Как пишется зар зор. Правописание корней -гар- и -гор

Дата

Класс: 6

Урок: русский язык

Тип урока: урок новых знаний

Тема: Правописание гласных в корнях, определяемых ударением: -гар- – -гор-,

-зар- – -зор-, -твар- – -твор-, клан- -клон-

Цели: познакомить учащихся с новой темой: чередованием гласных О - А в корне слова, определяемом ударением, способствовать формированию функциональной грамотности, развивать критическое, логическое мышление, речевые умения и навыки, воспитывать любовь к предмету.

Использование модулей программы «Лицом к лицу»:
Новые подходы в обучении: диалог на всех этапах урока, коллективная и индивидуальная работа
Работа с талантливыми и одаренными: стратегия «Научи другого»
Обучение критическому мышлению:, создание проблемной ситуации «Мозговой штурм»
Преподавание в соответствии с возрастными особенностями: материал (содержание), форма урока, приемы и методы обучения соответствуют возрастным особенностям школьников
Оценивание обучения и оценивание для обучения: оценивание происходит на каждом этапе урока в виде словесных поощрений, рефлексия, само- и взаимооценка
ИКТ: музыка для зарядки

Ход урока

Орг. Момент

Создание коллаборативной среды

Все любят получать подарки и сегодня я хочу, чтобы поздравили друг друга с началом четверти, подарили друг другу ручки и пожелали друг другу успехов.

Словарный диктант

Прилетели, полнеба, цыпленок, приклеить, превосходный, пол-арбуза, пригородный, секция, пол-литра, прекрасный

9-10 –

6-8 -

3-5 -

Взаимопроверка /взаимооценивание

Изучение нового

Сегодня у нас урок по теме «Буквы о - а в корне с чередованием». Давайте вспомним, что такое «чередование звуков»?
При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова.
Эту замену называют ч ередованием звуков: предпола г ать предполо ж ить
Ваша цель – узнать, в каких случаях происходит чередование гласных о-а в указанных корнях, и владеть способом выбора А-О в корнях.

Мозговой штурм

Карточки каждой паре. Выделить корни, поставить ударение. Сделать вывод

1 пара –
Загар, огарок, гореть, горелый, загорать, угар

Вывод: В корне с чередованием –гор-, -гар- в безударном положении пишется буква О

2 пара – зорька, зарево, зори, заря, озарять, зарница Вывод: В корне с чередованием –зар-, -зор- в безударном положении пишется буква А

З пара – пловец, плавучий, поплавок, жук-плавунец, плавник, плавучесть, отличная пловчиха Вывод: В корнях –плав-, - плов- , плов пишется только в словах пловец, пловчиха

4 пара - наклонился, поклон, поклониться, склонение, пр е клоняться, кланяться

Вывод: В корнях с чередованием -клан-,-клон- под ударением пишется а

В корне с чередованием -твор-–твар-, -твар- пишется только в слове УТВАРЬ .;

Сравните ваши выводы с правилом в учебнике

И потом мы все вместе завершим нашу концет-карту в виде цветка.

Взаимообучение

Ученики оформляют свои выводы в виде листка, прикрепляют его к цветку, объясняют новую тему

(каждая пара работает только со своими корнями и выделяет правило, связанное с ударением)

Закрепление (Работа у доски)

Выберите орфограмму: А или О.

Г..релка, г..рение, заг..р, приг..рел, уг..р, заг..релый, выг..рки, разг..рается.

Наклонить голову, отклонение в сторону, покланяться божеству, преклонить колени, крутой склон, склонять голову, отклонение от нормы.

Графический диктант(+ физминутка). Вставьте нужную букву в таблицу.


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


о


а


о


о


о


а


а


о


о


а


1. загореть
2.озарять
3.пловец
4.подгорел
5.зорька
6.кланяться
7.загар
8.склониться
9.поклонение
10.плавать

Физминутка «Встали-сели» О- встали А -сели

Самостоятельная работа . Самопроверка по готовым ответам. Самооценивание

Рефлексия

Я знаю, что в корнях ……. под ударением пишется ….

Я не понял, когда в корнях ….. пишется буква ….

Взаимооценивание

Д.з. придумать 5 предложений со словами, изученными на уроке

Существуют корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся корни с чередующимися гласными.

В корне -кос- / -кас- в безударном положении пишется буква а,
если после корня есть суффикс -а- ; если суффикса -а- нет,
то пишется буква о:

В корне -гор- / -гар- , в безударном положении пишется буква о,
под ударением а:

В корне -клан- / -клон- в безударном положении пишется буква о,

поклони́ться, преклони́ть; покло́н - кла́няться.

В корне -зар- / -зор- в безударном положении пишется буква а,
под ударением та гласная, которая слышится - о или а:

заря́; зо́рька - за́рево.

БЕЗ УДАРЕНИЯ: -гор-, -клон-, -зар- .

Задачи на тему «Буквы о и а в корнях -кос- / -кас-; -гор- / — гар-; -клан- / -клон-; -зар- / -зор-«

Нечаянно к снуться, к сательная к окружности, попутно к саться, прик снуться к тайне, неприк сновенный запас, лёгкое прик сновение, слегка к саться, не прик саться к стене.

Г рение, кл ниться, оз рить, сильно заг реть, выг реть от солнца, ог рок свечи, пахнет г рью, газовая г релка, подг ревшее молоко, дог рает заря, утренняя з рька, раскл няться со знакомыми, накл нить голову.

Не переставая кл няться, скл ниться над книгой, прекл няться перед талантом, укл ниться от ответа, на скл не горы, низкие накл ны, накл нять ветку, скл няемый ветром, раскл няться при встрече.

Вставьте пропущенные буквы.

1. Проведите к сательную линию к окружности. 2. Имел он счастливый талант без принужденья в разговоре к снуться до всего слегка. 3. В своей жизни ему пришлось соприк саться с различными людьми. 4. Прик сновение к оголённой электропроводке опасно для жизни. 5. Ветви ивы накл нялись над рекой и почти к сались воды.

school-assistant.ru

Неударяемые гласные в корнях

Правило и примеры правописания гласных а и о в корнях зар- — зор-, рас(т)- — рос(т)-, — равн- — ровн-, гар- — гор-, плав- — плов-

Следует различать гласные а и о в корнях зар- - зор- , рас(т)- - рос(т)- , равн- - роен- , гар- - гор- , плав- - плов- :
1. Корень зар- пишется в словах заря, зарница, озарять (под ударением - зáрево, лучезáрный ) и во всех образованных от них словах (озарение и др.); корень зор- пишется под ударением в отдельных словах и формах: зóрька, зóренька, зóрюшка, зóри, зорь, зóрю (бить, играть зорю).
2. Корень рас(т)- пишется в глаголах расти, растить, вырастать, наращать и т. п. и во всех образованных от них словах, например: растение, произрастание, ращение, сращение, возраст и т. п., а также в слове отрасль ; корень рос (т)- пишется в прошедшем времени и в причастии прошедшего времени от расти , например: рос, росла, росло, росший, вырос, выросший и т. п., а также в словах заросль, поросль, водоросль, недоросль, росток и в образованных от них словах.
3. Корень равн- пишется преимущественно в словах, которые связываются по значению с равный («одинаковый»), например: равномерный, равнозначный, сравнить, равнение, равнять(ся), поравняться, все равно ; корень роен- пишется преимущественно в словах, связанных по значению с ровный («гладкий», «прямой»), например: ровнять, сровнять и т. п., уровень ; в слове равнина пишется а .
4. Корень гар- пишется под ударением, например: загáр, нагáр , а также в словах úзгарь, вы́гарки ; корень гор- пишется в остальных случаях, например: загорелый, нагореть .
5. Корень плав- пишется во всех случаях, кроме слов пловец, пловчиха, плывуны .
Чередование а и о находим также в глаголах скакать - выскочить, кланяться - поклониться, касаться - коснуться, предлагать - предложить, излагать - изложить и т. п., а также макать - мочить и в образованных от них словах: скакун - выскочка, касательство - прикосновение, облага-ние - обложение и др.

xn--80abl6aqcjc8ic.xn--p1ai

Корни зар зор правила

§ 35. Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.

1. Корни с буквами а и о.

гар - гор. На месте безударного гласного пишется буква о, хотя под ударением - а, напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть, загоре́лый, погоре́лец, горю́чий; но: гарь, зага́р, нага́р, уга́р. Исключения (гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый).

зар - зор. На месте безударного гласного пишется а: заря́, зарни́ца, зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заря́ница; под ударением - а и о, ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри (мн. ч. слова заря́), зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зорю).

кас - кос. В этом корне пишется а, если после корня следует а; в остальных случаях пишется о: ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).

клан - клон. На месте безударного гласного пишется о, напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние; под ударением - о и а: ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться.

крап - кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением ‘покрывать каплями, брызгами’: кропи́ть, кропле́ние (от кропи́ть), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть; буква а - в словах со значением ‘покрывать мелкими пятнышками, точками’: краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении ‘покрывать крапинами, наносить крап’), вкрапле́ние. Под ударением - только а: кра́пать, кра́пина, кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап.

лаг - лог - лож. На месте безударного гласного перед г пишется а, перед ж - о, напр.: излага́ть, облага́ть, предполага́ть, прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, влага́лище, прилага́тельное, слага́емое, стихослага́тель, но: заложи́ть, изложи́ть, отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние, стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й. Под ударением всегда о: нало́г, зало́г, подло́г, подло́жный, поло́жит, поло́женный. В слове по́лог, где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о.

мак - мок - моч. На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением ‘окунать, погружать в жидкость’: макать, макнуть, обмакнуть; буква о - в словах со значением ‘становиться мокрым’: намокать, отмокать, обмокать, промокать (под дождём), в словах, производных от мокрый (напр., мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица) (под ударением - в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть и т. п.), и в словах со значением ‘осушать чем-н. впитывающим влагу’: промокать, промокнуть, промокательный, промокашка. Перед ч - всегда буква о, напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный (ср. под ударением: мочит, смоченный; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см. § 34, примечание 2).

пай - пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а: пая́ть, запая́ть, распая́ться, пая́льник и т. п. Под ударением - а и о: ср. запа́янный, запа́йка, спа́йка, спа́йный и припо́й, напо́й.

плав - плов. Без ударения пишется а: плаву́чий, плавни́к, поплаво́к, плаву́н (трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ц (жук), плаву́нчик (птица), сплавля́ть, сплавно́й, на плаву́, наплавно́й; но: пло́вец и пло́вчиха с буквой о. Под ударением - только а: пла́вать, лесоспла́в.

Примечание. В слове плывун (грунт) пишется буква ы, как и в других словах, производных от глагола плыть - плыву: наплывать, подплывать, расплываться и т. п.

равн - ровн. Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́вный ‘одинаковый’, напр.: равня́ть (кого-что-н. с кем-чем-н.), равня́ться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравня́ть, поравня́ться, сравни́ть(ся), сравне́ние, сравня́ться (в чем-н.), сравня́ть (счёт), подравня́ть, выравня́ть (напр., строчки - ‘сделать равными по длине’), уравня́ть, уравне́ние, уравни́ловка, равнопра́вный, равноси́льный, равноце́нный, равнове́сие, равноде́нствие, наравне́, равно́ .

Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́вный ‘гладкий, прямой, без неровностей’, напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, вы́ровнять (сделать ровным, гладким, прямым).

Однако в словах по́ровну, рове́сник, связанных по значению с равный, пишется буква о; в слове равнина, связанном по значению с ровный, - буква а. В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а - в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю); буква о - в сочетании не ровён час, в слове у́ровень.

разн - розн. В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разноро́дный, разносторо́нний, разноголо́сица и т. п.) без ударения пишется буква а, в слове по́рознь - буква о Под ударением - а (ра́зный, ра́зница, ра́зниться) и о (ро́знь, ро́зниться, разро́зненный).

рос(т) - рас(т) - ращ. На месте безударного гласного пишется: а) перед с (без последующего т) - буква о: росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль; исключение - о́трасль и производные от него (отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й); б) перед ст - буква а, напр.: расти́, расту́, расти́ть, подрасти́, вы́расти, вы́растить, вы́расту, выраста́ть, прорасти́ть, произраста́ть, нараста́ть, возрасти́, возраста́ть, во́зраст, расте́ние, расти́тельность, дикорасту́щий; исключения: росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, выростно́й, вы́росток, за́росток, про́рость, подростко́вый (наряду с вариантом подро́стковый); в) перед щ всегда а, напр.: ращу́, вы́ращу, вы́ращенный, прираща́ть, нараще́ние, сраще́ние.

Под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о, напр.: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы.

скак - скок - скач - скоч. Если корень оканчивается на к, то на месте безударного гласного пишется буква а, напр.: скака́ть, прискака́ть, ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й, хотя под ударением - о, напр.: ско́к, наско́к, отско́к, поско́к, соско́к (о глаголах на -ивать типа наскакивать см. § 34, примечание 2).

Если корень оканчивается на ч, то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́, обскачи́, поскачу́, поскачи́), а также в слоне скачо́к (проверкой служат формы тех же глаголов - напр., ска́чет, поска́чем, и производные ска́чка, вска́чь); буква о - в приставочных глаголах на -скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть, подскочить) и в слове выскочка (проверка - формами тех же глаголов, кроме вы́скочить: вско́чит, соско́чат и т. п.).

Ср.: проскачу́ (сто вёрст), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит) ; подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет приблизиться вскачь’) и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит ‘быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться’).

твор - твар. В словах твори́ть, творе́ние, творе́ц, сотворённый, вытворя́ть и др. без ударения пишется буква о; под ударением - не только о (тво́рческий, тво́рчество), но и а (тва́рь, тва́рный). В слове у́тварь, где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а.

2. Корни с буквами и и е.

блес(к,т) - блещ - блист. На месте безударного гласного пишутся буквы и и е: и - перед ст при последующем ударном а, напр.: блиста́ть, блиста́ет, блиста́ющий, блиста́ние, блиста́тельный, заблиста́ть; е - в остальных случаях, напр.: блесте́ть, блести́т, блестя́щий, блестя́, блесну́ть, заблесте́ть, проблесну́ть, блесна́, о́тблеск, про́блеск, блещу́, блещи́, блеща́. Под ударением - е и ё : бле́ск, бле́щет, бле́щущий; поблёскивать, отблёскивать, проблёскивать, блёстки.

вис - вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висе́ть (виси́т, вися́) и производных от него (повисе́ть, отвисе́ться и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -висеть: повиса́ть, нависа́ть, свиса́ть и т. п. (ср. под ударением: ви́снуть, пови́снуть, зави́снуть); буква е - в словах вы́весить, вы́веска, подвесно́й, навесно́й, на весу́ (ср. под ударением: пове́сить, подве́сить, све́сить).

лип - леп. В словах прилипать, налипа́ть и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: ли́пкий, прили́пнуть), а в словах лепи́ть, прилепи́ть, налепи́ть и т. п. - буква е (ср. под ударением: ле́пит, приле́пит, ле́пка).

сид - се(д). На месте безударного гласного пишутся: буква и - перед мягким согласным д - в глаголе сиде́ть (сидя́т, сиди́) и производных от него (просиде́ть, засиде́ться, сиде́лка, посиде́лки и т. п.); буква е - перед твердым д: седо́к, седло́ (в последнем в формах мн. ч. - ё : сёдла), седла́ть, седа́лище, седа́лищный, восседа́ть, заседа́ть, наседа́ть, приседа́ть, заседа́тель, председа́тель, а также - перед мягким д - в производных от слова седло́ (седе́льный, седе́льник, чересседе́льник, седе́льце). Под ударением - и и е, напр.: си́дя, отси́дка, уси́дчивый; се́сть, присе́сть, се́ла, домосе́д, непосе́да, насе́дка, присе́д; в формах глагола се́сть и приставочных - также а (на письме я): ся́ду, ся́дь, прися́дут.

Примечание 1. О написании гласных букв и и е в глагольных корнях с беглым гласным см. § 36.

Примечание 2. В глаголах с общей частью -нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -ня́ть (занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять), редко - в производных словах: снимок, в обнимку.

Примечание 3. Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква л: проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.

Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -ГОР- / -ГАР-

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке мы вспомним корни слов, в которых выбор гласных О и А зависит от конечной согласной корня. Познакомимся мы и с корнями, в которых выбор гласных О и А зависит от ударения, и узнаем правила чередования этих гласных.

Повторение. Корни, в которых выбор гласных зависит от конечной согласной

Нам уже известно, что в русском языке существуют корни, в которых гласные О и А могут чередоваться. Например:

1) в корне -РАСТ- / -РАЩ- / -РОС- пишется А перед сочетанием СТ и Щ О (рис. 1).

2) в корне -ЛАГ- / -ЛОЖ- перед Г пишется А , перед Ж пишется О (рис. 2).

То есть выбор гласных в данных корнях зависит от конечной согласной корня.

Чередование гласных О и А в корнях –ГОР- / -ГАР-

В корне -ГОР- / -ГАР- выбор гласных О или А зависит от ударения.

Под ударением в корне -ГОР- / -ГАР- пишем А (загар, угар, нагар), без ударения пишем О (подгорелый, угорелый, загорелый) (рис. 3).


Исключения из правила : выгарки, изгарь, пригарь.

Алгоритм действий для определения гласной в корне -ГОР- / -ГАР-:

3) если ударение падает на корень, пишем А ;

4) если ударение падает не на корень, пишем О .

Следует отличать от корня с чередованием -ГОР- / -ГАР- омонимичные ему корни, такие как: гор в слове гора

Для этого необходимо помнить о лексическом значении корня. Корни с чередованием О и А -ГОР- / -ГАР- имеют значение, связанное с огнём , например: гореть, загорать, загар. В слове гора корень имеет значение «возвышенность», а в слове горе корень имеет значение «несчастье».

Другие корни, в которых выбор гласных О или А зависит от ударения

1) Корни -ЗАР- / -ЗОР-.

В корне -ЗАР- / -ЗОР- без ударения всегда пишем А ( заря, зарница, озарять). Исключение: зоревой.

Алгоритм действий для определения гласной в корне –ЗАР- / -ЗОР-:

1) выделить корень;

2) определить, куда падает ударение;

3) под ударением пишем то, что слышим;

4) без ударения пишем А.

2) Корни -КЛАН- / -КЛОН- и -ТВАР- / -ТВОР-.

В корне -КЛАН- / -КЛОН- и в корне -ТВАР- / -ТВОР- под ударением пишем ту букву, которую слышим (кланяться, поклон, творчество), без ударения пишем О (поклониться, склониться, наклониться, творить, претворить в жизнь).

Исключение: утварь.

3) Корни -ПЛАВ- / -ПЛОВ-.

В корне -ПЛАВ- / -ПЛОВ- гласные О и А могут чередоваться ещё и с гласной Ы. В безударном положении гласная О пишется только в словах пловец и пловчиха, в остальных случаях в безударном положении пишется А (плавник, поплавок, плавучий). Гласная Ы пишется только в слове плывун.

Домашнее задание

  • Вставьте пропущенные буквы: изл_гать, ул_житься, предпол_жение, пол_г, распол_гать, разл_жить, пол_гаться, пол_жение.
  • Вставьте пропущенные буквы: р_стить, нар_щение, выр_сший, выр_стить, пор_сль, р_сток.
  • Вставьте пропущенные буквы: г_рение, кл_ниться, оз_рить, сильно заг_реть, выг_реть от солнца, газовая г_релка, накл_нить голову, пл_вун, претв_рить в жизнь.
    1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. М.: Просвещение, 2008.
    2. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. М.: Дрофа, 2008.
    3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2010.

    ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

    На главную

    Правописание слов на буквы от А до Я смотри по списку букв >>>

    Важнейшие правила правописания.

    Правописание корней.

    12. Корни с проверяемыми гласными . Чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного, надо слово изменить так, чтобы этот гласный оказался под ударением: повре ди́ть — вре ́д , препода ва́ть — препода ́ть , притя ну́ть — притя ́нешь .

    Примечание. При применении этого правила нужно помнить следующее:

    а) Гласные после шипящих и ц пишутся на основании особых правил (см. пп. 9, 10, 11).

    б) Правописание безударного гласного нельзя проверять при помощи глаголов несовершенного вида на -ывать , -ивать , в которых под ударением вместо корневого о часто бывает а : вто птать — вта птывать , но сить — на шивать , и т. п.

    13. Корни с непроверяемыми гласными. Правописание гласных во многих словах нельзя проверить ударением: со бака , во лдырь , ва трушка и др.; о таких словах следует справляться в словаре и запоминать их правописание.

    14. Корни с чередованием о — а . Для правописания некоторых корней с чередованием а — о надо заметить следующие правила:

    а) В корне кос — кас (кос нуться — кас аться ) пишется а -а- : кас -а-ться , кас -а-тельная , при-кас -а-ться , но: при-кос -ну-ться , при-кос -н-овение .

    б) В корне лож — лаг (предлож ить — предлаг ать ) пишется а , если за корнем следует суффикс -а- : из-лаг -а-ть , воз-лаг -а-ть , при-лаг -а-тельное , но: из-лож -ение , воз-лож -ить , при-лож -ение .

    в) В корне клон — клан (поклон — клан яться ) под ударением может быть и о , и а о : наклон я́ть , наклон я́ться , склон е́ние , поклон е́ние .

    г) В корне твор — твар (твор чество — твар ь ) под ударением может быть и о , и а , но без ударения пишется только о : твор е́ц , сотвор и́ть , твор е́ние .

    д) В корне гор — гар (гор еть — загар , нагар ) буква а бывает под ударением; без ударения пишется о : гор е́ние , загор а́ть , загор е́ться , загор е́лый .

    е) Корень плав — плов пишется с буквой о только в двух случаях: плов ец , плов чиха , в остальных случаях пишется а : сплав лять , плав ник , поплав ок , плав унец (жук ), плав учий (Запомните слово плы вуны — слои подпочвы, насыщенные водой).

    ж) В корне зар - зор (заря - зори - зорька ) без ударнния пишется только а: за ря́, за рни́ца, за рево́й, оза ря́ть, оза ре́ние.

    з) В корне раст - рост (расти - росло) без ударения перед ст и щ пишется а (выра стить, возра ст, нара стание, взра щенный, сра щение); перед с без последующего т пишется о (выро с, выро сший, водоро сль, недоро сль).

    Исключения: ро сток, ро стовщик, Ро стов, Ро стислав; отра сль, отра слевой.

    и) Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный»(«одинаковый»): ра вномерный , ра внозначный , Развод с иностранным гражданином в России Вы хотите решить вопрос по бракоразводному процессу с иностранным гражданином, не вдаваясь в нюансы? «Развод с иностранцем без его присутствия» - это специальная […]

  • Расчет транспортного налога для жителей г. Новосибирска и Новосибирской области производится в соответствии с действующим Законом Новосибирской области от 16 октября 2003 года № 142-ОЗ «О налогах и […]
  • Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.

    1. Корни с буквами а и о .

    гар - гор . На месте безударного гласного пишется буква о , хотя под ударением - а , напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть, загоре́лый, погоре́лец, горю́чий ; но: гарь, зага́р, нага́р, уга́р . Исключения (гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый ).

    зар - зор . На месте безударного гласного пишется а : заря́, зарни́ца, зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заря́ница ; под ударением - а и о , ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри (мн. ч. слова заря́ ), зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зорю ).


    кас - кос . В этом корне пишется а , если после корня следует а ; в остальных случаях пишется о : ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).

    клан - клон . На месте безударного гласного пишется о , напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние ; под ударением - о и а : ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться.

    крап - кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением "покрывать каплями, брызгами": кропи́ть, кропле́ние (от кропи́ть ), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть ; буква а - в словах со значением "покрывать мелкими пятнышками, точками": краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении "покрывать крапинами, наносить крап"), вкрапле́ние . Под ударением - только а : кра́пать, кра́пина, кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап.

    лаг - лог - лож . На месте безударного гласного перед г пишется а , перед ж - о , напр.: излага́ть, облага́ть, предполага́ть, прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, влага́лище, прилага́тельное, слага́емое, стихослага́тель , но: заложи́ть, изложи́ть, отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние, стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й . Под ударением всегда о : нало́г, зало́г, подло́г, подло́жный, поло́жит, поло́женный . В слове по́лог , где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о .

    мак - мок - моч . На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением "окунать, погружать в жидкость": макать, макнуть, обмакнуть ; буква о - в словах со значением "становиться мокрым": намокать, отмокать, обмокать, промокать (под дождём), в словах, производных от мокрый (напр., мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица ) (под ударением - в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть и т. п.), и в словах со значением "осушать чем-н. впитывающим влагу": промокать, промокнуть, промокательный, промокашка . Перед ч - всегда буква о , напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный (ср. под ударением: мочит, смоченный ; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см. § 34 , примечание 2).


    пай - пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а : пая́ть, запая́ть, распая́ться, пая́льник и т. п. Под ударением - а и о : ср. запа́янный, запа́йка, спа́йка, спа́йный и припо́й, напо́й .

    плав - плов . Без ударения пишется а : плаву́чий, плавни́к, поплаво́к, плаву́н (трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ц (жук), плаву́нчик (птица), сплавля́ть, сплавно́й, на плаву́, наплавно́й ; но: пло́вец и пло́вчиха с буквой о . Под ударением - только а : пла́вать, лесоспла́в .

    Примечание. В слове плывун (грунт) пишется буква ы , как и в других словах, производных от глагола плыть - плыву: наплывать, подплывать, расплываться и т. п.

    равн - ровн . Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́вный "одинаковый", напр.: равня́ть (кого-что-н. с кем-чем-н.), равня́ться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравня́ть, поравня́ться, сравни́ть(ся), сравне́ние, сравня́ться (в чем-н.), сравня́ть (счёт), подравня́ть, выравня́ть (напр., строчки - "сделать равными по длине"), уравня́ть, уравне́ние, уравни́ловка, равнопра́вный, равноси́льный, равноце́нный, равнове́сие, равноде́нствие, наравне́, равно́ .

    Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́вный "гладкий, прямой, без неровностей", напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, вы́ровнять (сделать ровным, гладким, прямым).

    Однако в словах по́ровну, рове́сник , связанных по значению с равный , пишется буква о ; в слове равнина , связанном по значению с ровный , - буква а . В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а - в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю); буква о - в сочетании не ровён час , в слове у́ровень .

    разн - розн . В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разноро́дный, разносторо́нний, разноголо́сица и т. п.) без ударения пишется буква а , в слове по́рознь - буква о Под ударением - а (ра́зный, ра́зница, ра́зниться ) и о (ро́знь, ро́зниться, разро́зненный ).


    рос(т) - рас(т) - ращ . На месте безударного гласного пишется: а) перед с (без последующего т ) - буква о : росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль ; исключение - о́трасль и производные от него (отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й ); б) перед ст - буква а , напр.: расти́, расту́, расти́ть, подрасти́, вы́расти, вы́растить, вы́расту, выраста́ть, прорасти́ть, произраста́ть, нараста́ть, возрасти́, возраста́ть, во́зраст, расте́ние, расти́тельность, дикорасту́щий ; исключения: росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, выростно́й, вы́росток, за́росток, про́рость, подростко́вый (наряду с вариантом подро́стковый ); в) перед щ всегда а , напр.: ращу́, вы́ращу, вы́ращенный, прираща́ть, нараще́ние, сраще́ние .

    Под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о , напр.: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы .

    скак - скок - скач - скоч . Если корень оканчивается на к , то на месте безударного гласного пишется буква а , напр.: скака́ть, прискака́ть, ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й , хотя под ударением - о , напр.: ско́к, наско́к, отско́к, поско́к, соско́к (о глаголах на -ивать типа наскакивать см. § 34 , примечание 2).

    Если корень оканчивается на ч , то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́, обскачи́, поскачу́, поскачи́ ), а также в слоне скачо́к (проверкой служат формы тех же глаголов - напр., ска́чет, поска́чем , и производные ска́чка, вска́чь ); буква о - в приставочных глаголах на -скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть, подскочить ) и в слове выскочка (проверка - формами тех же глаголов, кроме вы́скочить : вско́чит, соско́чат и т. п.).

    Ср.: проскачу́ (сто вёрст ), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет ) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит ); подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет приблизиться вскачь") и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит "быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться").


    твор - твар. В словах твори́ть, творе́ние, творе́ц, сотворённый, вытворя́ть и др. без ударения пишется буква о ; под ударением - не только о (тво́рческий, тво́рчество ), но и а (тва́рь, тва́рный ). В слове у́тварь , где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а .

    2. Корни с буквами и и е .

    блес(к,т) - блещ - блист . На месте безударного гласного пишутся буквы и и е : и - перед ст при последующем ударном а , напр.: блиста́ть, блиста́ет, блиста́ющий, блиста́ние, блиста́тельный, заблиста́ть ; е - в остальных случаях, напр.: блесте́ть, блести́т, блестя́щий, блестя́, блесну́ть, заблесте́ть, проблесну́ть, блесна́, о́тблеск, про́блеск, блещу́, блещи́, блеща́. Под ударением - е и ё : бле́ск, бле́щет, бле́щущий; поблёскивать, отблёскивать, проблёскивать, блёстки .

    вис - вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висе́ть (виси́т, вися́ ) и производных от него (повисе́ть, отвисе́ться и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -висеть : повиса́ть, нависа́ть, свиса́ть и т. п. (ср. под ударением: ви́снуть, пови́снуть, зави́снуть ); буква е - в словах вы́весить, вы́веска, подвесно́й, навесно́й, на весу́ (ср. под ударением: пове́сить, подве́сить, све́сить ).

    лип - леп . В словах прилипать, налипа́ть и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: ли́пкий, прили́пнуть ), а в словах лепи́ть, прилепи́ть, налепи́ть и т. п. - буква е (ср. под ударением: ле́пит, приле́пит, ле́пка ).

    сид - се(д). На месте безударного гласного пишутся: буква и - перед мягким согласным д - в глаголе сиде́ть (сидя́т, сиди́ ) и производных от него (просиде́ть, засиде́ться, сиде́лка, посиде́лки и т. п.); буква е - перед твердым д : седо́к, седло́ (в последнем в формах мн. ч. - ё : сёдла ), седла́ть, седа́лище, седа́лищный, восседа́ть, заседа́ть, наседа́ть, приседа́ть, заседа́тель, председа́тель , а также - перед мягким д - в производных от слова седло́ (седе́льный, седе́льник, чересседе́льник, седе́льце ). Под ударением - и и е , напр.: си́дя, отси́дка, уси́дчивый; се́сть, присе́сть, се́ла, домосе́д, непосе́да, насе́дка, присе́д ; в формах глагола се́сть и приставочных - также а (на письме я ): ся́ду, ся́дь, прися́дут .


    Примечание 1. О написании гласных букв и и е в глагольных корнях с беглым гласным см. § 36 .

    Примечание 2. В глаголах с общей частью -нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать ), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -ня́ть (занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и ; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть ). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять ), редко - в производных словах: снимок, в обнимку.

    Примечание 3. Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква л : проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.

    Л.И.НОВИКОВА,
    г. Троицк, Московская обл.

    Правописание корней -гар- и -гор-

    Тема урока: «Правописание гласных о и а в корнях -гар- и -гор- ».

    Тип урока: объяснение нового материала.

    Цели урока :

    – научить школьников различать написание корней с чередующимися гласными;
    – выработать умение разграничивать омонимичные корни, правописание которых подчиняется разным правилам;
    – способствовать формированию интереса к орфографии и внимательному отношению к слову.

    ХОД УРОКА

    1. Комплексная работа с текстом.

    Знаешь ли ты, юный читатель, что давным-давно сказки рассказывали устно, передавая их от одного поколения к другому. Создавал сказки народ, мечтавший о справедливости. Вот почему в народных сказках добро побеждает зло.

    У народа учились писатели-рассказчики, которые подарили нам литературные сказки про спящую красавицу, снежную королеву, стойкого оловянного солдатика.

    Сказки учат нас верности, доброте, преданности, щедрости, трудолюбию. Ведь недаром говорится: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

      Прочитайте текст выразительно вслух.

      О чем говорится в тексте?

      Чему учат нас сказки, которые мы читаем?

      Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы и объясните свой выбор написания.

      Составьте схему последнего предложения текста.

    2. Проверка текста, работа с орфограммами.

    Учащиеся читают текст по предложениям, объясняют орфограммы.

      В каких частях слов встретились орфограммы? (В приставках (рассказывали) , в окончаниях (знаешь) и в корнях слов.)

      Посмотрите на схему орфограмм в корнях слов, которая дана на доске, и приведите примеры на каждый случай.

      Примеры на какие правила не встретились в тексте? (Правописание чередующихся гласных в корнях слов.)

      Какие корни с чередующейся гласной вы уже знаете? (Корни -лаг-//-лож-, -раст-, -ращ-//-рос- .)

      Вспомните правило и запишите по пять примеров на каждый корень самостоятельно.

    3. Подготовка к восприятию нового материала.

      Прочитайте записанные вами слова с корнем -лаг-//-лож- (излагать, разложить, сложение, прилагательное, выложить).

      Какие примеры вы подобрали на правописание корня -раст-, -ращ-//-рос- ? (Расти, растение, выросли, выращенный, отраслевой.)

      Итак, мы с вами уже знаем о том, что в слове могут быть не только непроверяемые гласные, но и гласные чередующиеся, которые ни в коем случае нельзя проверять ударением.

    Мы познакомились с вами с правописанием двух корней, в которых выбор гласного зависит от последующего согласного в корне слова.

    Сегодня мы познакомились с вами еще с одним корнем с чередованием.

    4. Работа с новым материалом. Выведение правила правописания корней.

      Посмотрите на доску, сравните записи в двух столбиках и постарайтесь найти закономерность в написании корней. Запись на доске:

    (В корне -гар-//-гор- под ударением пишется а , без ударения о .)

      Откройте учебник, посмотрите правило, которое там дано, сравните, правильно ли вы нашли закономерность в написании корней. (Закономерность определена правильно.) Что нового к тому, что мы уже узнали, добавляет учебник? Есть ли исключения из рассмотренного правила?

    5. Первичное закрепление изученного материала (словарный объяснительный диктант).

    Возгораемость, возгораться, возгореться, выгореть, горелка, горючий, догорать, загореть, загорелый, загореться, нагорать, погорелец, пригореть, разгар, угар, угореть.

    6. Углубленное изучение материала.

      Сложное ли правило правописания корней -гар- //-гор- , которое мы узнали на уроке? (Несложное.)

      Действительно, для наблюдательного человека это совсем не трудно. Но иногда корни -гар- и -гор- попадают в затруднительное положение.

    Мы с вами в начале урока говорили о сказках. В тексте, с которым мы работали, рассказывалось о сказках народных и литературных. Но бывают и другие сказки, которые называются лингвистическими. С помощью одной такой сказки мы окажемся в стране Русского языка и посмотрим, что там происходит...

    В некотором царстве, в некотором государстве жили-были в избушке братья-близнецы. Они были очень похожи друг на друга, но все-таки немного различались. Одной-единственной буквой. Это были корни -гор-, -гар- . Все дела они делили пополам. -Гор- работал в безударном положении, а -гар- принимал весь удар на себя: он трудился под ударением.
    Если в предложении встречались слова гореть, горелки, пригореть , то корень -гор- бежал на службу, а если в предложении оказывались слова загар, угар, огарок , то торопился корень -гар- .
    Дружно жили братья, в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горевать и гора благополучию братьев. Решили разрушить их покой.
    – Мы твои истинные братья, – нашептывали они корню -гор- . – Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: горе, горевать, горец, гористый . Бери нас в свою семью, а корень -гар- гони подальше.
    Засомневался корень -гор- : и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!). Как быть?
    Помогите корню -гор- !

      Как можно помочь корню -гор- выйти из затруднительного положения?

      Какое орфографическое правило необходимо использовать, когда в предложении встречаются корни-чужаки, как в словах горевать, гора ?

      Запомните предлагаемую рифмовку и постарайтесь различать омонимичные корни в словах.

    Одинаковы мы внешне,
    Схожи очень, хороши,
    Но, определяя корень, прежде
    Ты подумай, не спеши.
    Размышляй над нашим смыслом,
    В содержание вникай,
    Лишь тогда нас различишь ты,
    Лишь тогда не будет тайн.

    7. Выполнение тренировочных упражнений.

    Задание 1 (распределительный диктант): запишите слова в три столбика, распределив их по типам орфограмм и в зависимости от значения. К проверяемым орфограммам устно подберите проверочные слова.

    Горевать, гора, горелый, гористый, горемычный, горестный, горит, разгорелся, горянка, обгорел.

    Задание 2 (диктант-путаница): даны слова, каждое из которых начинается с гор- . Ваша задача: записать эти слова, выделить в них корни, объяснить их написание, найти среди них слова на изученное нами правило.

    Горбатый, горнолыжник, угореть, горячность, горделивый, городской, горизонтальный, разгорелся, горбинка, горноспасатель, городить, горбушка, гордиться, выгореть, горчичник, горячий, горюешь, подгорелый, горизонт, горилла, гороскоп, гороховый, горчинка, горячиться, горихвостка, горицвет, горком, горластый, горловина, горнист, горнозаводской, гороховый.

    8. Подведение итогов урока. Организация домашнего задания.

      Составьте словарный диктант со словами, в которых есть корни -гар- и -гор- .

      Продолжите сказку, услышанную на уроке, расскажите, как корни вышли из затруднительного положения.

    гласными о - а (-гор-\\- гар-, -зор\\-зар-,-клон\\-клан-)

    Цели урока:

      ознакомление учащихся с правописанием корней–гор-\\ -гар-, -зор- \\-зар,–клон-\\ -клан-;

      формирование представления об условиях выбора гласных о - а в корнях с чередованием (-гор-\\-гар-,-зор\\-зар-,-клон\\-клан-);

      формирование умения работать над опознавательными признаками и графическим обозначением данной орфограммы;

      развитие у учащихся орфографической зоркости.

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Вид урока: урок – путешествие.

    Ход урока

    Организационный момент . Мы с вами сначала четверти путешествуем по стране Орфографии. Сегодня заглянем в город Чередование. С каким настроением отправимся туда? (кораблики разного цвета)

    Запишем дату нашего посещения и классная работа, потому что отправляться будем именно отсюда - из класса, а также название города Чередование.

    Сообщение темы урока. При входе в этот город стоит постамент, на котором есть надпись:

    В языке чередованье – настоящее страданье!

    Кто знает, что такое чередованье и почему оно - страданье?

    (Чередование – последовательное изменение гласных или согласных в определённой морфеме).

    Чередование – это изменение, значит, кто-то здесь будет всё время изменяться.

    Видим ещё одну надпись

    Буква А и буква О

    Обижаются давно:

    Нас, ни в чём не виноватых,

    Часто путают ребята.

    Догадались, кто будет меняться?

    Вот кто будет меняться! Буквы А - О (запишем в тетради …букв А - О..),

    а чередоваться они будут в корнях - ГОР –\\ГАР - , -КЛОН-\\ КЛАН -, -ЗОР-\\ЗАР-. Запишем в тетради тему урока: чередование букв А - О в корнях …

    Надо отметить, что в этом городе чередуются гласные А - О, в другом - есть чередования букв И - Е. И меняются разные корни в этих городах в зависимости от разных условий:

      от ударения;

      от конечной согласной корня;

      от суффикса –а-;

      от значения.

    Целеполагание. Как думаете, что познавательного мы должны выяснить после посещения этого города Чередование?

    1) В зависимости от чего меняется написание корней –гор\\ гар-, зор \\зар,–клон\\ клан?

    2) Нужно запомнить, чтобы избавиться от страданий, как правильно писать слова с данными корнями.

    3) Буквы А - О просят запомнить, в каких корнях они пишутся.

    На столах у вас лежат маршрутные листы (приложение 2), изучив которые, вы узнаете, какие места посетите во время сегодняшнего путешествия. Озвучьте их. Можете на каждом остановочном пункте делать пометки.

    Объяснение новой темы . Сейчас мы пройдём по улице Исторической и узнаем историю корней –гор-\\ -гар- , -клон\\ -клан-.

    Дружили с детства корни –гар- и –клан -. Беззаботно играли они, веселились. Как- то вечером они смотрели передачу «Ищу тебя», увидели на доске объявлений свои фотографии. И тут же звучит заявка: «Разыскиваем своих братьев близнецов–гар- и –клан -. Приходите по адресу: ул. Орфографическая, д.2». Внизу подпись: корень -гор-, клон -.

    Корень -гар- быстро достал блокнот и ручку, записал адрес.

    Клан- долго думал, а утром друзья встали пораньше и отправились в гости к братьям –гор-, клон-. На улице Орфографической они отыскали дом под номером 2. Они удивились тому, что очень похожи и стали думать, что же делать, чтобы их не путали ребята?За чаем братья –гор-\\- гар- , -клон-\\- клан - решили:

      под ударением пишется то, что слышится;

      без ударения будет писаться О.

    Их решение служит нам всем указанием и теперь.

    Вы послушали историю корней - гор \\гар, клон\\ клан, скажите, от чего зависит их написание? (От ударения). В безударном положении что пишем?

    Мы что – нибудь узнали о корнях –зор\\ зар-? Нет, значит должны идти дальше.

    Сворачиваем на улицу Теоретическая, перед нами дом № 50. В этом доме живут авторы ваших учебников, и они эту историю перевели на научный язык, может там мы узнаем о корнях –зор\\ зар-. Открываем учебник на стр. 50, читаем правило. Что узнали?

    (На доске)

    Без ударения пишу гор-\\-клон-\\- зар! Под ударением – что слышу!

    Закрепление на теоретическом уровне. Мы оказались в переулке Закрепительном. К слову кланяться можем ли мы подобрать проверочное слово поклон?

    В корнях с чередующимися гласными проверочное слово не подбирается, обязательно нужно знать правило! Следуйте алгоритму:

    1) выделить корень;

    2) поставить ударение;

    3) пользуясь правилом, вставить чередующуюся гласную, подчеркнуть эту гласную.

    Роса – росы (безударная гласная), поклон (правописание приставок), разгорелся (приставка на -з\с, разбираем слово по составу).

    Выходим прямо к парку Физкультуры и отдыха. Само название говорит о том, что в этом парке нужно отдыхать. (Проводит учащийся.)

      Вновь у нас физкультминутка,

      Наклонились, ну-ка, ну-ка!

      Распрямились, потянулись,

      А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

      Разминаем руки, плечи,

      Чтоб сидеть нам было легче,

      И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

      Голова устала тоже.

      Так давайте ей поможем!

      Вправо-влево, раз и два.

      Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

      Хоть зарядка коротка,

      Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

      С правописанием каких корней мы сегодня познакомились? (-гор\\ гар-,-клон\\клан-, -зор \\ зар-) загляните в маршрутный лист, куда отправляемся дальше?

    1. Закрепление на практическом уровне . На площади Практической возле дома № 51 квартиры 119 (открываем учебник на странице 51 упражнение 119) столпились словосочетания, они не знают, кто с кем может жить в одной комнате. Корни с буквой О- в одной, корни с А – в другой.

      (Записываем в 2 столбика . Ученики выходят по одному к доске. Попутно вспоминаем изученный материал.)

      Вывод. Сейчас мы учились правильно писать корни –гор-\\-гар- с чередующейся гласной.

    2. Для того чтобы быть уверенными, что вы умеете находить слова с нашей орфограммой, поиграем в игру «Найдите «третье лишнее»».

      Заря, зорька, зарядка (корень –ряд-)

      Горы , загореть, загар (безударная гласная в корне)

      Циклон , отклонение, кланяться (корень –циклон-)

    3. Сделайте вывод: что важно знать, чтобы не смешивать орфограммы ­ буквы в корне с чередованием с другими видами орфограмм? (Нужно правильно выделять корень, знать значение слова, выучить корни с чередующейся гласной.)

    4. Мы вышли на улицу Строительную. Предлагаю построить предложение со словом костёр , которое написано на странице 52. (Один ученик добавляет 1 слово, следующий прибавляет слово к словосочетанию, н-р, костёр - пылающий костёр – вижу пылающий костёр и т.д.) Записать предложение в тетрадь.

    5. Из упражнения 121 выписать слова с нашей орфограммой. (У доски 1 ученик)

    6. Зайдём в кафе «Лови ошибку».

      Задание. Исправьте ошибки. Первое предложение запишите в тетрадь, сделайте его синтаксический разбор.

      Догорала румяная зоря и на землю легли вечерние тени. Вдруг все озорилось мягким сиянием. Верхушки деревьев загарелись нежным светом.

      Во втором предложении найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.(Сиянием).

    7. Обратная связь.

      На площади Тестовой выполним тест (приложение 1), который покажет, насколько хорошо вы запомнили всё, о чём узнали во время путешествия.

      Проверьте себя. (Ответы за доской)

      1вариант 2 вариант

    8. Домашнее задание . Параграф 15, упражнение 120 или упражнение 123. (Прокомментировать)

      Наше путешествие подошло к концу. Сегодня мы побывали в городе Чередование, узнали о корнях с чередующимися гласными. Продолжите предложения. Это будут ваши путевые заметки.

    1. 1. Самым интересным в путешествии для меня было…

      2. Я научился ….

      3. Мне понравилось…

    2. Рефлексия. С каким настроением покидаем город Чередование (кораблики разного цвета). Всем спасибо за урок!

    1. Приложение 1

      Тест

      1 вариант

      в корнях –гор\\-гар--зор\\зар-,-клон\\клан-»?

    1. а) Ты возг..рдился после победы..

      б) Дети катались с г..ры.

      в) Утром солнце разг..ралось медленно.

      а) приг…релый

      б) з…рница (отблеск далёких молний)

      в) обг…ревший

      г) з…рька

    1. а) укл..няться

      б) кл..няться

    2. Тест

      2 вариант

      В каком предложении есть слово с орфограммой «Чередующиеся гласные О-А

      в корнях –гор\\-гар-, -зор\\зар-,-клон\\клан-»?

      а) Сидит добрый молодец, приг…рюнился.

      б) Кл..нированием занимаются ученые всего мира.

      в) На з..ре трава омыта росой.

      Выберите слово, где следует писать букву А:

      а) прекл..няться;

      б) з…рька.

      в) заг..релось;

    1. 3. Выберите слово, где следует писать букву О:

      а) подг..ревшее;

      б) уг..рный (газ);

      в) раскл..няться;

      г) оз..рение(яркое освещение или прояснение).

    1. Приложение 2

    2. Дата посещения

      Страна Орфография

      Город Чередование

      Жители корни –гор-\\-гар-, -клон-\\-клан-,-зор-\\-зар-

    3. Маршрутный лист

      1. Историческая

        Теоретическая

        Переулок

        Закрепительный

        Физкультуры и спорта

      1. Практическая

        Строительная

        «Лови ошибку»

      1. Тестовая

      1. Путевые заметки

        Самым интересным в путешествии для меня было…

        Я научился (научилась)…

        Мне понравилось…

    Публикации по теме