Буквальный перевод Отче наш с арамейского? Живой Журнал Олега Алиева: "Геральдика и Жизнь" Новый завет перевод с арамейского.

Наверное, первым постом стоит повторить то сообщение, с которого -- по предложению и при самом непосредственном участии некоторых друЖЖей -- началось это сообщество.

Начну с Нового Завета . К изучению древнегреческого меня побудил (наверное, сам того не зная) Олег Шевкун в 2000 году. Мы тогда вместе переводили в Амстердаме. Я уж не помню, что он тогда такое сказал, но его слова заразили меня уверенностью, что можно выучить греческий самостоятельно. И вот я осенью взялся за Мейчена, которого одолел где-то за полгода. Еще не дойдя до конца самоучителя, урока с 20-го начал читать Новый Завет на греческом. У меня не было тогда своего экземпляра, но удружил Паша Бегичев ( pavel_begichev ), которому какой-то миссионер подарил устаревший и не нужный ему Nestle-Aland 24-го или 25-го издания. Я начал читать прямо с того места, где тогда читал русскую Библию (помню, что где-то в пасторских посланиях). Сначала я понимал не так уж много, но все равно упорно продолжал читать. По мере того как дошел до конца самоучителя Мейчена, понимал уже больше.

Через короткое время – уже следующей весной (2001) – один хороший человек подарил мне учебник Уолласа (Daniel Wallace. Greek Grammar Beyond the Basics ).

Во вводных уроках я прочитал о стилистических особенностях речи новозаветных авторов и начал читать более систематично – от простого к сложному. Сначала перечитал всего Иоанна (Евангелие, три послания и Откровение). Потом все послания, подписанные именем Павла (Римлянам – Филимону). Потом синоптические Евангелия, заканчивая Лукой, потом – Деяния, и в последнюю очередь – Евреям. На первое прочтение Нового Завета на греческом у меня ушло около 1 года. Затем я еще раз перечитал весь Новый Завет. Теперь уже я был более подготовлен к чтению и мог читать подряд. Словарный запас, накопленный за это время, позволял мне читать, почти не подглядывая в словарь, поэтому второй раз я перечитал Новый Завет, наверное, примерно за полгода. Конечно, некоторые книги – те, по которым проповедовал – я перечитывал не два раза, а много раз. Мне казалось, что Римлянам и 2 Петра я мог цитировать сразу по-гречески. Сейчас, конечно, многое подзабылось…

С чтением Ветхого Завета было намного сложнее. Если греческий язык по своему строю похож на русский, а многие корни мне были известны из медицины, философии или английского языка, то еврейский был словно бы языком с другой планеты. Ни одной ассоциации, все слова одинаковой длины и до жути похожи друг на друга, корневые буквы теряются и исчезают, так что натан превращается в лятет – да-да, это один и тот же корень! Приходилось изощряться: море ям , кровь дам , Ахав любил Иезавель… (читающий да разумеет!) :-) В общем, пока я приобрел минимальный словарный запас и научился более-менее стабильно узнавать слабые корни в различных формах, прошел не один месяц. Но я старательно продолжал читать.

Дело было так. Изучать древнееврейский я начал, насколько помню, в начале 2004 г. Пройдя начальную грамматику, начал читать Ветхий Завет на иврите – опять с того места, где в то время читал Библию на русском, это были малые пророки. Поначалу понимал очень мало. В 2005 начал читать Ветхий Завет с начала и подряд, согласно расположению книг в еврейской Библии. Дочитав до конца Пятикнижия, я уже довольно свободно мог читать нарративные (повествовательные) тексты. Все это время я для удобства пользовался изданием «Священные Писания на русском языке и иврите»:

В том же году осенью я поступил в «Мастерс», где еще больше погрузился в мир Ветхого Завета. Оказалось, что очень многие студенты ThM регулярно и довольно свободно читают на иврите. Примером для меня послужил Абнер Чоу, который каждый день носил с собой Штутгартское издание еврейской Библии и читал его без словаря на переменах. Обязательным курсом в семинарии шел арамейский язык, где мы читали и переводили все арамейские части Ветхого Завета. Впоследствии я взялся за изучение классического сирийского, который является одним из арамейских диалектов. Поэтому, когда я дошел до книг Ездры и Даниила в самостоятельном чтении, было уже гораздо легче. К этому времени я уже пользовался A Reader’s Hebrew and Greek Bible, которую подарил мне хороший друг. В этом очень удобном издании внизу каждой странички даются переводы слов, встречающихся реже 30 раз для греческого, реже 25 раз для арамейского и реже 100 раз для еврейского языков, так что не нужно постоянно искать более редкие слова в лексиконах.

Ну, в общем, читал, читал, читал… И по прошествии шести лет дочитал:-) Конечно, в это время и новозаветные книги периодически почитывал. Разумеется, на греческом, ибо никакой перевод не заменит оригинала и не сравнится с оным! Совершенно справедливо писал Мартин Лютер в своем обращении к советникам всех городов земли немецкой:

    …грех и позор, что мы не знаем ни предназначенную… для нас книгу, ни язык и слово нашего Господа. А еще более греховно и вредоносно то, что мы и не стремимся изучать языки, в особенности теперь, когда Бог предоставил нам такую возможность, дал нам и наставников, и книги, и все, что нужно для этого, а также подталкивает нас к этому и с готовностью раскрывает перед нами Свою книгу.
Если это было справедливо пятьсот лет назад, то насколько более справедливо сейчас!

§ 1. На каком языке была написана Библия?

Первая часть книги, если помните, начиналась с описания примитивной детско-дикарской психологии и сказки про курочку Рябу. Однако ничуть не хуже Рябы эту психологию иллюстрируют сами библейские сказания, которыми мы сейчас и займемся. Предварительно, однако, ответив на вопрос, заданный в заголовке параграфа…

Самые древние опусы Библии написаны на иврите - древнееврейском языке. Более поздние фрагменты выполнены на арамейском языке, который начал вытеснять иврит примерно с VII века до нашей эры. Арамейскому языку была уготована большая судьба - на Ближнем Востоке он стал практически языком международного общения. В Ассирии и Вавилонии арамейский вытеснил аккадский. На нем говорили торговые люди и послы разных стран. Наконец, арамейский был родным языком Иисуса Христа…

Третий библейский язык - греческий. Весь Новый Завет и часть ветхозаветных произведений дошли до нас именно на этом языке. Собственно говоря, само слово «библия» греческого происхождения и означает просто «книга».

Многие места Библии современному читателю совершенно непонятны из-за переводов с языка на язык. Вот простой пример из Книги пророка Иеремии: «И было слово Господне ко мне: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось».

Поняли что-нибудь?.. И немудрено! Действительно, какая связь между тем, что пророк Иеремия видит миндальное дерево, и подтверждением данного ранее Господом обещания?.. А все дело в том, что Библия - не божественное откровение, а литературное произведение, и в нем встречается игра слов. На иврите «шакед» - «миндаль». Иеремия говорит Богу, что он видит «шакед». Бог отвечает, используя глагол «шокед», обозначающий «стараться, быть усердным». Иными словами, Бог показывает пророку ветку миндаля, чтобы та по созвучию напомнила ему о твердом божеском обещании, от которого Господь не отказывается.

Или вот отрывочек из Книги пророка Амоса: «Такое видение открыл мне Господь Бог: вот корзина со спелыми плодами. И сказал Он: что ты видишь, Амос? Я ответил: корзину со спелыми плодами. Тогда Господь сказал мне: приспел конец народу Моему, Израилю; не буду более прощать ему».

Опять игра слов, которая никак не переводится и потому на всех языках, кроме иврита выглядит глупо. «Кайиц» на иврите - «спелые фрукты». «Кец» - «конец». На письме, без огласовки, оба слова выглядят совершенно одинаково.

Встречаются подобные штучки и в Новом Завете. Скажем, в одном из евангелий есть эпизод, когда Христос вручает апостолу Петру ключи от царствия небесного. При этом он толкает следующий спич: «Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь мою, и врата ада не одолеют ее…»

При чтении греческого варианта вопросов не возникает: «петр» по-гречески «камень». Любопытно, кстати, что Петр - третье имя апостола. От рождения этого парня звали Симон. Когда его ввели в секту Христа, представив основателю, Иисус тут же дал Симону «партийную кличку»: «Ты наречешься Кифа, что значит: камень». Это по-арамейски. Автор Евангелия писал его по-гречески, поэтому для своих читателей сделал пояснение: «что значит камень». Кстати говоря, и арамейский, и иврит не знали заглавных букв, так что имя собственное при написании никак не выделялось: «камень» и есть «камень».

К счастью для читателя, подобных мест в Библии не так уж много, поэтому общий смысл излагаемого не теряется при переводе. Так что пройдемся по тексту, как ножом по маслу…

A.

> Языки текстов Священного Писания

> Ни один перевод не способен полностью передать все особенности текста оригинала. Читая библейские тексты в переводах, мы порой и не догадываемся обо всём многообразии подлинника; подробный комментарий лишь в некоторой мере способен восполнить ущербность нашего чтения в виде описания и анализа этих особенностей.

> Так, во многих изданиях переводов Библии на современные языки, весь текст Священного Писания предстает как прозаический. Однако в оригинале значительная часть священных текстов — стихи. Это относится не только к псалмам и другим памятникам ветхозаветной гимнографии, которые были рассчитаны на музыкальное исполнение. Речи большинства пророков — тоже стихи. Попытки современных ученых воссоздать арамейский текст речей Иисуса Христа также привели к выводу, что это были поэтические тексты. Правда, древняя поэзия семитских народов не знала рифмовки или строгих стихотворных размеров: она строилась на иных принципах, в число которых входила, в частности, богатая аллитерация — повторение однородных согласных, которое придавала стиху особую звуковую и интонационную выразительность. Поэтическое оформление речи не преследовало чисто эстетические цели. Оно способствовало лучшей запоминаемости высказываний — ведь в те времена не было магнитофонов, а стенографией владели лишь немногие. Тем не менее несомненно то, что слушатели пророков надолго запоминали услышанное и дословно передавали это другим. (В некоторых современных изданиях Библии — в том числе, в Брюссельских изданиях на русском языке — стихотворные разделы текста даны разбивкой, позволяющей читателю по меньшей мере принять во внимание поэтический характер текста.)

> Вообще, впечатление о литературных достоинствах библейских книг, возникающее у читающего их в переводе, оказывается неверным хотя бы по причине многих несоответствий грамматического строя древнееврейского и арамейского, с одной стороны, и большинства европейских языков, с другой. Кажущаяся растянутость и тяжеловесность многих мест возникают только в переводах, но отсутствуют в оригинале. Например, многим читателям кажется, что Библия перегружена притяжательными местоимениями ("мой", "твой", "свой", "его", "наш" и т.д.), которые фигурируют и в тех местах, где без них вполне можно обойтись; в то же время в древних семитских языках роль этих местоимений выполняют суффиксы, присоединяемые к корневым основам существительных, которые вовсе не утяжеляют текст и не придают ему дополнительной растянутости.

> Для человека, не изучавшего языки Библии, наиболее яркими образами этих языков оказываются имена собственные — встречающиеся на любой странице Писания имена, географические названия и т.п. Однако видимость того, что в них до нас доносится звучание древних языков, обманчива. Библейские имена с течением веков стали достоянием всех христианских народов; между тем все они претерпели серьезные изменения в ходе исторического развития различных языков. Не сразу можно догадаться, что Иван, Джон, Ян, Джиованни, Ованес и Жан — одно и то же имя; тем не менее все они являются трансформированными вариантами древнееврейского имени Йегоханан . В русском Синодальном переводе Священного Писания большинство библейских имен собственных сохранено в том виде, в каком они фигурировали в славянской Библии. Лишь некоторые ветхозаветные имена и названия выверены по древнееврейскому тексту. Старославянский перевод, в свою очередь, воспроизводил греческую передачу древнееврейских и арамейских имен в ее византийском звучании; однако фонетика греческого языка с эллинистических времен претерпела некоторые изменения — часть букв и буквенных сочетаний читалась уже иначе, нежели во времена Семидесяти толковников или апостолов. Искажения происходили и на предыдущей ступени: древнееврейские и арамейские слова при написании их по-гречески также претерпевали изменения (например, древнееврейское имя Йегошуа [в арамейском варианте — Иешуа ] по-гречески стало передаваться как Иесус; в византийские времена, при прежнем написании, оно уже читалось как Йисус — отсюда славянское и русское написание Иисус [или старообрядческая форма Исус ]). Еще более сложной трансформации подверглись некоторые имена из языков соседних народов: так, известное нам из русского текста Библии имя вавилонского царя Навуходоносора имеет мало общего со звучанием имени этого монарха на его родном аккадском языке — Набу-кудурри-уцур (в древнееврейском оно передавалось сперва как Небукадреццар , а затем искаженно — Небукаднеццар ; отсюда греческая передача Навуходоносор , в византийском чтении попавшая в старославянский и русский переводы).

> Всё перечисленное — лишь наиболее яркие, лежащие на поверхности примеры ущербности переводов. Конечно, свободное чтение Библии на языках оригиналов требует многих лет подготовки и вовсе не является условием, необходимым для изучения Писания. Вместе с тем на современном этапе развития библеистики серьезные исследования немыслимы без глубокого знания языков, на которых написаны священные книги.

> 1. Древнееврейский язык ()

> На древнееврейском языке написаны все первоканонические книги Ветхого Завета (исключение составляют несколько арамейских вкраплений...), а также оригинальный текст большей части второканонических книг — Иф, Сир, Вар, 1Макк и, возможно, Тов <{книги Иудифи, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, пророка Варуха, 1-я книга Маккавейская и книга Товита}> (не исключено, что была создана на арамейском); оригинальный текст большинства второканонических книг не сохранился (кроме ряда отрывков, в т.ч. крупных фрагментов Сир; однако документально подтверждается факт существования некоторых оригиналов еще в первые века христианства).

> Древнееврейский, именуемый в самом Ветхом Завете "языком ханаанским" (Ис 19-18) или "иудейским" (4Цар 18.26), был языком, на котором говорили евреи вплоть до последних веков старой эры, когда он начал вытесняться из повседневной жизни арамейским и сохранялся как разговорный в довольно узкой среде, по преимуществу, образованных иудеев. Тем не менее, помимо книг Ветхого Завета (его словарный фонд составляет примерно 8000 слов), от этого периода не сохранилось почти никаких памятников письменности, за исключением нескольких надписей. Значительная доля лексики разговорного языка остается неизвестной. Некоторые слова встречаются во всем Ветхом Завете не чаще одного раза, что заставляет сильно сомневаться в адекватности их понимания. Сохранившаяся внебиблейская литература на древнееврейском языке (ку-мранские тексты, Талмуд) создавалась уже в ту эпоху, когда он выходил из повседневного обихода; поэтому польза этой литературы для понимания языка Ветхого Завета весьма невелика.

> Именно процесс постепенного исчезновения древнееврейского языка в качестве разговорного обусловил возникновение проблемы редактирования текстов Писания. Древнееврейские тексты священных книг по-прежнему функционировали в иудейской среде — прежде всего в синагогальном богослужении. Поскольку для большинства иудеев древнееврейский не являлся разговорным языком, возникали трудности с чтением текстов, которые были написаны консонантным письмом (буквы выражали только согласные звуки; гласные не обозначались). Поэтому приблизительно в V в. н.э. началась работа редакторов-масоретов, результатом которой стало снабжение всего текста диакритичекими знаками, обозначавшими гласные звуки, а также акцентами, отмечавшими интонацию (которая, в свою очередь, вносила синтаксическую ясность). Во многих местах масоретская редакция вызывает споры среди исследователей Библии. Сравнительный анализ показывает, что многие смысловые отличия Масоретского текста от Септуагинты вызваны различными огласовками одних и тех же слов, а также различием в простановках знаков препинания. Таким образом, каждое подобное разночтение ставит перед библеистами вопрос: какой из текстов соответствует в данном случае первичному смыслу?

> 2. Арамейский язык ()

> Со времен Вавилонского пленения арамейские диалекты начинают распространяться в среде евреев, постепенно вытесняя древнееврейский как разговорный язык. В нескольких местах Ветхого Завета этот так называемый библейский арамейский запечатлевается в письменном виде, органично вписываясь в древнееврейское текстовое обрамление и закрепляясь в каноне Масоретского текста: речь идет о нескольких фрагментах — Езд 4.8-6.18; 7.12-26; Иер 10.11; Дан 2.4 – 7.28 (отсутствующий в Масоретском тексте и сохранившийся только в Септуагинте фрагмент гл. 3, вероятно, тоже основывается на арамейском оригинале). Есть предположение, что Книга Товита была первоначально написана на арамейском (кстати, арамейская ее версия сохранилась).

> Ко времени Иисуса Христа основным разговорным языком Палестины стал отличный от библейского арамейского иудейско-палестинский арамейский: именно он чаще всего подразумевается под "еврейским языком" в Новом Завете (ср. Деян 21.40; 26.14) и других текстах того времени. Различные наречия этого языка довольно сильно отличались друг от друга (как явствует из Нового Завета, говор галилеян был иным, нежели говор жителей Иудеи); в арамейских письменных памятниках рубежа старой и новой эр (апокрифе "Бытия" из Кумрана, таргумах, мидрашах) запечатлелись разные диалекты.

> Иудейско-палестинский арамейский был родным языком Христа, Его ближайшего окружения, апостолов. В греческом тексте Евангелий зафиксированы отдельные арамейские слова и выражения: ср. Мк 5.41; 7.34; 15.34 (русский перевод доносит их до нас уже в сильном искажении). Попытки ученых воссоздать — хотя бы приблизительно — облик речей Иисуса, переведя их с греческого языка обратно на арамейский, дали результаты, превосходящие всякие ожидания: перед взорами исследователей предстали тексты, отличающиеся очень яркими поэтическими особенностями. Именно арамейские "речения" (логии) Иисуса, о которых сообщает в нач. II в. Папий Иерапольский (под "еврейским языком" Папий имеет в виду арамейский), сохранялись довольно долго устной традицией христиан; они же стали источником синоптических Евангелий.

> Мнение о том, что сами тексты Евангелий были первоначально написаны по-арамейски, сейчас почти не находит поддержки среди исследователей.

> 3. Греческий язык ()

> Общегреческий язык (койне), на который были переведены древнееврейские и арамейские священные тексты, а также созданы другие священные книги, получил широкое распространение в эллинистическую эпоху во многих странах, образовавшихся на обломках империи Александра Македонского. Именно на койне писали такие известные авторы, как Полибий († 122 г. до н.э.), Филон Александрийский (ок. 20 г. до н.э. – ок. 50 г. н.э.), Иосиф Флавий (ок. 37 – ок. 100).

> В III-II вв. до н.э. в Александрии, где большинство иудеев уже не понимали древнееврейский язык, пользуясь преимущественно койне, священные книги были переведены на греческий (знаменитая Септуагинта, или перевод Семидесяти толковников). Конечно, греческий текст Септуагинты обнаруживает явное влияние древнееврейского языка — в обилии лексических заимствований, еврейских синтаксических конструкциях, фразеологии.

> В той же среде александрийских евреев непосредственно по-гречески создавались книги, близкие к библейской традиции по содержанию; две из них вошли в число второканонических книг Священного Писания — Прем и 2Макк.

> На койне написаны все книги Нового Завета. Они, в свою очередь, обнаруживают заметное влияние языка Септуагинты.

> Греческий язык различных книг Библии проставляет разные уровни литературного качества. В Септуагинте высокими литературными достоинствами отличается язык Пятикнижия и Книги Исайи, в Новом Завете — творения Луки и Павла.

B.

> Переводы Священного Писания

> Уже в древности носителям религии Откровения было ясно, что для того, чтобы Писание осуществляло свою функцию среди разных народов, оно должно быть переведено на понятные им языки. Об этом, в частности, свидетельствует появление еще в ветхозаветные времена перевода Семидесяти. <{Септуагинта; обычно сокращенно обозначают буквами LXX}> Существовали и другие переводы книг Ветхого Завета: перевод Акилы, понтийского грека, принявшего иудаизм, выполненный ок. 140 г. н.э. и являющийся верным отражением древнееврейского текста (от него сохранилось лишь несколько фрагментов); текст Феодосиона, иудея из Эфеса, отредактировавшего около 180 г. н.э. какой-то греческий текст, возможно, просто переработавшего текст LXX (в отношении Книги Даниила Церковь отдает предпочтение этому тексту, а не LXX); текст Симмаха, самарянина, принявшего христианскую веру (по весьма немногим сохранившимся отрывкам можно сделать вывод, что он стремился к тщательной литературной обработке). В III в. Ориген положил в основу своего "образцового" труда различные версии греческого текста Ветхого Завета, сопоставив шесть или более основных вариантов с целью выявить имеющиеся в них совпадения с древнееврейским и создать единообразную версию. Эта монументальная работа была почти полностью утрачена; от нее сохранились лишь отдельные фрагменты. Имеется также еще одна редакция LXX, созданная Лукианом (после 300 г.), получившая распространение главным образом в Антиохии.

> В первые века христианства греческий был своего рода международным языком, который знали почти во всех областях Римской империи, особенно в ее восточных провинциях. Именно этим объясняется то, что тексты, имевшие в христианстве вероучительный смысл, бытовали преимущественно на греческом языке. В то же время в западных регионах Римской империи основным разговорным языком была латынь. Поэтому уже со II в. появляются латинские переводы книг Священного Писания. Самый ранний из известных нам латинских переводов условно называется "Vetus Latina" (т.е. "древняя латинская" [версия]), или "Itala" ("италийская"). На основе переводческих трудов, начатых в 382 г. св. Иеронимом, сложилась другая версия латинского текста, известная под названием "Вульгата", (от латинского "vulgata" — "общепринятая"). Все книги Ветхого Завета (первоканонические тексты), в том виде, как они предстают в Вульгате, были переведены св. Иеронимом непосредственно с древнееврейского, причем во многих местах буквальный перевод дополнен смысловым переложением. Евангелия, как они представлены в Вульгате, являются результатом труда св. Иеронима, сверившего "Vetus Latina" по греческому тексту. Все остальные книги Ветхого Завета также являются просто результатом сверки "Vetus Latina" по греческому тексту, что, возможно, также сделал св. Иероним.

> Именно Вульгата использовалась Католической Церковью на протяжении всего средневековья и была официально провозглашена на Тридентском Соборе в качестве официального канонического текста. Следует, однако, учитывать, что определение Тридентского Собора относилось к латинскому тексту Вульгаты как к образцу юридической, а не критической подлинности — то есть имелись в виду прежде всего канонический перечень священных книг и полнота их содержания. Сам же перевод был признан убедительным, хотя и не свободным от недостатков (каковыми являются местами неточный или ошибочный перевод, кое-какие конъектуры, короткие пояснительные вставки, интерпретации откровенно мессианского характера, перевод имен собственных, как если бы они были нарицательными, не вполне уточненная география и т.п.).

> Помимо латыни Священное Писание переводилось в первые века нашей эры на многие другие языки христианских народов. Эти древние переводы являются для нас не только ценным свидетельством того, как живое слово Божие проповедовалось различным народам; во многом они оказывают исследователям неоценимую помощь в деле выявления первоначального текста, а также правильного толкования многих спорных мест.

> Уже в III в. библейские тексты начинают переводиться на коптский язык, в IV в. — на готский и сирийский, в V в. — древнеармянский, грузинский и геэз (эфиопский), в VII в. — на арабский, в VIII в. — на нубийский и согдийский. ()

> В IX в. свв. Кирилл и Мефодий, проповедующие христианство среди славянских народов, начинают перевод Священного Писания на старославянский язык. В последующие века их труд продолжается, совершенствуется и редактируется. Постепенно оформляется несколько версий старославянского текста (этим объясняется различие текстов, используемых сейчас Русской Православной Церковью в юрисдикции Московского Патриархата, с одной стороны, и старообрядцами — с другой).

> Известно, что переводческая деятельность свв. Кирилла и Мефодия подверглась нападкам со стороны некоторой части современного им духовенства. В то время уже получила довольно широкое распространение теория "трех языков"", согласно которой Писание не должно существовать на иных языках, кроме еврейского, греческого и латыни. Постепенно различные видоизмененные варианты этого подхода хотя и не стали официальным учением, всё же возобладали как на Западе, так и на Востоке христианского мира. Редкие попытки переводов Библии на новые языки встречали сильное сопротивление церковных властей.

> Существенный прорыв наметился с началом Реформации. По мере распространения протестантизма стали появляться переводы Библии на живые языки.

> Однако в новое время как католики, так и православные сумели постепенно преодолеть прежний консервативный подход к проблеме перевода Священного Писания и вернуться к практике первой Церкви, стремившейся нести слово Божие всем народам на их языках. Принимая во внимание весь положительный опыт прошлого, II Ватиканский Собор провозлашает: "Нужно, чтобы христианам был широко открыт доступ к Священному Писанию. По этой причине Церковь с самого начала приняла, как свой, древнейший греческий перевод Ветхого Завета, именуемый переводом Семидесяти; она всегда относится с уважением к другим восточным переводам и к переводам латинским, преимущественно к переводу, называемому Вульгатой, но, так как слово Божие должно быть доступно во все времена, Церковь с материнской заботой печется о том, чтобы надлежащие и точные переводы делались на разные языки, по преимуществу с подлинных текстов священных книг. Если они, при благоприятных условиях и с одобрения церковных властей, делаются в сотрудничестве даже с разъединенными с нами братьями, они могут быть в употреблении у всех христиан" (DV, 22) .

Где Лаван называет сложенный из камней памятник по-арам., в то время как Иаков дает ему евр. название. Трудно с точностью установить, насколько древним является А.Я. Олбрайт считает установленным, что этот язык произошел от одного из зап.-семит. диалектов, на котором говорили в сев.-зап. Месопотамии в начале II тысячел. до Р.Х. Очевидно, следы этого диалекта видны в посланиях из архива ⇒ Мари . По мнению Олбрайта, на этом диалекте говорили евр. патриархи до переселения в Палестину. Там они переняли местный ханаан. диалект. Но такое утверждение вызывает некоторые сомнения. Одна из древнейших надписей на А.Я., надпись Киламму, предположит. относится ко 2-й пол. IX в. до Р.Х. Она была найдена в Зинджирли вместе с более поздними надписями, вероятно, VIII в. до Р.Х. Наука располагает также надписью Закира, относящейся к нач. VIII в. до Р.Х. (⇒ Венадад , III). Др.-арам. язык этой надписи еще имеет много общего с ханаанским. Влияние ханаан., а также аккад. языков особенно велико в надписи Киламму, так что некоторые исследователи отказываются признавать, что этот текст написан на А.Я.

II. А.Я., ранее (на основании ) ошибочно считавшийся халдейским, получил широкое распространение () и в конечном итоге, вытеснив евр., стал разговорным, превратившись ко времени Иисуса в язык евр. народа. Письменный др.-евр. язык, на котором написана большая часть ВЗ, в качестве разговорного уже не употреблялся. Как у ассирийцев и вавилонян – аккад., а позднее в Римской империи – греч., так в Персидском царстве – арам. стал языком офиц. док-тов и межнац. общения (ср. также Книгу Ездры). Иудеи рассеяния, проживавшие в Египте, также говорили на А.Я. Это обнаруживается в иуд. док-тах на папирусе, относящихся к V и IV вв. до Р.Х., найденных в Элефантине (в Верхнем Египте). В период после вавил. плена евр. язык можно было слышать только в синагогах при чтении Писания. При этом переводчик излагал прочитанный текст в свободном переводе на А.Я. Поскольку такое изложение было слишком вольным, то впоследствии возникла необходимость письменного перевода. По-арам. его называли ⇒ таргум (­ «перевод»). Со временем А.Я. был вытеснен арабским.

III. А.Я., наряду с ханаан. и евр., принадлежит к сев.-зап. семит. языкам, и, в свою очередь, подразделяется на зап.– и вост.-арам. К памятникам письменности на зап.-арам. относятся:

1) др.-арам. надписи: надписи из Зинджирли вместе с надписями Киламму и Закира, набатейские надписи (I в. до – I в. по Р.Х.), надписи из Пальмиры (I в. до – III в. по Р.Х.), синайские надписи (I-IV вв. по Р.Х.);

2) библ. арам.: два слова в (см. I); ; – ; – ; ;

3) А.Я. иуд. папирусов и прочих док-тов из Египта (V и IV вв. до Р.Х.);

4) А.Я. иуд. таргумов (переводов), а также иерусалимского и палестинского Талмудов (II-V вв. по Р.Х.);

5) самарянский – язык перевода самарянского Пятикнижия (использовавшийся как сугубо лит. вплоть до средневековья, т.е. и после того как не стало носителей этого языка;

6) христ.-палест. А.Я. христиан-мелькитов, живших в Палестине (V-VIII вв. по Р.Х.);

7) новоарам., на котором говорят и поныне в небольшом округе в горах Антиливана.

IV. Вост.-арам. включает:

1) иуд.-арам. вавилонского Талмуда (IV-VI вв. по Р.Х.);

2) мандейский – язык язычников-гностиков из секты мандеев (с IV в. по Р.Х.);

3) сир. – письм. язык сир. церкви в сев. Сирии и в Месопотамии в III-XIV вв. Он произошел от диалекта Эдессы, самые древние надписи на котором относятся к I в. по Р.Х. Название «сирийский» объясняется тем, что христиане, говорившие на вост.-арам., называли себя сюрйайе . Это слово они заимствовали из греч., где сюрой – сокращение от ассюриой . Семит. название этого народа арамайе , аккад. ариме , они применяли только в значении «язычники»;

4) новоарам. диалекты в Месопотамии, на которых ныне говорят в Мосуле и Тур-Абдине, а также в Армении, где новосир. из Урмии также стал письм. языком.

Три языка, на которых была написана Библия это еврейский, арамейский и греческий. Если человек хочет быть прилежным исследователем Писаний, он захочет узнать больше о языках Библии, всегда памятуя, что Иегова избрал слова в качестве средства передачи особого откровения человечеству.

Еврейский

Еврейский язык Ветхого Завета принадлежит к семитской группе языков (называемой так современными учёными по имени Сима, старшего сына Ноя). Оба, еврейский и арамейский языки, принадлежат к северо-западной группе этих языков и используются в основном в Сирии, Леване и Израиле. Считается, что еврейский произошёл от ханаанского языка.

Ветхий Завет упоминает о своих языках двумя способами. Они называются «языком Ханаанским» () и «иудейским» (ср. ,; ; ). Еврейским языком он начал называться примерно со 130 г. до н.э. (во введении в апокрифической книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова). В Новом Завете он называется «еврейским» в ; ; .

Алфавит еврейского языка состоял из двадцати двух согласных, которые писали с права на лево, а первые еврейские письмена датируются как минимум 1500 г. до н.э. Большинство еврейских существительных, глаголов, прилагательных и наречий состоят всего из трёх согласных.

До середины первого тысячелетия нашей эры ветхозаветные тексты писались без гласных или диакритических знаков. Хотя в последствии гласные буквы были добавлены из-за того что люди переживали, что утратят способность произносить устаревавшие слова своего языка, который становился древним и тексты которого становились всё более непохожими на разговорный язык. Одним из хороших образцов еврейской письменности является надпись на Моавитском Камне и Календарь из Гезера.

В виду того факта, что первоначально еврейские письмена состояли исключительно из согласных, некоторые слова трудно определить с полной уверенностью. К примеру, в Бытие говорится: «Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, — и сделал ему разноцветную одежду» ().

В данном предложении содержится выражение кетонеф пассиим. Первое слово это явно «хитон» (или «одежда»), но второе – довольно редкое. Учёные предполагали, что оно означает «с длинными рукавами», «с многими вышивками», «из отборной шерсти» или «разноцветная». Но никто не может сказать наверняка.

Совокупность художественных приёмов еврейского языка в основном почерпнута из вещей и дел повседневной жизни. Он изобилует разнообразными фигурами речи – иносказаниями, сравнениями, метафорами и т.п. Как и остальные семитские языки, еврейский часто использует антропоморфные выражения (как например, «глаза Господа»). Любые попытки придать буквальное значение этим фигурам (как это делают мормоны, заявляя о том, что Бог является «человеком») приводят к ужасным заблуждениям.

Арамейский

Арамейский является родственным (фактически из одной группы семитских диалектов) языком еврейского. Самым древним образцом этого языка, помимо Библии, является статуя Мелькарта (девятый век до н.э.) на которой упоминается война между сирийским Бенададом и Израилем.

Хотя еврейский оставался «священным» языком иудеев, они, как и остальные на Ближнем востоке, стали использовать разговорный арамейский в повседневном общении, а после шестого века до н.э. и на письме. В первом веке нашей эры арамейский, того или иного диалекта, был доминирующим языком повседневного общения палестинских иудеев, при этом многие иудеи могли говорить на еврейском и греческом.

В Новом Завете ряд арамейских выражений транслитерированы на греческий (как например, «Талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань. (), или «Элои! Элои! ламма савахфани?» — что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (). В посланиях Нового Завета присутствует несколько арамейских слов, таких как авва () и маранафа ().

Некоторые небольшие части Ветхого Завета были написаны на арамейском (,,; ; ; ,,,,,; и два слова в ). Либеральные учёные отстаивали точку зрения о том, что арамейские фрагменты Библии относились к более поздним датам, следовательно, те книги Ветхого Завета, в которых содержится этот диалект (в основном книги Даниила и Ездры) были составлены намного позднее тех дат, которые им традиционно приписывалась.

Однако, на египетском острове Элефантина был обнаружен арамейский папирус, очень сходный с этими книгами, который датируется пятым веком до н.э. Таким образом, серьезные обвинения оказались совершенно беспочвенными.

Между прочим, следовало бы заметить, что существуют некоторые «заимствованные слова», которые, похоже, были взяты из других языков в соответствующие исторические периоды.

Термин «волхв» (хартом ) в , похоже, является египетским словом. Оно, вероятно, относится к определённым жрецам, которые изучали священные письмена и ритуалы в хамовых школах. Слово тиршафа (; ) — персидского происхождения, означающее что-то наподобие: «Его Превосходительство». Оно обозначает того человека, основной задачей которого являлось определение и взимание налогов (см. ; ).

Греческий

Греческий язык пережил несколько основных периодов трансформации. Новый Завет составлялся в период известный как Койне. Это был период общенародного или простого греческого языка.

На греческом языке свободно говорили во всём античном мире на протяжении от 330 г. до н.э. и по 330 г. н.э. Койне был обычным языком на улицах Рима, Александрии, Афин и Иерусалима. Когда римляне окончательно завоевали греков, греческое влияние распространилось на всю империю. Надпись на печати Августа, римского императора, была на греческом. Павел, когда писал святым в Риме, столицу римской империи, использовал греческий язык, а не латынь!

Г.Л. Арчер заметил:

Греческий язык был идеально приспособленной языковой средой для всемирного распространения Евангелия на территории всего Средиземноморья, Египта и Ближнего Востока. Будучи точным в выражениях, прекрасным на слух и обладающим большой силой риторики, он предоставил идеальное средство для провозглашения Божьего послания людям, преодолевая семитские препятствия и достигая всех языческих народов. Особое значение имеет то, что «полнота времён» и первый приход Христа произошли тогда, когда греческий язык открыл пути сообщения всем языческим народам на восток от Италии и Ливии на таком уровне, которого невозможно было бы достичь при многоязычии преобладавшем до того (1975 г. стр. 870).

В семнадцатом веке, некоторые авторитеты доказывали, что язык Нового Завета равнялся с греческим языком античного периода. Позднее, некоторые учёные доказывали, что греческий Нового Завета был особого рода, был, так сказать, «языком Святого Духа». Другие же утверждали, что это не так.

Адольф Дейссманн утверждал, что Новый Завет сформировался в среде «разговорного греческого языка», т.е. языка простого народа. Учёные, такие как А.Т. Робертсон поддерживали этот взгляд. Однако в последние годы выработался более взвешенный подход. Ныне признается, что условия для появления языка Нового Завета были созданы целым рядом факторов.

Литература античного периода сделала свой вклад. Свою роль сыграл и еврейский Ветхий Завет. Септуагинта (греческий перевод Ветхого Завета) оказала сильное влияние на Новый Завет (см. Арндт и Гингрич, 1967 г., xviii). Более того, многое можно узнать из обычных надписей первого века – сделанных на папирусах, глиняных черепках и других надписях (как на монетах и т.д.). Всё это проливает больше света на тексты Нового Завета.

В конечном счете, следует признать, что вдохновлённые писатели Нового Завета хоть и пользовались обычными словами того периода, но применяли их так возвышено как никогда до этого они не применялись в этом мире. Пользуясь словами Найджела Тёрнера, многие новозаветные слова «попавшие в словарный запас христиан приобрели более глубокий смысл и святость» (1981 г., Х).

Возьмем, к примеру, слово харис – благодать. Это старое греческое слово, происходящее от глагола хайро – радоваться. Греки использовали его по отношению к красоте, изящности физических форм, благосклонности, благодарности и т.п. Однако всякий, кто знаком с Новым Заветом, определённо знает, что богодухновенные писатели, взяв этот термин, придали ему особый оттенок. Кроме всего прочего он выражает великую любовь Бога, открывшуюся в Его искупительном замысле, не смотря на человеческую недостойность. Потому всякий желающий может обратиться (через подчинение божественному плану) и принять небесную благодать (см.

  • Turner, Nigel. 1981. Christian Words. Nashville, TN: Thomas Nelson.
  • Публикации по теме