Матушка кураж краткое содержание. "Мамаша Кураж и ее дети" (Брехт): описание и анализ пьесы

Германия вступает в разрушительную Тридцатилетнюю войну. Конфликт тянется так долго, что многие уже не помнят о мирном времени. Мамаша Кураж - так зовет себя баварка Анна Фирлинг. Следуя за солдатскими обозами, маркитантка прижила троих детей от разных отцов. Она гордится своей преданностью войску и тем, что никогда не оставляла своего обоза, даже под канонадой орудий.

Ее сыновья Эйлиф и Швейцеркас - рослые дюжие парни, которым как раз поспел срок идти в солдаты. Их присматривает вербовщик, который набирает войско для похода на Польшу. Мамаша Кураж пытается вырвать старшего из когтей чиновника, пророчит сыну несчастья и скорую гибель, но его уводят, не обращая внимания на ее протесты.

В 1626, два года спустя, Эйлиф возвращается к матери как герой: он зарубил четырех крестьян, пока отбивал у них скот для войска. Священник полка благословляет солдата за его храбрость.

Швейцеркас становится в Финском полку казначеем. Мамаша Кураж и ее немая дочь Катрин присоединяются к жизни этого подразделения. Внезапно начинается атака противника, солдаты отступают, а обоз мамаши Кураж остается в руках неприятеля. Они ловят Швейцеркаса и требуют, чтобы он отдал полковую казну, но тот отказывается. Пытаясь спасти сына, Кураж хочет взять денег взаймы под залог своего фургона, а потом возместить сумму из казны, но оказывается, что Швейцеркас выбросил ларец с казной. Пока идут торги за жизнь казначея, его расстреливают.

Спустя несколько лет война подходит к концу. Для мамаши Кураж начинаются не самые удачные времена, она теряет свою работу. Но мысль о том, что теперь она увидит своего старшего сына, греет сердце женщины. В большом городе она уходит на базар, чтобы сбыть остатки товара, в это время к ее фургону подводят Эйлифа. Он совершил свой "подвиг" опять - прирезал хозяйку, чтобы забрать ее добро, но в мирное время за такой поступок полагается смертная казнь. Ничего не подозревающая Кураж возвращается с вестью о том, что война объявлена опять. Она снова может промышлять своим дело. Сына она не застает.

К 1634 году бродячая жизнь утомляет всех. Повар, путешествовавший в фургоне с мамашей Кураж, зовет ее с собой держать маленький трактир в сельской местности. Недавно скончалась его мать, оставив заведение ему. Однако на немую Катрин приглашение не распространяется, и Кураж отказывается.

Через два года Катрин погибает. Она поднимает ночью тревогу, чтобы спасти мирных поселян от насилия войск. Ее расстреливают, когда она бьет в барабан. Похоронив дочь, мамаша Кураж снова отправляется в путь.

В образе мамаши Кураж Бертольт Брехт отобразил образ самой великой Германии, которая ведет уничтожительные войны, разоряя себя и всех вокруг, не вынося никаких уроков из прошлых трагедий.

Картинка или рисунок Брехт - Мамаша Кураж и ее дети

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Особняк Фолкнер

    Минк Сноупс пристрелил фермера Хьюстона, и прокурор вынес решение о пожизненном заключении подсудимого. Когда закончился суд, адвокат разъяснил Минку, что если тот будет честно трудиться

  • Краткое содержание Лермонтов Фаталист (глава из рассказа Герой нашего времени)

    Печорин на протяжении двух недель живёт в казачьей станице. У офицеров была традиция собираться каждый вечер и играть в карты. Однажды после игры они начали обсуждать одно из мусульманских поверий

  • Краткое содержание Толстой После бала

    Л.Н. Толстой написал рассказ «После бала» в 1903 году. Сюжет произведения основан на реальных событиях, которые произошли с его братом.

  • Краткое содержание Полковнику никто не пишет Маркеса

    Ранним октябрьским утром полковник принес жене, которую всю ночь мучил приступ удушья, остатки кофе. Несмотря на свое плохое самочувствие, он отказался от напитка и скрыл, что он был последним.

  • Краткое содержание Абрамов Трава-мурава

    Трава-мурава - это цикл коротеньких рассказов, написанных Ф. Абрамовым в период с 1955 по 1980 гг. Каждый из них мал по объему, но емок по содержанию. В любой из миниатюр - небольшая история из жизни сибирской деревни.

Весной 1624г. армия шведского короля собрала всех солдат для того, чтобы отправиться в поход на Польшу. Фельдфебель с вербовщиком признали только войну учредителем цивилизации и общественного порядка. Ведь там нет никакой войны, там присутствует мораль, где все бредут туда, куда им хочется, говорят, что хочется, едят, что хочется - нет никаких приказов, пайков, учётов!
Двое парней вкатали фургон мамы Кураж - это маркитантка Финляндского Второго полка. Она поёт о том, чтобы командир дал знак привала и сберег своих солдат. По своему роду она является баваркой, и её настоящее имя - Анна Фирлинг, а прозвание Кураж ей дали за то, что она не бросала никогда своего фургона с товаром ни под бомбой, ни под пулей. Ее детьми являлись сынишки и Катрин, немая дочь. Это поистине дети войны: у всех есть своя фамилия, и папы их - солдаты из различных армий, которые воевали под знаменем различных вероисповеданий. Конечно же, так получилось, что все они были убиты или пропали безвести.


Вербовщик интересовался её сынишками, поскольку они уже выросли, однако Кураж не желает отдавать их в солдаты. Она приступила к гаданию и, дабы напугать своих детей и отпугнуть от армии, подстраивает таким образом, что каждый получает метку смерти - бумажка с черным крестом. Это мошенничество стало зловещим предсказанием. Вербовщик ловко увел Эйлифа, её старшего сына, пока Кураж торговалась с фельдфебелем.
2

В 1625-1626 года Кураж ездит в обозе шведской армии по Польше. Она приносит каплун повару командира и торгуется с ним умело. В этот момент командующий своей палаткой принял её Эйлифа. Эйлиф совершил героический поступок. Он смог бесстрашно отбить несколько быков у превосходящих сил крестьян. Эйлиф поёт песню, которая рассказывает, что говорят своим жёнам солдаты, а Кураж поёт иной куплет, где уже жены говорят своим солдатам. Солдаты беседуют о своей удаче и храбрости, а их жены - о малой значимости их подвигов и наград для обречённых на гибель людей. Мать с сыном очень радуются неожиданной встрече.
3

Проходят ещё 3 года войны. Внезапно наступают императорские войска. Кураж попадает в плен, но успевает поменять над своим фургоном полковое лютеранское знамя на католическое. Полковой священник, который случайно здесь оказался, успел заменить платье пастора на одежду подручного маркитантки. Но солдаты императора выследили и схватили Швейцеркаса, младшего простоватого сына Кураж. Они потребовали, чтобы он отдал полковую казну, которую ему доверили. Швейцеркас по своей честности не сможет сделать это, поэтому его должны расстрелять. Для того, чтобы он остался живым, необходимо заплатить 200 гульденов - это все, что Кураж могла за свой фургон выручить. Может поторговаться и спасти жизнь сына за сто двадцать или за сто пятьдесят гульденов? Нет, нельзя. Она решает отдать все, но становится поздно. Солдаты принесли убитое тело Швейцеркаса, и Кураж теперь должна сказать, что его не знает, поскольку ей нужно сохранить хотя бы свой фургон.
4

Звучит песня о капитуляции. В ней говорится о том, что некто пытается сдвинуть горы и снять с неба звезду. А тем временем скворец поёт о том, чтобы год перебился, ведь нужно шагать со всеми в ряд, лучше подождать и промолчать.
5

Проходит 2 года. Война захватила новые территории. Без отдыха, Кураж со своим фургоном прошла Польшу, Баварию, Моравию, Италию и опять Баварию. В 1631 году победа Тилли стоила Кураж четырёх сорочек офицеров, которые её дочка разрывает для бинтов для раненых офицеров и вояк.
6

Неподалеку от Ингольштадта (Бавария) Кураж стоит на похоронах Тилли главного командующего императорского войска. Полковой священник говорит о том, что на этой должности втуне пропадают его способности. Солдаты и мародёры напали на немую дочь Катрин и сильно разбили ей лицо. 1632 год.
7

Кураж достигает пика делового успеха: фургон полнейший обновками, у хозяйки на шее связка серебра. Она говорит о том, что война - это ничто. Она уничтожает слабых, но своих как следует кормит.
8

В 1632 году при Лютцене в битве погиб Густав-Адольф, шведский король. Объявлен мир, и это оказывается серьёзной проблемой. Мир этот грозит Кураж банкротством. Смелый сын Кураж, Эйлиф, грабит и убивает крестьян, а в мирное время этого не сделать. Кураж снова запрягается в фургон со своим подручным.
9

Уже на протяжении шестнадцати лет идет война за веру. Германия потеряла половину жителей. В когда-то процветавших землях царит теперь голод. В 634 году Кураж попадает в Германию, в Сосновые горы, вдали от военной дороги со шведскими войсками. Дела ее идут плохо, ей приходится голодать. В надежде что-то выпросить, Кураж вместе поваром поет песню о Юлии Цезаре, Сократе и прочих мужах.
Повар предлагает себя спасти, бросив на произвол судьбы Катрин. Кураж бросает его ради своей дочери.
10

Кураж вместе с Катрин решают продолжить свой путь.
11

В январе 1636 года войска императоров угрожали Галле, протестантскому городу. Кураж отправляется в город для того, чтобы у голодных горожан взять ценности взамен на еду. В это время они пробираются в ночной тьме. Катрин этого не может выдерживать: она залазит на крышу и бьёт в барабан как только может, пока её не услышат осаждённые. Солдаты императора убили Катрин.
12

Кураж поёт над мёртвой дочкой колыбельную. Теперь война отобрала у нее всех детей. В это время проходили мимо солдаты. На просит их взять ее с собой. Кураж потащила фургон.


Краткое описание пьесы «Мамаша Кураж и её дети» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Мамаша Кураж и её дети». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Пьеса построена в виде цепочки картин, которые обрисовывают отдельные эпизоды из жизни маркитантки второго финского полка. Маркитантами называли торговцев, которые сопровождали войска в походах. Мамаша Кураж не имеет никаких иллюзий касательно идейной подоплеки войны и относится к ней крайне прагматично – как к способу обогащения. Ей совершенно безразлично, под каким флагом торговать в своем дорожном магазинчике, главное, - что бы торговля была удачной. Кураж также приучает к коммерции и своих детей, которые выросли в условиях бесконечной войны. Как любая заботливая мать, она заботится о том, что бы война их не зацепила. Однако, против ее воли, война неумолимо забирает у нее двух сыновей и дочь. Но, даже потеряв всех детей, маркитантка в своей жизни ничего не меняет. Как и в начале драмы, в финале она уперто тащит свой магазинчик.

Старший сын – Эйлиф, воплощает храбрость, младший сын Швейцеркас – честность, немая дочь Катрин – доброту. И каждого из них губят их лучшие черты. Таким образом, Брехт подводит зрителя к выводу, что в условиях войны, человеческие добродетели приводят к гибели их носителей. Картина расстрела Катрин – одна из самых сильных в пьесе.

На примере судьбы детей Кураж, драматург показывает «изнанку» человеческих достоинств, которая открывается в условиях войны. Когда Эйлиф забирает у людей скот, становится видно, что храбрость превратилась в жестокость. Когда Швейцеркас прячет деньги за собственной жизнью, невозможно не удивиться его глупости. Немота Катрин воспринимается, как аллегория беспомощной доброты. Драматург подталкивает задуматься над тем, что в современном мире, добродетели должны измениться.

Идею трагичной обреченности детей Кураж в пьесе обобщает иронический «зонг» о легендарных личностях человеческой истории, которые, якобы, также стали жертвами собственных достоинств.

Большую часть вины за сломанные судьбы Эйлифа, Швейцеркаса и Катрин, автор возлагает на их мать. Не случайно в драме их гибель монтируется с коммерческими делами Кураж. Пытаясь, как «деловой человек» выиграть в деньгах, она каждый раз теряет детей. Тем не менее, было бы ошибкой считать, что Кураж жаждет лишь наживы. Она весьма колоритная личность, даже привлекательная в чем-то. Цинизм, характерный для ранних произведений Брехта, соединился в ней с духом неповиновения, прагматизм – со смекалкой и «куражом», торговый азарт – с силой материнской любви.

Главная ее ошибка состоит в «коммерческом» избавленном от моральных чувств подходе к войне. Маркитантка надеется прокормиться войной, а получается, что, по словам фельдфебеля, сама кормит войну своим «приплодом». Глубокий символический смысл содержит сцена ворожбы (первая картина), когда героиня, своими руками рисует на клочках пергамента черные кресты для собственных детей, а после перемешивает эти клочки в шлеме (еще один эффект «отчуждения»), шутливо сравнивая его с материнским чревом.

Пьеса «Мамаша Кураж и ее дети» - одно из самых важных достижений «эпического театра» Брехта . Мамаша Кураж выступает как символ искалеченной Германии. Однако, содержание пьесы выходит далеко за рамки немецкой истории ХХ в.: судьба мамаши Кураж и воплощенное в ее образе строгое предостережение касается не только немцев конца 30-х гг. – начала 40-х гг., но и всех кто смотрит на войну как на коммерцию.

История создания

Работу над пьесой «Мамаша Кураж и её дети» Брехт начал в эмиграции в канун Второй мировой войны . «Когда я писал, - признался он позже, - мне представлялось, что со сцен нескольких больших городов прозвучит предупреждение драматурга, предупреждение о том, что кто хочет завтракать с чертом, должен запастись длинной ложкой. Может быть, я проявил при этом наивность… Спектакли, о которых я мечтал, не состоялись. Писатели не могут писать с такой быстротой, с какой правительства развязывают войны: ведь чтобы сочинять, надо думать… „Мамаша Кураж и её дети“ - опоздала» . Пьеса была закончена драматургом в Швеции осенью 1939 года , когда война уже шла .

Источником Брехту послужила повесть непосредственного участника Тридцатилетней войны немецкого прозаика Г. фон Гриммельсгаузена «Подробное и удивительное жизнеописание отъявленной обманщицы и бродяги Кураж» («Ausfuhrliche und wunderseltsame Lebensbeschreiibung der Erzbetrugerin und Landstorzerin Courage»), написанная в 1670 году . Но если у Гриммельсгаузена Кураж - авантюристка, которая, путаясь с полковыми офицерами, богатеет, а затем терпит неудачи и превращается в маркитантку, то Брехт в своей пьесе разделил судьбу и черты Кураж между двумя героинями - Иветтой Потье и Анной Фирлинг, по прозвищу мамаша Кураж .

В первой редакции пьеса впервые была поставлена в 1941 году учеником Э. Пискатора Леопольдом Линдтбергом в Швейарии , в цюрихском театре «Шаушпильхауз»; в спектакле были заняты немецкие и австрийские эмигранты. Критика пьесу одобрила, но, по мнению Брехта не поняла в ней главного, что побудило его написать новые варианты 1-й и 5-й картин и ужесточить характер главной героини . В новой редакции «Мамаша Кураж», при непосредственном участии автора, была поставлена в 1949 году в Берлине , - с этого спектакля началась история театра «Берлинер ансамбль » .

Действующие лица

  • Мамаша Кураж
  • Катрин (Kattrin ) - её немая дочь
  • Эйлиф (Eilif ) - её старший сын
  • Швейцеркас (Schweizerkas ) - её младший сын
  • Повар
  • Полковой священник
  • Иветта Потье
  • Фельдфебель
  • Вербовщик
  • Каптенармус

Сюжет

Действие пьесы происходит во время Тридцатилетней войны , обернушейся для Германии национальной катастрофой, - войны, в которой фактически не было победителей .

Весна 1624 года; шведский военачальник Аксель Оксеншерна набирает войско для похода на Польшу , однако вербовка идёт плохо. Фельдфебель и Вербовщик встречают на дороге фургон маркитантки Анны Фирлинг, по прозвищу Кураж. По дорогам войны она скитается со своими взрослыми сыновьями Эйлифом и Швейцеркасом и немой дочерью Катрин. Пока Фельдфебель заговаривает зубы мамаше Кураж, Вербовщик обрабатывает её старшего сына. Несмотря на протесты матери, предсказывающей ему скорую гибель, Эйлиф уходит с Вербовщиком.

Проходит два года. В Польше, у палатки шведского военачальника, мамаша Кураж торгуется с его поваром-голандцем по поводу каплуна; военачальник появляется вместе с Эйлифом, который, как выясняется, совершил подвиг: отбил у крестьян 20 голов скота, изрубив при этом четверых. Полковой священник оправдывает Эйлифа: «Господь наш умел сотворить из пяти хлебов пятьсот, ему и нужды не было. Потому и мог он требовать: люби ближнего своего. Ибо люди сыты были. Ныне не те времена».

Проходит ещё три года; Швейцеркас стал казначеем Финского полка, в который влилась и мамаша Кураж со своим фургоном. Война «наладилась», и дела у неё идут - грех жаловаться. Давняя встреча у палатки военачальника произвела неизгладимое впечателние на повара-голландца, - в сопровождении священника он приходит к Кураж поговорить о политике, об этой войне, где, по его словам, «немножко грабёж, немножко резня, немножко поджигательство и, не забыть бы, немножко изнасилие». Тем временем приближаются католики , армия лютеран стремительно отступает, исчезает вслед за ней и повар, - вместе с не успевшим скрыться священником, дочерью и Швейцеркасом, в последний момент прибежавшим к матери, чтобы спрятать в её фургоне полковую казну, Кураж оказывается на территории, занятой католиками.

Честного Швейцеркаса тяготит то, что солдаты по его вине не получают жалование, он решает добраться всё-таки до своего полка, но, едва успев перепрятать ларец, попадает в руки к католикам, давно ищущим казначея. Кураж, чтобы подкупить фельдфебеля (Одноглазого) и спасти сына, которому грозит смертная казнь, готова заложить свой фургон; бывшая полковая проститутка Иветта, ставшая подругой полковника-католика, даёт Кураж под залог 200 гульденов и сама ведёт переговоры с фельдфебелем. Однако выплатить долг Кураж рассчитывала из полковой казны, от Иветты она узнаёт: под пытками Швейцеркас признался в том, что, заметив погоню, он выбросил ларец в реку. Выкупать фургон не на что, - Кураж просит Иветту поторговаться, снизить «выкуп» за сына до 120 гульденов: на оставшиеся 80 можно будет начать всё сначала. Пока Кураж торгуется, Швейцеркаса приговаривают к смертной казни; Кураж соглашается отдать все 200 гульденов, но - поздно.

Прошло ещё несколько лет; мамаша Кураж со своим фургоном исколесила пол-Европы. Её дело процветает, но в битве под Лютценом погибает шведский король Густав Адольф , и воюющие стороны заключают мир. Для Кураж мир - разорение: теперь её товар никому не нужен; и тем не менее она рада миру: по крайней мере второго сына война у неё не отнимет. У её палатки вновь появляется повар, - в полку давно не платят жалование, и он на мели. Приходит и Иветта, теперь уже вдова полковника; в поваре она узнаёт погубившего её дон-жуана: за ним она когда-то отправилась на войну и в результате стала проституткой. Повар не принимает её претензии: в конце концов, на войне она нашла своё счастье.

Кураж отправляется на базар - продать свой товар, пока за него хоть что-то могут заплатить; в её отсутствие под конвоем приводят Эйлифа: он повторил свой давний «подвиг» - отобрал у крестьянина скотину, зарезав при этом хозяйку; но в мирное время за это расстреливают, и повидаться с матерью ему разрешили перед казнью. Кураж возвращается со своим товаром и счастлива тем, что не успела его продать: оказывается, мир закончился и уже третий день опять идёт война. Она вновь отправляется в путь и берёт с собой повара, который ничего не рассказывает ей об Эйлифе.

Осень 1634 года, «война за веру» идёт уже шестнадцать лет. «Германия потеряла больше половины своего населения. Кто уцелел от резни, того уносит мор. В некогда цветущих краях свирепствует голод. Волки бродят по улицам сгоревших городов». И повару, и Кураж надоело скитаться, торговля не идёт: людям нечем платить, - повар получает известие о том, что его мать умерла от холеры и в наследство ему достался маленький трактир; он зовёт с собой Кураж, но - без Катрин: троих его трактир не прокормит. Кураж отказывается бросить дочь.

Два года Кураж и Катрин скитаются по Германии в обозе войска. Фургон останавливается на ночь у крестьянского дома, и Катрин слышит, как три католика требуют, чтобы крестьянин показал им дорогу в город; за ними движется полк. Катрин поднимает тревогу и гибнет. Оплакав дочь, Кураж вновь впрягается в свой фургон: «Надо опять налаживать торговлю».

Сценическая судьба

Спектакль, поставленный в 1941 году в Цюрихе, стал событием театральной жизни Цюриха, - совершенно иная судьба ожидала берлинскую постановку 1949 года. Вернувшись осенью 1948 года в Берлин , в его восточный сектор, вместе с групой немецких эмигрантов - артистов цюрихского театра, Брехт со своим давним соратником Эрихом Энгелем поставил спектакль на малой сцене Немецкого театра - силами своей небольшой труппы . С «Мамашей Кураж», впервые представленной публике 11 января 1949 года , родился театр «Берлинер ансамбль », вскоре прославившийся на весь мир . В том же году спектакль был удостоен Национальной премиии ГДР. 11 сентября 1951 года состоялось его сотое представление; к этой дате Брехт и Энгель частично обновили состав исполнителей, в частности, Повара с этого времени на протяжении многих лет играл Эрнст Буш , а Священника - Эрвин Гешоннек . С этим спектаклем в обновлённом составе «Берлинер ансамбль» гастролировал по всей Европе, пропагандируя принципы «эпического театра»; в 1954 году «Мамаша Кураж» была удостоена первой премии на Всемирном театральном фестивале в Париже . В обширной критической литературе, посвящённой спектаклю «Берлинер ансамбль», исследователи единодушно отмечали его выдающееся значение в истории современного театра .

В 50-х годах началось триумфальное шествие «Мамаши Кураж» по сценам мира. Сам Брехт не считал своё сценическое решение единственно возможным, однако подготовил к изданию «модель» спектакля, в которой отметил, «что в основном должна показать постановка „Мамаши Кураж“»: «Что на войне большую коммерцию ведут отнюдь не маленькие люди. Что война, являющаяся ведением той же коммерции, но другими средствами, уничтожает человеческие добродетели даже самых добродетельных людей. Что можно пойти на любые жертвы, лишь бы одолеть войну». И в 1949 году он запретил представление пьесы в Дортмунде , поскольку спектакль, как выяснилось на генеральной репетиции, этим требованиям не отвечал .

«Мамаша Кураж» в России

В 1957 году «Мамаша Кураж» была показана в Москве и Ленинграде во время гастролей театра «Берлинер ансамбль», - «эпический театр» Брехта слишком очевидно расходился с традициями русского театра, что сказалось на восприятии. Так, известный театральный и литературный критик Ю. Юзовский на страницах журнала «Театр» писал: «Мы находим, что… в театре несколько нарушен баланс между разумом и чувством, что законное господство и даже, допускаем, диктатура разума перерастают законные рамки, что подозрительность, какую театр обнаруживает к эмоциональной сфере, не всегда бывает оправдана и что разумнее было бы привлечь эти чувства на службу разуму, оказав им больше доверия, что, конечно, и будет вознаграждено» . Однако в том же номере «Театра» был высказаны и другие мнения: «В спектакле „Мамаша Кураж“, - писал, например, А. Мацкин, - Брехт - драматург, режиссёр и теоретик - выступает в счастливом единстве; это вершина его эпического, так называемого „антиаристотелевского“ искусства. И наша позиция зрителей вполне соответствует идеалу Брехта… Только в драматические минуты действия… вопреки кодексу Брехта, мы из зрителей наблюдающих превращаемся в зрителей сопереживающих» .

Тем не менее постановки «Мамаши Кураж», как и других пьес Брехта, в России всегда были сопряжены с проблемой непривычности. Первым на постановку пьесы отважился руководимый Н. Охлопковым Московский театр им. Маяковского в 1960 году. Спектакль, поставленный М. Штраухом , по свидетельствам критиков, был далёк от принципов эпического театра, но доказал возможность иных режиссёрских трактовок драматургии Брехта и, во всяком случае, отвечал стремлению Н. Охлопкова создать «театр потрясения» .

Известные постановки

Постановки в России

  • - Москосвкий театр им. В. Маяковского . Постановка М. Штрауха . Роли исполняли: мамаша Кураж - Ю. Глизер , Катрин - Т. Карпова , Эйлиф - А. Ромашин , Повар - П. Аржанов, Священника - С. Морской
  • - Театр Сатиры . Постановка Марка Захрова . Художник А. Васильев ; композитор А. Крмер. Роли исполняли: мамаша Кураж - Т. Пельтцер , Катрин - Т. Егорова , Эйлиф - А. Левинский , Швайцеркас - А. Воеводин, Повар - С. Мишулин , Священник - Р. Ткачук , Иветта Потье - Н. Архипова

Экранизация

  • - Дороги Анны Фирлинг. СССР. Режиссёр: Сергей Колосов

Примечания

Литература

  • Бертольд Брехт. Мамаша Кураж и её дети // Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания. В пяти томах. - М .: Искусство, 1964. - Т. 3. - 500 с. - 12 200 экз.

Категории:


Wikimedia Foundation . 2010 .

Брехт Бертольд

Мамаша Кураж и ее дети (Перевод Б Заходера и Вс Розанова)

Бертольд Брехт

Мамаша Кураж и ее дети

(Перевод Б.Заходера и Вс.Розанова)

Хроника времен Тридцатилетней войны

Стихи в переводе С. Апта

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Мамаша Кураж.

Катрин - ее немая дочь.

Эйлиф - ее старший сын.

Швейцарец - ее младший сын.

Вербовщик.

Фельдфебель.

Военачальник.

Полковой священник.

Каптенармус.

Иветта Потье.

Одноглазый.

Другой фельдфебель.

Старик-полковник.

Молодой солдат.

Пожилой солдат.

Крестьянин.

Жена его.

Крестьянский парень.

Еще один крестьянин.

Крестьянка.

Молодой крестьянин.

Прапорщик.

Весна 1624 года. Военачальник Оксеншерна набирает в Даларне войско для похода на Польшу. У маркитантки Анны Фирлинг, известной под именем мамаши

Кураж, уводят в солдаты сына.

Тракт у городской заставы. Фельдфебель и вербовщик.

Оба продрогли.

Вербовщик. Ну, где тут войско наберешь? Удавиться впору, ей-богу! Белено к двенадцатому представить четыре эскадрона полного состава. Самого командующего приказ! Да ведь народ здесь до того лукавый, что я сна лишился. Уж без разбора берешь - и припадочных, и с цыплячьей грудью!.. Подцепил одного такого - ну, кажется, все чин чином: подпоил его, он подписку дал, я за водку заплатил... а чую недоброе... До ветру выйдет, я и то за ним. Только отвернулся - хвать!.. Ушел мой рекрут, как вошь из- под ногтя! Ни чести, ни совести у людей не осталось, присяги не исполняют, бога не боятся! Я тут веру в человечество потерял!

Фельдфебель. Давно в этих краях войны не было, вот что я скажу. Оттого мораль в упадок пришла. Мир долго стоял - вот и распустились. Где ж порядку быть, коли войны нет? В мирные времена народ что бурьян растет. Человек ли, скотина ли - только даром хлеб жрет! Да добро бы один хлеб, а то на хлеб сыру, да сверху сала кус! Взять хоть этот городишко: сколько в нем строевых коней, сколько рекрутов, небось и не считали никогда. Был я в такой стороне, где лет семьдесят войны не бывало, там ни у кого и фамилии не оказалось... Никто не знал, кто он такой есть! А где война - шалишь! Там, брат, всему свое место! На все реестр: сапоги - на склад, зерно - в провиантскую, люди по порядку номеров, скотина - на бойню, и пошел! Война порядок любит.

Вербовщик. Золотые слова!

Фельдфебель. Оно конечно, лиха беда начало. Пока война наладится попотеешь. Но уж зато потом все как по маслу пойдет. Сами будут бояться, как бы замирения не вышло. Это все одно как в карты: только сядь, а там уж тебя не оттащишь. Бросать боязно: расплачиваться неохота! А поначалу они, чудаки, войны боятся. Дело-то хорошее, а им, видишь, в диковинку!

Вербовщик. Фельдфебель, глянь, фургон! Две бабы... а двое, никак, парни! Ты заговори старухе зубы, пока я с парнем займусь. Уж если сейчас не выйдет, я греться пойду, чего зря мерзнуть на ветру!

Слышатся звуки губной гармоники. Появляется фургон, его тащат два молодых

парня, в фургоне - мамаша Кураж и ее немая дочь Катрин.

Мамаша Кураж. Доброго здоровья, господин фельдфебель.

Фельдфебель (загораживает дорогу). Здорово, здорово! Вы что за народ?

Мамаша Кураж. Народ торговый. (Поет.)

Эй, командир, дай знак привала,

Своих солдат побереги!

Вот мой фургон. Пусть для начала

Пехота сменит сапоги.

И вшей кормить под гул орудий,

И жить, и превращаться в прах

Приятней людям, если люди

Хотя бы в новых сапогах.

Эй, христиане, тает лед!

Вставайте! Всем пора в поход,

Кто жив и дышит на земле.

Без колбасы, вина и пива

Бойцы не больно хороши.

А накорми - забудут живо

Невзгоды тела и души.

Когда поест, попьет военный,

Ему не страшен злейший враг.

Какой дурак в огне геенны

Гореть захочет натощак!

Эй, христиане, тает лед!

Спят мертвецы в могильной мгле.

Вставайте! Всем пора в поход,

Кто жив и дышит на земле.

Фельдфебель. Стой, стой, обозные! Какого полка?

Старший сын. Второго финского.

Фельдфебель. Покажи бумаги!

Мамаша Кураж. Бумаги?

Младший сын. Да это ж мамаша Кураж!

Фельдфебель. Ничего не знаю! Какой там еще кураж?

Мамаша Кураж. Вам ли не знать, господин фельдфебель? Та самая мамаша Кураж, что прямо под ядрами нашим на позиции хлеб привезла. Под Ригой. Не слыхали разве? Поневоле будет кураж, как свое добро пропадает. Ведь пятьдесят хлебов в фургоне было, и все уже плесенью взялись!

Фельдфебель. Ты мне зубы не заговаривай, давай бумаги!

Мамаша Кураж (пошарив в жестяной банке, достает кучу бумаг и слезает с козел). Бумаги? Все тут, глядите! Целая Библия: это. - как огурцы солить, а это - ландкарта Моравии; даст бог, побываем там, а то на черта ее и возить. А тут, погляди, даже печать приложена, что у моей кобылы ящура нет. Одно горе - и самой кобылы давно в помине нет. Верных пятнадцать гульденов стоила животина, славу богу, хоть даром досталась. Бумаг хватает!

Фельфебель. Ты хвостом-то не верти, не на такого напала! Предъяви патент!

Мамаша Кураж. Я с вами как с порядочным, а вы мне - "хвостом не верти"! Это при детях! Охальник

Публикации по теме