Анализ сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Международный студенческий научный вестник

«Организация сетевого взаимодействия образовательных организаций муниципалитета»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №11» г. Бологое Тверской области Емельянова Надежда Анатольевна

Идея создания сети образовательных учреждений нашла своё отражение в приоритетном национальном проекте «Образование». Идея направлена на повышение качества образования на основе организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений, реализующих инновационные программы, с другими образовательными учреждениями района.

Несколько лет назад в Муниципальном Образовании «Бологовский район» была принята программа развития, одним из направлений этой Программы является совершенствование методической работы за счёт создания при базовых школах методических центров для улучшения качества образовательного процесса.

Таким образом, была пересмотрена структура методической работы, и она стала выглядеть так: базовые инновационные школы города объединили вокруг себя районные школы, образуя методические округа.

Понятие инновационная школа можно объяснить как школа, которая имеет свой собственный стиль образовательной деятельности. Представление о задачах инновационных школ в системе муниципального образования отражает основные концепции, выдвигаемые сегодня обществом: ориентация на образование как на средство достижения значимых для индивида целей, что предполагает возможность использовать образование в качестве гибкого инструмента для расширения и реализации жизненного потенциала. В этой связи главными критериями инновационной школы можно считать:

стабильный высококвалифицированный педагогический коллектив;

высокий уровень качества образования;

значительный воспитательный потенциал;

Значение появления подобных объединений для социально-педагогического окружения определяется прежде всего тем, что они становятся источником инновационного опыта для других образовательных учреждений, что расширяет возможности обеспечения качественного образования учащихся и формирования свободного выбора родителями и детьми дальнейшего образовательного и профессионального пути .

Наша школа на момент создания методических округов обладала хорошей материально-технической базой, спортивная база была укреплена за счет программы, которая позволила выиграть Президентский грант: это хорошо оснащенные спортивный, гимнастический и тренажерный залы. В школе есть информационный центр, имеющий самое современное оборудование, профильные кабинеты, также оснащенные современным оборудованием.

Работа методических округов строилась в соответствии с планом и была направлена на реализацию основных целей, сформулированных в программе развития образования МО «Бологовский район». Это прежде всего:

Объединение усилий педагогических коллективов и общественности для воспитания свободной конкурентоспособной личности, готовой к самореализации, способной противостоять глобальным проблемам человечества.

Понимая, что опыт, в том числе и инновационный, нельзя просто передать и что возможен лишь перенос оснований инновационной деятельности в рамках специально организованных пространств, перед инновационным образовательным сообществом сегодня встаёт задача обустройства этих пространств. Наиболее эффективным способом этого обустройства становится организация сетевого взаимодействия

Сетевое взаимодействие ОУ- это как раз тот способ взаимодействия, который позволяет расширить границы сельских школ и преодолеть «крепостное право школы» на ученика, родителя и педагога.

Поэтому приоритетными становятся следующие задачи:

1) реализация возможности выбирать индивидуальную образовательную траекторию на основе вариативности образовательных программ с учетом возможности сетевого взаимодействия и кооперации образовательных ресурсов территории;

2) создание для учащихся старшей ступени возможности выбирать профиль обучения, обеспеченный оборудованием и высококвалифицированными кадрами;

3) построение механизмов управления, обеспечивающих доступность качественного образования независимо от места жительства за счет развития и внедрения современных информационно-коммуникационных технологий обучения;

4) повышение доли школьников, обучающихся в школах, которые отвечают современным требованиям;

5) обеспечение общественного участия в принятии решений по развитию сети.

В нашем округе мы определили следующие направления взаимодействия:

1) деятельность, направленная на повышение уровня профессиональной компетентности педагогических коллективов школ;

2) деятельность, направленная на обеспечение профильного обучения;

3) работа с одаренными детьми и школьниками, обладающими высокой мотивацией к обучению;

4) инновационная и исследовательская деятельность;

7) деятельность по предоставлению услуг дополнительного образования и услуг учреждений социально - культурной сферы.

В Березайский методический округ вошли МБОУ «СОШ №11» Березайская МБОУ «СОШ №15», Лыкошинская школа-интернат, Бушевецкая начальная школа-сад, Корыхновская начальная школа-сад.

Уникальность каждой школы в сети сохраняется за счет того, что каждая школа предлагает свои способы реализации по всем направлениям, при этом находясь в пространстве общих целей и задач совместной деятельности.

Школа №11 г.Бологое- базовая школа, имеет информационный центр, спортивную базу.

Школа №15 п.Березайка - ведет туристско-краеведческую работу, является центром культурной жизни своего посёлка.

Лыкошинская школа-интернат- также занимается краеведческой работой. Сформирована система семейного воспитания и коллективного творчества учителей и учеников.

Бушевецкая школа-сад имеет опыт школы-сада, ведет активную работу с родителями, с социумом.

Корыхновская школа-сад – проводит работу с одарёнными детьми начальной школы. Является центром общественной жизни посёлка

Для реализации поставленных целей и задач проводились различные мероприятия для учителей и уч-ся, каждое из которых тщательно готовилось и было нацелено на создание ситуации успеха, многие мероприятия стали частью традиции, сформированной за годы совместной работы.

Для развития интеллектуальных способностей учащихся и познавательного интереса проводятся турниры эрудитов для уч-ся 5-7кл.

Отрадно отметить, что победителями и призёрами являются учащиеся не только МБОУ «СОШ №11», но и Лыкошинской школы-интерната и МБОУ «СОШ №15» (пос. Березайка)

Все призёры награждаются Почётными грамотами, а участники – дипломами.

Большое место в работе занимает совершенствование исследовательской деятельности учащихся. Проходят совместные заседания научных обществ, где, несмотря на серьёзное название, обстановка всегда довольно непринуждённая и ребята в свободном общении открывают для себя много нового и интересного. Кроме того обучающиеся школ нашего округа каждый год активно участвуют в научно-практической конференции «Шаги молодых в науку»

Стало хорошей традицией проводить научно- практическую конференцию и для учащихся начальной школы, которая по их предложению, получила название «Родник». Эта конференция помогает младшим школьникам приобрести уверенность в себе, способствует развитию интереса к исследовательской деятельности.

Важное место в межшкольных связях занимала и занимает подготовка к сдаче ЕГЭ и ГИА. С этой целью проводятся независимые мониторинги знаний уч-ся 11 и 9 классов по русскому языку, математике, обществознанию, физике и другим предметам. Учителя школ обменивались заданиями и результатами выполнения по электронной почте. Такой вид подготовки к экзаменам, по мнению учителей и уч-ся, очень полезен, т.к., кроме контроля знаний, он ещё способствовал укреплению психофизического состояния обучающихся. Кроме этого проводятся пробные экзамены для обучающихся школ округа, что помогает детям из сельских школ лучше адаптироваться к условиям проведения экзамена, к новой обстановке. В каникулярное время школьники посещают совместные консультации по подготовке к ЕГЭ, которые проводят лучшие специалисты школ округа.

Большая роль в работе методического округа была отведена обмену опытом среди педагогов школ округа по подготовке учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ, были проведены видеоконференции на темы «Подготовка к ГИА и ЕГЭ», где учителя представили свой опыт работы по подготовке к экзаменам по русскому языку и математике.

Учитывая, что в нашем округе две начальные школы, проводятся мониторинги по предметам для младших школьников, в том числе и в качестве организации промежуточного и итогового контроля.

Наиболее активно межшкольное взаимодействие осуществляется в работе творческой группы «Информационные средства обучения».

Сотрудники информационного центра «СОШ №11» проводили консультации для учителей и уч-ся по освоению новых компьютерных программ, созданию новых электронных каталогов и журналов, проводят интересные викторины.

Вопросы взаимодействия школ округа рассматриваются и на семинарах руководителей образовательных учреждений, например, в нашей школе проходил семинар по теме «Опыт взаимодействия школьных образовательных округов с городской инновационной школой», в котором приняли участие педагоги, учащиеся и руководители всех школ, входящих в Методический округ.

В рамках этого семинара были проведены мастер- классы:

1.«Обучение работе в программе « My Test » Матюнина С.В. учитель истории, высшая категория, финалист конкурса «Лучшие учителя России» Совместно с детьми из п.Березайка

2. Круглый стол. «Организация работы школьного пресс-центра» с участием детей из п.Бере зайка, ст.Лыкошино

3. Использование интерактивной доски на уроке биологии в 6 кл. Карпова Татьяна Петровна , учитель биологии МОУ «СОШ №15»с детьми из 11 школы

Вспоминая слова Президента о том, что «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития»,мы используем возможности взаимодействия при организации внеурочной деятельности..

1.Проводим совместную подготовку к турслёту детей 11 школы и 15 школы п.Березайка под руководством учителей школ.

2. Совместные турпоходы краеведческой направленности учащихся МБОУ «СОШ №11» и Лыкошинской школы-интерната

3. Проводим спортивные соревнования для обучающихся школ, в том числе «Весёлые старты» для уч-ся 1кл. МБОУ «СОШ №11» и воспитанников Бушевецкой школы-сада

4. Обмениваемся опытом по организации работы школьного музея, посещаем музеи школ округа, делимся информацией.

5. Проводим совместные вечера, литературные гостиные, конкурсы. Так в октябре 2012 года совместно с учащимися МБОУ «СОШ № 15» был проведен «Осенний бал» с интересными конкурсными мероприятиями и дискотекой. Также 29 ноября 2012 года была проведена видеоигра между учащимися МБОУ «СОШ № 15» и МБОУ «СОШ №11» на историческую тему.

Со времени создания методических округов прошло уже несколько лет, конечно, в связи с происходящими изменениями, не может не меняться и работа наших округов.

    Во-первых, школы района сейчас оснащены достаточно хорошо, что дает им возможность проводить многие мероприятия без технической поддержки базовой школы.

    Во-вторых, повысился уровень ИКТ- компетентности педагогов как базовой, так и сельских школ округа.

    В-третьих, активное использование интернет-ресурсов открывает перед школами огромные возможности для раскрытия потенциала детей и педагогов.

Казалось бы, что таким образом отпадет необходимость в такой структуре, как методический округ, но мы решили, что, наоборот, это поможет нам открыть новые способы взаимодействия и даже поможет решить некоторые трудности, тем более, что Закон об образовании в статье 15 только закрепляет значимость такого объединения, как сетевое взаимодействие

Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ

1. Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность ……

Главная трудность для наших школ –это плохая транспортная доступность и большие расстояния, которые разделяют нас.

Вот мы и решили использовать для реализации наших планов режим видеосвязи.

За последний год были проведены видеоконференции на темы:

« Активные методы обучения»

«Проектно-исследовательская деятельность обучающихся»

«Реализация современных педагогических технологий при переходе на ФГОС»

«Аттестация 2012-2013 гг.»,

Кроме того, для учителей округа были проведены семинары-практикумы:

«Требования к современному уроку в связи с введением ФГОС»

«Требования к рабочим программам в связи с введением ФГОС».

работы.

Отмечая в целом роль межшкольного взаимодействия как позитивную, следует отметить и некоторые недостатки в работе, главным из которых мы считаем плохую видеосвязь между школами, объясняемую низкой скоростью интернета в МБОУ «СОШ №15» п. Березайка.

Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться.

Сетевой принцип организации работы школ способствует повышению положительной мотивации у всех участников образовательного процесса к учебной и педагогической деятельности, что как следствие приводит к росту качества обучения и обеспечивает доступность качественного образования сельским школьникам.

Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.

МКОУ «Гончаровская средняя общеобразовательная школа»

Суджанского района Курской области

Актуальные вопросы

реализации ФГОС в условиях

сетевого взаимодействия

(доклад на конференции 28.08.14г.)

Докладчик Шелудченко А.В.

2013 – 2014 учебный год

Сетевое взаимодействие в области образования сегодня выступает в качестве инновационной технологии, позволяющей образовательным учреждениям динамично развиваться и соответст­вовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Организация сетевого взаимодействия отвечает этой тенденции и способствует реализации основного принципа современного образования.

Введение в школы Российской Федерации профильного обучения (слайд №2) - это попытка признать, что дети наши разные, с разными интересами, способностями, талантами, а профильная школа - это способ дифференциации обучения .

Модернизация системы образования способствует перестройке деятельности образовательных учреждений. (слайд №3) Введение на старшей ступени общего образования двухуровневого Федерального компонента государственного образовательного стандарта (базовый и профильный) и нового Базисного учебного плана приводит к возникновению разнообразных моделей организации профильного обучения. (слайд №4) Образовательными учреждениями района были сформированы профильные классы, предлагающие обучающимся единый учебный план того или иного профиля. Выпускники этих классов показали достаточно высокие результаты на ЕГЭ. Но для небольших школ, где 10-е классы малочисленны, набор в профильные классы вызывает трудности.

Кроме того, введение профильного обучения предполагает(слайд №5) соответствующее кадровое обеспечение, специальные учебные кабинеты и технические средства обучения. И не всегда необходимые условия могут быть созданы в пределах одной школы. Верным путём достижения указанных целей является организация сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями.

(слайд №6) Сетевое взаимодействие школ представляет собой их совместную деятельность, обеспечивающую обучающемуся возможность осваивать образовательную программу определенного уровня с использованием ресурсов нескольких школ. Сетевое взаимодействие в Суджанском районе (слайд №7) осуществляется на базе трёх школ: МКОУ «Гончаровская СОШ», МКОУ «Суджанская СОШ №1» и МКОУ «Суджанская СОШ №2». В этом году элективные курсы в данных учебных заведениях посетили около 120 обучающиеся школ района. Организационной работой в сети образовательных учреждений занимается координационный совет, в состав которого входят представители Управления образования и администрация школ.

Сетевая организация профильного обучения строится на следующих принципах: (слайд №8)

    удовлетворения запросов и потребностей учащихся;

    добровольности;

    открытости;

    взаимодействия;

    объединения и доступности образовательных ресурсов;

    практической направленности и целесообразности;

    роста уровня результатов выпускников;

    усиления социальной роли школ;

    формирования ключевых компетенций старшеклассников;

    роста профессиональной компетентности и мастерства учителей;

(слайд №9) В условиях сетевого обучения старшеклассники, поставленные в ситуацию выбора индивидуального образовательного маршрута, должны принять решение, которое в будущем обеспечит успешное продолжение образования.

Сегодня социальная ситуация диктует необходимость в организации сетевого взаимодействия, диалога между образовательными учреждениями.

Ситуация также усугубляется вследствие демографического спада, ведущего к сокращению контингента учащихся. К тому же выбор профиля, к сожалению, у отдельных учащихся случаен. (слайд №10)

В связи с тем, что образовательная деятельность в рамках сетевого взаимодействия выходит за пределы отдельно взятой школы, меняется и традиционный характер организации образовательного процесса. (слайд №11)

Анализируя ученические предпочтения на предмет возможности реализации данного социального заказа в школе определяется набор предметов конкретного профиля. Таким образом, с ама жизнь, её социальные, экономические, информационные стороны диктуют необходимость появления сетевого взаимодействия . Идея создания сети образовательных учреждений нашла своё отражение в приоритетном национальном проекте «Образование».

Какой же эффект (слайд № 12) мы ждем от сетевого взаимодействия? Ответ таков: создание условий для осознанного выбора направления дальнейшего обучения и повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Реализация возможности выбирать индивидуальную образовательную траекторию (слайд №13) на основе вариативности образовательных программ с учётом возможности сетевого взаимодействия и кооперации образовательных ресурсов территории называется ВАРИАТИВНОСТЬЮ ОБРАЗОВАНИЯ .

Инновационно - активная (слайд №14) школа - это школа, которая имеет свой собственный стиль образовательной деятельности. Главными критериями инновационно - активной школы можно считать:

стабильный высококвалифицированный пед. коллектив;

высокий уровень качества образования;

значительный воспитательный потенциал;

корпоративный дух педагогического коллектива;

Таким образом, сегодня инновационно - активная школа - это: (слайд №15)

школа новых воспитательных и образовательных технологий, сочетающая новаторские программы и лучшие достижения отечественной педагогики на базе государственных образовательных стандартов нового поколения ;

школа, которая развивается вместе с российским государством;

школа, где интересно учиться школьникам и работать творческим педагогам;

это стартовая площадка для конкурентоспособной и творческой личности;

школа, где успешным становится каждый ученик;

школа, которая воспитывает самостоятельную и ответственную личность и готовит выпускников к активной жизни;

школа, формирующая гражданское и национально-культурное сознание личности;

школа, активно использующая информационные технологии в обучении и воспитании личности.

Использование индивидуального учебного плана при профильном обучении позволяет реализовывать различные образовательные потребности обучающихся.

Под индивидуальным учебным планом (ИУП) (слайд №16) понимается совокупность учебных предметов отдельно взятого ученика.

Выбор конкретной модели организации профильного обучения определяется прежде всего ресурсами, которыми располагает школа и её партнеры, муниципальная система образования в целом. (слайд №17)

При составлении ИУП следует обратить внимание на то, что имеет место ситуация выбора, при которой изменить набор предметов можно только при получении соответствующих оценок при промежуточной аттестации. (слайд №18)

В последние десятилетия изменились приоритетные ценности образования: школа начинает переориентироваться на формирование ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско - правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. А для достижения этой цели необходимы развитие познавательной активности, самостоятельности учеников, отслеживание динамики развития их познавательных интересов.

То есть у каждого школьника должны быть сформированы « Ресурсы успеха ученика» (слайд №19) :

«знаю» - объём и качество знаний;

«умею» - предметные и общеучебные навыки;

«могу» - психофизиологические механизмы, обеспечивающие познавательные процессы; и самый важный ресурс - «хочу».

И когда у каждого из наших учеников в большей или меньшей степени будут эти ресурсы, то высказывание знаменитого мыслителя Сенеки (слайд №20): «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» будет адресовано не им.

А всем нам, педагогам 21 века, века инноваций и технологий, учителям третьего тысячелетия, (слайд №21) нельзя забывать простую истину «Когда дует ветер перемен, ставь не стены, а паруса».

Не бойтесь перемен, эти новшества в области образования принесут нашим детям только пользу. Три базовые школы муниципального образовательного округа предлагают старшеклассникам района 6 предметных элективных курсов, которые ведут высококвалифицированные педагоги. (слайд №22)

Результаты от этих занятий уже есть: во-первых, школьники получают прочные знания и теряют страх перед ГИА; во-вторых, становятся призёрами и победителями предметных олимпиад; в-третьих, дети из малокомплектных сельских школ, общаясь со сверстниками, перестают теряться в аудитории;

в-четвёртых, запись в аттестате об освоении программы того или иного элективного курса даёт дополнительные бонусы при поступлении в вуз. И самое важное – удовлетворенность собственными достижениями приводит к повышению самооценки, то есть школьник становится успешным человеком. А минусов в сетевом взаимодействии нет…

Опыт организации внеурочной деятельности школьников в рамках сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования

1слайд

В федеральном государственном образовательном стандарте – документе, регламентирующем российское образование, чётко обозначены основные приоритеты, достижение которых обеспечивает формирование активного, профессионально, социально и нравственно-ориентированного члена общества. Переход к развивающему обучению призван обеспечить способность человека соответствовать качественно меняющемуся сегодня на завтра. Ценность знаний рассматривается в контексте приобретения универсальных учебных умений, накопления значимого опыта учебной деятельности, развития способности обучающихся привносить качественные изменения в своё личное развитие.

В связи с этим одним из ключевых организационных вопросов становится создание условий и соответствующей образовательной среды, которая определяется конкретными задачами и проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются. Одним из важнейших принципов создания эффективной образовательной среды является принцип целостного изучения, который обеспечивает изучение жизни не по отдельным научным рубрикам, а по вопросам, имеющим отношение к той или иной сфере человеческой жизнедеятельности.

2 слайд

Большая роль здесь отводится организации различных видов внеурочной деятельности, в том числе через взаимодействие образовательных учреждений общего и дополнительного образования . Объединение ресурсов этих учреждений создаёт образовательную систему с уникальными возможностями в решении вопросов воспитания, в формировании универсальных компетенций, метапредметных знаний и в достижении личностных результатов обучающихся.

Это процесс получения детьми образования, максимально сообразного их запросам и возможностям. Свобода выбора, опора на личные интересы и мотивы обучающихся является не только условием, но и важным фактором результативности внеурочной деятельности.

3 и 4 слайды

5 слайд

За 15 лет сотрудничества у нашего ОУ и центра ЛИК сложились устойчивые партнёрские связи, традиции и способы взаимодействия. Из своего опыта работы, как классного руководителя, могу сказать, что ребята, с которыми мы начали сотрудничество с центром ЛИК, сегодня готовятся к выпускным экзаменам. Значит, уже 11 лет продолжаются наши партнёрские связи.

6 слайд

Стоит отметить, что взаимодействие между нашими учреждениями качественно изменяется год от года. Вначале – это был отклик на проведение совместных праздников, спортивных мероприятий, социальных проектов в рамках группы продлённого дня. Сегодня мы говорим о социальном партнёрстве в рамках внеурочной деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

7 слайд

Накоплен огромный опыт не только образовательной деятельности, но и организации разнообразных мероприятий для школьников. Фестивали, конкурсы, концерты, КВН, общественные акции, культурно-познавательные программы, традиционные массовые праздники и гулянья – это далеко не весь спектр организуемых форм внеурочной деятельности. Существенным является и то, что с каждым годом взаимодействие между нашими образовательными учреждениями становится всё более системным.

8 слайд

Технология партнёрского взаимодействия центра эстетического воспитания «ЛИК» и общеобразовательного учреждения включает несколько этапов:

    Создание нормативно – правовой основы.

Это заключение «Договора о сотрудничестве» центра ЛИК и ОУ. Перспективы деятельности учитываются в программах развития учреждений. Реализация работы осуществляется на основе совместного планирования на следующий учебный год в апреле – мае. Мероприятия отражаются со стороны ОУ – в плане воспитательной работы, планах классных руководителей. Выбор направлений внеурочной деятельности согласовывается с родителями обучающихся через заявления на родительском собрании в конце учебного года и вначале учебного года с родителями первоклассников. Со стороны учреждения дополнительного образования – в плане отдела организационно-массовой работы. Совместная деятельность отвечает образовательным требованиям всех сторон социального партнёрства.

    Согласование приоритетных задач.

Это постановка конкретных задач, стоящих перед образовательным учреждением, прежде всего в области гражданско-патриотического, духовно-нравственного, эстетического воспитания, углублённого изучения окружающего мира, проблем социального и личностного становления обучающихся. Цели внеурочной деятельности согласовываются с целями ОУ.

    Согласование содержания.

Это создание таких форм внеурочной деятельности, которые не являются формальными внеклассными мероприятиями. Мероприятия организуются как события, в которых осуществляется непосредственное взаимодействие с объектами культуры, искусства, истории, взаимодействие с обучающимися других классов и школ. Это позволяет детям приобретать не только жизненные знания, но и опыт общения. Таких проектов реализовано несколько. Опыт их реализации был представлен в прошлом учебном году на городском семинаре «Сетевое взаимодействие в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики». Подробнее об этих проектах расскажет представитель центра ЛИК.

    Оценка ресурсов ОУ и центра ЛИК

Ресурсы являются важным аспектом эффективной работы. Безусловно, центр «ЛИК» обладает большими возможностями в организации образовательной, культурно-познавательной и досуговой деятельности детей и подростков. Профессиональные кадры (педагоги, организаторы, методисты); оборудованные помещения; организационные, информационные и материально-технические ресурсы (в том числе коллекция костюмов, атрибуты и т.п.) – всё это позволяет проводить работу на качественно высоком уровне.

9 слайд

Все начальные классы нашей школы охвачены данным видом внеурочной деятельности. Занимаются внеурочной деятельностью 286 учеников начальной школы. Первоклассники посещают центр «ЛИК» два раза в неделю, остальные классы – один раз. Каждая учебная группа делится на подгруппы, с которыми работают педагоги центра «ЛИК» по своим направлениям. Малая наполняемость подгрупп – 10-13 человек, позволяет охватить вниманием каждого ребёнка. Затем подгруппы меняются, соответственно каждый ребёнок посещает за один приход в центр эстетического воспитания два занятия внеурочной деятельности. Также проводятся и совместные мероприятия: спортивные праздники, конкурсы, выступления театральной студии и т. д., когда ребят могут объединять по классам или параллелям, а то и всю начальную школу. Хочется сказать об особом эмоциональном микроклимате, праздничной атмосфере, о том с каким теплом и радушием встречают нас в центре «ЛИК». Ребята с удовольствием идут на занятия, зная, что их ждут. Педагоги центра творчески подходят даже к встрече, используя сюрпризные, театрализованные, игровые моменты. Думаю, что ни у одного ребёнка не возникает ощущения, что ему здесь не рады. Дети готовы творить, созидать и общаться.

10 слайд

Условия взаимодействия образовательных учреждений зависят от вида и направления внеурочной деятельности.

В текущем учебном году – это следующие направления внеурочной деятельности:

11 слайд

У 1 классов (96 человек): «Тропинки жизни», «Волшебные ручки»,

12 слайд

фитнес, «С чего начинается Родина», « Сувенирная мастерская»;

13 слайд

У 2 классов (62 человека): «Легоконструирование» и «Игротека»;

14 слайд

У 3и 4 классов (128 человек): «Легоконструирование» и «Сценические игры».

15 слайд

Мониторинг результативности проводимой работы является не только аспектом взаимодействия, но прежде всего компонентом качества. Чётко определить воспитательный результат конкретного мероприятия достаточно сложно, но показательным является степень эмоционального включения, сопричастности школьников происходящему событию. Отчётность работы кружков, студий представлена в виде различных выставок, сценических постановок и даже целых спектаклей, на которые обязательно приглашаются зрители: дети, родители, учителя.

Используемые методы и формы мониторинга – наблюдение, мини-опрос, книга отзывов, организация рефлексии, анализ проявления детской инициативы позволяют формировать представление о степени воспитательного воздействия и эффективности совместно организуемой внеурочной деятельности.

16 слайд

В заключение хочется сказать, что слаженная работа администрации, классных руководителей, методистов, педагогов-организаторов даёт возможность детям проявлять свои способности, пробовать свои силы в самых разных областях. Социальное партнёрство учреждений общего и дополнительного образования создаёт условия для формирования навыков участия школьников в различных формах деятельности, приобретения ими эмоционального, духовного и социального опыта, что является необходимой основой становления гармоничной и нравственной личности, достойного гражданина и члена общества.

  • Конакова Екатерина Андреевна , бакалавр, учитель
  • Прямобалкинская основная школа, Дубовский район, Волгоградская область
  • СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОУ
  • КЛАССИФИКАЦИЯ
  • МЕХАНИЗМ

В статье впервые выявляется уровень сформированности сетевого взаимодействия ОУ, выявляются причины низкой степени их развитости; вводится понятие механизмов формирования сетевого взаимодействия ОУ, предлагается их классификация.

  • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива
  • Значение курсового проектирования по механике при изучении дисциплины
  • Значение курсового проектирования при изучении дисциплины «Материаловедение и технология материалов»

Смена образовательной парадигмы поспособствовало развитию новейшей модели образования, главными принципами которой стали утверждения о том, что образование обязано быть фактором развития человеческого капитала ; инвестиционной сферой, оказывающей существенное воздействие на социально-экономическое формирование государства; механизмом обеспечения международного позиционирования России; условием социальной стабильности и социально-культурной единства государства; системой, обеспечивающей интеграцию науки и практики.

Особую роль в развитии целостной картины мира ученика обретает в старшем школьном возрасте. Перед старшеклассником возникает вопрос ответственного выбора будущей специальности, решение которой потребует умений самостоятельного получения данных из максимально большего числа источников, анализировать ее, прогнозировать, принимать решения, нести ответственность за свой выбор.

К сожалению, старания общеобразовательных школ в настоящий период мало результативны для создания условий для развития у школьников конкретных жизненных ориентиров на базе приобретенных знаний метапредметного характера, формирования социокультурного навыка молодого человека.

Сетевая организация совместной деятельности сегодня рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в любой сфере, в том числе образовательной.

Под системой непрерывного профессионального образования подразумевается совокупность образовательных программ и учреждений, направленных на удовлетворение познавательных потребностей личности и формирование условий для реальной профессиональной, творческой самореализации в регулярно изменяющихся обстоятельствах.

К перечню признаков непрерывного образования, существенных для анализа и проектирования путей развития образовательной практики, можно отнести следующие:

  • охват образованием всей жизни человека;
  • связь общего и профессионального образования;
  • открытость, гибкость системы образования;
  • разнообразие содержания, средств и методик, времени и места обучения, возможность свободного их выбора;
  • равноправная оценка и признание образования не по способам его получения, а по фактическому результату.

Модели сетевого взаимодействия:

Горизонтальная - между образовательными учреждениями одного уровня;
Вертикальная - школа - колледж - ВУЗ;
Смешанная - реализация совместных программ учреждениями разного уровня;
Совместные сервисы, библиотеки, центры коллективного доступа, информационные порталы, единая база данных;
Поддерживающая инфраструктура - базовые кафедры, ресурсные центры, технопарки, инкубатора.

Региональный образовательный округ - это автономная система образовательных учреждений разного уровня, функционирующих на территории, объединяющих ряд географически близко расположенных муниципальных районов.

Министерство образования и науки РФ - Министерство образования, науки и молодежной политики Волгоградской области;

Структура регионального образовательного округа:

  • Базовый центр ВГСПУ;
  • Ресурсный центр на базе педагогического колледжа;
  • Образовательные учреждения всех уровней;
  • Управление образования районов.

Согласно анализам экспертов (А. И. Адамский , И. М. Реморенко, В. В. Третьяков и др.) созданными основными органами правительства стратегии модернизации образовательных систем были приемлемы для 30 % всех образовательных учреждений РФ, расположенных в большей степени в основных, с высокой плотностью населения, с хорошо сформированной инфраструктурой регионах. Приблизительно 70 % сельских муниципальных систем России требуют вариативных моделей комплексных изменений.

Исследование трудов Л.В.Байбородовой , В.Г.Бочаровой , М. В. Груздева , М.П.Гурьяновой , А. М. Цирульникова и др. дали возможность раскрыть характерные черты сельских местных образовательных сетей, которые обусловлены социально-демографической особенностью (небольшой заселенностью, большими расстояниями среди поселениями, низкой развитостью социальной инфраструктуры) и объединены с малой концентрацией образовательных учреждений, их малочисленностью, малокомплектностью, отдаленностью, невысоким уровнем ресурсного обеспечения, безальтернативностью в предоставлении образовательных услуг и несоответствующим условиям формирующейся инновационной экономике уровнем их свойства и эффективности. Данное никак не позволило в абсолютном размере найти решение комплекс задач, связанных с оптимизацией значительных расходов на
обучение детей в сельских школах посредством внедрения в полном объеме нормативно-подушевого финансирования; исследование определеных нынешним условиям основных и дополнительных образовательных программ, новейших форм и
механизмов их осуществлении; развитие педагогических моделей и условий формирования отдельных образовательных учреждений, в том числе малочисленных (МЧШ), малокомплектных (МКШ), отдаленных (ОСШ), которые в целом по Волгоградской области составляли от 30 до 80 % всех сельских школ (в зависимости от региона).

В рамках концепции сетевого взаимодействия ОУ представлены механизмы формирования сетевого взаимодействия ОУ как целостную совокупность принципов, методов и процедур, реализация которых осуществляется путем использования личностных и социальных коммуникаций, позволяет эффективно гармонизировать конкретный педагогический процесс или определенную образовательную систему.

Сетевые механизмы управления осуществляют следующие функции:

в рамках организационно-педагогической функции - рассматривают проблемы управления, формируют требования с целью целеполагания развития образовательной сети;
хозяйственной (управленческой) - сформировывают основные требования функционирования сети, реализующиеся через взаимодействие, материально-техническое обеспечение, решение трудностей стимулирования;
кадровой - решают профессиональные проблемы, составляют структуру управляющих и экспертов, сетевые органы управления;
технологической - гарантируют реализацию образовательного процесса;
организационной - обеспечивают реальную регламентирующую систему действий обучения и воспитания;
стимулирующей - устанавливают разработку и применение функционирующих стимулов, способных обеспечить активность участников сети;
инновационной - улучшают все без исключения компоненты образовательной сети, как за счет внутренних резервов, так и за счет внедрения достижений передового опыта и науки, внедрения социально-экономических нововведений.

Механизмы создания образовательного пространства:

  • Первый механизм - организация взаимодействия учреждений образования с организациями культуры, спорта, молодежной политики, институтов гражданского общества, бизнес-сообществ;
  • Второй механизм - создание и реализация системы взаимосвязанных педагогических событий;
  • Третий механизм - построение образовательного пространства как совокупности образовательных программ, удовлетворяющих образовательные запросы обучающихся;
  • Нельзя забывать, что образовательное пространство развития ребенка - это пространство детства .

Классификация механизмов формирования сетевого взаимодействия ОУ позволяет выявить три, фактически параллельно, используемых взаимообусловленных механизма:

1. Механизм формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений (реального и виртуального) имеется комплекс принципов, методов, процедур социальных коммуникаций, нацеленных на формирование и оптимальное функционирование, развитие сетей ОУ в целях реализации сетевых образовательных услуг.

Создание линий формирования образовательных сетей сельских муниципальных образовательных систем может происходить согласно следующей блок-схеме в виде взаимосвязанных этапов: переход в инновационный режим развития ОУ в рамках развития современных педагогических моделей учреждения и обнаружение (стихийное или осознанное) потребности сетевого взаимодействия со стороны всех субъектов образовательного процесса - постановка задачи создания педагогических ассоциаций разного вида - разработка модели образовательных сетей - организационное, экономическое и законное формирование образовательных сетей - развитие и поддержка системы мотивации участников сетевого взаимодействия - диагностика результативности работы образовательных сетей.

2. Механизм создания систем управления сетевым взаимодействием как метод общественной коммуникации для организационного оформления административных структур сети учреждений и организаций, возможно показать в виде последующего метода: выявление модели сетевого взаимодействия и диагностирование степени готовности ОУ, входящих в сети, к соответствующей модели управления; установление трудностей, стоящих перед сетями и установка проблемы разработки модели управления; моделирование органов управления сети; формирование управленческо-педагогических команд ОУ (сети, узлов и др.), правовое оформление органов управления; установление перечня возможностей школьных или сетевых управленческо-педагогических команд (УПК); создание системы мотивации для их участников и субъектов сетевого взаимодействия; выявление результатов командообразования и результативности работы сетевого взаимодействия.

3. Механизм коммуникации школ при реализации образовательного процесса (очного или дистанционного) есть способ организации социальных коммуникаций реализации сетевых образовательных услуг. Коммуникационная деятельность включает множество участников сети ОУ, в связи с чем, она формирует общественные отношения, полюсами которых являются сотрудничество и конфликт, соответственно, сам механизм коммуникации ОУ направлен на формирование условий для совместной деятельности по реализации сетевых образовательных услуг.

Таким образом, в нашем случае коммуникация школ в рамках традиционной коммуникации является сопровождающей, одним из механизмов формирования сетевого взаимодействия сельских образовательных учреждений. Можно констатировать, что механизмы формирования сетевого взаимодействия ОУ есть целостная совокупность принципов, методов, способов и процедур
личностных и социальных коммуникаций, позволяющих эффективно гармонизировать конкретный педагогический процесс или определенную образовательную систему в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений. В настоящее время можно выделить следующие механизмы: формирования сети образовательных учреждений, коммуникации школ, создания систем управления сетевым взаимодействием.

Список литературы

  1. Адамский, А. И. Модель сетевого взаимодействия [Текст] : [В сети Федер. эксперим. площадок] / А. И. Адамский // Упр. шк. : Еженед. прилл. к газ. «Первое сентября». – 2002. – № 4 (00.01). – С. 23–24.
  2. Третьяков, П. И. Практика управления современной школой: (опыт пед. менеджмента) [Текст] / П. И. Третьяков; Юго-Вост. окр. упр. Моск. департамента образования; Науч.-метод. центр; Моск. гос. пед. ун-т им. В. И. Ленина. – М. : Педагогический поиск, Б. г. (1994). – 200, с. : илл.
  3. Байбородова, Л. В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся [Текст] : дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Байбородова Людмила Васильевна. – Ярославль, 1994. – 431 с.
  4. Бочарова, В. Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника [Текст] : автореф. дис. … д-ра пед. наук / В. Г. Бочарова. – М. : Моск. пед. ун-т, 1991.
  5. Груздев, М. В. Формирование образовательного пространства сельских территорий [Текст] : дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / М. В. Груздев. – Ярославль, 2004.
  6. Гурьянова, М. П. Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений села [Текст] : метод. рекомендации / М. П. Гурьянова, В. Б. Орлов; Рос. акад. образования, Ин-т пед. соц. работы, Комплекс. прогр. «Систем. модернизация образования как фактор соц. развития села». – 2-е изд., доп. – М. : ИПСР РАО, 2003. – 191 с.
  7. Цирульников, А. М. Социокультурные основания развития системы образования. Метод социокультурной ситуации [Текст] / А. М. Цирульников. // Вопросы образования: ежекв. науч.-образоват. журн. ; Гос. ун-т – Высш. шк. экономики. – М. : ГУ-ВШЭ, 2004 – С. 40–65.

В данной программе мы описали эффективные модели и механизмы взаимодействия дополнительного и общего образования по огранизации внеурочной деятельности обучающихся в рамках введения ФГОС. Программа основывается на реализаии основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

структурное подразделение дополнительного образования детей

«Вдохновение» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 11

города Кинеля городского округа Кинель Самарской области

Программа

«Механизмы и модели взаимодействия структурного подразделения дополнительного образования детей «Вдохновение» ГБОУ СОШ №11

г. Кинеля и учреждений общего образования по организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС».

2013г.

1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

о структурном подразделении дополнительного образования детей «Вдохновение» ГБОУ СОШ №11 г. Кинеля

Пояснительная записка

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства. При организации дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях следует опираться на следующие приоритетные принципы: 1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. 2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка. 3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка. 4. Единство обучения, воспитания, развития. 5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Развитие дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях предполагает решение следующих задач:

Изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей;

Определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения;

Формирование условий для создания единого образовательного пространства;

Расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;

Создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возрастам

Создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;

Обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.

В условиях общеобразовательного учреждения дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути.

Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.

В школе появилась возможность выстроить целостное образовательное пространство.

Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.

Другая важная особенность дополнительного образования детей – его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. Дополнительное образование детей предполагает расширение воспитательного «поля» школы, т.к. включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.

Дополнительное образование детей создает «ситуацию успеха» (Выготский), помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно и в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом. Опыт лучших школ показывает, что педагогам дополнительного образования, как правило, удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как «троечника» или «трудного».

Особое значение имеет дополнительное образование детей для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

Программа основывается на реализации основных положений о внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Направление деятельности

Эффективные модели и механизмы взаимодействия структурного подразделения дополнительного образования детей и учреждений основного образования в рамках реализации ФГОС нового поколения на всех уровнях образования.

Основная идея программы:

Сохранение единого образовательного пространства в сфере образования, культуры, спорта, молодежной политики; приобретение обучающимися комплекса личностных, социальных и профессиональных компетентностей, обеспечивающих его самоопределение, социализацию и профессионализацию.

Обоснование возможности реализации программы

Интеграция учреждений основного и дополнительного образования как тенденция развития современной системы образования нашла отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в положениях (ст. 19.3), регламентирующих порядок организации внеурочной деятельности: « При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей ».

Таким образом, на сегодняшний день можно считать нормативно закрепленной необходимость формирования новой системы отношений между учреждениями дополнительного образования детей и общеобразовательными учреждениями.

Опыт обновления системы этих отношений уже накоплен во многих регионах России. В практике деятельности образовательных учреждений начинают складываться различные формы совместного использования несколькими юридическими лицами материальных, учебных, кадровых и иных ресурсов. Это обеспечивает для обучающегося более широкий спектр возможностей самостоятельного и ответственного выбора необходимых ему учебных курсов и образовательных программ вне зависимости от ведомственной принадлежности образовательных учреждений, реализующих указанные программы.

Структурное подразделение дополнительного образования «Вдохновение» ГБОУ СОШ №11 г. – является центром дополнительного образования и организации содержательного досуга детей.

Направленности деятельности СП ДОД органично сочетаются с направлениями развития личности ребенка, определенными ФГОС.

Согласно ФГОС в примерных учебных планах внеурочной деятельности в начальной школе выделяется 10 часов в неделю, в средней школе (5 класс) – 6 часов в неделю и при этом определены её 6 направлений. При таком подходе ОУ сложно в полной мере самостоятельно обеспечить организацию образовательного процесса и отбор содержания курсов по заданным направлениям внеурочной деятельности. Стратегически грамотным решением руководителей ОУ будет построение сетевого взаимодействия со структурными подразделениями дополнительного образования детей. Это позволит не только сохранить систему дополнительного образования детей, но и придать ей новый импульс для поступательного развития. Таким образом, образовательные учреждения и структурные подразделения дополнительного образования детей города могут составить целостную разноуровневую систему, индивидуализирующую образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства.

При этом дополнительное образование может дать школе:

Возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты;

Специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности;

Материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности;

Уникальные педагогические технологии развития творческих способностей ребенка.

Программы дополнительного образования детей:

  • углубляют и расширяют знания учащихся по основным и факультативным предметам;
  • делают школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся;
  • стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников;
  • повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов.

Обоснование значимости реализации программы для развития системы образования в Кинельском образовательном округе:

Образовательное взаимодействие структурного подразделения дополнительного образования детей и общеобразовательных учреждений обусловлено общими целями и задачами образования, общественными запросами и определяется стратегией образовательной политики, сформулированной в ФГОС. Интеграция в образовании позволяет заинтересованным сторонам действовать совместно для достижения конкретных результатов и удовлетворять разнообразные интересы и потребности детей, родителей, общества и государства, дополнять друг друга в рамках партнерского объединения.

Условия успешного взаимодействия структурного подразделения дополнительного образования детей и учреждений общего образования по организации внеурочной деятельности:

Разработка нормативно-правовой базы взаимодействия СП ДОД и ОУ;

  • изучение социального заказа образовательных учреждений, учащихся и их родителей на определенные направления внеурочной деятельности (на дополнительные образовательные услуги в рамках внеурочной деятельности);
  • разработка и внедрение программ внеурочной деятельности по основным направлениям;
  • создание единой базы занятости детей в дополнительном образовании (совместно с образовательными учреждениями);
  • организация научно-методического сопровождения внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС;
  • мониторинг организации внеурочной деятельности на основе внедрения модели включения во внеурочную деятельность и фиксации достижений обучающихся.

Цель:

Разработка и апробация механизмов и моделей взаимодействия структурного подразделения дополнительного образования детей и учреждений общего образования по организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС.

Задачи:

  • разработать нормативно-правовую базу взаимодействия структурного подразделения дополнительного образования детей и учреждений общего образования;
  • разработать механизмы и модели взаимодействия структурного подразделения дополнительного образования детей и учреждений общего образования;
  • организовать научно-методическое сопровождение внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС;
  • конкретизировать организационно-педагогические условия интеграции общего и дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности, определенной ФГОС;
  • разработать программно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей в рамках ФГОС;
  • разработать эффективную систему мониторинга проекта.

Объем и источники финансирования реализации программы

Способы финансирования зависят от реализуемой модели организации внеурочной деятельности. Организация внеурочной деятельности может осуществляться как за счет ресурсов самого общеобразовательного учреждения, так и за счет интеграции ресурсов общеобразовательного учреждения и структурного подразделения дополнительного образования детей.

Предполагаемые результаты реализации программы

На окружном уровне :

  • организация и проведение научно-практических конференций, педагогических чтений, семинаров по проблемам организации внеурочной деятельности;
  • распространение инновационного педагогического опыта в области интеграции.

На уровне образовательного учреждения :

  • создание модели взаимодействия структурного подразделения дополнительного образования детей и учреждений общего образования по организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС;
  • координация взаимодействия учреждений общего образования, структурного подразделения дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности и учет внеучебных достижений обучающихся
  • разработка и апробация образовательных программ дополнительного образования по конкретным направлениям внеурочной деятельности;
  • обобщение передового педагогического опыта по теме.

На уровне обучающихся :

  • достижение личностных и метапредметных результатов в освоении основной образовательной программы;
  • формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
  • приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • развитие мотивации к творческому труду, воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни

Ресурсы программы.

1. Кадровое обеспечение программы

Рабочая группа

Функции

Административно-координационная

Обеспечение условий для организации внеурочной деятельности;

Координация деятельности всех участников образовательного процесса, участвующих в реализации ФГОС;

Обеспечение своевременной отчетности о результатах апробации программы;

Оценка эффективности проделанной работы, внесение корректив;

Проведение мониторинга результатов апробации программы;

Консультативно-методическая

Обеспечение предоставления всех необходимых для апробации содержательных материалов;

Изучение всеми участниками апробации документов ФГОС;

Проведение семинаров и совещаний с участниками апробации программы в рамках инструктивно-методической работы на опережение;

Распространение опыта участников апробации программы на окружном уровне;

Оказание консультативной и методической помощи учителям и педагогам ДО, апробирующим ФГОС.

Привлеченные педагоги дополнительного образования

Изучают документы ФГОС нового поколения;

Разрабатывают программы организации внеурочной деятельности по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Принимают участие в методическом взаимодействии в вопросах совместной реализации ФГОС.

Обеспечивают взаимодействие с родителями (законными представителями).

Учителя образовательного учреждения

Изучают документы ФГОС нового поколения.

Используют новые технологии в воспитательной деятельности, обеспечивающие результаты, обозначенные в стандарте нового поколения,

Помогают в организации внеурочной работы совместно с педагогами ДО.

Обеспечивают взаимодействие с родителями (законными представителями)

2. Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы необходима кооперация ресурсов и обмен ресурсами СП ДОД и образовательных учреждений.

Для организации внеурочной деятельности обучающихся школа предоставляет СП ДОД «Вдохновение» спортивный зал со спортивным инвентарем, учебные кабинеты, специализированные кабинеты, библиотеки.

3. Нормативно-правовое обеспечение

  • Федеральный государственный образовательный стандарт.
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей в Самарской области до 2015 года;
  • Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года;
  • Устав ОУ;
  • Локальные акты школы по введению ФГОС;
  • Должностные инструкции;
  • Программы воспитательной работы по направлениям.

4. Научно-методическое обеспечение:

  • Перспективный план прохождения курсовой переподготовки педагогических кадров СП ДОД И ОУ;
  • Семинары по введению ФГОС;
  • Семинары с педагогическим коллективом (обмен опытом) по отдельному плану;
  • Выпуск методической продукции;
  • Создание банка данных по программе.

Основные принципы

интеграции общего и дополнительного образования

в рамках внеурочной деятельности:

  • принцип системности , который позволяет выстроить внеурочную деятельность учащихся в определенной логической последовательности, эффективно используя все компоненты образовательной среды;
  • п ринцип дополнительности , который позволяет удовлетворить потребности личности в приобретении новых знаний и развитии собственных способностей за пределами образовательных программ, являющихся профилированными для данного образовательного учреждения (организации), обеспечивая движение воспитанника вперед в образовательном пространстве;
  • принцип опоры на ведущую деятельность , в соответствии с которым интеграция общего и дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности на различных возрастных этапах должна соответствовать ведущей деятельности, характерной для данного этапа, и психологическим возможностям и ограничениям, связанным с возрастными особенностями «самодеятельности» и рефлексии над собой и своим поведением и деятельностью;
  • принцип творческой и социальной активности обучающегося во внеучебной деятельности, реализующийся через создание установки на социальную и творческую активность, формирование убеждений обучающихся, организацию условий для включения обучающихся в творческую и социально значимую деятельность.

Функции дополнительного образования в общеобразовательной школе:

образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

воспитательная – создание условий для развития духовности на основе отечественных и общечеловеческих ценностей, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

креативная – создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

компенсационная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

профориентационная – формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая педагогическую поддержку подростков в процессе профессионального самоопределения.

оздоровительная – овладение приемами и способами здорового образа жизни;

интеграционная – создание единого образовательного пространства округа;

функция социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

функция самореализации – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;

практическая (культурно-досуговая) – организация и проведение массовых культурно-досуговых, концертно-развлекательных, художественно-познавательных мероприятий, фестивалей, выставок и т.д.

Механизмы взаимодействия СП ДОД и учреждений общего образования

Программ дополнительного образования детей по основным

Направлениям развития личности во внеурочной деятельности.

2. Организационные механизмы :

  • разработка и апробация оптимальной модели взаимодействия СП ДОД и образовательных учреждений по организации внеурочной деятельности (регламентируется договором о творческом сотрудничестве, планом совместной работы СП ДОД и ОУ в рамках реализации ФГОС);
  • разработка и осуществление совместных программ внеурочной деятельности в таких формах как социальное проектирование, коллективные творческие дела, акции и др., направленных на решение воспитательных задач;
  • методическое сопровождение внеурочной деятельности;
  • кооперация ресурсов и обмен ресурсами СП ДОД и ОУ (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);
  • предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);
  • взаимообучение специалистов, обмен опытом;

3. Финансовые механизмы:

  • на договорной основе (договор гражданско-правового характера, срочный трудовой договор и др.) по проведению занятий в рамках объединений, кружков, секций, клубов и др. по различным направлениям развития личности во внеурочной деятельности на базе ОУ или СП ДОД;
  • за счет выделения ставок педагогам дополнительного образования, которые обеспечивают реализацию программ внеурочной деятельности широкого спектра в общеобразовательном учреждении.

Модели организации дополнительного образования детей в современной школе

Модель

Характеристика

Модель №1

Самая распространенная модель.

Случайный набор кружков, секций, объединений, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей: стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатывается.

Дополнительное образование имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.

Модель №2

Внутренняя организованность каждой из имеющихся структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей, и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, «экспедиции», хобби-центры и т.п.)

Модель №3

Тесное взаимодействие ОУ с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования или учреждением культуры. (центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной и музыкальной школой, библиотекой, музеем и др.), исходя из совместной программы деятельности, которая определяет содержание дополнительного образования.

Обучение по дополнительным образовательным программам влияет на рост интереса обучающихся к предметам основной школы, а главное создает основу допрофессиональной подготовки старшеклассников.

Модель №4

Организация дополнительного образования детей в учебно-воспитательных комплексах (УВК). Модель очень эффективная с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей. В УВК создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования. Чаще всего УВК существует в виде стационарного соединения в единую организационную структуру основного и дополнительного образования. В самой школе может функционировать профильное учреждение дополнительного образования -художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества. Также в одно целое со школой может быть объединен многопрофильный центр детского творчества.

Этап реализации программы

Формы реализации

Прогнозируемые результаты

1 этап – подготови-тельный (апрель-сентябрь 2013г.)

  • анализ нормативно-правовых документов, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме проекта
  • изучение социального заказа образовательного учреждения, учащихся и их родителей на определенные направления внеурочной деятельности (на дополнительные образовательные услуги в рамках внеурочной деятельности);
  • анализ ресурсного потенциала СП ДОД в предоставлении дополнительных образовательных услуг;
  • оценка ресурсов ОУ в реализации внеурочной деятельности;
  • обобщение инновационного опыта педагогов СП ДОД и ОУ по реализации основных направлений внеурочной деятельности
  • выбор организационной модели интеграционного взаимодействия СП ДО и учреждений общего образования;
  • определение механизмов финансирования реализации дополнительных общеобразовательных программ в
  • создание нормативной базы реализации дополнительных общеобразовательных программ в условиях интеграционного взаимодействия СП ДОД и учреждений общего образования;
  • решение вопросов кадрового сопровождения дополнительных программ;
  • составление плана интеграционного взаимодействия образовательных учреждений и разработка расписания;
  • планирование организации мониторинга процесса и результатов освоение дополнительных образовательных программ.
  • маркетинговое исследование образовательного заказа на определенные направления внеурочной деятельности;
  • самообследование СП ДОД и ОУ с целью оценки образовательных ресурсов необходимых для реализации внеурочной деятельности;
  • общешкольные родительские собрания;
  • педагогические советы в СП ДОД и ОУ «ФГОС: проблемы и перспективы развития»;
  • обучение на курсах повышения квалификации для учителей ОУ и педагогов дополнительного образования.

Разработка модели взаимодействия общеобразовательных учреждений и СП ДОД в условиях реализации ФГОС.

Корректировка образовательных программ СП ДОД, циклограммы его деятельности, расписания занятий;

  • разработка нормативно-правовых документов:
  • разработка договора о сотрудничестве ОУ и СП ДОД в условиях реализации ФГОС;
  • создание методических рекомендации по организации внеурочной деятельности с учетом специфики организационной модели интеграционного взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования.

2 этап – реализации (сентябрь 2013 г. – май 2016 г.)

  • разработка и апробация программ внеурочной деятельности;
  • консультационно-методическое сопровождение реализации программы;
  • организация социального партнерства с вузами, образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования, учреждениями дополнительного образования детей, предприятиями и организациями, а также учреждениями науки, культуры и спорта;
  • информационное обеспечение интеграционного взаимодействия образовательных учреждений;
  • совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

Педагогическая лаборатория педагогов СП ДОД , работающих в условиях интеграционного взаимодействия СП ДОД и учреждений общего образования;

Индивидуальные и групповые консультации для педагогов УДОД, работающих в условиях интеграционного взаимодействия СП ДОД и учреждений общего образования;

  • мониторинг результативности и качества внеурочной деятельности обучающихся;

Создание банка методик оценки результативности внеурочной деятельности обучающихся;

Создание банка методических мате-риалов по организации внеурочной деятельности средствами дополни-тельного образования детей;

Создание единой базы занятости детей в дополнительном образовании;

Создание информа-ционного ресурса в сети Интернет по обмену творческим педагоги-ческим опытом в области организации внеурочной деятельности.

3 этап - обобщающий (июнь 2016 г.)

Трансляция опыта внедрения программы «Механизмы и модели взаимодействия структурного подразделения дополнительного образования «Вдохновение» ГБОУ СОШ №11 г. Кинеля и учреждений общего образования по организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС».

окружная конференция

Распространение передового опыта

Распространение печатной и электронной продукции

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов .

Уровни оценки результатов

Критерии оценки

Средства оценивания и диагностики

На окружном уровне

Педагогические чтения, семинары по проблемам организации внеурочной деятельности

Публикации педагогов, направленные на диссеминацию инновационного педагогического опыта в рамках реализации ФГОС.

Собеседование, выступления на МО, педсоветах, конференциях различного уровня.

На уровне ОУ

Соответствие модели взаимодействия СП ДОД и учреждений общего образования по организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС социальному заказу

Социологический опрос

Количество образовательных программ дополнительного образования по конкретным направлениям внеурочной деятельности;

Аналитические справки, отчеты

Доля обучающихся общеобразовательных школ, охваченных программами внеурочной деятельности, реализуемых педагогами ДО.

Аналитические справки, отчеты

Удовлетворенность родителей организацией внеурочной деятельности;

Анкетирование

Удовлетворенность учреждений общего образования организацией внеурочной деятельности СП ДОД.

Анкетирование

На уровне обучающихся

Удовлетворенность детей организацией внеурочной деятельности

Анкетирование

Соответствие требованиям к результатам освоения основной образовательной программы (личностные и метапредметные результаты)

Портфолио*, мониторинг и комплексная оценка академических достижений ученика, его компетенций и способностей в конце каждого учебного года

Уровень коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников

Диагностика коммуникативных и социальных качеств личности школьников*

Уровень социальных знаний школьников (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;

Мониторинг социальных знаний школьников*

Уровень и направленность мотивации личности

Диагностика мотивационной структуры личности*.

* мониторинг ведется совместно с педагогами ОУ, психологом ОУ

Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции, компенсации

Среди основных факторов, способных повлиять на результаты внедрения Программы можно выделить следующие:

Фактор риска

Возможные пути разрешения

Отсутствие достаточного финансирования

Привлечение средств спонсоров, социальных партнеров; привлечение внимания общественности к данной проблеме посредством взаимодействия со СМИ.

Низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки

Мониторинговое изучение мотивов деятельности педагогов и активное использование нематериальных стимулов.

Отсутствие или недостаточное количество необходимых специалистов

Привлечение педагогов, тренеров учреждений культуры и спорта, сетевое взаимодействие. Социальное партнерство

Дефицит учебно-методических пособий

Ресурсы Интернет-пространства

Недостаточная методическая подготовка педагогов

Курсовая подготовка, привлечение специалистов Областного центра развития дополнительного образования для проведения курсов, семинаров, проведение методических занятий, консультирование, выпуск методических пособий.


Публикации по теме