Каталог презентаций. Повесть временных лет презентация к уроку по истории (6 класс) на тему «Повесть временных лет» о происхождении славян

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ГБОУ школа №471 Выборгского района Санкт- Петербурга Повесть временных лет Учитель истории и обществоведения Щимолина Т.В. 2015г.

«Великая бывает польза от учения книжного,- книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми» Нестор- летописец

«Повесть временных лет»- «монументальное произведение»: «Рассмотренная вблизи, в упор, она производит впечатление случайного набора кусков драгоценной смальты, но, окинутая взором в ее целом, она поражает нас строгою продуманностью всей композиции, последовательностью повествования, единством и грандиозностью идеи, всепроникающим патриотизмом содержания» а кадемик Д,С, Лихачев

«Повесть» дважды редактировали. В 1113 -1116гг.(Лаврентьевский список)это делал сторонник Мономаха Сильвестр. В 1118г.(Ипатьевский список) делал сын Владимира Мстислав. Нестор Сильвестр Мстислав

« Повесть временных лет» передает события от расселения восточных славян на Восточно-Европейской равнине до 1111г. В оригинале «Повесть временных лет» не сохранилась. В наиболее полном виде она сохранилась в Лаврентьевской и И патьевской летописях.Лаврентьевский список входит в состав Владимиро- Суздальской хроники, которую в 1137г. Переписал монах Лаврентий. Ипатьевский список входит в состав Киевской летописи 12 века и Галицко-Волынской летописи 12 века. Назван данный список в честь ипатьевского Троицкого монастыря, в котором он хранился

Нестор описывает расселение 13 восточных племен. Он выделяет полян с центром в Киеве;к северу и западу от полян обитали древляне; на левобережье Припяти жили дреговичи; в верховьях южного Буга- бужане и волыняне; в Поднестровье - уличи и тиверцы; в Закарпатье- белые хорваты; на левобережье Днепра- северяне; к северу от них-радимичи; в верховьях Волги, Днепра, Двины- кривичи; в бассейне Западной Двины- полочане: в районе озера Ильмень- словене; наконец, самым восточным племенем были вятичи(в районе Оки и Москвы-реки). Славянские племена

О Кие В земле полян обитают три брата, каждый со своим семейством сидит на своём приднепровском холме. Первого брата зовут Кий, второго - Щёк, третьего - Хорив. Братья создают город, называют его Киев по имени старшего брата и живут в нем. А около города стоит лес, в котором поляне ловят зверей. Кий едет в Царьград, где византийскии царь оказывает ему великую честь. Из Царьграда Кий приходит к Дунаю, ему нравится одно место, где он строит маленький городок по прозванью Киевец. Но осесть там ему не дают местные жители. Кий возвращается в свой законный Киев, где достойно завершает свою жизнь. Щёк и Хорив тоже тут умирают. Храм Кия

. «Наша земля велика пространством и богата хлебом, но в ней нет государственного устроения. Идите к нам княжить и управлять». Берутся за дело три брата со своими семействами, забирают с собой всю русь и прибывают (на новое место): старший из братьев - Рюрик - садится княжить в Новгороде (у словен), второй брат - Синеус - в Белозерске (у веси), а третий брат - Трувор - в Изборске (у кривичей). Через два года Синеус и Трувор умирают, всю власть сосредоточивает Рюрик, который раздаёт города в управление своим варягам- руси. От всех тех варягов- руси и возникает название (новому государству) - «Русская земля». Рюрик 862-879гг.

Преемник Рюрика- князь Олег совершил поход на юг, убил киевских князей Аскольда и Дира и перенес в Киев центр своего княжества. Это произошлов 882г. , что является датой образования государства Киевская Русь. 879-912гг

Киевская Русь 9-12 веков-раннефеодальное государство: Господствовала государственная собственность Собственность феодалов лишь формировалась. Классы феодального общества еще не сложились. Крестьяне еще не были закреплены.

И с малым остатком дружины поворачивает назад. Деревляне узнают об этом и совещаются с Малом, своим князем: «Раз повадился волк к овцам, то вырежет все стадо, если не убить его. Так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит». С обравшись, деревляне выходят из города Искоростеня и легко убивают Игоря и его дружину Игорь старый (912-945гг.)

Ольга прибывает в Царьград. Приходит к византийскому царю. Царь беседует с ней, удивляется ее разуму и намекает: «Подобает тебе царствовать в Царьграде с нами». Она сразу понимает намёк и говорит: «Я язычница. Если вознамеришься меня крестить, то крести меня ты сам. Если нет, то не крещуся ». И царь с патриархом ее крестят. Патриарх поучает ее о вере, а Ольга, склонив голову, стоит, внимая учению, как губка морская, водой напояемая. Нарекается ей в крещении имя Елена, патриарх благословляет ее и отпускает. 945-964 Крещение Ольги в 957г.

Возмужавший Святослав собирает много храбрых воинов и, кочуя стремительно, как гепард, ведёт много войн. В походе он воза за собою не возит, котла у него нет, мяса не варит, но тонко нарежет конину, или зверину, или говядину, на углях испечёт и ест; и шатра не имеет, но войлок постелит, а седло - в головах. И воины его такие же степняки. Странам он рассылает угрозы: «Пойду на вас». 964-972гг Святослав

Владимир посылает десятерых достойных и умных: «Идите сначала к поволжским болгарам, потом посмотрите у немцев, а оттуда идите к грекам». После путешествия возвращаются посланные, и снова созывает Владимир бояр: «Послушаем, что расскажут». Посланные отчитываются: « вот когда греки привели нас туда, где они служат своему Богу, то мы растерялись - на небе мы или на земле, ибо нигде на земле нет зрелища такой красоты, которую мы не можем и описать. Служба у греков - лучшая из всех». Бояре добавляют: «Будь плохой греческая вера, то ее бы не приняла твоя бабушка Ольга, а она была мудрее всех наших людей». 980-1015гг. Крещение Руси в 988г.

Узнав, что идёт русь, сходится на совет бесчисленное множество половцев. Князь Урусоба предлагает: «Попросим мира». Но молодые говорят Урусобе: «Если ты боишься руси, то мы не боимся. Разгромим их». И половецкие полки, как необозримая хвойная чащоба, надвигаются на русь, а русь выступает против них. Тут от вида русских воинов великий ужас, страх и трепет нападает на половцев, они словно в дремоте, и их кони вялы. Наши же, конные и пешие, бодро наступают на половцев. Половцы бегут, а русские их секут. В битве убивают двадцать половецких князей, в том числе Урусобу, а Белдюзя берут в плен. Половцы

Источники Викепедия Т.В. Черникова,История России 9-16века,6 класс,ДРОФА, Москва,200г. История России,10 класс, Волгоград,»Учитель»,2003г.



Задаем вопросы, составленные по статье учебника «Из литературы Древней Руси» В каких целях использовалась письменность на Руси в X веке? Когда назрела необходимость в распространении книг? Как выглядели древние книги? Где была издана первая печатная книга? Кто является создателем славянской азбуки?


Сообщение 1 Письменность в дохристианский период Открытия, сделанные Новгородской экспедицией Академии наук и Московского университета, свидетельствуют о том, что в дохристианской Руси кириллица использовалась в быту. Старшие берестяные грамоты относятся к первой половине – середине XI в. Однако в Новгороде было найдено два костяных орудия письма, которые датируются, по археологическим данным, временем до крещения Руси: одно – гг., а другое – гг. Такие орудия письма на бересте или дощечке с воском представляют собой металлический или костяной стержень с остриём на одном конце и лопаточкой на другом для стирания написанного. В Древней Руси их называли писалом. - Как в Древней Руси называли орудия письма? - К какому времени относятся старшие берестяные грамоты из числа обнаруженных?


Сообщение 2 Крещение Руси и его значение Креще́ние Руси́ введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви. Многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры. - Назовите дату крещения Руси. - Почему произошло это историческое событие?


Сообщение 3 Иконопись, живопись, архитектура, книжная миниатюра X – XII вв. Креще́ние Руси́ введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви. Многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.






Иллюстрация в учебнике «Нестор-летописец», скульптор М.М.Антокольский. Облик мудрого старца, первого историка своего народа, исполнен простоты и благородства, отрешённости от мирской суеты. В Ближних пещерах Киево- Печёрской лавры среди святых останков преподобных отцов хранятся святые и нетленные мощи Нестора Летописца.







Слайд 2

План

  1. «Повесть временных лет» о происхождении славян;
  2. Единство рода человеческого;
  3. Славяне в начале христианской эры;
  4. Как называли славян другие народы;
  5. Предположения о происхождении именования славян;
  6. Как прославились славяне в Византии;
  7. Расселение восточных славян;
  8. Верования славян-язычников;
  9. Арабские источники о молитве славян;
  10. Сведения из византийских источников о язычестве у древних славян;
  11. «Повесть временных лет» об идолопоклонстве у славян.
  • Слайд 3

    «Повесть временных лет» о происхождении славян

    «Повесть временных лет» Нестора Летописца всегда привлекала внимание тех, кто изучал древнюю историю славян.
    рис. Васнецов В.М. Нестор-летописец

    Слайд 4

    О происхождении славян

    Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) в своем сочинении «Древняя Российская история» говорит о том, что «по преданиям достоверных наших летописателей» славяне известны «как стародавние в России обитатели».
    рис. М.В. Ломоносов, Л.С. Миропольский

    Слайд 5

    Память о прошлом славяне-язычники хранили благодаря устному преданию. «Предание» означает «передача», или «переданное».
    рис. Васнецов В.М. Баян

    Слайд 6

    Из рода в род передавались древнеславянские сказания о том, где селились и как прозывались славянские племена, кто из героев и князей прославился, защищая свой народ, кто был грозным мстителем для врагов, какие обычаи были у древних славян.
    рис. Борис Ольшанский. Вещее предание.

    Слайд 7

    Но Нестор-летописец знал не только устные народные предания. Он знал также священную библейскую и всемирную историю, пользовался он и трудами греческих историков.

    Слайд 8

    Единство рода человеческого

    Летописец Нестор начинает свою «Повесть временных лет» библейским рассказом о расселении народов по земле после всемирного потопа. По-старославянски народы назывались «языками».
    рис. Всемирный потоп

    Слайд 9

    Семьдесят два народа расселились по земле, и «от этих же семидесяти двух язык произошел и народ славянский». Славяне, по свидетельству Нестора, происходят от племени сына Ноя Иафета, которому достались северные страны.
    рис. Ной

    Слайд 10

    Народы расселяются по всей земле, как побеги распускаются от единого ствола: одна из этих ветвей - земля Русская. Вот первый ответ летописца на вопрос: «Откуда пошла Русская земля?».

    Слайд 11

    Описывая Русскую землю и перечисляя нерусские народы, которые дают дань Руси и говорят на своих языках, Нестор Летописец утверждает, что и они - «потомство Иафета, живущее в северных странах».
    рис. Ян Брейгель Старший, Строительство Вавилонской башни

    Слайд 12

    Следовательно, все эти народы - чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва и другие - происходят от одного со славянами корня, как разные ветви одного дерева.

    Слайд 13

    Славяне в начале христианской эры

    Многие ученые прежде с недоверием относились к тем сведениям «Повести временных лет», которые касались древнейшей истории славян. Но теперь, все больше и больше постигая смысл написанного Нестором-летописцем, ученые поражаются глубиной его исторических познаний.

    Слайд 14

    Например, академик Борис Александрович Рыбаков в «Повести временных лет» и в «Слове о полку Игореве» находит указания на «Траяновы века». Римский император Траян правил с 98 по 117 год.

    Слайд 15

    Следовательно, древнерусские писатели настолько хорошо знали всемирную историю, что могли свободно сопоставлять древнюю историю славян с историей Римской империи первых веков христианства.

    Слайд 16

    Одно из самых интересных упоминаний о древних славянах находится именно в той части «Повести временных лет», где древнерусская история связывается с временами первых христиан. Нестор-летописец утверждает, что до славян-моравов доходил один из великих апостолов Иисуса Христа - апостол Андрей.
    рис. Приход апостола Андрея с учениками к месту основания Киева

    Слайд 17

    «До моравов же доходил и апостол Андрей и учил там; там же находится и Иллирия, до которой доходил апостол Андрей и где первоначально жили славяне. Вот почему учитель славян - апостол Андрей, из тех же славян и мы, Русь». Так в самую глубь веков простирается пытливый взор древнерусского летописца.

    Слайд 18

    Как называли славян другие народы

    Хотя славянский род выходит из глубокой древности, под именем славян наши предки стали известны греческим и римским историкам около VI века по Рождестве Христовом.

    Слайд 19

    Возможно, что до этого времени славяне сами себя называли по-другому или окружающие славян народы именовали их не славянами, а как-нибудь иначе.

    Слайд 20

    Может быть, известные древним историкам сарматы и венеды были предками славян или родственными славянам народами?

    Слайд 21

    Может быть, знаменитый древнегреческий историк Геродот, говоря о скифах Северного Причерноморья, просто не отличает их от славян, живших еще севернее скифов?

    Слайд 22

    В любом случае, по словам М.В. Ломоносова, «множество разных земель славянского племени есть неложное доказательство величества и древности» славян.

    Слайд 23

    Предположения о происхождении именования славян

    О происхождении наименования «славяне» имеются разные предположения. Михаил Васильевич Ломоносов производит именование славян от слова «славящиеся», то есть «прославившиеся своими подвигами».

    Слайд 24

    По именам своих славных героев народ сначала именовался так внутри пределов страны. «Потом славою дел утвердил себе славное имя, которое хотя и поздно по свету распространилось, однако внутрь было давно в употреблении».
    рис. Святогор и Кузнец судьбы

    Слайд 25

    Академик Борис Александрович Рыбаков предполагает, что слово «славяне» - составное. Оно слагается из двух частей: «слы», что на древнерусском языке означало «послы», и «вене» - «представители народа вене», то есть венеды. Следовательно, славяне - это послы венедов.

    Слайд 26

    Кроме того, существует еще одно интересное мнение о происхождении именования «славяне». Славяне приобрели широкую известность среди других народов в связи с расселением их в Европе в VI–X веках.
    рис. А. Сафонов. «Не посрамим земли Русской»

    Слайд 27

    «Слыть» или «прослыть» означает «быть или стать известным, славиться или прославиться». Может быть, наименование «славяне» происходит от слова «слыть» - «славиться»? Это близко к догадке М.В. Ломоносова о происхождении названия славян.
    рис. Вольга Всеславович

    Слайд 28

    Как прославились славяне в Византии

    Первое по времени упоминание о славянах (склавинах), «которые обретаются за рекой Истром», приводится в «Истории войн» византийского историка Прокопия Кесарийского.

    Слайд 29

    «Племена эти не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии, и оттого у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща.
    Древние славяне делят рабов и другую добычу, вернувшись из дальнего похода

    Слайд 30

    Поселение славян

    «А живут они в жалких хижинах, есть у них единый язык..., да и внешностью они друг от друга ничем не отличаются, ибо все они и высоки, и очень сильны...»

    Слайд 31

    «Образ жизни грубый и неприхотливый... Они менее всего коварны и злокозненны, но и в простоте они сохраняют гуннский нрав».

    Слайд 32

    Описывая войны императора Юстиниана (527–565), Прокопий много рассказывает и о славянах. Они берут с бою прославленные крепости Юстиниана, храбро бьются с императорскими войсками в открытом поле.

    Слайд 33

    Дружины славян разъезжают внутри империи и порой зимуют на византийской земле. Находясь всего в пяти днях пути от столицы Византии Константинополя, славяне возят за собой «бесчисленную добычу из людей, всякого скота и ценностей».

    Слайд 34

    Славянские князья захватывают знамена византийских полководцев и угрожают пригородам Константинополя.

    Слайд 35

    Расселение восточных славян

    «Повесть временных лет» представляет нам славянский мир через перечисление целой группы славянских народов, которые не сразу, по словам летописца, стали называться особыми именами, а вначале все были «от рода словенска».

    Слайд 36

    Рассказывая о восточных славянах, Нестор-летописец говорит, что некоторые из них «пришли и сели по Днепру, и назвались полянами».
    Скульптурный монумент основателям Киева – братьям Кию, Щеку и Хориву, а также их сестре Лыбеди

    Слайд 37

    «…а другие - древлянами, потому что сели в лесах…»

    Слайд 38

    «…а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами…»

    Слайд 39

    «…иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане…»

    Слайд 40

    «Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом».
    Остатки Рюрикова городища, раскопанного археологами в окрестностях города Новгорода на озере Ильмень.

    Слайд 41

    «А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами».

    Слайд 42

    «И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянская».

    Слайд 43

    Летописные сведения о расселении славянских племен подтверждают различные археологические находки.

    Слайд 44

    Среди всех восточно-славянских племен Нестор выделяет племя полян, которые, по словам великого летописца, добрыми нравами своими превосходили другие славянские племена. Обладавшие тихим и кротким нравом поляне стали ядром нарождавшегося государства - Русь.

    Слайд 45

    Летописец написал: «Полян теперь называют Русью». Главный город полян - Киев - стал столицей Древнерусского государства. М.В. Ломоносов писал, что между славянскими племенами «знатнее прочих были поляне, не столько военными делами, как торгами, которые производились с греками».
    рис. Киев XII - XIII вв. Реконструкция Ю. С. Асеева

    Слайд 46

    Научные споры о том, какова изначальная история славян, будут продолжаться. Но бесспорно то, что у славян богатая и славная история.
    рис. В. Васнецов. Богатыри

    Слайд 47

    Верования славян-язычников

    Из «Повести временных лет» мы знаем о нравах и некоторых житейских обычаях различных славянских племен, живших в дохристианскую эпоху на Руси. Но, в целом, древняя славянская духовная культура остается малоизвестной.

    Слайд 48

    Как смотрели на мир и на самих себя, как веровали и какие религиозные обычаи имели наши далекие предки славяне-язычники - все это часто становилось предметом догадок.

    Слайд 49

    О верованиях древних славян ученые строили догадки или по сравнениям с верованиями других народов, или по литературным памятникам 19–20 столетий (народные песни, присказки, суеверные заклинания).

    Слайд 50

    Несомненно, что древние славяне были язычниками. Они боготворили леса, водные источники и стихии, старались умилостивить духов, по их верованиям движущих этими стихиями, кланялись и приносили жертвы идолам.

    Слайд 51

    Не зная Бога-Творца, они боготворили вещественный и животный мир. Но это было присуще всем язычникам, а не только язычникам-славянам. Сохранились ли какие-нибудь сведения о языческих верованиях именно древних славян? Да, сохранились.

    Слайд 52

    Арабские источники о молитве славян

    Арабский писатель X века Ибн-Даста записал молитву древних славян-язычников. «Все они (славяне) - идолопоклонники. Более всего сеют они просо. Во время жатвы берут они просяные зерна в ковше, поднимают их к небу и говорят: «Господи, ты, который снабжал нас пищей (до сих пор), снабди и теперь нас ею в изобилии».

    Слайд 53

    Ибн-Даста не указывает, какому именно славянскому племени принадлежала эта молитва. Может быть, такая молитва употреблялась разными славянскими племенами. Но в любом случае такое молитвенное обращение к небу и надежда на помощь небесную говорят о глубоких религиозных исканиях славян-язычников.

    Слайд 54

    Сведения из византийских источников о язычестве у древних славян

    Когда имя славян за их воинственность уже прославилось в греко-римском мире, тогда историк Прокопий Кесарийский писал о славянах, живших в VI веке на берегах Дуная, следующее: «Единого бога, творца грому и всего мира господа исповедуют. Ему приносят волов и другие жертвы».
    рис. Род - сущий, единый, прародитель богов и творец мира

    Слайд 55

    В середине X века византийский император Константин VII Багрянородный написал для своего сына книгу «Об управлении империей». В этой книге венценосный писатель использовал и те сведения, которые он узнавал от приезжавших в Царьград русских послов и торговцев. Во времена Константина Багрянородного русские купцы регулярно совершали путешествия в столицу Византии.

    Слайд 56

    В июне месяце, как указывалось в книге императора Константина VII, русские корабли отправлялись из Киева и спускались по Днепру. Подойдя к днепровским порогам, купцы разгружали свои ладьи и перетаскивали товары по берегу. Охранявшие купцов и товары воины зорко следили, не приближаются ли печенеги. Когда наконец русские добирались до острова Хортица (греки называли его островом Святого Георгия), здесь под гигантским дубом они приносили жертвы языческим богам.

  • Публикации по теме