На какие средства путешествует конюхов. Водяной знак - культ наличности - федор конюхов: я никогда не получал зарплаты

Федор Конюхов, путешественник:

1 | Земной шар весь прекрасен, нет на нем некрасивых уголков. И джунгли, и степи, и болота, и пустыня, и Арктика, и горы - высокие и низкие - везде хорошо. Только вот жаль, что политическая, экономическая, религиозная, военная системы искажают облик Земли. Идут войны… Я вот был два раза в Сомали: в 1993 году и в 2011-м. Это очень красивая страна- когда цветет пустыня, зрелище завораживающее! А помидоры там какие! Я такие ароматные томаты ел только в детстве на Украине. А люди в Сомали какие красивые! А верблюда когда обнимешь- от него пахнет вечностью! И вот в мой второй визит там было сложно, напряженно. Потому что сомалийцев мировое сообщество превратило в каких-то пиратов, бандитов. Это очень печально.

2 | Взойти на Эверест - это большой риск, как и обойти на яхте вокруг света. Но я отправляюсь в свои путешествия не чтобы рисковать или искать приключения и близко стоять к смерти. Есть совсем другие цели и задачи. Например, я готовлюсь полететь на воздушном шаре в стратосферу, установить новый рекорд - ранее представитель Индии поднимался на 21 км, я планирую на 25 км. И если мне это удастся, первым делом все будут трубить именно о рекорде. Но это совсем не главное. Ученые, которые борются с дырами в озоновом слое, придумали технологию, которая позволяет восстанавливать озоновый слой. Уже все обкатано на земле, в планах - запустить 19 спутников, которые будут создавать молнии в проблемных участках и за счет этого «латать» дыры. Рассчитано, что за 20 лет удастся «починить» большую озоновую дыру над Австралией. И вот я, когда поднимусь в стратосферу, должен буду нажать кнопку на специальном приборе, сделать разряд, потом собрать пробы и привезти их на землю. Это лишний раз привлечет внимание к проблеме, к уже готовой технологии и поможет получить финансирование в проект. Так что когда вы услышите про очередной рекорд Конюхова, знайте: я еще и кнопочку нажал.

3 | Я всегда говорю: если нет у тебя денег на экспедицию, значит, она никому не нужна. И смысла в ней нет. Мои экспедиции всегда или научные, или спортивные, или рекламные или творческие. Я почти не хожу по людям и не прошу деньги, не доказываю, что это будет выгодно. Просто ставлю цель, начинаю готовиться к экспедиции, постепенно обрастаю контактами и деньги находятся всегда. Сейчас, например, готовлю полет на самолете вокруг света без посадки - на высоте 17 тыс. м за пять дней хочу облететь Земной шар. Днем буду двигаться за счет солнечных батарей, двигатель будет электрическим. Лайнер строит несколько стран, в том числе и наша, сейчас главная задача найти аккумуляторы. И меня поддерживают разработчики - это вписывается в мой проект. Когда все получится, технологию можно будет использовать в других сферах, в частности, сделать аккумуляторы смартфонов более мощными. Вот увидите, через пару лет мы перестанем всюду таскать с собой съемные аккумуляторы, зарядные устройства. То есть мы подталкиваем технологии вперед, и это выгодно всем.

4 | У каждой компании есть рекламный бюджет, и некоторые бизнесмены поняли : тупо баннеры на улицах и ролики по телевизору уже всем надоели, молодежь сейчас другая, к этой аудитории нужен иной подход. Такие компании вкладываются в мои путешествия, им выгодно. Один университет покупал мне лодку, я на ней ходил два года, и ректор потом сказал: «Мы за это время сделали рекламы больше, чем за предыдущие 10 лет». Любопытно было сотрудничать с компанией «Алые паруса» - они тоже покупали мне яхту, за 1,2 млн евро. Я поставил на ней мировые рекорды, ходил через Атлантику, вокруг Антарктиды. Когда мы завершили проект, и нужно было куда-то лодку девать, владелица компании рассудила так: «Мы же когда плакаты рекламные вешаем, по истечение контракта их назад не забираем. Так и лодка - пусть стоит». Она и стояла два года в Англии, потом ее испанцу продали за 300 тыс. евро в рассрочку. По-моему, это правильный подход. Хотя многие пиарщики в крупных компаниях до сих пор думают, что привычные рекламные инструменты эффективнее

5 | Я не хочу, чтобы кто-то думал, будто я получаю зарплату за свои путешествия. Никогда Федор Конюхов не взял себе ни одного рубля.

Я живу за счет того, что пишу книги, преподаю в университете, а основной мой источник дохода - картины. Я профессиональный художник, делаю этюды во время свой путешествий, по возвращении домой пишу на эти сюжеты картины в мастерской. Однажды подошел на весельной лодке к Австралии, греб уже 150 дней. Устал, прилег отдохнуть, вижу: чистое синее небо, белая дневная луна, над водой парит черный фрегат, высматривая летучую рыбу - та спасается от скоростных дорадо, выпрыгивает из воды и, бедняга, попадает в клюв птицы. Я думаю: картина! Взял альбомчик, карандаш, зарисовал. Потом, когда приехал домой, тут же написал картину. Забавно, что наброски зачастую ценятся даже больше. У меня написано 3 тыс. работ, весной будет выставка в Русском музее. Каждый год коллекционеры из разных стран покупают 2-4 картины - каждая стоит примерно $30 тыс. Этих денег достаточно и мне, и всей моей семье. Больше нам не нужно.

6 | Каждая моя экспедиция готовится очень долго. В 2002 году я прошел через Атлантику, а Тихий океан пересек потом только в 2014-м. Все это время мы изучали течения. Это я должен знать досконально: течение - это как дорога на суше. Прежде чем отправиться через Атлантику на весельной лодке, я 17 раз прошел маршрут на яхте - и с командой, и в одиночку. 17 раз! Зато я очень четко знал течения и был относительно спокоен. Я убежден: всегда к каждому делу нужно хорошо готовиться. Благодаря этому можно показывать высокие результаты в любом возрасте и превосходить молодых соперников. Я, например, в 50 лет на 11 дней обогнал 28-летнего француза Эммануила Каунда при пересечении Атлантики. Все смеялись: куда старику победить крепкого молодого парня! Но за счет знания течений я шел быстрее.

7 | В экспедициях должна быть жесточайшая дисциплина. Вообще, я считаю, у всех она должна быть, но в больших проектах особенно. Перед 180-дневной экспедицией я, например, рассчитываю: выхожу на весельной лодке из Чили в Австралию. За один гребок я продвигаюсь на три метра, а всего должен преодолеть 17,3 тыс. км. Стало быть, в день мне нужно делать 111 км. Хочу, не хочу - должен. Тогда успею дойти, иначе пассаты сменят свое направление, будут дуть в обратную сторону и все коту под хвост. Я понимаю: в сутки я должен буду грести 15-18 часов, что осталось - на все остальное: еда, сон - по получасу-часу несколько раз, рисование, работа с навигацией и т. д. И никак иначе.

8 | В экспедиции у меня все четко распланировано. На еду я трачу минимум времени. Не думаю, что бы сегодня приготовить, не лазаю никуда в поисках продуктов. Питаюсь сублимированными продуктами - по технологии их сначала замораживают при высоких температурах в -70 градусов, а потом сразу высушивают в специальных камерах. Так остается все полезное, и продукт получается калорийным. Интересно, что я приносил домой пакетики с такой едой - угощал сына, жену. Реакция была одинаковая: «Ой, как противно!». Это именно из-за повышенной калорийности. Дело в том, что нам, путешественникам, в отличие от тех же космонавтов, нужно в день 6 тыс. калорий (в обычной жизни человеку достаточно 1,5-2 тыс.). Потому что в космосе человек особенно не двигается и его скафандр поддерживает температуру тела постоянной - калории не тратятся. У нас - наоборот. На лодке я достаю пакет с такими продуктами (бывают овощи, говядина, курица, рыба), открываю газовый баллон (одного хватает на полторы недели), кипячу маленький чайник за две минуты, заливаю воду в пакет и жду семь минут. В это время или по телефону разговариваю, или занимаюсь навигацией. Потом все съедаю минуты за две, из посуды у меня только одна ложка - плюс есть запасная. А после могу себе позволить полежать отдохнуть пять минут. И снова на весла.

9 | Почему-то все думают, что если во время путешествия что-то случится, меня легко спасут. Вовсе нет, не так все просто. Помню, перед одним из своих проектов встречался с президентом Чили, с чиновниками Минобороны. Они честно сказали: «У нас военные корабли старые, не смогут дойти до удаленного сектора, если вы там тонуть вздумаете. Особенно в шторм». Кроме того, работа спасателей - удовольствие не бесплатное. Перед тем как отправиться в путешествие, в полет на воздушном шаре в стратосферу, например, я обязан застраховать свой путь на $2 млн, без этого меня просто не выпустят. Потому что если я потерплю крушение и упаду в океан, за мной отправятся спасатели той страны, в чьем секторе я окажусь. И если кто-то из них погибнет или ногу сломает, страховая компания выставит счет мне. Еще $2 млн я должен выложить в том случае, если, не дай бог, упаду. Шар гигантский, весит 10 тонн плюс 35 газовых баллонов по 150 кг каждый - рухну на населенный пункт, будет катастрофа, там так рванет! Так что тоже надо страховать. Сам шар стоит около $2 млн, его страхование - по желанию, это забота тех компаний, что финансируют проект. А страхование моей жизни - это уже моя проблема, личное дело нашей семьи.

10 | Я немного недоволен ХХI-ым веком. Помню, в 1969 году летал на самолетах, это были лайнеры ТУ - вот там было роскошно! Много места между рядами, столики, тканевые салфетки, хорошая посуда, и кормили прилично, а сейчас - бутерброд бросят, и все. И сидишь в кресле весь зажатый, места мало. Все потому, что самолет - это дорого: турбины, топливо, аэродромы. Обнадеживает, что сейчас ученые работают над электросамолетом: там будут не турбины, а электродвигатель.

Скорость такой лайнер сможет развивать в два раза меньшую, чем обычный: 400 км/ч против 800. Зато можно будет сильно удешевить самолет и его обслуживание, и за счет этого сделать его просторным, туалетов больше предусмотреть и т. п. Я бы с легкостью согласился лететь из Москвы, например, в Екатеринбург, не два часа, а четыре - но с комфортом.

11 | Я не понимаю: как можно жить на Земном шаре и даже на 3% не изучить свой океан?! Никто до сих пор не погрузился в Марианскую впадину на 11 025 м. Да и вообще, погружений с человеком было всего два: в 1960 году Дон Уолш и Жак Пикар сели на плато на глубине 10 800 м, в 2012 году кинорежиссер Джеймс Кэмерон достиг той же отметки - не смог войти в трещину плато, у его батискафа двигатели отказали. Но туда нужно попасть и взять пробы с двух тектонических плит - это очень важно для ученых, для военных. Мы готовим такое погружение, но тут не все просто. Власти страны решили так: проект должен быть сугубо российским - только отечественные деньги, только наши технологии и материалы. Такое полное импортозамещение. Причем технологии у нас лучшие, чем в других странах, финансирование тоже есть, но вот беда: нет конструктора. Есть один спец в Австралии, который делал батискаф Джеймсу Кэмерону, он бы смог разработать аппарат и для нашего проекта. Но нам надо вырастить своего. Для этого нужно время. И пока мы ждем, нас опередят китайцы.

12 | Меня очень огорчает, когда я слышу: «А кому это надо?». Этих нехороших слов стало много с конца прошлого века. Если в 1960-х была бешеная динамика: Гагарин полетел в космос, потом и десяти лет не прошло, а человек уже высадился на Луну. Я убежден: был бы жив Сергей Королев, мы бы уже на Марс слетали. А потом началось «Кому это надо?» - апатия, безразличие какое-то у всех. Вот и получается, что мы до сих пор летаем на таких самолетах, что стыдно, ходим с аккумуляторами для смартфонов, которые постоянно садятся, машины все так же загрязняют воздух - больше 100 лет двигателю, а ничего принципиально нового в массы не запущено. Электромобиль я вот себе не куплю, пока он может проехать максимум 70 км и заправок для него раз-две и обчелся. И я рад, что есть такие ребята как Ричард Бренсон, Стив Фоссет, которым не все равно и которым надо. Их волнует развитие, они двигают мир вперед. Я таких и ищу - чтобы вместе создавать новое.

13 | Путешествуйте. Планируйте свои отпуска так, чтобы было максимально интересно. Да, на поездки нужны деньги, а вы заранее наметьте даты и копите. И накопите. Я так же делаю.

Материал написан на основе выступления на пресс-брифинге, организованного компанией . Автор текста: Екатерина Стихина

Федор Филиппович Конюхов (родился в 1951 году) - заслуженный мастер спорта, художник, этнограф, яхтенный капитан - в настоящее время является одним из известнейших путешественников в мире. Кажется, на путях земных для него не существует невозможного. Человека, обогнувшего земной шар, достигшего полюса, поднявшегося на Эверест, повсюду приветствуют как героя. Все это, да и многое другое, совершил Федор Конюхов! Чего стоит только программа "Семь вершин мира", в рамках которой он с 1992 по 1997 год последовательно покорил высочайшие пики всех континентов: Эльбрус (Европа), Эверест (Азия), массив Винсон (Антарктида), Аконкагуа (Южная Америка), Килиманджаро (Африка), пик Косцюшко (Австралия), пик Мак-Кинли (Северная Америка). Одного этого с лихвой хватило бы "для бессмертия".
А вот перечень основных его экспедиций помимо альпинистских:
1977 год - плавание на яхте по маршруту В.Беринга;
1981 год - поход на собаках через Чукотку;
1985 год - экспедиция по маршруту В.К.Арсеньева и Дерсу Узала;
1988 год - лыжный трансантарктический переход СССР - Северный полюс - Канада в составе международной группы;
1990 год - первым из русских путешественников в одиночку достиг Северного полюса;
1990 - 1991 годы (224 дня) - одиночное кругосветное плавание на яхте "Караана";
1992 - 1994 годы (508 дней) - вторая "кругосветка" на яхте "Формоза" с заходом в порты пяти континентов;
1995 - 1996 годы - одиночный поход к Южному полюсу с восхождением на массив Винсон.
Для полноты картины остается добавить, что и здесь перечислено далеко не все - только "избранное"...
Профессии путешественник нет. На путешественника нигде не учат. Можно быть профессиональным моряком, лыжником, альпинистом, велосипедистом, - но лишь некий неизъяснимый зов превращает тебя в вечного паломника. В свое время А.П.Чехов, человек, казалось бы, сугубо "домашний", внезапно ощутил этот зов. Не обращая внимания на общее недоумение, а то и насмешки, сорвался с места и через всю страну отправился на далекий угрюмый Сахалин, ибо не мог больше выносить того, что "мы только сидим в четырех стенах и жалуемся, что Бог дурно создал человека". Чуть раньше в статье о Пржевальском, тоже выдающемся путешественнике, он все объяснил: "В наше больное время, когда европейские общества обуяла лень, скука жизни и неверие, когда всюду в страшной взаимной комбинации царит нелюбовь к жизни и страх смерти, когда даже лучшие люди сидят сложа руки, оправдывая свою лень и свой разврат отсутствием определенной цели в жизни, подвижники нужны, как солнце. Составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества, они возбуждают, утешают и облагораживают. Их личности - это живые документы, указывающие обществу, что, кроме людей, ведущих спор об оптимизме и пессимизме, пишущих от скуки неважные повести, ненужные проекты и дешевые диссертации, развратничающих... и лгущих ради куска хлеба, что кроме скептиков, мистиков, психопатов, иезуитов, философов, либералов и консерваторов есть еще люди иного порядка, люди подвига, веры и ясно осознанной цели".
Именно так - подвиг, вера и ясно осознанная цель.
Последнее путешествие Федора Конюхова было исполненно драматизма. Впервые русский участвовал в кругосветной гонке яхт-одиночек "AROUND ALONE", которая по сложности стоит на втором месте в мировой классификации. Гонка стартовала в сентябре 1998 года из Чарлстона (США) и включала четыре этапа: Чарлстон - Кейптаун (ЮАР), Кейптаун - Окленд (Новая Зеландия), Окленд - Пунта дель Эста (Уругвай) и Пунта дель Эста - Чарлстон. Автором проекта и спонсором Федора Конюхова выступил Современный Гуманитарный университет, арендовавший во Франции 18-метровую яхту. В продолжение всей гонки Федор имел постоянную спутниковую связь со своим штабом в СГУ - "береговой командой", состоящей практически из одного его сына Оскара.
Телекс от Федора (16 октября 1998 года, зона Долдрам, самое узкое место между Южной Америкой и Африкой): "Привет всем... Я попадаю из штормовых условий в полный штиль. Сейчас ветер 30 узлов, через минуту - всего 5. У меня даже минуты нет для отдыха... Руки разбухли от соленой воды, и я уже не могу дождаться, когда поймаю юго-восточные пассаты и войду с ними в Южную Атлантику. Французы называют это место "черной дырой". Я с ними полностью согласен... Меня несет к берегам Бразилии, такое ощущение, что Амазонка засасывает меня..."
Телекс (20 октября 1998 года): "Здравствуйте, мои хорошие... За последние сутки прошел 190 миль. Основная моя задача на сегодняшний день - это пройти край Бразилии, не меняя галса. Учитывая, что ветер идет с юго-востока, приходится биться за каждую милю. Яхте не нравится идти встречным ветром, ее огромный плоский корпус врезается в волны, вибрирует и гремит как барабан... Земли не вижу, но чувствую ее запах - запах скошенной травы..."
20 октября яхты начали пересекать экватор. Первым это сделал француз Марк Терселин, за ним француженка Изабель Аттисье, после нее - англичанин Майк Голдинг. Четвертым к экватору подошел Федор Конюхов. Из разговора со штабом по спутниковому телефону (25 октября 1998 года):
- Здравствуй, Федор, поздравляем тебя с пересечением экватора. Чем объясняется твое отставание от лидеров?
- Сказалась нехватка гоночного опыта. Вокруг света-то я иду в третий раз, но впервые - как участник международной гонки...
- Как тебе твоя яхта? Ведь ты до этого не водил спортивные яхты.
- Моей яхте 8 лет, по сравнению с яхтами соперников она, конечно, старовата... Иногда становится страшно, когда яхта при скорости 20 узлов выходит на глиссирование... Вчера ночью встретил судно - российское, из Петербурга, разговорились с вахтенным начальником по рации. Оказалось, что мы вместе в один год заканчивали Кронштадтскую мореходку, я на механика, а он на штурмана...
Дальше события приняли неожиданный оборот. У яхты Федора Конюхова начал отрываться 4,5-метровый 4-тонный киль. Идя встречным ветром и испытывая сильнейшие сотрясения и удары, яхта "слабела", грозя переломиться пополам. В яхту стала поступать вода. Гоночный комитет предложил Федору зайти в ближайший порт, что означало бы отказ от дальнейшего участия в гонке. Конюхов продолжал спускаться в "ревущие сороковые" широты, сообщив на берег: "на борту паники нет..." После этого отказал авторулевой, нарушилась система рулевого управления. Гоночный комитет еще трижды предлагал Федору Конюхову прекратить гонку, но он все же дошел до Кейптауна - буквально за несколько минут до установленного срока, по истечении которого последовала бы дисквалификация.
На втором этапе положение с яхтой не улучшилось. Федор Конюхов не успел прибыть в Окленд к назначенному сроку. Чтобы избежать дисквалификации, ему пришлось наконец выйти из гонки, попросив и получив разрешение продолжить плавание по официальному маршруту. Покидая гонку, Федор Конюхов выразил сожаление, но заметил при этом, что его основной целью является все-таки не гонка, а кругосветное путешествие, которое он и завершил 27 мая 1999 года в Чарлстоне. Лохматого и бородатого, его встречали сын Оскар и жена Ирина. Поскольку он перестал быть участником гонки, официальной встречи не было. Конюхова это не огорчило. "Я считаю, что участвовал в гонке, - сказал он. - Я соревновался с самим собой. Это и есть гонка. Здесь выигрываешь, даже если прибываешь последним..."
Федор Конюхов не стал гонщиком. Остался путешественником...

ТАСС-ДОСЬЕ /Инна Климачева/. 12 июля 2016 г. российский путешественник Федор Конюхов начал одиночный кругосветный беспосадочный полет на воздушном шаре. Старт состоялся из города Нортхэм в Западной Австралии. Перелет проводится при поддержке Русского географического общества (РГО) под патронажем его первого вице-президента Артура Чилингарова.

Руководит штабом проекта "Полет вокруг света на воздушном шаре" сын путешественника Оскар Конюхов. Воздушный шар получил название "Мортон" в честь главного спонсора мероприятия - строительной фирмы. Конюхов намерен облететь Землю быстрее, чем в 2002 г. это сделал американский воздухоплаватель Стивен Фоссетт (13 сут. 8 ч 33 мин.).

В случае успеха Конюхов станет вторым в истории человеком, совершившим одиночную кругосветку на воздушном шаре.

Федор Конюхов с детства увлекался путешествиями, в 15 лет в одиночку пересек Азовское море на рыбацкой весельной лодке. Экспедиционно-исследовательскую деятельность ведет с конца 1970-х гг.

В 1970 г. выступил организатором похода по маршруту Витуса Беринга в Тихом океане и принял в нем участие на парусной яхте "Чукотка" Дальневосточного высшего инженерно-морского училища им. Г.И. Невельского (ныне - Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского, Владивосток). В 1978 и 1979 гг. состоялось еще два похода на яхте "Чукотка" с посещением острова Сахалин, Командорских островов, а также Камчатки.

Путешествия на Северный и Южный полюсы

В 1980-х гг. участвовал в нескольких полярных лыжных экспедициях: научно-спортивной в море Лаптевых под руководством Дмитрия Шпаро (1983), к Полюсу относительной недоступности в Северном Ледовитом океане (1986), трансатлантической "СССР - Северный полюс - Канада" (1988; за участие в ней получил орден Дружбы народов), "Арктика" к Северному полюсу во главе с Владимиром Чуковым (1989).

Весной 1990 г. Конюхов первым в истории России совершил одиночный поход на лыжах к Северному полюсу, достиг его 8 мая после 72 дней пути.

Спустя пять лет, в ноябре 1995 г. - январе 1996 г., первым из россиян осуществил одиночный лыжный поход к Южному полюсу с последующим восхождением на высшую точку Антарктиды - массив Винсон.

Морские путешествия

Широкую известность Конюхову принесли его морские путешествия. В октябре 1990 г. он совершил свое первое одиночное кругосветное плавание на яхте "Караана": за 224 дня путешественник без остановок преодолел маршрут Сидней (Австралия) - Мыс Горн - Экватор - Сидней, финишировав 8 июня 1991 г. Вторая кругосветная морская экспедиция Конюхова состоялась в марте 1993 г. - августе 1994 г. на двухмачтовой яхте "Формоза" (старт и финиш - на Тайване).

В 1998-1999 гг. он участвовал в американской одиночной кругосветной гонке Around Alone на яхте Open 60, в 2000-2001 гг. - во французской одиночной безостановочной кругосветной парусной гонке Vendee Globe. Очередное кругосветное плавание путешественника состоялось в 2004-2005 гг. на макси-яхте "Торговая сеть "Алые Паруса" по маршруту Фалмут (Англия) - Хобарт (остров Тасмания, Австралия) - Фалмут.

В 2002 г. Конюхов совершил трансатлантический переход на гребной лодке "Уралаз" по маршруту Канарские острова - остров Барбадос, в ходе которого установил мировой рекорд - 46 сут. 4 ч (в категории одиночный поход). В декабре 2013 г. - мае 2014 г. в одиночку без заходов в порты и посторонней помощи прошел на весельной лодке "Тургояк" по южной части Тихого океана - пересек его от континента до континента (от Чили до Австралии). Проплыл 17 тыс. 408 км за рекордное время - 159 сут. 16 ч 58 мин.

Всего на счету путешественника более 40 различных экспедиций: морских и сухопутных. Конюхову первым из россиян удалось выполнить неофициальные программы "Большой шлем" (посещение Северного и Южного полюса и восхождение на Эверест) и "Семь вершин мира", в рамках которой Конюхов поднялся на высочайшую вершину каждого континента: Европы - Эльбрус (1992), Азии - Эверест (1992), Антарктиды - Винсон (1996), Южной Америки - Аконкагуа (1996), Африки - Килиманджаро (1997), Австралии - пик Косцюшко (1997), Северной Америки - пик Мак-Кинли (1997).

Кругосветный полет на воздушном шаре

За всю историю мирового воздухоплавания было осуществлено только два успешных кругосветных перелета на воздушных шарах. Первыми в марте 1999 г. это достижение совершили швейцарец Бертран Пикар и англичанин Брайн Джонс; перелет продолжался 19 сут. 21 ч 55 мин. (стартовав в Швейцарии, они преодолели расстояние более 40 тыс. км и финишировали в Египте). В июне 2002 г. американец Стивен Фоссетт в одиночку совершил кругосветный перелет, на это у него ушло 13 дней 8 ч 33 мин. (старт и финиш - в Австралии; протяженность маршрута - 33 тыс. км).

Конюхов, готовясь к кругосветному перелету, в январе 2016 г. принял участие в командном полете на воздушном шаре через Альпы с севера на юг - из Германии в Италию. 25 января вместе мастером спорта по воздухоплаванию Иваном Меняйло установил новый мировой рекорд полета на тепловом аэростате объемом 3 тыс. 950 куб. м - 32 ч 20 мин. (стартовали во Владимирской области, приземлились в Ивановской).

Одиночный кругосветный перелет Конюхова проводился при поддержке Русского географического общества (РГО) под патронажем его первого вице-президента Артура Чилингарова. Генеральный партнер и организатор проекта - строительная компания "Мортон" (Москва). Руководителем штаба "Полета вокруг света на воздушном шаре" является сын путешественника Оскар Конюхов.

Воздушный шар и гондолу для воздухоплавателя построила английская компания Cameron Balloons. Воздушный шар получил название "Мортон" в честь организатора проекта. Он имеет специальную двухуровневую конструкцию, сочетающую использование гелия и солнечной энергии; высота - 10 м, объем - 15,5 тыс. куб. м, стартовая масса - 10 т (на финише - 4 т). Рассчитан на максимальную высоту до 11 тыс. м (высота полета современных авиалайнеров), способен развить скорость до 300 км/ч. и выдержать температуру до минус 60 градусов Цельсия.

Конюхов стартовал из Нортхэма 12 июля рано утром по местному времени (около 02:30 мск). Он перелетел над тремя континентами и тремя океанами по маршруту протяженностью свыше 34,9 тыс. километров. Воздушный шар двигался с запада на восток: пересек Австралию, Тихий океан, пролетел над южной оконечностью Южной Америки (Чили, Аргентина), Фолклендскими островами, затем преодолел Атлантический океан, южную часть Африки (ЮАР, мыс Доброй Надежды), Индийский океан и финишировал в Австралии. Над Индийским океаном он поднимался на высоту свыше 10,6 тыс. м.

Планы путешественника

Летом 2017 г. Конюхов планирует совершить полет в стратосферу (один из верхних слоев атмосферы, высота - от 11 тыс. до 50 тыс. м) на тепловом аэростате и установить новый рекорд высоты. В настоящее время абсолютный рекорд высоты для теплового аэростата принадлежит Индии: в 2005 г. Виджяпат Сингхания поднялся на высоту 21 тыс. м.

Кроме того, готовится проект погружения в батискафе в Марианскую впадину Тихого океана. Конюхов собирается опуститься на дно самого глубокого океанического желоба Земли (около 10 тыс. 994 м ниже уровня моря) и пробыть там несколько суток, проводя научные исследования.

За всю историю освоения глубин мирового океана в Марианскую впадину люди погружались дважды. В январе 1960 г. лейтенант ВМС США Дон Уолш и швейцарский океанолог Жак Пикар на борту батискафа Trieste опустились на глубину 10 тыс. 918 м. В марте 2012 г. канадский и американский режиссер Джеймс Кэмерон опустился на дно впадины в глубоководном аппарате Deep Sea Challenger и провел там несколько часов.

Если все пойдет, как он задумал еще два года назад, то через несколько дней его рискованное путешествие завершиться в Австралии , откуда 12 июля он стартовал на самом большом в мире воздушном шаре «Мортон». А, у тех, кто заключил пари на успех этого рискованного предприятия, начинается предпризовой азарт - будет выигрыш или нет? Деньги на кону приличные. По словам Максима Афанасьева , заместителя генерального директора по трейдингу букмекерской компании «Лига Ставок», большинство их клиентов поставили как раз на успех.

Самая популярная позиция среди всех пари кругосветного перелета - будет ли достигнута цель Федором Конюховым , то есть, приземлиться ли его воздушный шар в Австралии, - рассказывает Максим Афанасьев. - На втором месте среди наших клиентов ставка на то, побьет ли Федор Конюхов рекорд Стива Фоссета - пока единственного путешественника, которому удалось совершить кругосветный перелет вокруг Земли на воздушном шаре. Следом идут более сложные пари: какую дистанцию пройдет Федор Конюхов, ведь особенность этого перелета в том, что нельзя заранее сказать, каким будет его итоговое расстояние. Так же можно попытаться угадать широту и долготу точки приземления шара «Мортон». Мы даже немного упростили задачу для клиентов - достаточно предположить будет это четное число или нечетное.

- Ну и какие прогнозы у тех, кто ставит?

Сейчас 90 процентов тех, кто заключил пари, уверены, что Федор Конюхов успешно завершит свое путешествие, а 70 процентов ставят на то, что наш пилот побьет рекорд американца Стива Фоссета.

- Если они угадают, сколько денег смогут заработать на отваге и опыте нашего путешественника?

Больше всех выиграют те, кто ставил с самого начала, сразу после взлета шара из Австралии. Тогда мы давали коэффициент 2,02. То есть, если вы поставили 100 рублей на то, что Федор Конюхов успешно облетит вокруг Земли, то выиграли бы 202 рубля - 102 рубля чистой прибыли. Сейчас, когда видно, что Федор Филиппович очень близок к цели, мы коэффициент уменьшили и ставки идут 1 к 1,4, то есть со ста рублей можно заработать сорок.


Федор Конюхов близок к финишу своего уникального перелета.Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

- Сейчас ставок больше, ведь полет, тьфу-тьфу, идет успешно и близится к завершению?

Надо сказать, что рост ставок идет плавно в процессе всего перелета - с каждым днем все больше людей ставит на Конюхова.

Федор Филиппович часто удивляет мир своими рискованными предприятиями - это первая возможность заключить пари на его успех?

Наша компания следит не только за миром спорта - мы предлагаем и неспортивные пари, например, на лауреатов Нобелевской премии, или вот сейчас можно поставить на кандидатуру будущего президента США . Но знаменитого Федора Конюхова мы выбрали впервые. Когда узнали о его новом проекте - таком большом событии для нашей страны и всего мира, то решили сделать на него и свою ставку. Мы и сами следим за его кругосветным перелетом, желаем ему успешно приземлиться, несмотря на то, что это самый популярный заказ наших клиентов.

Сейчас воздушный шар Федора Конюхова летит у берегов Антарктиды на высоте 7700 метров со скоростью 203 километра в час. Пройдено уже три четверти пути!

КСТАТИ

За кругосветным перелетом Федора Конюхова можно следить в режиме реального времени на сайте

РАЗГОВОР ПО ПЯТНИЦАМ

На прощание он вручил нам по иконке – приложившись губами к каждой:

– Это Николай Чудотворец. Писана по моему эскизу. Такая же в космос отправилась.

Протянул с нежностью. В одной руке Чудотворец держал парусник, в другой – покоренный Конюховым мыс Горн.

В его старой книжке всякий год отмечен событием: “1953. Первый раз услышал запах сена. 1971. Первый раз меня хотели убить. 1977. Первый раз один ночевал в тайге. 1982. Первый раз рисовал обнаженную натуру…”

О Конюхове толкуют разное. Мы шли к нему, вооружившись цитатами. Среди них – реплика знаменитого яхтсмена Виктора Языкова: “Федор – личность уникальная, небеса ему прощали отсутствие профессионализма. Это можно объяснить только одним: он блаженный. Не надо его копировать”.

Вспоминать ее не стали – попав под обаяние Федора Филипповича. И вы бы попали. И вы бы забыли все скверное. У Конюхова прозрачные глаза. Говорят, люди с такими никогда не врут.

Его мастерская неподалеку от Павелецкого вокзала примыкает к часовенке. Бронзовые флотоводцы у входа. Андреевский флаг прямо на дереве. Таблички с именами погибших путешественников.

Сам Конюхов, который в декабре 2010-го был рукоположен в священники, встретил нас в рясе с могучим крестом. В комнатке живописный хаос – рюкзаки, иконы, недописанные картины. Чертежи яхт.

Говорил он, как никто, – будто в масло окуная каждое слово. “Лежить”, “идуть”, “знають”. “Квартирка”, “колбаска”, “опасненько”. Режиссер Кэмерон, опередивший с погружением на дно Марианской впадины, – для него “Камерун”. Мальдивы – “Мальвины”. И ничего с этим не поделать. Всё у Конюхова как-то по-особенному.

В минувший понедельник 60-летний Федор Конюхов улетел покорять Эверест, на который впервые взошел двадцать лет назад.

* * *

– Так как вас называть – отец Федор? Федор Филиппович?

– Федор Филиппович. Если фотографировать будете – рясу сниму. Не надо расписывать, что я священник. Мы занимаемся путешествиями. Спортом. Правильно?

– Ну да.

– Если б вы были из православной газеты – пришлось бы у Владыки брать разрешение на интервью. А что касается экспедиций – тут я никого не спрашиваю.

– Вы отправляетесь на Эверест. И, кажется, года два в России не появитесь?

– Может, два. Может, больше. Вся моя жизнь – сегодня приехал, завтра уехал. Я уж позабыл, как выглядит Красная площадь! На днях вспоминал – какая же она? Лет десять там не был.

– А в Мавзолее?

– Еще пионером, в 60-е.

– Недавно вы медкомиссию проходили. Никаких неожиданностей?

– Пока нет. Дай Бог. А то могли бы на Эверест не пустить. Он больных не прощает. Китайцы требуют справку у всех, кто старше шестидесяти.

– Вы как-то обмолвились, что каждый день пробегаете 54 километра.

– Времени нет столько бегать. Ежедневная у меня лишь молитва. Но когда бегу – укладываюсь в 7 часов 10 минут. Это не сильно быстро. Так, рысцой.

– Много людей вашего возраста покорили Эверест?

– Человека три. Я там впервые побывал в 1992 году. Поднимался со стороны Непала, Гималаев. А теперь пойду со стороны Тибета. Меня часто спрашивают: “Зачем тебе это? Какие цели, задачи?”

– Что отвечаете?

– Да просто люблю я Эверест! Соскучился по нему. Двадцать лет назад я был спортсменом, а сейчас все иначе. Нравится – иду. Не нравится – я бы не пошел. Такой возраст, что подчиняюсь одному Господу Богу. Телевизор у меня не выключается – смотрю день и ночь документальные фильмы про Эверест.

– Настраиваетесь?

– Да. Вот этот фильм про команду новозеландского гида Рассела Брайса. Он мой ровесник, 11 восхождений на Эверест.

– В сентябре на верблюдах пересеку пустыню Гоби с востока на запад. Две с половиной тысячи километров за восемьдесят пять дней. Будет у нас с товарищем из Южной Кореи шесть верблюдов. На двух – мы, еще четыре с поклажей. В апреле 2013-го отправлюсь на собаках к Северному полюсу.

– Масштабно.

– После этого, надеюсь, за три месяца пройдем всю Гренландию с севера на юг. Так делал великий японский путешественник Наоми Уэмура. А осенью на весельной лодке поплыву через Тихий океан.

– Десять лет назад на весельной лодке вы пересекли Атлантический океан. В чем разница?

– Прежде лодка была семь метров, сейчас – десять. Атлантический маршрут три тысячи миль, Тихий океан – восемь тысяч. Тогда управился за сорок шесть дней, в Тихом буду плыть сто шестьдесят. Если не отыщется генеральный спонсор, лодка пойдет на частные средства моих друзей из Челябинской области.

– Что за друзья?

– Путешественники-любители. Романтики. А экспедицию на Эверест финансирует Современный гуманитарный университет, там замечательный ректор. 76 лет, геолог по образованию. Сам подняться уже не может – так решил меня поддержать. Деньги даются под научную программу – им интересно, как будет себя чувствовать мое сердце. Обвесят датчиками, и вся информация автоматически начнет поступать в университетскую лабораторию.

– В чем коварство Эвереста?

– Все горы коварные. Эверест нужно уважать. Как в Святом Писании: “Если ты находишься здесь телом, но не находишься духом – сие бесполезно”. Когда забивал крючья в эту гору – до меня дошло: надо созреть духовно, чтоб молотком по нему стучать. Чтоб у тебя было право вбивать крюк в Эверест.

– Эверест – он живой?

– Конечно. Весь мир живой. Раньше мне, молодому, было сложно путешествовать. Слишком много тщеславия. С трудом переносил одиночество. Попробуйте провести сто дней без общения. Или двести, как в первых моих кругосветках. Не было ничего тяжелее одиночества! А сегодня я понял: нету на земном шаре одиночества. На Земле все живое. Тот же океан – в нем киты. Горы живые. Пустыня. В пустыне с тобой Господь Бог. И святые, которым молишься.

– Мы-то думали, вы после ста дней одиночества с веслом начинаете разговаривать.

– Никогда такого со мной не было. Я с детства верующий, чувствую Божье присутствие. Что ж мне с веслом говорить? Это вопрос настроя. Если б меня забросили в океан неизвестно на сколько – крыша и впрямь могла поехать.

– Как настраиваться?

– Я всегда настраивался на большее. Вот сооружали мне первую весельную лодку – я готовился к ста дням в океане. Хоть было предчувствие, что управлюсь дней за семьдесят. А пробыл сорок шесть. С яхтой точно так же. Я же знаю – земной шар крутится, в нем двадцать семь тысяч миль. За двести дней закрою круг и вернусь к людям. Всё!

– Вы писали в дневниках, что временами подкрадывалось безумие.

– Бывало. Но борешься, уходишь от безумия… Дневники – вещь откровенная, потому и написал.

– А водочку вы пьете?

– Не-е, она горькая. Мне бы что-нибудь сладенькое – шампанское, вино. В экспедиции обычно беру коньяк, разведенный со спиртом, и добавляю мед – чтоб послаще было. А сейчас обязательно в дьюти-фри куплю по бутылке коньяка и виски. В Катманду опасненько – грязь кругом, антисанитария. Перед завтраком непременно стопочку употребить надо. Я и в Эфиопии так делал.

– Если высоко в горах накатить – наверное, со стопки унесет?

– Там уже никто не пьет. Даже воду еле-еле в себя вливаешь. А она противная-препротивная, тебя выворачивает. Про еду на такой высоте и говорить нечего. Кислорода не хватает – и организм отказывается принимать пищу. Она не усваивается – камнем лежит. Поэтому, когда идешь на последний штурм, возьмешь с собой конфетку про запас, и всё. Я вообще-то человек закаленный, неприхотливый. Когда в 1989-м шли к Северному полюсу и закончились продукты, снег кушал! Убеждал себя, что есть в нем какие-то питательные вещества. Опять же все от настроя зависит. По молодости я и морскую воду пил.

– Фу, какая гадость.

– Так полезная! Витамины! От одной и той же пищи, как и от дистиллированной воды, устаешь. Хочется разнообразия. В долгом путешествии глоток-другой морской воды не повредит. Можно и в суп добавить.

* * *

– Говорят, на Эвересте много трупов.

– Он ими завален. Тела не разлагаются – превращаются в мумии, усыхают от солнца. Лежат почерневшие. На Эвересте тепла нет, летом минус 20, зимой – минус 40. Никаких мух.

– Что ж тела не снимают?

– Это так сложно – вы не представляете! Необходима специальная экспедиция, колоссальные деньги. Человек сам едва поднимается – а еще кого-то тащить на себе?

– Вы опытный. Сразу понимаете, из-за чего этот альпинист погиб?

– На Эвересте гибнут из-за сердца. Дыхалка, отек легких.

– Срывается мало кто?

– Да, срывы – редкость. Такой маршрут, что идут профессионалы. В какой-то момент начинается то, что альпинисты называют “зоной смерти”. На высоте восемь – восемь с половиной тысяч метров не знаешь, как поведет себя организм. Пойдешь раньше времени, не акклиматизировавшись, – плохо. Пересидишь – тоже плохо.

– Как правильно?

– Больше двух суток на высоте находиться не стоит. Единицы выдерживают около четырех. Я, кстати, встречался с нашей альпинисткой, вернувшейся с Эвереста. Фамилию называть не буду. Спросил: “Почему бы тебе не стать первой женщиной в России, поднявшейся на 14 восьмитысячников?” Она усмехнулась: “Федор, я раз поднялась – и некоторых друзей в записной книжке уже смутно помню. А через 14 восхождений перестану узнавать мужа и детей…”

– Шутила?

– Нет. При недостатке кислорода клетки головного мозга отмирают. А на восьми тысячах метров и выше с кислородом беда. Голова немножечко “плывет”, и проблемы с памятью после Эвереста – обычная история.

– Вы тоже на себе почувствовали?

– Разумеется. Постепенно все восстанавливается – но не до конца. Имена помнишь, а вот стишки какие-то забываются напрочь. Вообще на Эвересте очень тяжелый воздух. Невкусный. Идешь на яхте в океане или на лыжах к полюсу – хоть Северному, хоть Южному – и дышишь полной грудью! Воздух свежий, чистый! А в горах пахнет смертью. Не буквально, конечно – при подобной температуре трупный запах исключен. Просто обстановка такая, мертвых вокруг много…

– На ваших глазах люди гибли?

– Не раз. Часовенку рядом с мастерской я построил в память о моих погибших друзьях – моряках, альпинистах, путешественниках. Там перечислены тридцать две фамилии. Я всегда молюсь за них, за тех, кто отправляется в новые экспедиции. Все в руках Бога. К примеру, стоим вдвоем, между нами меньше метра. Вдруг с обрыва летит камень, который оба не видим. Он попадает в товарища – и тот умирает. А у меня ни царапины. Думаешь: “Почему он, а не ты? Чем я лучше? Ничем! Наоборот, он красивее, моложе, сильнее, детишек у него больше…” Как погиб Валера Кондратко? На Чукотке после экспедиции зашел последним в самолет, закрыл дверь и сел на ближайшее кресло. “Кукурузник” перегрузили так, что он рухнул сразу после взлета. Хвостом ударился о лед. Ни летчики, ни остальные пассажиры не пострадали. А Валере ручка от двери вошла в висок.

– Судьба.

– Человек был удивительный! О космосе мечтал. Готовился в отряде космонавтов… Или Саша Рыбаков. Та экспедиция к Северному полюсу складывалась мучительно. Авиация не поддерживала, все тащили на себе. Наступил день, когда еда кончились. Тогда впервые по-настоящему ощутил, что такое голод. Вот и кушал снег. А организм Саши не выдержал. Он умер у меня на руках. Я обнял его, замерзающего, пытался как-то согреть. Но был уставший, сморило. Просыпаюсь – Саша мертвый.

– Экспедицию прервали?

– Нет. Пошли дальше. И дошли! А тело забрал самолет… Или взять наше восхождение на Эверест с Женей Виноградским в 1992-м. Поднялись на восемь тысяч метров – погода испортилась. Спустились обратно. Через неделю новый подъем. А за это время там все наши палатки ветром унесло. Ставить новые не было сил. Экспедиция оказалась на грани срыва. Но тут разглядели единственную палатку, которая чудом уцелела. Когда забрались в нее, поняли причину “чуда”.

– И что за причина?

– Палатка принадлежала испанскому альпинисту. Он умер – и так прижал телом, что ветер сорвать ее не мог. В этой палатке провели восемь часов. Облокотились на труп – и вспоминали всю свою жизнь, гадали, удастся ли вернуться домой. Периодически толкали друг друга в бок: “Не спи!” Спать нельзя – велик риск не проснуться. При подъеме на Эверест считается, что погибает каждый третий. Говорю Жене: “Может, этот испанец и есть третий – который уже погиб за нас?” Наверное, так и было. Все прошло удачно. И 11 мая 1992 года в 13.15 мы стояли на вершине.

– Был на Эвересте хоть один священник?

– Не знаю. Владыка Иосиф, мой начальник, спросил: “Там будут твои чада?” Да, отвечаю. “Значит, и ты должен идти. У подножия Эвереста их благословлять. А раз они идут на вершину – и ты отправляйся наверх”. В моем роду много священников. Я сам учился в духовной семинарии и мечтал священником стать. Думал, годам к 50 это произойдет, но оттягивал, оттягивал – и стал в 58.

– В декабре вам исполнилось 60. Верите?

– Не верю! Кажется, что мне лет под триста!

– Смотрю, что успел за эти годы, – ну разве к шестидесяти столько можно? Не вмещается! И как-то запало мне в голову число триста. Вот оно подходящее.

– Пенсию оформили?

– Да, как положено. В метро бесплатно прохожу. Пенсия моя – 6355 рублей.

– Что-то маловато.

– Мне дополнительные “московские” не платят. Я же в двух институтах на полставки работаю, профессор. В транспортной академии преподаю безопасность судового мореплавания. Если уволюсь – буду тысяч девять получать.

– По Москве на метро передвигаетесь?

– Да, так удобнее. Хотя машина есть.

– Какая?

– Патриотичная. УАЗ-“Патриот”. Дают знакомые из дилерской компании. Через два года возвращаю. Но сам за рулем редко. Меня и в Москве-то почти не бывает.

* * *

– Когда-то вы планировали на 2012 год погружение на дно Марианской впадины. Но кое-кто вас опередил.

– Я за Камеруна порадовался…

– За Джеймса Кэмерона, режиссера?

– Ну да, Камеруна. Нестандартный такой человек. На батискаф ушло семь лет и семь миллионов долларов. Адекватная сумма. Это в России предела нет – если б затеяли проект, начали бы со ста миллионов… Я сидел и думал: наш бы Бондарчук не погрузился. А Камерун и за собственные деньги построил бы.

– После “Аватара”-то Кэмерон что угодно построит.

– И у нас могли бы построить. Что такое – семь миллионов? А батискаф его, по-моему, из угле-пластика. Легкий, маленький. На торпеду похож.

– Вы “Аватар” смотрели?

– Да. Мне как художнику нравится. Я все фильмы смотрю глазами художника. Сюжет не имеет значения – мне интересно, как поставлено. Какая картинка. Как смонтировано. Какие краски. Вот гляжу на Пикассо – меня не все трогает. Или Николай Рерих.

– Что Рерих?

– Очень люблю его как художника, писателя, путешественника. Но философия Николая Константиновича меня не трогает.

– Так ваша затея с Марианской впадиной жива? Или после Кэмерона и не хочется?

– А для меня не важно сделать что-то первым. В Марианской впадине побывало пока три человека. Вот было бы здорово, если б Камерун на Луну полетел! Уверен, осилил бы. Причем полетел бы именно частным образом – как сделал это с Марианской впадиной. Я вам вот что хочу сказать. В 70-80-х годах одиночек всерьез не воспринимали. Твердили, такой человек не вписывается в наш образ жизни. Или его в психушку стоит забрать. Все изменил Уэмура.

– Как?

– В 1978-м открыл эру одиночек. Доказал: одиночка способен делать то, что не сделаешь командой. Один поднялся на Эверест, один шел к Северному полюсу. Весь мир ему поражался. Но долго никто не решался повторить. Только в 1986-м француз Жан-Луи Этьенн один добрался до Северного полюса. А в 1990-м пошел уже я.

– Легенд про вас много. Кто-то считает, – вы небогатый человек. Кто-то думает, что Федор Конюхов – миллионер.

– Я очень богатый! Я позволяю себе то, что мало какой миллионер позволит. Это огромное богатство. Сижу и думаю – через несколько дней увижу Эверест! Потом пойду на собаках по пути Уэмуры, моего милого учителя и идеала! Дальше поплыву через весь Тихий океан! Сидел у меня как-то один губернатор, миллиардер. Камерун по сравнению с ним – ничто. Что-то говорил: “Мы тоже будем спускаться…” А я вижу – никуда, дорогой мой, спускаться ты не будешь. Деньги тебя захлестнули, семь миллионов на мечту не отдашь.

– Жалко вам таких людей?

– Да. Думаю: так всю жизнь и проболтается. Вот был у меня Зеленин, бывший тверской губернатор. Олигарх. В то время мог построить яхту, о которой я мечтаю, – чтоб обойти вокруг света за восемьдесят дней, поставить мировой рекорд. Сделать Россию океанской державой. Речь шла всего-навсего о 10 миллионах евро.

– При чем здесь Зеленин?

– Он тогда был президентом федерации парусного спорта. Не сделали. Сейчас он и не президент федерации, и не губернатор. А Камерун сделал! Как не уважать такого человека?! Вот вы, ребята, наведываетесь к олигархам наверняка чаще меня. Наведываетесь?

– Случается.

– В домах на Рублевке нет счастья. И не может быть. Богатство – это скука. Я за этих людей молюсь. Как в Священном Писании сказано: “Молитесь за обижающих, проклинающих и ненавидящих вас”. Меня не обижают и не проклинают. Так что за них тем более надо молиться.

– Вы ведь брали в напарники богатых людей – на коммерческой основе.

– Есть такое. Но это друзья. Вот стоит у меня яхта в Австралии, она прошла Антарктиду. Понятно, нужно перегонять в Европу и ремонтировать.

– Дорого?

– 130 тысяч долларов. Так я собрал друзей из среднего бизнеса, восемь человек скинулись по 15 тысяч. Поплыли, вместе прошли мыс Горн. И один сказал мне: “Я так счастлив – все это увидел! А до этого был на Мальвинах…”

– Мальдивах.

– Да. Был на Мальвинах с женой. Я засмеялся. Он кивнул: “Правильно, Федор, смеешься. Две недели мы отдыхали, те же деньги потратили, и все время в ссорах…”

– Смешно.

– А иначе на Мальвинах нельзя. Чтоб с женой две недели – и не ссориться. Человек от безделья начинает маяться. А мои экспедиции недорогие. Выйдем на улицу – стоят такие джипы! Они побольше, чем весельная лодка стоят! А что такое – джип? Ударили его разок, разбили – и всё. Нету джипа.

– Золотые слова. Вы однажды сказали, что из каждой экспедиции возвращаетесь с долгами.

– Экспедиция не может быть без долгов. Например, академия платит китайцам за мое восхождение. Но туда приеду, и начнется – фонарики, батарейки, продукты… Никакой зарплаты от спонсора мне не надо. Это грех – за Эверест получать премии или медали. Сам Эверест или мыс Горн – уже награда. Так и накапливаются долги.

– Загранпаспорт меняете ежегодно?

– Вот это смешная история. У меня недавно сорвалась любопытная экспедиция в Индию. Собирались проехать через дом Рериха, лже-могилу Иисуса Христа в Кашмире. Возвращается паспорт из индийского посольства – всем открыли визу, кроме меня. Нет, говорят, места, куда ставить. Паспорт еще годен, а страницы все использованы. Парни улетели, я остался.

* * *

– Со спонсорами вы работаете виртуозно. Отказы редки.

– А я вас научу. В 70-х зашел в рыбный порт Находки. Что-то просил на экспедицию. Передо мной другой проситель. Директор его спрашивает: “Ты на чем приехал? Какая машина?” – “Японская” – “А у меня советская. И еще должен тебе помогать. Вон Федор денег хочет – так пешком явился…”

– Разумно.

– Я это запомнил. Если просишь деньги на экспедицию – не стоит выделяться. Да и посмотрите – вокруг меня разве роскошь? Я живу не ради своего блага – ради экспедиций. Ради мечты. Ради идей. Без этого не смогу. Для чего тогда жить? Чтоб иметь машинку, квартирку, колбаску, пивцо? Одну и ту же работу с девяти до шести? Господи, какая скука! Я всегда живу будущим. Будущей экспедицией, будущей встречей с друзьями. Будущими картинами. Книгами. Планами. Прошлым жить не люблю: “А вот помнишь… А вот было…” Мне это уже не интересно. Ну было и было. Лучше подумать о том, что впереди. Мне даже картины больше всего нравятся те, которые еще не нарисовал. Но они созданы у меня в голове. Нарисовал – значит, высказал себя. А тут ходишь, размышляешь, предвкушаешь, в любую секунду можешь что-то поменять. Так же и с экспедициями.

– У вас семья, детишки. От жены упреков не слышите?

– Никогда! Разве что перед очередной экспедицией скажет: “Плохо, что ты снова надолго уезжаешь”. Ирина – доктор наук, профессор. С голоду мы все-таки не умираем. Я в двух местах преподаю, пишу картины, плюс пенсия. А особняк мне ни к чему, из любого подвала могу сделать мастерскую. У меня прежде и был подвал, хоро-о-шенький…

– Почему распался ваш первый брак?

– Люба с 90-х годов живет в Америке. Городок Беллингхэм – побратим Находки. Она тоже художник, у нее своя галерея. Вышла замуж за богатого человека. В те годы многие уезжали за границу. И мне предлагали остаться в США, Австралии. Однако я себя вне России не представляю. Сами посудите – ну какой из меня американец? Или австралиец? К тому же охватывает жуть от одной мысли, что умру за границей. Не знаю, задумывается ли об этом моя первая жена? А мне действительно страшно, что снесут на погост в чужих краях. Пусть буду на паперти сидеть – но на родной земле. Где жили мои предки, люди верующие, православные. Я совсем не против других религий. Не человек их создавал – так, видимо, угодно Богу. Потому что была бы на свете одна-единственная религия – люди пошли бы вразнос!

– Вы полагаете?

– Конечно! Не было бы сдерживающих факторов. Представьте – стали бы все христианами. Да мы бы так распоясались! А чтоб этого не случилось, Господь и болезни посылает. Ох, что без них люди творили бы! Ели бы все подряд, дрались бы, воевали… А болезни усмиряют нас в своих грешных желаниях.

– Мощи Андрея Первозванного и сейчас с вами?

– Они всегда со мной. Вот здесь, внутри креста. Крест, между прочим, особый – Николая Конюхова. Брата моего деда, он был священником. В 1918 году большевики замучили его до смерти. Сперва на морозе обливали водой, а после пустили пулю в лоб. Крест сорвали – наверное, думали, в мощевике какие-нибудь ценности спрятаны. Родственники сохранили – и мне передали. Видите, раньше большие кресты носили – нынче делают поменьше. Священники жаловались – дескать, тяжело носить. Прежде почему-то этого не боялись, не тянул крест…

– Вас трудно представить без бороды. Когда в последний раз ее сбривали?

– Лет в 25. Требовалась новая фотография в паспорт. А при советской власти для этого обязательно приходилось сбривать бороду. В семейном архиве сохранился снимок – годовалый Оскар, и я без бороды. Сын смеется: “Хоть увидел, какой у тебя подбородок”.

– Самый известный человек, который покупал вашу картину?

– Боб Хоук, премьер-министр Австралии. Тут вопрос в чем – мои картины покупают обычно коллекционеры. А коллекционер знает искусство, он не переплатит. Ты много попросишь – он посмеется: “Говори-говори, да не заговаривайся…”

– Премьер к вам сюда приезжал?

– У меня были выставки в Австралии.

– Что выбрал?

– Графика, северная работа. Или склон Эвереста, не помню… Давным-давно на выставке в Канаде подошел ко мне один из вице-президентов компании “Макдональдс”: “Картины мне нравятся, но хотелось бы посмотреть ваши наброски. Дорожная тетрадь сохранилась?”

– И?..

– Был у меня дневничок с набросками. Вот он, глядите. Папиросная бумага. Купил в Катманду, на Эверест с ним забирался. Увидел яка – нарисовал. Вот описываю, как мост переходим, градус такой-то… Канадец листал-листал, потом воодушевился: “Покупаю!” И так мне жалко стало этот альбомчик, что не продал. Даже торговаться не пожелал. Да и сколько за него дал бы? 500 долларов, 800?

– Рекорд – за сколько ушла ваша картина?

– 7-8 тысяч евро. Последнюю работу выставили на аукционе за полторы тысячи долларов, а продали – за 90 тысяч рублей. На эти деньги я приобрел снаряжение для Эвереста. Как раз хватило.

– Что за картина?

– Гора Аконкагуа. Человека, далекого от искусства, мои картины не тронут. Его интересует другое. Например, эту картину начал писать у подножия Аконкагуа, потом ее везли погонщики мулов. Она вся потрепанная. Рамы нет. Нужна такая картина человеку с Рублевки?

– Обижаетесь, если не хотят вашу экспедицию финансировать?

– Никогда! Сын подтвердит. Значит, что-то мы неправильно делаем, если людям неинтересно. Мертвый проект – и двигать его бесполезно.

– Восемьдесят дней вокруг света под парусом – проект не мертвый?

– Не удается пока яхту построить. Выходит, страна не созрела. Как и с Марианской впадиной. Вот мои французские друзья на тримаране обошли вокруг света за сорок дней – я радуюсь за человечество. Как Уэмура говорил о самом себе – “расширяю планку человеческих возможностей”. Я шел к Полюсу – ох, как мне было тяжело. Упаду, сил никаких, надо мной небо все в звездах – и думаю: “А Уэмура тринадцать лет назад дошел. Он был первый, и снаряжение хуже…” Встаю и шагаю дальше.

– Небо в звездах. Как романтично.

– Помню, в 50-е запустят спутник в космос – а бабушка моя восклицает: “О, масло полетело”. По радио передали – масло на орбиту вывели. Проверяли, что с ним станется. И бабушка решила: раз в магазинах его нет – в космосе будут выращивать. Недавно об этом вспоминал.

– Был повод?

– Шел на яхте вокруг света. У меня GPS, лежу, изучаю свои координаты – и думаю: “Э-э, бабушка, не права ты была. Правильно мы делали, что масло в космос запускали”. За счет космоса я и с Эвереста буду по спутниковому телефону разговаривать.

– Где самые красивые закаты?

– Очень красивые в пустыне, полярных льдах, Антарктиде… На том же Эвересте. Часто было желание, как у художника, – остановить мгновение. Да и в Москве красивые – но мы этого не видим, заняты другим. В первых кругосветках мне закаты пропускать было никак нельзя.

– Почему?

– Только по ним погоду предсказывал на следующий день. Как солнце сядет – такая и будет. До сих пор по привычке смотрю, проверяю тот прогноз погоды, который мне прислали.

* * *

– С сомалийскими пиратами сталкивались?

– Бывало. Первый раз – когда с Сейшельских островов перегоняли яхту Вадима Цыганова, мужа и продюсера певицы Виктории. Сопровождал нас военный корабль, плюс на борту было три морских пехотинца с оружием. Но пираты, которые сейчас фактически весь Индийский океан держат в страхе, все равно попытались взять яхту на абордаж.

– Как это происходит?

– Военный корабль не может идти прямо рядом с нами. Двигатель греется. У нас-то скорость 5-6 узлов, у него – в два раза больше. Поэтому он обгонит миль на десять, поворачивает, возвращается. Так кругами и ходил. Причем до Омана нам никак не могли перекинуть на борт пехотинцев – были сплошные шторма. Пересадили, когда зашли в порт на ремонт. У них с собой автоматы, ручной пулемет и “мухи” – гранатометы. И вот, в два часа ночи командир корабля по рации сообщает: “Федор, видишь пять точек на локаторе? К вам приближаются”. А у меня локатор маленький. Присмотрелись – действительно. По одну сторону с ревом несутся три катера, по другую – два. А корабль, как назло, далеко-о-о. Но оттуда начали стрелять трассирующими пулями – чтоб привлечь внимание пиратов.

– А пехотинцы?

– Они тоже палили из пулемета и гранатомета. Но закон запрещает им сразу стрелять в людей. Даже в пиратов. Сначала нужны предупредительные выстрелы. Вот они и долбили поверх голов. Правда, делали это с такой яростью, что за пару минут всю палубу завалило гильзами.

– Пираты отвечали огнем?

– Воздержались. Увидев, что на них огрызаются, развернулись и ушли. Второй раз видел их в Эфиопии, которая граничит с Сомали. Мы шли по пустыне на верблюдах в сопровождении шестнадцати вооруженных человек. Среди них двое – из охраны эфиопского президента. Мужички там простые, если что – тут же бьют на поражение. Никаких предупредительных выстрелов. Поэтому сомалийцы соваться к нам быстро раздумали.

– Животные вас атаковали часто?

– Не без этого. Тяжелее всего пришлось в 2009-м, когда в Монголии укусил клещ.

– Энцефалит?

– Еще хуже – боррелиозный. Целый месяц лечился. Был на грани. Но снова обошлось.

– Кирсан Илюмжинов рассказывал нам, как встречал инопланетян. Вы – не встречали?

– Думаю, Илюмжинов действительно их видел. Но он буддист. А я – православный. Считаю, все, что нас окружает, создано Богом. Включая НЛО и прочие явления, которые пока не разгаданы. Ничего, придет время – все узнаем. Вот лет двести назад люди понятия не имели, что такое молния…

– Из последнего – что поразило вас?

– В 2010-м патриарх эфиопский отвез меня в уникальный храм. Он без крыши – но ни одна капля дождя туда не попадает. Триста километров от Аддис-Абебы, горная долина. Стоит с XIII века, а прежде на этом же месте были другие храмы, самый древний – еще до нашей эры. Вот как объяснить? За стеной льет как из ведра, а внутри – сухо. То ли место намоленное, то ли изначально по какой-то причине осадков там никогда не бывает. Люди увидели – и решили именно на том участке земли построить храм. Где грань этого чуда? Впрочем, много рассуждать на такие темы ни к чему.

– Почему?

– Люди по-разному воспринимают. Вот Илюмжинов решил рассказать откровенно о контакте с инопланетянами – а некоторые смеются. Хотя, уверен, кто-то об этом даже больше знает – но молчит.

– Вы же знакомы с бывшим президентом Калмыкии?

– Да, встречались во время экспедиции на верблюдах по Великому шелковому пути. Прилетаем в Элисту, нам говорят: “В четыре утра – на прием к Илюмжинову”. Я подумал – ослышался. Уточняю: “В четыре часа дня?” – “Нет-нет, утра”.

– Оригинально.

– Ладно, в гостинице завели будильники, приехали, – а в приемной полно народа! Ждут Кирсана Николаевича. Нас увидел, проводил к себе, чаем напоил. Рассказывал: “В восемь утра прилетит самолет – и отправлюсь в Англию”. Оказывается, для него это стандартный график. Мог всю ночь людей принимать, а утром куда-то улететь. Думаю: “Когда ж он спит?!”

– По словам Илюмжинова, четырех часов сна ему хватает. А вам?

– Не всегда. Хотя тоже сплю мало. Ложусь не раньше двенадцати. С двух до четырех просыпаюсь, чтобы помолиться. Дома к этому давно привыкли. Потом прикорну, а часов с шести – уже на ногах.

Юрий ГОЛЫШАК, Александр КРУЖКОВ

Публикации по теме