Совокупность людей объединенных исторически. Общество – это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия

Общество – это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей.

Общество включает в себя ряд общностей, между которыми существуют экономические, политические, социальные и другие отношения. Существование общества предполагает наличие совместных интересов различных общностей, ᴇᴦο составляющих. Общности отстаивают свои интересы, и эти интересы могут быть взаимоисключающими. Объединенные в общество, они осознают свои интересы в соответствии с другими, и, таким образом, осуществляется компромисс, выявляются общие интересы многих общностей. Общество возникает и существует, в случае если общности способны осознать не только свои, но и общие интересы. Если этого не происходит – общество распадается, остается только ряд социальных групп, проживающих на единои̌ территории. Исходя из этого, можно сделать вывод, что общество предполагает единство дифференцированной массы людей. Известный английский философ и социолог Г.Спенсер отмечал, что в обществе присутствует постоянная тенденция к росту внутренней дифференциации, которая сопровождается постоянным же усовершенствованием процесса интеграции. Единство общества обеспечивается различными факторами – экономическими, политическими, социальными, духовными, которые и составляют общественные отношения.

Рис.3.6.

Итак, общество есть система взаимодействия людей. Но основы этого взаимодействия в социальной философии осмысливались неоднозначно.

Некоторые исследователи настаивали на том, что основой человеческой деятельности являются духовные начала – сознание, духовные потребности, духовные ценности. Другие связывали эти основы с материальными потребностями и материальными условиями общественной жизни.

Например, немецкий философ В.Виндельбанд в базе развития общества видел ценностные ориентиры человека. Ценности, по ᴇᴦο мнению, имеют абсолютное значение, образуют идеальный, вечный и независимый от людей мир.
Размещено на реф.рф
По мере осознания ценностей люди вырабатывают ценностные установки и требования, которыми и руководствуются в своей деятельности.

В марксистской философии внимание акцентируется на материальных побудительных силах деятельности людей. Способ производства материальных благ рассматривается в качестве основы существования и развития общества. Он обеспечивает единство общества и обуславливает развитие социальной, политической и духовной жизни.

Можно отметить и ещё одну точку зрения, согласно которой основу взаимодействия людей составляет заключенный между ними договор.
Размещено на реф.рф
Английский философ Томас Гоббс полагал, что изначальные отношения между людьми основаны на вражде. Договор, заключенный между ними, регулирует нормы и правила человеческой жизни и деятельности жизни и, тем самым, приводит к возникновению общества и государства.

Социальная структура общества .

В обществе функционируют взаимосвязанные друг с другом социальные группы, слои, общности. Их связи и отношения образуют социальную структуру общества, которая выделяется в результате социальной дифференциации и выражает объективное деление общества на группы.

Общество – это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общество – это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей." 2015, 2017-2018.


Общество включает в себя ряд общностей, между которыми существуют экономические, политические, социальные и другие отношения. Существование общества предполагает наличие совместных интересов различных общностей, его составляющих. Общности отстаивают свои интересы, и эти интересы могут быть взаимоисключающими. Объединенные в общество, они осознают свои интересы в соответствии с другими, и, таким образом, осуществляется компромисс, выявляются общие интересы многих общностей. Общество возникает и существует, если общности способны осознать не только свои, но и общие интересы. Если этого не происходит – общество распадается, остается только ряд социальных групп, проживающих на единой территории. Исходя из этого, можно сделать вывод, что общество предполагает единство дифференцированной массы людей. Известный английский философ и социолог Г.Спенсер отмечал, что в обществе присутствует постоянная тенденция к росту внутренней дифференциации, которая сопровождается постоянным же усовершенствованием процесса интеграции. Единство общества обеспечивается различными факторами – экономическими, политическими, социальными, духовными, которые и составляют общественные отношения.

Рис.3.6.

Итак, общество есть система взаимодействия людей. Но основы этого взаимодействия в социальной философии осмысливались неоднозначно.

Некоторые исследователи настаивали на том, что основой человеческой деятельности являются духовные начала – сознание, духовные потребности, духовные ценности. Другие связывали эти основы с материальными потребностями и материальными условиями общественной жизни.

Например, немецкий философ В.Виндельбанд в основе развития общества видел ценностные ориентиры человека. Ценности, по его мнению, имеют абсолютное значение, образуют идеальный, вечный и независимый от людей мир. По мере осознания ценностей люди вырабатывают ценностные установки и требования, которыми и руководствуются в своей деятельности.

В марксистской философии внимание акцентируется на материальных побудительных силах деятельности людей. Способ производства материальных благ рассматривается в качестве основы существования и развития общества. Он обеспечивает единство общества и обуславливает развитие социальной, политической и духовной жизни.

Можно отметить и еще одну точку зрения, согласно которой основу взаимодействия людей составляет заключенный между ними договор. Английский философ Томас Гоббс полагал, что изначальные отношения между людьми основаны на вражде. Договор, заключенный между ними, регулирует нормы и правила человеческой жизни и деятельности жизни и, тем самым, приводит к возникновению общества и государства.

Социальная структура общества .

В обществе функционируют взаимосвязанные друг с другом социальные группы, слои, общности. Их связи и отношения образуют социальную структуру общества, которая выделяется в результате социальной дифференциации и выражает объективное деление общества на группы.

Социальная дифференциация осуществляется на основе ряда критериев , основными из которых являются экономический , политический и профессиональный .

Появление и существование социальной структуры общества обуславливается, прежде всего, общественным разделением труда, отношением собственности на средства производства. Именно отношения собственности находятся в основе экономического критерия и внутренне расслаивают общество. Политический критерий предусматривает дифференциацию граждан по их доступу к власти, профессиональный – по роду их деятельности.

Кроме того, общество дифференцируется по месту проживания людей (городские и деревенские жители), по возрастному критерию (дети, молодежь, старшее поколение, пенсионеры), по национальному признаку (нации, народности, этнические группы) и т. д.

1. Общество - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Оно выступает как особая, высшая ступень развития живых систем, которая проявляется в функционировании и развитии социальных организаций, институтов, групп. 2. Общество - это исторически конкретный тип социальной системы (капиталистическое О.), определённый социальный организм, принадлежащий к такому типу ("японский феодализм"), или определённая форма социальных отношений (например, общество, противопоставленное государству у Гегеля).


Понятие «социум» можно определить как способ организации социальной эволюции человека, которая приходит на смену биологичес­кой эволюции, не вытесняя ее окончательно. В контексте социальной эволюции можно условно выделить три взаимосвязанных сферы раз­вития и становления человека: Антропогенез, Этногенез, Социогенез.










Расовая структура общества Расы это подразделения вида Homo sapiens, представленного современным человечеством. Расы характеризуются общими наследственными физическими особенностями, связанными с единством происхождения и определенной областью распространения. Выделяют три большие расы негроидную, европеоидную и монголоид­ ную.


Этногенез Этногенез - происхождение народов. Этногенез включает как начальные этапы возникновения какого- либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей. Этногенез занимает как бы промежуточное, по своей биосоциаль­ной сущности, положение между антропо- и социогенезом как направлениями социальной эволюции. В этно­генезе осуществляется тот самый переход от человека, как стадного животного, к человеку культурному, который трудно уловить в других сферах жизнедеятельности.









Соотношение этнической, технологической и социально-политической форм общества этносфера нация народность племя технологический уровень индустриальное/ постиндустриальное общество общество ручного труда/индустриальное общество общество ручного труда тип государства государство с представитеьн ой формой власти государство с наследственной формой власти нет


Этническая эволюция осно­вана на дифференциации, социальная на интеграции. До стадии автоматизированного производства эти две тенденции как-то совме­щались, но сейчас они приходят в противоречие. Этносы, которые теряют свои отличительные черты, сопротивляются тенденции ин­теграции всеми средствами. Но технологические и экономические потребности, выступая в политической форме, подавляют этничес­ кую уникальность. Если этническое деление исчезнет, по­степенно исчезнет и генетическое разнообразие. Сохранить его – одна из задач медицины.




СОЦИОГЕНЕЗ 1 Социогенез в социологии и социальной антропологии процесс исторического и эволюционного возникновения и формирования человеческого общества. 2 Социогенез в социальной психологии происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловлен ное особенностями социализац ии в разных культурах. 3 Социогенез в философии – учение о происхождении и развитии общества


СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Социальный институт это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности, организующих их в систему социальных ролей и статусов, образующих собственно соци ­ ум (социальную систему).













Социальная структура общества Социальные роли Социальные статусы Социальная группа - это объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Члены группы обладают некоторыми общими ценностями и отделены от других общностей на основе принципов обособления.


СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА Социальный слой большие группы, члены которых не могут быть связаны ни межличностными, ни формальны, ми групповыми отношениями, не могут идентифицировать свое групповое членство и связаны с другими членами таких сообществ только на основе символического взаимодействия (на основе близости интересов, специфически); культурных образцов, мотивов и установок, образа жизни и стандарта потребления) Социальный класс крупная таксономическая единица анализа в теории стратификации, рассчитанная на изучение наиболее существенных, предельно общих изменений в обществе; это (в широком смысле) большая социальная группа людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получение дохода



СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ 1) Экономическое расслоение. Основные критерии данной формы стратификации: доход, накопленное богатство, уровень жизни. 2) Политическая стратификация. Эта форма дифференциации в качестве критериев использует авторитет индивида, его доступ к власти. 3) И, наконец, профессиональная стратификация. Она, в свою очередь, основывается на престиже ремесла, которым занята личность и его власти внутри профессиональной группы.





Вопрос 2. Методологические основы изучения общества

В социальной философии издавна идет поиск элементарной «клеточки» социальной системы, т.е. такого «простейшего образования», с анализа которого было бы правомерно начинать исследование системы в целом. Иначе говоря, философы и социологи давно ищут нечто аналогичное физическому атому или биологической клетке. В середине ХIХ века К.Маркс, а затем в ХХ веке П.Сорокин сумели прорваться к истине. К.Маркс во главу угла поставил общественные связи и складывающиеся на их основе отношения между людьми.

Аналогичный подход мы находим и у П.Сорокина, разница лишь в том, что социальные связи и отношения у него обозначены как «значимое человеческое взаимодействие».

Итак, в обеих концепциях «клеточка» общества усматривается в общественных связях, взаимодействиях, отношениях .

Исходя из этого, можно дать следующее определение:

Общество имеет качественно определенные этапы развития и особые социальные закономерности. Общество обособилось от природы и не может быть сведено к ней. В отличие от природы, где господствуют слепые, бессознательные силы, в обществе действуют наделенные сознанием и волей люди, которые ставят перед собой определенные цели и добиваются их реализации. Общество выступает как многообразие форм жизнедеятельности людей. Все это говорит о качественном своеобразии общества по сравнению с природными системами.

Вместе с тем постоянная связь общества с природой и их взаимодействие является предпосылкой и необходимым условием существования и развития общества.

Главное принципиальное отличие человеческого общества от стада животных состоит в осуществлении в нем производства средств жизни.

Животные лишь приспосабливаются к условиям окружающей среды, а люди преобразуют ее, производят предметы и продукты, необходимые для жизнедеятельности. Совместная жизнедеятельность объединяет людей в общество. Стало быть, общественная жизнь – процесс совместной деятельности.

Лежащие в основе общества связи, взаимодействия, отношения позволяют рассматривать общество как систему. Впервые системно-структурный анализ общества осуществил К.Маркс.

В своем труде «Капитал» он детально исследовал экономическую основу капиталистического общества и ее влияние на все стороны общественной жизни. На этой основе он создал достаточно обоснованную концепцию развития общества как результата сложного взаимовлияния человеческих действий и структурных условий. По мысли К.Маркса, общество – этопродукт взаимодействия людей , сумма тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг к другу. Или, иными словами, оно – продукт воспроизводства людьми своей жизни .



Общество представляет собой сверхсложную систему разнообразных общественных отношений.

Общественные отношения неотделимы от деятельности. Они не существуют сами по себе, в отрыве от последней, а составляют ее общественную форму. Каждый человек взаимодействует с различными коллективами, с обществом, государством, с членами своей семьи. И вся эта деятельность людей, очень разных по характеру, одаренности, личным склонностям, протекает в рамках характерных для данного социума общественных отношений: моральных, правовых, политических и т.д. Поэтому, существуя как форма деятельности людей, общественные отношения имеют надличностный, надындивидуальный характер. Не индивид с его задатками и склонностями определяет общественные отношения, а наоборот: человек, рождаясь, застает уже сложившиеся, функционирующие общественные отношения. Как член определенного общества, класса, социальной группы, нации, коллектива и т.д., он включается в разнообразные формы деятельности и вступает на этой основе в определенные отношения с другими людьми. Деятельность и общественные отношения формируют человека как существо общественное, социальное. Формирование человека как общественного существа есть одновременно становление его как личности.

Таким образом, общественные отношения связывают индивида с социальной группой, с обществом . И тем самым они являются средством включения индивида в общественную практику , в социальность.

ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

План

Понятие общества в социологии

Общество как система связей и отношений

Проблема типизации обществ

Понятие общества в социологии.

Что такое общество?

При самом общем взгляде на общество видно, что оно - совокупность, объединение людей .

Это означает, во-первых , что точно так же, как человек с его сознанием и социальным поведением принципиально отличен от животного и его поведения, так и стадо последних не может с научной, в том числе и социологической, точки зрения отождествляться с обществом, несмотря на некоторые внешние сходства.

Люди не могут жить изолированно друг от друга. Человек по природе - существо общественное и общество неизбежно и естественно для него.

Как отмечал П.А. Сорокин, " для того, чтобы общество могло быть, нужно, по меньшей мере, двое людей и чтобы эти люди были связаны друг с другом связью взаимодействия . Такой случай будет простейшим видом общества или социального явления". "

Что такое общество, какова бы ни была его форма? "- ставил вопрос К. Маркс. И отвечал: "Продукт взаимодействия людей".

Общество - это не любая механическая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие этих людей.

В социологии понятие общество рассматривают:

- в широком смысле общество - как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей, а

- в узком смысле - как социальную организацию нации, народности, населения страны.

Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях.

Общество - это совокупность, объединение людей, но не механическое, а устойчивое, благодаря рациональной взаимосвязи и взаимодействия людей.

Таким образом, под обществом как социальной системой в социологии понимается совокупность людей, объединённых исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия .

Составными элементами общества являются:

- люди,

- социальные связи и действия,

- социальные взаимодействия и отношения,

- социальные институты и организации,

- социальные группы и общности,

- социальные нормы и ценности.

Каждый из них находится в тесной взаимосвязи с другими, играет особую роль в обществе .

Первоосновой общества выступает социальное действие, вызываемое потребностями людей . Человеческое действие, как показал М. Вебер, только тогда приобретает черты социального действия, когда оно осознанно (рационально), и находится во взаимосвязи с действиями других людей, оказывает влияние на их поведение, и одновременно испытывает воздействие от поведения других лиц . Когда люди временно влияют друг на друга, на поведение и действия друг друга, тогда складывается их взаимосвязь и социальное взаимодействие, лежащие в основе всех процессов жизни общества.



Социальная связь - это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях для достижения конкретных целей.

В процессе социального общения между людьми устанавливаются социальные контакты, социальные связи, благодаря которым обеспечивается их жизнедеятельность.

Социальное взаимодействие - это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений.

Социальные отношения - это относительно устойчивые социальные связи и взаимодействия между людьми и социальными группами .

Обществу присуще множество связей, взаимодействий и отношений (межклассовые, межнациональные, групповые), межпоколенческих.

Создаются структурные единицы, присущие определенным социальным отношениям:

- на нижнем уровне (микроуровне) в межличностных отношениях – статусно-ролевая структура,

- на среднем уровне (мезоуровне) в межгрупповых отношениях – статусно-групповая (социально-классовая) структура,

- на внешнем уровне (макроуровне) – организационно-институциональная структуру.

Публикации по теме