Судьба пилота. Ведомый Александра Покрышкина

В разделе на вопрос Почему иногда самолеты летают парой - ведущий и ведомый? Например истребители, штурмовики и др. заданный автором Полосовать лучший ответ это Оптимальное количество. Один, как говорится, в поле (небе) не воин, а звено - уже много, держаться крайне сложно, мешаются друг другу, в результате чего прикрыть нормально не могут. Пара - самое оптимальное, как уже сказано выше - ведущий атакует, а ведомый прикрывает. Массовое применение такая тактика нашла в годы 2-й мировой войны. На практике стало быстро ясно, что пара в бою оказалась сильнее тройки (в частности на примере двух F-4 и трех "Зеро", даже притом, что "Зеро" превосходил по маневренности американца) .

Ответ от Геннадий Кашелевич [новичек]
Ведущий выполняет поставленную задачу, ведомый - прикрывает хвост ведущего и смотрит на 360 градусов во всех плоскостях, чтоб никто не подкрался незамеченным.


Ответ от Просвира [гуру]
Это типа ведущий воюет.
А ведомый его зад прикрывает.
Хотя мое мнение что при таком парном полете просто легче обучать новичков.
Второй пилот просто повторяет все действия первого более опытного летчика.
(заход на боевой курс. поражение цели. уход на повторный заход и тд)


Ответ от Tiburon Hyundai [гуру]
Экономия топлива 😉 Один за другим летит в воздушном потоке, требуется меньше топлива для преодоления сопротивления воздуха. Лучше сразу посылать по 12 штук, оптом =)

Служу Родине. Рассказы летчика Кожедуб Иван Никитович

3. ВЕДУЩИЙ И ВЕДОМЫЙ

3. ВЕДУЩИЙ И ВЕДОМЫЙ

…И вот мы снова на учебном аэродроме.

Вокруг сосновый лес, неподалёку речка. Окрестности напоминают родные места.

Нас разделили на ведущих и ведомых. Я попал ведомым к командиру звена младшему лейтенанту Габуния. Петро назначили помощником командира полка.

Когда был зачитан приказ, Габуния подошёл ко мне и сказал:

Вот славно - вместе летать будем!.. Давай знакомиться: рассказывай о себе. Я тоже расскажу.

Красиво было его лицо с тонкими чертами, с чёрными задумчивыми глазами. У него была лёгкая, чуть танцующая походка. Синяя гимнастёрка ловко сидела на нём. Он и летал красиво, смело, уверенно.

Габуния рассказал, что он по специальности педагог, окончил аэроклуб в родной Грузии, затем, в дни войны, лётное училище. Он уже был членом партии.

С этого дня мы - ведущий и ведомый - стали неразлучными друзьями. Рядом спали, вместе ходили в столовую. Так уж водится, что ведомый не отходит от ведущего и на земле, приноравливается к его движениям, привычкам, помня, что всё это понадобится в воздухе.

На аэродроме зарождалась дружба будущих боевых пар.

Дружба нужна везде и всегда, в любой работе: у пулемёта и в танке, у станка и за партой в классе. Но в воздушном бою она нужна, как нигде.

Спаянность лётной пары обязывает зорко следить за каждой ошибкой в воздухе - и своей и товарища: если из ложного чувства товарищества не обратишь внимание друга на ошибку, значит усилишь её.

Огромно значение хорошо слётанной, дружной пары истребителей в воздушном бою. Это дружба воинов, одухотворённых великими идеями справедливой войны, готовых на любой подвиг во славу Отчизны; приказ ведущего - закон для ведомого.

Такие отношения, основанные на доверии и требовательности, и сложились у нас с Габуния.

В эскадрилье подобрались прекрасные, дружные ребята и хорошие лётчики. Вообще мне везёт: товарищи у меня хорошие. А это на войне много значит.

Среди новых товарищей, живущих со мной в землянке, мне особенно пришёлся по душе старший сержант Кирилл Евстигнеев, весёлый, простой, тактичный. К нему все относятся с большим уважением.

Евстигнеев, действительно, заметно выделяется среди многих других: он очень способный лётчик. У него открытое, хорошее русское лицо. Он худощав, не очень высок ростом. Когда Кирилл чем-нибудь взволнован, он крепко сжимает зубы, и мускулы на его лице двигаются. Он очень впечатлителен, но в то же время у него поразительная выдержка.

Из книги В военном воздухе суровом автора Емельяненко Василий Борисович

Безрассудный ведомый Ведущий на фронте ценится на вес золота. Он летит на головном самолете. Это самый опытный в группе летчик. Если в полку есть ведущие, то часть боеспособна. Ведущему можно было "нацеплять на хвост" сколько угодно молодых необстрелянных летчиков. А

Из книги Феномен игры автора Ворошилов Владимир Яковлевич

Куда ведет ведущий? Прежде всего зададим себе вопрос: нужен ли он, нельзя ли обойтись в игре вообще без ведущего? Ведь ни в шахматах, ни в хоккее, ни в других спортивных играх ведущего нет. Есть судьи, тренеры, ассистенты, а фигура ведущего в игре отсутствует. Мне кажется, что

Из книги Пикировщики автора Цупко Павел Иванович

Ведущий пикировщиков Балтики 1В авиаполк Усенко вернулся в то время, когда на Северо-западном фронте заканчивалась подготовка к освобождению Прибалтийских советских республик. На северном его участке в конце июля 1944 года сокрушительным ударом войск 8-й армии

автора

Из книги Жизнь и необычайные приключения писателя Войновича (рассказанные им самим) автора Войнович Владимир Николаевич

Ведомый неведомой рукой Моего отца судьба всю жизнь водила по краю пропасти. Отец был арестован, когда зверства НКВД еще не достигли кульминации, а осужден, когда в карательной системе наступило первое «потепление». Освобожден перед самой войной, но тут же ушел на фронт.

Из книги Вы, разумеется, шутите, мистер Фейнман! автора Фейнман Ричард Филлипс

Ведущий химик-исследователь корпорации «Метапласт» Закончив МТИ, я стал искать работу на лето. Подал два или три заявления в «Белл лэбраториз», несколько раз навестил их. Билл Шокли, с которым я был знаком по лаборатории МТИ, всякий раз проводил меня по помещениям

Из книги Финансисты, которые изменили мир автора Коллектив авторов

Ведущий консультант Портер известен не только как ученый, профессор, писатель и предприниматель. Он также является крупным деятелем в сфере корпоративной социальной ответственности, отрасли, набирающей обороты в последнее время. Портер называет корпоративную

Из книги Георгий Юматов автора Тендора Наталья Ярославовна

Вячеслав Сикора, ведущий актер Гомельского драматического театра: «Исключение из правил» Что для нашего поколения Георгий Юматов? Великий актер, легенда, звезда на кинонебосклоне советского кинематографа. Кумир с тяжелой судьбой, так теперь вспоминают о Юматове. Мне

Судьба пилота. Ведомый Александра Покрышкина. September 23rd, 2014

5 октября 1941 г. 55ИАП
Майор Иванов уточнил задание, подчеркнул, что надо разведать подход новых сил противника. Он дал конкретные указания о выполнении задачи.
- Полетишь парой. Ведомым с тобой пойдет Комлев, - закончил Виктор Петрович.
- Комлев? Но он еще не вошел по-настоящему в строй после возвращения из госпиталя.
- Может быть, вернемся к Барышникову? Я с ним очень серьезно поговорил.
- Нет! С таким ведомым на разведку лететь нельзя.
- Ты знаешь, что все опытные летчики задействованы в штурмовых ударах.
- Все понятно! Разрешите идти и готовиться к вылету!

Назначение Степана Комлева ведомым меня беспокоило. Молодой летчик был сбит в воздушном бою в Молдавии, получил ранение. Три месяца он лечился. Все это, конечно, сказалось на летной форме. Я также считал, что он еще полностью не избавился от психологического потрясения, которое получил в бою. Следовало бы дать ему возможность восстановить технику пилотирования самолетом, а также полетать на боевые задания в составе шестерок.
(из воспоминаний Александра Покрышкина)
http://militera.lib.ru/memo/russian/pokryshkin-1/07.html

В этом вылете разведчики встретили группу «мессершмиттов», а результате короткого воздушного боя Степан Комлев с задания не вернулся - вероятнее всего, он был сбит вражескими истребителями.

Точно восстановить картину воздушного боя и судьбу Степана Комлева не смог прояснить и ведущий Александр Покрышкин, так как сам произвел вынужденную посадку в расположении своих войск и вместе с наземными войсками, буксируя самолет автомашиной, пробирался на свой аэродром.
Приходится только сожалеть, что такой опытный летчик, как Александр Иванович, не смог заметить, что стало с его ведомым, а ведь это имеет важное значение для доброго имени самого Степана Комлева - сгорел ли он в воздушном бою, сражаясь с врагом, или исход был другим. Осталось верить тому, что он не струсил, увидев «мессов», и сражался с фашистами насмерть...

В том, что Степан пошел на разведку с Покрышкиным, нет ничего особенного. В этот период не считались с тем, кто будет ведущим, а кто ведомым, - звенья и группы комплектовались каждый раз непосредственно перед вылетом. Бывало и так, что летчик совершал один вылет в качестве ведущего, а в следующий шел уже ведомым. Конечно, это не касалось молодых пилотов, а только «старичков», которые уже прошли фронтовую школу и которых осталось не так много.
По наряду на боевое задание в паре с Александром должен был лететь я, автор этих строк, но на самолете Степана Комлева - мой истребитель был неисправен и находился в ремонте. Но Комлев решил по-иному, не желая передавать свой самолет - в этот полет вместо меня пойдет он, а потом я слетаю вместо него, как только будет восстановлен мой самолет. На том и порешили, но он не вернулся...

http://militera.lib.ru/memo/russian/karpovich_vp/09.html

Боль в ране все сильнее давала знать. Госпиталь долго искать не пришлось: он был тут же, на площади….. Врач расспросил, как я получил ранение. Выслушав, распорядился перевязать и сделать укол от столбняка. Медицинские сестры, делая перевязку, обмолвились, что вчера к ним тоже доставили раненого летчика. Он сел около Полог.
- Как его фамилия, где он сейчас? - спросил я. Одна из сестер пошла посмотреть книгу раненых в приемном отделении.
- Это был младший лейтенант Комлев, - сообщила она. - Вечером его отправили в тыл.
- Вы что, знаете его? - спросил врач.
- Это мой напарник. Выходит, обоим нам со Степаном досталось.
- Ваш товарищ был легко ранен и послушался нас, поехал подлечиться. А вы упрямы и не хотите лечь,- упрекнули меня.

№ 49 Степан Комлев - пропал без вести.

Младший лейтенант Степан Кириллович Комлев родился в 1918 году в деревне Кодуково Бушевского района Витебской области, мой земляк-белорус, друг и товарищ по совместной учебе в Минском аэроклубе и Борисоглебскому военному училищу, которое он окончил в 1938 году. Нам пришлось вместе проходить службу в авиачастях, в одной эскадрилье; так получалось, что, будучи холостяками, и жить приходилось в одной комнате на частной квартире. Степан участвовал в боях с первого дня Великой Отечественной войны, дрался с врагом смело и дерзко. За два с половиной месяца боевых действий совершил около ста боевых вылетов, участвовал в воздушных боях, на его счету два лично сбитых самолета, имел ранение. Степан считался одним из отважных летчиков, с ним летали с доверием старшие и младшие, и не случайно, что он был частым напарником Александра Покрышкина. За успешные боевые действия представлялся к ордену Красного Знамени, но не был награжден только потому, что не вернулся с боевого задания, пропал без вести. Никто не видел последних минут его жизни, как его горящий самолет направился к земле и врезался в нее, похоронив вместе с летчиком и его заслуги, но он навсегда остался в памяти товарищей.
(из воспоминаний Викентия Карповича)

Когда я вернулся в полк летчики и техники тут же окружили нас, попросили рассказать о мытарствах. Пришлось снова мысленно пройти дни и ночи этой тяжелой недели, рассказать о пережитом. Вспоминаю, а сам думаю о ведомом. Знают о нем что-либо? Не выдержал, спросил. Но в полку ничего не было известно о Степане Комлеве.
(Из воспоминаний Александра Покрышкина)


Преимущественно всегда описываются биографии асов, которые сбили много самолетов , они отмечаются наградами и другими почестями. И это абсолютно заслуженно. Но в этой статье я хочу рассказать о ведомых на примере биографии Сергея Макаровича Крамаренко , которые во вторую мировую обеспечивали надежный тыл ведущим . Они всегда оставались в тени, их заслуги выглядели тускло в сравнение с основной ударной силой, но были не менее важными.

Основная задача ведомых - не допускать атак ведущих в заднюю полусферу. Только очень опытные летчики могли в качестве ведомых часто сбивать самолеты .

Начало биографии Сергея Макаровича Крамаренко ничем не отличается от обычных людей. Родился в 1923 г., после окончания школы поступил в транспортный институт.

Но в 1940 г. его жизнь кардинально изменилась. Сергей поступает в аэроклуб Дзержинського района. После окончания поступает в Борисоглебское летное училище, после которого Крамаренко служит в Арзамасском запасном полку.

В июне 1942 г. его переводят в 525-й истребительный полк 1-й воздушной армии, где Сергей Макарович осуществляет 76 боевых вылетов. Уже опытного пилота в июле 1943 г. направляют в 19 Краснознаменый истребительный полк, который был только на стадии формирования и создавался специально для асов-охотников по инициативе маршала Новикова. Там проходит очень серьезную подготовку в течение полугода на аэродроме Чкаловский, что под Москвой.

И вот в январе следующего года под командованием Шестакова вылетают на I Украинском фронт. Вылеты осуществляли на самолетах Ла-5ФН. 19 марта, во время атаки на немецкие самолеты Ju-88 самолет Крамаренко был сбит. Ему удалось покинуть его, но одежда летчика загорелся, одна нога была пробита осколком, из-за чего вся нагрузка приземления пришлось на вторую ногу. Впоследствии оказалось, что она была сломана.

Подобрали Сергея Макаровича фашисты. Так и осталось неизвестным, что от него они хотели, потому что приняли решение не расстреливать Крамаренко , а поместить в госпиталь. Скорее всего, выведать данные. Шесть дней летчик был на грани смерти. Но однажды проснувшись, услышал выстрелы, в госпиталь ворвались люди в родной до боли советской форме. На радостях налили пилоту кружку водки, от чего он снова потерял сознание, ведь практически ничего не ел.

Лечение в госпитале было настолько "качественным", что Крамаренко получил осложнения в виде воспаления легких и тифа. Только в конце мая он сумел подняться на ноги. Когда маршал Новиков услышал о том, что ас жив, то сразу же отправил того в Центральный авиационный госпиталь в Москву, где Сергей Макарович лечился все лето.

Получает направление снова на I Украинском фронт. Но его родной полк уже в Белоруссии. На аэродроме Тушино ас всеми правдами и неправдами уговаривает экипаж самолета ДБ-3, который летел в Беларусь, взять его с собой. Так в бомболюке он и прилетел в родной полк.

Командир полка сначала и не знал, как реагировать в такой беспрецедентной ситуации. Но асы очень ценились, поэтому удалось все утрясти и Сергей Макарович Крамаренко был пристроен ведомым майору Куманичкину.

Принимал активное участие в Висло-Видерський операции. Особенно вспоминается, как шестерка наших самолетов атаковала 32 Фокке-Вульф FW 190 и сбила их 16 штук! Вот имена героев, разбиты попарно ведущий - ведомый : Кожедуб - Грамоковський, Орлов - Стеценко, Куманичкин - и герой нашей статьи Крамаренко .

Под прикрытием Крамаренко Куманичкин сбил 12 самолетов , Кожедуб - 1. И хотя в Великую Отечественную Сергей Макарович сбил всего один самолет , его ведущие чувствовали себя за ним как за каменной стеной.

Да и у самого молодого летчика была неоцененные практика, поскольку постоянное слежение за безопасностью другого самолета научила быстро ориентироваться в трехмерном пространстве, что Сергею Макаровичу Крамаренко очень пригодилось впоследствии в Корее, где он сбил 13 самолетов , не потерял ни одного ведомого , и это все не несмотря на то, что бои велись на высоте до 13 км, а не привычные 1-4 км.

Литература:

1. Авиация и космонавтика. "Друзья однополчане", Александр Щербаков.

2. Сергей Крамаренко . Против мессеров и Сейбр в небе двух войн.


Чтобы процитировать эту статью на Вашем сайте, скопируйте
и вставьте код из окошка на странице в формате HTML

Публикации по теме