвинтил у фляги крышку:
- Пей, отец, не будет лишку.
Поперхнулся дед-солдат.
Подтянулся:
- Виноват!..

Крошку хлебушка понюхал.
Пожевал - и сразу сыт.

А боец, тряхнув над ухом
Тою флягой, говорит:
- Рассуждая так ли, сяк ли,
Все равно такою каплей
Не согреть бойца в бою.
Будьте живы!
- Пейте.
- Пью...

И сидят они по-братски
За столом, плечо в плечо.
Разговор ведут солдатский,
Дружно спорят, горячо.

Дед кипит:
- Позволь, товарищ.
Что ты валенки мне хвалишь?
Разреши-ка доложить.
Хороши? А где сушить?

Не просушишь их в землянке,
Нет, ты дай-ка мне сапог,
Да суконные портянки
Дай ты мне - тогда я бог!

Снова где-то на задворках
Мерзлый грунт боднул снаряд.
Как ни в чем - Василий Теркин,
Как ни в чем - старик солдат.

Эти штуки в жизни нашей,-
Дед расхвастался,- пустяк!
Нам осколки даже в каше
Попадались. Точно так.
Попадет, откинешь ложкой,
А в тебя - так и мертвец.

Но не знали вы бомбежки,
Я скажу тебе, отец.

Это верно, тут наука,
Тут напротив не попрешь.
А скажи, простая штука
Есть у вас?
- Какая?
- Вошь.

И, макая в сало коркой,
Продолжая ровно есть,
Улыбнулся вроде Теркин
И сказал:
- Частично есть...

Значит, есть? Тогда ты - воин,
Рассуждать со мной достоин.
Ты - солдат, хотя и млад.
А солдат солдату - брат.

И скажи мне откровенно,
Да не в шутку, а всерьез.
С точки зрения военной
Отвечай на мой вопрос.
Отвечай: побьем мы немца
Или, может, не побьем?

Погоди, отец, наемся,
Закушу, скажу потом.

Ел он много, но не жадно,
Отдавал закуске честь,
Так-то ладно, так-то складно,
Поглядишь - захочешь есть.

Всю зачистил сковородку,
Встал, как будто вдруг подрос,
И платочек к подбородку,
Ровно сложенный, поднес.
Отряхнул опрятно руки

И, как долг велит в дому,
Поклонился и старухе
И солдату самому.
Молча в путь запоясался,
Осмотрелся - все ли тут?
Честь по чести распрощался,
На часы взглянул: идут!
Все припомнил, все проверил,
Подогнал и под конец
Он вздохнул у самой двери
И сказал:
- Побьем, отец...

В поле вьюга-завируха,
В трех верстах гремит война.
На печи в избе - старуха.
Дед-хозяин у окна.

В глубине родной России,
Против ветра, грудь вперед,
По снегам идет Василий
Теркин. Немца бить идет.Опубликовано в издании:
А.Твардовский.
Стихотворения и поэмы в двух томах.
Москва, "Художественная литература", 1951.

Публикации по теме

  • Последствия атомной войны Последствия атомной войны

    Массовый голод станет главным последствием любого локального ядерного конфликта на Земле. К такому выводу пришли исследователи из...

  • Краткий пересказ романа Ф Краткий пересказ романа Ф

    «Преступление и наказание» Пересказ Часть первая В 1865 г. бывший студент юридического факультета Родион Раскольников окончательно...