Развитие творческих способностей детей. Технология развития творческих способностей Акцент в технологии развития творческих способностей

Быть всегда творческим - значит быть всесильным.
Нет надежнее гарантии на лучшее будущее, чем
умение быть творческим всякий раз,
когда это необходимо, в любой момент быть
готовым решать проблемные вопросы
и разрабатывать новые концепции.
Марк Фишер
Мир вступает в новую фазу развития, переходя от общества индустриального к постиндустриальному информационному. Между поставленной педагогической целью и ее воплощением, безусловно, должна стоять система общих и специфических подходов, складывающихся в комплексе педагогических технологий. Активное развитие уровня мышления у учащихся, привитие интереса к предметам естественного цикла и формирование экологического мировоззрения у учеников на своих уроках достигается мной путем внедрения в методику преподавания новейших педагогических технологий. Еще Ушинский говорил: «Развитие без накопления знаний - мыльный пузырь». Чтобы способствовать развитию творческих способностей учащихся необходимо и изменить формы и методы ведения урока, разнообразя их, сделает ученика активным участником учебного процесса. Совместная работа учителя и ученика на уроке делает этот урок интерактивным. Таким образом, новые, нестандартные (интерактивные) формы обучения, личностный подход к учащимся - это пути совершенствования учебных занятий, нацеленных на эффективное решение образовательных и воспитательных задач, активизацию познавательной деятельности учащихся, развития творческих способностей каждого ученика.
Чтобы любой урок был интересным, познавательным, считаю важным в планировании любой темы оставлять место неизвестному, загадочному, чтобы каждый урок был маленьким окошечком в большой мир науки. Для этого в любое задание включаю элементы, связанные с развитием логики, выявлением причинно-следственных связей. И здесь самое сложное - отбор информации для заданий, чтобы они носили не репродуктивный характер, а развивающий, причем независимо от типа урока, даже в зачетный урок включаю задания - «изюминки», которые не только обучают, но и способствуют развитию творческого мышления. Использую элементы на уроках ТРИЗ педагогики.
Нельзя птицу научить летать в клетке,
нельзя выращивать «творческий мускул»,
не вылетев на простор заданий «открытых» -
допускающих разные подходы к решению,
разную степень углубления в существо проблемы,
разные варианты ответов.
Анатолий Гин.
ТРИЗ-педагогика как научное и педагогическое направление сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В её основу, прежде всего, была подожжена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной школы Г.С.Альтшуллера. ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Её отличие от известных средств проблемного обучения - в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики. Под методом решения изобретательских задач, прежде всего, подразумеваются приёмы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также такие зарубежные методы, как мозговой штурм и т.д. Современная ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Особенностью работы с каждой возрастной группой является выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники с помощью педагога изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т.д. Для развития творческих навыков ТРИЗ мной создан большой фонд учебных изобретательских и исследовательских задач в таких областях, как химия, экология, гкография ХМАО. Для каждой возрастной группы разрабатываются алгоритмические процедуры, методики. Они позволяют учащимся изобретать новое, самореализовываться в творчестве. Особое место занимает курс развития творческого воображения (РТВ), предназначенный для преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями.
Одной из действенных форм экологического образования и воспитания являются уроки-экскурсии в природу, на предприятия. Тематическая экскурсия способствует закреплению и конкретизации полученных на уроках знаний и прививает интерес и любовь к природе. Наблюдения во время экскурсии служат основой для определения конкретной тематики различных форм творческой деятельности учащихся, таких как сюжетно-ролевые игры, пресс-конференции. Ролевые игры позволяют школьникам приобретать социальный опыт в принятии экологически грамотных решений, навыки разрешения сложных эколого-нравственных ситуаций в практической жизни, усваивать правила поведения в природе. Они способствуют развитию экологического мышления, творчества, инициативности и самостоятельности. Проведение ролевых игр привлекает большое количество людей к природоохранным проблемам и воспитывает у них чувство любви к родной природе и ответственного отношения к окружающему миру. Игра особенно ценна своей мотивацией, творческими, партнерскими взаимоотношениями. В ролевой игре в качестве обязательного элемента присутствует имитационная модель реальной действительности (симпозиум, заседание ученого совета). Наряду с имитационной моделью в ролевой игре всегда присутствует объект имитации, представляемый конкретной деятельностью «специалистов»: экологов, историков, экономистов, психологов и т.д. Содержанием игры становятся реальные экологические проблемы. Игра - это сфера сотрудничества, сотворчества учителя и ученика, это важное средство самовыражения, проба сил. В играх можно лучше раскрыть организаторские, творческие способности учащихся. При организации экологических игр учитываю краеведческую направленность, т.е. решение экологических проблем местного характера, например «Экологический эрудицион» 8 класс, ориентирован на проблемы ХМАО (игра по теме «Сельскохозяйственная экология»). Обязательно учитываю возраст учащихся, в 5-7 классах применяю сказочные сюжеты: путешествия, экспедиции. Экологические игры и конкурсы провожу с применением разнообразных педагогических форм и методов: викторин, кроссвордов, ребусов, анаграмм. Так же практикую работу с инструктивными картами, решением проблемных и поисковых ситуаций. Игра - это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
Интересная форма работы, внедряемая мной в практику, разработка и защита проектов (технологии пятого поколения «ТОГИС»). Проектная деятельность учащихся - это один из способов развития их творческих способностей. Такая деятельность предоставляет ученикам самостоятельность, способствует развитию целого ряда ценных качеств личности. Для ее осуществления необходимо проявление творческой активности, а не простое действие по алгоритму. Метод проектов используется в учебном процессе как система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе совместного планирования, реализации и осмысливания практической деятельности для достижения намеченных целей. Для поиска фактических данных широко использую ресурсы глобальной информационной сети. Учащимся предлагается в свободной форме и открыто обсудить все возможные решения заданной проблемы, можно провести дискуссию, в ходе которой группа получает инструкции, направляющие к окончательному решению через следующие этапы:
. идентификация проблемы;
. соединение информации;
. анализ различных аспектов проблемы;
. генерирование возможных решений;
. установление сдерживающих обстоятельств и ограничительных условий;
. конструирование перспективных решений;
подготовка заключительного письменного объяснения позиции группы в принятом решении;
Цель проектного обучения: создать условия, при которых ребята:
Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
Каждый этап начинается с вводного повторения, проводимого обычно в форме беседы, изучение нового материала строится, как коллективное решение познавательных задач (практикум), данные для которого извлекаются из книг, информационной сети, CD-ROM. В результате решения учащимися запоминается фактический материал. Далее следует переход к развивающему дифференцированному закреплению: группа ребят работает с учителем, решают задачи общего и разноуровневого характера, а затем по аналогии сами. Решение каждой задачи обсуждает весь класс или его часть, после изучения блоков уроков ребята оформляют и защищают исследовательские проекты. Данная технология применяется мной в 9 классе после изучения тем: «Экология человека» (предмет «Экология» - 9 класс), «Химия элементов - неметаллов» (предмет «Химия» - 9 класс), «Вода» (предмет «Химия» - 8 класс).. Ребятам предлагается описать ситуацию, в которой надо решить предложенные проблемы. Работа по каждому проекту предусматривает:
. предварительное инструктирование группы, состоящей из 5-7 человек;
. индивидуальные задания;
. чтение дополнительных источников для понимания темы;
Ребята готовят мини-проекты «Влияние стресса на живые организмы», «Ароматерапия», «Проблема женского курения», «Мониторинг индивидуального развития учащихся», «Снег - индикатор чистоты воздуха», «Физико-химический анализ водных систем нашего поселка, которые вызывают интерес у учащихся и перерастают в научно-исследовательские работы. Технология «ТОГИС» - это осознание учащимися ценностей современного труда, овладение умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач, провести коллективный анализ результатов. Методы, формы, приемы исследовательской работы усложняются по мере усвоения обучающимися учебного материала. Начинаю с самого простого уровня - любопытства, за которым стоит потребность каждого ребенка в новых впечатлениях, до более высокого - развитие любознательности через проведение теоретических, эмпирических заданий до более усложненных исследований. Обучающиеся знакомятся с рефератами, статьями ученых, научными методиками. Применяя их в дальнейшей практической деятельности, учащиеся ставят более актуальные цели и задачи, выдвигают научные гипотезы.
Педагоги должны создать безопасную психологи¬ческую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных от¬крытий. Важно постоянно сти-мулировать ученика к творчеству проявлять со¬чувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям не¬свойственным в реальной жизни. Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целена¬правленная работа по развитию творческого потенциала детей. Каждый ребенок по-своему одарен, и правильно организованная система занятий поможет развивать его способности.
Оксана Коржевская. Доклад.
13-й Всероссийский интернет-педсовет

«Творчески развитое сознание способно творить чудеса»
(автор статьи)

Людям свойственно рождаться с определёнными способностями. Они необходимы в нелёгкой жизни, поэтому надо помочь в развитии. Ведь без креативного подхода любое дело скучно и однообразно. Чем больше способностей открыто, развито в детстве , тем больше возможностей для интересной насыщенной жизни. Но, для многих людей определение понятия творческих способностей лежит на поверхности, достаточно размыто.
Я попытался определить составляющие творческих способностей простыми словами. Профессиональная информация психологов может быть не всем понятна. Любой человек ошибается, если думает, что творческие способности нужны в танцах, пении, театре, других видах искусства. Творческое развитие в дополнительном образовании даёт намного больше, чем многие думают.

Составляющие творческих способностей помогают создавать, придумывать, изобретать, совершенствовать.

Основные составляющие творческих способностей

1. Любознательность.
Стремление к изучению окружающего и внутреннего мира, склонность к поиску решений возникающих и найденных трудностей.
2. Скорость освоения новой информации, образование ассоциаций с происходящими событиями.
3. Способности к сравнениям, селекции полученных знаний, установления приоритетов.
4. Умение быстро оценивать обстановку, находить верные решения.
5. Влияние эмоциональных процессов на оценку, выбор, принятие правильных, неожиданных решений.
6. Определение своих неординарных стратегий, тактик во время решения проблем, задач, нахождения выхода и любых неожиданных ситуаций.
7. Умение использовать эмоциональную составляющую, чувствительность в выборе
предпочтительных решений.
8. Целенаправленность, решительность, трудолюбие, настойчивость.
9. Умение определять реальные цели, планировать , добиваться результата.
10. Интуиция, расширенные способности использования особенностей мозга.
11. Способность прогнозировать.
12. Высокая скорость овладения приёмами, техникой ручного труда.
Составляющие творческих способностей можно активно развивать в домашних условиях при наличии у родителей времени, знаний, педагогического опыта (например, ).

Дополнительно к школьному обучению , для развития способностей детей отдают на занятия в различные кружки, секции, клубы по интересам, желанию ребёнка. Эффективное может произойти только при большой мотивации для ребёнка. Это значит, что заставить заниматься эффективно нельзя. Если малышу неинтересно заниматься там, куда его отправили родители, то от посещения занятий не будет толку.

Для обсуждения:
Многие родители считают, что занятий в школе достаточно для общего развития ребёнка. А, как вы думаете?

Компоненты творческих способностей

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. Известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с мнениями остальных).

4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности.

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, кандидаты психологических наук, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные творческие способности, сложившиеся в процессе человеческой истории.

1. Реализм воображения - образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3. Надситуативно - преобразовательный характер творческих решений, способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

1.3.Возможности урока музыки для реализации

творческого потенциала учащихся

«Музыка - не простое развлечение и не добавление, «гарнир» к жизни, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника». Д.Б.Кабалевский.

Конец ХХ и начало XXI веков характеризуются во всем мире усилением социальных конфликтов, межнациональными и религиозными войнами. Развитие цивилизации может быть перспективным лишь в том случае, если в центре внимания окажется человек с его духовно-нравственными и социальными потребностями, реализовавший свой творческий потенциал. Следовательно, задачей современной системы образования является раскрытие способностей каждой личности. Творчество - это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Пути и педагогические приемы развития креативности на уроках музыки:

    Система вопросов и творческих заданий, помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального искусства. Она должна представлять собой, по сути, диалогическое общение и рождать у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Важно не только задать детям вопрос, но и услышать ответ, часто оригинальный, нестереотипный - ибо нет ничего более богатого, чем высказывания ребенка. И пусть в нем будет подчас противоречивость, недосказанность, но зато в нем будет индивидуальность, личностная окрашенность.

    Организация музыкальной деятельности детей на уроке как полифонического процесса. Суть этого приема состоит в том, чтобы создать условия для прочтения каждым ребенком, исходя из своего индивидуального видения, слышания, чувствования звучащей музыки. Результатом должно быть не то, что все дети одинаково чувствовали, слышали, исполняли музыку, а то, чтобы восприятие музыки детьми на уроке приобретало вид художественной «партитуры», в которой каждый ребенок имеет свой голос, индивидуальный, неповторимый, вносит в нее что-то свое уникальное, оригинальное.

В детстве постепенно преодолевается нерасчлененность восприятия музыки и подготавливается база для осмысленного ее слышания. Такими факторами являются: опыт общения, коммуникативный фактор, речевой и двигательный игровой опыт, а также опыт сенсорный - пространственные и зрительные ощущения и представления. Важнейшим фактором, ведущим постепенно к более дифференцированному слышанию музыки, к различению ее мелодических, ритмических, гармонических и других особенностей, является на первых этапах развития ребенка фактор коммуникативного опыта - различие разнообразных ситуаций общения, в которых ребенок соприкасается с музыкой.

Все виды музыкального звучания объединяются для ребенка в нескольких сферах;

    музыка, звучащая по радио или в звукозаписи;

    пение окружающих;

    исполнение музыки на музыкальных инструментах в присутствии ребенка; музыка, связанная с танцами;

  • музыка, сопровождающая какие-либо осмысленные, понятные для ребенка действия.

Овладение навыком музыкального восприятия осуществляется в процессе многообразных видов деятельности. Дети воспринимают музыкальное произведение в целом. Постепенно с опытом начинают слышать и выделять выразительную интонацию, изобразительные моменты, дифференцируют части произведения, вступление и заключение; начинает различать регистры, тембры, штрихи, уверенно определяют динамику, характер произведений, узнают знакомые песни и пьесы.

Наиболее близкими, более легко дифференцируемыми оказываются для детей те виды музыкального восприятия, которые связаны с активными формами музицирования - с танцами, игрой и пением, в которых участвуют сами дети. Формирование музыкального опыта опирается на активные, деятельные виды восприятия, сопровождаемые собственным пением. Соотнесение музыкального произведения, его характера и языка с жизненным контекстом имеет большое значение. У детей возникают важные для дальнейшего музыкального развития ассоциативные связи между особенностями музыки того или иного жанра и коммуникативной ситуацией. Все это позволяет развивать в детях творческое начало.

В системе эстетического воспитания важную роль играет обучение творчеству. Но, как известно, под творчеством понимается деятельность личности, направленная на создание новых материальных или духовных ценностей. Эта формулировка относится к конечному результату, а не к характеру деятельности. Ценность творчества, его функции заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе. На уроках музыки в общеобразовательной школе, когда ребенок только начинает приобщаться к искусству, сразу важно говорить о его творческом развитии.

Внутренним содержанием в творчестве ребенка может стать простая эмоциональная оценка музыкального произведения как чего-то радостного, печального, грозного. И если это несложная оценка находит выражение в соответствующем музыкальном образе адекватно замыслу автора, то можно уже говорить о творческом процессе, который превращает эстетическое переживание в сотворчество.

Поскольку под понятием творчества мы подразумеваем не создание духовных ценностей, не конечный результат, а сам процесс перевоплощения чужих мнений и чувств в свои собственные, то вся деятельность ученика на уроке музыки в большей своей части должна быть творчеством.

Музыкальные способности - часть общих способностей. Чтобы развивать частное, надо развивать общее. И, таким образом, если мы хотим успешно развивать, например, слух, мы должны, прежде всего, развивать общие способности. А для этого необходимо заниматься всем: и литературой, и живописью, и танцами, и мастерством актера, и музыкой. В нашем же случае, когда предмет «музыка» вписан в ансамбль предметов, ориентация на множественность и единство искусств еще более закономерна.

В настоящее время существует немало новых программ (одобренных и рекомендованных министерством образования), которые особое внимание уделяют технологии развития творческого начала. Их авторы педагоги-музыканты: Д.Б. Кабалевский, Ю.Б. Алиев, Л.Е. Школяр, Е.Д.Критская и другие.

Уроки музыки как уроки творчества призваны сыграть немалую роль в творческом и общем развитии личности. Они не только оснащают человека знаниями, умениями и навыками в локальной сфере - музыке, но и закладывают основы личностной расположенности к музыке отзывчивости на нее, потребности в ней. Через творчество на уроках музыки созидается и потенциальный слушатель, и развивается креативность ребенка.

Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Особенно важно, чтобы участие в сочинении музыки, ее исполнении и восприятии было ребенку по силам.

Принцип проведения урока музыки как урока, пробуждающего и стимулирующего творческий потенциал ребенка, основан, прежде всего, на оптимизации воображения, эмоционально-образной сферы школьника.

В основе построения занятий творческого типа лежит диалектическая взаимосвязь жизни и искусства, искусства и жизни.

К определяющим принципам занятий творческого типа мы относим следующие:

1. Продуктивное развитие способности эстетического постижения действительности и искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств, эмоций жизненных реалий.

2. Направленность на формирование образного мышления как важнейшего фактора художественного освоения бытия. Именно образное мышление оптимизирует у ребенка понимание эстетической многомерности окружающей действительности.

3. Оптимизация способности художественного синтезирования как условия для пластически-чувственного и эстетически многопланового освоения явлений деятельности.

4. Развитие навыков художественного общения как основы для целостного восприятия искусства.

5. Создание нравственно-эстетических ситуаций как важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности.

6. Воспитание навыков импровизации как основы для формирования художественно-самобытного отношения к окружающему миру. Импровизация - первооснова художественного творчества детей. Она позволяет развивать умение видеть целое, постигаемое в единстве продуктивных и репродуктивных сторон мышления, дает возможность осознать процесс творчества в педагогике.

Развитие творческой деятельности, восприятия средств музыкальной выразительности целесообразно вести через систему творческих заданий. Только самостоятельное творчество детей на уроке может дать эффективный результат. Составляя, подбирая творческие задания, мы придерживались следующих принципов:

1. Учитель должен делает основной акцент на развитие креативности ребенка в различных видах музыкальной деятельности, при этом искать наиболее рациональные пути взаимодействия видов деятельности на каждом уроке, исходя из его темы.

2. Использование разнообразных форм и методов работы, прежде всего игровых, чтобы вызвать творческую активность, заинтересованность каждого ребенка.

3. Творческие задания должны выполняться в определенной последовательности, с постепенным усложнением (разработка серий творческих заданий).

4. В творческих заданиях следует использовать разнообразный музыкальный материал: классику, фольклор, современную, серьезную (академическую) и популярную музыку.

5. Наряду с принципом творческой работы на уроке также использовать задания репродуктивного типа (запоминание элементарных музыкальных понятий, знание имен композиторов, название произведений).

Прежде всего, музыкально-творческое развитие детей проявляется в восприятии музыки, размышлении о ней - эта деятельность, вытекающая из художественного общения с музыкой и продлевающая его.

Важно не только содержание, но и форма рассуждения (например, стихи), выразительность, интонация речи ученика. Речевая интонация, тесно связанная с проявлениями психической жизни ребенка, дает возможность услышать много интересного. Уже в самой эмоциональной окрашенности речи - восхищение, радости, равнодушии, раздраженности выражается отношение ребенка к музыке, к нравственной проблеме. Очень важно наблюдать за развитием образности и интонационной выразительности речи ученика на уроке. Это один из обширнейших источников познания и стимулирования творческой деятельности детей.

Построение уроков музыки как уроков творчества предполагает такие практические методы и художественно-творческие формы работы, как импровизация, ритмизация, театрализация, пластическое интонирование, инструментальное музицирование, вокально-хоровое музицирование и другие.

Значение основных форм и методов работы на уроке музыки.

    Импровизация. Занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели: первую - выработку интонационного и ладового слуха, вторую - развитие творческой фантазии. Чаще всего при импровизировании от ученика требуется умение продолжить начатую учителем мелодию и завершить ее в тонике заданной тональности. Наряду с этим достаточно широко распространенным приемом не следует отказываться и от другого - импровизирования мелодии с выходом за пределы привычных мажорно-минорных ладовых соотношений, когда мелодия вовсе необязательно должна завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные “вопросительные”, “незавершенные” интонации. Импровизации могут быть и ритмические, и связанные с исполнением (изменяющие характер, темп, динамику исполнения) и так далее. Такого рода приемы импровизирования так же достаточно широко распространены.

    Пластическое интонирование. Пластическое интонирование это один из способов, одна из возможностей “проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Пластическое интонирование - это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства - движения музыканта подчас “договаривают” тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от “переизбытка” чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения. Прием исполнения музыки движением, жестом - “пластическое интонирование”. Это помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске. Можно пригласить на урок дирижера или просмотреть видеосюжет, где показана его работа, когда, не играя сам на инструменте, в то же время “играет” таким колоссальным инструментом, как оркестр. Значит, есть в жесте дирижера что-то такое, что дает почувствовать интонационно-образный смысл музыки. Движение - это зримая музыка, не случайно сейчас на сцене появились пластические трактовки многих инструментальных и вокальных произведений. Исполнение музыки движением дает учителю увидеть, как слышит музыку каждый ученик. В то же время исполнение музыки движением раскрепощает ребят и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не “выключаясь”. Когда меняется характер музыки, моментально видно, насколько чутко уловили эти изменения дети, а значит, насколько они были внимательны.

    Инструментальное музицирование. Инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Хочется подчеркнуть мысль о взаимопроникновении всех видов музыкальной деятельности в процессе активного восприятия музыки. Так, инструментальное музицирование самым тесным образом связано со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением, импровизацией. Игра на инструментах - интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность. Инструментальное музицирование вызывает восторг, радость у учеников, желание у каждого попробовать свои силы, поэтому эта деятельность важна для общего музыкального и творческого развития.

    Вокально-хоровое музицирование.

Среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровом музицировании можно назвать следующие:

    выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию;

    поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому сочинению и сравнение поэтической интонации с мелодическим строем, как перенос интонационно-речевого опыта детей на различные формы музицирования;

    окружение разучиваемой песни “веером” сходных, родственных интонаций, позволяющее непроизвольно формировать у детей обобщенный образ мелодии, внутреннее слышание интонации данной песни;

    активное включение в игровые ситуации, в диалоги - музыкальный “разговор”; сопоставление мелодий, отдельных музыкальных фраз на основе интонационного постижения;

    наилучший прием, когда дети, “проживая” текст песен, рождают, созидают, творят свои варианты мелодий, часто приближающихся к авторскому замыслу.

Таким образом, гуманизация образования предполагает особое внимание к развитию творческих способностей учеников. Развитие навыков и умений не главная цель. Гораздо важнее, пробудить интерес к познанию, только самостоятельное творчество учащихся на уроке пробуждает их дремлющие способности.

Глава 2. Роль информационных технологий на уроках музыки:

  1. Адаптированная программа по предмету музыкальная литература

    Программа

    Замысла. МЕЛОДИЯ (с греческого напев, пение) – это музыкальные звуки, выражающие музыкальную мысль. Жизнь мелодии похожа... начала и оркестровой красочности. Мастерское владение элементами музыкальной речи

  2. Примерная программа и методические рекомендации по учебной дисциплине «музыкальная литература»

    Примерная программа

    Фольклор, цитирование и свободная обработка народных мелодий , аранжировка, подголосок, унисон, дублирование (вокальной... начала и оркестровой красочности. Мастерское владение элементами музыкальной речи . Высокий авторитет Глазунова, признание его...

  3. Рабочая программа-конспект дисциплины «Анализ музыкальных произведений» для музыкальных училищ по специальности №070113 «Теория музыки»

    Рабочая программа

    ... мелодии . Интонационная природа мелодии . Музыкальная и речевая интонация. Музыкальная интонация определяется музыкально ... 2) речь ; 3) пластика в элементах

Ключевые слова

ТВОРЧЕСТВО / ПОЗНАНИЕ / КРЕАТИВНОСТЬ / СВЕРХСОЗНАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / CREATIVITY / KNOWLEDGE / SUPERCONSCIOUSNESS / TECHNOLOGY / NEEDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы - Дащинская Т. Н., Дащинский В. Е.

Работа посвящена разработке и апробации технологии развития творческих способностей и потребности в самосовершенствовании через обучение и творческую деятельность в интеллектуальной и художественной сферах. Для обоснования технологических приемов использовали известные данные и провели комплексные исследования зависимости творческой активности человека от социокультурных и психофизических факторов. Привлекая оригинальный метод изучения пространственной синхронизации биопотенциалов, выявили особенности нейрофизиологии креативных состояний мозга и стимулы, способствующие их активации. Впервые обнаружено, что в творческом акте участвуют перекрестные состояния, в которых наблюдается синхронизация активных фокусов, образующих две оси -«когнитивную» (левый лобно-височный, правый затылочный фокусы) и «сверхсознания » (правый лобно-височный, левый затылочный фокусы). При этом установлено, что эффективным способом активации данных состояний является комплекс согласованного и гармоничного действия триады дыхания, движения и звука при непосредственном контакте ученик-учитель. Применение технологии в учебном процессе позволило повысить у студентов театрального института эффективность усвоения нового материала и параллельно развить способности к эвристическому мышлению и самосовершенствованию через художественное творчество . С учетом этих результатов технология может быть рекомендована к использованию в учебных заведениях и не только художественного профиля.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании, автор научной работы - Дащинская Т. Н., Дащинский В. Е.

  • Пространственная картина распределения ритмов электроэнцефалограммы у студентов-правшей во время экзамена

    2014 / Трушина Д.А., Ведясова О.А., Парамонова М.А.
  • 2018 / Турбасова Наталья Вячеславовна, Карпов Николай Владимирович, Елифанов Андрей Васильевич
  • Пространственно-временные ЭЭГ-маркеры опознания слуховых образов в норме и при психопатологии

    2016 / Бельская Ксения Алексеевна, Суровицкая Юлия Владимировна, Лытаев Сергей Александрович
  • Состояние внутрии межполушарных связей головного мозга у детей с моторной дисфазией по данным когерентного анализа электроэнцефалографии

    2013 / Анисимов Григорий Владимирович, Савельева Наталья Александровна
  • Патогенетические основы артикуляционной диспраксии у детей дошкольного возраста

    2015 / Калашникова Татьяна Павловна, Анисимов Григорий Владимирович, Савельева Наталья Александровна, Довганюк Мария Васильевна
  • Особенности нейроанатомии активного движения руки у пациентов с тяжелой черепно-мозговой травмой (анализ данных функциональной магнитно-резонансной томографии)

    2017 / Мухина Т.С., Шарова Елена Васильевна, Болдырева Г.Н., Жаворонкова Л.А., Смирнов А.С., Куликов М.А., Александрова Е.В., Челяпина М.В., Машеров Е.Л., Пронин И.Н.
  • Ээг-анализ возрастных особенностей влияния произвольной релаксации на когнитивную деятельность у детей 10-12 лет

    2015 / Горев А. С.
  • 2010 / Стёпочкина С. П., Черапкина Л. П., Тристан В. Г.
  • Специфика психофизиологического обеспечения зрительного восприятия детей 7-8 лет с разным темпом его формирования

    2016 / Морозова Людмила Владимировна
  • Дневная динамика межполушарной асимметрии электроэнцефалограммы при эндогенных депрессиях

    2011 / Мельникова Т. С., Краснов В. Н., Андрушкявичус С. И.

The work is devoted to development and approbation of technology of development of creative abilities and need for self-improvement through education and creative activities in intellectual and art spheres. For justification of technological methods were used known data and were carried out complex investigation of dependence of creative activity of the person from sociocultural and psychophysical factors. Involving an original method of studying of spatial synchronization biopotentials, revealed features of neurophysiology of creative conditions of a brain and the incentives promoting their activation. For the first time it is revealed that cross conditions in which synchronization of the active focuses forming two axes "cognitive" (left fronto-temporal, right occipital focuses) and "superconsciousnesses" (right fronto-temporal, left occipital focuses). It is thus established that effective way of activation of these states is the complex of the coordinated and harmonious action of a triad breath, movement and a sound with the direct studentteacher contact. Technology application in educational process allowed to increase efficiency of assimilation of a new material at students of theatrical institute and in parallel to develop abilities to heuristic thinking and self-improvement through art creativity . Taking into account these results the technology can be recommended for use in educational institutions and not only an art profile.

Текст научной работы на тему «Технология развития творческих способностей»

УДК 316.3 + 612.82 ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Дащинская Т.Н., Дащинский В.Е.

Работа посвящена разработке и апробации технологии развития творческих способностей и потребности в самосовершенствовании через обучение и творческую деятельность в интеллектуальной и художественной сферах. Для обоснования технологических приемов использовали известные данные и провели комплексные исследования зависимости творческой активности человека от социокультурных и психофизических факторов. Привлекая оригинальный метод изучения пространственной синхронизации биопотенциалов, выявили особенности нейрофизиологии креативных состояний мозга и стимулы, способствующие их активации. Впервые обнаружено, что в творческом акте участвуют перекрестные состояния, в которых наблюдается синхронизация активных фокусов, образующих две оси -«когнитивную» (левый лобно-височный, правый затылочный фокусы) и «сверхсознания» (правый лобно-височный, левый затылочный фокусы). При этом установлено, что эффективным способом активации данных состояний является комплекс согласованного и гармоничного действия триады - дыхания, движения и звука при непосредственном контакте ученик-учитель. Применение технологии в учебном процессе позволило повысить у студентов театрального института эффективность усвоения нового материала и параллельно развить способности к эвристическому мышлению и самосовершенствованию через художественное творчество. С учетом этих результатов технология может быть рекомендована к использованию в учебных заведениях и не только художественного профиля.

Ключевые слова: творчество, познание, креативность, сверхсознание, технология, потребности.

TECHNOLOGY DEVELOPMENT CREATIVE ABILITIES

Dashchinskaya T.N., Dashchinskiy V.E.

The work is devoted to development and approbation of technology of development of creative abilities and need for self-improvement through education and creative activities in intellectual and art spheres. For justification of technological methods were used known data and were carried out complex investigation of dependence of creative activity of the person from sociocultural and psychophysical factors. Involving an original method of studying of spatial synchronization biopotentials, revealed features of neurophysiology of creative conditions of a brain and the incentives promoting their activation. For the first time it is revealed that cross conditions in which synchronization of the active focuses forming two axes -"cognitive" (left fronto-temporal, right occipital focuses) and "superconsciousnesses" (right fronto-temporal, left occipital focuses). It is thus established that effective way of activation of these states is the complex of the coordinated and harmonious action of a triad - breath, movement and a sound with the direct student- teacher contact. Technology application in educational process allowed to increase efficiency of assimilation of a new material at students of theatrical institute and in parallel to develop abilities to heuristic thinking and self-improvement through art creativity. Taking into account these results the technology can be recommended for use in educational institutions and not only an art profile.

Keywords: creativity, knowledge, creativity, superconsciousness, technology,

ВВЕДЕНИЕ

Проблема инноваций в настоящее время стала актуальной во всех сферах

В науке и технике, в искусстве и образовании, в производстве и потреблении. Ее решение лимитируется уровнем профессионализма человека и его способностью находить нестандартные оригинальные идеи и решения, позволяющие получать новое знание и открывать перспективы развития во всех сферах жизнедеятельности. Очевидно, что решению данных проблем будут способствовать исследования нейро- и психофизиологических закономерностей творческого процесса и разработки на их основе технологий (психотехник), предназначенных не только для раскрытия и полноценного развития природного таланта творческой личности, но в большей степени - для формирования устойчивой потребности к любому творчеству и в том числе к усвоению и созданию новых знаний. Данные технологии должны быть рассчитаны на применение не только под руководством педагога, но и самостоятельно самим обучающимся. Гарантией эффективности и психосоматической безвредности таких психотехник будет обоснованное использование в ней достоверных научных данных по зависимости механизма мыслительного и творческого акта от генетических, физиологических, психофизических и социокультурных факторов.

В настоящей работе с целью разработки и апробации комплексной технологии, развивающей творческие способности и потребность в самосовершенствовании через обучение и творческую деятельность, проанализировали известные данные по нейрофизиологии и психофизике творческого состояния мозга, а также характерные психосоматические особенности людей, обладающих тем или иным талантом. При этом учитывали зависимость генезиса творческой личности от социокультурных и физических биогенных факторов.

1. ОБОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

Объективной характеристикой ценности творческого интеллектуального или художественного продукта в вербальной или невербальной форме является степень его новизны, с которой напрямую связана мера полезности творческой деятельности. Эти количественные, по сути, характеристики одинаково применимы в двух качественно различных сферах творческой деятельности человека, относящихся к познанию и преобразованию мира. С ними связывают два типа мышления - вербально-логическое и невербально-интуитивное и, соответственно, две сферы творчества - интеллектуальная и художественная . На физиологическом уровне данному раздвоению творческих способностей соответствует морфофункциональная асимметрия полушарий мозга - правое полушарие у правшей считается доминантным в художественном творчестве, тогда как функции левого полушария (к примеру, речевая и аналитическая) доминируют в интеллектуально-рациональном творчестве. Конечно, такая дифференциация специализации полушарий мозга условна и на деле доминирование одного из типов мышления и соответствующей ему творческой способности, как правило, сопряжено с наличием незаурядных способностей, относящихся к специализации контралатерального полушария. К примеру, одаренные физики и математики хорошо разбираются в музыке (А. Пуанкаре,

A.Эйнштейн, Р.Фейнман, Г.Перельман). Многие выдающиеся художники преуспевали в эпистолярном жанре (А.Дюрер, Ван Гог, Э. Делакруа, А.Бенуа,

B.Васнецов, В.Верещагин) и наоборот - большинство поэтов умели достаточно выразительно рисовать (А.Пушкин, М.Лермонтов, В.Маяковский, Ф.Гарсия Лорка).

Эти примеры указывают на то, что нейро- и психофизиология творчества имеет выраженную асимметрию на уровне полушарий мозга, кроме того высокая активность доминантного полушария является мотивирующим фактором развития творческих способностей, свойственных контралатеральному полушарию. В основе этого синергетического эффекта,

очевидно, лежит механизм нейропластичности мозга, который обеспечивает действенность различных развивающих психотехник.

1.1. Концепция сверхсознания

Впервые термин «сверхсознание» был использован К.С.Станиславским в психотехнике обучения актеров сценическому мастерству . При этом умение «технически в совершенстве владеть своим сверхсознанием» расценивалось как ключевой и необходимый компонент творчества. Согласно представлениям П.В.Симонова , психофизика творчества включает в себя сознание, подсознание и сверхсознание. Сознание оперирует знанием, которое может быть передано другому, к подсознанию относятся автоматизированные навыки, усвоенные нормы и мотивационные конфликты, те проявления интуиции, которые не связаны с порождением новой информации, но предполагает лишь использование ранее накопленного опыта. Сверхсознание интерпретируется как не контролируемый осознанным волевым усилием механизм творческой интуиции, связанный с получением принципиально новой информации и оригинального продукта . Симонов подчеркивает, что творчество в его наивысшем проявлении (талантливость и гениальность) характеризуется высокой степенью развития познавательной потребности. П.М.Ершов психофизику «вдохновения» связал с активацией сверхсознания, подразумевая при этом включение механизма интуиции и достижение специфического психического состояния - озарения. Он подчеркивает, что «сверхсознанием (интуицией, вдохновением) осуществляется развитие самого сознания и совершенствуется сама диалектическая логика. Такова творческая работа мышления в познании, включающая в себя бессознательные психические процессы». В основе нейрофизиологии сверхсознания лежат процессы трансформации и рекомбинации следов (энграмм), хранящихся в памяти субъекта . В процессы рекомбинации сверхсознание вовлекает психофизику сознания и подсознания, хранящего не только бессознательные рефлексы, но и социокультурные архетипы и

мифологемы .

В работе отмечено, что онтогенез сверхсознания при наличии генетических задатков осуществляется в процессе социализации человека, параллельно с генезисом фрейдистского Сверх-Я, ответственного за нравственное сознание, самонаблюдение и идеалы. Главным отличием сверхсознания от Сверх-Я является его креативная доминанта, которая объединяет подсознательные механизмы озарения, интуиции и памяти с механизмом осознания новизны и полезности нового смысла.

Исследования нейрофизиологии креативных состояний показали , что творческий процесс в сложной последовательности сочетает в себе нейронную активность обоих полушарий мозга с обязательным участием перекрестных осей пространственных синхронизаций биопотенциалов лобных отделов правого и задних левого полушария, а также лобных отделов левого и задних правого полушария. Креативные состояния, отвечающие этим двум осям условно определили как оси сверхсознания и когнитивная .

1.2. Факторы функциональной активности мозга

Включение в психотехники факторов избирательно активирующих правое или левое полушарие существенно увеличивает их эффективность. Речь, прежде всего, идет о моторных и сенсорных асимметриях. Ведущей среди моторных асимметрий считается ручная и связанная с ней тактильная. Важны также зрительная, слуховая и обонятельная сенсорные асимметрии. Сочетание асимметрии слуховой системы и голосового аппарата позволяют включать в психотехники фонетические и музыкальные факторы. Установлено , что в зависимости от внешних физических условий в процессе ночного сна у человека может генерироваться ресурс функциональной асимметрии, который проявляется через асимметрию биомеханики опорно-двигательного аппарата и может быть активирован «включением» речевой функции мозга.

Важнейшую роль в развитии психофизической асимметрии играет доминирование рефлекторных связей правого полушария с висцеральными

органами , нейрофизиология которых составляет основу бессознательного фрейдистского Оно. Необходимо также учитывать асимметрию эмоционального фактора творчества. Многочисленными нейропсихологическими и психофизиологическими исследованиями показана преимущественная связь левого полушария головного мозга человека с положительными эмоциями, а правого - с отрицательными . Считают, что филогенетически положительные эмоции более молодые, чем отрицательные, то есть новые, молодые функции первоначально формируются в левом полушарии мозга, а позднее в той или иной мере передаются правому. Поскольку в онтогенезе воспроизводятся закономерности филогенеза, то их необходимо учитывать при разработке развивающих психотехник.

Правое полушарие участвует в мышлении и обеспечивает возможность коммуникации на доречевом уровне . Жестовая речь глухонемых находится в ведении правого полушария, так же, как и любая форма общения с помощью понятийных знаков, включая пиктографическую и иероглифическую письменность. Эти способности у правшей не нарушаются даже при поражениях левого полушария, о чем свидетельствуют рисунки художницы перенесшей серьезную травму лобно-височных отделов левого полушария . Работа правого полушария осуществляется в основном рефлекторно, а левое произвольно управляет психическими процессами. Левое полушарие берет на себя анализ и осмысление рациональных знаковых систем. Из-за преобладания тактильных рецепторов на кистях правых рук у зрячих и, тем более, у слепых людей оно обрабатывает и анализирует зрительно воспринимаемые сообщения знаков пальцевой азбуки глухонемых и синтезирует ответную речь из таких же цепочек двигательных актов, являющихся буквенными знаками. Именно левое полушарие слепоглухонемых людей осуществляет анализ тактильных ощущений о знаках жестовой азбуки или вибрационных знаках, возникающих в гортани говорящего человека, и синтезирует цепочки двигательных актов ответной речи . До того, как И. Соколянским был разработан этот способ

коммуникации со слепоглухими от рождения детьми, они практически не становились людьми, то есть их интеллект оставался на уровне животных. Метод же Соколянского дает возможность слепоглухим детям достигать высокого интеллектуального развития - они приобретали высшее образование, становились учеными и защищали кандидатские степени .

Последний пример наглядно иллюстрирует важность и необходимость включения в развивающие психотехники непосредственных сенсорных контактов ученика с учителем и социумом. Очевидно, в данном случае работает универсальный адаптационный механизм, который свойственен от рождения всем живым системам. К примеру, умение петь у молодого соловья развивается в процессе подражания зрелым соловьям, точно также попугай после длительного звукового общения с человеком может воспроизводить слова и элементы человеческой речи. Соответственно психотехника, развивающая у человека потребность к обучению и творчеству обязательно должна включать элементы психофизики чувствительные к действиям социокультурных факторов, важнейшим из которых, несомненно, является речь и востребованность социумом творческой деятельности. Развитие голосового аппарата и речи является ключевым эндогенным фактором фило- и онтогенеза мыслительной способности, а степенью осознания творцом востребованности плодов его творчества определяется мотивационная и эмоциональная составляющие творческого процесса.

Если, такие характеристики творческого потенциала, как оригинальность и гениальность детерминированы в основном генетикой, то потребность в его развитии и полноценной реализации формируется исключительно в процессе социальной адаптации, под воздействием экзогенных социально-культурных факторов: «потребности человеческого индивида не являются заложенными в него генетически. В качестве априорно заданной может рассматриваться только необходимость и возможность формирования тех или иных потребностей. Первая определяется, в конечном счете, направленностью развития

человечества как родовой общности, вторая - взаимным соответствием, «стыковкой» человека и мира, их потенциальной взаимодополнительностью»

1.3. Практическая психология в творчестве

При разработке психотехник развивающих творческие способности можно использовать известные психофизические и физиологические упражнения, применяемые в оперном пении, различных обрядах и ритуалах, дыхательных гимнастиках и практической психологии.

К ним в первую очередь можно отнести ритуальные движения, звуки и песнопения, которые использовали и используют в различных культовых обрядах. Такие движения и акустические воздействия являются одним из способов одновременной активизации подсознания и сверхсознания, что дает хороший положительный эффект на физическом и психическом уровнях. Эффект, очевидно, обусловлен восстановлением и активизацией механизмов пространственно-временной организации мозга, включающих межполушарное взаимодействие, кортико-висцеральные отношения и функции подкорковых структур . В основе механизма стимуляции звуками и песнопением кооперативных процессов в различных отделах мозга может лежать возбуждение резонансных колебаний в локальных однородных жидкостноклеточных системах мозга на частотах гармоник колебаний воздушных сред в слуховом аппарате, в лицевых и лобных пазухах, а также столба воздуха в трахее. Варьируя способ пения (гортанно-носовое или грудное) и, соответственно, частотный диапазон звучания (гласные буквы - высокие частоты, согласные букву - низкие частоты) можно произвольно менять области активизации мозга. В первом случае будут предпочтительно стимулироваться колебания структур в лобно-височных отделах мозга, а во втором - в затылочном и мозжечковом.

Таким образом, при согласовании определенного ритма движения и специального способа песнопения может достигаться коррекция и

переформатирование энергоинформационного состояния мозга, которое закрепляется на уровне подсознания и способствует процессу активизации сверхсознания.

Дыхательные гимнастики помимо позитивного соматического эффекта развивают эндогенное дыхание и укрепляют систему кровоснабжения мозга. Особое значение в психотехнике приобретают упражнения с рассматриванием графических и живописных изображений, в которых содержатся либо гармоничные орнаменты или специально подобранное сочетание красок . Психологические опыты показывают, что такие упражнения способствуют к «переводу» мозга к состоянию «безмыслия», в котором происходит переключение активности мозга с левого на правое полушарие и усиление интуитивной составляющей творчества . Поскольку за живописное творчество ответственно в основном правое полушарие, то в работе отмечается, что профессиональное и учебное рисование и особенно в состоянии «безмыслия» способствует развитию творческих способностей человека.

2. ТЕХНОЛОГИЯ «СВЕРХСОЗНАНИЯ»

Руководствуясь перечисленными выше данными и опираясь на полифункциональные методики обучения мастерству актера , мы разработали технологию формирования-активизации творческой интуиции (сверхсознания), как основу комплексной психотехники, развивающей творческие способности вместе с потребностью в духовно-интеллектуальном самосовершенствовании. Технология с условным названием «сверхсознания» прошла длительную апробацию и внедрена в учебный процесс в Институте театрального искусства им. П.М.Ершова с целью развития у студентов-актеров и у лиц, обучающихся в рамках дополнительного образования, способностей к созидательной (инновационной) деятельности.

3. 1. Ключевые практические приемы технологии «сверхсознания»

В качестве физиологических параметров, усиливающих активность областей головного мозга, участвующих в формировании осей - когнитивной и

сверхсознания, а также височных зон правого и левого полушарий были выбраны: дыхание; ритмическое движение; звук и слово. Согласованность и гармоничность действия триады - дыхания, движения и звука, переходящего в слово, затем в речь на начальном этапе обучения достигались путем установления чувственно-психологического (энергоинформационного) контакта между учеником и учителем. Это особенно актуально для талантливых подростков, творческие задатки которых предполагают наличие повышенной чувствительности к мотивировочным духовно-физическим факторам социокультурной среды.

Ключевые практические приемы психотехники включали следующие комплексы.

2.1.1. Дыхательно-динамический комплекс.

Учитель опускает свои руки свободно вдоль тела и дает команду ученику дышать по схеме: спокойный вдох через нос и длинный полный выдох через рот (выдох длиннее спокойного вдоха в 3 - 4 раза). Учитель дышит в таком же режиме. Учитель становится сзади ученика и кладет кисти своих рук на его плечи и так управляет чередующимися движениями ученика - наклонами вперед-назад, поворотами налево-направо. Наклоны и повороты совершаются на максимально возможный угол и повторяются 3 - 4 раза. Во время наклонов и поворотов ноги ученика должны оставаться неподвижными с сомкнутыми стопами.

После этого ученик в течение и 3-5 мин совершает свободные движения на месте с закрытыми-открытыми глазами, стараясь работать мягко, без напряжения, достигая состояния подобно «безмыслия». Затем учитель, правой рукой подталкивая ученика в области седьмого-восьмого грудных его позвонков, направляет его движение по кругу диаметром 3-7 м. Начиная со второго круга ученик «отрывается» от учителя и пробегает трусцой по кругу 34 раза. После завершения бега трусцой учитель задает рукам ученика импровизационные вращательно-маховые движения в такт дыхания, которые

длятся не менее 5 мин. Затем, не прекращая движений руками, ученик под контролем рук учителя, лежащих на его пояснице, начинает совершать боковые наклоны туловища вправо-влево в такт движения рук и с нарастающей амплитудой до максимально возможного угла. С увеличением амплитуды наклонов постепенно и естественным образом включаются в импровизационное движение и ноги ученика, поочередно отрываясь от пола. После четырех-пяти наклонов учитель кладет свою правую руку ладонью на затылок ученика и легким плавным движением задает движения головы в противофазе движению туловища. При движении туловища ученика влево его голова должна пойти вправо и наоборот. Ученик продолжает импровизационные движения всем телом в течение примерно 5 мин.

Для выявления нейрофизиологических эффектов технологии сверхсознания использовали компьютерную методику анализа электрической активности мозга «Синхро-ЭЭГ», разработанную Н.Е.Свидерской . Исследования показали, что комплекс дыхательно-динамических упражнений активизирует работу височных зон обоих полушарий и повышает активность затылочной области правого полушария головного мозга обучаемого.

2.1.2. Вокально-динамический комплекс

Учитель дает команду замедлить импровизационные движения, не уменьшая их амплитуды, и закрыть глаза. Затем учитель дает команду начать петь сомкнутыми губами буквы «м» и/или «н». Пение должно начинаться с минимальной громкости, без напряжения, на длинном полном выдохе через нос. При этом ритмы импровизационного движения, дыхания и пения должны совпадать. С окончанием выдоха движения всего тела ученика не прекращаются. При переходе одного импровизационного движения в другое меняется тональность пения. Изменение тональности с высокой на низкую определяется величиной амплитуды комплексных движений тела обучаемого. Пение с минимальной громкостью должно длиться не менее 2 мин. Затем по команде учителя ученик, сохраняя эти условия пения поет произвольные звуки

и их произвольные сочетания в течении 2 мин, после чего учитель дает команду постепенно увеличить до максимума громкость пения и амплитуду импровизационных движений. В процессе пения ученик может открыть-закрыть глаза, руководствуясь собственными ощущениями.

По команде учителя ученик, окончив импровизационные движения, сгибает на спокойном вдохе через нос свои руки так, чтобы их раскрытые ладони находились на уровне его груди и были обращены вверх. Затем ученик по команде учителя начинает повторять за ним произвольные бессмысленные фразы, копируя его движения. Примером, диктуемых учителем фраз являются, например, следующие: «матэро фа», «моски мива хан», «лятэ фарэсто хува» и т. п. При этом ученик должен акцентировать ударения в произносимых произвольных фразах. Постепенно учитель, а по его примеру и ученик, сводят движения до жестикуляции. Совместное произнесение учителем и учеником произвольных фраз с одновременной жестикуляцией должно длиться 2 мин, после чего учитель прекращает говорить и жестикулировать, а ученик продолжает делать это самостоятельно еще не менее 5 мин. Это необходимо для того, чтобы у ученика доминанта движения перешла в субдоминанту и была замещена доминантой речи, не имеющей смыслового содержания. В процессе самостоятельного произнесения учеником произвольных фраз одновременно с жестикуляцией наступает состояние синхронистичности дыхания, движения и речи обучаемого.

Нейрофизиологический контроль показал, что комплекс 3.1.2. активизирует моторный центр речи (центр Брока) левого полушария и повышает активность лобно-височной области правого полушария и затылочные области обоих полушарий мозга ученика, что дает ему возможность коррелировать последовательность и сочетание артикуляций звуко-речевых синтагм с движениями тела, мимикой и жестикуляцией. Принцип корреляции словесных и телесных выразительных средств активно используется в актерском и ораторском искусстве. Отметим, что лобная

область правого полушария и затылочная область левого полушария головного мозга являются фокусами оси сверхсознания.

2.1.3. Логико-смысловой комплекс

Учитель дает команду повторить за ним вслух программу-запрос, например: «Я хочу познать, что есть прямая». Ученик начинает осознавать новую информацию, сочетая когнитивную активность левого полушария с активностью правого полушария мозга, и интерпретируя ее движениями рук, и/или звуками, и/или речью. Формы интерпретации этой информации могут быть различными: рисунок, стихотворение, проза, музыкальный этюд,

пластическое движение, пение, речь, научно-техническая информация и т.п., включая их комбинации. Конкретную форму воспроизведения задает ученику учитель. Во время воспроизведения новой информации ученик может открыть или закрыть глаза, руководствуясь собственными ощущениями.

В процессе осознания и воспроизведения информации через произвольные формы у ученика активизируется лобно-височная доля левого полушария и сохраняется достигнутое в п. 3.1.2 состояние синхронистичности дыхания, движения и речи. Усиление фокуса в передних отделах левого полушария может быть свидетельством условий повышения контролирующей функции сознания. Активность височной доли левого полушария свидетельствует о включении в работу сенсорного центра речи (центр Вернике), отвечающий за понимание смысла получаемой информации. Момент постижения учеником смысла принятой информации, представляющего собой ответ на программу-запрос, является моментом наступления озарения. Активизация оси сверхсознания и когнитивной оси в данный момент является необходимым условием для достижения состояния творческого озарения. В акте озарения контролирующая функция сознания сохраняется, ослабляясь и уступая место другим слоям психики - и подсознанию, и сверхсознанию.

2.2. Результаты апробации технологии сверхсознания

Нейрофизиологический, психологический и медицинский контроль психосоматического состояния студентов, обучающихся с применением технологии сверхсознания показал не только ее безопасность для здоровья, но и позволил выявить ощутимый оздоровительный эффект применения технологии у лиц, имевших проблемы с интеллектуальным и психическим развитием. Непрерывный мониторинг успеваемости учеников и студентов и оценки специалистов уровня творческих способностей студентов в художественных сферах (живопись, литература, музыка, танец, театр) свидетельствуют о том, что студенты, освоившие технологию сверхсознания, приобрели и развили следующие способности и качества:

Ускоренно овладевают профессиональными знаниями, умениями, навыками и успешно их применяют на практике;

Без особых затруднений достигают состояния творческого озарения, благодаря чему легко усваивают новые знания, художественные и технологические способы решения учебных и творческих задач;

Увлеченно занимаются творческо-экспериментальной, научноисследовательской и инновационной деятельностью;

Усваивают навыки научного и комбинаторного мышления, художественной изобретательности и новаторства;

При создании художественного продукта гармонично сочетают реализм и условность;

Авторские работы изобилуют нестандартным решением и наполнены философским содержанием, в донесении смыслов используют различные выразительные средства, при этом посредством символа, знака, метафоры создают свой «язык» художественного самовыражения (Рис 1-4);

Потребность в творческой деятельности как в средстве самосовершенствования становится духовным стержнем личности, определяющим ее мировоззрение и социальное поведение;

Студенты, прошедшие обучение с применением технологии сверхсознания в последствие могли ее использовать самостоятельно, а также исполнять роль наставника обучающего технологии других учеников.

Рис. 1. Рисунки обучающихся разного возраста: 1 - Полет Духа (Саша, 8 лет); 2 - Ветер Судеб (Настя, 11 лет); 3 - Источник вдохновения (Светлана, 22 года); 4 - Сила разума

(Александр 41 год)

Рис. 2. Работы Александры, 2-й курс, актёрский ф-т: 1 - Единение пространства и времени; 2 - Рождение мысли; 3 - Карьерная лестница; 4 - Причуды отражения;

5 - Единство и борьба противоположностей.

Рис. 3. Работы студентов 1 курса актерский ф-т. Виталия: 1 - Комедия; 2 - Трагедия;

и Екатерины: 4 - Смерть Антигоны

Рис. 4. Работы Натальи, 3-й курс, актёрский ф-т: 1 - Ромашки; 2 - Вечность, нежность и пустота; 3 - Созидатели; 4 - Произрастание

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании полученных результатов можно заключить, что технология сверхсознания, формируя потребность в познании, повышает творческий и духовно-интеллектуальный потенциал обучающегося и ведет к сокращению времени его профессиональной подготовки без потери качества. Из этого следует, что для подготовки квалифицированных кадров, способных эвристически мыслить, генерировать продуктивные идеи и создавать оригинальный продукт, необходимо использовать педагогические приемы и технологии, которые способствуют активизации всех трех уровней психики (сознания, подсознания и сверхсознания).

Список литературы

1. Дащинская Т.Н. Сверхсознание как продукт социокультурной среды // Тезисы докладов IV Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения» - «Отечественная социология: обретение будущего через прошлое». М.: 2008; Способ школы «Валашвеш» // Патент № 2157707, от 01.06.1999.

2. Дащинская Т.Н., Дащинский В.Е., Холманский А.С. Социокультурные и психофизические основания художественного творчества // Проблемы науки и образования. №3. 2012.

3. Ершов П.М. Скрытая логика страстей, чувств и поступков. - Дубна: Феникс+, 2009.

4. Зденек М. Развитие правого полушария // http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=791

5. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психол. журн., 1992, т. 13, N 2, с. 107-12.

6. Маркина Н.В. Загадки и противоречия творческого мозга // Химия и жизнь. №11, 2008. http://elementy.ru/lib/430728

7. Свидерская Н.Е., Антонов А.Г. Влияние индивидуальнопсихологических характеристик на пространственную организацию ЭЭГ при невербально-дивергентном мышлении // Физиология человека. 2008. 34(5): 1-

8. Свидерская Н.Е., Дащинская Т.Н., Таратынова Г.В. Пространственная организация ЭЭГ при активизации творческих процессов // Журн. высш. нерв. деят. 2001. Т.51(3). С. 393-404.

9. Свидерская Н.Е., Таратынова Г.В., Кожедуб Р.Г. ЭЭГ-корреляты изменения стратегии переработки информации при зрительном воображении // Журн. высш. нерв. деят. 2005. Т. 55(5). С. 626-632.

10. Сергеев Б.Ф. Ум хорошо... М.: «Молодая гвардия», 1984.

11. Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. - М.: Наука, - 2001.

12. Симонов П.В. Созидающий мозг. М., Наука, 1993.

13. Симонов П.В. О двух разновидностях неосознаваемого психического: под- и сверхсознании // Бессознательное. Многообразие видения. Новочеркасск: 1994.

14. Станиславский К.С. Работа актера над ролью. М.: 1957, 550 с.

15. Холманский А.С. Дащинская Т.Н. Ресурс функциональной асимметрии мозга // Доклады конференции «Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии и нейропластичности». - М.: 2008.

16. Neyman К. Правое и левое полушария и их функции в творчестве // http://izotika.ru/left-and-right-brain/; Интуитивное рисование. Образы чувств // http://izotika.ru/intuit-ris/

1. Dashinskaya T.N. Tesis dokladov IV Vserossiiskoii nauchnoii konpherencii “Sorokinskie chteniya”. M.: 2008; Sposob schkoli “Valashvesh”. Patent №2157707 ot 01.06.1999

2. Dashinskaya T.N. Dashinskii V.E. Kholmanskii A.S Sociokulturnie I psihophisicheskie osonaniya hudozhestvennogo tvorchestva . Problemy nauki i obrazovaniya, no. 3 (2012).

3. Erschov P.M. Skritaya logika strastei, cyuvstv i postupkov . Dubna: 2009.

4. Zdenek M. Razvitie pravogo polusharia . http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=791

5. Leontiev D. A. Zhiznennii mir cheloveka i problem potrebnostei . Psihologicheskii zhurnal 13, no. 2 (1992): 107-120.

contradictions of a creative brain]. Khimiya i zhizn, no. 11 (2008).

http://elementy.ru/lib/430728

7. Sviderskaya N.E. , Antonov A.G. Vliyanie individualno-psihologicheskih harakteristik na prostranstvennuyu organizaciyu EEG-korrelayati neverbalno-divergentnom myshlenii . Phiziologiya cheloveka 34, no. 5 (2008): 1-11.

8. Sviderskaya N.E., Dashinskaya T.N., Taratynova G.V. Prostranstvennaya organizaciya EEG-korrelayati aktivizacii tvorcheskih processov . Zhurnal vysshaya nervnaya deyatelnost 51, no. 3 (2001): 393-404.

9. Sviderskaya N.E., Taratynova G.V., EEG-korrelayati izmenenuya strategii pererabotki informacii pri zritelnom voobragenii . Zhurnal vysshaya nervnaya

deyatelnost 55, no. 5 (2005): 626-632.

10. Sergeev F.B. Um horosho... . M.: Molodaya Gvardiya, 1984.

11. Simonov P.V. Lekcii o rabote golovnoga mozga . M.: Nauka, 2001.

12. Simonov P.V. Sozidayushii mozg . M., Nauka, 1993.

13. Simonov P.V. O dvuh raznovidnostyah neosoznovaemogo psihicheskogo: pod- i sverhsoznanii . Bessoznatelnoe. Mnogoorasie videniya. Novochekassk, 1994.

14. Stanislavskii K.S. Rabota aktera nad rolyu . M.: 1957. 550 p.

15. Kholmanskii A.S., Dashinskaya T.N. Resurs funkcionalnoi assimetrii mozga . Doklady ronferencii “Aktualnie voprosy funcionalnoi mezhpolusharnoi assimetrii i neiroplastichnosti”. M., 2008.

16. Neyman K. Pravoe i levoe polushariya i ih funkcii v vorchestve . http://izotika.ru/left-and-right-brain/; Intuitivnoe resovanie. Obrazy chuvstv // http://izotika.ru/intuit-ris/

Дащинская Тамара Николаевна, Ректор Института театрального искусства им. П.М.Ершова

Дащинский Виталий Евгеньевич, старший преподаватель Кафедры мастерства актера

Институт театрального искусства им. П.М.Ершова Россия, 111401, г. Москва, Новогиреевская ул., д.14-А artershov@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Dashchinskaya Tamara Nikolaevna, Rector of Institute of Theatrical Arts. P.M.Ershova

Dashchinskiy Vitaliy Evgen’evich, Senior teacher of Chair of skill of the actor

Institute of Theatrical Arts. P.M.Ershova

Russia, 111401, Moscow, St. Novogireevskaya., 14-A

artershov@mail. ru

Рецензент:

Таратынова Галина Васильевна, кандидат психологических наук, доцент, Заведующая лабораторией «Психология творчества» Института театрального искусства им. П.М.Ершова

Публикации по теме