Перспектива поурочное планирование. Поурочное планирование
Работа педагога в школе требует тщательного планирования своей деятельности и работы учеников. Это позволяет сделать вывод об эффективности обучения за определенный период.
Сущность и цели планирования
Работа педагога подразумевает разработку четко регулированной деятельности по формированию у учеников знаний, умений и навыков. Планы - это основа целеполагающей функции образования. Управление процессом обучения осуществляется именно благодаря составлению руководств. План работы - это схема порядка действий учителей, директора и его заместителя, которые направлены на повышение эффективности успеваемости учащихся, прогнозирование работы школы в целом. Кроме того, он дает возможность выявить главные методы работы на уроках. План работы выражает периодичность проведения классных и внеклассных мероприятий, индивидуальных занятий, олимпиад и конкурсов. Таким образом, это и есть цель педагогического процесса, выраженная в письменном виде.
Главные цели планирования:
- Формирование задач обучения.
- Постановка проблем образовательного процесса.
- Перспективы педагогической деятельности школы.
- Повышение квалификации работников учебных учреждений.
- Формирование базы для социальной защиты учеников и педагогов.
- Выявление эффективности образовательного процесса.
Выявление перспектив обучения
План на год демонстрирует главные задачи, которые ставит перед собой образовательное учреждение. В нем выражены перспективы развития школьников разных возрастных групп. Планы - это возможность спрогнозировать кадровые перемены и перестройки, внедрить инновации, повысить уровень оснащения кабинетов, профессионализма педагогов.
В основе выявления перспектив лежать нормативы и законы в области образования, информация в данной отрасли, полученная путем мониторинга и анализа. Чтобы составить план, потребуется четкая цель, координация действий в педагогическом коллективе, в среде родителей и учеников. Необходимо знать бюджет на расходы.
Составлением плана занимается совет школы или другого учебного учреждения. Утверждается он на общем собрании. Руководствоваться в формировании плана необходимо хронологическими рамками, поставленными задачами, наличными ресурсами.
Развитие учебного учреждения
План развития школы ставит своей задачей повышение уровня знаний учеников с применением новейших В основе - современная доктрина образования, педагогические стандарты.
Главными целями развивающего планирования являются:
- Ориентация на инновации в педагогике.
- Формирование ценностей у учеников: моральных, духовных, гражданских.
- Повышение чувства ответственности, самостоятельности, инициативности, долга.
- В рамках плана развития учителя должны внедрять новейшие методики образования и воспитания школьников, технологии сохранения здоровья, ставить конкретные цели, руководствуясь доктриной личностно-ориентированного обучения.
- Администрация школ несет ответственность за обеспечение средствами получения знаний и умений, за методику и технологии, квалификацию преподавательского состава. Главная задача - систематизирование нормативной базы учебного процесса.
Итогами развивающего планирования должны быть: повышение уровня знаний и умений учеников, формирование условий для развития личности школьника, внедрение инновационных технологий.
Долгосрочное планирование
Главным критерием классификации являются временные рамки. Таким образом, существует два основополагающих вида: долгосрочное и краткосрочное.
Целью первого является разработка директив на длительный период. Главная временная единица - учебный год. Что обсуждается?
- Как осуществлять прием в школу.
- Организация работы с родителями.
- Сотрудничество с медицинскими и высшими образовательными учреждениями.
- Как развивать личность детей путем внеклассной работы.
В чем ценность долгосрочного планирования? Оно отражает глобальные задачи школы и ее коллектива. Обширные цели предполагают значимые последствия, поэтому к этому стоит подходить ответственно.
Краткосрочное планирование
Краткосрочное планирование более узконаправленно. Оно ориентировано не на учебный процесс в общем, а на личность каждого школьника. Если взять пример плана, то мы увидим в нем прописанные потребности различных возрастных групп, конкретных детей. Например, предусмотрена работа с конкретными учениками в индивидуальном порядке. Цель таких занятий - повысить уровень знаний школьника, учитывая особенности его восприятия, памяти, внимания.
Единица времени в краткосрочном планировании - учебный день, неделя, четверть, урок. Учитывается возрастная группа учеников, внешние условия (климат, погода, сезон), состояние конкретного школьника, поставленные цели.
План летней работы позволяет продумать занятия для учащихся на внеурочный период: это и оздоровительные, и развлекательные мероприятия.
Тематическое планирование
Осуществляется на основе учебной программы, одобренной Министерством образования. Календарно-тематическое планирование - разработка схемы изучения определенной дисциплины на протяжении учебного года, семестра, четверти. На государственном уровне разработаны положения, которые регулируют его правила.
Тематический план предусматривает определенные затраты времени и сил на изучение курса, постановку целей и проблем. В нем прописаны ключевые умения и навыки, которыми должен овладеть ученик. Планы - это структурированные документы, согласно которым каждая тема должна изучаться на протяжении обозначенного количества часов. Составляет эту директиву сам учитель, а по окончании курса имеет возможность определить уровень достижения учебных и развивающих целей.
Задача школьной администрации - следить за выполнением плана, в котором, кроме темы и времени, указаны учебные пособия для изучения. Планы - это способ определения средств обучения и правил их использования на уроке.
Поурочное планирование
Наименьшая единица в составлении планов - руководство к действию на каждый урок. Определяются цели занятия, тип урока и его основные вехи, итоги обучения.
Должен соответствовать программе обучения по предмету, а также тематическому плану. Ценность его в том, что учитель имеет возможность распределить время по темам. Чем руководствоваться? Во-первых, программой. Во-вторых, сложностью темы. Некоторые проблемы требуют более детального изучения и большего времени. В-третьих, индивидуальными особенностями восприятия учеников конкретного класса.
Какими бывают цели обучения?
Понятие триединой цели здесь является фундаментальным:
- Познавательная. Она определяет уровень, количество и качество знаний, которыми школьник должен овладеть на уроке. Это Знания должны быть фундаментальными, глубокими, осмысленными. Например, в курсе обучения истории поурочное планирование включает перечень дат, исторических персоналий, понятий, которыми должен овладеть ученик в ходе усвоения знаний по теме.
- Воспитательная. Поскольку формирование личности - одна из задач школы, поурочное планирование определяет, какие качества характера должны прививаться ученику. Например, патриотизм, уважение к товарищам, чувство долга, толерантность.
- Развивающая - наиболее сложная. Здесь необходимо разностороннее развитие школьника: сенсорное, мыслительное, двигательное, речевое и не только.
Цель должна не только быть прописана в плане. Необходимо проверять качество достигнутых результатов в конце урока. Если педагог не осуществил контроль качества усвоения материала - знаний и навыков, - такое занятие не может считаться эффективным.
Какие бывают уроки?
Планирование предусматривает определение типа урока. Какие они бывают? Главным критерием классификации является цель. В зависимости от нее выделяют уроки:
- Получения знаний того, что ранее не изучалось. Методы, используемые педагогом зависят от возраста аудитории, конкретной темы.
- Усвоения навыков - это урок, на котором опробуются новые виды работы. Например, лабораторная или практическая.
- Систематизации и закрепления знаний - закрепление усвоенного ранее.
- Контроля качества усвоенного. Проще говоря, контрольная работа, но формы ее проведения могут быть разными - устная или письменная, индивидуальная или фронтальная.
- Комбинированные - урок, который предусматривает и изучение нового, и закрепление старого материала.
Последний тип встречается чаще всего - могут ставиться и решаться несколько дидактических задач.
Новые знания усваивают за счет проведения лекций, бесед, применения технических средств обучения, проведения самостоятельных работ. Формирование или закрепление умений можно осуществлять в ходе экскурсии, лабораторной работы, семинара. Систематизация и контроль знаний предусматривают письменные контрольные и самостоятельные работы, или индивидуального типов.
Каждый тип имеет определенную структуру, которая определяется поставленными Соблюдая цели обучения и действуя по плану, можно давать материал эффективнее, а школьникам его будет проще усваивать.
Как составить поурочный план?
Планы - это необходимость в работе педагога. Составлять их придется - но это не формальная потребность. Благодаря плану работа станет проще, поскольку вы сможете заранее продумать все мелочи.
Приведем пример плана урока истории по теме «Вторая мировая война».
Познавательная цель: ученики должны усвоить понятия: «блицкриг», «наступательная операция», «Антигитлеровская коалиция», «форсирование» и основные даты.
Воспитательная: формирование чувства патриотизма, уважения к подвигу героев войны.
Развивающая: закреплять умение пользоваться исторической картой, оперировать терминами и понятиями, обосновывать свои мысли, работать с хронологией, синхронизировать события.
Средства обучения: карта, учебники, тестовая тетрадь.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Приветствие учеников.
2. Актуализация опорных знаний (методом беседы с классом):
- Какой была внутреннеполитическая ситуация в Германии в конце 30-х годов ХХ века? А в СССР?
- Охарактеризуйте систему международных отношений. Какие были образованы организации? В каком состоянии была Версальско-Вашингтонская система?
- Какие страны вы можете назвать лидерами на 1939 год и почему?
3. Изучение нового материала по плану:
- Нападение Германии на Польшу.
- Агрессия в отношении СССР.
- Начальный этап войны.
- Годы перелома: Сталинград и Курская дуга.
- Перехват стратегической инициативы. СССР идет в наступление. Освобождение территорий.
- Японская кампания.
- Последствия военных действий.
4. Закрепление полученных знаний - используется метод письменного опроса. Задания по тестам из специальной тетради-задачника.
5. Итоги (домашнее задание, выставление оценок).
Вместо заключения
Грамотное планирование учебной деятельности в школе - залог качественных, крепких знаний учеников. Оно дает возможность определить уровень подготовки школьников. Планирование - это залог успешного выполнения целеполагающей функции образования. Главным источником составления плана является учебная программа - с ее помощью формируются поурочные, тематические, годовые директивы образовательной деятельности.
Тематическое планирование – перспективный рабочий план учителя, который может подвергаться корректировке в течение учебного года по объективным и субъективным причинам: праздники, болезнь учителя и т.д. Но этот план должен быть выполнен по окончании учебного года.
В поурочном планировании отражается тема урока и класс, в котором он проводится; цель урока с конкретизацией его дидактических задач; краткое содержание материала, изучаемого на уроке; определяются форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методы, средства обучения, система заданий и задач, формирование новых научных понятий и способов деятельности и их применение в различных ситуациях обучения, контроль и коррекция учебной деятельности учащихся. В плане урока уточняется его структура, определяется примерная дозировка времени на различные виды работы, предусматриваются приемы проверки успешности учения школьников, конкретизируются их фамилии, кого планируется опросить, проверить и т.п.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тематическое и поурочное планирование.
Тематическое планирование – перспективный рабочий план учителя, который может подвергаться корректировке в течение учебного года по объективным и субъективным причинам: праздники, болезнь учителя и т.д. Но этот план должен быть выполнен по окончании учебного года.
Для чего нужно ТП :На основе ТП учитель разрабатывает поурочные планы, администрация отслеживает прохождение программы и выполнение требований к уровню подготовки учащихся на каждом этапе обучения. Перед таблицей с ТП необходимо указать УМК, перечислить дополнительные пособия с указанием автора, издательства и года издания.
Параметры ТП:
· Номер блока/урока
· Количество часов, отведенное на блок/урок
· Тема/учебная ситуация
· Виды РД: чтение, аудирование, письмо, говорение
· Аспекты урока: фонетика, лексика, грамматика
· Социокультурный аспект (выделить отдельно)
· Контроль (выделить отдельно). Указать объекты контроля, сроки проведения тематических и рубежных (четвертных) контрольных работ
· Средства обучения (УМК, ТСО и т.д.)
Графы виды РД и аспекты языка могут содержать языковой и речевой материал, подлежащий усвоению для использования в устной и письменной речи, а могут содержать ссылку на книгу для учителя, в которой они перечислены.
· Биболетова: темы, сроки, коммуникативные задачи, речевые и языковые средства.
· Бим: тема, примерное количество уроков, основное содержание темы, что способствует реализации целей и задач уроков, основные практические задачи, языковой и речевой материал, объекты контроля.
Планирование урока - конкретизация тематического планирования применительно к каждому отдельно взятому уроку, продумывание и составление плана и конспекта урока после того, как определено основное содержание и направленность урока. Составляется оно на основе тематического плана, содержания программы, знания учителем учащихся, а также уровня их подготовки. В планировании урока и разработке технологии его проведения выделяются две взаимосвязанные части:
· 1) обдумывание цели урока, каждого его шага;
· 2) запись в специальной тетради в той или иной форме плана урока.
В поурочном планировании отражается тема урока и класс, в котором он проводится; цель урока с конкретизацией его дидактических задач; краткое содержание материала, изучаемого на уроке; определяются форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методы, средства обучения, система заданий и задач, формирование новых научных понятий и способов деятельности и их применение в различных ситуациях обучения, контроль и коррекция учебной деятельности учащихся. В плане урока уточняется его структура, определяется примерная дозировка времени на различные виды работы, предусматриваются приемы проверки успешности учения школьников, конкретизируются их фамилии, кого планируется опросить, проверить и т.п.
Подготовка учителя к уроку охватывает не только тщательный анализ учебного материала, но и возможные вопросы, ответы, суждения самих учащихся в ходе работы с этим. Чем тщательнее проведен такой анализ, тем меньше вероятности встретиться с совершенно неожиданными ситуациями в процессе проведения урока.
После такого тщательного анализа, обдумывания композиции урока учитель осуществляет запись плана-конспекта урока. План урока является только руководством к действию, и когда на уроке требуется внести те или иные изменения по ходу урока, учитель не только вправе, а он обязан отступить от плана для того, чтобы обеспечить максимальную эффективность урока. Но эти коррективы являются не стихийными, а соотносятся с неожиданно возникшей новой ситуацией и ранее запланированными видами работы и приобретают характер планомерного внесения изменений в структуру урока и в содержание деятельности учителя и учащихся в соответствии с ранее запланированными целями и дидактическими задачами урока.
Календарно-тематическое планирование
по биологии для 7 класса разработано в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования.
Учебный план МБОУ «Леоновская СОШ».
Положение о рабочей программе учителя МБОУ «Леоновская СОШ».
Устав МБОУ «Леоновская СОШ».
Основная образовательная программа МБОУ «Леоновская СОШ» основного общего образования.
Сборник программ по биологии для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника.
В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. М. – Дрофа, 2012г.
Задание 1. Тематическое и поурочное планирование по теме школьного раздела «Животные»:
« Тип Членистоногие».
лабораторныхработ
контрольных работ
Тип Членистоногие
Класс Насекомые.
Отряды насекомых: Перепончатокрылые.
Контрольно-обобщающий урок по темам:
«Простейшие. Беспозвоночные»
Итого
Разделтема
Тип урока
Основные виды учебной деятельности. Виды контроля
Требования к результату обучения
Использование оборудования, ТСО, компьютерной техники и программного обеспечения
Дата
План
Факт
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.
Лабораторная работа «Знакомство с ракообразными»
КУ
Фронтальная,
индивидуальная работа.
Лабораторная работа
«Знакомство с
ракообразными».
Текущий контроль знаний
Вопрос 4 на с.62
Распознавать животных типа Членистоногие.
Распознавать и описывать
внешнее строение и многообразие членистоногих.
Выделять
особенности строения членистоногих.
Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни.
Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека.
Таблицы. Коллекции. Презентация.
Тип Членистоногие. Класс Паукообразные.
КУ
Фронтальная работа
Рассматривание коллекции.
Упражнение 12-13 на с.32.
Перечислять роль в природе и жизни человека.
Доказывать принадлежность паукообразных к типу Членистоногие.
Характеризовать по плану представителей класса Паукообразные .
Выявлять приспособления пауков к наземной среде обитания.
Коллекции.
Презентация.
Таблицы.
Класс Насекомые.
Лабораторная работа «Изучение представителей отряда насекомых».
КУ
Фронтальная работа.
Работа в парах.
Лабораторная работа
«Изучение представителей
отряда насекомых».
Текущий контроль знаний –
письменный.
Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата.
Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни.
Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи.
Рисунки.
Таблицы.
Презентация.
Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховёртки, Поденки.
КУ
Фронтальная работа.
Рассматривание коллекций.
Текущий контроль знаний –
опрос.
Воспроизведение
Узнавать по рисункам и коллекциям представителей отрядов насекомых.
Описывать представителей различных отрядов.
Интеллектуальный уровень
Доказывать принадлежность различных насекомых к отрядам.
Сравнивать образ жизни представителей различных отрядов насекомых.
Объяснять особенности строения в связи с образом жизни .
Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника.
Рисунки.
Таблицы.
Презентация.
Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.
КУ
Фронтальная работа.
Рассматривание коллекций.
Текущий контроль знаний –
опрос.
Рисунки.
Таблицы.
Презентация.
Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.
КУ
Фронтальная работа.
Рассматривание коллекций.
Сообщения.
Тест по теме «Членистоногие».
Рисунки.
Таблицы.
Презентация.
Тестовые задания.
Контрольно-обобщающий урок по теме:
«Беспозвоночные»
УКЗ
Индивидуальная работа.
Контрольная работа
по теме: «Беспозвоночные»
Показать ЗУН по теме:
«Беспозвоночные»
Бланк К.Р.
Использованы следующие условные обозначения:
КУ - комбинированный урок;
УКЗ – урок контроля знаний.
Тема урока: «Класс Насекомые»
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-лекция; лабораторный урок.
Цели урока: расширить и углубить знания о типе Членистоногие путем изучения класса насекомых, выявить наиболее прогрессивные признаки класса в сравнении с ракообразными и паукообразными. Слайд №2
Задачи:
Познавательные: выявить особенности организации Насекомых, позволившие им достаточно широко освоить нашу планету, приспособиться к самым разнообразным условиям обитания; изучить внешнее строение насекомого на примере майского жука (посредством выполнения лабораторной работы).
Развивающие: продолжить развивать навыки самостоятельности мышления, умения делать выводы и работать в парах.
Воспитательные: продолжить воспитание у школьников любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: учительский компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, рисунки Членистоногих, таблицы «Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные», коллекции «Майский жук», «Медоносная пчела», «Тутовый шелкопряд».
1.Организационный момент( 1 мин.)
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
Вот звенит для нас звонок.
Начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Тихо сели, настраиваемся на урок.
Фронтальная
2.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
(2– 3мин.)
Мы продолжаем знакомство с типом «Членистоногие».
Ребята, прослушав стихотворение С. Маршака, вы поймете о каком классе «Членистоногих» сегодня на уроке пойдет речь:
Бродят в траве золотые букашки.
Вся голубая, как бирюза,
Села, качаясь на венчик ромашки,
Словно цветной самолет, стрекоза.
Вот тёмно-красная божья коровка,
Спинку свою, разделив пополам,
Вскинула крылья прозрачные ловко
И полетела по важным делам.
Вот в одинаковых платьях, как сёстры
Бабочки сели в траву отдыхать.
То закрываются книжечкой пёстрой,
То, раскрываясь, несутся опять.
Правильно. О насекомых.
Для каждого любителя природы насекомые - это праздник души.
Малыш, начинающий делать первые шаги, и седой «юный натуралист» с одинаковым душевным трепетом относятся к этим замечательным произведениям природы, интуитивно желая быть чище, добрее, совершеннее.
Вот и мы с вами сегодня на уроке познакомимся с этими удивительными созданиями, населяющими практически все уголки нашей планеты, классом Насекомые.
Запишем тему урока в тетрадь.
Какие задачи мы на сегодняшнем уроке ставим перед собой? ( лучшие задачи, выдвинутые учениками записать на доске)
Фронтальная.
(Класс Насекомые).
Запись в тетрадь.
Индивидуальная деятельность учащихся.
Учащиеся отвечают на вопросы.
(Изучить особенности строения, образ жизни, ареалы обитания насекомых).
3. Проверка знаний.
(4- 5 мин.)
Класс Насекомые относится к типу Членистоногие. Какие ещё классы относятся к данному типу? Слайд №3
Давайте вспомним характерные признаки типа Членистоногих, выполнив тест.
У каждого из вас на парте имеется лист с тестовыми вопросами. Внимательно посмотрите: вам необходимо правильные ответы обвести кружочком.
Тест Общая характеристика членистоногих
1.Тело членистоногих покрыто
А. Роговой кожей
Б. Раковиной из углекислого кальция
В. Хитиновым покровом
2. У всех членистоногих имеются
А. Конечности в виде параподий
Б. Членистые конечности
В. Ножковидные выросты тела
3. Предками всего типа членистоногих были
А. Водные животные
Б. Сухопутные животные
В. Как почвенные обитатели, так и водные
4. Членистоногие произошли от группы
А. Плоских червей
Б.Моллюсков
В. Кольчатых червей
5. Полость тела у членистоногих
А. Первичная
Б. Смешанная
В. Вторичная
6. Кровеносная система у членистоногих
А. Незамкнутая
Б. Замкнутая
В. Отсутствует
7. Органы чувств членистоногих
А. Развиты плохо
Б. Развито только осязание и равновесие
В. Развиты хорошо
8. Членистоногие
А. Преимущественно водные формы
Б. Преимущественно наземно-воздушные обитатели
В. Освоили все среды обитания
9. Членистоногие
А. Вымирающая группа организмов
Б. Самый многочисленный тип
В. Имеют небольшую численность
10. Для членистоногих характерно:
А. Только половое размножение
Б. Бесполое размножение
В. Вегетативное размножение
Теперь обменяйтесь с соседом по парте листочком и проверьте правильность выполнения задания. Неправильные ответы перечеркните. Воспользуйтесь ключом правильных ответов (Слайд №4).
(критерии оценки теста: 10-9 заданий –«5», 8-7 –«4»; 6-4 заданий –«3»). (Слайд №5)
Классы: Ракообразные, Паукообразные.
Индивидуальная.
1В, 2Б, 3А, 4В, 5Б, 6А, 7В, 8В, 9Б, 10А.
Работа в парах.
4.Изучение нового материала
(25 мин.)
Несмотря на сходство с другими представителями членистоногих, насекомые имеют принципиальные отличия. Эти отличия касаются как строения, так и процессов жизнедеятельности.
Насекомые – самая обширная группа не только среди членистоногих, но и среди животных вообще.
Насекомые составляют 2/3 от всех организмов Земли. Слайд №6
Ребята, а вы знаете, кого относят к насекомым?
В настоящее время известно 1,5- 2 миллиона видов. Но это не окончательная цифра. Ежегодно описываются тысячи новых видов.
Наука – изучающая насекомых называется энтомология. Немало ученых посвятили свою жизнь, изучению этих животных. Это К. Линней, Фабр Жан Анри, Аристотель и др.
1. История названия класса
Вопрос . За что они получили такое название?
Свое название они получили за характерные насечки на брюшке.
2. Условия жизни.
Кто может ответить, какие среды жизни освоили насекомые?
Насекомые устойчивы к неблагоприятным условиям среды: температурный интервал от –30 до +50 0 С.
3. Типы ротового аппарата.
– Пища насекомых очень разнообразна. У видов, приспособленных к питанию определенной пищей, ротовой аппарат имеет определенное строение. Он может быть сосущим, как у бабочек, лижущим, как у мух, грызущим, как у жуков и кузнечиков, колюще-сосущим, как у комаров и клопов. Слайд №10
4.Образ жизни представителей класса.
– Есть насекомые, предпочитающие жить в одиночку (хищные жуки, наездники и др.). Слайд №11
Есть насекомые общественные, живущие большими семьями (муравьи, термиты, пчелы). Слайд №125.
Строение тела насекомого.
Рассмотрим особенности внешнего строения насекомого на примере майского жука посредством выполнения лабораторной работы. Слайды №13-15
Лабораторная работа “ Изучение представителей
отряда насекомых ”.
Цель : изучить особенности внешнего строения членистоногих на примере майского жука ; познакомиться с многообразием членистоногих.
Оборудование: майский жук, ванночка, препаровальный нож, лупа или рисунки членистоногих разных классов, коллекции членистоногих.
Ход работы
I . Изучить особенности внешнего строения типа членистоногих на примере класса насекомых, майского жука.
Рассмотрите нерасчлененного майского жука, определите его размеры, окраску тела.
На расчлененном жуке найдите три отдела тела: голову, грудь, брюшко.
Рассмотрите голову жука, найдите на ней усики - органы осязания, обоняния, глаза - органы зрения и ротовые органы.
Установите особенности строения ног жука, определите, сколько их, к какому отделу тела они прикрепляются.
На груди жука найдите две пары крыльев: переднюю пару, или надкрылья, и заднюю пару - перепончатые крылья.
Рассмотрите брюшко, найдите на нем насечки и рассмотрите с помо щью лупы дыхальца.
Зарисуйте майского жука.
Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
А теперь ребята встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Фронтальная
Учащиеся отвечают на вопрос:
К ним относят, например, жуков, мух, комаров, бабочек, пчел, муравьев .
Проблемно – поисковая деятельность учащихся.
Учащиеся отвечают на вопрос:
Насекомые освоили все среды жизни - наземную, воздушную, водную, почвенную.
Рассматривание коллекций, таблиц, презентации.
Самостоятельная практическая деятельность учащихся с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков.
Анализ, сравнение, вывод.
Проблемно – поисковая деятельность учащихся.
Индивидуальная.
Работа с коллекциями насекомых, плакатами, учебником (с. 65)
Учащиеся зарисовывают майского жука (индивидуальная работа)
Фронтальная.
5.Закрепление
мин.)
Задание 1 . (Слайд №16)
Выявите особенности насекомых, позволившие им стать процветающей группой животных.
Разнообразное строение ротовых органов. | Возможность использовать разнообразной пищи. |
|
4. Ориентация в окружающей среде. | Способность находить пищу, обнаруживать врагов. |
|
5. Размеры тела. | Небольшие размеры. | |
6. Способ дыхания. | Потребление для дыхания атмосферного кислорода. |
|
Развитие головного мозга, наличие брюшной нервной цепочки. | Наличие более сложных рефлексов. |
Задание 2. (Слайд №17)
Итак, давайте попробуем выделить общие признаки насекомых.
Фронтальная.
Работа с таблицей.
Ответы учеников:
разделение тела на голову, грудь и брюшко;
наличие одной пары усиков (сяжек), 1 пары сложных глаз,
наличие ротового аппарата различного типа,
наличие крыльев, трех пар конечностей,
наличие трахейной системы.
наличие мальпигиевых сосудов – органов выделения, развитие метаморфозом.
6.Рефлексия
(1 мин.)
Подведение итогов урока:
Ребята, что мы с вами сегодня изучали на уроке?
Ребята, мы выполнили задачу урока?
Всё ли нам удалось сделать сегодня на уроке?
(методика цветопись Лутошкина):
Вспомните, как мы работали. Как лично вы работали. Какие чувства испытывали.
Перед вами цветок, на котором лепестки трёх разных цветов,
каждый цвет отвечает за определённое настроение. Прикрепите божьих коровок, которые лежат у вас на столе, к лепестку того цвета, который соответствует вашему отношению к сегодняшнему уроку. (Слайд №19)
Фронтальная.
Анализ и оценка деятельности на уроке.
Индивидуальная.
7.Домашнее задание
(1 мин.)
Домашнее задание: параграф №15, ответить на вопросы №1-3 после параграфа устно.
Вот и всё. Благодарю вас за работу.
До свидания!
Индивидуальная.
Список используемой литературы.
И.Ф. Ишкина «Поурочное планирование «Биология. 7 класс»
Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 кл.: Метод. Пособие.- М.: Дрофа, 1996.-160с. ил.
Латюшин В.В., Шапкин В.А. «Биология. Животные. 7 класс» – М.: Дрофа, 2013г
Латюшин В. В., Уфимцева Т. А. «Тематическое и поурочное планирование» - зоология 7 класс.
Лутошкин А. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988. – 128 с.
Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М. «Программа основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные».
Поурочный план – документ, регламентирующий деятельность на уроке: учителя – по организации учебно-воспитательного процесса; учащихся – по овладению знаниями, умениями, навыками по предмету в соответствии с учебной программой. Составление поурочного планирования регламентируется школьным Положением о поурочном планировании, утверждённым приказом директора школы от 02 апреля 2010 г. 65
Основные задачи поурочного плана: определение места урока в изучаемой теме; определение триединой цели урока; отбор содержания урока в соответствии с целями и задачами урока; группировка отобранного учебного материала и определение последовательности его изучения; отбор методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся, направленных на создание условий для усвоения ими учебного материала.
Основные компоненты поурочного плана целевой: постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы; коммуникативный: определение уровня общения учителя с классом; содержательный: подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т. д.; технологический: выбор форм, методов и приемов обучения; контрольно-оценочный: использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
Этапы планирования урока: определение цели и типа урока, разработка его структуры; отбор оптимального содержания учебного материала; выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке; подбор методов технологий, средств, приемов обучения в соответствии с целью и типом урока; выбор форм организации деятельности учащихся на уроке, форм организации и оптимального объема их самостоятельной работы; определение списка учеников, ЗУН которых будут проверяться; продумывание форм подведения итогов урока, рефлексии; определение форм и объема домашнего задания; оформление поурочного плана.
Правила, обеспечивающие успешное проведение планируемого урока: Учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей учащихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего классного коллектива в целом. Подборка разнообразных учебных заданий. Дифференциация учебных заданий. Определение способов развития познавательного интереса учащихся. Продумывание приемов педагогической техники.
Оформление поурочного плана Формальная часть конспекта: номер урока; дата и тема урока; триединая цель урока; оборудование. Содержательная часть конспекта: описание этапов урока, названия, последовательность и содержание которых зависит от конкретного предмета.
Традиционный перечень этапов урока: Повторение опорных знаний (определение понятий, которые необходимо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала; самостоятельная работа учащихся, ее объем, формы; формы контроля за работой класса, отдельных учащихся) Усвоение новых знаний (новые понятия и способы их усвоения; определение познавательных учебных задач урока, т.е. что должны узнать и освоить ученики; самостоятельная работа и ее содержание; проблемные и информационные вопросы; варианты решения проблемы; варианты закрепления изученного материала) Формирование умений и навыков (конкретные умения и навыки для отработки; виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений; способы «обратной» связи с учащимися; фамилии учащихся, которые будут опрошены) Домашнее задание (что повторить и приготовить к уроку; творческая самостоятельная работа; объем и сроки выполнения домашнего задания)