Как писать рабочую программу по фгос в детском саду. Анализ рабочей программы
Структура рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС
1. Титульный лист (Приложение 1).
2. Структура рабочей программы. (Приложение 2).
Приложение 1
Образец
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Аленка»
ПРИНЯТО:
С учетом мнения педагогического совета
Протокол № __, от __.__.20__г.
Утверждаю:
Заведующая ДОУ_______Фамилия И.О.
Приказ № __, от __.__.20__г.
Рабочая программа совместной деятельности педагога
с детьми _ -_ лет, …….. группа «…….»
составлена на основе Основной общеобразовательной программы «МБДОУ «ЦРР – ДС «Название»
Срок реализации программы: 1 учебный год, с 1 сентября 20__ - 31 мая 20__
ФИО, должность
ФИО, должность
г.Эн, 2015г.
Приложение 2
Образец
Примерные разделы рабочей программы
1. Титульный лист.
2. Содержание.
3. Целевой раздел:
Пояснительная записка
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми (далее Рабочая программа) разработана в соответствии с ООП МБДОУ «ЦРР – ДС «Название». В соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от __ до __ лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному. Речевому и художественно-эстетическому.
Используются парциальные программы:
- « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой ; |
- «Юный эколог» С.Н. Николаевой;
- …;
- …;
Цель и задачи (из ООП).
Реализуемая программа строится на принципах и подходах (из ООП).
Содержание психолого-педагогической работы (из ООП).
Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.
Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально-культурные и другие).
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей _____ группы.
Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров).
4. Содержательный раздел:
Учебный план реализации ООП ДО в группе, в виде таблицы.
Основная часть
Вариативная часть
Парциальные программы и т.п.
Часть ДОУ: особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально-культурные и другие).
1) Климатические особенности: при организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона, время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т.п.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т.д.
Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:
1. холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание НОД);
2. летний период (июнь-август, для которого составляется другой режим дня).
2) Демографические особенности:
Анализ социального статуса семей выявил, что в группе воспитываются дети из полных (___%), из неполных (___%) и многодетных (___%) семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим (___%) и средним профессиональным (___%) образованием.
3) Национально-культурные особенности:
Основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.
Основной контингент воспитанников проживает в условиях города (лишь ___ ребенок в селе).
Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями родного края. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые (интерактивные) прогулки, беседы, сказки, проекты в разделе программы «Мой город» 1 раз в неделю.
Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе (согласно учебному плану )
Направления развития
Виды детской деятельности
Раздел
Количество НОД в неделю
Формы образовательной деятельности
Обязательная часть
Коммуникативная деятельность
Безопасность
Игровая
Элементарная трудовая (не более 20 мин. (согласно СанПин, п. 12.22)
Мин.
(__ НОД)
ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины
Сюжетно-ролевые, дидактические и др.
Поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ
Познавательное развитие
Конструирование
Логика
Сенсорика
ФЭМП
Природный мир
Экспериментирование с материалами
Мин. (_ НОД)
Конструирование из бумаги, природного и иного материала
Беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины
Дидактические и развивающие игры, реализация проектов, викторины
Речевое развитие
Коммуникация
Развитие звуковой и интонационной культуры
Формирование звуковой аналитико-синтаксической активности как предпосылки обучения грамоте
Лексика и грамматика
Связная речь
Чтение художественной литературы
Мин.
(_ НОД
Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций
Беседы, слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов,
Продуктивная
Художественный и ручной труд
Изобразительное искусство
Лепка
Мин.
(_ НОД)
Рисование, лепка, аппликация. Коллаж. Проект. Ознакомление с художниками. Выставка.
Музыкальная деятельность
Музыка
Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения
Театрализованная игра, театрализация
Физическое развитие
Двигательная
Физическая культура
Мин.
(__ НОД)
Подвижные игры, упражнения, основные виды движения, общеразвивающие упражнения
ИТОГО
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Социально-коммуникативное развитие
Коммуникативная деятельность
Психогимнастика
Писхокоррекционная деятельность
«Традиции родного кра»
прописать
Познавательное развитие
Позновательно-исследовательская
«Неизведанное рядом»
прописать
Речевое развитие
Коммуникация
Логоритмика
«Чисторечие»
прописать
Художественно-эстетическое развитие
Продуктивная Музыкальная деятельность
Театрализация
«Веселые нотки»
Досуговые мероприятия
прописать
Физическое развитие
Двигательная
Минутки пробуждения
Динамический час
Горизонтальный пластический балет «Пластик-шоу»
Оздоровительные паузы «Зеленый огонек здоровья»
прописать
ИТОГО
- Примерное годовое планирование.
- Перспективное календарно-тематическое планирование (НОД и совместная деятельность)
Вариант 1
_ неделя (_ - _ месяц) «тема»
Области
НОД
Совместная деятельность
Создание условий для самостоятельной деятельности
Планируемые результаты
Социально-коммуникативное развитие
Социализация
Познавательное развитие
Конструирование
ФЭМП (сенсорика)
Природный мир
Речевое развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
ИЗО:
Лепка
Рисование
Аппликация
Музыкальное (по плану музыкального руководителя
Театрализация (совместный план)
Физическое развитие
Физическая культура (по плану инструктора по ФК)
ЗОЖ (ОБЖ)
Вариант 2
Развернутое календарно-тематические планирование непосредственно образовательной деятельности
Месяц НОЯБРЬ
Тематическая неделя № _ 9 _ «Наша страна»
Дни недели/НОД
Тема НОД
Цель
Планируемые результаты
Понедельник:
Социалиация
Физическая культура
Вторник
ФЭМП
Музыкальная культура
Среда
Развитие речи
Физическая культура
Четверг
Рисование
Музыкальная культура
Пятница
Природный мир
Физическая культура
5. Организационный раздел
Оформление предметно-пространственной среды.
Режим дня, структура НОД (расписание занятий, двигательный режим, схема закаливания детей.
Перечень методических пособий (для реализации основной части и части ДОУ).
Режим дня (на холодный и теплый период года), структура НОД.
Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе
Направление развития
Методические пособия
Наглядно – дидактические пособия
Рабочие тетради
Физическое развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Структура рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС
1. Титульный лист
Титульный лист – это своего рода "визитная карточка" программы. Поэтому, как и в визитной карточке, тут должна быть указана только самая необходимая информация:
наименование образовательного учреждения;
где, когда и кем утверждена данная программа (в правом верхнем углу – утверждает заведующая ДОУ (дата, подпись, номер приказа, в левом верхнем углу – ПРИНЯТО педагогическим советом учреждения, номер протокола) ;
полное название программы (например, Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет, младшая группа.);
составлена на основе примерной программы (название программы)
срок реализации программы (учебный год);
название города;
год разработки программы.
Прописывается содержание рабочей программы и указываются страницы.
3. Целевой раздел:
1) Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей …. группы разработана в соответствии с ООП «Детского сада № », в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Рабочая программа по развитию детей старшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от __ до __ лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социальнокоммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.
Используются парциальные программы:
«Юный эколог» С. Н. Николаева или др.
Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Д анная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Конституция РФ, ст. 43, 72.
Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .
Закон РФ «Об образовании».
Типовое положение о ДОУ.
СанПиН 2.4.1.3049-13
Устав ДОУ.
ФГОС ДО.
Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ (из примерной программы, т. е. «От рождения до школы»):
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи (обязательная часть):
1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.
2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности
4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.
5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.
7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Задачи (часть ДОУ):
Принципы и подходы в организации образовательного процесса:
1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»).
4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.
5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)
9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.
Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей ___группы Например, Все дети группы владеют в совершенстве навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. У большинства детей развита мелкая моторика. Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать книги.
В игровой деятельности дети самостоятельно распределяют роли и строят свое поведение, придерживаясь игровой роли.
Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. В изобразительной деятельности могут изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы. 60 % детей знают цвета и оттенки. Наши дети владеют некоторыми техниками нетрадиционного рисования и т. п.
- Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров)
У чебный план реализации ООП ДО в старшей группе по Программе «От рождения до школы»:
1) Физическое развитие – Двигательная деятельность - Формы образовательной деятельности: Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники - Продолжительность и количество НОД
– в неделю 75 мин. (3 НОД) .
2) Познавательное развитие - а) Познавательно-исследовательская деятельность - Формы образовательной деятельности: ФЭМП, ФЦКМ, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 40 мин. (2 НОД)
- б) Конструирование - Формы образовательной деятельности: Конструирование из бумаги, природного и иного материала - Продолжительность и количество НОД - в неделю 10 мин. (0, 5 НОД) .
3) Речевое развитие – Развитие речи - Формы образовательной деятельности: Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, - Продолжительность и количество НОД – в неделю 20 мин. (1 НОД) .
4) Социально - коммуникативное развитие – а) Коммуникативная деятельность -
Формы образовательной деятельности: ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины. - Продолжительность и количество НОД - в неделю 10 мин. (0.5 НОД) .
б) Самообслуживание и элементарный бытовой труд - Формы образовательной деятельности: поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ. - Продолжительность и количество НОД - Ежедневно в режимные моменты, не более 20 мин. (согласно СанПин, п. 12.22) .
в) Игровая деятельность - Формы образовательной деятельности: Сюжетно-ролевые, дидактические и др. - Продолжительность и количество НОД - в режимные моменты.
5) Художественно - эстетическое развитие - а) изобразительная деятельность -
Формы образовательной деятельности: Рисование, лепка, аппликация. Коллаж. Проект. Ознакомление с художниками. Выставка. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 70 мин. (3 НОД) .
б) Восприятие художественной литературы и фольклора - Формы образовательной деятельности: Беседы, слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, Театрализованная игра. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 25 мин. (1 НОД) .
в) музыкальная деятельность - Формы образовательной деятельности: Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 50 мин. (2 НОД) .
6) Вариативная часть - парциальные программы и т. п.
Ч асть ДОУ: Особенности организации образовательного процесса в группе
(климатические, демографические, национально - культурные и другие) 1) Климатические особенности :
При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. Татарстан – средняя полоса России: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т. д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т. д.
Основными чертами климата являются: холодная зима и сухое жаркое лето.
В режим дня группы ежедневно включены бодрящая гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика. В холодное время года удлиняется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе.
Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:
1. холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности;
2. летний период (июнь-август, для которого составляется другой режим дня.
2) Демографические особенности :
Анализ социального статуса семей выявил, что в дошкольном учреждении воспитываются дети из полных (___ %, из неполных (___ %) и многодетных (___ %) семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим (___ %) и средним профессиональным (___%) образованием.
3) Национально – культурные особенности :
Этнический состав воспитанников группы: русские, татары, но основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.
Основной контингент воспитанников проживает в условиях города (лишь ___ ребенок в селе).
Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями родного края. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная
информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты в разделе Программы «Мой город» 1 раз в неделю.
Рабочая программа педагога ДОУ с учётом
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
(старшая группа, 5-6 лет).
Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования (название программы)
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей,
Рабочая программа предназначена для детей 5-6 лет (старшая группа) и
рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-тематическому планированию по программе (название программы)
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность,
интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
3 Перспективное планирование по образовательным областям
4 Пример региональной модели перспективного планирования
5 Коррекционная работа. Работа с родителями.
6 Система мониторинга
7 Результаты освоения программы
8 Учебно-методическое сопровождение
9 Список литературы
Пояснительная записка
Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-
исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
1. способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно-
исследовательской, трудовой, двигательной, чтению художественной литературы,
музыкально-художественной, продуктивной деятельности;
2. обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей;
3. реализовать формы организации совместной взросло-детской (партнерской деятельности) в ходе непосредственной образовательной деятельности (НОД),
самостоятельной деятельности (СД), режимных моментах, работе с родителями.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие факторы:
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми,
любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности
творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
уважительное отношение к результатам детского творчества;
единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности,
исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Возрастные особенности развития детей 5- 6 лет (старшая группа)
Ребенок 5-6 лет может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил, своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей.
Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил и несоответствие поведения своим этическим представлениям. Без контроля со стороны взрослого, не отвлекаясь,
может выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривлекательную работу, наводить порядок в комнате. Поведение становится более сдержанным.
Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, справедливо распределяет роли, помогает во взаимодействии с друзьями.
ольга пирожкова
Структура рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС (часть 1)
Прежде чем подойти к проектированию и написанию рабочей программы воспитаттеля важно знать основные понятия, которые существуют в дошкольном образовании.
1) Примерная основная образовательная программа - разрабатывается учеными-методистами. Дошкольные учреждения принимают её за основу для разработки собственной образовательной программы с учетом регионального компонента и местных условий (например, «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы; «Истоки», «Радуга» и т. п.).
2) Образовательная программа ДОУ - управленческий документ, закрепляющим определенные нормы, цели, содержание, технологии и методики, формы и средства, которые применяются в каждом конкретном дошкольном учреждении при организации воспитательно-образовательного процесса. Разрабатываются руководителем ДОУ и творческой группой.
3) Рабочая программа педагога – разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОУ. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в нашем случае в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года). Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.
Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений и педагогов :
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
1. Педагогические работники обязаны :
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой .
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих от 31 октября 2010 г. Раздел: должностные обязанности:
Учитель- логопед -Реализует образовательные программы.
Педагог-психолог -Ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.
Воспитатель (включая старшего) - Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников.
ФГОС дошкольного образования (приказ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г) - содержит требования к структуре образовательной программы дошкольного образования, а следовательно и требования к составлению рабочей программы педагога.
Разделы рабочей программы по ФГОС ДО.
1. Титульный лист
3. Целевой раздел:
Пояснительная записка
Цель и задачи основной образовательной программы
Принципы и подходы в организации образовательного процесса
Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики. Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие)
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
Планируемые результаты освоения Программы.
Учебный план реализации ООП ДО в старшей группе МБДОУ ПГО «Детский сад № __». В виде таблицы: Направления развития; Виды детской деятельности; возрастная группа; Формы образовательной деятельности
Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в старшей группе. В виде таблицы: Направление развития; методические пособия; наглядно – дидактические пособия; рабочие тетради.
Формы, способы, методы и средства реализации программы в старшей группе. В виде таблицы: направление развития; формы реализации программы (Совместная деятельность, Самостоятельная деятельность, Взаимодействие с семьей); способы; методы и приемы; средства)
Взаимодействие с семьей, социумом.
Планирование работы с детьми в группе:
Примерное годовое планирование
Календарно-тематическое планирование (НОД и совместная деятельность)
Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ.
Часть ДОУ: Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие)
5. Организационный раздел.
Оформление предметно-пространственной среды.
Режим дня, структура НОД (расписание занятий, двигательный режим, схема закаливания детей.
Перечень методических пособий (для реализации основной части и части ДОУ).
педагога ДОУ по ФГОС ДО.
Подготовила: старший воспитатель Ушакова В.Т.
Прежде чем подойти к проектированию и написанию рабочей программы воспитателя важно знать основные понятия, которые существуют в дошкольном образовании.
1) Примерная основная образовательная программа - разрабатывается учеными-методистами. Дошкольные учреждения принимают её за основу для разработки собственной образовательной программы с учетом регионального компонента и местных условий (например, «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы; «Детство», и т. п.) .
2) Образовательная программа ДОУ - управленческий документ, закрепляющим определенные нормы, цели, содержание, технологии и методики, формы и средства, которые применяются в каждом конкретном дошкольном учреждении при организации воспитательно-образовательного процесса. Разрабатываются руководителем ДОУ и творческой группой.
3) Рабочая программа педагога – разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОУ. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в нашем случае в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года). Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.
Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений и педагогов :
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
1. Педагогические работники обязаны :
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой .
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих от 31 октября 2010 г. Раздел: должностные обязанности:
Учитель- логопед - реализует образовательные программы.
Педагог-психолог - ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.
Воспитатель (включая старшего) - Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников.
ФГОС дошкольного образования (приказ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г) - содержит требования к структуре образовательной программы дошкольного образования, а следовательно и требования к составлению рабочей программы педагога.
Разделы рабочей программы по ФГОС ДО.
1. Титульный лист
3. Целевой раздел:
Целевой раздел включает в себя:
а) пояснительную записку;
б) планируемые результаты освоения Программы .
Пояснительная записка должна раскрывать :
Цели и задачи реализации Программы;
Принципы и подходы к формированию Программы.
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе возрастные и индивидуальные особенности детей в группе
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений
4. Содержательный раздел :
образовательных областей:
2. Описание форм, способов, средств реализации Программы
3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
4. Способы и направления поддержки детской инициативы
5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
6. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений (парциальные программы)
5. Организационный раздел:
2. Режим дня.
3. Циклограмма деятельности.
5. распределение тематических периодов.Комплексно - тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности
среды.
Структура рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС
1. Титульный лист
Титульный лист – это своего рода "визитная карточка" программы. Поэтому, как и в визитной карточке, тут должна быть указана только самая необходимая информация:
наименование образовательного учреждения;
где, когда и кем утверждена данная программа (в правом верхнем углу – утверждает заведующий ДОУ (дата, подпись, номер приказа, в левом верхнем углу – ПРИНЯТО педагогическим советом учреждения, номер протокола) ;
полное название программы (например, Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет, младшая группа.) ;
составлена на основе примерной образовательной программе дошкольного образования (2014г) («От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой (2014 г));
срок реализации программы (учебный год) ;
год разработки программы.
Прописывается содержание рабочей программы и указываются страницы.
3. Целевой раздел:
1) Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей …. Группы (далее Программа) разработана в соответствии с ООП «Детского сада № », в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Рабочая программа по развитию детей старшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от __ до __ лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.
Используются парциальные программы : (перечислить)
Д анная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами :
Конституция РФ, ст. 43, 72.
Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Цель и задачи Программы (из примерной программы, т. е. «От рождения до школы») :
Цель:
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Цель (программы Детство):
Создание каждому ребенку в детском саду возможности для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Задачи (программа «От рождения до школы) (обязательная часть) :
1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.
2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.
5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.
7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления
предметного обучения.
Задачи (программа «Детство)
1 .Укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование
основ его двигательной и гигиенической культуры;
2.Целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов
деятельности;
3. Обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс
социализации–индивидуализации с учетом детских потребностей,
возможностей и способностей;
4.Развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной
отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению
гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
5.Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к
самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных
способностей и речи ребенка;
6.Пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;
7.Органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное
взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с
изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным
языком, экологией, математикой, игрой;
8.Приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к
другим народам и культурам;
9.Приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы
дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство
своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.
Задачи (часть ДОУ – парциальные программы) :
Принципы и подходы в организации образовательного процесса:
1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) .
3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму») .
4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.
5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)
9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.
Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.
- Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей ___группы
Например , Все дети группы владеют в совершенстве навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. У большинства детей развита мелкая моторика. Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать книги.
В игровой деятельности дети самостоятельно распределяют роли и строят свое поведение, придерживаясь игровой роли.
Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. В изобразительной деятельности могут изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы. 60 % детей знают цвета и оттенки. Наши дети владеют некоторыми техниками нетрадиционного рисования и т. п.
Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров)
(выписать из программы по возрастной группе)
образовательных областей:
· Направление «Социально-коммуникативное развитие».
· Направление «Познавательное развитие».
· Направление «Речевое развитие».
· Направление «Художественно-эстетическое развитие».
· Направление «Физическое развитие».
Делается описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемой примерной образовательной программ дошкольного образования («Детство», «От рождения до школы»).
Социально-коммуникативное развитие – может быть представлено в различных формах образовательной деятельности: ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд может быть представлен в формах образовательной деятельности: поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ.
Игровая деятельность представлена в формах образовательной деятельности: Сюжетно-ролевые, дидактические и др.
Познавательное развитие – Представляется в различных формах образовательной деятельности: ФЭМП, ФЦКМ, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины.
Речевое развитие – Развитие речи - Формы образовательной деятельности: Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций.
Художественно-эстетическое развитие - а) изобразительная деятельность - Формы образовательной деятельности: Рисование, лепка, аппликация. Коллаж. Проект. Ознакомление с художниками. Выставка.
Восприятие художественной литературы и фольклора - Формы образовательной деятельности: Беседы, слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, Театрализованная игра.
в) музыкальная деятельность - Формы образовательной деятельности: Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения.
Физическое развитие – Двигательная деятельность - Формы образовательной деятельности: Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники -
2. Описание форм, способов, средств реализации Программы (на основе примерной программы). Можно представить в виде таблицы: направление развития; формы реализации программы (Совместная деятельность, Самостоятельная деятельность, Взаимодействие с семьей) ; способы; методы и приемы; средства)
3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик (на основе примерной программы)
4. Способы и направления поддержки детской инициативы (на основе примерной программы)
5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями (на основе примерной программы)
6. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений (парциальные программы) прописываются содержание согласно представленной в парциальной программе образовательной области
5. Организационный раздел:
1. Методическое обеспечение Программы, средства обучения и воспитания (Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности)
2. Режим дня.
Может быть включено: После режима дня представляется двигательный режим, сетка закаливания,
3. Циклограмма деятельности.
4. Выписка из учебного плана для своей группы: Сетка НОД.
5. Распределение тематических периодов. Комплексно - тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности
6. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
7. Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды.
Требования к оформлению Рабочей программы
1 . Набор текста производится в текстовом редакторе Wordс одной стороны листа формата А4, тип шрифта: TimesNewRoman, размер - 14 пт.
2. По контуру листа оставляются поля:
левое– 30 мм, правое-15 мм, верхнее– 20 мм, нижнее- 20 мм
3. Библиография оформляется в соответствии с ГОСТом.
4. Программа сдается на бумажном носителе - в папке и в электронном варианте.